Разное

Когда у новорожденных появляется хватательный рефлекс: Особенности развития зрительных функций у детей на ранних этапах жизни

Содержание

Особенности развития зрительных функций у детей на ранних этапах жизни

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Вам была полезна страница?

4.6/5 (82 оценки)

Развитие ребенка до 1 месяца. Статья на сайте Психологического центра Первый шаг (Воронеж).

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после первого вдоха и первого крика органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Часто в первую неделю после родов ребенок теряет около 8-10% массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели.

Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

У новорожденного в этот период различают пять состояний:

  • глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно
  • неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками
  • дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами
  • бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами
  • плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5-2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается. Какие существуют рекомендации по стимуляции лактации? Одним из лучших способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10-12 и более кормлений за сутки.

Альтернативный метод, практиковавшийся активно вплоть до последнего десятилетия, называется «кормление по часам». Врачи рекомендовали кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа — получается 6 или 7 раз в сутки. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу.

Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, до шести месяцев малышу достаточно только грудного молока и как питья, и как еды. Грудное молоко — лучшая пища для ребенка в его первые месяцы жизни, и никаких заменителей для него нет. Каждая женщина должна знать это и принять это как аксиому, если хочет обеспечить своему малышу здоровье и оптимальные условия для развития его организма.

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша – он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления. Однако наибольшей питательной ценностью обладает именно поступающее позднее, так называемое «заднее» молоко. При этом есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок.

При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура отрыгивания воздуха, когда выходят излишки накопившегося газа, является очень важной. Обычно это делается вертикально на Вашем плече.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке, вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке. Выкладывание малыша на живот на 3-5 минут и прием бейби-калма (содержащего в своей основе лекарственные травы) позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (5-6 день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором перекиси водорода и раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют купать новорожденного в кипяченой воде, добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

Психическое развитие новорожденного

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь.

В период первого месяца жизни у ребенка выделяют следующие рефлексы:

  • ХВАТАТЕЛЬНЫЙ — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.
  • ПОИСКОВЫЙ — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.
  • СОСАТЕЛЬНЫЙ — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем. Сосательный рефлекс, так же как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания.
  • РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
  • РЕФЛЕКС МОРА — новорожденный резко вскидывает ручки, реагируя на громкий и внезапный звук.
  • РЕФЛЕКС БАБКИНА — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот.
  • РЕФЛЕКС ХОДЬБЫ — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если держать его за туловище под мышки так, чтобы он легко касался ножками какой-либо поверхности.
  • РЕФЛЕКС ОПОРЫ — приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.
  • РЕФЛЕКС ПОЛЗАНИЯ БАУЭРА — при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания.

А как развиваются органы чувств в этот период? Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом.

Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха. В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, Ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться чаду, тем скорее оно ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш особенно требует ласкового обращения!

Ладонный и подошвенный И возрастной диапазон

Хватательный рефлекс — это веха развития, когда младенцы используют свои пальцы для взаимодействия.

Подтверждено исследованиями

MomJunction верит в то, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: Shutterstock

Рефлекс — это непроизвольная реакция или движение на раздражитель. Хватательный рефлекс у младенцев является врожденным рефлексом, который включает непроизвольные движения пальцев (1). Например, когда вы даете им палец или предмет, они пытаются его сжать или схватить. Большинство реакций новорожденных и грудных детей носят рефлекторный характер. Эти рефлексы известны как примитивные рефлексы, инфантильные рефлексы или рефлексы новорожденных. Рефлексы указывают на работу мозга и нервной системы и способствуют развитию мелкой и крупной моторики.

В этом посте мы объясняем хватательный рефлекс, его значение, когда он обычно исчезает и когда о нем нужно беспокоиться.

Что такое хватательный рефлекс?

Изображение: Shutterstock

Хватательный рефлекс — это непроизвольное действие, при котором ребенок обхватывает пальцами ваш палец или предмет, который гладит его ладонь. Это врожденная примитивная реакция новорожденных на механический раздражитель (2).

Хватательный рефлекс также называют ладонным рефлексом, ладонным хватательным рефлексом или дарвиновским рефлексом. Вы можете проверить рефлекс, сначала положив ребенка на спину (лежа на спине), когда он бодрствует и насторожен. Исследующему необходимо погладить ладонь младенца указательным пальцем. Вы заметите следующие две стадии рефлекса (3).

  • Смыкание пальцев: Пальцы ребенка сгибаются, закрывая палец исследователя.
  • Прилипание к объекту/пальцу: Давление на ладонь вызывает натяжение сухожилий пальцев, что приводит к цепляющему действию. На этом этапе вам может быть трудно осторожно вытащить палец, так как ребенок будет крепко его хватать.

Ладонный хватательный рефлекс и подошвенный хватательный рефлекс

Изображение: Shutterstock

Хватательный рефлекс обычно относится к ладонному рефлексу, возникающему при раздражении ладони. Однако аналогичный рефлекс можно вызвать с подошв и пальцев ног. Когда рефлекс возникает на стопах, он называется подошвенным рефлексом, подошвенным хватательным рефлексом или рефлексом Бабинского.

Ниже приведены заметные различия между ладонным и подошвенным хватательным рефлексом (3) (4).

Ладонный рефлекс Подошвенный рефлекс
Ладонный рефлекс виден на руках. На стопах виден подошвенный рефлекс.
Ладонный рефлекс также известен как дарвиновский рефлекс или хватательный рефлекс. Подошвенный рефлекс также известен как рефлекс Бабинского.
Рефлекс заставляет ребенка обхватывать пальцами предмет или поглаживать пальцем ладонь. Рефлекс заставляет большой палец ноги сгибаться вверх и назад, в то время как другие пальцы раздвигаются веером, когда подошва поглаживается от пятки к пальцам.
Пальмарный рефлекс наблюдается с четырех месяцев беременности до шести месяцев после рождения. Подошвенный рефлекс наблюдается до 9–12 месяцев, но у некоторых детей он может сохраняться до 24 месяцев.

Значение хватательного рефлекса

Изображение: Shutterstock

Изначальная цель хватательного рефлекса неизвестна. Этот рефлекс считается рудиментарным, поскольку он мог иметь большое значение для наших древесных, примитивных предков. Тем не менее, рефлекс может облегчить новорожденному принятие окружающего мира. Новорожденные не могут организовать движения для произвольного захвата предмета. Таким образом, ладонный рефлекс создает базовый двигательный паттерн для облегчения взаимодействия с различными объектами.

Хватательный рефлекс контролируется областями головного и спинного мозга. Здоровый хватательный рефлекс, наряду с другими примитивными рефлексами, часто считается положительным показателем хорошего состояния центральной нервной системы (ЦНС) и периферической нервной системы (нервы головного и спинного мозга) (2).

Возрастной диапазон хватательного рефлекса

Хватательный или ладонный рефлекс появляется на 16-й неделе беременности или во втором триместре. Рефлекс может быть виден во время УЗИ, когда ребенок сжимает пуповину. Хватательный рефлекс обычно заметен до шестимесячного возраста и может исчезнуть у некоторых младенцев к пяти месяцам (5). У недоношенных детей этот рефлекс обычно возникает в то же время, что и у доношенных детей.

Связанный: Таблица роста и веса для недоношенных детей

Почему исчезает хватательный рефлекс?

Хватательный рефлекс исчезает за счет интеграции рефлекса высшими центрами мозга (6). Рефлекторная интеграция происходит, когда зрелые мозговые центры подавляют рефлекс и модифицируют его, чтобы он стал произвольным действием. Это указывает на созревание моторной коры ребенка (часть коры головного мозга i XВнешняя оболочка тканей мозга, необходимая для важнейших неврологических функций, таких как обучение, запоминание и критическое мышление, контролирующее движение). Зрелая моторная кора приводит к улучшению двигательных навыков и способности выполнять произвольные действия. Таким образом, по мере взросления ребенок не нуждается в примитивных рефлексах, так как его нервная система достаточно зрела для произвольного выполнения жизненных действий.

Что делать, если у ребенка нет хватательного рефлекса?

Изображение: Shutterstock

Отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных может указывать на скрытую аномалию в центральной или периферической нервной системе. Следующие проблемы и проблемы могут привести к отсутствию хватательного рефлекса (2).

  • Травма головного мозга
  • Травма спинного мозга
  • Повреждение нервов (периферической нервной системы)
  • Продолжительное сдавление и последующее повреждение нервов
  • Случайные травмы головы или тяжелые сотрясения мозга в период новорожденности

У ребенка может проявляться слабый ладонный хватательный рефлекс, если у него двигательные расстройства, такие как церебральный паралич. Врач вашего ребенка оценит наличие рефлекса при рождении или во время последующих осмотров. Если у вашего ребенка внезапно пропадает хватательный рефлекс, немедленно обратитесь к врачу.

Что делать, если хватательный рефлекс сохраняется?

Сохранение примитивных рефлексов, таких как хватательный рефлекс, за пределами нормального возрастного диапазона указывает на нарушение интеграции рефлексов высшими мозговыми центрами. Ниже приведены некоторые неврологические проблемы и состояния, которые могут вызывать сохранение хватательного рефлекса более шести месяцев (7).

  • Спастический церебральный паралич i X Мышечное расстройство, характеризующееся повышенным мышечным тонусом, приводящее к скованности и судорожным движениям
  • Нервно-мышечные расстройства, такие как спастическая гемиплегия i XA нервно-мышечное расстройство, при котором поражена область мозга, контролирующая движения
  • Поражения коры головного мозга, например, вследствие черепно-мозговых травм
  • Снижение активности коры вследствие травмы или тяжелого заболевания

Многие из этих состояний вызывают другие симптомы и они могут быть диагностированы, когда ребенок становится старше. Поговорите с педиатром, если у вашего ребенка сохраняется хватательный рефлекс после шестимесячного возраста.

Связано: Таблица основных этапов развития 6-месячного ребенка и советы по улучшению развития

Другие рефлексы новорожденных

Ниже приведены некоторые другие примитивные рефлексы новорожденных (8) (9) (10).

  • Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR): Он также известен как фехтовальный рефлекс. Когда ребенка кладут на спину, его голова поворачивается с вытянутыми рукой и ногой с одной стороны. При этом другая рука и нога будут согнуты. Этот рефлекс исчезает к семимесячному возрасту.
  • Рефлекс Моро : Он также известен как рефлекс испуга. Этот сенсорный рефлекс заставляет ребенка запрокидывать голову назад, вытягивая руки и ноги, когда он слышит громкий звук или испытывает внезапное движение. Этот рефлекс длится от двух до шести месяцев.

Изображение: Shutterstock

  • Рефлекс укоренения: Если новорожденного погладить по щеке, ребенок автоматически откроет рот и повернет голову в сторону, которую погладили. Этот рефлекс помогает ребенку найти и захватить грудь или соску от бутылочки. Рефлекс укоренения длится до четырех-шести месяцев.
  • Шаговый рефлекс: Держите ребенка вертикально, чтобы подошвы касались земли. Малыш начинает переставлять ножки одну за другой, напоминая шагающее действие. Шагательный рефлекс исчезает к 2-3 месяцам жизни.

Связанный: Вехи развития 3-месячного ребенка и советы по поддержке

  • Сосательный рефлекс: сосательные движения. Сосательный рефлекс обычно исчезает к четырем месяцам.

1. Почему рефлексы важны для младенцев?

Примитивные рефлексы у новорожденных способствуют выживанию. Это непроизвольные двигательные реакции (движения), которые важны для отслеживания нормальной активности мозга и нервной системы по мере роста ребенка (11).

2. У всех ли младенцев есть хватательный рефлекс?

В идеале у всех детей должен быть хватательный рефлекс от рождения до пяти-шести месяцев (10).

3. Что могут сделать родители, чтобы стимулировать хватательный рефлекс у ребенка?

Некоторые действия могут способствовать развитию хватательного движения у младенцев (12):

  • Поглаживание внешнего края руки от мизинца до запястья может стимулировать раскрытие сомкнутой руки.
  • Вложить предмет в ладонь ребенка и согнуть пальцы вокруг него. Затем аккуратно схватитесь за предмет или покрутите его.
  • Попробуйте положить ребенку на руку разноцветные игрушки, погремушки и колокольчики, чтобы стимулировать хватание предмета.

4. Являются ли младенцы хватающимися за ноги вехой?

Младенцы хватаются за ноги — это двигательная веха, которая обычно происходит в возрасте от четырех до шести месяцев, когда ваш ребенок привыкает к движениям тела. Поскольку это действие включает в себя складывание тела посередине, это помогает детям организовать свои движения. Более того, когда дети поднимают ноги, их взгляд поворачивается вниз, чтобы смотреть на них, таким образом улучшая зрение и концентрацию (13).

Хватательный рефлекс у младенцев представляет собой примитивную непроизвольную реакцию, которая также положительно указывает на здоровую центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему вашего ребенка. Этот рефлекс возникает еще до рождения с 16-й недели беременности; однако в конечном итоге он исчезает по мере созревания моторной коры вашего ребенка. Любая родовая травма головного, спинного мозга или нервов, а также сотрясение мозга могут привести к отсутствию хватательного рефлекса. Если вы наблюдаете какие-либо проблемы с хватательным рефлексом у вашего малыша или он сохраняется слишком долго, обратитесь к педиатру.

Ключевые указатели

  • Хватательный рефлекс — это непроизвольное действие младенцев, обхватывающих пальцами предметы.
  • Головной и спинной мозг контролируют хватательный рефлекс и указывают на здоровую центральную нервную систему.
  • Отсутствие хватательного рефлекса после определенного возраста может указывать на проблемы с центральной нервной системой.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

1. Младенческие рефлексы; Национальная медицинская библиотека США
2. Аабха А. Анекар и Бруно Бордони, Рефлекс захвата ладоней; Национальная медицинская библиотека США
3. Ясуюки Футаги, Ясухиса Торибе и Ясухиро Судзуки, Хватательный рефлекс и рефлекс Моро у младенцев: иерархия примитивных рефлекторных реакций; Национальная медицинская библиотека США
4. Рефлекс Бабинского; Национальная медицинская библиотека США
5. Рефлексы новорожденных; Американская академия педиатрии
6. Примитивные двигательные рефлексы и их влияние на функцию ребенка; Tools to Grow
7. Samuel R. Falkson and Bruno Bordoni, Grasp Reflex; Национальная медицинская библиотека США
8. Рефлексы новорожденных; Stanford Children’s Health
9. Габриэла Бельтре и Магда Д. Мендес, Развитие ребенка; Национальная медицинская библиотека США
10. Рефлексы новорожденных; Здоровые дети
11. Алекса К. Модрелл и Прасанна Тади; примитивные рефлексы; НЦБИ
12. Упражнения для развития хватания, дотягивания и зрительно-моторной координации; Hesperian Health Guides
13. Руководство для родителей о том, как важно, чтобы ребенок дотягивался руками до ног; Пути

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Рецензент
  • Автор

Расшифровка хватательного рефлекса | Dreamland Baby

Младенцы рождаются с несколькими рефлексами, включая рефлекс испуга (или рефлекс Моро) и рефлекс хватания. Рефлексы играют важную роль в росте и развитии вашего ребенка, поэтому вы проводите свое исследование.

Хватательный рефлекс (или ладонный рефлекс) — это непроизвольная реакция на внешние раздражители, такие как давление на ладонь или даже сосание во время кормления грудью. Хватательный рефлекс естественно присутствует у младенцев и новорожденных примерно до возраста 5-6 месяцев, после чего он должен постепенно уменьшаться.

Продолжайте читать, чтобы узнать все, что вам нужно знать об этом младенческом хватательном рефлексе.

Что делает хватательный рефлекс?

Хватательный рефлекс заставляет вашего новорожденного инстинктивно обхватывать пальцами какой-либо предмет или хвататься за человека, который за ним ухаживает, точно так же, как детеныш примата цепляется за шерсть своей матери. Этот рефлекс чаще всего активируется, когда человек или предмет касается или поглаживает их ладонь. Точно так же он может также присутствовать во время кормления грудью и активироваться при сосании.

У вашего ребенка также есть менее известный хватательный рефлекс в ступнях, который заставляет пальцы ног сгибаться, когда вы мягко поглаживаете подошвы его ступней. Это известно как подошвенный рефлекс или рефлекс Бабинского.

Что такое хватательный рефлекс в развитии ребенка?

Хватательный рефлекс служит предшественником развития мелкой моторики вашего ребенка, например, щипцового хватания, которое должно развиться к 1 году. Плоскогубное хватание со временем становится необходимым для всего: от еды и игры до разборчивого почерка. .

Считается, что ладонный хватательный рефлекс, как и большинство других рефлексов новорожденных, помогает заложить основу для других произвольных движений в дальнейшем. Мозг вашего ребенка строит нейронные пути, необходимые для игры с игрушками, самостоятельного кормления и многих других задач по мере его роста.

Драгоценные моменты, которые вы разделяете со своим ребенком во время кормления грудью, игр и других занятий, помогают его мозгу заложить основу для здорового развития его двигательных навыков.

Это взаимодействие родителей и детей также способствует установлению связи и укреплению здоровых отношений.

Как проверить хватательный рефлекс?

Чтобы проверить хватательный рефлекс вашего ребенка, просто нажмите пальцем на ладонь ребенка, когда он лежит на спине. Младенец со здоровым хватательным рефлексом должен автоматически сомкнуть свои пальцы вокруг ваших и крепко сжать их — на самом деле, вы даже можете осторожно поднять их таким образом. Этот тест должен показать положительный хватательный рефлекс в возрасте от 0 до 6 месяцев.

Что такое положительный хватательный рефлекс?

Положительный хватательный рефлекс означает, что прикосновение к ладони вашего ребенка (или помещенному в нее предмету) приводит к тому, что он непроизвольно сжимает ладонь в кулак. Положительный хватательный рефлекс должен быть достаточно сильным даже у только что родившихся младенцев.

Аномальный ладонный хватательный рефлекс может означать, что ладонь вашего ребенка либо вообще не реагирует на прикосновение, либо реагирует слабо.

Отсутствие сильного ладонного хватательного рефлекса может свидетельствовать о состоянии здоровья или задержке развития. Если вы сомневаетесь, обратитесь за помощью к педиатру вашего ребенка.

В каком возрасте развивается хватательный рефлекс?

Хватательный рефлекс должен развиться в утробе матери, и к моменту рождения вашего драгоценного малыша хватательный рефлекс должен быть достаточно сильным, чтобы удерживать родительский палец или другие предметы. На самом деле, хватка вашего ребенка может быть достаточно сильной, чтобы удерживать его вес.

С помощью ультразвуковой технологии врачи смогли определить, что хватательный рефлекс у ребенка присутствует примерно с 16-й недели беременности, когда младенцы были замечены в утробе матери, сжимающими пуповину. По этой причине хватательный рефлекс можно выявить и у недоношенных детей.

В каком возрасте исчезает хватательный рефлекс?

Хватательный рефлекс начинает исчезать примерно в возрасте 5-6 месяцев, заменяясь преднамеренным хватанием, которое является частью нормального развития мелкой моторики вашего ребенка. В этот момент ваш ребенок должен начать взаимодействовать с игрушками, едой и другими предметами вокруг него самостоятельно, без необходимости рефлекса. Этот процесс известен как интеграция. На этом этапе они также начнут практиковаться в том, чтобы тянуться к предметам, хватать их и отпускать самостоятельно.

Если хватательный рефлекс вашего ребенка все еще присутствует после этого времени (в возрасте 5-6 месяцев), это может указывать на проблемы со здоровьем, такие как церебральный паралич или повреждение центральной нервной системы. Важно регулярно посещать врача, чтобы убедиться, что ваш ребенок развивается в соответствии с нормальным графиком. Некоторым детям может потребоваться дополнительная поддержка для развития и взросления.

В каком возрасте у младенцев проявляется сильный хватательный рефлекс?

У младенцев хватательный рефлекс развивается в утробе матери и сохраняется только в течение следующих нескольких месяцев после рождения. Следовательно, хватательный рефлекс остается сильным в возрасте от 0 до 6 месяцев, после чего он должен начать снижаться и в конечном итоге смениться произвольным хватанием и другими навыками мелкой моторики.

Большинство родителей и опекунов сталкивались с тем, что их новорожденные крепко хватались за одежду, украшения или волосы и не отпускали. Часто это просто проявление хватательного рефлекса. К этому примечанию, легкое поглаживание по тыльной стороне руки должно быть эффективным для того, чтобы заставить вашего ребенка ослабить крепкую хватку.

У всех ли младенцев есть хватательный рефлекс?

Наличие рефлексов помогает родителям и опекунам определить нормальную активность мозга и нейронов. У всех новорожденных должны проявляться некоторые из этих рефлексов, включая хватательный рефлекс. Отсутствие этих рефлексов может указывать на проблемы со здоровьем и развитием вашего ребенка.

Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу рефлексов вашего ребенка, обязательно поговорите со своим семейным врачом или педиатром.

Заключение

Ваш малыш проявит множество удивительных рефлексов, пока он приспосабливается к жизни вне матки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *