Разное

Категория детей с овз: в чем разница? // Администрация Беловского городского округа

Условия обучения для детей с ОВЗ

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК).

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

— использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

— использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

— проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

— обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.

 

ЧОУ «Интерлицей», частная школа имеет следующие специальные условия обучения:

  • Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана, являющегося основополагающей формой обучения в ЧОУ «Интерлицей» (программы можно просмотреть в разделе «Образование»)
  • Наличие в штатном расписании логопеда-дефектолога
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
  • Отслеживание динамики развития ребенка
  • Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи

 

На данное время оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, адаптированных образовательных программ, образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья школа не располагает.

  До ЧОУ «Интерлицей» можно добраться городскими автобусами №7, 30, троллейбусом № 7 до остановок “ул. Сибирякова” или “ул. Зеленая”. Адаптированного транспорта для подъезда к учреждению для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями нет. Имеется выделенный от проезжей части пешеходный путь. Перекрестки нерегулируемые, акустической, тактильной, визуальной информации нет. Есть перепады на пути следования к объекту.

 ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Нормативная база по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования:

1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

  • К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее — Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Центральная школа» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • создан благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школу приглашается педагог-психолог;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование 

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.

Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах коррекционно-педагогической поддержки. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Категории инвалидности согласно IDEA Дети и молодежь в возрасте от 3 до 21 года

IDEA дает определения 13 категорий инвалидности . Федеральные определения определяют, как штаты определяют, кто имеет право на бесплатное соответствующее государственное образование в соответствии с IDEA. Определения следующие:

1. Аутизм
… нарушение развития, значительно влияющее на вербальную и невербальную коммуникацию и социальное взаимодействие, а также гиперсенсорное и гипосенсорное, обычно проявляющееся на стадиях развития, которое неблагоприятно влияет на ребенка. воспитательный спектакль. Другие характеристики, часто связанные с аутизмом, включают повторяющиеся действия и движения, сопротивление изменениям окружающей среды или изменениям в распорядке дня, а также необычные реакции на сенсорные переживания. Термин «аутизм» не применяется, если на успеваемость ребенка отрицательно влияет прежде всего его эмоциональное расстройство, как это определено в пункте 4 ниже. Это также исключает Аспергер и PDD.

2. Слепоглухота
… сопутствующие [одновременные] нарушения слуха и зрения, сочетание которых обуславливает такие серьезные коммуникативные и другие развивающие и образовательные потребности, что они не могут быть учтены в специальных образовательных программах исключительно для детей с глухотой или дети со слепотой.

3. Глухота
.. нарушение слуха настолько тяжелое, что ребенок не может обрабатывать лингвистическую информацию посредством слуха с усилением или без него, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

4. Эмоциональное расстройство
…состояние, проявляющееся одной или несколькими из следующих характеристик в течение длительного периода времени и в заметной степени, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка:
(a) Неспособность понять, что нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами или факторами здоровья.
(b) Неспособность строить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и учителями.
(c) Неуместные типы поведения или чувств при нормальных обстоятельствах.
(d) Общее всепроникающее настроение несчастья или депрессии.
(e) Склонность к развитию физических симптомов или страхов,
связанных с личными или школьными проблемами. Термин включает шизофрению. Этот термин не применяется к детям, которые являются социально неприспособленными, если не установлено, что у них есть эмоциональные расстройства.

5. Нарушение слуха
.. нарушение слуха, постоянное или непостоянное, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка, но не подпадает под определение «глухоты».

6. Интеллектуальные нарушения
…значительно ниже среднего общего умственного развития, существующие одновременно [одновременно] с дефицитом адаптивного поведения и проявляющиеся в период развития, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

7. Множественные нарушения
… сопутствующие [одновременные] нарушения (такие как умственная отсталость-слепота, умственная отсталость-ортопедические нарушения), сочетание которых вызывает такие серьезные образовательные потребности, что они не могут быть учтены в специальном образовании программы исключительно для одного из нарушений. Этот термин не включает слепоглухих.

8. Ортопедическое нарушение
… серьезное ортопедическое нарушение, отрицательно влияющее на успеваемость ребенка. Этот термин включает нарушения, вызванные врожденной аномалией, нарушения, вызванные заболеванием (например, полиомиелит, костный туберкулез), и нарушения, вызванные другими причинами (например, церебральный паралич, ампутации, переломы или ожоги, вызывающие контрактуры).

9. Другие нарушения здоровья
… имеющие ограниченную силу, жизнеспособность или бдительность, включая повышенную бдительность к раздражителям окружающей среды, что приводит к ограниченной бдительности по отношению к образовательной среде, что—
(a) вызван хроническими или острыми проблемами со здоровьем, такими как астма, синдром дефицита внимания или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, диабет, эпилепсия, болезнь сердца, гемофилия, отравление свинцом, лейкемия, нефрит, ревматическая лихорадка, серповидноклеточная анемия и Синдром Туретта; и (b) отрицательно влияет на успеваемость ребенка.

10. Специфическая неспособность к обучению
… расстройство одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием языка, устной или письменной речи, которое может проявляться в затруднениях со способностью слушать, думать, говорить, читать, писать, писать по буквам или делать математические вычисления. Этот термин включает такие состояния, как нарушения восприятия, черепно-мозговая травма, минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Этот термин не включает проблемы с обучением, которые в первую очередь являются результатом нарушений зрения, слуха или моторики, умственной отсталости, эмоциональных нарушений или экологических, культурных или экономических неблагоприятных условий.

11. Нарушение речи или языка
… коммуникативное расстройство, такое как заикание, нарушение артикуляции, нарушение речи или нарушение голоса, которое отрицательно влияет на успеваемость ребенка.

12. Черепно-мозговая травма
… приобретенное повреждение головного мозга, вызванное внешней физической силой, приводящее к полной или частичной функциональной инвалидности или психосоциальному нарушению, или тому и другому, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка. Этот термин применяется к открытым или закрытым травмам головы, приводящим к нарушениям в одной или нескольких областях, таких как познание, язык, память, внимание, рассуждение, абстрактное мышление, суждения, решение проблем, сенсорные, перцептивные и двигательные способности, психосоциальное поведение, физические функции. , обработка информации и речь. Этот термин не применяется к врожденным или дегенеративным повреждениям головного мозга, а также к повреждениям головного мозга, вызванным родовой травмой.

13. Нарушение зрения, включая слепоту
… нарушение зрения, которое даже при коррекции отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Этот термин включает как частичное зрение, так и слепоту.

Ссылка: NICHCY, Национальный центр распространения информации для детей с ограниченными возможностями.
 

13 Категории инвалидности согласно закону IDEA

13 Категории инвалидности согласно закону IDEA:

Согласно Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) существует 13 различных категорий инвалидности, в соответствии с которыми лица в возрасте от 3 до 22 лет могут иметь право на получение услуг.

Чтобы иметь право на получение специального образования, группа IEP должна установить, что ребенок имеет инвалидность в одной из 13 категорий, и это должно отрицательно сказаться на его успеваемости:

  • Расстройство аутистического спектра
  • Слепоглухота
  • Глухота
  • Эмоциональное расстройство
  • Нарушение слуха
  • Интеллектуальная инвалидность
  • Множественная инвалидность
  • Ортопедическое поражение
  • Другие нарушения здоровья
  • Специфическая неспособность к обучению
  • Нарушение речи или языка
  • Черепно-мозговая травма
  • Нарушение зрения, включая слепоту

 

Дети дошкольного возраста в возрасте от 3 до 5 лет могут иметь право на получение услуг специального образования, если у них есть одна из ранее перечисленных подходящих инвалидностей или «установленная медицинская инвалидность». «Установленная медицинская инвалидность» — это инвалидизирующее заболевание или врожденный синдром, который, скорее всего, потребует специальных образовательных услуг.

В Калифорнии дети с ограниченными возможностями в возрасте до трех (3) лет также могут иметь право на раннее обучение и вмешательство. Дети в возрасте до трех (3) лет, имеющие право на раннее обслуживание, будут получать услуги округа только в том случае, если у них есть нарушения зрения, слуха или серьезные ортопедические нарушения. Все остальные дети в этом возрастном диапазоне с задержкой развития или с установленными условиями риска с вредными последствиями для развития будут получать услуги раннего вмешательства в своем местном региональном центре.

Закон требует, чтобы в максимально возможной степени дети с инвалидностью обучались вместе с детьми без инвалидности. Такое размещение называется «средой с наименьшими ограничениями».

 

Федеральные определения определяют, как штаты определяют, кто имеет право на бесплатное соответствующее государственное образование (FAPE) в соответствии с законом о специальном образовании:

РАССТРОЙСТВО СПЕКТРА АУТИЗМА: Это расстройство развития нервной системы, которое нарушает способность ребенка к общению и взаимодействовать с другими. Это также включает ограниченное повторяющееся поведение, интересы и действия. Эти проблемы вызывают значительные нарушения в социальной, профессиональной и других областях функционирования. Оно определяется как единое расстройство, включающее расстройства, которые ранее считались отдельными — аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и первазивное расстройство развития, не указанные иначе.

СЛЕПОТОГЛУХОСТЬ: Сопутствующие (одновременные) нарушения слуха и зрения, сочетание которых обусловливает такие тяжелые коммуникативные и другие развивающие и образовательные потребности, что они не могут быть учтены в специальных образовательных программах исключительно для детей с глухотой или слепых детей.

ГЛУХОТОСТЬ: нарушение слуха настолько тяжелое, что ребенок не может обрабатывать лингвистическую информацию посредством слуха, с усилением или без него, что неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка в учебе.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ: Состояние, проявляющее одну или несколько из следующих характеристик в течение длительного периода времени и в заметной степени, которое неблагоприятно влияет на успеваемость ребенка:

(a) Неспособность к обучению, которая не может быть объяснена интеллектуальные, сенсорные факторы или факторы здоровья; б) неспособность строить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и учителями; c) неприемлемое поведение или чувства при нормальных обстоятельствах; (г) общее всепроникающее настроение несчастья или депрессии; (e) Склонность к развитию физических симптомов или страхов, связанных с личными или школьными проблемами.

Этот термин включает шизофрению. Этот термин не применяется к детям, которые являются социально неприспособленными, если не установлено, что у них есть эмоциональные расстройства.

(Примеры: тревожное расстройство, шизофрения, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и депрессия) определение «глухоты».

(* Тугоухость — это не то же самое, что нарушение слуховой обработки)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ: Значительно ниже среднего общего умственного функционирования, существующее одновременно [одновременно] с дефицитом адаптивного поведения и проявляющееся во время период развития, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

(Примечание. «Умственная отсталость» — новый термин в IDEA. До октября 2010 г. в законе использовался термин «умственная отсталость».)

(Пример: синдром Дауна)

МНОЖЕСТВЕННАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ: Сопутствующие (одновременные) нарушения (такие как умственная отсталость-слепота, умственная отсталость-ортопедические нарушения и т. д.), сочетание которых вызывает такие серьезные образовательные потребности, что они не могут быть включенным в программу специального образования исключительно для одного из нарушений. Этот термин не включает слепоглухих.

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ: Тяжелое ортопедическое нарушение, отрицательно влияющее на успеваемость ребенка. Этот термин включает нарушения, вызванные врожденной аномалией, нарушения, вызванные заболеванием (например, полиомиелитом, костным туберкулезом), и нарушения, вызванные другими причинами.

(Примеры: церебральный паралич, ампутации и переломы или ожоги, вызывающие контрактуры).

ДРУГОЕ НАРУШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ: Ограничение силы, жизнеспособности или бдительности, включая повышенную бдительность к раздражителям окружающей среды, что приводит к ограниченной бдительности в отношении образовательной среды, что—

  • (a) вследствие хронического или острые проблемы со здоровьем, такие как астма, синдром дефицита внимания или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, диабет, эпилепсия, заболевание сердца, гемофилия, отравление свинцом, лейкемия, нефрит, ревматическая лихорадка, серповидноклеточная анемия и синдром Туретта;
  • и (b) отрицательно влияет на успеваемость ребенка

(Пример: Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности)

КОНКРЕТНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧАНИЮ: Расстройство одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием речи, устной или письменной, которое может проявляться в несовершенной способности слушать, думать, говорить, читать, писать, писать по буквам или делать математические вычисления. Этот термин включает такие состояния, как нарушения восприятия, черепно-мозговая травма, минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Этот термин не включает проблемы с обучением, которые в первую очередь являются результатом нарушений зрения, слуха или моторики; умственной отсталости; эмоционального расстройства; или экологические, культурные или экономические недостатки.

(Примеры: дислексия, дисграфия, дискалькулия, нарушение слуховой обработки и нарушение невербальной обучаемости)

НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ИЛИ ЯЗЫКА: Коммуникативное расстройство, такое как заикание, нарушение артикуляции, нарушение речи или нарушение речи, которое неблагоприятно влияет на воспитательная работа ребенка.

(Примеры: заикание, нарушение артикуляции, нарушение речи или нарушение голоса)

ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА: Приобретенное повреждение головного мозга, вызванное внешней физической силой, приводящее к полной или частичной функциональной инвалидности или психосоциальному нарушению, или к тому и другому , что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *