Разное

Как воспитать детей дружными между собой: Не разделяй. Пять советов, чтобы дети росли дружными. БелПресса

Как вырастить детей дружными?

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Как вырастить детей дружными?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

В большинстве семей с несколькими детьми так или иначе встает проблема конфликтов, конкуренции, ревности.

Что могут сделать родители, чтобы вырастить детей дружными?

  1. Родителю важно самому понимать, что такое открытые и искренние чувства, испытывать их к своим близким и, что немаловажно, уметь их выражать.

  2. Признавать и принимать индивидуальность каждого из детей. Они даже в одной семье, скорее всего, будут очень разные. С разными потребностями во внимании, в рамках и свободах, с разными эмоциональными проявлениями. Не говоря уже таких очевидных вещах, как разные темпераменты, вкусы, интересы. Все это нужно стараться увидеть в своих детях и признать.

  3. Внимательно следить за своим родительским поведением, избегая дискриминации по возрасту в пользу младшего или старшего.

  4. В конфликтных вопросах не искать легких решений, не поддаваться своим же стереотипам («Вася спокойный, тихий мальчик, раз они поссорились, то, конечно, виновата эта егоза Катя, она всегда его задирает»). К решению каждого вопроса подходить как к новой задаче.

  5. Не вменять в обязанность старшему уход или тем более ответственность за младшего на основании старшинства. «Коля, ну ты же старше» должно быть вычеркнуто из лексикона. Апеллировать к возрасту можно только в драках («Некрасиво обижать маленьких») и в режимных моментах («Ты старше Ани на 2 года, поэтому тебе можно смотреть с нами фильм, а сестренке уже пора спать» или «Ане можно не делать уроки, потому что она еще не ходит в школу»).


    Но императивы «уступи, ты же старший», «ты же старший, ты должен был …» следует изъять из обращения.

  6. Избегать ставить друг друга в пример. Ребенка следует сравнивать только с самим собой (каким ты был раньше или каким ты можешь быть завтра), но не с другими детьми.

  7. Если виновника проступка или ссоры достоверно точно установить не удается, то лучше обоим вменить умеренное наказание\порицание (если это ссора меж ними) или вообще никого не наказывать (если это разбитая ваза).

  8. Для укрепления любви и дружеских чувств нужно всячески подчеркивать семейную общность. Именно не их братско-сестринскую, а общесемейную. И делами, общим семейным досугом, и словами. Идеальное правило поведения или объяснение каких-то действий звучит как «В нашей семье …», например, «В нашей семье друг с другом не дерутся».

  9. Не принуждать к любви и дружбе, но учить чувствам. Маленький ребенок сам не очень осознает свои чувства, поэтому нормально, когда родитель проговаривает их за него. «Тебе страшно, потому что …», «Я понимаю, что тебе больно, …», «Как здорово! Как весело, правда?», «Какая красота, так приятно …» И проговаривать за малыша его чувства любви тоже нормально и даже нужно. Не нужно это делать в конфликтной ситуации. А вот в спокойной обстановке, когда между детьми идет позитивное общение, назвать их чувства и прокомментировать очень уместно и полезно. Так же полезно и провоцировать своими словами проявление положительных чувств детей друг к другу, но тоже в неконфликтной обстановке, когда у детей нет раздражения друг к другу.

  10. Учить детей общаться друг с другом. Не бросать в воду, авось сам выплывет, а целенаправленно учить, подсказывать, как это надо делать. Как играть вместе, как отказываться от совместной игры, как решить спор, как попросить что-то, предложить что-то, как помочь и как принимать помощь – какими словами все это следует выражать и какими действиями.

В завершение один практический совет.


Простой и быстрый способ уладить конфликты между маленькими братиками-сестричками называется «Посмотрите друг на друга». Работает обычно уже с годовалого возраста, но именно среди ближнего круга – семья и друзья семьи, с посторонними детьми, наоборот, может произойти эскалация конфликта или зажимание негатива.

Итак, начинается конфликт, какой-то спор, дележ игрушки, дети тут заняты каждый своим интересом, их внимание сосредоточено на объекте этого интереса.


— Первым делом переключаем их внимание на себя (просто зовем, чтобы оторвались на секунду и посмотрели на маму-папу), это обязательный пункт, его нельзя пропускать.


— Потом с себя переключаем друг на друга: «Посмотрите друг на друга». Если не получается, то отдельно по именам: «Таня, посмотри на Сашу. Саша, посмотри на Таню».

— Ждем, когда они установят контакт глаза в глаза. В половине случаев конфликт на этом просто закончится, дети заулыбаются и вообще забудут о ссоре, и дальше только дело техники отвлечь их от предмета ссоры на что-то другое или как-то быстро его поделить меж ними родительской рукой. В других случаях негатив они сбросят, заулыбаются, но о предмете ссоры не забудут. Тогда надо вести их до разрешения конфликта, поддерживая между ними этот установившийся контакт: подержать их немного в этом позитивном контакте глаза в глаза, потом потихоньку задавать вопросы о том, как они собираются решить спор, или предложить свой вариант, продолжая удерживать их в общении друг с другом непосредственно, а не через предмет спора.

Впоследствии они и сами научатся это делать – переключаться друг на друга и решать конфликты, в первую очередь думая друг о друге, а не об объекте спора.

Мария Сурыгина, психолог

Еще по теме

Как тренировать мозг ребёнка

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Как воспитывать детей в условиях неопределенности

Правила воспитания дружных детей в семье

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Правила воспитания дружных детей в семье

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • ребенок в семье
  • братья и сестры
  • семейное воспитание
  • общие интересы
  • дружба

Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с проблемой детской ревности в семье, усугубляющейся ссорами и враждой. Почему так происходит, и как воспитать детей дружными?

Не секрет, что дети стремятся завоевать внимание и любовь родителей. Кроме того, чем меньше разница в возрасте, тем больше желание отстаивать личное пространство. Имеют значение и индивидуальные особенности ребенка, например, высокая импульсивность, агрессивность и т.д. Без правильного подхода к воспитанию детей едва ли стоит рассчитывать на «автоматическое» чувство родства.

  • Учитывать особенности. Ошибочно предъявлять одинаковые требования ко всем детям, не учитывая при этом их особенности. Например, не стоит требовать от ребенка-флегматика, чтобы он одевался так же быстро, как его брат-сангвиник. Так вы будете создавать для первого ситуации неуспеха и провоцировать тем самым разногласия между детьми.

  • Относиться к детям с уважением. Уважайте переживания, мысли и потребности детей независимо от их возраста, успехов в учебе или пола — тем самым вы научите их уважать вас и других людей. Не ущемляйте старшего в угоду младшему и наоборот, например, не надо подростку поручать маленькую сестренку со словами: «Все равно ты там бегаешь, вот и присмотришь заодно». Любви к сестренке такое поведение точно не прибавит

  • Не сравнивать. Главная ошибка родителей заключается в том, что они ставят одного ребенка в пример другому или еще хуже – говорят, что кого-то любят больше. Такая позиция неминуемо ведет к появлению ревности и холодности в отношениях между детьми. Сравнивайте ребенка только с самим собой. Например, «Ты сегодня намного лучше справился с домашними заданиями» или «Вчера ты быстрее сделал уборку в свое комнате».

  • Создавать ситуации успеха. Чтобы избежать детской зависти, создавайте ситуации успеха для каждого из детей, отталкиваясь от его природных задатков. Так, если сын любит рисовать – отведите его в художественную школу, при этом другие дети не обязательно должны этим заниматься.

  • Воспитывать бережное отношение к вещам. Каждому из детей нужно постоянно объяснять, что есть общие вещи, а есть личные, и их брать без разрешения нехорошо, а портить — недопустимо. Начать стоит с воспитания в целом бережного отношения ребенка к вещам и результатам труда других людей.

Читайте также

Конфликты между детьми в семье: что делать родителям

«Семь я»: преимущества воспитания детей в многодетной семье

  • Создавать общие интересы и традиции. Ничто не сможет лучше сблизить всех членов семьи, чем семейные традиции. Они могут быть самыми разнообразными: настольные игры или просмотр кино на выходных, кулинарные вечера, чтение книг, изготовление поздравительных открыток и многое другое. Чаще используйте слова «мы», «наше», «у нас», указывающие на то, что семья – это единое целое. Семья – это место силы, защиты и любви. Детям гораздо понятнее не родство, а наличие общих интересов и занятий.

  • Учить детей взаимопомощи и взаимоподдержке. Важно не только объяснять, что братья и сестры должны дружить и друг другу помогать, но и на конкретных жизненных ситуациях показывать, как надо себя вести. Например, если у младшего сына важный футбольный матч, предложите старшему брату пойти и поддержать его, а еще лучше, если у вас получится сделать это всей семьей.

  • Быть примером. Сколько бы вы не говорили своим детям о добром отношении друг к другу, при этом ведя себя иначе по отношению к собственным братьям и сестрам, не стоит ждать крепкой дружбы от них.

  • Учить дружить. Дружить умеет далеко не каждый взрослый, поэтому несправедливо требовать от детей быть дружными, если этому их никто не учил. Показывайте на конкретных примерах, что значит дружба. Смотрите мультфильмы о дружбе, разбирайте отдельные сюжеты из того, что они видят каждый день, читайте тематические рассказы или придумывайте их сами, проигрывайте ситуацию с игрушками.

  • Контролировать эмоции. Психологами установлено, что эмоции, которые ребенок проговаривает вслух, легче контролировать. Поэтому, когда вы заметили, что назревает конфликт между детьми, предложите каждому из них рассказать, что он сейчас чувствует и почему. После проговаривания переживаний найти компромисс будет значительно легче.

  • Организовать личное пространство каждому. Сколько бы детей не было в семье, нужно постараться так организовать пространство, чтобы каждый ребенок имел личную зону. Это может быть кровать и тумбочка, какая-то зона в детской или другой комнате. Для ребенка, как и для взрослого, важно ощущать свою независимость и свободу от окружающих, иметь возможность побыть наедине с собой. Отсутствие личного пространства провоцирует у детей раздражительность и агрессивность по отношению к окружающим.

  • Разговаривать о чувствах. В людях природой заложено стремление бороться за жизненно важные ресурсы, а внимание и любовь родителей – это естественная потребность каждого ребенка. Не ругайте детей за проявления ревности, а помогите понять, почему они чувствуют ее: не хватает родительского внимания, чувствует себя неуспешным и т.д.

Не стоит переживать, если результаты ваших усилий не будут заметны сразу. Пройдет немного времени, и вы сможете радоваться тому, как ваши дети помогают и поддерживают друг друга.

Татьяна Богачева

Фото с сайта flash-photo.pro

Понимаете ли вы сленг детей?

Подростки часто озадачивают старшее поколение странными словечками. Наши дети гуглят и лайкают, втыкают и чекинятся… Что это всё означает?! Давайте проверим, способны ли вы понять, о чем они говорят. Для этого ответьте на вопросы нашего теста.

Пройти тест

Еще по теме

Как тренировать мозг ребёнка

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Как воспитывать детей в условиях неопределенности

Воспитание добрых детей: 5 простых вещей, которые вы можете сделать

Источник: MercatorNet

1. Говорите о доброте в своей семье. Это поможет передать доброту как важную семейную ценность и ожидание. Например:

«Не могли бы вы помочь своей сестре убрать семейный номер?»

«Это был добрый поступок».

«Спасибо за вашу доброту».

«Можете ли вы сказать это добрее?»

«Как вы можете решить это мирным и добрым путем?»

2. Всей семьей обсудите способы проявления доброты.

Вместе составьте список добрых дел, которые люди делают для других. Примеры:

  • Человек придерживает дверь для того, кто идет сзади.
  • Кто-то уступает место в автобусе или метро.
  • Люди останавливаются, чтобы помочь водителю, у которого проблемы.
  • Прохожий дает еду или деньги бездомному.
  • Соседи или члены церкви готовят еду для семьи, в которой только что родился ребенок, которая столкнулась с серьезной болезнью или потеряла близкого человека.
  • Ученик дружит с одноклассником, у которого, кажется, нет друзей.
  • Вы предлагаете помощь по дому или во дворе, не дожидаясь, пока вас об этом попросят.
  • Вы делитесь с кем-то закуской или угощением.

Когда у вас будет список добрых дел, всей семьей создайте определение доброты. Используйте начало предложения: «Доброта — это . . .

Примеры определений:

«Доброта — это думать о других, а не только о себе».

«Доброта — это помощь тому, кто нуждается в помощи».

«Доброта — это забота о других и добрые дела для них».

Разместите свое определение доброты на видном месте.

Наконец, чтобы воплотить осознание доброты в действия, обсудите, как каждый из вас может проявлять доброту в семье, школе, по соседству и т. д. Попросите каждого члена семьи постараться стать добрее на следующей неделе.

3. Образцовая доброта словом и делом .

  • По-доброму относитесь к своим детям. Когда я спросил свою 7-летнюю внучку Винни: «Как родители могут научить своих детей быть добрыми?», она ответила: «Они должны быть добрыми к ним». Дети узнают значение доброты через обращение, которое они получают.
  • Подайте пример доброты и уважения тем, как вы разговариваете друг с другом как родители. Когда вы спорите, избегайте ругательств и быстро миритесь.
  • Покажите пример доброты и уважения тем, как вы относитесь и говорите о людях вне семьи , таких как родственники, соседи и учителя.
  • Избегайте немилосердных разговоров о других людях — и объясните, почему такие разговоры не являются добрыми или уважительными («W нам не нравится, когда люди говорят о нас плохо за нашей спиной »).

4. Настаивайте на доброте и уважении во всех семейных отношениях.

  • Немедленно исправьте недоброе и неуважительное поведение, попросив «повторить»: «Не могли бы вы сказать это более уважительно?»
  • Не позволяйте детям говорить с вами неуважительно — ни в том, что они говорят, ни в том, как они это говорят. Имейте четкое семейное правило на этот счет и последствия, если ваш ребенок продолжает говорить неуважительно после одного напоминания. Вовлеките ребенка в установление этого последствия («Как вы думаете, какое последствие будет справедливым за неуважительное высказывание — такое, которое поможет вам запомнить правило?»).
  • Не позволяйте братьям и сестрам говорить друг другу «заткнуться», обзывать друг друга или проявлять недобрость, грубость или неуважение каким-либо другим образом. Имейте четкое семейное правило на этот счет и будьте последовательны в его соблюдении.

5. Учите доброте, возлагая на детей реальные обязанности в семейной жизни.

В основе доброты лежит дух готовности помочь.

Опросы показывают, что большинство американских родителей считают, что избаловали своих детей. В слишком многих семьях взрослые все дают, а дети все берут. Это рецепт производства эгоистичных, наделенных правами людей, таких как 15-летний мальчик, который сказал: «Зачем мне косить газон? Это не мой газон».

Лучшее противоядие от такой неблагодарной эгоцентричности состоит в том, чтобы у детей с самых ранних лет были регулярные и значимые обязанности в семье. Исследования показывают, что когда у детей есть работа по дому — работа, за которую им не платят, но которую они должны выполнять как члены семьи, — у них появляется больше заботы о других.

Вот мама, которая рано начала обучение ответственности:

С тех пор, как мои дети научились ходить, я заставляю их собирать игрушки. Когда мы узнали, что ждем еще одного ребенка, я объяснила, что буду очень занята ребенком и мне понадобится их помощь.

Мой 3-летний ребенок каждый день приносит белье и получает подгузники и т. д., когда они мне нужны. Ему приятно помогать и быть частью семьи. Он также понимает, что, помогая мне делать что-то по дому, он дает мне больше времени, чтобы делать что-то вместе с ним.

Педагог Джеймс Стенсон мудро отмечает:

Дети формируют характер благодаря тому, что они видят, что слышат и что их постоянно побуждают делать. Направленная практика является наиболее важной частью.

Так что давайте своим детям много направленной практики в доброте.

В моем следующем посте мы подробнее рассмотрим, что вы можете сделать, когда ваш ребенок , а не .

9 способов научить доброте и воспитать добрых детей

Семейная жизнь может процветать или рушиться в зависимости от силы нашего распорядка. Как скажет вам любой родитель, мы сталкиваемся с меньшим количеством пропущенных автобусов, меньшим количеством голодных истерик и большим количеством счастливых детских улыбок, когда критические периоды дня развиваются предсказуемо. Слишком часто мы забываем, что та же самая рутина, которая делает семейную жизнь управляемой, — ритуалы и фразы, которые мы повторяем день за днем ​​(день за днем, за днем), — создает основу для того, кем станут наши дети. Наши дети запомнят эти маленькие моменты как общее ощущение и вспышку своего детства.

На протяжении многих лет я искал способы внести доброту и сострадание в повседневную жизнь моей семьи. Эти небольшие повседневные изменения помогли мне жить согласно своим ценностям даже в самые напряженные недели, когда мы слишком заняты, чтобы заниматься волонтерством, и слишком устали, чтобы проявить творческий подход к небольшим добрым делам.

1. Найдите место для утренней паузы.

Научная основа для ежедневных моментов внимательности столь же обширна, сколь и чрезмерно цитируема. Согласно Scientific American , единственное, с чем согласны почти все исследования внимательности, это то, что «настройка на окружающий мир может дать ощущение благополучия».

Даже те из нас, кто является ночными совами, могут распознать разницу в добром утре. Мир кажется менее враждебным, когда наша семья собирается на несколько минут, чтобы сделать паузу вместе. Вам не нужно медитировать целую вечность или завтракать из трех блюд каждое утро. Некоторые семьи, которых я знаю, просто будят своих детей на полчаса раньше, чем это необходимо, чтобы обеспечить более медленный темп и несколько сонных объятий, прежде чем начнется нормальная утренняя рутина. У меня дома мы стараемся приходить на автобусную остановку пораньше, достаточно рано, чтобы вместе сделать несколько глубоких вдохов и поделиться своими целями на день.

То, как мы говорим с нашими детьми, формирует то, как они понимают себя и, в конечном счете, то, как они живут в мире. Исследования показывают, что обучение детей говорить и думать о себе позитивно улучшает их самосострадание и просоциальное поведение.

2. Используйте усиливающие рефрены.

Вот наши любимые фразы, чтобы помочь добрым детям. Не забывайте использовать их как можно более конкретно и честно. Дети невероятно распознают неискренность!

Поддержите добрых детей этими искренними фразами

  • Вы такой услужливый ребенок.
  • Ваша доброта (или ваше большое сердце) заставляет меня гордиться.
  • Ваша доброта требует большого мужества.
  • Ваша доброта имеет большое значение.
  • Я горжусь тем, что вы относитесь к другим с сочувствием и уважением.
  • Мне нравится, насколько ты любопытен.
  • Интересно. Расскажите мне об этом подробнее.
  • Исправление ошибок означает, что вы учитесь.
  • У каждой проблемы есть решение. Давай попробуем еще.
  • Вы умеете решать проблемы. Как вы думаете, мы должны это сделать?
  • Я впечатлен тем, как усердно вы работали.

3. Отмечайте добрые дела конкретным образом.

Исследования подтверждают, что подотчетность является ключевым способом формирования новых привычек и достижения сложных целей. Сообщая своей семье, что доброта и помощь другим являются приоритетом, вы возлагаете большие надежды на последующие действия.

Попробуйте создать наглядную иллюстрацию с помощью этого лоскутного одеяла доброты, которое можно распечатать от Doing Good Together, национальной некоммерческой организации, предлагающей множество творческих способов поделиться добротой в семье. Или просто находите время каждый день спрашивать: «Кому вы сегодня помогли?» и «Кто тебе помог?» Делясь своими добрыми делами каждый день, ваши дети начнут искать способы быть полезными, отчасти потому, что у них будет история, которой можно поделиться.

4. Двигайтесь вместе каждый день.

Все мы знаем о физических и психологических преимуществах физических упражнений. Выделяя полчаса или около того после ужина, чтобы подвигаться вместе, игриво, вы даете своей семье шанс избавиться от дневного стресса и настроить свои умы и тела на завтра.

В моем доме это каждый день выглядит по-новому. На прошлой неделе мы прогулялись с фонариком по деревьям за нашим домом. Прошлой ночью мы играли в хриплую игру с плюшевыми игрушками. Прогуливаетесь ли вы по парку, играете ли вы в футбол или дико танцуете, этот момент радостного движения облегчит завтрашнее проявление сострадания.

5. Добавьте в календарь регулярное волонтерское мероприятие.

Конечно, внесение небольших ежедневных изменений не заменяет преимуществ регулярной волонтерской работы с ребенком в вашем районе. Регулярное волонтерство дает детям сильное чувство расширения возможностей, поскольку они видят себя помощниками. Когда они замечают проблему, они, как правило, не ждут, пока кто-то другой предложит решение. Эта уверенность в себе и расширение прав и возможностей превращаются в смелость встать на защиту других, когда возникает социальный конфликт.

6. Сократите время, проводимое без присмотра за экраном в будние дни.

Наука, стоящая за экранным временем, все еще развивается, но растущий объем исследований объявляет игру самым важным и самым малоэффективным инструментом обучения в детстве.

Если подумать о том, сколько времени дети проводят в школе, в дороге и внеклассных мероприятиях, у них есть всего пара часов в сутки, чтобы побыть детьми.

Лазание по деревьям снаружи.
Строить легендарные башни из Лего внутри.
На качелях спорят с братьями, сестрами и соседями о том, что делать дальше.

Невероятно, сколько энергии требуется, чтобы сказать «нет» экранному времени, но наблюдение за творчеством и духом товарищества (более или менее), которые развиваются у моих детей вдали от гаджетов, того стоило. К тому же, я достаточно часто придерживался этого правила, поэтому становлюсь семейным героем, когда соглашаюсь время от времени нарушать собственное правило.

7. Ищите по одной хорошей новости, чтобы делиться ею каждый день.

По мере того, как все больше людей чувствуют себя эмоционально истощенными из-за тревожных новостей, они начинают чувствовать большее чувство апатии и цинизма. Газета The Guardian недавно сообщила: «Исследование доктора Дениз Баден, доцента Саутгемптонской школы бизнеса Саутгемптонского университета, показало, что чем более негативно люди себя чувствуют после получения плохих новостей, тем меньше вероятность того, что они выскажут свое мнение. или принять меры, чтобы улучшить мир вокруг них».

К счастью, журналистика, основанная на решениях, становится все более распространенной. Посетите журнал Positive News или Washington Post’s Inspired Life для некоторых красивых примеров. Сделайте привычкой выслеживать и делиться заслуживающей внимания историей надежды и мужества. Вся ваша семья почувствует больше вдохновения стать творцами перемен, когда вы найдете время, чтобы заметить важную работу по улучшению мира, происходящую прямо сейчас.

8. Погрузитесь в вечернюю рутину.

Исследования показали, что то, как заканчивается событие или опыт, определяет то, как мы относимся к этому опыту. Давайте покажем нашим детям сострадание к успокаивающей рутине перед сном. Слишком легко спешить с переходом ко сну, когда ваш ум уже рухнул на кушетку в кучу родительского истощения. Мы все это делаем. У всех нас были эти долгие дни, которые заставляли нас просто хотеть сделать. Когда это возможно, давайте сопротивляться желанию спешить.

Вместо этого, если мы позволим себе насладиться последней частью дня, мы все можем почувствовать себя более связанными, более благодарными и более подготовленными к грядущему дню.

Я открыла для себя силу этого в прошлом году, когда моя дочь попросила на Рождество «приютные билеты», чтобы ей не пришлось умолять меня остаться еще на несколько минут. Ой, и авввв.

9. Дотянитесь до отличного чтения.

Новое исследование демонстрирует то, что любители книг всегда знали инстинктивно: чтение — это невероятный инструмент для развития эмпатии, сострадания и понимания мира других.

Одно исследование показало, что художественная литература, в отличие от популярных жанров художественной литературы, развивает эмпатию у читателей всех возрастов. Поэтому нам и нашим юным читателям нужно напрягаться, чтобы читать необычные книги. Не исключительно, а регулярно. Улучшите свою игру в чтение, ища отличные книги для чтения всей семьей.

Благодаря настойчивости эти крепкие корни доброты помогут нашим малышам вырасти сострадательными, полезными, любопытными и сильными взрослыми, с которыми мы будем рады познакомиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *