Разное

Комиссия пмпк что это такое: Что такое ПМПК и в каком случае ребёнку нужно проходить эту процедуру

Содержание

что это, цель, как проходит психолого-медико-педагогическая комиссия

Дети

Для чего нужна психолого-медико-педагогическая комиссия и почему не нужно ее бояться

Тамара Скокова

специалист органа опеки и попечительства

Профиль автора

Предложение пройти с ребенком ПМПК пугает многих родителей.

Бытует убеждение, что после комиссии все дети идут в коррекционную школу и это клеймо на всю жизнь. На самом деле ПМПК нужна, чтобы своевременно выявить у ребенка умственные, психические, физические и поведенческие проблемы и понять, нужны ли ему особые условия для получения образования. Например, комиссия может назначить ребенку с речевыми нарушениями бесплатные занятия с логопедом или рекомендует перевести его в логопедический детский сад.

Не стоит переживать, если логопед, психолог или кто-то еще посоветует ПМПК. Комиссия лишь выносит заключение с рекомендациями, а следовать им или нет, решают родители.

Расскажу, как проходит ПМПК и как подготовить к ней ребенка.

Что вы узнаете

  • Что такое ПМПК и для чего она нужна
  • Из чего состоит ПМПК
  • Кто может отправлять на комиссию
  • Какие документы нужны для прохождения комиссии
  • Как подготовить ребенка
  • Что спрашивают на ПМПК
  • Что и как оценивают специалисты
  • Что делать с результатами ПМПК
  • Как обжаловать результат комиссии

Что такое ПМПК и для чего она нужна

ПМПК расшифровывается как «психолого-медико-педагогическая комиссия». Специалисты медицинского, педагогического и психологического профилей изучают особенности развития ребенка и коллегиально решают, нужны ли ему специальные образовательные условия. Например, слабослышащим детям могут назначить занятия с сурдопедагогом, а слабовидящим — по учебникам со шрифтом Брайля.

Положение о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Также комиссия может предложить психолого-медико-педагогическую и социальную помощь:

  • консультации детей, их родителей, законных представителей и педагогов;
  • коррекционно-развивающие, компенсирующие и логопедические занятия;
  • сопровождение тьютором, ассистентом-помощником.

п. 5 ст. 5 ФЗ об образовании

Пройти ПМПК может любой ребенок с рождения до 18 лет. Но в раннем возрасте в этом нет особого смысла: даже если у ребенка есть какие-то проблемы, их заметит врач, а говорить о специальных образовательных условиях до трех лет еще рано.

ст. 42 ФЗ об образовании

Обследование детей и консультирование родителей всегда бесплатное.

Из чего состоит ПМПК

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят:

  • психолог;
  • логопед;
  • дефектолог;
  • социальный педагог;
  • детский психиатр;
  • педиатр;
  • невролог;
  • офтальмолог;
  • отоларинголог.

п. 4 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Присутствовать на комиссии могут не все перечисленные специалисты. И наоборот: если нужно, пригласят узкопрофильного специалиста. Например, когда ПМПК проходит ребенок с нарушениями зрения, могут позвать тифлопедагога. Секретарь ПМПК рассматривает представленные заявления и документы родителей и собирает состав в зависимости от ситуации.

Когда вашему ребенку пора на следующий медосмотр: персональный календарь

В каждом регионе есть два уровня ПМПК: территориальные находятся в районах, центральные — в областном центре и в каждом крупном городе. Если в территориальной ПМПК нет нужного специалиста, родителям порекомендуют обратиться в центральную: одна ЦПМПК работает максимум на 10 000 детей.

п. 6 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Чаще всего ЦПМПК действуют постоянно. Территориальные комиссии собираются с разной периодичностью: и каждый день, и несколько раз в неделю, и пару раз в месяц. Чтобы узнать, как работают комиссии в вашем регионе, можно воспользоваться навигатором ПМПК.

Кто может отправлять на комиссию

Инициировать прохождение ПМПК могут родители и другие законные представители ребенка, а также образовательные организации, которые он посещает, и медицинские учреждения. В частности, поликлиника, к которой ребенок прикреплен.

Допустим, логопед в детском саду выявила у трехлетнего ребенка задержку в развитии речи и посоветовала родителям пройти ПМПК. В этом случае на месте проводят ППК — психолого-педагогический консилиум. Специалисты сада выносят протокол с заключением и направляют на ПМПК. После комиссии по утвержденной программе с ребенком бесплатно занимается логопед того же детского сада.

Или, например, педагог в первом классе обратила внимание на отклонения в поведении ребенка, заметила у него трудности в усвоении программы. Она с разрешения родителей инициирует прохождение ПМПК. И дальше все происходит по той же схеме: сначала в школе проводят консилиум, а после направляют в территориальную ПМПК.

Если инициатором выступают не родители, они могут отказаться от комиссии. За 17 лет работы в органах опеки у меня бывали такие случаи. Но позже родители приходили к выводу, что ребенок не осилит обычную программу, и обращались к комиссии сами. Поэтому к рекомендациям специалистов лучше прислушаться.

Права родителей в школе

Какие документы нужны для прохождения комиссии

Чтобы пройти комиссию, понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт родителя или документ, подтверждающий полномочия представлять интересы ребенка, — например, постановление об опеке.
  2. Согласие на обследование ребенка. Бланк предоставит специалист комиссии.
  3. Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка, а также оригинал документа или его нотариально заверенная копия.
  4. Направление на ПМПК от образовательной или медицинской организации. Если не специалисты, а родители инициируют прохождение ПМПК, за направлением тоже можно обратиться в детсад, школу или в поликлинику — туда, где есть сведения об имеющихся у ребенка проблемах.
  5. Заключение предыдущей комиссии, если она была.
  6. Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих его в поликлинике по месту жительства или регистрации. Выписку готовит участковый педиатр поликлиники. Заключения подписывают невролог, детский психиатр, офтальмолог, отоларинголог и другие специалисты по необходимости.
  7. Характеристика от детсада или школы. В ней указывают, как ребенок осваивает образовательную программу, как взаимодействует с другими детьми и педагогами, есть ли особенности в его поведении и другое.
  8. Письменные работы по русскому языку, математике и творческие работы школьника. После ПМПК их вернут.

п. 15 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Чтобы подать документы, родители могут:

  1. Принести их в ПМПК лично.
  2. Обратиться в образовательную организацию, и та направит бумаги сама.
  3. Записаться на прием через портал госуслуг.

Заполните данные о ребенке: серию и номер свидетельства о рождении или паспорта, дату выдачи, адрес регистрации и фактического проживания Также для оформления заявления нужно прикрепить электронные копии документов

Как подготовить ребенка

В течение пяти дней после подачи документов специалист комиссии предупредит о дате, времени, месте и порядке проведения обследования. Обычно заседания ПМПК приходится ждать около месяца.

п. 17 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Накануне родителям нужно подготовить ребенка. Если это дошкольник, расскажите, что у него будет что-то вроде игры. Если школьник, объясните, что предстоит поговорить с разными педагогами и выполнить их интересные задания. Полезно вспомнить с ребенком домашний адрес, ФИО родителей, где и кем они работают, его любимое стихотворение. Можно поговорить о текущем времени года, днях недели, частях суток.

Главное — поддержать ребенка эмоционально. Он должен быть уверен: родители на его стороне, что бы ни произошло.

Важно, чтобы в назначенный день ребенок был здоров. Если заболел, лучше перенести обследование. Для этого предупредите секретаря комиссии, и она назначит встречу на следующее заседание ПМПК. При необходимости медицинскую справку, которая подтвердит, что причина у вас уважительная, можно взять у своего педиатра. Обычно проблем с переносом не возникает.

8 фраз, которые стоит чаще говорить своим детям

Что спрашивают на ПМПК

Родители и законные представители имеют право присутствовать на ПМПК.

Несмотря на то что в составе комиссии есть врачи, медицинское обследование они не проводят. Вывод о состоянии здоровья делают по выписке и заключениям врачей. По сути заседание ПМПК — это просто беседа. Специалисты разговаривают с ребенком, дают ему задания по возрасту и с учетом особенностей развития.

На комиссию направляют как дошкольников, так и школьников — как правило, учащихся первых — четвертых классов, когда уже понятно, есть ли непреодолимые препятствия для обучения в обычной школе.

Если на комиссии дошкольник, то все проходит в игровой форме. Ребенку предложат, например, рассортировать игрушки по цветам, определить на картинках животных и растения. Обязательно спросят имя и фамилию, как зовут папу и маму, бабушек и дедушек, имена воспитателей. Могут задать какие-либо бытовые вопросы. Допустим, как ребенок добирается в детский сад.

Детей постарше попросят рассказать о себе и о своих близких, спросят про их возраст и увлечения. Также специалисты проверят память и речь. Оценят, правильно ли школьник строит предложения и как он произносит звуки. Для этого с ребенком опять же будут разговаривать. Например, об окружающем мире, профессиях, семье.

Продолжительность комиссии зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Обычно она длится от 20 минут до 1 часа.

Как пройти медосмотр перед школой

Что и как оценивают специалисты

Задача специалистов ПМПК сводится к тому, чтобы выявить нарушения в развитии ребенка и определить его резервные возможности.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это знания и умения, которые есть сейчас, и его потенциал. Поэтому важно представить на ПМПК рабочие тетради школьника, его контрольные работы по математике и диктанты по русскому языку. Так учителю-дефектологу проще сделать выводы о том, как ребенок усваивает школьную программу, и выявить проблемы.

По этой же причине большое значение имеет подробная педагогическая характеристика. Учитель, который каждый день видит ученика и общается с ним, может наиболее объективно оценить динамику его развития.

Гид по дислексии: что нужно знать о трудностях с чтением и письмом

Педагог-психолог отмечает особенности поведения и характера ребенка. Наблюдает за его общением с другими людьми. Проверяет, как развиты все психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Для этого психолог предложит ребенку, например, запомнить последовательность предметов, сгруппировать их по какому-то признаку и найти различия в свойствах.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Социальный педагог из детсада или школы готовит справку о социальном статусе ребенка: в благополучной или неблагополучной семье он воспитывается, может ли коммуницировать, обслуживать себя.

Как понять, что ребенку нужны занятия с логопедом

Что делать с результатами ПМПК

После беседы обычно уже не в присутствии ребенка и родителя комиссия обсуждает конкретный случай и выносит решение. Потом ребенка и его маму или папу снова приглашают и озвучивают им рекомендации.

Также по итогам обследования специалисты ПМПК готовят протокол, с которым родителей знакомят под подпись. Это подтверждает, что родители присутствовали на комиссии.

п. 20—22 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Заключение ПМПК оформляют на специальном бланке. В документе указывают:

  • нуждается или не нуждается ребенок в создании специальных условий для получения образования. Если нуждается, то в сопровождении специалистов какого профиля;
  • по какой адаптированной программе обучать ребенка в детсаду или школе и как долго;
  • есть ли необходимость для повторного прохождения ПМПК.

Так, если ребенок плохо воспринимает инструкции учителя, испытывает затруднения в самоорганизации, ведет себя агрессивно, то в заключении укажут, что он нуждается в сопровождении тьютора. Если у ребенка выраженные трудности в передвижении, самообслуживании, ему показана помощь ассистента. И об этом напишут в рекомендациях.

6 проблем, которые осложняют жизнь первоклассникам

По итогам комиссии также могут присвоить статус «ребенок с ОВЗ» — ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ — это не инвалидность. Инвалидность устанавливает медико-социальная экспертиза. Статус ОВЗ опять-таки указывает, что имеющиеся у ребенка проблемы препятствуют получению образования без особых образовательных условий. Поэтому его, например, дают детям с недоразвитием речи. Но с помощью логопедической коррекции ребенок может избавиться от речевых нарушений и будет учиться в обычной школе.

ст. 79 ФЗ об образовании

Также статус ОВЗ получают дети с тяжелыми нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра (РАС), умственной отсталостью. Так, чтобы обучать слабовидящего ребенка, понадобятся специальные учебники. А ребенку с РАС — особые методические материалы и организация учебного пространства.

Решение о том, как будет учиться ребенок: в обычной школе вместе с остальными детьми, в спецшколе, дистанционно или на дому с отдельным педагогом — принимают родители и образовательная организация с учетом рекомендаций врачебной комиссии. Самая предпочтительная форма обучения — очная. Но если нарушения развития тяжелые, у ребенка есть психические заболевания, устойчивые проблемы в поведении, выбирают другую форму обучения. Например, на дому.

Копию заключения ПМПК родители получат сразу же или в течение пяти рабочих дней после проведения обследования. Их обязательно ознакомят с содержанием под подпись или направят почтой с уведомлением о вручении. Расскажут об особых образовательных потребностях ребенка и специальных условиях получения образования, а также о том, в каких детских садах и школах такие условия созданы.

п. 22 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Нужно помнить, что специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию. Их задача — определить вариант образовательной программы.

Заключение ПМПК действительно год. За это время его нужно принести в управление образования, сад или школу. Тем не менее получать его каждый год не нужно. Ребенку будут оказывать помощь до окончания ступени образования — например, если это детсадовец, то до первого класса. Либо в течение какого-то срока, указанного в рекомендациях — в этом случае напишут, допустим, «контроль через два года».

Как я оформила для сына бесплатные занятия с логопедом в детском саду

Заключение ПМПК дошкольника, которому рекомендовали адаптированную программу для коррекции нарушений речи

У родителей есть право обучать ребенка без специальных условий, в обычном детском саду или в обычной школе и не предоставлять заключение ПМПК. Но если не следовать рекомендациям комиссии, позже можно столкнуться с трудностями в образовании. Это особенно актуально в сложных случаях. Например, при умственных нарушениях. Комиссия рекомендует для ребенка ту программу, которая соответствует его возможностям.

Расскажу случай из практики.

Кровная мама девочки ограничена в родительских правах в связи с психическим заболеванием. Со временем у девочки также проявились признаки психического расстройства. Ее опекун знала диагноз матери, но надеялась, что заболевание не отразится на здоровье девочки.

В пять лет девочке присвоили категорию «ребенок с инвалидностью». На ТПМПК вынесли заключение: общее недоразвитие речи второго уровня. По направлению комиссии зачислили в детский сад компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

Характеристика из детского сада, представленная в опеку, также отражала проблемы в развитии: речь невнятная, звукопроизношение нарушенное, словарный запас ниже нормы, агрессивно и бурно реагирует на замечания, пронзительно долго кричит, гигиенические навыки отсутствуют. Проблема с усвоением материала — нет концентрации внимания.

Перед первым классом девочка прошла очередную ПМПК. Для ребенка выбрали очную форму обучения в коррекционной школе VIII вида для детей с умственной отсталостью. Опекун не возражала и была согласна с рекомендациями.

«Если ребенок не говорит, просто подождите» и еще 7 мифов о нарушениях речи и работе логопеда

Заключение, где рекомендована очная форма обучения по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью

Как обжаловать результат комиссии

Если родители не согласны с заключением территориальной ПМПК и считают, что рекомендации не отвечают интересам ребенка, можно обжаловать результаты.

п. 25 положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082

Так как законные представители ребенка всегда присутствуют на комиссии, подписывают протокол и подтверждают, что претензий к процедуре обследования не имеют, обжалования редки. Но все же бывают. В этом случае желательно, чтобы мнение родителей поддержали сторонние специалисты и тоже порекомендовали те образовательные условия, которые устраивают законных представителей. Можно обратиться к педагогам ребенка. Они постоянно занимаются с ним и реально оценивают его возможности.

Решение территориальной комиссии оспаривают в центральной ПМПК или в управлении образования, а также в прокуратуре. Если жалобу рассмотрят не в пользу родителя, следует обратиться в суд.

Жалобу пишут в свободной форме. К ней нужно приложить те же документы, которые подавали в ТПМПК

Родителям на заметку

  1. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка проходит с согласия родителя или других законных представителей.
  2. ПМПК определяет, нужны ли ребенку особые условия для получения образования и какие именно.
  3. Результаты заключения ПМПК рекомендательные. Родители сами решают, надо ли им следовать.
  4. Обжаловать результаты можно в ЦПМПК, управлении образования, прокуратуре или в суде.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Центральная ПМПК

Центральная ПМПК

О ЦПМПК


Цель центральной психолого-медико-педагогической комиссии — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.  

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

  1. проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
  2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
  3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  4. оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  5. осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
  6. участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

ЦПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки РФ №1082 от 20.09.2013 года).

Только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) вправе присвоить статус «обучающийся/воспитанник с ограниченными возможностями здоровья» и рекомендовать специальные условия обучения и воспитания.

Обучающийся/воспитанник с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 ФЗ-273 от 29.12.2012).

Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).

Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии. 

Заключение ЦПМПК носит рекомендательный характер для родителей (законных представителей) ребенка: родители/законные представители ребенка имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ЦПМПК (как и ИПРА ребенка-инвалида), являются основанием для создания условий обучения и воспитания ребенка.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГИА

 

Заявление родителей на обследование учащихся для
создания условий при проведении ГИА.
 

Обязательно! 

Согласие на обработку персональных данных.

Обязательно! 

Документы, удостоверяющие личность обучающегося (паспорт). 

Обязательно! 

Документ, удостоверяющий личность законного представителя ребёнка. 

Обязательно! 

Направление от школы с подписью специалиста, ответственного за проведение ГИА (с указанием его должности, контактного телефона).

Обязательно! 

Подробная педагогическая характеристика, заверенная подписями администрации, классного руководителя, печатью организации, с указанием программы, по которой обучается ребенок.

Обязательно! 

Медицинское заключение ВКК (врачебно-консультационной комиссии) или лечащего врача у которого ребенок наблюдается (невролог, окулист, сурдолог, ортопед и др.) о состоянии здоровья ребенка с диагнозом (шифр по МКБ), штампом медицинской организации,  № справки, подписью врача и печатью).

Обязательно! 

Тетради (контрольные) 

Обязательно! 

Предыдущее заключение ЦПМПК (копия) 

Обязательно! 

10 

Справка лечащего врача о необходимости сдачи ГИА на дому 

При необходимости сдачи ГИА на дому! 

11 

Копия справки на надомное (индивидуальное) обучение, заверенная директором школы.  

При наличии индивидуального обучения. 

12 

Копия приказа директора ОО о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому, заверенная директором школы.  

При наличии индивидуального обучения. 

13 

Справка о форме организации обучения (Очно (в школе), очно-заочно (на дому), или сочетание этих форм). 

При наличии индивидуального обучения. 

14

Справка об инвалидности. Оригинал и копия.

 

При наличии инвалидности. 

15 

Индивидуальная программа реабилитации абилитации (ИПРА).  Оригинал и копия.

При наличии инвалидности. 

 

Перечень документов, необходимых для прохождения очного/дистанционного обследования на ЦПМПК:

  • Свидетельство о рождении / после 14 лет паспорт ребенка (оригинал и ксерокопия) 
  • Паспорт родителя (законного представителя ребенка) сопровождающего ребенка при прохождении комиссии (оригинал и ксерокопия) 
  • В случае отсутствия родителя на комиссии — доверенность лицу, представляющему интересы ребенка на ЦПМПК (доверенность должна быть заверена в установленном порядке). Паспорт лица, представляющего ребенка на ЦПМПК, паспорт родителя, написавшего доверенность (ксерокопии)
  • Постановление об установлении опеки (оригинал и ксерокопия) — для опекунов 
  • Справка МСЭ (при наличии) — оригинал и ксерокопия. 
  • Индивидуальная программа реабилитации и абилитации — ИПРА (при наличии) – оригинал и ксерокопия 
  • Медицинское заключение ГБУ РО ОКПНБ (психоневрологический диспансер), если ребенок наблюдается в диспансере 
  • Медицинское заключение ВКК (врачебно-консультационной комиссии) или лечащего врача, у которого ребёнок наблюдается (невролог, окулист, сурдолог, ортопед и др. ) с диагнозом (шифр по МКБ),штампом медицинской организации, № справки, подписью врача и печатью.
  • Выписка из истории развития ребёнка с момента рождения по настоящее время (медицинская карта). 
  • Заключение комиссии (ПМПК) о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – ксерокопия 
  • Подробная педагогическая характеристика, заверенная подписями администрации, классного руководителя, печатью организации, с указанием даты
  • Для учащихся 1-11 классов НЕОБХОДИМО заключение ППк организации, отражающее результаты работы с учеником.
  • Информация о Социально-педагогическом статусе ребёнка
  • Рабочие и контрольные тетради по русскому языку, математике. 
  • Ведомость успеваемости ученика (табель успеваемости)
  • Рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка 
  • Направления от организации (школы, ДОУ, организации здравоохранения, социально-реабилитационного центра) 
  • Файл для документов 
  • Заявление (ОЧНОЕ)
  • Согласие на обработку персональных данных

ВНИМАНИЕ! С 19. 04.2021г. ЦПМПК принимает от образовательных организаций только характеристики установленного образца (см. Пакет документов для дистанционного обследования школьников)



Запись на ЦПМПК осуществляется только после подачи ПОЛНОГО комплекта документов!

Документы для обследования детей на ЦПМПК предоставляются лично (Рязань, ул. Соборная, 8 (2 этаж), понедельник — пятница

Проведение обследования:


Состав комиссии:

  • Врач-психиатр
  • Педагог-психолог
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед
  • Социальный педагог
  • Сурдопедагог (при необходимости)
  • Врач сурдолог-отолоринголог (при необходимости)
  • Тифлопедагог (при необходимости)

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их обучения, в индивидуальных случаях — по месту проживания.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Заключение по результатам обследования родители/законные представители ребенка могут получить в течение 20 минут после завершения обследования. (В случае необходимости срок оформления заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования) (пункт 22 Приказ Министерства образования и науки РФ №1082 от 20.09.2013 года).


Родители/законные представители имеют право:

  • присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
  • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информированию о своих правах и правах детей;
  • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Как записаться:

  • При личном обращении по адресу: 390000, Рязань, ул. Соборная, 8 (2 этаж)

Информационные материалы:

  • Памятка по прохождению ЦПМПК
  • Памятка по прохождению ЦПМПК перед ГИА
  • Порядок организации выездной ЦПМПК

ПМПК — что это? Краткая характеристика для ПМПК. Заключение ПМПК — общество

Видео: ЛУЧШАЯ MIDI-КЛАВИАТУРА? Обзор и руководство по Akai Mini MPK Как использовать

Содержание

  • Расшифровка
  • Цель
  • Структура
  • Задачи
  • Функции
  • 9000 6
  • Организация деятельности
  • Формы деятельности комиссии
  • О детях
  • Характеристика
  • Алгоритм характеризации
  • Опрос
  • Дошкольники
  • Документация
  • Протокол заседания ПМПК
  • Заключение
  • Алгоритм составления
  • 9000 5

  • Экспертные заключения
  • Выводы

Каждый человек проходит в своей жизни довольно много разных поручений , начиная с момента осмотра при выписке из стационара. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, университет и т.д. В этой статье хотелось бы рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.

Расшифровка

Сегодня многие слова или фразы зашифрованы для облегчения. Так и случилось в этой ситуации. Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. как расшифровать аббревиатуру? Полностью это будет звучать так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация, консилиум). Может возникнуть логичный вопрос, почему существует несколько вариантов расшифровки? Все просто: нужно только посмотреть, к кому применяется эта аббревиатура. Если матери говорят, что ребенку необходимо пройти ПМПК, то это будет комиссия, а если речь идет о враче или педагоге, входящем в ее состав, то последняя буква в аббревиатуре ПМПК означает консультацию.

цель

Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего эта комиссия? Его основная цель – определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по вопросам, касающимся не только физического, но и умственного развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям в отношении данного ребенка или группы учащихся. Также стоит отметить, что ПМПК может работать на разное количество детей (не более 100 тысяч).

Структура

Состав ПМПК также является важным моментом. В состав комиссии входят специалисты различного профиля, а также председатель (из сферы образования) и его заместитель (чаще всего медицинский работник). В состав комиссии должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, офтальмолог и др.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. В него также могут входить различные члены правления из сферы здравоохранения и образования.

Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который ему нужен в данный момент. Важно сказать, что помимо постоянных членов в эту комиссию могут быть приглашены и временные члены. Так, это может быть учитель учащегося, представитель классной комиссии, так называемое референтное лицо, т.е. один из учителей, который может при необходимости «заговорить» учащегося в силу своих полномочий. Почему ПМПК такой большой? Именно в таком составе комиссия позволяет в кратчайшие сроки обследовать ребенка (а также его родителей), минуя всех специалистов в одном месте. Это значительно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

Задачи

Далее в аббревиатуре ПМПК понимаем. Что это такое и зачем нужна эта комиссия? Стоит обратить внимание на такой важный момент, как задачи, которые ставят перед собой специалисты. На первом месте стоит выявление причин отклонений учащегося (важный момент, способный впоследствии предотвратить возникновение и развитие подобных случаев). Также комиссия обязана предоставить практическое решение проблемы, с которой столкнулся студент (важно, чтобы в данный момент неорганизованность не распространилась на других студентов).

В обязательном порядке члены комиссии решают, как должен проходить учебный процесс ученика (или группы учеников), а также представляют различные рекомендации его родителям или педагогам учебного заведения. Важным моментом является то, что комиссия должна составить план ПМПК по корректировке учебного процесса.

Функции

На основании вышеизложенного можно выделить несколько простых функций психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь диагностическая – определение причин возникновения проблем у школьника, рассмотрение его родных и дружеских отношений, просмотр информации о нем, его талантах и ​​потенциале. Следующая очень важная функция комиссии – реабилитационная. Так, специалисты должны максимально сконцентрироваться и представить студенту различные пути выхода из сложившейся ситуации: это может быть оптимизация процесса обучения, семейная реабилитация, медицинские рекомендации и т. д. И, конечно же, воспитательная функция, которая также присущий такому органу, как ПМПК.

Организация деятельности

Как должна быть организована деятельность этой комиссии? Так, собрания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или по готовности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что собрание может быть созвано в экстренном порядке, и все, что происходящее во время работы комиссии фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заранее. На встрече обсуждаются различные способы оптимизации учебного процесса студента или группы студентов, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.

Формы деятельности комиссии

Интересен и тот факт, что формы работы ПМПК могут быть разными. Следует сказать, что встречи бывают как плановые (запланированные), так и внеплановые (цель – срочное решение проблемы). Что касается первых, то существует классическая форма их реализации. Ему предшествует задача, за решение которой будет взиматься комиссия. Эксперты готовятся заранее, на самой встрече представляют определенные выводы и дают рекомендации.

Модернизированный вариант консультации в том, что все происходит в игровой форме, где ребенку намного легче расслабиться. Выводы и рекомендации по этому сценарию комиссия дает чуть позже. Также совет можно собрать в режиме «форс-мажор», когда требуется срочное решение проблемы и дело неотложное. Стоит сказать, что сами встречи могут проходить как в индивидуальной, так и в коллективной формах, в зависимости от того, требуется помощь одному студенту или целой группе.

О детях

Почему и когда можно проводить собрание ПМПК в школе? Так, дети могут быть направлены на обследование по желанию самих родителей или по рекомендации органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Важным моментом является то, что ребенок может пройти эту комиссию только с согласия родителей. Однако есть небольшой нюанс: получать разрешение не требуется, если студент был направлен на комиссию по решению суда. В этом случае ребенок может быть осмотрен в присутствии обоих или одного из родителей.

Характеристика

При направлении ребенка на обследование работниками образовательного учреждения важным документом является педагогическая характеристика для ПМПК. Здесь воспитатель (или классный руководитель) должен не только указать на недостатки ребенка, но и дать более развернутую картину его состояния. Важно указать на характер затруднений, написать о том, какие меры были приняты, какова была реакция на них учащегося. Этот документ не должен быть исключительно негативным. Также важно отметить положительные стороны ребенка.

Характеристика на одного обучающегося в ПМПК может включать такие данные, как количество лет, проведенных в образовательном учреждении, взаимоотношения ребенка в семье, его личностные характеристики (коммуникабельность, склонность к науке, умение находить общий язык с одноклассниками), его Также важно представить документы об успеваемости по различным предметам.

Алгоритм характеристики

Как правильно составить характеристику на обучающегося в ПМПК? Итак, этот документ имеет свою определенную форму, где должны быть указаны все необходимые данные. В самом начале пишут ФИО. студент, учреждение, где он обучается, класс. Сам текст может начинаться с сведений о том, какая семья у ребенка, насколько она благополучна, какой формы воспитания придерживаются родители. Затем следует объяснение нюансов учебной деятельности ребенка. Учитель обязательно должен рассказать о том, насколько ученик быстро и качественно усваивает знания, каково его мировоззрение и общее развитие, соответствует ли оно данному возрасту.

Далее следует более подробное объяснение основных предметов изучения. Если это первоклассник, следует описать, как ребенок знает математику, умеет читать, как пишет. Если это старшеклассник, объяснение будет более общим. Следует указать, к каким предметам есть склонности, какие труднодоступны и трудны для изучения. Особое внимание следует уделять процессам мышления, особенностям памяти и другим навыкам. Также очень важно дать эмоциональную и личностную характеристику студента. При необходимости преподаватель может взять образец характеристики на ПМПК в методической комнате, где ему должна быть предоставлена ​​полная информация об этом документе, а также о правильной форме его составления.

Опрос

Ребенок, направленный на ПМПК, может пройти медицинский осмотр. Для этого будут привлечены такие специалисты, как офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, психиатр и, конечно же, психолог. Именно по решению врачей будет составлено медицинское заключение в отношении конкретного ребенка. Психолого-педагогическое обследование должно выявить различные психологические особенности развития учащегося (коммуникативные навыки, самообслуживание, характер игровой деятельности и др.).

Дошкольники

Перед школой ребенок также должен быть отправлен на обследование описанной комиссией. Для этого ему потребуется характеристика на дошкольника в ПМПК, которую должны предоставить воспитатели детского сада, где ранее обучался малыш. Это может иметь центральное значение при обследовании вашего ребенка. Однако при этом сама комиссия должна выявить уровень готовности ребенка к школе – определить уровень его умственного, эмоционального и физического развития, ведь на этом этапе малыш уже должен иметь некоторые знания об окружающем мире. , обладать сообразительностью и основами логического мышления, способностью к запоминанию. Он также должен уметь контролировать позывы своего тела, самоорганизовываться. Если ребенок уже посещал школу, комиссия должна установить причины, по которым он столкнулся с определенными трудностями. Опять же характеристики на ПМПК будут обязательными (1 класс, второй или пятый — не столь важно, данные там все равно будут примерно одинаковыми), на основании которых члены комиссии смогут сделать предварительные выводы .

Документация

Если школьнику необходимо сдать экзамен ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого частного случая она будет разной, но обязательно включает в себя копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, подтверждающий место жительства учащегося, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность. называется гражданским комплектом. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входят характеристики ребенка по ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно потребуется предоставить некоторые рабочие тетради (особенно для учащихся начальных классов).

Также необходимы медицинские документы, такие как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограммы (если у ребенка нарушения слуха) или специальные заключения при таком заболевании, как детский церебральный паралич.

Протокол собрания ПМПК

Важным документом является сам протокол ПМПК, в котором должно быть зафиксировано все, что происходило на собрании. Таким образом, он имеет свою стандартную форму. Начинается с даты мероприятия и списка всех присутствовавших специалистов (по именам и подписям). Далее следует повестка дня, в которой кратко описаны все вопросы, которые необходимо решить. Основная и самая важная часть протокола – это описание прохождения самой встречи (записывается практически все, что было сказано). Протокол завершается решениями комиссии, ее предложениями и рекомендациями. В самом конце все фиксируется подписями председателя и секретаря. Стоит сказать, что сам протокол является официальным документом; она давно хранится в архивах.

Заключение

Очень важным документом является заключение ПМПК. Именно в нем содержатся все результаты анкетирования, которые могут служить официальным основанием для направления учащегося в образовательные учреждения особого типа. При этом сами члены комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность. Если родители не согласны с решением комиссии, им может быть предоставлено право заменить некоторых специалистов (в компетентности которых они сомневаются), а также выбрать другое экспертное учреждение. При необходимости решение комиссии может быть обжаловано в суд (гражданское судопроизводство). Также следует сказать, что только заключение ПМПК (городского, районного, областного) дает основание для направления или перевода ребенка в профильное образовательное учреждение.

Алгоритм составления

Стоит отметить, что такой документ как заключение ПМПК является фиксированным, он не имеет свободной формы. Итак, в самом начале дается общее заключение совета относительно конкретного ученика. Будет небольшое досье на ребенка (ФИО, класс обучения, учебное заведение, домашний адрес), далее будет такой пункт как причины направления в ПМПК, сюда же могут входить жалобы родителей или педагогов ученика, не менее важным является мнение классного руководителя относительно этого ребенка. Далее к документу будут отдельно приложены заключения различных специалистов, проводивших опрос. В конце представлено общее заключение совета, а также рекомендации, данные его членами. Все фиксируется подписями и печатями.

Экспертные заключения

Итак, было выступление на ПМПК, студент сдал все экзамены, в конце каждый специалист дал свое заключение. К общему заключению обязательно будет приложено заключение психолога, который должен также рассказать о психоэмоциональном развитии учащегося, о его межличностных отношениях, а также о других важных аспектах развития. Свое заключение должен представить и учитель, который даст краткую характеристику ученика, исходя из его успехов по различным предметам. Подобный документ составляет педиатр консилиума, его может при необходимости предъявить логопед, дефектолог или другие специалисты (в зависимости от проблемы ребенка).

В документе каждого отдельного специалиста обязательно есть такой пункт, как рекомендации, в которых должны быть перечислены пути решения существующей проблемы в каждом отдельном случае.

заключения

Бывают ситуации, когда ребенка направляют в вышестоящую комиссию. Это может произойти, когда члены сформированного ПМПК не приходят к общему решению. Такое развитие событий возможно и в том случае, если родители не согласны с решением комиссии и не собираются его принимать. В этом случае решение ПМПК может быть передано в районную или областную комиссию. Только после дополнительных исследований заключение можно вернуть в учебное заведение или отдать родителям.

Интервью: Дети с ограниченными возможностями в Казахстане не учитываются

В настоящее время большинство детей с ограниченными возможностями в Казахстане исключены из общеобразовательных школ, разделены в специальные школы или обучаются дома, изолированы от своего сообщества. Филиппа Стюарт поговорила со старшим научным сотрудником Мирой Риттманн о том, почему в общеобразовательных школах мало детей с инвалидностью, о прогрессе, достигнутом Казахстаном в этом вопросе, и о том, что еще необходимо сделать.

Почему в этом отчете вы сосредоточились на Казахстане?

Правительство Казахстана обязалось улучшить возможности получения образования для детей с ограниченными возможностями, но до сих пор мы не видели, чтобы это обязательство привело к значимым изменениям. Мы хотели лучше понять, почему дети с ограниченными возможностями не имеют доступа к тем же возможностям образования, что и их сверстники, чтобы иметь возможность дать конкретные рекомендации о том, как правительство может обеспечить всем детям доступ к инклюзивному образованию, которого они заслуживают.

Какие обязательства уже взяло на себя правительство?

Казахстан обязался к 2019 году сделать 70 процентов школ инклюзивными. Он также ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов в 2015 году. людей с ограниченными возможностями уважают. Правительство также предприняло некоторые шаги для решения этой проблемы внутри страны, например, увеличив число учителей специального образования в некоторых общеобразовательных школах.

Нажмите, чтобы развернуть изображение

© 2019 Хьюман Райтс Вотч

Почему инклюзия важна для детей?

Инклюзия в школе — это первый шаг к интеграции в общество и к борьбе с дискриминацией. Мы поговорили с несколькими родителями, чьи дети проходят инклюзивное образование, и все они очень положительно оценили, что их дети учатся и играют с другими детьми, с ограниченными возможностями и без них. Они говорили об улучшении коммуникативных навыков и о том, как дети учатся, наблюдая друг за другом. Даже при существующих проблемах родители чувствовали, что пребывание в инклюзивной среде оказывает положительное влияние на их детей, и они были в восторге от этого.

Звучит здорово, так в чем проблемы?

Начнем с того, что не так много детей с инвалидностью посещают общеобразовательные инклюзивные школы.

Ключевым барьером на пути инклюзивного образования является коллектив медицинских работников и специалистов в области образования, именуемый ПМПК, который, как я знаю, довольно многословен. ПМПК оценивает детей с ограниченными возможностями и дает рекомендации о том, какое образование они должны получить. Наше исследование показало, что многие дети по-прежнему не имеют доступа к качественному инклюзивному образованию в общеобразовательных школах, поскольку ПМПК обычно рекомендовали домашнее обучение или обучение в отдельных школах для детей с ограниченными возможностями.

Дети, которые могут поступить в обычные школы, сталкиваются с другими проблемами, включая физическую доступность и нехватку квалифицированного персонала. Властям Казахстана недостаточно обозначить школу как «инклюзивную». Дети должны иметь доступ к индивидуальной поддержке, необходимой им для участия и успеха в школе.

Расскажите подробнее о ПМПК?

Нас беспокоит то, что эти комиссии определяют, имеют ли дети доступ к школам, через призму медицины, а не сосредотачиваются на том, какая поддержка потребуется каждому отдельному ребенку, чтобы преуспеть в обычной школьной среде. Позиция комиссии по умолчанию должна заключаться в том, что детям место в школе. К сожалению и ошибочно, это не так. Вместо этого комиссия в настоящее время служит привратником, решая, в первую очередь, может ли ребенок ходить в школу, а не то, что необходимо для его поддержки, чтобы он мог ходить в школу. Это просто неправильно.

Нажмите, чтобы развернуть изображение

© 2019 Хьюман Райтс Вотч

Власти должны применять целостный подход при оценке способностей ребенка и прислушиваться к мнению людей, которые хорошо знают ребенка, чтобы определить, какие приспособления необходимы ребенку, чтобы ходить в школу и получать образование наравне с другими.

Как проходят оценки?

Многие родители считают оценки поспешными, а в некоторых случаях поверхностными или даже враждебными. Например, эксперты задавали ребенку или родителю только пару вопросов или пытались проверить, смогут ли дети выполнить одно простое задание, прежде чем принять решение. В крайнем случае одного ребенка оценивали всего около пяти минут.

Мы также слышали, что родителям приходилось стоять в очереди, иногда часами, прежде чем их увидела комиссия, поэтому в очереди был хаос. У родителей не было возможности занять своих детей, поэтому к тому времени, когда их действительно пригласили на комиссию, дети были взволнованы или устали. Их родители были обеспокоены тем, что повлияло на оценку.

Есть и другие проблемы. Была женщина по имени Ирина, у которой 10-летний сын Андрей болен аутизмом. Он провел первый класс, обучаясь дома. Ирина сказала мне: «Никто [в ПМПК] ничего не говорил нам об инклюзивном образовании. [Если бы мы знали], мы бы, конечно, запросили для него инклюзивное образование». Сейчас Андрей учится в общеобразовательной школе, но это даже не упоминалось как вариант при его первом обследовании.

Другая мать рассказала нам, что оценщики говорили оскорбительные вещи вроде «Он ничего не может сделать» в присутствии детей.

Существует молчаливое признание того, что с ПМПК есть проблемы, и правительство в настоящее время расширяет сеть ПМПК. Но это не решает фундаментальной проблемы, заключающейся в том, что ПМПК использует медицинский подход к оценке детей с инвалидностью и служит барьером для доступа к инклюзивному образованию.

Какова основная причина этих проблем?

Комментарий, который мы слышали от ряда экспертов, заключается в том, что власти, похоже, не понимают, что означает доступ к инклюзивному образованию. Я надеюсь, что этот отчет поможет сформулировать это, показав, как правительство может предоставить разумные приспособления для детей, чтобы они были включены в свои сообщества и в школы по месту жительства, чтобы иметь наилучшие перспективы в будущем.

Еще одна проблема в том, что исторически в Казахстане, в составе Советского Союза, дети с инвалидностью были почти полностью скрыты от общества. Казахстан уходит от такого отношения, что невероятно важно. Но все еще существует широкое клеймо.

Что делается для перемен?

Родители выступают за то, чтобы дать своим детям самое лучшее, в том числе борясь за то, чтобы их дети пошли в общеобразовательные школы. Для меня было большой честью встретиться с родителями по всей стране, которые организовали группы для поддержки своих детей, иногда открывая ресурсные центры, предлагающие широкий спектр услуг. Ряд опрошенных нами родителей также рассказали о том, как трудно было получить базовую информацию об инвалидности их ребенка от медицинских работников, и как они обращались за информацией к другим родителям.

Кто-нибудь, кого вы встретили, запомнился вам?

Был один молодой человек, у которого мы взяли интервью, который произвел неизгладимое впечатление. «Мадьяру» было 23 года, когда мы с ним разговаривали. У Мадияра церебральный паралич, и он получил домашнее образование, что не является чем-то необычным для казахстанских детей с церебральным параличом. У него не было экономических привилегий, но у него были родители, старшие братья и сестры, которые обязательно включали его в рутинные дела, например, когда они выходили куда-нибудь. После окончания школы он решил, что хочет поступить в университет, как и его братья и сестры. Итак, он сделал.

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Учитель коррекционного образования и ребенок с аутизмом сопоставляют квадраты в Balama Center, организации, которая предлагает поддержку детям с аутизмом в Алматы, Казахстан.
© 2018 Тимур Карпов

В таком месте, как Казахстан, где редко можно увидеть людей с инвалидностью на улице, этот молодой человек, окончивший университет и получивший работу, борется со стигмой, с которой сталкиваются инвалиды, просто живя своей жизнью.

Напротив, я встретил другого молодого человека с церебральным параличом, которому было 28 лет, когда мы взяли у него интервью. Он получил домашнее образование, и это были только он и его мама. В отличие от Мадьяра, он не может ходить самостоятельно. Он не выходил на улицу 18 лет. Мало того, что ему было отказано в образовании в своем сообществе, он был и остается изолированным от общества.

Правительство несет ответственность за то, чтобы люди с ограниченными возможностями не сталкивались с такой изоляцией, а вместо этого получали поддержку, необходимую им для того, чтобы быть в обществе наравне с другими.

Чего вы надеетесь достичь с помощью этого отчета?

Я надеюсь, что правительство воспримет наш отчет как ресурс, который поможет им развить некоторые из достигнутых начальных успехов. Я надеюсь, что они серьезно отнесутся к рекомендациям, которые мы выдвинули, и позаботятся о том, чтобы больше детей в Казахстане действительно получали качественное инклюзивное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *