Разное

Как расшифровать дети с овз: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 203» города Ярославля

что делать педагогу? — РОО помощи детям с РАС «Контакт»

31 июля 2018

Данная статья представляет собой практико-ориентированное пособие для учителей-предметников и классных руководителей, к которым попал ребенок с особыми образовательными потребностями. В ней рассматриваются вопросы правового регулирования инклюзивного образования, практической организации работы с ребенком, а также сложные вопросы взаимодействия учителя с другими работниками образовательного учреждения и его администрацией..

Вопросы организации инклюзивного образования в рамках существующего правового регулирования представляют собой одни из самых сложных и запутанных. Здесь сливаются воедино образовательное, административное, бюджетное, трудовое право, порождая множество противоречий друг относительно друга. В данной статье мы попытаемся разъяснить простым языком наиболее сложные вопросы, с которыми может столкнуться учитель в процессе организации в образовательном учреждении инклюзивной среды.

  1. Кто такие дети с ООП, дети с ОВЗ и дети-инвалиды?

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Понятия «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется в современных научных исследованиях и некоторых законодательствах иностранных государств как более современный и точный аналог ребенку с ОВЗ.

Инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.

Соответственно, для целей инклюзивного образования в современной России значение имеет термин ребенок или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ).

  1. Что является основанием для создания ребенку с ОВЗ специальной образовательной среды?

Основным документом, которым должны руководствоваться образовательные учреждения при работе в рамках инклюзии, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Именно этот документ определяет то, какие условия должны быть созданы в школе для того, чтобы обучение ребенка соответствовало федеральным стандартам. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является обязательным для принятия любыми образовательными учреждениями. Создание необходимых условий труда – обязанность любой школы.

  1. Кто участвует в создании и организации инклюзивной среды?

Вопреки расхожему среди педагогов мнению, инклюзивное образование не подразумевает под собой просто включение ребенка с ОВЗ в состав класса с нагрузкой педагога огромной дополнительной ответственностью. Это целый комплекс мер, связанный с созданием инклюзивной среды, в котором участвует большое количество специалистов.

Первой группой работников образовательных учреждений, участвующих в создании инклюзивной среды, являются собственно педагогические работники. К ним относятся учителя-предметники, учителя начальных классов и тьюторы. Основной их задачей является организация собственно учебных занятий, разработка материалов и рабочих программ.

Второй группой являются вспомогательные работники. К ним относятся прежде всего ассистенты. Их задачей является физическая помощь ребенку с ОВЗ в преодолении сложностей среды, где он обучается.

Третьей группой – специализированные работники. Это различные учителя и врачи, которые работают со специфическими навыками, необходимыми в образовательном процессе, и особенностями здоровья: психологи, логопеды, дефектологи.

Таким образом, создание в образовательном учреждении инклюзивной среды не предполагает переваливание всей работы на одного конкретного педагога. Необходимо также включение в работу иных специалистов, которые должны совместно участвовать в таком сложном процессе, разделяя обязанности и ответственности между собой.

  1. Каковы пределы ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:

  • Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
  • Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
  • Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
  • Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
  • При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.

  1. Чем должен заниматься тьютор?

Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах. К его непосредственным обязанностям относятся:

  • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Адаптация образовательного процесса
  • Проектирование открытой образовательной среды
  • Разработка и подбор методических средств
  • Рефлексия образовательного процесса его участниками

Хорошо видно, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов, помощь учителям в подготовке занятий, участие в разработке специализированных методик является залогом успеха инклюзии, особенно при учете того, что нагрузка тьютора может быть не более 6 детей на ставку заработной платы. Он лучше понимает сложности и проблемы тех детей с ОВЗ, за образовательный процесс которых отвечает.

  1. В чем заключается задача ассистента?

Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:

  • Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)
  • Создание комфортных условий
  • Обслуживание средств реабилитации
  • Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры
  • Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях
  • При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме

Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс. В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.

  1. Какова роль дефектологов?

При организации инклюзивной среды не нужно забывать и о профессиональной специализированной работе с детьми. Ее ведут специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:

  • Своевременное выявление детей с нарушениями
  • Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению
  • Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи
  • Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий
  • Организация образовательной среды для лиц с нарушениями
  • Организация контроля освоения образовательных программ

Деятельность этих специалистов способствует адаптации детей в обществе, развивает их социальные навыки, которые могут обладать определенной спецификой в силу особенностей здоровья. Без этих специалистов прогрессивный эффект инклюзивного образования будет гораздо менее заметен, а количество дополнительных усилий, которые затрачиваются различными работниками на сопровождение образовательного процесса ребенка, останется на прежнем уровне в течение всех лет обучения.

  1. Какие изменения условий труда следуют за введением инклюзивного образования?

Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания.

Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.

Не секрет, что инклюзивное образование требует значительных дополнительных затрат, особенно в момент своего создания. Это связано и с прохождением работниками переподготовки и повышения квалификации, закупкой дополнительного специального оборудования, созданием комфортной среды. В связи с этим в п. 1.8 Методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ установлено, что при определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать предоставление образования детям с ОВЗ.

Разумеется, и заработная плата самого работника, который работает с ребенком с ОВЗ, должна быть выше, чем у его коллеги, который работает с обычным классом. Учитывая современную систему оплаты труда педагогического коллектива, данный вопросы относятся к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Через коллективные переговоры с работодателем, педагоги могут воздействовать на внесение изменений в коллективный договор или положение об оплате труда, положение о стимулирующих. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа, либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.

  1. Каков алгоритм действий учителя, в класс к которому попал ребенок с ОВЗ?

Шаг 1. Если Вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то Вы, как педагог, можете требовать соблюдения Ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.

Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где Вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.

Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в Вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.

Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.

Шаг 5. Выясните, содержатся ли в Вашем коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.

Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами, продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций, адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.

Варламов Ю.Е. – юрист МПРО «Учитель».

 

Что такое ОВЗ: расшифровка в дошкольном образовании

В медицинской литературе ребенок с ОВЗ имеет затруднения в повседневной жизни. Они могут быть физическими, психическими или сенсорными. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут выполнять некоторые функции и обязанности.

Такое состояние может быть хроническим, временным, частичным или общим.

Как мы знаем, именно физические отклонения накладывают самый большой отпечаток на психику человека. Обычно инвалиды имеют пониженную самооценку. Они хотят изолировать себя от общества. У них повышенная тревожность. Поэтому самая первая работа должна начинаться с детского возраста. Главная задача инклюзивного образования – это социальная адаптация инвалидов.

ОВЗ в дошкольном образовании

Закон РФ об образовании описывает специфику дошкольников и школьников с ОВЗ, а также некоторые условия для получения каждым из них образования. Диагностирует таких детей ППМК. К ним можно отнести нарушения:

  • зрения,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • психического развития,
  • интеллекта,
  • расстройства поведения,
  • РАС,
  • СДВГ.

Дети с овз и дошкольные учреждения

При подтверждении этих отклонений развития ППМК рекомендует создание определенных условий для развития и обучения ребенка.

Дети с ОВЗ — психологические особенности развития

Данные особенности ребенка зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик. Почти всем присуще следующие черты характера:

  • отсутствует способность к концентрации или рассеянное внимание, низкая интеллектуальная активность.
  • маленькие навыки самоконтроля, нет интереса к самообразованию.
  • низкая мотивация к познавательной деятельности.
  • минимальная игровая активность.
  • маленькая скорость обработки поступающей информации.
  • плохо запоминают информацию, память кратковременная.
  • маленькая работоспособность, быстро устают и нуждаются в отдыхе.
  • плохо развита мелкая и крупная моторика.
  • несоответствие эмоционально-волевых характеристик действительному возрасту ребенка, идет некоторое отставание от своих сверстников.

Особенности развития ребенка

Дети с ОВЗ тревожны и раздражительны, впечатлительны, обидчивы, беспокойные, плаксивые. Иногда наблюдается повышенная возбудимость и агрессия.

3-звенная шкала ОВЗ

Данная шкала была принята ВОЗ. Она состоит из трех ступеней:

  1. это недуг. Аномалия развития у ребенка. Она может быть психологической, физиологической или анатомической.
  2. дети в дефектами или потерей способностей выполнять определенные действия, которые могут выполнить здоровые дети.
  3. инвалидность или недееспособность.

Типы детей с ОВЗ

Факторы, которые влияют на классификацию ОВЗ

Различают несколько типов детей с ОВЗ. Данная классификация  зависит от множества причин. Различают внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относятся: болезни матери во время беременности, нервное напряжение, травматизм, наследственные факторы, осложнения после родов и т.д. К внешним причинам можно отнести плохую экологию, курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные заболевания, например, СПИД.

Таким детям нужен особый подход и подготовка их к социализации в обществе.

Занятия для детей с овз подбираются индивидуально

Основные виды

Согласно утвержденной классификации ОВЗ выделяют несколько видов данных нарушений, а именно:

  • психические,
  • сенсорные,
  • неправильная работа органов дыхания, системы кровообращения, функций организма по обмену веществ и т.д.
  • нарушение статодинамических функций.

Всех детей в ОВЗ делят на четыре категории:

  1. легкие или умеренные поражения организма. При благоприятных условиях дети с ОВЗ устраняют многие проблемы в развитии. Происходит реставрация всего функционала.
  2. значительные патологии в организме. Даже при интенсивной терапии нельзя полностью устранить все отклонения. Нужно создать для ребенка специальные условия развития и жизни.
  3. значительные поражения органов, которые ограничивают функции маленького ребенка, а также потенциал его жизнедеятельности. Данные ограничения требуют больших усилий от окружающих людей.
  4. это такие нарушения органов и систем организма, которые приводят к невозможности нормальной жизни в нем. Данную патологию нельзя вылечить, реабилитационные меры малоэффективны. Все старания медиков направлены на сохранение текущего состояния ребенка.

Социальная адаптация детей

Детей с ОВЗ часто сравнивают с детьми-инвалидами. Но это ошибка. Это два абсолютно разных понятия. Дети с ОВЗ имеют регулярные или временные отклонения в психологическом или физическом развитии. Они могут плохо видеть, слышать, заикаться, отставать в психическом развитие или быть аутистами. Данные нарушения могут быть временные, постоянные, легкие или тяжелые. Или могут полностью уйти в прошлое по мере развития ребенка. Диагноз ОВЗ не всегда устанавливает врач. Просто этот ребенок немного отличается от остальных детей и к нему нужен особенный подход.

Инвалидность — значительные нарушения функций организма. Они могут быть врожденные или приобретенные. Они трудноустранимые или их нельзя устранить. Обычно инвалидность не снимается с ребенка многие годы, а иногда и всю жизнь. Инвалидность могут установить только врачи-эксперты. Данный статус предполагает пособия и выплаты родителям таких детей.

Дети с овз и инвалиды

Обе этих категории детей нуждаются в поддержке. Надо создать условия, которые  направлены на развитие детей, а еще им просто нужно внимание, забота и любовь. Они обучаются по схожим методикам, которые будут зависеть от типа и степени заболевания.

Все дети абсолютно разные, кто-то здоров, кто-то болен. Но каждый ребенок имеет право на свое место в обществе. У него есть право на жизнь, образование, саморазвитие.

Нужно создать для них такие условия, чтобы они могли как и здоровые дети адаптировались в обществе и не чувствовали себя в чем-то ущемленными.

Подготовка детей к взрослой жизни

Грамотное психологическое и педагогическое сопровождение таких детей позволит им овладеть всеми необходимыми программами, посещать детский сад и школы. Они смогут свободно общаться с другим детьми, тем самым удовлетворить свою потребность в общении.

 

 

 

Советы по грамотности для родителей детей с ограниченными возможностями обучения

Родители могут оказать сильное положительное влияние на чтение своего ребенка. Исследования показали, что даже несколько минут в день, когда ребенок наслаждается чтением, может оказать существенное влияние на приобретение базовых навыков чтения, а повседневные занятия, такие как поход в продуктовый магазин, можно превратить в увлекательное обучение. .

Ниже приводится список способов, которыми родители могут поощрять развитие навыков, необходимых детям для того, чтобы они стали хорошими читателями.

Воспитывать уважение к написанному

Каждый день находите время для чтения вслух вместе с ребенком. Как правило, родители играют важную роль в развитии этого навыка, читая детям и показывая, насколько важно чтение в их повседневной жизни. Время, проведенное за кругом с книжками с картинками и рассказами, может сильно мотивировать вашего ребенка получать удовольствие от чтения. Постарайтесь сделать эти книги доступными для ваших детей, чтобы они могли изучать их и наслаждаться ими самостоятельно.

Развитие понимания печатного языка

Расскажите о книгах. Когда вы читаете ребенку вслух, позвольте ребенку открыть книгу и перевернуть страницы. Укажите на слова, которые вы читаете. Обращайте внимание на повторяющиеся фразы, предлагая ребенку присоединиться каждый раз, когда они встречаются.

Укажите буквы и слова, которые вы встречаете в повседневной жизни. Приложите очевидные усилия, чтобы прочитать вслух дорожные знаки, рекламные щиты, объявления, этикетки на упаковках, карты и номера телефонов. Сделайте прогулки способом поощрения чтения, показав своему ребенку, как печатные слова связаны с повседневной жизнью.

Учим алфавит

Играем в алфавитные игры. Спойте песенку про алфавит, чтобы помочь ребенку выучить буквы, пока вы играете с алфавитными книжками, кубиками и магнитными буквами. Повторяйте буквы, поднимаясь и спускаясь по лестнице, или покачиваясь на качелях. Рабочие тетради, игры и головоломки с буквами, буквами и точками доступны в большинстве магазинов игрушек. Многие увлекательные компьютерные игры предназначены для обучения детей буквам. Убедитесь, что эти игрушки доступны, даже если вы не можете подыгрывать.

Смотрите вместе с ребенком « Улица Сезам ». Покажите ребенку, как подпевать, разгадывать загадки и активно участвовать в его развлечениях.

Обеспечьте ребенку доступ к письменным принадлежностям и поощряйте их использование. Помогите ребенку научиться писать свое имя и другие важные слова или фразы. Постепенно помогайте ребенку научиться писать все больше и больше букв. Поначалу большинству детей легче писать заглавные буквы.

Понимать соотношение букв и слов

Научите ребенка произносить по буквам несколько специальных слов, таких как его/ее имя, стоп или выход . Предложите ребенку читать эти слова везде, где его увидят. Обращайте внимание на эти и другие часто встречающиеся слова, читая вместе с ребенком книги. Предложите ребенку прочитать эти слова по мере их появления или найти их на странице. Играйте в словесные игры с буквенными плитками или магнитными буквами. Попросите ребенка построить цепочки из букв, чтобы вы могли их прочитать.

Поймите, что язык состоит из слов, слогов и фонем.

Пойте песни и читайте книги с рифмами. Спойте вместе с ребенком алфавит и научите его песням с акцентом на рифму и аллитерацию, например, «Willaby Wallaby Woo» и «Down By the Sea». Подчеркивайте звуки во время пения. Играйте в игры с рифмами и хлопайте в ладоши именами. Перемешайте формулировку или порядок слов в знакомых стихотворениях и попросите ребенка обнаружить ошибку. Говорите, как робот, слог за слогом.

Играть в словесные игры. Предложите ребенку поиграть со словами. Например, попросите ребенка подумать о словах, которые рифмуются с цифрой 9.0021 bat или начинаться с /m/. Что останется, если убрать звук /k/ из cat ? Что получится, если соединить эти звуки: /p/ и ickle ; /м/ и подобная ; и / с /, / а / и / т /. Какое из этих слов начинается с другого звука – сумка , конфета , велосипед ? Лодка и малыш начинаются с одного и того же звука?

Изучайте звуки букв

Произносите буквы. Укажите другие слова, которые начинаются с той же буквы, что и имя вашего ребенка, обращая внимание на сходство начального звука. Используйте азбуки, компьютерные игры или автомобильные игры, такие как «Я думаю о чем-то, что начинается на /b/», чтобы вовлечь ребенка в игру с аллитерациями и буквами. Если у вас есть книга, которая поддается аллитерации и рифмовке, например книга доктора Сьюза, произносите рифмующиеся слова во время чтения или попросите ребенка сделать это за вас. Играйте в словесные игры, в которых звуки соединяются со слогами и словами. Например: Если это пишет кот , как пишется шляпа ?

Произнесите новые слова

Укажите новые слова. Когда вы сталкиваетесь с ними, произносите звук, касаясь каждой буквы в новом слове. Например, скажите «с-у-н», а затем соедините звуки, чтобы получилось слово. Отрабатывая новые слова, используйте предсказуемые слова с обычными звуками и написанием, например fun или sat вместо night или saw .

Если вы встретите слова с неизвестным значением или со сложным написанием, предложите ребенку попытаться произнести слова вслух. Однако, если слишком много слов требуют такого внимания и усилий, лучше найти более легкую книгу.

Играйте с ребенком в игры с правописанием. После того, как ваш ребенок начнет произносить слова, поощряйте правописание, произнося каждый звук в слове, а затем записывая букву, соответствующую этому звуку.

Поощряйте ребенка писать по буквам. После того, как ваш ребенок научился произносить слова, дайте ему произнести каждый звук.

Самостоятельное письмо. Поощряйте ребенка использовать изобретательское или независимое правописание. На этом этапе ребенок будет склонен пропускать буквы и путать названия букв со звуками букв, создавая такие варианты написания, как LFNT для 9.0021 слон , BN для боб и FARE для фея . Используйте коррекцию с умом. Что вас больше всего должно беспокоить, так это чувствительность ребенка к звукам, которые необходимо изобразить.

Точное и легкое распознавание слов в печатном тексте

Помогите своим детям как можно чаще читать легкие, увлекательные рассказы. Вполне вероятно, что ваш ребенок получит больше удовольствия от чтения и узнает больше от чтения, если вы будете сидеть вместе, читать по очереди и поощрять обсуждение. В начале предложите ребенку прочитать хорошо подобранные слова. Постепенно, по мере того, как ребенок становится способным, по очереди с предложениями, говорящими, абзацами и страницами. В конце каждого раздела или рассказа возвращайтесь к тем словам, которые вызвали затруднения. Перечитывание всей истории в течение нескольких дней, а затем еще раз через несколько недель — мощный способ закрепить полученные знания.

Знать орфограммы

Теперь полезно указать на сходство между такими словами, как will , fill и hill или light , night и see 90 . Это также время, чтобы помочь вашему ребенку выучить правильное написание слов, которые он/она пишет.

Научитесь читать вдумчиво

Делайте паузы для обсуждения во время чтения. Когда вы читаете истории своему ребенку и вместе с ним, часто останавливайтесь, чтобы обсудить их язык, содержание и отношение к реальной жизни и другим знаниям. Делайте паузы, чтобы исследовать значения новых слов, используя их в других предложениях и сопоставляя их значение со словами, имеющими сходное значение. Постарайтесь вернуться к новым словам и понятиям позже, когда книга будет отложена в сторону.

Читая рассказы, делайте паузы, чтобы обсудить различных персонажей, проблемы и события в рассказе, и предложите ребенку подумать о том, как эти проблемы могут быть решены, или подумать о том, что может произойти дальше. Продолжая рассказ, попросите ребенка повторить, что произошло до сих пор, обращая внимание на надвигающиеся загадки и неразрешенные конфликты. При чтении описательного текста предложите ребенку поразиться описанным существам или событиям и задаться вопросом о деталях или связях, не упомянутых в тексте.

Прежде всего: читать, читать и перечитывать.

 

Советы по чтению для детей с особыми потребностями

Опубликовано Деби Сильверман

Мы знаем, что когда родители регулярно читают вслух вместе со своими детьми, словарный запас детей увеличивается, и они лучше подготовлены к детскому саду. Но для детей с особыми потребностями или ограниченными возможностями совместное чтение не всегда так просто. Тип истории, ее иллюстрации, ощущения на страницах или то, как рассказана история, имеют большое значение.

Чтобы детям с особыми потребностями нравились книги, а чтение со взрослыми приносило им положительный опыт, Анж Бернетт, координатор инклюзивного проекта Совета по уходу за детьми Contra Costa, предлагает следующие советы:

1. Не все книги подходят для все дети. Когда вы выбираете книги для адаптации, рассмотрите каждую часть этой книги, от цвета до содержания. Обратите внимание на тему рассказа и иллюстрации. Посмотрите на размер шрифта, размер книги и даже на текстуру обложки или страниц.

2. Выбирайте книги на простые темы. Ищите книги с повторяющимся или предсказуемым текстом об отношениях, семье или друзьях, социальных навыках или навыках самопомощи, а также книги с алфавитом, счетом или животными.

3. Не забывайте о концентрации внимания. Типичный развивающийся четырехлетний ребенок обычно может слушать около 12 минут, в то время как пятилетний ребенок может наслаждаться музыкой до 20 минут. Ребенок с задержкой, вероятно, будет иметь более короткую продолжительность концентрации внимания, и ему может потребоваться больше времени, чтобы обработать историю. Вы также можете упростить предложения для младенцев и малышей, чтобы привлечь их внимание.

4. Используйте реквизит, чтобы помочь детям сосредоточиться. Дайте ребенку подержать предмет, похожий на тот, что описан в сказке. Например, если это история о медведице, попросите ее подержать плюшевого мишку. Это помогает ей сосредоточиться на истории и дает ей что-то тактильное, за что можно держаться.

5. Приклейте предметы на книги. Сделайте «переворачиватели страниц» — палочки от эскимо, приклеенные к каждой странице на разном уровне, — или приклейте к каждой странице мягкие помпоны, чтобы детям было легче брать и переворачивать страницы. Это способствует развитию мелкой моторики. Буквы или цифры из фетра, наклеенные на страницы, могут создать более успокаивающее впечатление от чтения для детей, которые более тактильны. Для детей с нарушениями зрения увеличьте текст и приклейте к книге.

6. Выберите истории с рифмами или повторениями. Детям с задержкой речи или языка больше всего помогают истории, в которых есть повторения или рифмы. Ищите книги со звуками животных или другими звуками, которые обозначают действия в рассказе. Кошка говорит «мяу, мяу» или звук в воде звучит «всплеск, всплеск». Это побуждает детей издавать звуки и говорить.

7. Для детей с нарушениями зрения или слуха выбирайте книги с простыми лаконичными картинками. У детей с нарушением зрения или слуха обостряются другие чувства. Выбирайте книги с четким контрастом и яркими смелыми цветами и с фотографиями реальных предметов (детям на Спектруме это тоже нравится). Книги большого формата помогают детям лучше видеть персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *