Разное

Коррекция поведения детей дошкольного возраста: Коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста

Содержание

Коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречаются дети с отклонениями в поведении: одним совершенно не знакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным возрастом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».

Академик В.М.Бехтерев подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Выпадение хотя бы одного компонента ведет к нарушениям в личностном развитии ребенка.

К отклоняющемуся, неконструктивному поведению так же относятся:

— гиперактивность – это двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания, импульсивность и непредсказуемость в поступках. Ребенок действует, не задумываясь о последствиях, не замышляя ничего плохого и искренне огорчается последствиям своего поступка. Легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла. Поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок. Но самая большая проблема – отвлекаемость. Заинтересовавшись чем – то, забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Любопытен, но не любознателен, отсутствие постоянства в интересах.

— вспыльчивость — склонность устраивать истерику по любому поводу, даже незначительному, не проявляя при этом агрессии. Это скорее выражение отчаяния и беспомощности чем проявление характера.

Но она причиняет неудобства и поэтому тоже требует преодоления.

— агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств достижения целей. Причем, агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной (оскорбляют, дразнят, ругаются) и косвенной (ябедничают, сплетничают) агрессии.

— пассивность — своего рода изоляция в собственном мире от невнимания и неурядиц, тихое безынициативное поведение.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции поведенческих отклонений у детей, которые можно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

В дошкольном возрасте универсальными формами коррекции являются: игротерапия, арт-терапия.

Арт-терапия представляет собой специализированную форму коррекции, основанную на искусстве, в изобразительной и творческой деятельности, основная цель арт-терапии состоит в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и понятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои возможности.

Выделяют различные типы изображений, отражающих как возрастную динамику развития ребенка, так и индивидуально-личностные особенности ребенка: бесформенные и хаотичные каракули, конвенциональные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения.

Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи как коррекционного метода. Так, в возрасте от 3 до 5 лет изобразительная деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и еще не становится эффективной формой коррекции. Преимущество в этом возрасте отдается игротерапии.

Дети старшего возраста уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации. Арт-терапия преобретает статус продуктивной формы коррекции наряду с игротерапией. Роль взрослых в творческой деятельности ребенка с возрастом приобретает все большую ценность.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из более эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого -_педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.С.Спиваковской, А.И.Захарова которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в дошкольном возрасте деятельности – игре. По определению М.И.Чистяковой игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игротерапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сегодня существует несколько видов игровой терепии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия. Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтичевкая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактулизации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л.Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить собственный источник оценки; 8). обрести веру в себя.

Основные принципы педагога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка — это естественность, безусловное принятие, понимание.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.

При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль или образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игротерапии для коррекции поведенческих отклонений у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение ребенка своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

В современной отечественной науке технологии использования игротерапии представлены в исследованиях А. В.Захарова, М.И.Чистяковой, М.Э.Вайнер, Г.А.Широковой, Л.Костиной.

Итак, игротерапия является ведущим средством и профилактики и коррекции поведенческих отклонений детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.

Важную роль в успешности игротерапии играет индивидуально-дефференцированный подход к детям, ориентированный на развитие социальной компетентности ребенка.

Очевидно, что коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на специальной психолого-педагогической подготовке взрослых – родителей и воспитателей, вводящих ребенка в новые социальные условия.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Способы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста | Статья:

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

Агрессивность чаще всего встречается при психических заболеваниях. Первое место в её терапии принадлежит медикаментозному лечению, назначаемому врачом. Но и психокоррекционные методы в данном случае играют важную роль, т.к. без них адаптация ребёнка к окружающей среде невозможна.

Определение понятий «агрессия», «агрессивность»

Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. [4,5]

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. [4, 5]

Откуда появляется агрессивность – вопрос довольно спорный и, соответственно, сложный. Ж. Годфруа в книге «Что такое психология» написал, что существует много факторов, влияющих на появление агрессивности: «С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности». [2, 289]

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией. 

Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.

Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Классификация агрессии

Существует множество видов классификаций агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя.

По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов.

По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту.

По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно).

По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).

Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Формирование детской агрессивности

Жизнь ребёнка в первые годы всецело зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребёнком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Поэтому первые проявления агрессивности у ребёнка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьёт ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования родителями на действия ребёнка много. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребёнка, родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность маленького ребёнка, направленную на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребёнок.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто идёт с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек.

Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

 Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления агрессивного поведения детей можно по-разному.

Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:

  1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
  2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
  3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
  4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

Если за основу классификации брать движущие силы, мотивацию агрессии, то можно выделить:

  1. импульсивно-демонстративный тип. Главная цель у ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат.
  2. нормативно-инструментальный тип. Агрессивные действия детей выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров.
  3. целенаправленно-враждебный тип. Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям. В основном такие дети используют прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно.

 Различия в проявлении детской агрессивности

Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться. Иначе дети не научатся грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией и с агрессией других детей в их адрес.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии чаще являются группировки ребят. Агрессивное поведение становится более организованным. Дети приобретают навыки конструктивного общения. Враждебная агрессия в этом возрасте уже начинает преобладать над инструментальной. Дети чаще решают проблемы в своём кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых.

Подростки уже могут реализовать свою агрессию, проявляя её открыто, получая тычки и жизненный опыт, либо пряча и подавляя, становясь послушным пай-мальчиком (девочкой). Подавленная агрессия может обернуться неврозом либо психосоматическим заболеванием.

Мальчики проявляют свою агрессию более открыто, грубо. Их агрессивность менее управляема. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Они довольно рано заменяют физическую агрессию вербальной. Но агрессивность девочек часто завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. 

 Работа по коррекции детской агрессивности

1. Диагностика детской агрессивности

Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.

Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».

Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».

Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.

Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».  

После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.

 2. Совместная терапия ребёнка и родителей

Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.

Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.

Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.

Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.

Успех семейной терапии достигается благодаря:

  • осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
  • паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
  • выполнению рекомендаций психолога,
  • соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
  • сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.

 3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми

При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:

  • игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
  • изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
  • творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
  • сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
  • сублимирование агрессии в спорт,
  • участие в тренинговой группе.

Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях. 

 4. Коррекция агрессивного поведения в группе

После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.

Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:

  • группа отображает общество в миниатюре;
  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
  • группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
  • в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
  • групповая форма работы имеет и экономические преимущества.

 

Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций.

При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:

  • беседа,
  • ролевое проигрывание ситуаций,
  • упражнения на самопознание и самовоспитание,
  • этюды, пантомима,
  • изобразительная деятельность,
  • физические упражнения, подвижные игры,
  • психогимнастика, ауторелаксация.

 

Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:

  • отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
  • отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
  • сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
  • наличие острой психотической симптоматики,
  • снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.

 

Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку, т.к. она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В то же время агрессивность в форме ненависти и враждебности способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо хулигана, задиры, либо труса, неспособного постоять за себя. В крайних случаях и то, и другое может привести к деструктивному поведению в отношении людей.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. От некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга до особенностей среды, окружающей ребёнка с первых дней жизни, включая отношения внутри семьи.

Существует множество классификаций агрессии, но обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами. Так же есть различия и в агрессивном поведении мальчиков и девочек.

После поступления запроса к психологу об агрессивном поведении ребёнка проводится первичная диагностика. Для получения необходимой информации используют различные методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетирования, проективные методики.

Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.

Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказание не должно унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

 

Библиография

  1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. – М.: «Мир», 2005. – 496 с.
  3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.
  4. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
  5. Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. – М.: Астрель, 2012. – 512 с.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
  8. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – 694 с.
  9. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. –М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
  10. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
  11. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.

Когда дошкольники разыгрывают: советы по обучению хорошему поведению и самоконтролю

CHILDREN-PLAY.JPG

Две сестры играют во время мероприятия Sunday Trailways 2012 года в Бивертоне. Физическая активность и игры на свежем воздухе — это одна из стратегий, помогающих маленьким детям улучшить самоконтроль, говорит исследователь из штата Орегон Шеннон Липскомб.

(Faith Cathcart/The Oregonian/2012)

Заголовок Daily Mail был написан, чтобы привлечь внимание:

«Не вините плохих родителей в плаксивых детях — плохое поведение может быть связано с детскими ГЕНАМИ»

В последующем материале цитируется исследование Шеннон Липскомб, доцента кафедры человеческого развития и семейных наук Университета штата Орегон в кампусе Каскейдс. Липскомб был ведущим автором статьи под названием «Генетическая уязвимость взаимодействует с воспитанием детей, ранним уходом и образованием для прогнозирования усиления экстернализации поведения», которая была опубликована в выпуске Международного журнала поведенческого развития от 23 октября.

Согласно статье Daily Mail, «генетика объясняет, почему одни дети хорошо учатся в дошкольных учреждениях, а у других возникают проблемы с поведением».

Липскомб сказал, что тут больше нюансов.

Среди 233 детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, которых она и ее коллеги-исследователи изучали, «мы действительно увидели, что некоторые дети были предрасположены к тому, чтобы быть более чувствительными к окружающей их среде», — сказал Липскомб. «Мы не видели прямого влияния генетики на поведение. Мы видели, что когда дела в окружающей среде шли не очень хорошо… дети, у которых был генетический риск, с большей вероятностью отыгрывали».

«На самом деле это было взаимодействие между генами и окружающей средой», — сказала она. По ее словам, исследователи определили, у каких детей была генетическая предрасположенность, оценив саморегуляцию их биологических родителей или ее отсутствие. «Окружающая среда» включала детские дома, а также учреждения по уходу за детьми и дошкольные учреждения.

Липскомб дал следующие советы родителям, как помочь своим детям развить контроль над своим поведением:

Установите ограничения. Установление четких ограничений и их последовательное соблюдение имеют решающее значение, сказал Липскомб. Так же и не «отпускать», когда ребенок проверяет границу или нарушает правило.

Установить процедуры. Это идет рука об руку с последовательностью. Липскомб сказал, что рутина помогает детям чувствовать себя лучше и знать, чего ожидать, что, в свою очередь, помогает им вести себя соответствующим образом.

Сохраняйте спокойствие . «Важно избегать чрезмерной реакции или резкости по отношению к детям, когда они проверяют» границы или правила, — сказал Липскомб. «Они могут научиться управлять своим поведением только в том случае, если они проверят границы, а затем получат последовательное сообщение от родителей или учителей о том, что хорошо, а что нет».

Крики или шлепки, добавила она, не работают в долгосрочной перспективе и в конечном итоге могут усугубить ситуацию. «Это может сработать немедленно… но это не поможет им управлять своими эмоциями и поведением», — сказала она.

Играйте в игры на самообладание. Липскомб рекомендовал игры, которые помогают детям научиться управлять своим телом, такие как Red Light Green Light и Simon Says. Она также рекомендовала учить детей, как скоротать время, когда они ждут. Например, если вы застряли в очереди, не поддавайтесь желанию дать детям поиграть со своим смартфоном. Вместо этого «взаимодействуйте с ними и разговаривайте с ними», — сказала она. Передача смартфона «помогает решить проблему в данный момент, но учит детей ожидать, что их будут развлекать все время», — сказала она. Это также хорошая возможность попробовать занятие, которое учит откладывать удовлетворение — например, «если вы сможете найти 10 вещей, которые начинаются на букву Б, вы можете выбрать сегодня дополнительную сказку на ночь».

Модель управления стрессом. «Управляйте собственным стрессом, чтобы стать хорошим образцом для подражания», — сказал Липскомб. Убедитесь, что дети видят, как вы занимаетесь йогой, прогуливаетесь по окрестностям или просто добровольно уходите в другую комнату, чтобы справиться с разочарованием или беспокойством.

Поощряйте физическую активность и игры на свежем воздухе. «Дети на самом деле лучше контролируют свое поведение, если у них есть много возможностей выплеснуть свою избыточную энергию», — сказал Липскомб. Это также означает сокращение экранного времени.

По словам Липскомба, родителям детей, у которых возникают проблемы с поведением и самоконтролем в дошкольных учреждениях или в детском саду, «самое главное — это работать над тем, чтобы открыто и регулярно общаться с учителями, чтобы они могли решайте проблемы вместе и делитесь стратегиями».

Липскомб сказала, что она знает, что родителям может быть трудно наладить рабочие отношения с воспитателем дошкольного учреждения или детским садом, и не защищаться. «Но ребенку будет лучше, если мы действительно сможем быть открытыми и услышать, что говорят учителя», — сказала она.

Меньший детский сад или более короткий график дошкольного образования иногда могут быть полезными, сказал Липскомб, поскольку большие группы в течение длительного периода времени могут отвлекать и вызывать стресс у более чувствительного ребенка. Но родители не должны торопиться с поиском новой обстановки, сказала она. Перевод не всегда решает проблемы и может фактически создать новые, заставив ребенка пройти через дополнительный переход. Передача ребенка имеет смысл, прежде всего, когда семья все равно переживает переходный период.

Липскомб предложил родителям и воспитателям детских садов и дошкольных учреждений следующие стратегии, которые можно попробовать вместе с чувствительными детьми:

Внимание! Предупреждать о предстоящих переходах, таких как выход на улицу на перемену. По словам Липскомба, переходы часто являются триггерами негативного поведения. «Эти дети действительно часто учатся лучше, если учителя могут предупредить их, чтобы они знали, чего ожидать». Кроме того, по ее словам, это помогает детям узнать, что от них ожидается во время перехода.

Задействовать их. Дайте им особое задание или назначьте помощником. В некоторых детских садах, например, один ребенок назначается каждый день в качестве «дверного держателя», чтобы помогать открывать дверь каждый раз, когда дети выходят на улицу или возвращаются обратно. Липскомб рекомендовал положительное подкрепление, когда родитель или учитель видят, что ребенку удается вести себя надлежащим образом. Она добавила, что в групповой обстановке похвала, адресованная одному ребенку, например: «Спасибо за то, что ты молчишь и очень хорошо слушаешь», часто оказывает влияние на группу, показывая другим детям, как они должны себя вести.

Играйте вместе. «Используйте возможности, чтобы повеселиться со своими детьми и построить свои отношения — эти прочные отношения между родителями и детьми действительно помогают детям чувствовать себя в безопасности и развивать самоконтроль», — сказал Липскомб. «Обязательно найдите время, чтобы сделать это».

Ресурсы

Липскомб сказал, что родители, которые считают, что у их детей серьезные поведенческие проблемы, могут обратиться за оценкой к специалисту по раннему детству или специалисту по раннему детскому вмешательству. Чтобы найти его, она порекомендовала связаться с местным школьным округом, окружным отделом здравоохранения или психического здоровья или местным справочным агентством по уходу за детьми. За оценку может взиматься плата, но некоторые семьи могут претендовать на освобождение или снижение платы.

Вот несколько примеров местных ресурсов:

  • Программа раннего детства Малтнома, служба на уровне округа, сотрудничающая со школьными округами округа Малтнома: общая линия, 503-261-5535
  • Северо-Западный региональный округ службы образования
  • Clackamas Education Service District
  • Educational Service District 112
  • High Desert Education Service District

— Amy Wang

Если вы приобретете продукт или зарегистрируете учетную запись по одной из ссылок на нашем сайте, мы можем получить компенсацию.

Передовой опыт управления поведением в дошкольных учреждениях

Управление поведением в дошкольных учреждениях является необходимым условием для учителей, стремящихся создать в классе эффективную и позитивную учебную среду. Если все сделано правильно, стратегии управления поведением уменьшают нарушения, вызванные сложным поведением. Он также поощряет просоциальное поведение, которое поддерживает социально-эмоциональное развитие детей и способствует развитию таких навыков, как разрешение конфликтов, саморегуляция и сотрудничество со сверстниками.

Но внедрение планов поведения для дошкольников может быть затруднено, если вы имеете дело с 20 или более детьми в возрасте от трех до пяти лет или когда у вас есть ограниченные стратегии управления поведением в дошкольном возрасте. Эта возрастная группа обладает, казалось бы, безграничной энергией и быстро исследует и учится.

Хотя добиться успеха в учебе может быть непросто, это не значит, что вы не сможете этого сделать. Мы составили руководство ниже, чтобы проиллюстрировать лучшие стратегии управления поведением в дошкольных учреждениях.

Что такое дошкольное управление поведением?

Управление поведением в дошкольных учреждениях использует стратегии для поддержки детей в обучении, увеличения просоциального поведения и уменьшения проблемного поведения.

Управление поведением для дошкольников имеет жизненно важное значение, поскольку оно помогает формировать ожидания, формирует основу для социально-эмоционального обучения, создает благоприятную среду для обучения в классе, предлагает стратегии, которые семьи могут использовать дома, и способствует позитивному поведению.

Преимущества эффективного управления поведением дошкольников

Преимущества эффективного управления поведением в дошкольном возрасте включают: 

Формирование ожиданий

Разработка плана управления поведением в дошкольном возрасте и предоставление его детям — лучший способ правильно сформировать ожидания. Таким образом, дети знают, какое поведение приемлемо.

Кроме того, четкий план снижает тревогу и помогает детям сделать правильный выбор.

Формирует основу для социально-эмоционального обучения

Помимо обучения чтению и письму, детям необходимо развивать социально-эмоциональное поведение, такое как регулирование своих эмоций, социальная осведомленность и навыки взаимоотношений. Четкие, лаконичные и простые для понимания правила поведения в классе помогут детям справиться со стрессом и создать среду, в которой они будут чувствовать себя в безопасности.

Тщательный план управления поведением может также способствовать развитию способности детей общаться с другими и хорошо слушать. Обучение этим важным социально-эмоциональным навыкам в раннем возрасте настраивает их на успех в дальнейшей жизни.

Создает благоприятную среду для обучения в классе

Стратегии управления классом для дошкольников играют решающую роль в поддержании порядка в классе. В благоприятной учебной среде нет помех и отвлекающих факторов, что делает ее лучшей для обучения.

Стратегии управления классом способствуют плавному обучению, определяя ожидания и рекомендации, которым должны следовать дети.

Предоставляет стратегии, которые семьи могут использовать дома.

Реализация подробного плана управления поведением дошкольников в вашем центре понравится родителям и опекунам, поскольку они выбирают программу, которая научит их детей основным навыкам, необходимым для достижения успеха в классе и за его пределами. Семьи могут следовать тем же принципам и ожиданиям от занятий в классе, чтобы обеспечить постоянство дома.

Способствует положительному поведению

План управления поведением дошкольников касается не только последствий. Хорошо составленный план может привить полезные навыки и мотивировать всех детей поддерживать позитивное поведение.

Источник

Стратегии управления поведением в классе для дошкольников

Внедрение стратегий управления поведением в дошкольных учреждениях может оказаться сложной задачей, если вы не знаете, какие стратегии использовать. Для начала попробуйте следующие проверенные стратегии управления классом для дошкольников: 

1. Разработайте четкие правила поведения в дошкольном учреждении

Называете ли вы их правилами, указаниями или соглашениями, в вашем дошкольном учреждении должны быть согласованные ожидания относительно поведения в классе.

В зависимости от возрастной группы вы можете создать эти рекомендации с участием ваших детей.

Вместо того, чтобы составлять длинный список того, что нельзя делать, вам нужно, чтобы ваши правила поведения были простыми и краткими. Например, такие ожидания, как «Будьте в безопасности. Быть почтительным. Будь добрым.» распространены в учреждениях дошкольного образования.

2. Будьте конкретны в своих ожиданиях

Чем конкретнее ваши правила поведения, тем лучше для ваших детей. Затем, постоянно работая с правилами для дошкольных классов, описанными выше, вы будете учитывать любые конкретные ожидания в отношении поведения в классе.

Например, «Для безопасности в классе мы используем ноги для ходьбы». Вы будете просматривать эти рекомендации каждое утро и при каждом удобном случае, пока ваши дети двигаются в течение дня.

3. Следуйте распорядку дня

Дошкольникам очень нравится распорядок дня. Им нужно точно знать, что от них ожидается и чего ожидать от их дня. Итак, каждое утро просматривайте дневные занятия, следуя тщательно спланированному дошкольному расписанию.
Последовательность поможет укрепить доверие между вами и вашими детьми за счет четкого изложения ожиданий. Это также дает детям возможность «владеть» своим днем ​​и способствует автономии.

4. Используйте позитивный язык

Всех, независимо от возраста, ждут похвалы. Признавайте и сообщайте, когда в вашем дошкольном учреждении происходят хорошие вещи. Вместо «Не беги» вы скажете «Спасибо за безопасность и ходьбу».

Еще одна стратегия, которая часто срабатывает, — сосредоточиться на всех хороших событиях, даже если у кого-то был тяжелый день. Например, игнорирование вспышки гнева и вместо этого сосредоточение внимания на позитивном общении сотворит чудо.

Хитрость в управлении поведением дошкольников заключается в том, чтобы признать, что некоторые виды поведения требуют немедленного внимания из соображений безопасности (например, кусание). Но в других случаях дети могут контролировать себя, если увидят, что одноклассник пользуется положительным вниманием. Просто сказав: «Я заметил, что Кэти отлично справляется со сбором кубиков!» может побудить других тоже вмешаться.

Перенаправление поведения или изменение фокуса внимания ребенка с нежелательного поведения на более позитивное может предотвратить эскалацию проблемного поведения и помочь ему найти более конструктивный способ самовыражения. Например, если ребенок бросает игрушки, вы можете взять его за руку и подвести к другому занятию, например к броску мяча на улицу.

Однако важно признать, что некоторые поведенческие проблемы могут быть связаны с желанием или потребностью во внимании. В этом случае игнорирование происходящего может только усугубить ситуацию.

5. Предоставьте визуальные подсказки

Картинки говорят громче слов, особенно когда ваша аудитория еще не умеет читать! Необходимы визуальные подсказки для руководства по поведению. В идеале, фотографии ваших детей, демонстрирующих позитивное поведение.

Но не ограничивайтесь рекомендациями по поведению дошкольников. Обозначьте места для материалов фотографиями, чтобы дети могли самостоятельно управлять процессом уборки, повесьте фотографии шагов мытья рук в ванной и покажите фотографии детей, выстраивающихся в очередь — что угодно. Дайте своим дошкольникам визуальную поддержку, чтобы поощрить их независимость, или разместите визуальное расписание у дверей класса, чтобы поддержать распорядок дня в конце дня.

6. Тщательно управляйте переходами

Переключение между видами деятельности в течение дня может быть обычным временем, когда у дошкольников возникают проблемы с поведением. Вы справитесь с этим беспокойным временем лучше всего, если будете тщательно обучать своих детей вашим ожиданиям на каждом этапе их дня.

Рассмотрите возможность использования таймера перехода или обратного отсчета и встройте время перехода непосредственно в свой распорядок дня и планы уроков. Некоторым воспитателям дошкольных учреждений полезно создать репертуар переходных занятий, которые они могут использовать в течение дня или использовать на лету по мере необходимости.

Источник

7. Обучайте эмпатии и другим социальным навыкам

Как и все другие школьные предметы, вы должны обучать социальным навыкам. Используйте время в кругу, чтобы поделиться мини-уроками о позитивном поведении, например, быть хорошим другом, делиться игрушками и т. д. Читайте книги, посвященные эмпатии и сосредоточенные на распознавании чувств и управлении ими.

Используйте марионеток или детей-добровольцев для демонстрации того, как относиться к другим с добротой и уважением. Дети начинают развивать способность к сопереживанию примерно в два года, поэтому поощряйте взаимодействие, учитывающее чувства одноклассников. Создание прочных связей с вашими детьми и между ними будет способствовать позитивной культуре в классе.

8. Обращайте особое внимание на проблемное поведение

Если вы заметили, что большинство проблем с поведением возникают в определенное время дня, рассмотрите возможность внесения изменений, изучив, что может происходить. Например, просите ли вы своих дошкольников о высоком уровне концентрации перед сном, когда они устали?

Если это так, вы можете подумать о том, чтобы изменить запланированные действия. Например, начинают ли вещи разваливаться на полпути по кругу? Может быть, время круга слишком велико. Если это так, модулируйте уровни активности в течение дня и всегда держите руку на пульсе того, что работает, а что нет.

9. Взаимодействие с семьями

Надежная домашняя связь полезна во многих отношениях, включая управление поведением. Каждое утро получайте информацию о том, как начался день ребенка. Например, вы захотите узнать, плохо ли спал один из ваших дошкольников или у него было тяжелое утро.

Держите семьи в курсе и заручитесь их помощью, когда возникают проблемы с поведением. Это происходит и дома? Сообщите семьям о своих стратегиях управления трудным поведением, чтобы при необходимости они могли продолжить их дома.

10. Рассмотрите поведенческую диаграмму

Дошкольные или дошкольные поведенческие диаграммы представляют собой специальные диаграммы, размещенные на стенах классной комнаты для отслеживания поведения дошкольников. Эти диаграммы часто назначают вознаграждение, например, наклейку, за определенное поведение. Цель состоит в том, чтобы мотивировать детей на позитивное поведение в классе.

Хотя поведенческая диаграмма является одним из способов повлиять на положительное поведение, у нее есть свои недостатки. Например, он учит детей ожидать вознаграждения в обмен на определенное поведение и может подорвать любую внутреннюю мотивацию вести себя определенным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *