Разное

Как гармонизировать себя: Как гармонизировать свой внутренний мир?

Содержание

11 способов улучшить свое психическое состояние

По оценкам специалистов, каждый шестой человек на прошлой неделе испытывал те или иные проблемы с психическим здоровьем. Это может быть твой знакомый, коллега или даже ты сам…

Психическое состояние – запретная тема для многих из нас, однако нередко оно представляет собой изнуряющую ежедневную борьбу с чередой неудач и схватки с невидимым противником. И как не существует общего для всех диагноза, будь то серьезная депрессия или легкая нервозность, так нет и подходящего для всех способа лечения.

Статьи по теме: Как перестать прокрастинировать и начать жить

Впрочем, есть методы, которые, по крайней мере, помогут ослабить стресс и тревожность, снизив нагрузку на психику. В этой статье Шаян Кадир, коуч по личностному росту, проводящий мастер-классы для Sanctus, расскажет об 11 способах, которые могут улучшить твое психическое самочувствие.

1. Войди в потоковое состояние

«Поток – это состояние, в котором ты позволяешь своему разуму и телу слиться, растворившись друг в друге. Если мы делаем что-то каждый день, то можем войти в это состояние, когда погружены в свое занятие с головой. Есть немало видов деятельности, помогающих войти в потоковое состояние, например, бег, медитация, занятие искусством и даже печатание на клавиатуре. Как только ты найдешь «свой» поток, то почувствуешь, что время словно остановилось, а все заботы уходят прочь. Сначала потребуется практика, ты будешь подходить к этому состоянию все ближе с каждым разом, и в конце концов тело сделает все за тебя».

2. «Будет ли это иметь значение через…?»

«Когда ты сильно переживаешь из-за чего-то, легко упустить из виду более далекую перспективу. Спроси себя: «Будет ли это иметь значение через неделю? Через месяц? Через год?» Твое состояние прямо сейчас может не соответствовать тому, насколько важной проблема окажется спустя некоторое время, и эти вопросы помогут тебе взглянуть на ситуацию с другой стороны, чтобы понять, как на нее реагировать. А если проблема будет важной и через год, эти вопросы могут изменить то, как ты будешь действовать в такой ситуации».

3. Вернись к природе

«У японцев есть понятие «лесных ванн» – оно означает частое времяпровождение на природе и прогулки среди деревьев. Это помогает восстановить естественный баланс нашего организма. Стресс, тревожность, глобальные проблемы, городская жизнь, постоянная активность в соцсетях – все это вызывает напряжение, и отдых от такой нагрузки, даже если это просто время, проведенное на природе, очень полезен для нашего физического и психического здоровья».

4. Контролируй дыхание

«Довольно часто, когда мы слишком зациклены на своих мыслях, стресс заставляет нас терять контроль над собой, впадать в тревогу и даже панику, и хороший способ прервать это – сосредоточиться на дыхании. Вдыхай поглубже, стараясь обращать внимание на то, как ты дышишь, и сохраняй спокойствие, чтобы тревоги не вывели тебя из равновесия, вызвав приступ паники. Некоторые триггеры появляются до приступа – это частое дыхание, тяжесть в груди, напряженность в плечах и во всем теле. Сосредоточься на том, что кажется неправильным, и спроси себя: «Как мне из этого выбраться?»

5. Назови своего критика

«Большинство людей полагают, что у нас есть лишь один внутренний голос. На самом деле, таких голосов, противоречащих друг другу, как минимум два, и в следующий раз, когда во внутреннем монологе один из них заявит, что ты недостаточно хорош, помни – этот «критик» не единственный, кто обладает правом голоса. Надели его именем и характером, и в следующий раз, услышав от него что-то самоуничижительное, ты поймешь, что «критик» – это не единственная мысль и ты можешь бросить ему вызов».

6. Больше двигайся

«Выдели время для растяжки, силовых упражнений, кардионагрузок или даже быстрой ходьбы – это окажет заметный эффект на твое психическое состояние. С биологической точки зрения, мы, как охотники и собиратели, созданы для движения – каждый день нам нужно отправляться на поиски пищи, а затем возвращаться назад. Поэтому если сидеть за столом весь день, расходуя всю энергию на работу головы, мы как будто «отключаемся» от тела. Устраивай себе регулярные перерывы, чтобы подвигаться – это окажет значительное влияние на твой мозг».

Статьи по теме: Как справиться со страхом и жить полной жизнью

7. Общайся с людьми

«Многие неохотно разговаривают с семьей и друзьями о психологических проблемах. Это станет сложным, но важным шагом, ведь тогда ты сможешь говорить то, что думаешь – в противовес обычному «все хорошо», когда на самом деле «все отстой». Хочешь верь, хочешь нет, но у вечного позитива есть свои негативные последствия. Например, если ты скорбишь по кому-то близкому, а твой девиз – мыслить позитивно, забыть обо всем и жить дальше, внутри тебя останется потребность дать выход скорби. Я видел множество людей, которые даже несколько лет спустя трагедии не прожили эту скорбь и по-прежнему не могут прийти в себя. Очень важно разрешить себе испытывать полную гамму эмоций. Если иногда ты позволяешь себе грустить, то грусть проходит быстрее».

8. Помогай

«Иногда мы зацикливаемся на своих проблемах и не видим, что происходит по сторонам, и тогда возможность помочь другим людям позволяет взглянуть на ситуацию с другой стороны. А еще это способствует выработке эндорфинов, улучшая наше самочувствие. Можно заняться благотворительностью или просто-напросто написать кому-то и узнать, не нужна ли помощь. То, что очень просто для нас самих, может быть очень сложным для других людей, но ты не узнаешь об этом, если не спросишь. Помощь другим позволит тебе в глубине души ощутить сопричастность».

9. Твори

«Удели время занятиям, укрепляющим связь между левым и правым полушарием мозга. С возрастом люди забывают, что значит просто радоваться жизнью, играть и придумывать игры, как мы делали в детстве. Поэтому полезно находить время на творческие занятия – будь то рисование, занятия музыкой, пение, танцы, проектирование, строительство, готовка или декорирование. Если твое психическое состояние оставляет желать лучшего, творчество поможет тебе найти исцеление, выразив себя новым способом».

10. Поработай над режимом сна

«Значительный уровень стресса и тревожности связан с невозможностью хорошо выспаться ночью. Все взаимосвязано: очень важно придерживаться подходящего ритуала или определенного времени отхода ко сну и пробуждения, особенно в течение недели. За час до сна отложи в сторону все гаджеты – это поможет снизить уровень стресса. Чтение или медитация перед сном тоже хороший способ нормализовать режим сна».

11. Ощути благодарность

«Наконец, вспомни о мелочах, в которых все хорошо, и ощути благодарность за них – ведь их так легко упустить из виду, думая лишь о проблемах, о том, что не получается и в чем нам нужно стать лучше. Так мы забываем о хороших вещах и о том, какие мы счастливчики – пока не потеряем то, что принимали как должное. Спроси себя: за что ты благодарен судьбе? Таких вещей может оказаться больше, чем ты думаешь».

Если ты хочешь с кем-нибудь поговорить или тебе просто интересно узнать больше о психическом здоровье, посети сайт Mind.org.uk. Информацию о проведении коучинга на рабочем месте или других услугах лучших специалистов можно найти на сайте Sanctus. io.

Гармония как универсальный маркер позитивных аспектов действий и состояний человека, его отношений с собой и внешним миром

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 159.9; 316.6

Дата публикации 31.01.2020

Васильева Ольга Владимировна
исполнительный директор Центра социологических исследований «Мониторинг общественного мнения», г. Красноярск, [email protected]

Аннотация: Статья посвящена теоретическому обзору и анализу понятия «гармония» в психологии и других науках. Предпринята попытка обосновать утверждение о том, что конструкт «гармония», употребляемый в психологическом контексте, обозначает позитивные характеристики различных аспектов жизни человека. Обосновывается предположение, что в контексте психологии гармония – есть статико-динамическая характеристика, обозначающая позитивный аспект (полюс) действий и состояний человека, его отношений с собой и внешним миром.
Ключевые слова: гармония, гармонизация, благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность

Harmony as a universal marker of the positive aspects of actions and conditions of a person, his relations with himself and the outside world

Vasil’eva Olga Vladimirovna
leading specialist of public relations Department, Center for sociological research «Monitoring of public opinion», Krasnoyarsk

Abstract: The article is devoted to a theoretical review and analysis of the concept of “harmony” in psychology and other sciences. An attempt was made to substantiate the assertion that the construct “harmony”, used in a psychological context, denotes the positive characteristics of various aspects of human life. The assumption is substantiated that in the context of psychology, harmony is a static-dynamic characteristic denoting the positive pole of actions and states of a person, his relationship with himself and the outside world.
Keywords: harmony, harmonization, well-being, constructivity, functionality, compatibility, mutual understanding, adaptability

Сегодня ученые всё чаще обращают внимание на то, что для настоящего времени характерен кризис ценностей и общий духовный упадок. Все более явно прослеживаются тенденции потери отдельной личностью жизненного смысла.

Современная действительность порождает потребность людей все более оперативно адаптироваться под быстро меняющиеся условия, постоянно приспосабливаться к новым явлениям и непрерывно перестраивать под эти условия самих себя. Вследствие этого возникает закономерный вопрос о гармоничности такого переустройства себя. Так, Т.П. Берсенева отмечает, что именно в настоящее время особенно остро ощущается внутренний и внешний дисбаланс личности, поскольку человек постоянно вынужден выбирать, подчиниться противоречивости и стихийности, сделав беспорядок главным принципом существования или же гармонизировать этот беспорядок, отыскав своё предназначение в жизни и прочное основание своего существования во внешнем мире. Т.П. Берсенева полагает, что этим основанием может стать «понимание и восприятие мира (и себя в этом мире) как целостной, упорядоченной, гармонически организованной структуры» [1]. Таким образом, в условиях современной действительности вопрос внутренней и внешней гармонии человека становится особенно актуальным.

Итак, для психологической науки сегодня становится важным поиск ответа на вопрос о состоянии отдельной личности, погруженной в контекст стремительных изменений, вопрос о том, насколько гармоничными являются отношения этой личности с окружающим социальным и природным миром, а также насколько гармоничен внутренний мир отдельного человека.

Понятие гармонии в его общем виде используется как в повседневной жизни, так и в самых различных областях науки – в философии, музыке архитектуре. В настоящей статье мы сфокусируемся на психологическом понимании гармонии и практической значимости такого понимания. К основным интерпретациям понятия гармонии в психологии относят следующие: сбалансированное, комфортное существование человека в различных условиях – в природных, предметных или социальных; пропорциональность, соразмерность внутреннего и внешнего пространств отдельной личности; сбалансированность организмического (соматического), ценностно-смыслового (духовного) и психического бытия.  

Таким образом, если мы говорим о психологической гармонии, мы говорим о гармоничности личности, а именно – о гармоничности её существования в материальном (вещественном, объективном) и в идеальном (духовном, субъективном) мире. Гармонии первого типа соответствует пространственно-временное измерения, гармонии второго типа – смысловое, идейное, ценностное измерение. Как материальная, так и социальная и духовная гармония жизни личности часто выступают в качестве предметов исследований современных психологов [2, 3, 4, 5, 6]. Ученые говорят о гармонии личности в культурной и познавательной сфере (Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов), в области отношений человека и природы (Иванова О. В.), подчеркивают важность гармонии в деле воспитания и социализации детей (М.А. Быковская, М.А. Семенова), в социально-правовом контексте, в сфере образования и творчества (Г.И. Колесникова), а также в контексте оптимизации будущего (В.С. Голубев). При этом, особо важным с точки зрения оптимизации будущего, является, на наш взгляд, рассмотрение вопросов гармонии в семье: прежде всего – в отношениях между супругами, поскольку данный вид отношений является основополагающим для создания позитивного микроклимата в семье как малой группе.

Актуализация проблематики гармоничности как характеристики каких-либо отношений состоит также и в том, что современные психологи, философы и социологи всё чаще обращают внимание на необходимость смещения фокуса исследовательского интереса от изучения негативных проявлений в отношениях между людьми, как к изучению способов гармонизации, оптимизации этих отношений. Данное направление условно обозначается как позитивное и получает все большее распространение в науке благодаря стремлению к нахождению способов оптимизации социальных процессов [7, 8, 9, 10].

Таким образом, гармония пронизывает все сферы человеческой жизни и является особенно актуальной темой в современных условиях кризиса ценностей. Следует отметить, что существует ряд смежных понятий, близких по смыслу конструкту психологической гармонии. Данные понятия также употребляются учеными для обозначения индивидуального и межличностного баланса в различных сферах жизни людей. Это такие термины как благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность, и другие. Все эти аспекты человеческого взаимодействия выступают в качестве актуальных предметов психологических исследований в трудах современных ученых [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Важно отметить, что все понятия данного ряда обозначают позитивные полюса различных состояний и действий людей. Существуют также понятия, обозначающие противоположные, негативные полюса этих состояний и действий. Это такие термины как неблагополучие, деструктивность, дисфункциональность, несовместимость, непонимание, дезадаптивность соответственно. Таким образом, первая и вторая группа понятий составляет ряд дихотомических пар. Эти пары понятий являются своеобразными измерительными шкалами, благодаря которым мы можем оценивать качество индивидуального и межличностного баланса в различных сферах жизни людей.

Возвращаясь к содержанию понятия «гармония», отметим, что данный термин традиционно применяют для обозначения хорошего сочетания, взаимного соответствия предметов, явлений, частей целого, свойств и т. п. [18; 19]. Согласно словарям иностранных терминов, вошедших в состав русского языка, гармония (греч. harmonia, от harmoso — приводить в порядок) – это согласие с кем-либо в мнениях или поступках, или созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, единодушие в самом широком смысле этих понятий [20; 21].

При бесспорной актуальности обсуждения вопросов гармонии в психологии, в ряде современных психологических работ, посвященных изучению данных феноменов, не предлагается точных определений самих понятий. Зачастую эти определения даются за счет противопоставления другим понятиям, или же посредством описания отдельных составляющих или аспектов данных феноменов. Так, например, Н.А. Саблина в своей работе «Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России» противопоставляет гармонию насилию и конфликтности, рассматривая гармонизацию в качестве способа преодоления насилия [22]. При этом в качестве понятий, синонимичных понятию «гармония», автор использует понятия «согласие» и «взаимопонимание». Гармонизация семейных отношений, по мнению автора, реализуется именно за счет повышения уровня толерантности между членами семьи и благодаря ориентации на толерантность во взаимоотношениях в процессе структурного и динамического преобразования семьи как института. Таким образом, акцент делается на том, что толерантность выступает в качестве ключевого фактора гармонизации семейных отношений, возможности достижения согласия, возможности бесконфликтного взаимодействия. При этом в данной работе не предлагаются определения гармонии и гармонизации как таковых. Таким образом, актуальной становится проблема дефиниции данных понятий.

Ключевыми аспектами гармонии являются, на наш взгляд, оптимальность сочетания различных сторон какого-либо явления или каких-либо отношений, а также единство в многообразии, или целостность, создаваемая различными сторонами отношений или явления. Так, что касается первого аспекта – оптимальности сочетания сторон, Г.Е. Пазекова и Е.В. Пазеков приходят к заключению, что «человеческая гармония – именно оптимальное, не абсолютное совершенство. Это оптимальное совершенство предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности». Данные авторы предлагают понимать под психологической гармонией «оптимальную соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни» [23]. Второй аспект гармонии – единство в многообразии – наиболее точно описан еще Гегелем, который акцентировал внимание на том, что сущностью гармонии является различие. Таким образом, гармония как феномен буквально требует различий элементов, лежащих в основе целого.

Таким образом, следует признать, что именно оптимальное, а не абсолютное сочетание каких-либо единиц лежит в основе их гармонии. В основе гармонии также лежит единство в многообразии, или целостность различных сторон.

Т.П. Берсенева в своей работе «Гармония как субъективный феномен» в результате анализа различных интерпретаций понятия гармонии также приходит к выводу, что наиболее общее определение гармонии, которое можно извлечь из работ различных ученых, начиная с древних мыслителей, звучит следующим образом: гармония – это «единство в многообразии, оптимальный способ соотношения сторон (частей) целого, слияние различных компонентов в единое органическое целое, в ней получает внешнее проявление внутренняя упорядоченность и мера бытия». Таким образом, гармонизация – это процесс достижения гармонии. Гармонизация каких-либо отношений ориентирована на увеличение целостности, поддержание разносторонности и всеобщности сторон отношений, что вполне закономерно сочетается с образованием определенных иерархий в отношениях между этими сторонами.

Что касается областей проявления гармонии, она имеет место как в материальном, или физическом мире, так и в ментальном, или духовном мире. Первый также можно обозначить как объективный мир, или мир вещей, второй – как субъективный, или мир взаимоотношений. Т.П. Берсенева отмечает, что «в первом случае гармония реализуется в пространстве и времени, во втором — как гармония смыслов, идей, настроений».

Гармония имеет место как в статике, так и в динамике. Это оптимальный синтез движения и равновесия, изменчивости и устойчивости. Динамика гармонии в точки зрения психологии состоит в том, что человек всегда стремится к гармонии – осознанно и бессознательно. На эту потребность человеческой психики обращали внимание такие психологи как А. Маслоу, У. Мак-Даугалл, Г.А. Мюррей, П.В. Симонов и другие. Ученые отмечают, что стремление к гармонии является фундаментальной потребностью организма наряду со многими другими естественными потребностями. Немаловажно и то, что психологическая гармония подразумевает наличие у человека компромисса между внутренней гармонией собственной личности – с одной стороны, и стремлением к балансу с другими людьми – с другой [24; 25; 26; 27].

На наш взгляд, для учета всех сторон и форм проявления гармонии, целесообразно рассматривать данный феномен в рамках системного подхода. Так, Г.Е. Пазеков и Е.В. Пазеков, придерживаясь данного подхода, уточняют, что гармония личности выступает в качестве психологической нормы живой системы, включающей следующие подсистемы: внешнее и внутреннее пространство личности. В результате анализа литературы данные ученые приходят к заключению, что можно выделить две основных группы признаков психологической гармоничности личности, первое из которых относится к деятельности, второе – к отношениям, оценкам личности. Так, гармоничность деятельности проявляется в устойчивом, длительном, полезном функционировании (физическом, социальном и духовном) этой личности в окружающем мире – в том числе в обществе других людей и в реальных природных условиях. Гармоничность отношений находит отражение в экологичных отношениях с собой и окружающим миром и выражается как положительная «Я-концепция» и конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми, а также чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах» [23].

Таким образом, гармония пронизывает все сферы человеческой жизни и является особенно актуальной темой в настоящее время. В основе гармонии лежит оптимальное сочетание каких-либо единиц, а также единство в многообразии, или целостность различных сторон целого. Гармония имеет место как в физическом мире, так и в ментальном мире. Когда мы говорим о психологической гармонии, мы говорим о позитивных аспектах существования личности в материальном и в идеальном мире.

Позитивные (положительные) аспекты жизни людей могут обозначаться по-разному в зависимости от сфер жизни или фокуса внимания исследователя: благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность, и прочее. Гармонию же, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в качестве универсального способа обозначения любых позитивных психологических характеристик, их позитивного полюса. Понятие гармонии в психологии является универсальным маркером позитивных аспектов действий и состояний человека, а также его отношений с собой и внешним миром. Следовательно, психологическая гармонизация – это процесс оптимизации состояний и действий людей, ориентированный на достижение высоких показателей позитивных аспектов отношений человека с собой и внешним миром, актуализацию их позитивного полюса.


Список литературы

1. Берсенева Т. П. Гармония как субъективный феномен // Аналитика культурологии. 2009. №. 15. С. 80–87.
2 — Яковлева Р. М., Тарасов А. Е. Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности // Инновационная наука. 2015. №. 11-2. С. 289–291.
3 — Быковская М. А., Семенова М. А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6. №. 1. С. 42.
4 — Голубев В. С. Гармония спасет мир // Философия и общество. 2018. №. 1 (86). С. 77–88.
5 — Колесникова Г. И. Соотношение понятий «норма», «девиация», «гармония», «творчество» и их значение в современном образовательном процессе // Гуманизация образования. 2017. №. 3. С. 4–9.
6 — Иванова О. В. Пути гармонизации отношений человека и природы // Социально-экологические технологии. 2015. №. 1-2. С. 5–12.
7 — Cелигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006. 368 с.
8 — Леонтович О. А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. №. 1. С. 164–177.
9 — Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/karl-rodzhers/brak-i-ego-alternativy-pozitivnaya-psihologiya-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 31.01.2020).
10 — Свияш А., Свияш Ю. Улыбнись, пока не поздно. Позитивная психология для повседневной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/aleksandr-sviyash/ulybnis-poka-ne-pozdno-pozitivnaya-psihologiya-dlya-povs/chitat-onlayn (дата обращения: 31.01.2020).
11 — Павлоцкая Я. И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности : дисс… канд. психол. наук. Волгоград, 2015. 183 с.
12 — Остапенко Г. С., Крапивина В. Ф., Насонова Д. В. Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях // Перспективы науки и образования. 2017. №. 6 (30). С. 109–117.
13 — Петровская В. Г. Взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка : дис… канд. психол. наук. Новосибирск, 2010. 206 с.
14 — Волобуев Я. В. К вопросу о супружеской совместимости // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №. 3. С. 6.
15 — Леонтьев А. Психология общения [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/aleksey-alekseevich-leontev/psihologiya-obscheniya/chitat-onlayn (дата обращения: 31.01.2020).
16 — Колпакова Л. М. Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности // Царскосельские чтения. 2015. Т. 2. №. XIX. С. 352–355.
17 — Зайцева Л. В., Барычева Э. Н., Григорчук М. Ю. Удовлетворённость супружескими отношениями и адаптивность супружества при депрессивных расстройствах различного генеза у жены // Український вісник психоневрології. 2015. №. 23. Вип. 1. С. 78–80.
18. Толковый словарь русского языка: около 7000 словарных статей, свыше 35 000 значений, более 70 000 иллюстративных примеров / под ред. Д. В. Дмитриева. М. : Астрель, 2003. 1584 с.
19. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940.
20. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / сост. М. Попов. М. : Изд. т-ва И. Д. Сытина, 1907. 458 с.
21. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А. Н. Чудинова. СПб.: Издание В. И. Губинского, 1910. 676 с.
22. Саблина Н. А. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России : автореф. дисс… канд. социол. наук. Иркутск, 2006. 26 с.
23. Пазекова Г. Е., Пазеков Е. В. Феноменология психологической гармонии личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3399–3403.
24. Богданчиков С. А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып.7. / под ред. В. В. Козлова, Н. А. Качановой. Ярославль – Минск : МАПН; ЯрГУ, 2010. С. 82–87.
25. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. С. 67–91.
26. Мотков О. И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. 1998. № 21–22. С. 28–32.
27. Чэн Ч. Моральное осмысление глобального кризиса: изучение гармонии и этики как решение //Век глобализации. – 2019. – №. 3. – С. 25-41.

← Предыдущая статьяПонимание иноязычного текста при поисковом виде чтения

Следующая статья →Курс лекций в традиционной форме: его место в новой модели обучения

Расскажите о нас своим друзьям:

Как гармонизировать: Полное руководство для начинающих

Когда речь идет о большинстве музыкальных произведений (если только вы не имеете дело с древними григорианскими песнопениями), у вас есть

мелодия

и

гармония

.

В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут преобразить музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не под силу в одиночку.

Давайте вскочим и узнаем, как гармонизировать в музыке, будь вы певец или инструменталист.

Как гармонизировать мелодию

Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.

Понимание мелодических интервалов

Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы

встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный

лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:


C-D-E-F-G-A-B

Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.

Самый основной аккорд в ключе
до мажор

состоит из трех нот
(C-E-G)

. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.

C — это
тоника

или
корневая

нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция

. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.

Нахождение интервалов от корневых нот

Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех

нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:

  • C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
  • C-D — мажорная секунда — два полушага
  • C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
  • C-E — мажорная терция — четыре полуступени
  • C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
  • C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
  • C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
  • C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
  • C-A — мажорная шестая — девять полушагов
  • C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
  • C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
  • C-C — октава — двенадцать полушагов

Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.

При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют

тональности аккордов.

Понимание разницы между мажором и минором

Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие.

Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.

В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G

, минорный аккорд читается как
C-Eb-G

. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.

Гармонизирующие ноты на практике

Независимо от того, являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на фортепиано во время практики. Однако если у вас нет дома пианино, существует множество отличных приложений для виртуального фортепиано, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.

Играя и напевая во время гармонизации, вы учитесь воплощать ноты. В конечном итоге это поможет вам гармонизировать на слух.

Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете практиковаться:

Используйте легкую мелодическую линию

Начните с мелодии, которая вам хорошо знакома. Затем сыграйте эту мелодию на фортепиано, одновременно напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете записать мелодию с
помощью MIDI
и виртуальной клавиатуры в
вашей любимой DAW
и зациклить ее.

Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать ноту гармонии вместе с ней. Когда мелодия продолжится, нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вы должны внимательно следить за тем, как сочетаются или противоречат друг другу ноты.

Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, — это совершенная пятая, нет причин поддерживать интервал совершенной пятой по мере продвижения мелодии. На самом деле, это может звучать очень скучно.

Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, когда это произойдет, спросите себя,
почему

. Вероятно, вы попали на аккордовый тон в мелодии, который диссонирует по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.

Чтобы почувствовать, как создавать свои собственные гармонии, полезно поэкспериментировать с сочетаниями нот. Если какая-то нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переставить эту ноту в гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите,
почему

она работает, посмотрев на интервал.

Прослушайте несколько своих любимых песен

Одним из лучших способов научиться гармонии на слух является прослушивание любимых песен. Будь то инструментальная или вокальная музыка, в большинстве музыкальных произведений есть мелодия. Попробуйте определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.

Пока вы слушаете, попробуйте определить, какие интервалы лежат в гармонии.


Хорошо ли гармония сочетается с мелодией?


Они напряженные или диссонирующие?


Какие бывают комбинации нот?


Используют ли они ноты гармонии, находящиеся в основном аккорде (аккордовые тона) или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?

Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Слушая разные виды музыки, вы заметите, что в разных жанрах гармония используется по-разному.

Например, в романтической песне в стиле ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и пятые, так как эти гармонии более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, группа блэк-метал может использовать более диссонансные гармонии, такие как минорные секунды или увеличенные четвертые/ уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.

Гармонизирующие аккорды

Конечно, мелодии не имеют смысла, если под ними нет
аккордовой прогрессии
. Поэтому, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда.

Именно здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.

Давайте снова воспользуемся нашим примером с
до-мажором

.

Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:

До мажор / Ре минор / Ля минор / Соль / Си

  • До мажор — C-E-G
  • Ре-минор — D-F-A
  • Ля минор — A-C-E
  • Соль мажор — G-B-D

Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются
только

аккордовые тона в каждом аккорде.

Как видите, использование C в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до-мажор), скорее всего, будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, E находится на расстоянии мажорной терции от C, а G — на расстоянии совершенной пятой.

Однако, когда мы дойдем до ре-минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались F или A, то C может сработать, поскольку F находится на расстоянии совершенной четверти от C, а A — на расстоянии минорной шестой. Однако игра D, мажорной секунды от C, может вызвать странное напряжение.

То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть C через мажорный аккорд. В то время как C, скорее всего, будет хорошо сочетаться с G благодаря своей совершенной пятой тональности, он может не очень хорошо сочетаться с B из-за своей мажорной седьмой (или минорной второй в обратном направлении) тональности.

Конечно, это фундаментальный способ гармонизации аккордов, поскольку легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс постоянно используется в джазе, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных гармоний.

Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст возникает из аккордов. Поэтому, когда вы играете аккорды и пытаетесь играть или петь гармонии для этих аккордов, вы услышите, что сочетается, а что нет.

Тренировка слуха

Хотя вам не нужно платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонии, неплохо было бы попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы чувствовать себя более комфортно при пении и игре на гармонии.

Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, занимаясь тренировкой слуха, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.

Одним из основных направлений этого вида обучения является развитие
слуховых навыков

. Когда музыканты обладают хорошими слуховыми навыками, они могут определять звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить их. По мере развития слуховых навыков человек может импровизировать, основываясь на понимании гармонических правил.

Мы рекомендуем загрузить несколько приложений или программ для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.

Читать ноты

В Интернете существуют огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны при построении понимания гармонии. Читая ноты профессиональных авторов и композиторов, вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке.

Вы можете увидеть, как мелодии развиваются по аккордовым прогрессиям или как определенный тон аккорда используется в мелодии для придания ей уникального вкуса.

Как практиковать пение гармонии

Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.

Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.

Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».

Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.

Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке

Гармония — один из самых важных аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.

Следуйте нашим инструкциям, и вы станете экспертом в мире музыкальной гармонии.

Запишите свой голос и пойте с ним в гармонии

Хотите верьте, хотите нет, но можно петь гармонию с самим собой. Операция не требуется :). Я делаю это на видео ниже.

Вы когда-нибудь пели песню в одиночку и могли просто слышать гармонии, которые «должны были» быть, но их не было? Каждый раз, когда я пою Take It Easy группы The Eagles, я дохожу до припева и просто должен представить, что рядом со мной стоят Дон Хенли и Тимоти Б. Шмидт. Без вокальной гармонии в песне просто нет того удара, той магии.

Некоторым песням просто НЕОБХОДИМА гармония

Представьте, что вы пытаетесь исполнить Cansas’ Carry On Wayward Son , соло! Я так не думаю (на самом деле мне удалось это сделать… во всяком случае, вступление. Хотите послушать? Оно прямо здесь: How To Be Your Own Glee Club – демо-версия Queen Harmony.)

То же самое относится и к Bohemian Rhapsody от Queen (этого я еще не делал :-P). Есть определенные песни, которые просто не могут или не должны исполняться без этого волшебного вокала. Так что же делать с этим, если ты сольный исполнитель?

Я собираюсь рассказать вам, как записать ваш голос, исполняющий все вокальные партии песни с потрясающей гармонией.

Вот как записать собственное пение в гармонии с собой

USB-микрофон Samson Q2U

Тем не менее, вы можете прямо сейчас записать свое пение в гармонии с собой (себя?), если хотите, с помощью инструментов, которые, вероятно, есть у вас дома;-) . Если у вас есть компьютер со звуковой картой, какие-нибудь наушники/вкладыши и какой-нибудь микрофон. Эти маленькие компьютерные микрофоны за 4 доллара вполне подойдут для начала… нет, я серьезно. Пока у вас есть то, что я упомянул, и вы хотите попробовать это прямо сейчас, все, что вам нужно сделать, это загрузить бесплатную аудиопрограмму с открытым исходным кодом под названием Audacity.

Если вы хотите значительно улучшить качество звука, вы можете использовать USB-микрофон, такой как Samson Q2U, за 59 долларов.

Если у вас уже есть некоторый опыт, вы можете ДЕЙСТВИТЕЛЬНО повысить качество звука, используя конденсаторный микрофон с большой диафрагмой в сочетании с блоком аудиоинтерфейса.

Rode NT2 конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и интерфейсом Focusrite Scarlett 2i2

Вы также можете перейти на полностью профессиональную программу записи под названием Reaper, которая бесплатна в течение 60 дней и всего за 65 долларов после этого, что совершенно безумно для качества и возможностей этой программы. ! Я использовал конденсаторный микрофон Rode NT2-A с большой диафрагмой и интерфейс Focusrite Scarlett 2i2 для записи демо-гармонии.

Наушники

Если вы используете микрофон для ПК или USB-микрофон, вы можете использовать те же наушники, что и для мобильного устройства, вы можете подключить их к зеленому (обычно) отверстию на звуковой карте вашего ПК («отверстие» = «валет», если вы настаиваете на использовании технических терминов). Если вы используете ноутбук, это будет сбоку или сзади. Возможно, вам придется сначала отключить динамики, и это нормально. Затем подключите микрофон к розовому отверстию/гнезду на звуковой карте/ноутбуке.

Если у вас есть установка со стандартным микрофоном с интерфейсным блоком, вы можете немного улучшить ситуацию, используя студийные наушники, такие как наушники Audio Technica ATH-M20x. У них есть разъем большего размера (1/4 дюйма), который можно вставить в интерфейсный блок.

Настройки в Audacity

Вам просто нужно настроить пару вещей в программе, прежде чем начать. Откройте Audacity и перейдите в «Правка/Настройки», чтобы открыть окно настроек Audacity. Поставьте галочку напротив «Воспроизводить другие треки во время записи нового». Затем нажмите «ОК».

Затем перейдите в окно «Звуки и устройства» («Звуки и аудиоустройства» в Win XP) из Панели управления Windows. В Windows 10 для доступа к панели управления требуется еще несколько шагов. Просто введите «Панель управления» в поле поиска Cortana на панели задач или попросите Кортану с помощью голосовой команды «Открыть панель управления».

В Windows XP

В XP перейдите на вкладку «Аудио» и в разделе «Запись звука» нажмите кнопку «Громкость». Это вызовет микшер Windows». Найдите канал с надписью «Stereo Mix» или «Wav Out» (зависит от того, какая у вас звуковая карта) и поставьте галочку в поле «Mute» для этого канала. Просто закройте Windows Mixer, и вы готовы к игре!

В Windows 7 или 10

В Windows 7 или 10 выберите вкладку Воспроизведение в окне Звук. Убедитесь, что на вашей звуковой карте стоит зеленая галочка. Если нет, выберите его и выберите «Установить по умолчанию». Затем перейдите на вкладку «Запись», выберите свой микрофон и установите для него значение «По умолчанию». Затем, все еще находясь на вкладке «Запись», нажмите «Свойства». Теперь выберите вкладку «Уровни» в окне свойств микрофона и убедитесь, что микрофон установлено около 80-90.

Видео несколькими абзацами ниже из нашего курса «Harmony Recording Awesomeness» прояснит вышеизложенное: -P

Шаг 1 — Мелодия

Запишите мелодию, смело нажимая кнопку с большой красной точкой в теме. Звуковая «дорожка» появится как по волшебству. Начните петь в микрофон. Когда вы закончите, нажмите кнопку в Audacity с большим желтым квадратом (что означает «стоп»).

Шаг 2 — Партия первой гармонии

Вернитесь к началу песни, нажав кнопку в Audacity с двойной фиолетовой стрелкой, указывающей влево. Теперь вы можете добавить гармонию, просто снова нажав кнопку с красной точкой и подпевая своему записанному голосу на первом треке.

Убедитесь, что вы слушаете более ранние треки в наушниках, пока записываете новый трек пения. ЭТО ВАЖНО потому что вы не можете использовать динамики, иначе ваш микрофон будет записывать то, что из них выходит, а также ваш голос.

Вы получите как первый вокал, так и гармонию на втором треке. Это НЕ то, что вы хотите. На каждой дорожке должна быть только одна партия. Поэтому при добавлении треков либо выключайте динамики, либо отключайте их и используйте только наушники.

Все остальные части

Делайте это столько раз, сколько хотите (в Audacity нет практических ограничений), для гармонии из 3 или 4 частей. Черт, преврати себя в хор. Однажды я превратил себя в аббатство поющих монахов!

Вот и все. Ты просто пел гармонию сам с собой и не потратил ни копейки!

Другие вещи, которые сделают звук еще лучше

Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить звук после того, как вы закончите, например, уменьшить шум, панорамировать голоса влево и вправо и т. д. Если вам интересно узнать об этом и множестве других замечательных вещи, которые вы можете сделать с этой студией звукозаписи, о которой вы не знали, ознакомьтесь с нашими учебными пособиями здесь.

Другие уроки в нашем курсе Руководство для новичков по звукозаписи Awesomeness покажет вам, как создать голос за кадром с музыкой, как создавать петли, как редактировать звук, делать многодорожечную запись и т. д. Учебное пособие о том, что мы сделали в статье, тоже есть, если вам интересно ;).

Если вы хотите увидеть и услышать некоторые замечательные примеры других интересных вещей, которые вы можете делать в области гармонического пения, зайдите на нашу страницу демоверсий вокальной гармонии.

Ниже приведен отрывок видеоурока о том, как это сделать, из нашего нового курса Гармоничная запись.

В качестве примера трехголосной гармонии в рок-песне посмотрите мой кавер на «That Thing You Do!»

Полное руководство для начинающих

Когда дело доходит до большинства музыкальных произведений (если вы не имеете дело с древним григорианским пением), у вас есть

мелодия

а также

гармония

.

В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут трансформировать музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не могут сделать в одиночку.

Давайте прыгнем и научимся гармонировать в музыке, будь вы певцом или инструменталистом.

Как гармонизировать мелодию

Хотя гармонизация мелодий не требует большого количества знаний в области теории музыки, есть несколько базовых концепций теории, которые сделают гармонизацию нот мелодии намного проще.

Понимание мелодических интервалов

Прежде чем погрузиться и начать гармонизировать ноты, вы должны понять
мелодичные интервалы

встречается в различных ключах. Для примера рассмотрим ключ .
До мажор

, так как в этом ключе нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы сыграли ноты до мажор на фортепиано, это выглядело бы так:


C-D-E-F-G-A-B

Рекомендуется сыграть или спеть эти ноты по очереди, чтобы почувствовать тональность. Например, как только вы хорошо почувствуете тональность C, вы можете начать смотреть на ее аккорды, которые состоят из этих интервалов.

Самый основной аккорд в тональности
До мажор

состоит из трех банкнот
(ЦЭГ)

. Мы рекомендуем играть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они смешиваются и гармонируют друг с другом.

C это
тоник

или
корень

нота аккорда. По отношению к примечанию E, C является
мажорная терция

. По отношению к G C является совершенной квинтой. Мажорные терции и идеальные квинты — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, насколько знакомо они звучат, когда их играют вместе.

Поиск интервалов из основных нот

В то время как ваша практика должна заключаться в нахождении интервалов от
все

примечания, для этого примера мы будем придерживаться C. Вот интервалы от C и сколько полушагов они друг от друга:

  • C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
  • C-D — мажорная секунда — два полутона
  • C-D#/Eb — минорная терция — три полутона
  • C-E — мажорная терция — четыре полутона
  • C-F — Идеальная четвертая — Пять полушагов
  • C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть полушагов
  • CG — Perfect Fifth — Seven Half-Steps
  • C-G # / Ab — минорная шестая — восемь полушагов
  • C-A — Major Sixth — Девять полушагов
  • C-A#/Bb — минорная септима — десять полушагов
  • CB — Major Seventh — одиннадцать полушагов
  • C-C — Октава — Двенадцать полушагов

Независимо от того, с какой основной ноты вы начнете, количество полутонов и качество этих аккордов останутся прежними. Например, если вы играете аккорд до мажор и считаете от основной ноты до до мажорной терции ми, вы обнаружите, что это четыре полутона. С другой стороны, если вы находитесь в тональности ля мажор и начинаете с основной ноты ля в аккорде ля мажор, вы можете переместиться на четыре полутона, чтобы перейти к мажорной терции C#.

Пытаясь найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, рекомендуется попрактиковаться в пении или напевании во время исполнения нот. Например, если вы споете основную ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны аккордовые тона. С другой стороны, если вы споете корень и его увеличенную четвертую подряд, вы узнаете, как
диссонанс

аккордовые тоны.

Понимание разницы между мажором и минором

Ноты в мажорных тональностях отличаются от минорных, поэтому важно прочувствовать их оба.

Например, если бы мы взяли наш пример до мажор и переключили его на до минор, наш основной или тонический аккорд был бы аккордом до минор.

В то время как аккорд до мажор читается как
CEG

, аккорд до минор читается как
C-Eb-G

. Третий на полшага ниже. В минорной тональности мы понижаем терции, сексты и септимы. Когда вы практикуете гармонизацию, рекомендуется практиковаться как в мажорной, так и в минорной тональности.

Примечания по гармонизации на практике

Являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на пианино во время практики. Однако, если у вас дома нет пианино, есть множество отличных приложений для виртуального пианино, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.

Играя И поя при гармонии, вы учитесь воплощать ноты. В конце концов, это поможет вам гармонизировать на слух.

Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете попрактиковаться:

Используйте Easy Melody Line

Начните с мелодии, с которой вы знакомы. Затем сыграйте эту мелодию на пианино, напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете написать эту мелодию
используя MIDI
и виртуальная клавиатура в
ваша любимая DAW
и зациклить мелодию.

Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать вместе с ней ноту гармонии. По мере продвижения мелодии нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вам решать, как обращать пристальное внимание на то, как комбинации нот смешиваются или конфликтуют.

Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, представляют собой идеальную квинту, нет причин, по которым вам нужно поддерживать этот идеальный интервал квинты по ходу мелодии. На самом деле, это может показаться очень скучным.

Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, как только это произойдет, спросите себя
почему

. Скорее всего, вы попали в мелодию на аккордовый тон, диссонирующий по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.

Чтобы научиться создавать свои собственные гармонии, рекомендуется поэкспериментировать с комбинациями нот. Когда одна нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переместить эту ноту гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите
почему

это работает, глядя на интервал.

Послушайте некоторые из ваших любимых песен

Один из лучших способов научиться гармонировать на слух — это слушать свои любимые песни. Будь то инструментальная или вокальная, в большинстве музыкальных произведений уже есть мелодия. В своих треках посмотрите, сможете ли вы определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.

Пока вы слушаете, посмотрите, сможете ли вы определить, какие интервалы лежат в пределах гармоний.


Хорошо ли сочетаются гармонии с мелодией?


Являются ли они напряженными или диссонирующими?


Каковы комбинации нот?


Используют ли они ноты гармонии, находящиеся внутри основного аккорда (аккордовые тона), или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?

Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Когда вы слушаете разные типы музыки, вы заметите, что разные жанры используют гармонии по-разному.

Например, в романтической песне ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и квинты, поскольку эти гармонии, как правило, более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, блэк-металлическая группа может использовать более диссонирующие гармонии, такие как второстепенные секунды или увеличенные четверти / уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.

Гармонизирующие аккорды

Конечно, мелодии не очень хороши, если в них нет
последовательность аккордов
под ними. Итак, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии соответствуют нотам аккорда.

Здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.

Давайте использовать наш пример
До мажор

опять таки.

Допустим, используемая нами последовательность аккордов:

.
До мажор / ре минор / ля минор / соль / до

  • До мажор — CEG
  • Ре минор — DFA
  • Ля минор — A-C-E
  • соль мажор — GBD

Для простоты предположим, что аккорды менялись в каждом такте, а мелодия
только

используемые аккордовые тона в каждом аккорде.

Как видите, использование до в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до мажор), вероятно, будет отличным выбором, так как это основной тон аккорда. Кроме того, E находится на большую треть от C, а G — на идеальную пятую часть.

Однако, как только мы доберемся до ре минора, все может стать немного шатким в зависимости от нот в мелодии. Например, если в мелодии использовалась нота F или A, C могла бы работать, так как F отстоит от C на чистую кварту, а A — на минорную сексту. Однако игра D, отстоящая от C на большую секунду, могла вызвать странное напряжение.

То же самое произошло бы, если бы мы попытались сыграть до поверх нашего аккорда соль мажор. В то время как C, вероятно, будет хорошо сочетаться с G благодаря своему идеальному пятому соотношению, он может не подойти B из-за его старшего седьмого (или второстепенного второго в обратном порядке).

Конечно, это основной способ гармонизации аккордов, так как легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс в джазе используется постоянно, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, септимы, тритоны, девятые и одиннадцатые доли для создания уникальных гармоний.

Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст исходит из аккордов. Итак, когда вы играете аккорды и пытаетесь сыграть или спеть гармонии для этих аккордов, вы услышите, что получается, а что нет.

Тренировка слуха

Хотя вам не нужно идти и платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонировать, хорошей идеей будет попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы вам было более комфортно петь и играть гармонии.

Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, когда вы изучаете слухопротезирование, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.

Одним из основных направлений данного вида обучения является разработка
слуховые навыки

. Когда у музыкантов хорошие слуховые навыки, они могут различать звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить. По мере того, как кто-то все больше и больше настраивается на свои слуховые навыки, он может импровизировать, основываясь на своем понимании гармонических правил.

Мы рекомендуем загрузить некоторые приложения или программное обеспечение для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.

Читать ноты

В Интернете есть огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны для понимания гармонии. Читая ноты профессиональных писателей и композиторов, вы можете начать визуализировать, как они создают гармонию в своей музыке.

Вы можете увидеть, как мелодии развиваются в последовательности аккордов или как определенный тон аккорда используется поверх мелодии, чтобы добавить уникальные ароматы.

Как практиковаться в пении гармоний

В то время как научиться гармонизировать на таком инструменте, как пианино или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, научиться петь гармонию может быть намного сложнее, так как вы не можете петь несколько нот одновременно. твой голос.

Чтобы попрактиковаться в вокальной гармонии, вы можете попрактиковаться в гармонизации с записями собственного пения.

Начните с записи трека, в котором вы поете мелодию из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, проигрывая свою запись, посмотрите, сможете ли вы гармонировать с мелодией. Когда вы гармонизируете, отмечайте любые шероховатости, с которыми вы сталкиваетесь, а затем спрашивайте: «Почему?»

Вероятно, вы поете интервал, который не совсем соответствует данной ноте мелодии, так что может быть хорошей идеей переключить его и посмотреть, что получится. Чем больше и больше вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш ритм и высота тона, и тем легче будет гармонизировать на слух.

Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке

Гармония — один из важнейших аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии поверх своих мелодий, вы используете гармонию. Развитие ваших гармонических навыков может помочь вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.

Следуйте нашим инструкциям выше, и вы будете на пути к тому, чтобы стать экспертом в мире музыкальной гармонии.

Как гармонизировать на слух – Часть 1

Любой, кто умеет петь, может научиться аккомпанировать на слух (также известный как дровосек). Обучение гармонизации заключается в тренировке слуха, чтобы слышать подразумеваемые гармонии данной мелодии. Хотя не существует определенного набора инструкций, которые гарантировали бы мгновенный успех, существует ряд советов и приемов, которые помогут освоить этот навык. В этой статье будет описано несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы начать тренировать свой слух для успешной гармонизации.

Слушай парикмахерскую

Создавать гармонию парикмахерской на слух очень сложно, если такой звук еще не заложен внутри. Часто бывает удивительно узнать, как мало времени большинство парикмахеров тратят на прослушивание музыки для парикмахерских. (Заучивание треков не считается, потому что мозг выполняет другую функцию: заучивает часть. Запоминание нот и слов сильно отличается от прослушивания гармоний.) гораздо лучше для изучения того, как гармонизировать. Трудно провести грань, указывающую, что можно считать старой парикмахерской, а что нет. Несмотря на то, что в последнее время появилось множество парикмахерских, которые могут помочь в тренировке слуха, старые мелодии (и аранжировки) создадут более прочную основу для обучения гармонизации.

Для начала выберите одну или две песни и прослушайте их несколько раз подряд, чтобы познакомиться с мелодией. Затем попробуйте пару раз прослушать только солистку. Затем оттачивайте партию тенора. Используйте свой слух, чтобы «сосредоточиться» исключительно на партии тенора во всей песне. Как только партия тенора станет более заметной и ее станет легче слышать, проделайте то же упражнение для партии баса.

Прослушивание баритона немного сложнее, чем остальные три части, но попробуйте. Сосредоточьтесь на том, чтобы отличить ноты бари от трех других нот в аккорде, но не удивляйтесь, если это покажется слишком сложным. При прослушивании баритона столько же усилий нужно затратить на прослушивание трех других частей, чтобы понять, где должен быть баритон, чтобы заполнить аккорды.

При прослушивании для тренировки слуха лучше не обращать внимания на слова. Это освободит ресурсы мозга, чтобы сосредоточиться только на гармониях. Кроме того, старайтесь не просто запоминать каждую часть, а старайтесь отличать каждую ноту от других нот в каждом аккорде. Это приучит ухо слышать музыку вертикально (гармонически), а не только линейно (мелодично). Если приведенные выше упражнения поначалу окажутся слишком сложными или отнимающими много времени, не бойтесь. Просто найдите несколько классических записей парикмахерских и включите их в машине или в фоновом режиме, когда работаете по дому. Даже пассивное слушание тренирует слух.

Гармонизируйте простые, знакомые мелодии

Чтобы начать создавать гармонии на слух, нужно подпевать уже знакомым мелодиям. В идеале это должны быть простые песни без аккомпанемента, хотя это и не обязательно. Найдите записи детских песен, традиционных мелодий, праздничных песен или гимнов. Если вы разбираетесь в технологиях, запишите, как вы поете несколько таких мелодий, а затем воспроизведите их и гармонизируйте со своим собственным голосом.

Сначала не беспокойтесь о том, чтобы петь определенную партию (тенор, бас, бари) вместе с этими мелодиями. Просто попробуйте петь ноты, которые звучат хорошо для вашего слуха, но отличаются от мелодии. Также избегайте пения в октавах с мелодией. Наиболее распространенной ошибкой в ​​такого рода упражнениях является склонность людей переходить к нотам мелодии, но только вверх или вниз на октаву от мелодии.

Это отличное упражнение, которое можно выполнять в парах: один человек поет мелодию, а другой пытается подпевать гармонизированную партию, затем меняются местами. Солист также может прислушиваться, чтобы помочь гармонизатору узнать, звучат ли ноты, которые он выбирает для пения, приемлемыми или нет. Об этом можно просто сообщить выражением лица во время пения.

Как только это упражнение станет легче, попробуйте спеть часть гармонии, которая всегда находится над мелодией. Затем попробуйте спеть часть гармонии, которая всегда ниже мелодии. Пока не пытайтесь думать категориями тенора, баса или баритона. Создание конкретных частей гармонии на слух будет рассмотрено в следующей статье.

Гармонизация в группе

Понятно, что для гармонизации нужны всего два голоса, и, конечно же, наша конечная цель — создать гармонию парикмахерской на слух в квартете. Тем не менее, отличный способ освоиться с концепцией гармонизации — это провести групповое занятие по дровосеку. Лучше всего это делать в группе не менее семи или восьми человек. Это очень хорошее упражнение для всего припева.

Пусть один человек встанет перед группой и споет мелодию песни, знакомой всем в группе. Опять же, важно выбрать песню, которой нет в текущем репертуаре или которая не была популяризирована аранжировкой или записью. Попросите человека спеть всю песню в одиночку, чтобы все могли ее услышать. Подчеркните для группы, что в первый раз это всего лишь упражнение на слушание, а это значит, что никто другой не должен подпевать или подпевать — только слушать.

Затем снова спойте песню, но на этот раз пусть все остальные напевают часть гармонии. Сначала попросите всех создать гармонию той партии, которую они обычно поют в припеве (соли должны выбрать гармоническую партию — только «лидер песни» должен петь мелодию).

Не ожидается, что все будут петь те же самые гармонии, что и человек рядом с ними. Будут аккорды с удвоениями и много разных озвучек. Это хорошо. Смысл в том, чтобы заставить людей использовать свои уши для создания частей гармонии, которые сочетаются с остальной музыкой вокруг них.

Сделайте это один или два раза, затем попросите всех спеть другую часть гармонии. Один из способов гарантировать, что все партии будут охвачены, состоит в том, чтобы все «подняли» партию вверх (т. е. басы перешли на бари, баритоны — на тенора, а теноры — на бас). Поменяйте местами еще два раза, чтобы у каждого была возможность согласовать с песней три разные части.

Практика, практика и еще раз практика 

Опять же, целью всех вышеперечисленных упражнений является тренировка слуха – научиться гармонично координировать голос и слух. Хотя во время пения всегда следует использовать хорошие приемы вокала, основное внимание в упражнениях уделяется не этому. И дело не в лирике или «правильных нотах». Да, некоторые варианты нот будут лучше, чем другие, но знакомство с концепцией гармонизации сильно отличается от оттачивания мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *