Разное

Как рожали в старину на руси: мудрые и странные традиции и обычаи

Как рожали в старину на Руси | Материнство

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика  и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?

Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?

И. Панов «Ожидание». 2005 г.

Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

Боль вчера и сегодня

«Сплошной опрос крестьянок  и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские  доктора поехали  к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг. )

Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли  имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала  в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Родильный стул XVIII века

 

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

К. В. Лемох «Новый член семьи». 1880-е

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая,  что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был  на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

А. Венецианов «На жатве. Лето»

 

После родов — сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

В начале 12-го века внучка Владимира  Мономаха, Евпраксия,  написала трактат  о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «…вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

Женщины, находящиеся в суровых  жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

***

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Как рожали на Руси

В этом мире все идет своим чередом, все имеет значение и соединяется в единую жизненную систему.

Встреча с миром

Новорожденный младенец еще связан с матерью пуповиной, а с ним уже совершается первое ритуальное действие – перевязывание пуповины. Обычно это делали с помощью нитки, а порой – и с помощью материнского волоса. Считалось, что тем самым повитуха «привязывает» ребенка к маме. Потом пуповину, переставшую пульсировать, обрезают. Причем, если родился мальчик, то пуповину обрезают на «мужском» предмете – топоре, а если девочка – то на женском, например, прялке. Это должно символизировать первое знакомство малыша с настоящим, взрослым инструментом, который ему впоследствии неоднократно придется держать в руках.

После этого повитуха брала новорожденного и разглаживала ему ручки, ножки, животик, «правила» головку. По всей вероятности, это был аналог популярной ныне бэби-йоги, которую практикуют во время домашних родов. Такой массаж должен быть обеспечить хорошее сложение и красоту малыша.

Если младенец родился слабеньким, повитуха укладывала его на широкую деревянную лопату и отправляла… в печь. Не пугайтесь, этот обряд не имел ничего общего со сбрасыванием болезненных младенцев со скалы, бытовавшим в древней Спарте. На лопате, с помощью которой обычно ставили в печь хлеб, новорожденного трижды помещали под печную заслонку, на самый слабый жар. Таким способом ребенка как бы перепекали, чтобы он стал более сильным, здоровым и красивым.

Дело в том, что материнская утроба представлялась нашим предкам неким подобием печи (из печи так же вынимают хлеб, как из утробы – дитя). Поэтому если малышу не удалось как следует «пропечься» в глубине материнского тела, тогда его еще можно «допечь» в настоящей печке.

Мыла бабушка не для хитрости

Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого пришел новорожденный, а также уберечь от сглаза.

Обычно первое омовение матери и ребенка совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовой массаж – поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов (примерно тем же самым занимаются сейчас врачи-остеопаты).

Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавлялась соль «от всякой болезни и нечисти», вымачивалось яйцо, «чтобы ребенок был белым и чистым», серебряная монета, «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.»

После этого воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.

Пеленами повиваю

Как вы думаете, почему повитуху назвали повитухой? По названию одного еще важного действия, которое совершается с новорожденным младенцем – свивание в пеленки. Повивальник (или свивальник) – это широкая тесьма, которой обертывали малыша поверх пеленок для того, чтобы ручки и ножки лежали ровно. Кстати сказать, того же корня слова «повойник», «повой» – так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины. А новорожденного младенца положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Причем, не свежевыстиранную, а только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, будет спокойнее спать.

Кроме того, подобные обрядовые действия имели еще одну причину: «привязать» малыша к дому, к семье, к роду, установить прямую связь с родителями. Между прочим, современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Ведь не случайно психологи настаивают на том, что младенец сразу после родов должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни.

Вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, современных детей встречает яркий, слепящий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение якобы для того, чтобы дать маме «отдохнуть после родов». Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Возвращаясь к знакомству малыша с новым миром, стоит упомянуть еще такой факт. Запеленатого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице – балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где ему отныне предстояло жить.

Детское место

Сейчас плаценту (иначе она называлась детским местом или последом) роженица чаще всего просто оставляет в роддоме, не задумываясь о ее судьбе. Между тем в народной традиции плаценте уделялось особое внимание. Ведь это та самая «лодочка», которая привезла малыша в наш мир. Ее следовало похоронить – зарыть в землю под избою. Причем, важно было, как именно закапывают.

Считалось, что если плаценту закопать пуповиной вниз, то больше детей не будет. По другой версии, распространенной в Енисейской губернии, плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, потому что в этом случае ребенок, которому она принадлежит, скоро умрет: пуповина как бы притянет его к земле. В Ярославской губернии существовал «безопасный» вариант контрацепции: на сороковой день после родов откопать плаценту и повернуть ее пуповиной вниз (считалось, что в этом случае у семейной пары детей больше не будет).

А одни мои знакомые закопали плаценту своей дочери под березкой, в лесочке, который находится неподалеку от дома. И теперь, проходя мимо березки, они вспоминают о «волшебной лодочке» своей малышки.

Без рук, без ног, во все стороны клонится

Знаете, что это такое? Отгадка – колыбель. Вещь тоже совершенно особая, овеянная не одной сотней народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делаться из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири распространены были деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, в которые продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант – суживающийся книзу деревянный ящик, к его стенкам крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы. Однако колыбель в любом случае подвешивали (потому-то у нее нет ни рук, ни ног, она находится между полом и потолком). Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Отсюда пошло выражение: «Детей на березе растить» – то есть брать их с собой в поле.

Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал собой путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: «По гладкому, как по маслу, так и полезут дети. «

К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. В петлю мать продевала ногу и качала колыбель: «А темную ж ты ноченьку не усыпала, С колыбелюшки ножки не уймала.»

Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь за собой бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. В течение первого года жизни младенца клали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку. Возможно, наши предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делался из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша в его уютном мирке.

От первой бани до креста

Народная традиция отмечала в человеческой жизни сакрально важные точки: «от первой бани до креста (крещения), от креста до венца, от венца до скончания века». И не случайно в самые важные моменты человек возвращается к истокам. Так, на свадьбе принято было вспоминать о начале жизни удалого жениха или красавицы-невесты.

На девичнике подружки невесты пели: «Сорок недель матушка в утробе меня носила, Тридцать недель матушка в пелены пеленала, Полтора года кормилица к сердцу прижимала, Полтретья года матушка в зыбочке качала.»

А жениху пели так: «Ты король, государь, королевич, Егор, сударь, свет Иванович, Поносила тебя родна матушка В утробушке девять месяцев. Породила тебя родна матушка В велику большую пятницу. Принимала тебя родна баушка Из колодичку ключевой водой, Обтирала тебя родна баушка Разукрашенной тафтой. Пеленала тебя баушка Во пеленочке во шелковенькой.»

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Источники

  • Manerova OA., Markina AY. Early Social Orphanhood as a Relevant Problem of Russian Health Care (On the Example of the Chelyabinsk Region, Russia). // Open Access Maced J Med Sci — 2019 — Vol7 — N11 — p.1873-1878; PMID:31316676
  • Vylka Ravna Z. "Catching a Child": giving birth under nomadic conditions. The methods of pre- and postnatal care of the Nenets mothers and babies. // Int J Circumpolar Health — 2019 — Vol78 — N1 — p.1586275; PMID:31043137
  • Vyshlenkova EA. [The Problem of Training of Professors of Medicine in Russia of the Beginning of XIX Century]. // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2017 — Vol25 — N6 — p.374-377; PMID:29641875
  • Kapp K., Talv S., Hinrikus T., Raal A. Pharmacy students at the University of Tartu 1802-2010—a historical study. // Pharmazie — 2012 — Vol67 — N7 — p.658-64; PMID:22888526
  • Kearney MS., Levine PB. Why is the teen birth rate in the United States so high and why does it matter? // J Econ Perspect — 2012 — Vol26 — N2 — p.141-66; PMID:22792555

россиян предложили выходной день и призы для продолжения рода

Российский регион, наиболее известный как родина Владимира Ленина, нашел новый способ борьбы с кризисом рождаемости в стране: он объявил 12 сентября Днем зачатия и уже третий год подряд дает парам свободное от работы время для продолжения рода.

Надежда на выводок малышей ровно через девять месяцев, в национальный праздник России. Пары, которые «родят патриота» во время празднования 12 июня, выигрывают деньги, автомобили, холодильники и другие призы.

Ульяновск, регион на реке Волга примерно в 550 милях к востоку от Москвы, проводил подобные конкурсы с 2005 года. С тех пор число участников и число рожденных у них детей растет.

Алексей Безруков и его жена Юлия выиграли приз в размере 250 000 рублей, что эквивалентно 10 000 долларов США, в июне после того, как она родила мальчика Андрея. Безруков сказал, что патриотизм не был их мотивом для рождения третьего ребенка, хотя деньги приветствовались.

«Была патриотическая атмосфера, знаете, когда все вокруг празднуют, но я ни о чем не думал, кроме сына», — сказал он. «Всё отлично, здорово получить 250 000 рублей, когда у тебя есть новый ребёнок, о котором нужно заботиться».

Малонаселенная страна
В России, занимающей одну седьмую часть земной поверхности, проживает всего 141,4 миллиона человек, что делает ее одной из самых малонаселенных стран мира. При низкой рождаемости и очень высокой смертности население сокращается с начала 1990-х годов.

Сейчас он падает почти на полпроцента каждый год. Демографические эксперты ожидают, что снижение ускорится, и, по их оценкам, к 2050 году население России может упасть ниже 100 миллионов человек9.0003

В своем обращении к нации в прошлом году президент Владимир Путин назвал демографический кризис самой острой проблемой, стоящей перед Россией, и объявил о широкомасштабных усилиях по повышению рождаемости в России, включая денежное поощрение семей, имеющих более одного ребенка.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов добавил веселья во всероссийскую акцию.

Когда он проводил первые соревнования в 2005 году, 311 женщин зарегистрировались для участия и получили право на полдня от работы. В июне 2006 года в 25 больницах Ульяновска родилось на 46 детей больше, чем в июне прошлого года, в том числе 12 июня — на 28 детей, сообщили в администрации губернатора.

Более 500 женщин зарегистрировались для участия во втором конкурсе 12 сентября 2006 года. Ровно через девять месяцев родилось 78 младенцев, что в три раза превышает среднесуточный показатель по региону. По словам официальных лиц, их приветствовали в мире, когда звучал национальный гимн России.

Стабильный рост рождаемости
С момента начала кампании рождаемость в области неуклонно росла и в этом году выросла на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, сообщается на сайте областной администрации.

Каждый, у кого в Ульяновской больнице родится ребенок в День России, получит какой-нибудь приз. Но обладателями главного приза становятся пары, признанные наиболее подходящими родителями комитетом, который в течение двух недель обсуждает выбор.

Главный приз 2007 года достался Ирине и Андрею Картузовым, получившим внедорожник УАЗ-Патриот ульяновского производства. Они сказали журналистам, что все равно планируют завести еще одного ребенка, когда узнали о конкурсе.

Ирине Картузовой пришлось сделать кесарево сечение, чтобы родить ребенка, и оно было назначено на 12 июня.

Приемная комиссия выбрала Картузовых из числа 78 пар за их «респектабельность» и «похвальное воспитание» двух старших детей, сообщил представитель губернатора.

Другие конкурсанты выиграли видеокамеры, телевизоры, холодильники и стиральные машины.

По федеральной программе женщинам, родившим второго и последующих детей, выдаются сертификаты на сумму 10 000 долларов США, которые могут быть использованы для оплаты обучения или улучшения жилищных условий семьи.

В этом году ежемесячные выплаты поддержки были увеличены с 28 до 60 долларов.

Почему королевские женщины рожали перед огромными толпами на протяжении веков

Думаете, королевские роды стали зрелищем? Мария-Антуанетта не согласилась бы.

Автор: Hadley Meares

Обновлено: | Оригинал:

Рождение Людовика XIII. (Фото: Фото 12/UIG/Getty Images)

1 ноября 1661 года у королевы Марии-Терезы, застенчивой, уединенной испанской жены короля Франции Людовика XIV, начались роды. Как только у королевы начались схватки, ее тихие дворцовые покои, в которых она была церемониально заключена в течение нескольких дней, стали заполняться принцессами, герцогами и графинями.

Рождение королевского ребенка считалось настолько важным, что для него требовались свидетели: королевы часто рожали перед большой аудиторией людей, что только усиливало их страх и страдания во время родов. В данном случае толпа придворных следила за тем, чтобы живой младенец не был заменен мертвым ребенком, а королевская девочка не была подменена желанным мальчиком.

Hulton Archive/Getty Images

Королева Мария-Тереза, испанская жена короля Франции Людовика XIV.

За пределами дворца царила карнавальная атмосфера. «Испанские актеры и музыканты танцевали балет под королевскими окнами с арфами, а также гитарами и кастаньетами, чтобы напомнить Марии-Терезе о ее родной земле», — пишет Антония Фрейзер в Love и Людовике XIV . «Была надежда, что эти испанские звуки развлекут бедную королеву, которая все время кричала на родном языке: «Я не хочу рожать, я хочу умереть». и смертельным испытанием для женщин и их детей в эпоху до появления современной медицины. Инфекции были обычным явлением; каждый третий ребенок во Франции умирал в возрасте до одного года. И Мария-Тереза ​​была под непреодолимым давлением, чтобы дать королю живого наследника мужского пола, таким образом обеспечение преемственности Бурбонов.0003

После 12 часов агонии королева наконец родила здорового мальчика, которого назвали Луи де Франс. Придворные во внутренних комнатах сигнализировали пол ребенка тем, кто находился во внешних покоях, подбрасывая свои шляпы в воздух (руки скрещивались, если ребенок был девочкой). Король Людовик XIV, яркий «король-солнце», крикнул из окна своим подданным, заполнявшим двор внизу: «Королева родила мальчика!»

ПОДРОБНЕЕ: 7 удивительных фактов о королевских родах

Для многих королевских женщин необходимость родить наследника началась, как только закончились свадебные торжества. По словам Рэнди Хаттера Эпштейна, автора книги Get Me Out: История родов от Эдемского сада до банка спермы , французская королева XVI века Екатерина Медичи так отчаянно хотела забеременеть, что обратилась к народным целителям. который сказал ей «выпить кобылью мочу и замочить свой «источник жизни» в мешке с коровьим навозом, смешанным с молотыми оленьими рогами».

Беременные будущие королевские матери находились под постоянным наблюдением. Возможно, ни одно рождение не было более ожидаемым, чем рождение первого ребенка королевы Марии-Антуанетты в 1778 году. Хотя ее мать, императрица Мария-Тереза, покончила с публичными родами в Австрии, Мария-Антуанетта не смогла изменить укоренившийся образ жизни Версаля. Рано утром 19 декабря королева позвонила в колокольчик, сигнализируя о начале родов.

Версаль быстро погрузился в хаос, поскольку «заядлые экскурсанты» спешили в направлении апартаментов королевы, пишет Фрейзер в Мария-Антуанетта: Путешествие . Толпы «в основном были ограничены внешними помещениями, такими как галерея, но в общем столпотворении некоторые проникли во внутренние помещения». Некоторых королевских зевак даже «обнаружили сидящими наверху, чтобы получить действительно хороший обзор».

Во всем волнении сама Королева была практически запоздалой мыслью. Через 12 часов Мария-Антуанетта родила маленькую девочку, названную Марией-Терезой в честь ее бабушки. Хотя ребенок не был желанным мальчиком, в апартаментах королевы после рождения стало так шумно, что у Марии-Антуанетты случился припадок, и она потеряла сознание.

Leemage/Corbis/Getty Images

Мария-Антуанетта и ее дети.

«Напор людей, жара и отсутствие свежего воздуха в комнатах, окна которых месяцами были запечатаны от зимнего холода, были для нее слишком тяжелыми после двенадцатичасового труда», — отмечает Фрейзер. Прошло несколько минут, прежде чем кто-либо заметил, что Королева без сознания. В конце концов с запечатанных окон были сорваны доски, принеся порыв свежего воздуха, который оживил ошеломленную королеву.

Следующие 18 дней Мария-Антуанетта пролежала в постели. Поскольку ее ребенок был женского пола, Мария-Антуанетта могла проводить с ней больше времени. «Сын больше принадлежал бы государству», — ласково объясняла она дочери. «Ты будешь моей; Ты будешь моей заботой, ты разделишь мое счастье и облегчишь мои печали».

ПРОЧИТАЙТЕ: Почему 100 самозванцев утверждали, что они мертвый сын Марии-Антуанетты

Будущая Екатерина Великая России не будет иметь утешения своего ребенка, чтобы восполнить ее ужасные роды. В 1754 году Екатерина оказалась фактически запертой российской императрицей Елизаветой на несколько недель в двух небольших комнатах Летнего дворца, «изолированной, без общества», — пишет Роберт К. Мэсси в 90 065 Екатерине Великой.

Сразу после того, как Екатерина родила сына Павла на маленьком жестком матрасе, императрица Елизавета увезла нового наследника. Ее муж Петр, жестокий, психически больной наследник романовского престола, последовал ее примеру.

Иссохшая Кэтрин дрожала на полу без воды более трех часов, пока не вернулась акушерка. В конце концов ее уложили в постель, но затем оставили в комнате на несколько месяцев подряд. Не имея возможности увидеть своего ребенка, Кэтрин вместо этого задумала отомстить.

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images & Leemage/Corbis/Getty Images

Екатерина Великая (слева), заключенная в тюрьму императрицей Елизаветой (справа) после родов.

ПРОЧИТАЙТЕ: Почему враги Екатерины Великой превратили ее в сексуальную извращенку

Время от времени предпринимались попытки — пусть и ошибочные — сделать роды будущим королевским матерям более успокаивающими. Маргарет Бофорт, грозная, жизнерадостная мать Генриха VII Английского, пережила ужасные роды в нежном возрасте 13 лет, когда находилась в бегах во время Войны Алой и Белой розы. По словам Сары Гриствуд, автора книги Blood Sisters , эта травма по понятным причинам нанесла ей психологический и, вероятно, физический шрам (у нее больше никогда не было детей).

Когда ее сын стал королем, Маргарет составила тщательный протокол, которому надлежало следовать при рождении всех ее внуков:

Когда Ее Высочеству было понято, в какой палате ей будет угодно родиться, то же самое должно быть завешено богатой тканью или аррасами, боками, крышей, окнами и всем остальным, кроме одного окна, которое должно быть завешено так, чтобы она имела свет, когда ей это нравится.

За несколько недель до родов у королевской матери будет последняя прощальная вечеринка со своими слугами-мужчинами. Она причащалась, а затем попадала в то, что Гриствуд называет «женским миром», где «женщины должны быть всевозможными офицерами, дворецкими, канализационными и пажами, получая все необходимое у дверей комнаты». Если она пережила роды, новую мать изолировали в ее камере на 40 дней. На 40-й день она будет «воцерковлена» или очищена и снова войдет в царский дом.

Хотя младенческая и материнская смертность оставалась высокой для всех классов, члены королевской семьи имели доступ к медицинским инновациям, которых обычно не было у простолюдинов. Профессиональная акушерство возникла во Франции 17 века, и королевские женщины нанимали самых опытных акушерок своего времени. У элиты также был доступ к многообещающему новому инструменту: акушерским щипцам, которые были изобретены в 17 веке Чемберленами, французским гугенотским кланом акушеров-мужчин, прославившимся своими успехами в освобождении младенцев, попавших в родовые пути.

English Heritage/Heritage Images/Getty Images

Мария Беатрис, жена короля Якова II.

Один из членов семьи Чемберлен, Хью, сыграл уникальную роль в самой обсуждаемой королевской доставке 17 века, говорит Эпштейн. В 1688 году у Марии Беатрис, католической жены короля Англии Якова II, начались роды всего на шестом месяце беременности. Протестанты в Англии, особенно двое наследников Джеймса от его первой жены, Марии и Анны, были недовольны браком и еще больше опасались рождения наследника мужского пола, который узурпирует женщин в линии наследования.

Чтобы убедиться, что рождение ребенка хорошо задокументировано, Яков II заполнил родильную палату свидетелями, позволив ему заметить, что «по особому провидению почти ни один принц не родился там, где присутствовало так много людей». Хью, которого вызвали родить ребенка, прибыл слишком поздно. Мальчик по имени Джеймс уже родился. Хотя он пропустил роды, Хью попросили поручиться за королевскую подлинность ребенка. «Я уверен, что никакая такая вещь, как принесение незнакомого ребенка в кастрюлю с подогревом, не может быть осуществлена ​​без моего наблюдения», — заявил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *