Разное

Кружок по шахматам в детском саду: Шахматный кружок «Белая ладья» | Рабочая программа (средняя группа) на тему:

Содержание

КРУЖОК «ШАХМАТЁНОК» — МБДОУ ЦРР

ДОГОВОР об оказании платных услуг (скачать документ)

Заявление по оказанию платной образовательной услуге (скачать документ)

Прейскурант цен на платные услуги, оказываемые МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка» (ДОД «Шахматенок») (скачать документ)


Программа дополнительной образовательной деятельности «Шахматёнок» Высоцкая О.В. дополнительной образовательной деятельности «Шахматёнок» (просмотреть PDF копию)

Рецензия на программу дополнительной образовательной деятельности «Шахматёнок»(просмотреть PDF копию)

Презентация программы дополнительной образовательной деятельности «Шахматёнок» Высоцкая О.В. дополнительной образовательной деятельности «Шахматёнок» (просмотреть PDF копию)

 

Варванская Елена Владимировна

 РУКОВОДИТЕЛЬ ДОД «ШАХМАТЕНОК»  

(Корпус 2 по ул.Комсомольская, д.30-а)

 

Бакиева Ильсияр Минлегалиевна

РУКОВОДИТЕЛЬ ДОД «ШАХМАТЕНОК»  

(Корпус 1 по ул. Объездная, д.55)

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

к программе дополнительного образования

 «Шахматная азбука»

для детей старшего дошкольного возраста

 Реализация программы«Шахматная азбука» осуществляется посредством организации работы кружка «Шахматёнок».

Шахматный кружок «Шахматёнок» проводится в свободное от основной непосредственно-образовательной деятельности время в рамках дополнительного образования. Содержание по шахматному кружку «Шахматёнок» определяется учебно-методическим пособием для учителя И.Г.Сухина «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»,переработанным под методику обучения дошкольников основам древней игры в условиях современной системы образования, включающей обоснование нравственных ценностей, целей и задач, принципов, содержания, форм, методов, видов деятельности.

Цель: развитие логического мышления у детей через освоение игры в шахматы.

Задачи:

1. познакомить детей с правилами и основами игры;

2. развивать у детей концентрацию внимания, логическое мышление, память;

3. развивать у дошкольников творческие способности;

4. способствовать укреплению дружеских отношений.

Курс рассчитан на детей в возрасте 6-7 лет. Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на адекватных возрасту разнообразных формах работы с детьми.

На изучение курса отводится 1 час в неделю. Продолжительность академического часа для детей 6-7 лет — 30 минут.

Для гарантированной реализации ФГОС в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 9 месяцев. Общий объем часов составляет для одного года обучения – 36 часов.

Примерный объем программы дополнительной образовательной  деятельности состоит из 7 тематических блоков: «Знакомство с игрой «Шахматы»»,  «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». Блоки включают в себя определенные темы, в каждой из них прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной переработкой.

В программе представлены: учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности и примерное тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности кружка «Шахматёнок».

Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Для реализации данной программы необходимо важна деятельность всех педагогов, работающих с детьми, посещающими шахматный кружок, а так же       тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: проводятся родительские собрания «Шахматы – не просто игра», тематические консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, показательные мероприятия в «День открытых дверей», мини-турнир с участием родителей, совместные экскурсии в музеи города, организуется выставка «Шахматная мозаика», оформляется наглядный материал в родительском информационном уголке, мини-музей «Шахматный мир», опыт семейного воспитания «Наша шахматная семья», информационный материал с размещается на сайте детского сада в разделе «Дополнительное образование» (кружок «Шахматёнок»).

Без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства не возможна успешная реализация и развитие шахматного образования в дошкольном образовательном учреждении. Для этого привлекаются партнеры и с ними заключаются договоры о сотрудничестве, например с такими организациями как: Югорская шахматная академия, Государственная библиотека – Югры, музеи города, ДОУ города, Ханты-Мансийская региональная общественная  организация «Федерация шахмат ХМАО – Югры» (президент Федерации Филипенко В.А.).

Программа «Шахматная азбука» нацелена на развитие в детях познавательного интереса к шахматам, стремления к получению знаний.


«Шахматный класс»

В вашем браузере отключена поддержка JavaScript. Для просмотра этой страницы нужно включить JavaScript. Чтобы узнать, как это сделать, нажмите здесь.


НОВОСТИ


Консультация для педагогов «Шахматы в детском саду»

Консультация для родителей «Игровые ситуации для дошкольников и их родителей»

Консультация для родителей «Шахматы для дошколят»

Памятка для родителей «Правила игры в шахматы»


На очередном занятии по шахматам обучающиеся познакомились с новой шахматной фигурой – Пешкой. Воспитанники узнали, как ходит Пешка, как «бьет». Разучили новую физминутку «Ну – ка, пешки, поиграем…»

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом               (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём.                (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.  

В конце дополнительной образовательной деятельности по традиции провели спарринг между детьми, отрабатывали шахматные этюды

Зовется Шахматной страной

Двухцветная страна,

Ведётся в ней упорный бой –

Двухцветная война 

Там обе армии смелы,

Борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы,

В другой бойцы черны.

март 2022 год

В вашем браузере отключена поддержка JavaScript. Для просмотра этой страницы нужно включить JavaScript. Чтобы узнать, как это сделать, нажмите здесь.


Вот и прошла дополнительная образовательная деятельность по шахматам с воспитанниками подготовительных к школе групп №14 и 15. На образовательной деятельности обучающиеся познакомились с самой сильной фигурой в шахматах – Ферзем. На занятии отгадывали загадки, решали логические задачи, рисовали фигуру Ферзя.

Он тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный он  и быстрый

Стал он шахматным министром. (Ферзь)

 


В январе месяце ребята, посещающие кружок «Шахматенок» закрепили такие понятия, как «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». В практической деятельности отработали эти понятия, показали горизонтальные и вертикальные линии, нашли самые длинные и короткие диагонали.  Вспомнили, какие шахматные фигуры  есть и как они ходят. Проверили логику и память, ответив на вопросы. В общем, провели время с пользой!

январь 2022 год

В вашем браузере отключена поддержка JavaScript. Для просмотра этой страницы нужно включить JavaScript. Чтобы узнать, как это сделать, нажмите здесь.

21 ноября прошло очередное занятие по шахматам, где мы с детьми познакомились с начальным положением шахматных фигур. Вместе с детками расставили фигуры на шахматной доске. Затем воспитанники  самостоятельно пробовали расставлять шахматные  фигуры, находить их места. Многие справились с заданием, и были очень рады этому.


Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры»

Труды, заботы, ожиданья —
Забыты в шахматной игре.
Сыграю я — твое признанье,
Сыграешь ты — и слово мне.

В мечтах пока игра такая,
Самозабвенная игра,
У нас не может быть иная,
Чем счастья-радости судьба.

Ничья — и дружба победила,
Потом — любовь, и так всегда, —
Ведь ты давно меня любила,
Но лишь признаться не могла.

С 2017 года в нашем дошкольном учреждении проводится кружок «Шахматенок». Кружок посещают дети подготовительных групп. Обучение игре раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству.

На днях нас посетил представитель шахматной академии: он рассказал нам про шахматы и шахматную игру в целом, дети задавали интересующие их вопросы.

В результате нашей встречи всем детям были розданы подарки от лица Югорской Шахматной Академии. Дети были рады такой встрече и получили вдохновение к дальнейшей  деятельности!


 


Консультация для родителей «Учимся играть честно, или как научить ребенка проигрывать»


 

Занятие в детском саду по шахматам и шашкам, обучение дошкольников игре, программа проведения занятий

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Содержание

  • 1 Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

  • 2 Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

  • 3 Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

    • 3.1 Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

      • 3.1.1 Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

    • 3.2 Таблица: пример конспекта занятия «Путешествие в шахматную страну» в подготовительной группе (фрагмент)

  • 4 Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

    • 4. 1 Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

      • 4.1.1 Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

    • 4.2 Таблица: пример конспекта занятия «Играем в шашки: шашечные дороги» (фрагмент)

    • 4.3 Видео: занятие по игре в шашки в детском саду

  • 5 Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

    • 5.1 Видео: открытое занятие по игре в шахматы в детском саду

  • 6 Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

    • 6.1 Видео: шашечный турнир среди детских садов

  • 7 Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

    • 7.1 Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

Поскольку занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять, принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть другой вариант?»).

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

  1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
  2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
  3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
  4. Решение отдельных шахматных задач (или этюдов). При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
  5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

В освоении «премудростей» шахматного поединка помогут различные дидактические игры. Можно использовать следующие варианты:

  • «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).
  • «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.
  • «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.
  • «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.
  • «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».
  • «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.
  • «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны выстроить фигуры на доске.

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

Шахматы изобрели более 1500 лет назад. Одни учёные полагают, что родина игры — Индия, другие — Китай, третьи — Персия. В переводе с персидского название игры дословно обозначает «король мёртв».

Старшим дошкольникам будут интересны любопытные сведения из истории шахмат. Всегда с интересом ребята слушают различные легенды. Можно рассказать им те, что связаны с древней игрой: легенда о зёрнах, о братьях Гаве и Талханде, «Белое и чёрное». Помимо таких красивых преданий, воспитатель может рассказывать детям современные литературные сказки о шахматах. Педагог, увлекающийся литературой и имеющий богатую фантазию, легко сочинит подобные истории и самостоятельно.

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

В занятие следует включать физкультминутки соответствующей тематики (ведь сидеть всё время за доской утомительно), например, сделать с детьми «Шахматную зарядку». Движения могут быть следующими:

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

К обучению дошкольников шахматной игре следует активно подключать родителей. В этом помогут, например, консультации: «Как играть с ребёнком в шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и пр. Данный вопрос можно затрагивать на родительских собраниях.

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре
Тема шахмат может обыгрываться в различных настольно-печатных играх
Дошкольникам наверняка понравятся напольные шахматы
Играть в шахматы будет ещё интереснее, если предложить ребятам фигуры в виде реалистичных воинов
Ребята с удовольствием соберут шахматное поле из пазлов, а потом уже будут играть с фигурами

Таблица: пример конспекта занятия «Путешествие в шахматную страну» в подготовительной группе (фрагмент)

АвторМатвеева Н. , воспитатель.
Организационный моментВ.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чём можно путешествовать? (На самолёте, на корабле, на велосипеде, на машине). Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чём? (На ковре-самолёте).
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

  • На ковре-самолёте
    Отправляемся мы в путь!
    Знания, смекалку, ловкость
    Взять с собой не позабудь.

В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

Основная частьЗадание «Прочитать название города».
В.: Посмотрите, мы на месте в необычном городе. Как же он называется? Надо собрать название, поставив кубики по порядку от 1 до 15.

  • Так, вокруг все оглядимся.
    Разноцветия тут нет,
    Только чёрно-белый цвет.
    Клетки тут везде, квадраты,
    Почему же так, ребята?

В. : Прочитайте, что получилось? (Шахматная страна).
Задание «Угадай».
В.: Ребята, смотрите, перед городом ворота (картина шахматной доски, нарисованная на ватмане, или показ на слайде). Пройти в ворота сможем, если угадаем, что за рисунок на воротах? (Ответы детей).
Игра «Назови фигуру»
Детей встречает царь: Я царь Мудрец. Добро пожаловать, гости дорогие. В моём городе произошло несчастье, злой колдун заколдовал все шахматные фигуры, и они не знают, как их зовут. Чтобы восстановить справедливость, необходимо вспомнить названия фигур.
Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.
Царь Мудрец: Молодцы, спасибо за помощь!
«Шахматные загадки».
Царь Мудрец: Сейчас я вас проверю, как вы умеете отгадывать шахматные загадки.

  • Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).
  • Не живёт в зверинце,
    Не берёт гостинцы,
    По косой он ходит,
    Хоботом он водит. (Слон).
  • Продвигается не косо и не прямо,
    А буквой «Г» — так шахматисты говорят. (Конь). <…>

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда).
В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
Царь Мудрец: Хорошо!
В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

  • Ну-ка, пешки, поиграем.
    Головой мы повращаем
    Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
    3, 4, приседаем.
    Наши ножки разомнём. (Приседают)
    1, 2, 3 — на месте шаг.
    Встали пешки дружно в ряд.
    Мы размялись от души,
    За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы) <…>

Аппликация «Шахматная доска».
Царь Мудрец: Что вы видите на доске? (Ответы детей). Одинаковые ли эти квадратики? Чем они отличаются? (Ответы детей).
Вы правы, по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются от друг друга — белые и чёрные клеточки. А называются они поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их.
Сколько у вас получилось белых квадратиков? А сколько чёрных? (Ответы детей).
Видите, и белых и чёрных одинаковое количество — 32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля.
А теперь запомните: шахматная доска имеет 64 клеточки.
Ребята, я вам предлагаю составить самим шахматную доску из приготовленных для вас чёрных квадратиков. Перед вами в клетку белый лист бумаги, на нём расположите чёрные квадратики, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показан образец шахматной доски).

Заключительный этапВ.: Ребята, вам понравилось в шахматной стране? (Ответы детей).
Царь Мудрец: Вот спасибо вам, ребята, выручили вы нас. Без подарков я вас не отпущу, прилетайте снова к нам, будем с вами мы дружить.
В.: Спасибо, Царь Мудрец, нам пора возвращаться в сад.
Ребята, садимся на ковёр-самолёт и в обратный путь. Ребята, давайте посчитаем! Только теперь обратный счёт -10, 9, 8…, 0 полетели… Ура! (Звучит музыка).
Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Все ребята молодцы!
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-podgotovitelnaja-grupa-puteshestvie-v-shahmatnuyu-stranu.html

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

  • Начинать бой можешь смело —
    Первый ход всегда за белой!
    Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по чёрным клеткам!
    Наверно, шашкам не везёт,
    Что ходят шашки лишь вперёд!
    Знают все: и стар, и млад,
    Шашкой бьём вперёд-назад!
    Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя её перепрыгнет!
    Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход её по всей диагонали!
    Цель игры — побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

В самом начале обучения игре в шашки клеточек на поле может быть меньше, как и самих фигур

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

  • Точно неизвестно, где придумали шашки. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игру любили фараоны, и считалось, что её придумал Тот — бог мудрости.
  • Древние греки верили, что игру придумал бог Гермес, который покровительствовал торговле, ловкости, красноречию. Он предложил богине Луне сыграть с ним с условием, что в случае победы получит от неё 5 дней. Гермес одержал победу и прибавил эти 5 дней к году: с тех пор он стал составлять 365 дней.
  • В древности вместо шашек использовались круглые камешки двух оттенков.
  • Фишки символизируют собой 2 армии, которые сражаются. Отступление невозможно: поэтому шашки идут только вперёд. Когда одна фигура бьёт другую, она перескакивает через неё — точно так же в битве победивший воин перешагивает через поверженного, чтобы продолжать сражаться дальше.
  • В средние века обучение шашечной игре входило в обязательную программу подготовки рыцарей. Таким способом им прививали навыки ведения рыцарских поединков, необходимые будущему воину.
  • На Руси шашки стали популярны с X века. Первоначально они изготавливались из глины и камня, в том числе янтаря.
  • В отличие от шахмат, у каждой нации была своя разновидность шашечной игры (например, разное число клеток на поле и немного разные правила). Но это имело недостаток — игроки из разных стран не могли участвовать в международном состязании. И поэтому около столетия назад в Голландии создали международный вариант игры под названием «Стоклеточные шашки».

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

  • «Иванушка-дурачок и Змей Горыныч». В одной деревне жили братья Степан, Демьян и Иван-дурак. Весь день они работали, а вечером ходили на посиделки или же устраивали кулачные бои. Только Иван вечерами садился на расчерченную доску и играл сам с собой в шашки, передвигая белые и чёрные камушки. Как-то раз братья отправились за грибами и заблудились. К ночи вышли они к поляне, где стояли белокаменные хоромы с открытой дверью. Там оказалась старая прислужница. Она накормила молодцев и сказала, чтобы они скорее уходили: ведь это дворец Змея Горыныча, скоро он прилетит и заставит их играть в шашки, обыграет, а потом съест одного за другим. Тут с грохотом домой заявился страшный Змей и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатую доску с золотыми и серебряными клеточками и чугунными фигурами). Старшие братья проиграли, сидят, заливаются горючими слезами. А вот Иван выиграл — сыграл так, что у Змея глаза на лоб вылезли от удивления. И пришлось ему отпускать молодцев домой.
  • «Королевство шашек». В шашечном государстве правила королева Дамка. А жителями страны были чёрные и белые шашки. Они жили очень дружно и очень любили проводить шашечные турниры. Побеждали то чёрные, то белые, и все были счастливы. Но поблизости от этой замечательной страны жил злобный колдун Домино. Любил он играть в свою игру, причём всегда хотел лишь выигрывать, добивался победы любой ценой — волшебством и обманом. Никто поэтому не хотел с ним играть. Волшебник страшно завидовал Дамке и её подданным и однажды он заколдовал их королевство. Все жители разом забыли правила шашечной игры. Шашки стали спорить друг с другом, даже воевать — хотели силой добыть победу. Дамка хотела успокоить жителей, но она тоже забыла правила игры. И тогда правительница издала указ: кто напомнит правила игры и наведёт порядок в королевстве, то навеки будет его почётным гражданином и получит золотую медаль. Далее воспитатель предлагает дошкольникам напомнить королеве и её жителям важные правила игры в шашки.

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Соревноваться можно и в обратной последовательности — снимать фишки одну за другой согласно указанию педагога.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ
Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использвать объёмных божьих коровок из картона двух цветов
Замечательно, если в группе есть напольный набор шашек, с ним хорошо играть на улице в тёплое время года
Интересная идея — шашки из пуговиц (у одного игрока — кружочки, у другого — сердечки)
Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие

Таблица: пример конспекта занятия «Играем в шашки: шашечные дороги» (фрагмент)

АвторГурьдюмова Л. , воспитатель Д/с, г. Нижний Тагил, Свердловская обл.
Психологический настройВ.: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что у нас на столах? Правильно, это игра — шашки. Давайте вспомним, как называется доска, на которой играют в шашки? Молодцы, правильно — поле. А кто помнит, как правильно нужно поставить доску? (Доска ставится между игроками именно так — её нижнее угловое поле слева должно быть тёмным). Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску.
Основная частьИгра-жеребьёвка.
В.: Вот мы и готовы играть в шашки, но для этого нужно расставить шашки на доске — поле. В коробке шашки двух цветов — белые и чёрные. Как решить, кто какими будет играть? (Ответы детей). Чтобы никому не было обидно, спор, кто какими шашками играет, решают следующим образом. Судья, а это я, зажимает в руке по шашке, а один из игроков говорит, в какой руке. Если ему выпадает шашка белого цвета, значит, он играет белой, а его партнёр, тот кто сидит напротив, будет играть чёрной. Давайте определим, кто какими шашками будет играть (проходит игра-жеребьёвка).
Игра «Кто быстрее разложит шашки на доске?».
В.: Сейчас мы проведём игру-соревнование «Кто быстрее разложит шашки на доске?». Вспомните правило, как правильно расставлять шашки, на какие клетки? Молодцы, только на чёрные клетки будем расставлять шашки. Каждый будет расставлять на своей половине поля. На счёт три — выполняем задание. (Проводится игра несколько раз, дети меняются шашками). Замечательно справились с заданием!
В.: А сейчас у нас физкультминутка.

  • Отдых наш — физкультминутка,
    Занимай свои места.
    Раз — присели, два — привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели, встали, сели, встали,
    Ванькой-встанькой словно стали,
    А потом пустились вскачь,
    Будто мой упругий мяч. <…>

Дидактическая игра «Кто больше назовёт горизонтальных предметов».

Заключительный этапВ.: Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Подведение итогов.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-doshkolnikov-igraem-v-shashki-shashechnye-dorogi.html

Видео: занятие по игре в шашки в детском саду

Смотрите это видео на YouTube

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Занятие по игре в шашки или шахматы вполне можно сделать открытым мероприятием. Ведь это актуальное и оригинальное направление (тем более, если методика проведения этих настольных игр является темой самообразования воспитателя либо он ведёт соответствующий кружок). Данное занятие лучше всего сделать обобщающим: не стоит сообщать на нём ребятам какие-то совершенно новые для них сведения или правила. Педагог должен придумать яркое запоминающееся название мероприятия, например, «Шахматное королевство» или «Путешествие в страну шашек».

Чтобы занятие получилось по-настоящему интересным, следует придумать определённый занимательный сюжет. Например, ребята отправляются в путешествие в Шахматное королевство, там они встречают Шахматного короля. Ребята должны показать ему свои знания о шахматах: они делятся на 2 команды, и педагог задаёт им вопросы и загадки. Можно провести мини-эстафету (например, кто из команд быстрее расставит пешки на доске, участвуют соответственно по 8 детей).

На открытом занятии по шашкам можно немного поговорить об истории этой настольной игры (какие-то сведения дети уже знают). Затем педагог даёт дошкольникам несколько полезных советов (например, продумывать действия на несколько шагов вперёд, стараться занимать своими фигурами центральные поля доски и пр.), которые помогут им побеждать. Для наглядности обязательно используется магнитная доска. В конце следует провести небольшой шашечный турнир (каждый ребёнок играет одну партию).

Начать открытое занятие можно с небольшой беседы с детьми. Педагог, например, интересуется у воспитанников: что даёт человеку умение играть в шашки (шахматы). Также подобной беседой можно логически закончить мероприятие.

Рекомендуется украсить помещение, где будет проводиться открытое занятие

Важное значение для успешного проведения мероприятия имеет оформление помещения: это может быть не только группа, но и музыкальный зал. Для самих же детей можно придумать оригинальные костюмы.

Изготовить накидки шахматной тематики не сложно, однако за счёт подобных костюмов мероприятие будет смотреться более выигрышно

Видео: открытое занятие по игре в шахматы в детском саду

Смотрите это видео на YouTube

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по итогам занятий с шашками или шахматами обычно устраивается турнир. Для детей он должен стать настоящим праздником, который только усилит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Не следует проводить турниры слишком часто, это может отрицательно сказаться на психике ребёнка. Ведь готовясь к мероприятию, ребята всегда волнуются, даже если и не показывают это внешне.

Сценарий здесь тщательно продумывается, к подготовке следует подключить музыкального руководителя (например, чтобы разыграть вначале мероприятие небольшой танец-сражение шахматных или шашечных фигур). Сюжетной линией турнира может стать бой средневековых рыцарей или война грибов и ягод (по мотивам русской народной сказки). Обязательные атрибуты такого праздника — яркие декорации (проводится всё обычно в музыкальном зале) и игровые персонажи (взрослые наряжаются в соответствующие костюмы).

На турнире обязательно должны быть игровые персонажи в соответствующих костюмах

Следует красиво обыграть открытие турнира. Это может быть танец, сценка либо просто торжественная речь воспитателя.

Турнир может включать в себя элементы театрализации или хореографии

Главная же часть турнира — это соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, то поединков можно сделать несколько: победившие в первом туре ребята играют ещё раз уже друг с другом и т. д. Если используются шахматы, то выделяются трое ребят, которые первыми одержали победу над противником.

Основная часть турнира — непосредственно игра

Самая торжественная часть — это подведение итогов с вручением почётных грамот.

Грамоты вручаются победителям (1, 2 и 3 место), однако и всем участникам обязательно нужно вручить поощрительные символические подарки (например, значки или конфеты).

Победителей турнира обязательно нужно поощрить грамотами

На шахматный или шашечный турнир обязательно приглашаются родители, другие педагоги детского сада. Организуется жюри, арбитры, которые контролируют выполнение всех правил.

На турнире обязательно присутствует жюри из педагогов или родителей

К турниру можно приурочить семейный конкурс на изготовление поделок шашечной или шахматной тематики, например, самых креативных шашек (из любого материала). При этом родители также поощряются небольшими призами или грамотами.

К турниру можно приурочить конкурс на изготовление самых оригинальных шашек

Видео: шашечный турнир среди детских садов

Смотрите это видео на YouTube

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.

Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

АвторМикрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия.
МесяцТемыКоличество занятийВсего
часов
ТеорияПрактика
Сентябрь
  • История возникновения шашечной игры.
  • Знакомство с шашечной доской.
  • Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры.
1
1
1
1,5
ОктябрьИгра «Русские шашки».42
Ноябрь
  • Игра «Поддавки».
  • Игра «Северные шашки».
1
1
1
1
2
Декабрь
  • Игра «Уголки».
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1-й тур).
12
1
2
Январь
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2-й тур).
  • История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами.
1
1
11,5
Февраль
  • Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах.
  • Знакомство с лёгкими и тяжёлыми фигурами в шахматах.
1
1
1
1
2
Март
  • Шах. Мат.
  • Пат. Ничья.
1
1
1
1
2
АпрельИгра в шахматы.42
МайШахматный турнир «Наш лучший шахматист».21
Цит. по: http://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

Данный учебно-тематический план рассчитан на 32 занятия.

Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.

  • Автор: Лариса Морозова

    АвторМатвеева Н. , воспитатель.
    Организационный моментВ.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чём можно путешествовать? (На самолёте, на корабле, на велосипеде, на машине). Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чём? (На ковре-самолёте). Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

    • На ковре-самолёте Отправляемся мы в путь! Знания, смекалку, ловкость Взять с собой не позабудь.

    В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

    Основная частьЗадание «Прочитать название города». В.: Посмотрите, мы на месте в необычном городе. Как же он называется? Надо собрать название, поставив кубики по порядку от 1 до 15.

    • Так, вокруг все оглядимся. Разноцветия тут нет, Только чёрно-белый цвет. Клетки тут везде, квадраты, Почему же так, ребята?

    В. : Прочитайте, что получилось? (Шахматная страна). Задание «Угадай». В.: Ребята, смотрите, перед городом ворота (картина шахматной доски, нарисованная на ватмане, или показ на слайде). Пройти в ворота сможем, если угадаем, что за рисунок на воротах? (Ответы детей). Игра «Назови фигуру» Детей встречает царь: Я царь Мудрец. Добро пожаловать, гости дорогие. В моём городе произошло несчастье, злой колдун заколдовал все шахматные фигуры, и они не знают, как их зовут. Чтобы восстановить справедливость, необходимо вспомнить названия фигур. Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка. Царь Мудрец: Молодцы, спасибо за помощь! «Шахматные загадки». Царь Мудрец: Сейчас я вас проверю, как вы умеете отгадывать шахматные загадки.

    • Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).
    • Не живёт в зверинце, Не берёт гостинцы, По косой он ходит, Хоботом он водит. (Слон).
    • Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» — так шахматисты говорят. (Конь). <�…>

    Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда). В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку. Царь Мудрец: Хорошо! В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

    • Ну-ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо — влево, а потом (Вращают головой) 3, 4, приседаем. Наши ножки разомнём. (Приседают) 1, 2, 3 — на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы) <�…>

    Аппликация «Шахматная доска». Царь Мудрец: Что вы видите на доске? (Ответы детей). Одинаковые ли эти квадратики? Чем они отличаются? (Ответы детей). Вы правы, по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются от друг друга — белые и чёрные клеточки. А называются они поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их. Сколько у вас получилось белых квадратиков? А сколько чёрных? (Ответы детей). Видите, и белых и чёрных одинаковое количество — 32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля. А теперь запомните: шахматная доска имеет 64 клеточки. Ребята, я вам предлагаю составить самим шахматную доску из приготовленных для вас чёрных квадратиков. Перед вами в клетку белый лист бумаги, на нём расположите чёрные квадратики, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показан образец шахматной доски).

    Заключительный этапВ.: Ребята, вам понравилось в шахматной стране? (Ответы детей). Царь Мудрец: Вот спасибо вам, ребята, выручили вы нас. Без подарков я вас не отпущу, прилетайте снова к нам, будем с вами мы дружить. В.: Спасибо, Царь Мудрец, нам пора возвращаться в сад. Ребята, садимся на ковёр-самолёт и в обратный путь. Ребята, давайте посчитаем! Только теперь обратный счёт -10, 9, 8…, 0 полетели… Ура! (Звучит музыка). Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Все ребята молодцы!
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-podgotovitelnaja-grupa-puteshestvie-v-shahmatnuyu-stranu.html

    АвторГурьдюмова Л. , воспитатель Д/с, г. Нижний Тагил, Свердловская обл.
    Психологический настройВ.: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что у нас на столах? Правильно, это игра — шашки. Давайте вспомним, как называется доска, на которой играют в шашки? Молодцы, правильно — поле. А кто помнит, как правильно нужно поставить доску? (Доска ставится между игроками именно так — её нижнее угловое поле слева должно быть тёмным). Давайте сядем за столы, друг напротив друга и правильно поставим доску.
    Основная частьИгра-жеребьёвка. В.: Вот мы и готовы играть в шашки, но для этого нужно расставить шашки на доске — поле. В коробке шашки двух цветов — белые и чёрные. Как решить, кто какими будет играть? (Ответы детей). Чтобы никому не было обидно, спор, кто какими шашками играет, решают следующим образом. Судья, а это я, зажимает в руке по шашке, а один из игроков говорит, в какой руке. Если ему выпадает шашка белого цвета, значит, он играет белой, а его партнёр, тот кто сидит напротив, будет играть чёрной. Давайте определим, кто какими шашками будет играть (проходит игра-жеребьёвка). Игра «Кто быстрее разложит шашки на доске?». В.: Сейчас мы проведём игру-соревнование «Кто быстрее разложит шашки на доске?». Вспомните правило, как правильно расставлять шашки, на какие клетки? Молодцы, только на чёрные клетки будем расставлять шашки. Каждый будет расставлять на своей половине поля. На счёт три — выполняем задание. (Проводится игра несколько раз, дети меняются шашками). Замечательно справились с заданием! В.: А сейчас у нас физкультминутка.

    • Отдых наш — физкультминутка, Занимай свои места. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. <�…>

    Дидактическая игра «Кто больше назовёт горизонтальных предметов».

    Заключительный этапВ.: Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Подведение итогов.
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-doshkolnikov-igraem-v-shashki-shashechnye-dorogi.html

    АвторМикрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия.
    МесяцТемыКоличество занятийВсего часов
    ТеорияПрактика
    Сентябрь
    • История возникновения шашечной игры.
    • Знакомство с шашечной доской.
    • Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры.
    1 1 11,5
    ОктябрьИгра «Русские шашки».42
    Ноябрь
    • Игра «Поддавки».
    • Игра «Северные шашки».
    1 11 12
    Декабрь
    • Игра «Уголки».
    • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1-й тур).
    12 12
    Январь
    • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2-й тур).
    • История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами.
    1 111,5
    Февраль
    • Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах.
    • Знакомство с лёгкими и тяжёлыми фигурами в шахматах.
    1 11 12
    Март
    • Шах. Мат.
    • Пат. Ничья.
    1 11 12
    АпрельИгра в шахматы.42
    МайШахматный турнир «Наш лучший шахматист».21
    Цит. по: https://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

    Записаться на пробное занятие

    Записаться на пробное занятие

    Шахматный клуб

    Шахматный клуб

    открыт для учащихся от детского сада до пятого класса, которые заинтересованы в улучшении своих знаний о шахматах и ​​которым нравится играть как для дружеского соревнования, так и для развлечения. Шахматный клуб собирается с 15:30 до 16:45 по средам и четвергам. Для участия учащиеся должны быть предварительно зарегистрированы; выбор дня будет установлен при регистрации. Пространство ограничено.

    Учащиеся дневной школы Мансано соревнуются в Шахматной лиге школ Альбукерке с учениками из других независимых школ, а также местных государственных школ и учащихся, обучающихся на дому. Лига спонсирует шесть турниров каждый учебный год, которые обычно проводятся с октября по март. Турниры проходят в вечерние часы на разных площадках в районе метро Альбукерке.

    За дополнительной информацией обращайтесь к Стиву Переа: [email protected].

    Садовый клуб

    Garden Club открыт для учащихся с первого по пятый класс, родителей, учителей и персонала. Учащиеся дошкольных и детских садов могут посещать занятия в сопровождении родителей. Участники садового клуба сажают, пропалывают, собирают урожай и ухаживают за садом. Мы встречаемся ежемесячно осенью и весной с 7:45 до 8:15 утра. Конкретные даты будут объявлены в пятничном бюллетене. Если ваш ребенок заинтересован в участии в Garden Club, свяжитесь с Кристин Лаффлер ([email protected]).

    Хорошие певцы Apple

    Good Apple Singers — это вокальный ансамбль для учащихся четвертого и пятого классов, желающих получить больше исполнительского опыта. Изучается и исполняется разнообразная музыка, в том числе веселые хореографические номера. Репетиции проходят по понедельникам с 15:45 до 16:30. и по средам с 7:45 до 8:20. Если ваш ученик интересуется Good Apple Singers, свяжитесь с Джейми Джонсом ([email protected]).

    Клуб для прыжков со скакалкой

    Клуб прыжков со скакалкой — это внеклассный клуб, который собирается в спортзале с 15:30 до 16:30. по понедельникам. Клуб открыт для учащихся от детского сада до пятого класса. Клуб прыжков со скакалкой — это веселый и активный способ для учащихся двигаться и осваивать базовые навыки прыжков со скакалкой. Студенты также имеют возможность попробовать себя в команде Red Hot Pepper Jump Rope Team. Команда Red Hot Pepper Jump Rope Team собирается по вторникам с 15:30 до 17:00. Студенты изучают более продвинутые техники прыжков со скакалкой, а также участвуют в представлениях в местных школах и в сообществе Альбукерке. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с тренером Джесси Армихо (jarmijo@manzanodayschool. org).

    Битва книг

    Учащиеся четвертого и пятого классов приглашаются присоединиться к команде «Битвы книг» дневной школы Манзано. Члены команды читают различные книги, выбранные из списка, и встречаются со своими родителями, чтобы поделиться наблюдениями и информацией о выбранной литературе. Учащиеся, прочитавшие десять или более книг из списка, имеют право участвовать в битве за книги в Нью-Мексико с другими учащимися со всего штата. Это интересный способ поделиться качественной литературой и радостью от чтения! Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с Рэйчел Паттон ([email protected]).

    Клуб робототехники

    Клуб робототехники

    открыт для учащихся четвертого и пятого классов. Учащиеся используют продукты Lego Mindstorms для создания и программ самодельных роботов. Клуб собирается перед школой в Научной лаборатории Берницкого (ауд. 410) на пять сессий. У клуба нет затрат. Предварительная регистрация будет размещена в myManzano. С вопросами обращайтесь к нашему научному координатору Шари Стюарт по адресу [email protected].

    Научный клуб

    Научный клуб предназначен для учащихся от детского сада до третьего класса. Учащиеся участвуют в различных соответствующих возрасту научных исследованиях, а также в инженерных мероприятиях. Клуб собирается после школы с 15:45 до 16:30 в Научной лаборатории Берницкого (комната 410) на пять сессий. Осенняя сессия будет предназначена для учащихся вторых и третьих классов, а весенняя сессия предназначена для учащихся детских садов и первоклассников. В этом клубе нет никаких затрат. Предварительная регистрация будет размещена на myManzano. Пожалуйста, свяжитесь с Координатор по науке Шари Стюарт по адресу [email protected] с вопросами .

    Ежегодник клуба

    Клуб Ежегодника

    открыт для учащихся пятого класса и собирается в школьные часы раз в шесть дней. Студенты клуба «Ежегодник» участвуют во всех аспектах создания и публикации ежегодника. Они делают все: от выбора темы до фотографирования, разработки макета страницы и редактирования. Студенты присоединяются в начале учебного года и заканчивают ежегодник в марте. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с Рэйчел Паттон ([email protected]).

    Воскресенье Понедельник вторник Среда Четверг Пятница Суббота

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30