Разное

Инклюзивный подход это: Что такое инклюзия? Понятие инклюзии простыми словами

Инклюзивный подход в образовании

Барнаш Анна Владимировна,Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки[email protected]

Плотникова Ольга Анатольевна,кандидат философских наук,доцент по кафедре психологии, СевероКавказский Федеральный университет (филиал в г. Пятигорске)[email protected]

Чаплыгина Марина Лазаревна,Старший преподаватель кафедры педагогики, психологииФилиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки[email protected]

Инклюзивный подход в образовании

Аннотация.Современное положение людей с ограниченными возможностями здоровья в России характеризуетсянизкой социальной активностью. Начиная с детства, инвалиды испытывают непреодолимые преграды в получении образования во всех возрастных категориях. Изменить сложившуюся ситуацию может инклюзивный подход. Онтесно связан с созданием доступной среды для людей с ОВЗ. Политика в сфере образования должна опираться на международные и российские законодательные акты, обеспечивающие право получения качественного образования каждым ребенком или подростком, в том числе и с физическими недостатками. Инклюзия в образовательной среде предполагает реформирование российской школы, изменение общественного сознания и консолидации всего общества.Данная статья расширяет диалог в сторону инклюзии и способствует объединению заинтересованных лиц. Приводимая статистика,использование зарубежных источников и научных трудов отечественных авторов, позволяет убедить читателя в необходимости инклюзивного подхода.

Ключевые слова:инклюзивное образование, инклюзия, инвалидность,человек с ограниченными возможностями здоровья, доступная среда, система образования, школа.

В 1975 г. была принята Декларация ООН о правах инвалидов1, а так же ряд документов в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) таких,как:«Всемирная программа действий в защиту инвалидов»2(1982), Федеральный закон«О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации»(с изменениями на 21 июля 2014 года)3, «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России»4и др. Эти нормативные положенияобуславливают необходимость инклюзивного образования в России.Такая системаможет быть создана при условии 1Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

2Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

3 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года). Федеральный закон. Профессиональная справочная система «Техэксперт: Охрана труда». Электронный фонд. http://docs.cntd.ru/document/9014513

4ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 14.12.96 N 14 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА» ZakonBase.ru http://zakonbase.ru/разработки политики в соответствии с международными документами, обеспечивающими правона уважение и развитие в школьной среде каждого обучающегося, в том числе и с физическими недостатками. По данным зарубежной статистики количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет5. Так согласно оценке ВОЗ, отраженной во «Всемирном докладе об инвалидности»6показывает, что 15% населения в мире имеет различные формы инвалидности, из них 24% с большим трудом функционируют. Эксперты в области здравоохранения связывают увеличение численности людей с ОВЗ с процессами старения населения, а также с ростом «распространенности таких хронических состояний, как диабет, сердечнососудистыеболезни, рак и психические расстройства»7. Однако статистические показания в России говорят о том, что количество инвалидов постоянно снижается8, их количество в нашей стране меньше, чем в развитых Европейских государствах. Снижение этих показателей в статистике России могут говорить о том, что инвалиды не регистрируют своё право, оставаясь без государственного социального обеспечения. Одной из причин такого положения инвалидов является низкая социальная активность и низкий образовательный уровень, в том числе и в правовой сфере. Слабое представление о собственных правах и сложность процедуры получения социальной поддержки увеличивает степень удручающей беззащитности человека с ОВЗ. Еще более печальное положение удетей и подростков. Это связано не только с тем, то дети и их родители испытывают сложности со стороны бюрократических инстанций и порой недоступнойправовой поддержки, но и с тем, что ребенку сложно оценить свое состояние здоровья, а врачу своевременно поставить диагноз, благодаря которому ребенок сможет пользоваться государственной поддержкой и социальными льготами. В этих случаях только внимательное и заботливое отношение к детям со стороны профессионалов, в том числе и тех, кто занят воспитанием и обучением может помочь выявить отклонения в развитии и способствовать своевременному лечению и реабилитации.В современном обществе возрастает потребностьв специалистах, которые могут выстраивать адекватное взаимодействие со всеми людьми без исключения, ив создании необходимых условий для интеграции и реабилитации людей с ОВЗ. Требуется изменение существующих государственных и общественных систем в сторону инклюзивно подхода. Обеспечение преобразовательных процессов зависит от научноисследовательской работы, которая создает методологическую базу для направления деятельности всех государственных и общественных структур и от системы образования, которая должна обеспечить как кадрами, так и интегративным первичным звеном в социализации и обучении самих инвалидов.Термин «инклюзия» сегоднячаще звучит в образовательном пространстве. Речь идет о процессе увеличения степени активности всех граждан в общественной жизни, в том числе и тех, кто по какимто причинам имеет трудности в физическом развитии. Образовательная среда призвана обеспечитьравноправное участие всех детей и взрослых без ограничения в академической и общественной жизни. Понятие «инклюзивное образование» требует дополнительного разъяснениядля того, чтобы и работники образования, и правительственные и неправительственные организации, 5One billion people disabled, first global report finds. / 2015 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved. http://www.theguardian.com/society/2011/jun/09/billionpeopledisabledreport

6Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ 7Всемирный доклад об инвалидности: обращение к читателям. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/

8Положение инвалидов. // 1999 2015 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/и лица, разрабатывающие политику образования, имели общее дискурсивное поле для партнерского взаимодействия и диалога. Международное сообщество трактует понятие «инклюзия» как активное включение в общественную жизнь. Это понятие значительно шире,чем только процесс интеграции.При инклюзивном подходе в образовательной средеучащиеся школы и их родители начинают воспринимать детей и подростков с ограниченными возможностями как равных членов общества9. Взгляды людей с ОВЗ становятся важными для окружающих, и более того у них появляется возможность получать образование не разлучаясь с семьейкак при коррекционном специализированном подходе. Инклюзия может так же рассматриваться и как неотъемлемый как элемент механизма защиты прав человека, как процессобучения всех икак способсоздания школы для всех10.Инклюзивное образование приведет к отказуот специализированных школ или к снижениюих количества.Рассмотрение вопросов, связанных с инклюзией в образовании на данном этапе развития общества в сторонуподдержки людей с особыми потребностями и слабым здоровьем, требуетпроведения информационно

разъяснительной работы и обсуждения на самых разных уровнях взаимодействия общественных структур от городского до национального. Вектор долгосрочной политикиэкономического и социального развития должен так же учитыватьнеобходимость инклюзивного образования. А для гарантии права на образование всех, в том числе и инвалидов необходиммногосекторальный и совместный подход при согласованных действиях, как специалистов, так и простых граждан. Очень важным становиться формирование общественного сознания и поддержание общественностью политики в области инклюзивного образования. Только в случае изменения общественного мнения в отношении инвалидов, а так же принятиеконкретных мерпосозданию доступной и безопасно толерантной средыпоявляется возможностьинклюзивности детей и взрослых.Исследователи в области инклюзии отмечают, что ментальная составляющая социума по отношению к ассимиляции детейинвалидов находит отражение в общественном мнении, которое транслирует нейтральную или пассивносочувственную позицию: «Проблемы таких детей рассматриваются окружающими, скорее, с точки зрения их ущербности, чем ущербности среды, не обеспечивающей в достаточной мере им равные с другими детьми возможности. Для большинства окружающих в отношении этих детей типична пассивная толерантность»11. Негативное отношение к инвалидам, основанное на предубеждениях и предрассудках, либо на низкой культуре, которая имеет место в обществе, значительно влияет на инклюзию детей в образовательные учреждения и в общественную жизнь в целом. Поэтому инклюзивное образование рассматривается сегодня,не только как процесс укрепления системы образования для всех, но и как самое эффективное средство преодоления дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование создает благоприятную среду для построения инклюзивного общества. Качество образования в школах, где способны дать образование каждому должно быть высоким. Инклюзивное образование,по утверждению ученых «должно учитывать потребности бедных и уязвимых слоев населения, 9Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html 10Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. С.14, 18 http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0511Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе. /Автореферат. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/upravlenieformirovaniemreabilitatsionnogoprostranstvadeteisogranichennymivozmozhnosty#ixzz3R2DU5j4Xвключая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями»12. Это требует проведение реформ в образовательной системев направлениик инклюзивности инфраструктурной и социальной среды.Важно понимать, что проблемы интеграции детей и подростков в общество разрешима в условиях создания комплексной инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность среды кобразовательнымуслугам. Помимо физического пространства возрастает потребность и в наличии квалифицированных кадров, системы информационноаналитического и методического обеспечения. Подготовка общества к взаимодействию людей с ОВЗ и государственных структур и институтов, общественных организаций, работодателей и простых граждан является необходимым условием их реабилитации и интеграции.Повышение уровня компетенций специалистов, работающих с инвалидами, является актуальной задачей инклюзивного образования. Для решения этих задач требуются средства, в том числе и материальные. Однако самой распространенной проблемой в образовательной политике является отсутствие финансовых стимулов и доступной среды13.Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в обучении во всех возрастных категориях. Инклюзия детей с инвалидностью в учебный процесс потребует изменения системы образования и школ. Создание инклюзивной учебной среды должно быть направлено на помощь детям в обучении и реализацию их потенциала. В образовательных системах необходимо применять личностноориентированные технологии, построенные на гибкости учебных планов и программ, подборе эффективных педагогических техник, методических материалов, стимулирующих развитие и социальную адаптацию. Принципы инклюзии рекомендовано14включить в программы подготовки учителей, социальных и медицинских работников. Просветительская деятельность образовательных, социальных, медицинских центров должна быть направлена на повышение информированности и осведомленности общества в целом о проблемах инвалидности. Необходимо предусмотреть дополнительную подготовку руководителей предприятий по организации труда людей с ограниченными возможностями, разработки для них методического материала.Содействие инклюзивностипроисходит при поощрении эмпатического отношения, обсуждении образовательных и социальных задач, расширении механизмов управления в общественном и государственном пространстве. Многое зависит от «…готовности и возможностей правительств принять политические решения в пользу бедных слоев населения, решения проблем, связанных с обеспечением справедливого расходования государственных средств на цели образования, развития межсекторальных связей и подхода к инклюзивному образованию как к одному из элементов обучения на протяжении всей жизни»15. 12 Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.8 http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdf

13Всемирный доклад об инвалидности: резюме. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/14Всемирный доклад об инвалидности: резюме. ВОЗ 2015 http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/15Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7,place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.7 http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdfИнклюзивный подход предполагает с одной стороны обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, подростков и молодежи, а так же и взрослых. С другой стороны возникает необходимость выявления барьеров на пути доступа к образовательным услугам, исследование сдерживающих факторов в социуме в обеспечении равных возможностей обучения, а также определение ресурсов для преодоления преград. Данныйподход связан с изменениями в структурах и стратегиях системы образования, основанных на убеждении в том, что школа призвана обеспечить образованием всех без исключения. Школе предстоит разрабатывать способы обучения и воспитания, которые должны подходят под потребностиотдельных групп учащихся.

Инклюзивная системаобразованияпредполагает иныетребования к администрации и педагогическим коллективам и высокий уровень ответственности. Требуется гораздо большей вариативности учебнометодический аппарат: учебные планы и программы, разнообразные учебники и методические материалы. Для инклюзивного образования необходимо наладить систему переподготовки педагогических кадров. Учитель инклюзивной школы –это специалист иного типа. Его гуманистические ценностии идеалы способны подготовить к полноценному включению во все виды общественной жизни человека с ОВЗ. Педагоги должны овладеть социальными и личностными, общенаучными и общепедагогическими, инструментальными и профессиональными компетентностями, обеспечивающими подлинное, активное включение детей и подростков в образовательный процесс, оптимальное усвоение учащимися образовательных программ. Особая миссия педагогических работников предполагает наличие умения решать социальнореабилитационные и коррекционные задачи в педагогическом процессе16.В образовательном пространственеобходимо разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия и принципы коммуникации. Педагогам придется учитывать рекомендации коллег и разного профиля специалистов. Совместное и долгосрочное сотрудничество участников педагогического процесса должно быть направленно на реализацию интересов ребенка и его развития17. Это предполагает и высокий уровень требований к учителю инклюзивной школы, прежде всего,к таким характеристикам его личности,как высокий уровень профессиональной социальной адаптированностии гибкости, рефлексивностии надежностии др. Особое значение имеет толерантность и эмпатияпедагога. Эти качества обеспечивают высокий уровень перцепции в общении с детьми и взрослыми с ОВЗ.Интеграция перечисленных компетенций определяетпрофессиональноличностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья18. Полезным для развития в России инклюзивного образовательного пространства может оказаться опыт зарубежных стран, в которых сложились уже традиции и технология включения инвалидов в общественную жизнь. Теория и практика инклюзивного образования в таких странах как Канада, Великобритания и США реализуется эффективная организация обучения и развития инвалидов. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта позволяет находить ответы на возникающие вопросы не только педагогического и социального плана, но и философского, психологического и т.д.19. 16Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html17Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html18Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения [Текст] / И. А. Макарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. —С. 129132. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4289/19 Мельник. Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России. /Автореферат. Мельник. Ю.В. г. Ставрополь. –2012 г. Учет зарубежного опыта позволяет расширить понимание инклюзивного подхода к образованию20. Важную роль играет реформирование общественного сознания, за которым следует разработка политики и конкретных мероприятий по реализации значимыхприоритетов и ценностей. Понятия и принципыдолжны иметь четкую и понятную всем формулировку. Данный подход предусматриваетряд важных условий.Вопервых, потребуется реструктуризациякультуры образования, адаптациянорм и правил учреждениядля гибкости в работе с многообразием ученического коллектива, в сторону уменьшения исключенности и повышая вовлеченность каждого ученика во все аспекты школьной жизни. Вовторых, подверженность риску девиантного поведения и маргинализации детейи подростков должнасохранять ихправо на обучение и участие в воспитательнообразовательном процессе.Втретьих, основной функцией школы становиться реализация учебного процесса в реально существующих социальнокультурных условиях, а не формальный подход для выгодной статистики показателей.Вчетвертых, инклюзивный подход в образовании возможен в систематической и планомерной битве слюбыми видами эксклюзии или дискриминации.Впятых, для продвижения инклюзии необходимо иметь руководство (общественных лидеров, старших сотрудников) стремящихся на всех уровнях практики, во всех учреждениях, работающих с детьми обеспечить четкостью и планомерностью в работе.Потребуется и мониторинг включенности каждого в образовательный и процесс и достижений всех учащихся21.Таким образом, инклюзивный подход, предполагает принятие конкретных мер, зависит от согласованности действий лиц ответственных за разработку политики инклюзии и работающими в образовании и в других сферах общества. Движение в направлении к инклюзивности является процессом сложным, требует времени, ресурсов и консолидации общества.

Ссылки на источники1.Всемирный доклад об инвалидности. ВОЗ 2015 [Текст]– [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ 2.Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года.[Текст]– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml

3.Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе.[Текст] /Автореферат.Городова Т.В. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.dissercat.com/content/upravlenieformirovaniemreabilitatsionnogo4.Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. [Текст]– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml5.Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения [Текст] / И. А. Макарова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). —Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. —С. 129132. – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4289/6.Мельник. Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России. [Текст] /Автореферат. Мельник. Ю.В. г. Ставрополь. –2012 г. http://www.dissercat.com/content/sravnitelnyianalizobshchegoinklyuzivnogoobrazovaniyavstranakhzapadakanadasshavelik20Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. С.16 –17. http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0521Developing inclusive education systems: how can we move policies forward? Mel Ainscow and Susie Miles, University of Manchester, UK (Chapter prepared for a book in Spanish to be edited by Climent Gine et al, 2009) http://www.edu.am/DownloadFile/66engMel_Ainscow.pdf– [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.dissercat.com/content/sravnitelnyianalizobshchegoinklyuzivnogoobrazovaniyavstranakhzapadakanadasshavelik7.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года). Федеральный закон. [Текст] //Профессиональная справочная система «Техэксперт: Охрана труда». – [Электронный фонд] –Режим доступа. –URL:http://docs.cntd.ru/document/9014513

8.ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНТРУДАРФ от 14.12.96 N 14 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА» [Текст] //ZakonBase.ru – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://zakonbase.ru/9.Положение инвалидов. [Текст] // 1999 2015 Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/10.Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. [Текст] /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех –развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 –133 с. – [электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.ulapland.fi/loader.aspx?id=190be694bd374a689393dd0ac13bec0511.Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова [Текст] //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании».– [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL:http://www.akvobr.ru/problemy_inkluzivnogo_obrazovania.html12.Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования.[Текст]/ Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. ЮНЕСКО 2009 г. –36 с. С.7 –

[Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL: http://radugapc.mskobr.ru/files/71/inklobr.pdf13.Developing inclusive education systems: how can we move policies forward? Mel Ainscow and Susie Miles, University of Manchester, UK (Chapter prepared for a book in Spanish to be edited by Climent Gine et al, 2009) http://www.edu.am/DownloadFile/66engMel_Ainscow.pdf14.One billion people disabled, first global report finds./ 2015 Guardian News and Media Limited or its affiliated companies. All rights reserved. http://www.theguardian.com/society/2011/jun/09/billionpeopledisabledreport

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

           В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

        В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

      Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

     Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

     Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

     Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.

Обычное образование Специальное образование

  • «Нормальный ребенок» «Особый ребенок»
  • Круглые колышки для круглых отверстий
  • Квадратные колышки для квадратных отверстий
  • Обычные педагоги Обычные школы
  • Специальные педагоги Специальные школы

Инклюзивное образование

  • Все дети разные
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т. д.
  • Система адаптируется к потребностям ребёнка.

      Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников.

     Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

     Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

     Современному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

     Задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями сформулированы Н. Н. Малофеевым: – создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; – развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; – организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; – освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

– коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

– формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

– охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;

 – оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;

 – успешная социализация обучающихся, воспитанников.

     Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев:

 – что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;

 – что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

– насколько активно, свободно и творчески он их применяет;

 – усвоение разделов образовательной программы;

– анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка;

 – индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

     Согласно исследованиям H. H. Малофеева успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников.

     Системообразующая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; представление о ребенке как о самоценном, саморазвивающемся объекте ноосферы; осознание своей роли наставника и организатора.

      Инклюзивной школе нужен такой педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

     Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

     Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ. Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

     Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за их обособленности уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.

     В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

     Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

     Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение ведется по адаптированной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

     Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Инклюзивное образование и обучение | Образование NHS для Шотландии

перейти к основному содержанию

  • Что мы делаем

  • Наша доска

  • Равенство и разнообразие

    • Отчеты о равенстве
    • Инклюзивное образование и обучение
    • Мониторинг равенства
    • Более справедливая Шотландия и оценки воздействия на равенство
  • Приобретение

  • Корпоративные публикации

  • Втягиваться

  • Год в обзоре 2021

Инклюзивное образование — это подход, который признает и ценит разнообразие, чтобы выявить и удовлетворить разнообразные потребности в обучении и предпочтения отдельных учащихся.

Инклюзивное образование — это упреждающий подход, который предпринимает активные шаги для выявления и удовлетворения потребностей учащихся и предвосхищает эти потребности, где это возможно.

Сюда также входит предоставление надлежащей поддержки в обучении, чтобы все учащиеся имели возможность максимизировать свои результаты обучения. Инклюзивный подход к образованию означает, что каждый учащийся ценится и к нему относятся с достоинством и уважением.

В нашей Политике инклюзивного образования и обучения [DOC] изложено наше обязательство сделать образование и обучение более инклюзивным. Настоящую политику следует читать совместно со следующими руководящими документами:

  • Руководство по инклюзивному образованию для инвалидов [DOC]
  • Руководство по внедрению инклюзивного образования [DOC]
  • Руководство по инклюзивному образованию для удаленных сельских районов [DOC]

инклюзивных стратегий обучения | Центр преподавания и обучения Poorvu

Вы находитесь здесь

ГлавнаяСтратегические ресурсы и цифровые публикацииРазнообразие и инклюзивностьИнклюзивные стратегии обучения

предметный материал. Услышав различные точки зрения, можно обогатить обучение учащихся, познакомив всех со стимулирующими дискуссиями, расширив подходы к традиционным и современным проблемам и поместив обучение в собственный контекст учащихся при изучении этих контекстов. Учащиеся более заинтересованы в том, чтобы взять под контроль свое обучение в условиях классной комнаты, которые узнают их, устанавливают соответствующие связи со своей жизнью и реагируют на их уникальные проблемы (Ambrose et. al., 2010).

Инклюзивное обучение основано на основном инстинкте инструктора, который гарантирует, что все голоса будут услышаны и что у всех учащихся будет возможность полноценно участвовать в учебном процессе, путем более глубокого изучения причин существования дисбаланса участия. Чтобы создать этот сложный климат, инструкторы должны практиковать сочетание внутриличностного и межличностного осознания, регулярного пересмотра учебной программы и знания инклюзивных практик (Салазар и др., 2009). В частности, инклюзивное обучение начинается с рассмотрения различных проблем: почему некоторые типы учащихся участвуют в обучении чаще и учатся легче, чем другие? Как культурные представления могут влиять на взаимодействие со студентами? Как студенческая идентичность, идеология и опыт могут повлиять на уровень их вовлеченности? Наконец, каким образом изменение курса и преподавания может способствовать полному участию и обеспечению доступности для всех типов учащихся? Преподаватели могут рассмотреть различные примеры и стратегии освоения инклюзивной педагогики.

Примеры

Стратегии инклюзивного обучения можно разделить на две категории.

  • Включение различных точек зрения в содержание курса путем расширения списков чтения за пределами белых авторов-мужчин, предложения различных этнических и расовых точек зрения в тематических исследованиях, обеспечения того, чтобы PowerPoints и примеры лекций предлагали различные человеческие примеры, и избегая токенизации конкретных людей, студентов, или представления.
  • Создание инклюзивного климата в классе , где всем учащимся предлагается участвовать, узнавая об их прошлом и соответствующим образом адаптируя подходы, устанавливая основные правила для обсуждения спорных вопросов и развивая (и помогая учащимся развивать) более глубокое расовое и социально-экономическое понимание.

Рекомендации

  • Предоставление поддержки — Преподаватели могут структурировать свои курсы таким образом, чтобы оказывать поддержку учащимся в классе и вне его, с помощью открытых рабочих часов, дополнительных возможностей обучения и выставления оценок, формативных оценок и надежных привычек электронной почты. Такая поддержка заметно расширяет приверженность преподавателя обучению всех студентов.
  • Рассмотрите концепции преподавания и обучения — Преподаватели должны рассмотреть различные подходы к структурированию содержания своего курса и выбрать структуру, которая лучше всего подходит для их учащихся (насколько они предвидели). Различные дизайны могут поддерживать более строгие результаты обучения, дополнительный обзор и поддержку или большую доступность для разных учащихся.
  • Изучение неявных предубеждений — Преподаватели могут учитывать свое собственное отношение к ученикам и стремиться свести к минимуму негативные последствия. Этот процесс может включать в себя активное наблюдение за взаимодействием с различными типами учащихся, внедрение таких политик, как выставление оценок вслепую и между оценщиками, чтобы свести к минимуму влияние предвзятости, а также поддержание высоких ожиданий для всех учащихся.
  • Поддерживать осведомленность о разнообразии в классе — Преподаватели могут развивать и поддерживать свою осведомленность и понимание различных расовых и социально-экономических факторов в своих классах, чтобы проверить их скрытую предвзятость, обеспечить равный доступ для всех своих учеников и даже обогатить обсуждение в классе.
  • Включите разнообразие в учебную программу . Преподаватели могут быть уверены в том, что они представляют разные типы людей и точки зрения через содержание курса и материалы, включая чтение, примеры лекций, изображения в презентациях PowerPoint и тематические исследования. Это помогает всем учащимся представить себя в различных сценариях обучения.
  • Создание инклюзивного климата — Преподаватели могут создать развивающий класс, в котором учащиеся чувствуют себя ценными из-за их различий и чувствуют себя комфортно, участвуя в классе. Эффективная учебная программа и правила поведения в классе могут способствовать созданию инклюзивной среды, особенно когда преподаватели уделяют время обсуждению таких правил в классе со студентами.
  • Добавление заявления о многообразии в учебный план . Преподаватели могут открыто решать вопросы многообразия во время первого занятия, приглашая учащихся серьезно обсудить учебный план; объяснение философии обучения в отношении других инклюзивных методов обучения; и изложение основных правил в классе для уважительного обсуждения в классе и инклюзивного сообщества.
  • Примите во внимание принципы универсального дизайна . UDL предоставляет интенсивную структуру, обеспечивающую разнообразный и всесторонний доступ к содержанию курса для всех учащихся. UDL помогает преподавателям представлять информацию как в устной, так и в визуальной форме, чтобы приспособиться к нарушениям зрения или слуха учащихся, а также распознавать различные предпочтения учащихся в обучении.
  • Запрашивать отзывы студентов — Преподаватели могут использовать анонимные онлайн-опросы для сбора информации от студентов об их предшествующих знаниях и/или освоении материалов курса в начале семестра, а также продолжать отслеживать, как студенты относятся к содержанию курса и климат класса к середине семестра. Промежуточные оценки студенческих курсов или протоколы наблюдений также могут помочь преподавателям понять климат и эффективность своего класса и решить проблемы инклюзивности (среди прочего) в режиме реального времени.
  • Обзор литературы — Преподаватели могут узнать больше о критической педагогике и классических текстах о разнообразии в образовании с помощью ресурсов для конкретных дисциплин, касающихся разнообразия в конкретной области.

Дополнительные ресурсы

Армстронг, Массачусетс (2011). Маленький мир: создание инклюзивного класса (независимо от того, чему вы учите). Мысль и действие, осень, 51–61.

Создание инклюзивных классов в колледжах — Центр исследований в области обучения и преподавания штата Мичиган

крючки, б. (1994). Учение о преступлении. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge Press.

Стратегии инклюзивного обучения — Корнельский центр инноваций в обучении

Каплан, М. и Миллер, А. Т. (ред.). (2007). Специальный выпуск: Стипендия мультикультурного преподавания и обучения. Новые направления преподавания и обучения, (111).

Обучение разнообразного студенческого контингента: практические стратегии улучшения обучения наших студентов — Центр педагогического мастерства UVA

В разделе загрузок (внизу) находится раздаточная версия этой веб-страницы для печати.

Ссылки

Ambrose, S.A., Bridges, M.W., DiPietro, M. & Lovett, M.C. (2010). Как работает обучение: семь основанных на исследованиях принципов умного обучения. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси Басс.

Салазар, М., Нортон, А., и Туитт, Ф. (2009). Внедрение многообещающих практик для инклюзивного совершенства в классе высшего образования. В Л.Б. Нильсон и Дж. Э. Миллер (ред.) Для улучшения академии. (стр. 208-226). Джосси-Басс.

 

Загрузки 

Раздаточный материал с теорией и практическими стратегиями инклюзивного обучения.

Центр преподавания и обучения Poorvu сотрудничает с отделами и группами на территории кампуса в течение всего года, чтобы делиться своим пространством. Пожалуйста, просмотрите форму бронирования и отправьте запрос.

Центр преподавания и обучения Poorvu регулярно поддерживает членов сообщества Йельского университета с помощью индивидуальных учебных консультаций и наблюдения за классом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *