Индифферентный стиль воспитания: Родительский стиль воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка
Родительский стиль воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка
«Дитя как сундук: что в него положишь,
то потом и достанешь»
(поговорка)
Многие родители хотели бы, чтобы этот «сундук» был наполнен ценным содержанием. Дети подражают, берут пример с тех, кого они слушают, на кого смотрят, с кем проводят время. И кто несет ответственность за неблаговидное поведение ребенка?
«Все мы родом из детства», любят цитировать взрослые Антуана де Сент-Экзюпери. Почему часто в своих воспоминаниях мы возвращаемся в детство? Говорили ли вы когда-нибудь, будучи ребенком, что вот вы точно будете хорошим родителем?
Несомненно, то, что воспитание детей требует от родителей постоянного внимания и терпения. Порой родители, не желая того, обижают своего ребёнка, полагая при этом, что они просто проявляют принципиальность и справедливость. Одну и ту же ситуацию дети и родители видят по-разному.
Как воспитывать ребёнка? Кто в доме хозяин? Почему подросток стал «трудным»? Многие взрослые задавались подобными вопросами. А ответ будет зависеть от понимания собственной роли в воспитании и формирования ребёнка, как личности.
Насколько ваш ребенок вырастет честным, открытым, трудолюбивым человеком, человеком с богатым внутренним миром во многом зависит от матери. Именно женщина призвана создавать эмоциональный климат в семье для полноценного развития ребенка и сохранения семейных ценностей.
Роль авторитетного отца, активно общающегося со своим ребенком, незаменима. Уроки дисциплины и независимости преподают своим детям отцы. Отец для ребенка — источник безопасности.
Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.
Взаимоотношения между родителями, их поведение формируют у ребенка некую «картину мира», «сценарий». Этим «сценарием» ребенок будет руководствоваться в своих дальнейших поступках. Ребенок замечает, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) ценятся взрослыми, каким образом решаются конфликты, в чью пользу. Так, маленький человек получает «руководство к действию» для построения своих собственных отношений. И, став взрослым, ему понадобятся огромные усилия, чтобы понять, что возможно жить по-другому.
Формированию личности ребенка, его отношению к миру способствует родительский стиль семейного воспитания. Ваша манера общения с ребёнком, строгость и требовательность, степень заинтересованности и забота о нём — всё это определяет стиль семейного воспитания. Что такое семья для маленького человека? Это целый мир!!! И в этом мире закладываются основы личности ребенка. Свой первый жизненный опыт он получает именно в семье. В настоящее время наиболее популярна следующая классификация стилей родительского воспитания.
Авторитетный стиль воспитания – образ действия родителей, который отличается твёрдым контролем, одновременно с поощрением общения и обсуждения в семье правил поведения для ребёнка.
Дети не воспринимают решения родителей и их действия произвольными или несправедливыми для себя, поэтому легко соглашаются с ними. При авторитетном стиле высокий уровень контроля сочетается с тёплыми отношениями. Дети в таких семьях уверены в себе, хорошо адаптированы, с высокой самооценкой, развитым самоконтролем и социальными навыками.
Авторитарный стиль отличается высоким уровнем контроля, прохладными отношениями с детьми, жёсткими требованиями и правилами, при этом, не допускается даже их оспаривание и обсуждение. Родители в таких семьях предоставляют детям лишь в незначительной степени независимость от них. Дети, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы, раздражительны, нелюбознательны. В период подросткового и юношеского возраста девочки зачастую остаются пассивными и зависимыми, поведение мальчиков в такие периоды отличается неуправляемостью и агрессивностью.
Либеральный стиль — образ действия родителей, который отличается почти полным отсутствием контроля за детьми, сохраняя при этом сердечные отношения с ними. Многие либеральные родители увлекаются демонстрацией «безусловной любви» до такой степени, что перестают устанавливать запреты и правила своим детям, не выполняя непосредственно родительские функции. Дети из таких семей импульсивны, склонны потакать своим слабостям, зачастую не умеют вести себя в обществе. В отдельных случаях они становятся активными и творческими людьми.
Индифферентный стиль — это стиль родительского воспитания с низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты, сердечности в отношениях с ними. Родители при этом стиле воспитания не устанавливают ограничения своим детям, либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие тягот повседневной жизни, которые не оставляют сил и времени на воспитание. Если при этом безразличие родителей сочетается с враждебностью (например, как у отвергающих родителей), то ребёнка ничто не сдерживает от проявления склонности к делинквентному (асоциальному) поведению и своим самым разрушительным импульсам.
Следует учитывать не только стиль воспитания родителей, но и то, кто является основным воспитателем, уделяющим ребёнку больше времени.
Андреева Т.В. – автор книг по семейной психологии, кандидат психологических наук, много лет посвятила изучению современной семьи. Её советы просты и так актуальны.
1. Культивировать в семье атмосферу заботы, взаимной поддержки и теплоты. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них более развиты самоконтроль и просоциальное поведение.
2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей: заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.
3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, быть последовательными.
4. Избегать применения силы и угроз для контроля над поведением детей.
5. Помогать ребёнку учиться владеть собой, развивать чувство контроля над обстоятельствами.
6. Использовать объяснения и убеждения чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.
Многие проблемы можно решить, если удаётся создать благоприятный стиль общения в семье. А для этого нужно огромное терпение, большая любовь родителей и взаимное желание наладить контакт между всеми членами семьи.
Ф.Достоевский писал: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Хочется добавить — в наших силах, чтобы детские воспоминания были прекрасными и светлыми!
Автор публикации — психолог Кризисного центра Пидсадняя Елена Анатольевна
Используемая литература:
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц.педагогика»/ Б.Н.Алмазов. – М.: Гуманитар.изд . центр ВЛАДОС, 2008. 125с
2. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2007. 272 — 310 стр.
3. Кун Д, Основы психологии. Все тайны человека. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005, стр.131.
Как стиль воспитания в семье влияет на ребенка?
Какой вы родитель? Есть ли в вашей семье определенная «генеральная линия» или вы — приверженец свободного воспитания? Какое влияние принципы, на которых строятся отношения между родителями и детьми, оказывают на жизнь ребенка? Если вы хотите получить хотя бы отчасти предсказуемые результаты воспитания, лучше задать себе эти вопросы как можно раньше.
Родители выбирают стиль воспитания детей в зависимости от многих обстоятельств. Характер и особенности личности родителей, семейная история и количество членов семьи, наличие или отсутствие образования, социально-экономический статус, культурный ландшафт и национальные традиции влияют на жизнь семьи и взросление детей.
Родители, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором растили их самих, или наоборот — всеми силами стараются от него уйти и не повторить ошибок собственных родителей. Но у всех мам и пап всегда есть возможность подойти осознанно к решению проблемы и выбрать тот способ воспитания детей, который принесет наибольшую пользу ребенку.
В чем разница?
Отличить стили воспитания один от другого можно по распределению двух критериев: контролю за поведением ребенка и вниманию к нему, а также по тем чувствам, которые испытывают взрослые по отношению к сыну или дочери. Например, родители могут сильно любить ребенка, разрешать ему делать все что угодно, то есть совсем не контролировать, или наоборот — неотрывно следить за всеми его действиями.
Обычно выделяют 4 основных стиля воспитания детей.
Авторитарный стиль
В таких семьях главенствуют родители. Они устанавливают авторитарные правила и никогда их не меняют. Ребенок не участвует в обсуждениях, так как не имеет права голоса. Родители требуют от него полного подчинения. Главное в семье — власть родителей, обоих или, чаще, одного из них.
При этом, такие родители любят своего ребенка. Они стараются дать ему самое лучшее и все делают ради него. Но в отношениях между членами семьи не хватает теплоты, близости, ласки, чуткого принятия и нежного отношения к потребностям ребенка. Часто желания и чувства самого ребенка не принимаются и даже отвергаются. Его мнение не учитывается.
Как правило, такому стилю воспитания отдают предпочтение тревожные родители. Они стремятся снизить свою внутреннюю тревогу, поэтому хотят все контролировать и подчинять себе. Часто к такому стилю воспитания детей прибегают родители, у которых было тяжелое детство, их самих воспитывали жестко. Обычно у них доминирующий и властный характер.
При таком стиле воспитания ребенок может вырасти безынициативным, пассивным. Он не сможет принимать решения самостоятельно без ориентира на чужой авторитет. В семьях с авторитарным стилем воспитания любые лидерские качества ребенка подавляются. У таких детей высок риск возникновения зависимого поведения.
Либеральный стиль
В семье, использующей либеральный стиль воспитания, ребенок — центр внимания. Родители выполняют все его желания, полностью ему доверяют, при этом освобождая себя от ответственности за результат. Ребенок растет в атмосфере вседозволенности и полной свободы действий. Родители относятся к нему с необычайной теплотой и принимают все его эмоции.
Уровень контроля в такой семье очень низкий. Родители не могут выработать определенные требования и организовать процесс контроля. В таких условиях ребенок не знает, что такое «надо» и не выполняет почти никаких требований, когда они возникают. Он часто командует родителями и другими родственниками, манипулирует ими и подчиняет себе.
С такими детьми практически всегда возникают проблемы в коллективах, в детском саду и в школе. Они часто становятся причиной конфликтов с ровесниками и учителями. У этих детей не выстроена система ориентиров и ценностей. При таком стиле воспитания дети вырастают тревожными, поскольку у них нет устойчивой сферы правил и норм — они не знают, как правильно. В основном, такие дети импульсивны, они склонны к непослушанию, агрессивности. Они могут быть легко подвержены влиянию асоциальных групп.
Индифферентный стиль
При индифферентном стиле родители практически безразличны к ребенку, главное в их отношении — равнодушие. О принятии чувств и эмоций ребенка никто не задумывается. Отсутствует и контроль за поведением. В такой семье у каждого своя жизнь. Родители заняты личными проблемами. На ребенка и его потребности внимания не обращают. При этом такие родители бывают очень взыскательными, придираясь к соблюдению порядка и исполнению требований. Ребенок с ранних лет привыкает к одиночеству. Часто своей реальной семье он предпочитает виртуальную «компанию».
Из-за того, что такие родители пренебрегают воспитанием и не участвуют в жизни ребенка, его личностное развитие затруднено. Самое тягостное чувство ребенка в такой ситуации — отсутствие любви. Ребенок чувствует свою ненужность. У него возникает ощущение, что он — помеха и для своей семьи, и для общества в целом.
Дети из таких семей — потенциальные обладатели девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. Часто среди юных правонарушителей можно встретить воспитанников таких семей. Ребенка из подобных семей ждут безрадостные перспективы: он может вырасти очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.
Авторитетный стиль
В таких семьях авторитет принадлежит родителям, при этом они предпочитают равноправные отношения с детьми. Используя в воспитании разумную требовательность, родители устанавливают все правила для ребенка с учетом его потребностей и интересов. Чувства и эмоции ребенка всегда принимаются, у него есть автономия в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Система норм и правил в такой семье меняется в зависимости от возраста и умений ребенка.
Уровень контроля со стороны взрослых высокий, при этом физическая и вербальная агрессия отсутствуют.
Основная черта авторитетного стиля воспитания — уважение к личности ребенка. Свою власть родители используют в зависимости от ситуации и в разумных пределах, проявляя строгость при необходимости.
Авторитетный стиль по-другому называется демократическим. Такие родители стремятся к созданию гармоничного сочетания самостоятельности, ответственности и дисциплинированности. Точка зрения, желания и потребности ребенка всегда учитываются. Для разрешения спорных ситуаций всегда используются разумный диалог и обсуждение проблемы.
Ребенок окружен безусловной любовью, не требующей ничего взамен. Для того чтобы получить одобрение родителей, ему не нужно стремиться к получению хороших оценок или абсолютному послушанию. Его принимают всегда и без всяких условий. Ребенка в такой семье любят, понимают и уважают. Он всегда получает эмоциональную поддержку и чувствует себя защищенным, обладает адекватной самооценкой и мало подвержен влиянию извне.
Ребенок, воспитанный в семье с авторитетным стилем воспитания, обладает целеустремленностью, силой воли, у него развито чувство ответственности. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, они открыты миру и настроены по отношению к нему дружелюбно. У них не вызывает затруднений выполнение социальных норм, они обладают высоким уровнем самоконтроля.
Выбрать свой стиль
Семьи, в которых придерживаются какого-то одного стиля воспитания в чистом виде, встречаются довольно редко. Но преобладание какого-то одного направления можно заметить в каждой семье. Бывает и так, что по отношению к разным детям родители действуют по-разному или стиль воспитания у матери и отца заметно различаются.
Из приведенного описания очевидно, что наиболее гармоничные личности вырастают при авторитетном стиле воспитания, а вот авторитарного и индифферентного стиля лучше избегать. В любом случае родителям важно сотрудничать друг с другом, обсуждать и объединять позитивные методы, для того чтобы создать свой уникальный стиль воспитания детей.
Источники:
Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»
Портал «Развитие ребенка»
Портал «Я — родитель»
Безразличный стиль воспитания | СпрингерЛинк
Скачать справочную работу в формате PDF
Синонимы
Отстраненный стиль воспитания; пренебрежительный стиль воспитания; нонконформистское воспитание; Отказ от стиля воспитания; Невовлеченный стиль воспитания
Определение
Один из двух подтипов общего стиля разрешающего воспитания. (Определение 1: Позволительное воспитание — это стиль воспитания, определенный исследованием Дайаны Баумринд, который характеризуется небольшим количеством требований, чрезмерной вседозволенностью и отсутствием структуры, правил и ограничений.) Родители, чье поведение соответствует этой категории, не вовлечены в отношения со своими детьми и не в состоянии обеспечить адекватную поддержку и структуру.
Описание
Теоретические определения пренебрежения частично различаются в зависимости от цели, для которой это определение используется. В целом пренебрежение понимается большинством специалистов как родительское поведение, приводящее к негативным последствиям для ребенка [5]. В отличие от других форм жестокого обращения с детьми, пренебрежение представляет собой акт бездействия в уходе, а не совершение действий, которые подвергают детей опасности или причиняют им вред.
Пренебрежительные родители демонстрируют неспособность обеспечить надлежащий медицинский уход, питание, образование и соответствующий возрасту присмотр за своими детьми, а также безопасность, эмоциональный контакт и достаточную стимуляцию и структуру окружающей среды. Определения безнадзорности также включают подвергание детей супружескому насилию, а также допустимое злоупотребление психоактивными веществами и другое неадекватное поведение ребенка [1]. Эти элементы могут встречаться в сочетании друг с другом и с другими формами злоупотреблений.
Наиболее распространенной чертой, характеризующей равнодушных родителей, является дефицит разнообразных родительских навыков. Равнодушные родители описываются как не требовательные и не отзывчивые по отношению к ребенку. Они участвуют в меньшем количестве положительных взаимодействий с детьми, меньше общего взаимодействия и более нечувствительных взаимодействий. Равнодушный родитель отчужден и эмоционально далек от ребенка, не посвящен в родительские роли и не заинтересован в содействии оптимальному развитию ребенка. Этот тип родителей склонен рассматривать воспитание как бремя и, следовательно, может ограничивать как качество, так и количество времени, посвящаемого ребенку. Кроме того, равнодушные родители не соблюдают руководящие принципы и не устанавливают правила для контроля над ребенком.
Несмотря на то, что исследования не являются окончательными, биологические, личностно-эмоциональные, социокультурные и эмпирические факторы были предложены в этиологии поведения, называемого безразличным воспитанием. Эксперты сходятся во мнении, что не существует единой причины детской безнадзорности; скорее, считается, что к поведению, типичному для пренебрежения, причастны различные факторы. Несколько исследований показали, что равнодушным родителям не хватает родительских навыков, они имеют более неадекватные ожидания от своих детей и им не хватает как информации о развитии ребенка, так и знаний о сложностях связи между родителями и детьми [5, 11, 12]. Другие родительские характеристики, которые, как было установлено, связаны с безразличным стилем воспитания, включают импульсивность, спутанность сознания, апатию, эмоциональную отстраненность и психические заболевания. С точки зрения личной демографии родители, которые пренебрегают своими детьми, чаще, чем контрольная группа, являются женщинами, одинокими, старше, моложе и малообразованными [12]. Отсутствие отца, наблюдаемое в значительном количестве неблагополучных семей, означает более низкие доходы и меньшие материальные ресурсы для обеспечения потребностей детей [5]. Дополнительные факторы, участвующие в этиологии детской безнадзорности, включают бедность, безработицу, социальную изоляцию, одиночество, низкий социально-экономический статус и злоупотребление психоактивными веществами [3, 5, 6, 12].
Актуальность для детского развития
Идея о том, что ранние неадекватные отношения между родителями и детьми играют фундаментальную роль в психопатологии, уже давно занимает центральное место в теориях развития. Значительный объем исследований предполагает сильную связь между семейной динамикой и психологической адаптацией. Было обнаружено, что стили воспитания оказывают значительное влияние на физическое благополучие ребенка, психосоциальную адаптацию, успеваемость и пристрастие к наркотикам или алкоголю [1–3, 5, 12]. Неизменно доказано, что безразличное воспитание оказывает пагубное воздействие на психическое здоровье и развитие подростка, приводя к множеству эмоциональных и поведенческих проблем. Дети из неблагополучной среды испытывают нарушения развития, неврологические, эмоциональные и поведенческие нарушения, которые препятствуют здоровому росту и развитию [12].
Было обнаружено, что с точки зрения физического здоровья безнадзорные дети страдают от большего количества проблем, включая недоедание, задержку развития, особые потребности, нарушение зрительных и моторных навыков, плохую гигиену и злоупотребление психоактивными веществами [12]. В младенчестве и детстве устойчивое пренебрежение может привести к неадекватным социально-эмоциональным паттернам: безнадзорные дети демонстрируют большую зависимость, как правило, имеют плохие социальные навыки и ненадежные отношения привязанности, и мало беспокоятся о страданиях своих сверстников. Безнадзорные дети также склонны выражать больше негативных эмоций и проявлять больше избегания, неподчинения и расстройств поведения. Им сложнее отслеживать и регулировать свои эмоции [1, 6, 12]. Многочисленные исследования показывают, что безразличное или пренебрежительное отношение родителей способствует более высокому уровню импульсивности и вовлеченности в делинквентное поведение [4, 7–9]. , 11, 13]. Было показано, что недостаточное родительское участие, руководство и надзор приводят к нарушению и нетипичному типу привязанности между ребенком и родителем [10]. В свою очередь, эти ранние нарушения отношений привязанности, по-видимому, закладывают основу для нарушений процессов развития, которые могут привести к различным формам психопатологии.
Ссылки
Азар, С. Т., и Кот, Л. Р. (2005). Когнитивно-поведенческие вмешательства с пренебрежительными родителями. В PF Talley (Ed.), Справочник по обращению с детьми, подвергшимися насилию и безнадзорности (стр. 145–181). Нью-Йорк: Haworth Press.
Google Scholar
Барбер, Б.К., Олсен, Дж.Э., и Шагл, С.К. (1994). Связь между родительским психологическим и поведенческим контролем и интернализованным и экстернализированным поведением молодежи. Развитие ребенка, 65 (4), 1120–1136.
ПабМед
Google Scholar
Криттенден, П. М. (1999). Отсутствие заботы о детях: причины и причины. В H. Dubowitz (Ed.), Безнадзорные дети: исследования, практика и политика (стр. 47–68). КА: Сейдж.
Google Scholar
Фишер, Д. Г. (1983). Родительский надзор и правонарушения. Перцептивные и моторные навыки, 56 (2), 635–640.
ПабМед
Google Scholar
Годен, Дж. М. (1993). Безнадзорность детей: руководство по вмешательству . Министерство здравоохранения и социальных служб США, Вашингтон, округ Колумбия: Westover Consultants, Inc.
Google Scholar
Годен, Дж. М., Полански, Н. А., Килпатрик, А. С., и Шилтон, П. (1993). Одиночество, депрессия, стресс и социальная поддержка в неблагополучных семьях. Американский журнал ортопсихиатрии, 63 (4), 597–605.
ПабМед
Google Scholar
Лебер Р. и Стаутхамер-Лобер М. (1986). Семейные факторы как корреляты и предикторы проблем поведения несовершеннолетних и правонарушений. Преступность и правосудие, 3 , 29–149.
Google Scholar
МакКорд, Дж. (1983). Сорокалетний взгляд на последствия жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, 7 , 265–270.
Google Scholar
МакКорд, Дж. (1991). Семейные отношения, преступность несовершеннолетних и преступность взрослых. Криминология, 29 (3), 397–417.
Google Scholar
Паттерсон Г. Р., ДеБарыше Б. и Рэмси Э. (1990). Эволюционный взгляд на антиобщественное поведение. Американский психолог, 44 , 329–335.
Google Scholar
Полански Н.А., Чалмерс М.А., Буттенвизер Э.В. и Уильямс Д.П. (1983). Поврежденные родители: анатомия детской безнадзорности . Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Смит, М. Г., и Фонг, Р. (2004). Дети безнадзорности: Когда никому нет дела . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
Google Scholar
Стейнберг, Л., Ламборн, С.Д., Дарлинг, Н., Маунтс, Н.С., и Дорнбуш, С.М. (1994). С течением времени изменения приспособления и компетентности у подростков из авторитетных, авторитарных, снисходительных и небрежных семей. Развитие ребенка, 65 (3), 754–770.
ПабМед
Google Scholar
Ссылки на скачивание
Информация об авторе
Авторы и организации
Факультет психологии, Университет Никосии, авеню Македонитиссас, 46, П. О. Box 24005, Никосия, 1700, Кипр
Мария-Эва Цола и Ксения Анастассиу-Хаджихараламбус
Авторы
- Мария-Эва Цола
Посмотреть публикации авторов 9000 3
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Scholar - Xenia Anastassiou-Hadjicharalambous
Просмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в
PubMed Google Академия
Информация для редактора
Редакторы и филиалы
Центр неврологии, обучения и поведения, 230 South 500 East, Suite 100, Солт-Лейк-Сити, Юта, 84102, США
9 0002 Сэм Гольдштейн, доктор философии.
Факультет психологии MS 2C6, Университет Джорджа Мейсона, Фэрфакс, Вирджиния, 22030, США
Джек А. Наглиери, доктор философии. (профессор психологии) (профессор психологии)
Права и разрешения
Перепечатки и разрешения
Информация об авторских правах
© Springer Science+Business Media, LLC, 2011
Об этой записи
Невовлеченное воспитание – почему это худший стиль воспитания
Что такое невовлеченное воспитание (Небрежное воспитание)
Невовлеченное воспитание стиль воспитания, характеризующийся низкой отзывчивостью и низкой требовательностью.
Эти небрежные родители не участвуют в жизни своего ребенка. Они не удовлетворяют потребности своего ребенка , будь то основные или эмоциональные потребности. Они также не устанавливают границ и не наказывают своих детей.
Дети незаинтересованных родителей получают мало заботы или руководства от своих родителей. Им практически остается расти самим. Этим детям приходится хуже всего среди четырех стилей воспитания Баумринда.
Четыре стиля воспитания Бомринда
В 1960-х годах Дайана Баумринд, специалист по психологии развития из Калифорнийского университета в Беркли, определила три различных типа стилей воспитания: авторитарный стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания и снисходительное воспитание .
В 1983 году Маккоби и Мартин добавили в схему четвертый тип: неучастие или пренебрежительный стиль воспитания 1 .
Эти 4 стиля воспитания классифицируются по двум параметрам: отзывчивость и требовательность.
Характеристики невовлеченного стиля воспитания
Невовлеченные родители не реагируют и не требуют.
Невовлеченное воспитание — это невнимательное воспитание.
Если снисходительные родители находятся на одном конце спектра реагирования, то нерадивые родители занимают другой конец.
С точки зрения требований, авторитарные родители, которые возлагают большие надежды на своих детей, являются противоположностью равнодушных родителей.
Вот несколько примеров небрежного воспитания:
- Не проявляйте теплоты или привязанности к своим детям.
- Действовать равнодушно и отстраненно. Они не помогают и не заботятся об основных потребностях своих детей.
- Не оказывайте эмоциональную поддержку, такую как сопричастность и поощрение 2 .
- Не устанавливайте правила, границы или ожидания в отношении поведения своих детей. Также не контролируйте и не контролируйте их.
- Не проявляйте интереса к школьной работе, занятиям или успеваемости своего ребенка.
- Не вмешиваться в жизнь своих детей вообще.
- Передача пренебрежительного родительского стиля из поколения в поколение – Исследования показывают, что безнадзорные дети вырастут в 2,6 раза более склонными к пренебрежительному отношению к своим собственным детям и в два раза более склонны к физическому насилию 3 .
Причины неучастия в воспитании детей
Нерадивые родители часто происходят из неблагополучных семей и сами получали небрежное или невнимательное воспитание в детстве.
Незаинтересованные родители, как правило, имеют собственные проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и алкоголизм.
Другой распространенной причиной является история проблем со злоупотреблением психоактивными веществами в семье.
Исследователи обнаружили, что многие зависимые родители были воспитаны самими зависимыми родителями (до 83%) и в детстве ими пренебрегали (до 55%) 4 .
Родители-наркоманы, которые имеют антисоциальные характеристики личности и выбирают партнеров, предрасположенных к злоупотреблению психоактивными веществами или другим проблемам с психическим здоровьем, подвергаются еще большему риску стать небрежными.
Вредные последствия невовлеченного стиля воспитания
Невовлеченный стиль воспитания — худший из четырех типов воспитания, потому что дети, воспитанные с таким стилем воспитания, как правило, живут хуже.
Небрежное отношение родителей может повлиять на благополучие и результаты в развитии серьезно 5 . У маленького ребенка это может иметь следующие неблагоприятные последствия:
- более импульсивный и менее самоконтроль 6
- неуспевающий в школе 7,8
- меньше навыков эмоциональной регуляции 9
- отсутствие социальных навыков
- низкая самооценка 10
- повышенная вероятность расстройств настроения, таких как депрессия 11
- склонность к развитию пограничного расстройства личности 12
- подвержены повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами. Безнадзорные дети родителей, злоупотребляющих психоактивными веществами, в 4–10 раз чаще сами злоупотребляют психоактивными веществами 4 .
Невовлеченное воспитание — это не то же самое, что воспитание на свободном выгуле
Воспитание на свободном выгуле — это термин, созданный в последние годы для описания родителей, которые дают детям свободу ходить в такие места, как игровая площадка, без присмотра взрослых.
Свободное воспитание — это не то же самое, что невовлеченное воспитание.
«Свободный выгул» описывает только один аспект воспитания, а именно: присматривает ли родитель за своим ребенком, когда он находится вне дома, или нет. Это ничего не говорит о том, доброжелательны ли родители и чутко ли относятся к потребностям ребенка.
Родитель, живущий на свободном выгуле, может дать своему ребенку большую свободу на прогулку, но при этом остается теплым и отзывчивым. Они также могут возлагать большие надежды на поведение своего ребенка, например, на хорошее поведение и успеваемость в школе.
Занятые родители не обязательно должны быть безразличными родителями
Занятые родители не могут быть небрежными родителями.
У некоторых родителей, занимающих очень ответственную работу, неизбежно остается меньше времени для своих детей. Но они все еще могут быть теплыми и заботливыми. Они по-прежнему могут проявлять интерес к жизни своих детей и создавать эмоциональные связи, когда проводят время вместе, даже если это не так часто.
Когда дело доходит до построения здоровых отношений между родителями и детьми, качество важнее количества.
Пренебрежительное отношение к детям — вредный стиль воспитания. Невовлеченные родители — это равнодушные родители, которые не заинтересованы в благополучии своих детей.
Они не просто занятые родители.
Занятые родители, которым не хватает участия, потому что им все равно, — это невовлеченные родители.
Но занятые родители, которым не хватает времени для участия, просто родители, которые не умеют планировать время.
В этой ситуации не иметь возможности участвовать в жизни ребенка не то же самое, что отвергать или не хочет, чтобы вмешивался в жизнь ребенка.
Заключительные мысли о невнимательном воспитании
Психологи и эксперты сходятся во мнении, что у детей, чьи родители невнимательны или пренебрежительны, обычно бывают самые негативные последствия. Пренебрежительная мать — это не просто родитель, который дает ребенку больше свободы или меньше времени на общение с ним. Небрежные родители пренебрегают и другими своими родительскими обязанностями.
Ссылка
1.
Huver RME, Otten R, de Vries H, Engels RCME. Личность и стиль воспитания у родителей подростков. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете в июне 2010 г .: 395–402. doi:10.1016/j.adolescence.2009.07.012
2.
Берзенский СР. Отличительные навыки регулирования эмоций объясняют психопатологию и проблемы в социальных отношениях после эмоционального насилия и пренебрежения в детстве. Дев-психопат . Опубликовано в Интернете 22 марта 2018 г .: 483–496. doi:10.1017/s0954579418000020
3.
Ким Дж. Типовая передача между поколениями пренебрежительного и жестокого родительского поведения среди молодых родителей. Обзор служб для детей и молодежи . Опубликовано в Интернете в июле 2009 г .: 761–767. doi:10.1016/j.childyouth.2009.02.002
4.
Данн М.Г., Тартер Р.Э., Меззич А.С., Ванюков М., Кириллова Г. Происхождение и последствия безнадзорности детей в семьях, злоупотребляющих психоактивными веществами. Обзор клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 1063 — 1090.
5.
Трикетт П.К., Макбрайд-Чанг К. Влияние различных форм жестокого обращения с детьми и безнадзорности на развитие. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1995 г .: 311–337. doi:10.1006/древ.1995.1012
6.
AUNOLA K, STATTIN H, NURMI J-E. Стили воспитания и стратегии достижения подростков. Журнал подросткового возраста . Опубликовано в Интернете, апрель 2000 г .: 205–222. дои: 10.1006/jado.2000.0308
7.
BOON HJ. Австралийские учащиеся средних школ с низкой и высокой успеваемостью: их воспитание, мотивация и успеваемость. Австралийский психолог . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 212–225. дои: 10.1080/00050060701405584
8.
Пинкварт М. Ассоциации стилей и параметров воспитания с академическими достижениями детей и подростков: метаанализ. Educ Psychol Rev . Опубликовано в Интернете 7 сентября 2015 г .: 475–493. doi: 10.1007/s10648-015-9338-y
9.
Шипман К., Эдвардс А., Браун А., Суишер Л., Дженнингс Э. Управление эмоциями в контексте жестокого обращения: пилотное исследование по изучению отсутствия заботы о детях. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в сентябре 2005 г.: 1015-1029. doi:10.1016/j.chiabu.2005.01.