Игры на социализацию дошкольников: Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста | Картотека (старшая группа) на тему:
Картотека игр направленных на успешную социализацию
Картотека игр
направленных на успешную социализацию
«Мост дружбы»
Цель: Развитие эмпатии
у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это
мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг
другу что-нибудь приятное».
Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает
та пара, которая продержалась дольше других.
«Зеркало»
Цель: Развивать
способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход игры:
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из
партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять
движения.
Варианты:
Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед
зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение
лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т. д.)
«Печем пирог»
Цель: Обучение
бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.
Оборудование: Одеяло.
Ход игры:
Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают
лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку»,
«раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают
и украшают.
Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его
разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие
групповой сплоченности.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий
– почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене».
Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или
слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет
до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть,
у кого из детей оно находится.
Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет
«перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
«Буря»
Цель: Развивать
чувство группового единства.
Ход игры:
Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь
из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий,
имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по
кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то
же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз,
щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем
движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури
обозначается полновесными ударами ног о пол.
Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве
деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря.
Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким
потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не
наступит полная тишина.
«Путаница»
Цель: Формирование
группового единства.
Ход игры:
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты.
Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают
запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и
распутывает их, не разжимая рук у детей.
«Волны»
Цель: Игра позволяет
ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ход игры:
«Наверное, вы любите купаться в море? Почему?
Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда
они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем
подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся
на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на
камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в
них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в
море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и,
поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»
«Потерялся ребенок»
Цель: Игра помогает
детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.
Ход игры:
«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там
делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень
обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау,
Сашенька!».
«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и
угадывает, кто же его позвал.
«Нарисуй узор»
Цель: Побуждать к
совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные
карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара
имела одинаковый узор.
После игры проводится конкурс, в котором учитывается
идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель: Развивать
навыки сотрудничества.
Ход игры:
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив
друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они
пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру
можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех,
пяти человек.
«Переходы»
Цель: Игра обращает
внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг
на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся
местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые
светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом
стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».
Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них,
прикасается к их волосам, советуется с остальными.
Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться
местами по цвету глаз.
«Угадай, кто это»
Цель: Учить мысленно
воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребенка — рассказчика.
Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей:
внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети
угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка —
«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под
песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
«Поводырь»
Цель:
•
Развивать чувство ответственности за другого человека.
•
Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Оборудование.
Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.
Ход игры:
В комнате разложены и расставлены предметы —
«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый
надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться,
например:
«Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».
Затем дети меняются ролями.
«Снежная королева»
Цель: Помочь ребенку
увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры:
Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная
королева».
Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало,
отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и
безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!
Воспитатель говорит, что у этой сказки есть
продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые,
в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.
Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть
внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше
хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец
описания двух-трех детей.
После игры дети пытаются рассказать, какие трудности
они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
Игру можно проводить несколько раз, отмечая при
последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.
«Цветик-семицветик»
Цель:
•
Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо
одного,
более значимого.
•
Поощрять желание заботиться о других.
Оборудование:
Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно,
держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они
объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с
заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их
желания обязательно сбудутся.
Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр
Автор:
Морозова Надежда Михайловна
Рубрика: Социология
Опубликовано
в
Молодой учёный
№2 (397) январь 2022 г.
Дата публикации: 17.01.2022
2022-01-17
Статья просмотрена:
188 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 2 (pdf)
Библиографическое описание:
Морозова, Н. М. Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр / Н. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87805/ (дата обращения: 13.12.2022).
Вдошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в дошкольном возрасте формируют свой жизненный опыт, в этот опыт входят нормы поведения в группе сверстников, способы эффективных выходов из трудных ситуаций, контролирование и решение своих эмоциональных проблем, также выстраиваются границы дозволенного, ребенок всецело познает мир. А в дошкольном возрасте все новое хорошо познается через игру, поэтому в данной статье сделан акцент на социализацию детей дошкольного возраста при помощи игр. Также в статье определена роль дошкольной образовательной организации в эффективности процесса социализации ребенка и важность взаимодействия педагогического коллектива с родителями ребенка.
Ключевые слова:
ребенок дошкольного возраста, социализация, межличностные отношения, игры, дошкольное образование.
В современном социуме, который постоянно развивается и трансформируется, к личным качествам человека предъявляются определенные требования. В этих требованиях можно отметить способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и умение легко адаптироваться к изменениям деятельности и существования. В настоящее время многие люди испытывают трудности в общении с другими людьми. Именно поэтому в современном мире большое внимание уделяют процессу социализации. А умение взаимодействовать, общаться с другими людьми, уважительно относится к людям, к окружающему миру, к самому себе, узнавать правила и нормы поведения в обществе, устанавливать границы дозволенного — все это создается и развивается в период дошкольного возраста, этот период считается наиболее позитивным для социализации.
Понятие «социализация» трактуется как процесс овладения определенной системы знаний, ценностей и норм, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе в качестве полноправного члена общества. В данный момент общество страдает от увеличения количества людей, ведущий образ жизни аморальный, асоциальный. Это подталкивает исследователей на изучения начальной стадии социализации человека, то есть социализацию при помощью семьи.
Межличностные отношения детей и социализация личности — процесс противоречивый и сложный, перед которым стоят многочисленные кризисы и препятствия, а социализация дошкольников является важным этапом для дальнейшего успешного развития ребенка.
Опять же хочется отметить, что дошкольный возраст наиболее оптимальный и значимый период для социализации ребенка. В этом возрасте ребенок активно овладевает навыком речи, приобретает знания о нормах и правилах в обществе и учится им соответствовать, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность и коммуникация, то ребенку будет проще социализироваться при помощи игры и общения.
Во время игровой деятельности у ребенка развивается также: мышление, память, внимание, воля, эмоции, воображение, речь. Развиваются физические и духовные силы ребенка.
Дети очень подражательны и наблюдательны. Поэтому дети часто отражают в игре то, что видят в окружающем мире. Именно по игре можно увидеть, как общество выглядит в глазах детей и как оно влияет, стихийно или осознано, на эту игру.
Если рассматривать технологию игры с эмоциональной точки зрения, то она является феноменальной и не похожа на другие воспитательные технологии. Игра предлагает детям разнообразные развлечения, удовольствие и наряду с этим игра формирует нужные для жизни в обществе образцы нравственного поведения.
Усваивая знания, полученными в процессе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой существует и к культуре мира. Игра дает возможность ребенку освоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Помимо этого в игре происходит активное общение ребенка со сверстниками. Это развивает уровень общения и взаимодействия с другими людьми. Кроме того в игре ребенок учится овладевать новыми для него действиями, учится преодолевать трудности, а все это развивает его волю. Именно в игре ребенок развивает умственную деятельность, так как игра требует решать новые задачи, а также постоянно усложняет эти задачи. Ребенок придерживается правил игры и считается с чужим мнением, он понимает, что его действия должны устраивать всех остальных участников игры.
Так какие же игры встречаются на пути ребенка дошкольного возраста?
Сюжетно- ролевые игры.
Они являются важным средством социально- коммуникативного развития ребенка. Они помогают усвоить правила и нормы поведения в социуме, усвоить определенные социальные навыки и умения. В игре дети примеряют на себе различные ситуации и роли согласно сюжету игры, приобретенные навыки в игре помогут в дальнейшем справится с проблемами в настоящей жизни. Так как в сюжетно-ролевых играх рассматриваются нормы отношений между людьми, то главным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. В этих играх от педагога требуется обучение детей правильному выполнению игровых действий, поощрения детей к самостоятельным распределением ролей. Чтобы у детей сформировался коммуникативный опыт, педагог должен создавать условия для преодоления отрицательных эмоций, а также устранять влияние на игру следующих черт характера: неуверенность, высокое самолюбие, обидчивость, застенчивость и прочих. Также педагог должен ставить перед детьми определенные игровые задачи, которые помогут развить способность ребенка к общению. Так, например, в игре «Моряк» капитаном выбирается застенчивый ребенок, и он учится преодолевать свои трудности в общении.
Но стоит не забывать, что сюжетно-ролевая игра — это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение исполнителей и общение персонажей. В процессе общения персонажей происходит моделирование и разыгрывание ситуаций взрослого мира, отношений, освоение типов поведения. А в моменте общения исполнителей строятся отношения между детьми в коллективе.
Сюжетно-ролевые игры обучают навыку совместной работы, формируют дружный и самостоятельный коллектив.
Дидактическая игра.
Также средство воспитания и обучения, воздействующее на интеллектуальную, эмоциональную сферу детей, формирует способность самостоятельного принятия решения, обучает навыкам кооперации.
В процессе таких игр как «Волшебные слова», «Секрет», решаются задачи нравственного воспитания. Игры такие как «Кубик», «Экран эмоций, Путешествие в мир эмоций», помогают усваивать коммуникативные навыки, налаживать взаимодействие и общение друг с другом.
При игре «Путешествие пешехода» развивается речь, усваиваются правила поведения в обществе.
Хоть дидактические игры и направлены на умственное развитие ребенка, но также нужно помнить, что польза этих игр также зависит и от количества радости ребенка при ее решении.
Все перечисленные игры применяются в детских образовательных организациях, вся работа в детских образовательных организациях регулируется при помощи ФГОС ДО, реализация данного стандарта помогает обеспечить самоценность и уникальность детства как важного периода в развитии и жизни ребенка, который предполагают за собой лично- развивающие и гуманистические характеристики взаимодействия родителей педагогических работников, уважительно относящиеся к личности ребенка, через познавательную, исследовательскую и игровую деятельность. Работа в дошкольных образовательных организациях по социализации ребенка ведется в нескольких направлениях:
— Развитие взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками;
— Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе;
— Развитие уважительного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе, к своей семье;
— Усвоение нравственных и моральных ценностей;
— Развитие позитивного отношения к труду;
— Развитие самостоятельности, а также саморегуляции собственной деятельности.
Стоит отметить, что наилучший результат при работе в перечисленных направлениях достигается за счет совместной работы родителей и педагогических работников, так как именно родители выступают в роли заказчика образовательных услуг и рассматриваются как партнеры детской образовательной организации в реализации образовательной деятельности детей.
Подводя итоги изложенному, хочется отметить, что процесс социализации ребенка дошкольного возраста пройдет более эффективно при учете знаний о возрастных особенностях детей, с учетом влияния современного социума и семьи на данный процесс, а также при успешном взаимодействии между родителями и педагогическими работниками в процессе постижения ребенком окружаемого его мира и постижения себя самого как неотъемлемой части.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов/Г. С. Абрамова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 672 с.
- Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 6.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991.
- Давыдова Е. В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е. В. Давыдова. — Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. — 38с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игра, ребенок, норма поведения, игровая деятельность, общество, окружающий мир, современный социум, социализация детей, социализация ребенка.
Ключевые слова
игры,
социализация,
дошкольное образование,
межличностные отношения,
ребенок дошкольного возраста
ребенок дошкольного возраста, социализация, межличностные отношения, игры, дошкольное образование
Похожие статьи
Социализация детей старшего дошкольного возраста. ..
Библиографическое описание: Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих
Исследование процесса социализации в современных российских условиях показало, что…
Организация работы по
социализации детей в разновозрастной…
Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной
Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Использование
игровых технологий в социализации детей…
Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать следующие виды игр
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой… Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.
Cоциальное развитие
дошкольников | Статья в журнале…
— игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом
В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный
Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе.
Социализация личности дошкольника в процессе двигательной…
Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное
Всем известно, что ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника является игра.
Роль детского сада в процессе
социализации личности
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов.
Социализация детей старшего дошкольного возраста через…
Игровая деятельность — является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста. Это основное средство психического и
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста…
Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в…
Социально-коммуникативное развитие старших
дошкольников…
дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация… Взаимодействие ДОО и семьи в процессе…
Похожие статьи
Социализация детей старшего дошкольного возраста…
Библиографическое описание: Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих
Исследование процесса социализации в современных российских условиях показало, что. ..
Организация работы по
социализации детей в разновозрастной…
Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной
Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников.
Использование
игровых технологий в социализации детей…
Для социализации детей старшего дошкольного возраста мы считаем целесообразным использовать следующие виды игр
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой. .. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.
Cоциальное развитие
дошкольников | Статья в журнале…
— игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом
В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный
Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе.
Социализация личности дошкольника в процессе двигательной…
Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент
Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное
Всем известно, что ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника является игра.
Роль детского сада в процессе
социализации личности
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов.
Социализация детей старшего дошкольного возраста через…
Игровая деятельность — является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста. Это основное средство психического и
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста…
Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в…
Социально-коммуникативное развитие старших
дошкольников…
дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие детей, социально-коммуникативное развитие, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, успешная социализация… Взаимодействие ДОО и семьи в процессе.. .
17+ Простые социальные занятия для малышей и дошкольников
Социальные навыки для дошкольников и малышей имеют решающее значение для их счастья и благополучия. В качестве основных инструментов, которые дети используют для взаимодействия, общения и построения отношений, социальные и эмоциональные навыки также играют важную роль в развитии ребенка. Мы собрали 17+ занятий социально-эмоционального развития для малышей и дошкольников.
Игра и социальное развитие
Существует невероятная связь между игрой и социальным развитием. Как оказалось, для социального и эмоционального развития в раннем детстве важны все виды игр, включая игру с кубиками. Благодаря игре с кубиками дети приобретают навыки не только в социально-эмоциональной, но и в физической, языковой и когнитивной областях развития. Прочтите наш подробный пост о преимуществах блочной игры.
Дети любят играть! Поэтому, что может быть лучше для развития их навыков, чем обеспечить веселые и интерактивные занятия по развитию социальных навыков для дошкольников и малышей. Изучите этот пост на тему «Что такое социальные навыки? И почему социальные навыки важны?» для глубокого погружения в социальное и эмоциональное развитие в раннем детстве.
Как маленькие губки, дети лучше всего учатся на практике. Кроме того, благодаря вовлечению и моделированию вы демонстрируете социально приемлемое поведение. Детям нужно свободное время, чтобы играть и развивать свое воображение и творческие способности. Быть гибким. Начните с плана, но пусть ваши дети прокладывают путь. Пусть они фантазируют!
Поначалу будь проще. По мере развития их навыков вы можете добавлять более сложные действия. Например, добавление изюминки в классическую игру вроде Simon Says. Превратите рутинную игру в увлекательный и интерактивный процесс!
Давайте рассмотрим несколько простых социально-эмоциональных занятий для малышей и дошкольников, которые вы можете включить в повседневную игру вашего ребенка.
Идеи для занятий по развитию социальных навыков для дошкольников и малышей
Использование наглядных материалов
- Плакаты
- Карты
Читать книги
Прочитать что-нибудь из этого по правилам хорошего тона:
- Спасибо и спокойной ночи Джон Гордон
- Книга Ричарда Скарри «Пожалуйста и спасибо» Ричарда Скарри
- Поступай с выдрами: книга о манерах Лори Келлер
- Мой рот — вулкан! Джулия Кук
- Пингвин говорит «пожалуйста» Майкл Даль
Пойте песни
Песни творят чудеса с детьми. Они любят петь и гораздо лучше запоминают вещи, когда их накладывают на музыку. Это также работает как веселое и нежное напоминание; когда ваш ребенок начнет дурные манеры, вы можете начать петь песенку.
Попробуйте одну из этих песен о хороших манерах из The Child Care Lounge .
- Манеры (Мелодия: Я маленький чайник)
- Когда разговариваешь с другом (Мелодия: Если ты счастлив и знаешь это)
- Хорошие манеры (Мелодия: Twinkle, Twinkle Little Star)
Или этот от Let’s Play Music .
Наконец, попробуйте классический вариант, например: « Y наше счастье, и вы это знаете»
Игра в игры
Совместная игра в настольные, карточные или подвижные игры побуждает следовать указаниям и по очереди. Дети должны научиться играть честно по правилам. Кроме того, он дает возможность относиться к победам и поражениям как к «хорошему спорту». Потренируйтесь по очереди с вашим ребенком, говоря «моя очередь» и «твоя очередь». Самое главное, сосредоточьтесь на том, чтобы получать удовольствие от совместной игры.
Ролевая игра
Составьте список того, что нужно сказать, а затем «ролевая игра». Например,
- Как представиться , т. е. «Привет, меня зовут…»
- Как присоединиться к игре с другими , т. е. «Можно мне тоже поиграть?»
- Как красиво договориться с другими , т. е. Нет, спасибо, синюю машину не хочу. Можно мне красный грузовик, пожалуйста?»
Социальные и эмоциональные навыки обучения
Мы рассмотрим навыки общения и некоторые мероприятия по социально-эмоциональному развитию для малышей и дошкольников, чтобы построить эффективное общение.
Общение
Эффективное общение — один из важнейших навыков в жизни. Дети должны уметь понимать и выражать свои эмоции, а также распознавать чувства других. Потребность в позитивном взаимодействии и связях с другими жизненно важна для нашего благополучия. Ниже приведены лишь некоторые из навыков, используемых в позитивном общении:
- Активное прослушивание
- Следуя указаниям
- Зрительный контакт
- Хорошие манеры
- Наличие чувства юмора
- Не говорить слишком громко
- Говорить ясно
- Говорить правду
- Использование добрых слов
Активное слушание
Хорошие навыки слушания требуют, чтобы дети были активными слушателями. Они должны слышать и понимать, что говорят другие. В качестве основы для эффективного общения активный слушатель – это навык, необходимый для здоровых отношений на протяжении всей жизни. Эпиктет, греческий философ, сказал: «У нас два уха и один рот, так что мы можем слушать в два раза больше, чем говорить». Какие мудрые слова!
Главное в игре — практика! Попробуйте прочитать книгу, регулярно останавливаясь, чтобы попросить ребенка пересказать историю. Например, спросите их: «Что происходило в этой истории?» Поощряйте их продолжать слушать, пока вы читаете.
«Любовь начинается с прослушивания.» — Мистер Роджерс
Следование указаниям
Следование указаниям и слушание — два навыка, которые тесно взаимодействуют друг с другом. Часто детям трудно следовать указаниям, если они не используют свои навыки слушания.
Маленькие дети могут отвлечься или забыть, о чем вы их просили. Используйте это время как возможность попрактиковаться в своих навыках. Например, регулярно практикуйтесь с простыми просьбами вроде «Пожалуйста, передайте мне масло», а затем сразу же хвалите за выполнение указаний.
Кроме того, с маленькими детьми нужно давать только одно направление за раз. Вместо того, чтобы говорить: «Наденьте рубашку, вымойте руки и идите к обеденному столу», сделайте паузу, пока они не наденут рубашку, прежде чем вы предложите следующую просьбу.
Более того, то, как вы определяете направление, имеет значение. Вы хотите, чтобы это не формулировалось как вопрос. Это говорит о том, что у вашего ребенка есть выбор, и он может сказать «нет». Вместо этого попросите их повторить то, что вы сказали после того, как вы дали свое направление, дополнительно укрепляя их навыки слушания.
Важно хвалить ребенка, когда вы видите, что он следует указаниям. Скажите что-то вроде: «Спасибо, что убрали кубики в первый раз».
Зрительный контакт
Некоторые дети могут быть застенчивыми и с трудом смотрят на человека, когда разговаривают с ним. Тем не менее, установление зрительного контакта необходимо для эффективного общения, и детям необходимо практиковаться. Подчеркните важность зрительного контакта и смоделируйте поведение.
Если вашему ребенку трудно не смотреть вверх, мягко напомните ему, спросив: «Куда направляются ваши глаза, когда кто-то с вами разговаривает? Вы хотите быть добрым и позитивным, а застенчивые дети часто могут испытывать беспокойство.0003
Сначала потренируйтесь смотреть вам в глаза в безопасной и любящей обстановке. Попросите ребенка рассказать историю, пока вы играете с игрушкой, закрываете глаза или смотрите вокруг, но НЕ на себя. Затем попросите их рассказать другую историю; на этот раз установите зрительный контакт, пока они говорят. После этого поговорите о том, как они себя чувствовали в каждом случае.
Хорошие манеры
Хорошие манеры — это больше, чем просто повторять «Пожалуйста» и «Спасибо». Речь идет о том, чтобы быть вежливым и учтивым, например, не перебивать и не говорить с набитым ртом. общение дома или на публике также требует уважения. Приветствие таких людей, как семья, друзья или посетители, с помощью приветствия или приветствия заставляет их чувствовать себя желанными и ценными. Давайте не будем забывать о важности фразы «Извините». «и Извините меня.»
Мы понимаем, что обучение хорошим манерам может показаться бесконечной битвой. Однако, когда ваш ребенок вежлив и учтив, это вызывает у других желание находиться рядом с ним. Кроме того, они с большей вероятностью будут приглашены в гости, если будут вести себя уважительно, любезно и хорошо себя вести.
Как-то перед поездкой во Францию нам напомнили, что в других странах американцев часто считают грубыми. Мы можем быть громкими на публике, но больше всего меня поразило то, что мы забываем сказать «Привет», прежде чем попросить помощи или направления. Что за концепция, простое приветствие «Привет. Как дела?» Прежде чем спросить: «Где я могу найти хлеб», нужно пройти долгий путь.
Итак, мы проверили его, пока были там, и какой положительный отклик и опыт мы получили. Мы также начали практиковать это дома и ВАУ! какая разница. Такое маленькое усилие с огромным эффектом.
Нам, взрослым, было легко, но как научить детей хорошим манерам? Моделируйте их! Всегда говорите «Пожалуйста» и «Спасибо» своим детям, а также другим людям. Делайте мягкие напоминания и хвалите их, когда они не забывают быть вежливыми.
Еще лучше попрактикуйтесь в этих веселых социально-эмоциональных занятиях для дошкольников и малышей, представленных ниже.
Занятия по эмоциональному и социальному развитию для малышей
Занятия по социальным навыкам для малышей обычно довольно просты. Как правило, до трех лет малыши редко играют вместе, вместо этого они играют вместе, наслаждаясь обществом друг друга. Они только начинают участвовать в ролевых играх и любят подражать друзьям и взрослым. Вы видите рост их независимости, но у них все еще может быть некоторая тревога разлуки. Для успешного взаимодействия помните об этих общих рекомендациях при планировании социально-эмоциональной обучающей деятельности для малышей.
Руки не для того, чтобы бить
Не бить, жизненно важный навык, особенно для малышей. Вы можете создать песню о том, для чего нужны руки, включая движения рук. Добавьте такие вещи, как «Руки» для махания руками, аплодисментов, рисования, объятий и т. д. Ищите больше идей в книге « Руки не для ударов» Мартины Агасси, доктора философии.
Красный свет, зеленый свет Для малышей
Классика детства требует умения слушать и следовать указаниям. Для малышей вы можете использовать знаки, чтобы помочь им понять направления на начальном этапе. Например, вы можете сделать круглый желтый «огонек» с изображением хлопающих в ладоши в качестве визуальной подсказки. По мере того, как они становятся более опытными, вы можете удалять знаки один за другим и позволять им играть, только слушая.
В игре один малыш будет «светофором», а остальные — велосипедами или машинами. Пусть решают дети. Далее «стоп-сигнал» говорит «зеленый свет», и все байки бегут на свет. Когда загорается красный свет, все должны остановиться. Если они не могут остановиться, они возвращаются к началу и начинают сначала. Тот, кто первым дойдет до «света», побеждает и становится следующим «светофором».
Follow My Clap
Эта игра может расширяться по мере роста вашего ребенка. Для малыша начните с простого хлопка, попросите его послушать, а затем скопируйте ритм. По мере того, как ребенок становится старше и более опытным, вы можете добавлять другие движения руками, например, хлопать его по коленям для более сложных моделей.
Следуй за лидером
Еще одна классическая игра, подходящая для всех возрастов и желающих научиться следовать указаниям. Выберите одного человека в качестве лидера. С детьми младшего возраста из-за языкового барьера лучше всего вначале быть лидером или просто использовать физические сигналы. Попросите ведущего «выкрикивать» или «разыгрывать» движения, которым дети должны точно следовать.
Simon Says
Это не только одна из лучших игр для обучения навыкам слушания и следования указаниям, но и развлечение для всех возрастов. Вы знаете, как это происходит, верно? Кто-то становится «Саймоном» и дает указания другим игрокам. Пусть ваш ребенок использует свое воображение и творчество; они также могут быть «Человеком-пауком» или «Бэтменом». Как насчет «Анна» или «Эльза»? Может быть, они хотят одеться и войти в роль.
Затем они должны слушать, чтобы увидеть, должны ли они следовать инструкции. Например, когда «Саймон говорит…» перед указанием, ребенок следует указанию. Однако если они дают указание, не сказав сначала «Саймон говорит…», то ребенок не следует указанию. Если вы это сделаете, то вы вышли!
Не забывайте, что инструкции должны соответствовать возрасту. Начните медленно и убедитесь, что они понимают инструкции. Детям помладше можно давать визуальные подсказки. Например, если вы говорите «повернуться», то физически повернитесь.
Громко или тихо?
Вот еще одна простая игра для развития навыков слушания вашего ребенка. Это требует от них концентрации внимания и понимания громких и тихих звуков. Это полезно в будущем, когда вы просите их использовать «мягкие голоса». Начните с того, что издавайте громкие или тихие звуки различными предметами, например, громко стучите двумя блоками друг о друга. Затем спросите ребенка, был ли звук громким или тихим?
В другой версии вы можете заставить всех детей шуметь, например, топать ногами. Сначала пусть делают это громко, а потом ведущий говорит «тихо», и они тихо топают.
Социально-эмоциональная деятельность для дошкольников
По мере развития навыков ваших дошкольников их социальные и эмоциональные навыки обучения будут становиться все более сложными. На этом этапе им нравится играть с другими детьми, а не в одиночку. Они более изобретательны и любят притворяться, так что сейчас самое время добавить нарядную одежду и реквизит для более творческой игры. Кроме того, они хотят попробовать что-то новое, поэтому будьте изобретательны и используйте свое воображение при планировании социально-эмоциональной учебной деятельности для дошкольников.
Какой звук?
Может быть очень весело наблюдать за тем, как дети выражают разные звуки. Сначала посадите детей спиной к спине. Попросите их по одному издать звук (например, звук животного) и посмотрите, сможет ли другой человек угадать звук. Затем переключитесь.
Follow The Rhythm
Создайте звуковой узор, используя музыкальные инструменты, такие как барабаны или даже кастрюли и сковородки с деревянными ложками. Например, вы ударяете в барабан три раза. Затем попросите ребенка повторить то, что вы сделали. По мере того, как ребенок совершенствует свое мастерство, вы можете усложнять ритмические рисунки.
Упражнение на аудирование с кубиками
Это простое и веселое задание для одного или нескольких дошкольников, чтобы закрепить активное слушание. Начните с большого контейнера с магнитными плитками разных цветов. Попросите первого ребенка добавить «синий кубик к башне». Затем попросите второго ребенка «добавить в башню два зеленых кубика». Продолжайте, пока не закончатся блоки. Если кажется, что дети хорошо слушают, вы можете увеличить сложность, добавив более сложные инструкции. Например, «добавьте один красный блок, один синий блок и два зеленых блока».
Полоса препятствий
Дети обожают их! Дети не только укрепляют свои навыки слушания и следования указаниям, но и развивают крупную моторику! Важно начать с малого. В зависимости от возраста и способностей вашего ребенка, начните с 3-5 препятствий или заданий.
Вот несколько способов сосредоточиться на навыках слушания и следования указаниям.
- Дайте им точные указания, как пройти полосу препятствий. Например, если вы используете гигантские строительные блоки, скажите им, следует ли их перевернуть, обойти или сбить.
- Попробуйте включить станцию, где они должны останавливаться и слушать указания, такие как «Саймон говорит…». После выполнения задачи они могут продолжить.
- Как насчет включения станции магнитных блоков, где они должны построить пирамиду.
Игры для развития социальных и эмоциональных навыков
Игры дают множество преимуществ. Они поощряют раннее обучение, внимание и улучшают языковое развитие. Они дают возможность общаться, отходить от наших экранов и учат ценить командную работу. Самое главное, они сосредоточены на том, чтобы получать удовольствие.
Красный свет, зеленый свет для дошкольников
Классическая детская игра для дошкольников с изюминкой. Как только ваш ребенок поймет, что красный цвет означает «стоп», а зеленый — «идти», вы можете усложнить задание, добавив дополнительные «светлые» цвета. Например, «желтый свет» для аплодисментов, «синий свет» для поворота и «оранжевый свет» для прыжков на месте.
Или поменяйте местами цвета: «красный свет» означает «идти» и «зеленый свет» означает «стоп». Эти простые вариации заставляют их слушать более внимательно.
Мать Можно мне?
Еще одна классика детства, требующая следования инструкциям. Один ребенок является «матерью» и стоит далеко, лицом к линии детей. Затем «Мать» выбирает одного ребенка за раз и дает им направление. Как правило, эти указания следуют стандарту, например: «Люк может сделать три гигантских шага вперед» или «Ханна, ты можешь сделать четыре маленьких шага вперед». Затем ребенок спрашивает: «Мать, можно мне?» и «мать» отвечает да или нет. Если ребенок забывает ответить: «Мама, можно я?» то они должны вернуться к началу. Выигрывает тот, кто первым доберется до «мамы».
Саймон говорит (попробуйте вариант «Слушайте то, что я говорю, а не то, что я делаю»)
Вы ведь знаете, как это бывает? Кто-то становится «Саймоном» и дает указания другим игрокам. Для дошкольников вы можете добавить сложности, предоставив более чем одношаговые инструкции. Например, попробуйте «подпрыгнуть два раза, хлопнуть в ладоши и развернуться».
Помните, что если они дают инструкцию, не сказав сначала «Саймон говорит…», то ребенок не следует указаниям. Если они это сделают, то они вне!
Вот интересный вариант игры для старших дошкольников. Эта версия «Слушайте то, что я говорю, а не то, что я делаю» требует, чтобы дети сосредоточили внимание на слушании, и НЕ использует визуальные подсказки. Например, «Саймон говорит…,: «беги на месте», но он прыгает на месте. Тогда правильное действие — «бежать на месте».
Вот несколько забавных команд, чтобы начать игру. «Саймон говорит…»
- Играть на воображаемой гитаре
- Переваливайся, как пингвин
- Веди себя как обезьяна
- Лай по-собачьи
- Мяу как кошка
- Начать петь
- Начать танцевать
- Плачь как младенец
- Притворись, что карабкаешься по лестнице
- Идти назад
Построй! (разновидность игры «Учитель говорит»)
В этой версии вы играете с кубиками.
- Соберите кучу деревянных строительных блоков в качестве реквизита и разместите их посреди комнаты.
- Выберите одного ребенка в качестве «строителя» и объясните игру.
- Далее, вы являетесь «подрядчиком» по моделированию игры. Продолжайте в этом режиме, пока дети полностью не поймут, как играть в игру. Тогда один из детей может быть «подрядчиком».
- Наконец, дайте «строителю» набор из 2-4 указаний, например, «выстроить два деревянных квадратных блока, добавить один прямоугольный блок сверху и один треугольный блок сверху». Во время игры продемонстрируйте полезные методы слушания, такие как зрительный контакт с говорящим, повторение указаний, ожидание всех инструкций перед началом и создание мысленной картины.
Игра «Пожалуйста» и «Спасибо»
В этой игре можно потренироваться в правилах поведения за столом перед особым ужином, например, на Рождество или День Благодарения. Создавайте воображаемые блюда для еды. Предложите детям нарисовать на тарелках различные блюда, например картофельное пюре, брокколи или пирог. Кроме того, вы можете просто вырезать их из журналов или распечатать из Интернета. Затем приклейте картинки к бумажным тарелкам для прохождения.
Вот как играть:
- Начните с первого «блюда».
- Пусть ребенок назовет еду. Спросите, нравится ли им это?
- Если им не понравится, пусть скажут: «Нет, спасибо». Если они это сделают, «Да, пожалуйста!»
- После этого они передают тарелку следующему ребенку, спрашивая: «Хочешь ________?
- Затем ребенок может ответить «Нет, спасибо» или «Да, пожалуйста».
- Продолжайте, пока не пройдете все «тарелки».
Музыкальная и танцевальная деятельность
Танцы и музыка не только развлекают малышей и дошкольников, но и приносят пользу! Музыка культивирует общение и позволяет детям выражать себя. Кроме того, это способствует воображению и творчеству.
Давай устроим танцевальную вечеринку!
Этот начинается с музыки. Далее «ведущим танца» может быть взрослый или ребенок. «Лидер» начинает танцевать, и все должны точно следовать движениям. Сделайте это весело и глупо! Примерно через 30 секунд, но не более минуты, «ведущий» называет имя другого ребенка, и они становятся следующим «ведущим танца». Продолжайте меняться местами, пока у всех не будет шанса стать «ведущим танца». Остерегайтесь, если вас поймают, что вы не делаете движения точно, вам придется сесть.
Freeze Dance
Дети больше всего на свете любят музыку и танцы! Это просто и весело. Включите музыку, и дети начинают танцевать, как только музыка останавливается, они «замирают». Вы также можете добавить некоторые вариации, например, заставить их танцевать в такт музыке, например, медленно танцевать под медленную музыку и быстро танцевать под быструю музыку. Или наоборот, танцуя медленно под быструю музыку и быстро под медленную музыку.
Простые социальные занятия для малышей и дошкольников – это увлекательный способ помочь детям научиться слушать, следовать указаниям и вести себя прилично. Чтобы узнать больше о развивающих занятиях, ознакомьтесь с нашей публикацией «Простые задания для малышей и дошкольников».
Загляните в ближайшее время, чтобы узнать о предстоящей публикации о более социально-эмоциональных занятиях для дошкольников и малышей, посвященных изучению их чувств, сотрудничеству и тому, как заводить друзей и сохранять их. А пока мы надеемся, что вам понравится проводить время вместе, играя и тренируясь.
13 Занятий по развитию социальных навыков для дошкольников + вехи
Поделиться
Электронная почта
Основа социального поведения человека закладывается в ранние годы, что делает дошкольный период важным периодом для обучения ваших детей социальным навыкам.
В этой статье я кратко объясню:
- почему социальные навыки важны
- пример социальных навыков для дошкольников
- стадии общественного развития
- социальных вех к
- 13 занятий по социальным навыкам для детей
годам
Развитие социальных навыков у дошкольников жизненно важно для того, чтобы они могли успешно взаимодействовать с другими людьми и формировать здоровые отношения на протяжении всей жизни.
По мере взросления дети узнают о социальных ролях, ценностях и поведении в окружающем мире.
Родители, братья и сестры, расширенная семья, сверстники и учителя – все они играют определенную роль в формировании у детей социальных навыков.
Здоровое общение включает в себя три основные вещи – щедрость , готовность помочь и чередование .
Щедрость
Щедрость заключается в том, чтобы делиться с семьей и друзьями. Дети также должны научиться уважать права и собственность других.
Полезность
Умение быть дружелюбным, внимательным и полезным должно быть сбалансировано с тем, чтобы не быть чрезмерно покорным и не сдерживать развитие собственной личности.
Работать по очереди
Это один из самых важных навыков, которому нужно научиться. Это основа вежливости и внимательности, и она актуальна почти на каждом уровне жизни.
Дети должны позволять другим делать свою очередь, но также иметь уверенность в себе, чтобы настаивать на своей очереди, не пытаясь доминировать в деятельности и разговорах. Важен пример, который подают родители.
Социальное и эмоциональное развитие ребенка является важным аспектом его роста, так же как интеллектуальное или физическое развитие , которому мы склонны уделять больше внимания.
Детям необходимо создать набор из просоциальных навыков, чтобы ориентироваться в общении с другими людьми и построении отношений.
Вот несколько примеров социальных навыков, которыми поделилась Марике де Витт в своей книге «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива».
Эти социальные навыки, а также
- Сотрудничество
- Быть полезным
- Компрометация
- Давать
- Совместное использование
- По очереди
- Переговоры
- Выражение сочувствия
- Наличие сочувствия
- Подражание
- Защита
- Взять на себя ответственность
- Уважение взглядов других
- Показ вложения
Антиобщественное поведение мешает детям эффективно общаться. Вот несколько примеров:
- Эгоизм
- Ложь
- Агрессия
- Эгоцентризм
- Присвоение чужого имущества
- Начальство
- Разрушительность
- Предубеждение
Чтобы помочь детям развить социальные навыки, необходимо сначала понять социальные этапы и вехи, через которые они пройдут, чтобы вы могли поддержать их на этапе зрелости.
Например, не нужно беспокоиться о том, что ваш 2-летний ребенок не будет делиться своими игрушками, это нормально в его возрасте. Он еще недостаточно созрел, чтобы понять концепцию обмена.
Де Витт делит социальное развитие на три основных этапа: периоды младенчества , детства и юности.
Период младенчества
Этот этап начинается с рождения и заканчивается первыми признаками речи . На этом этапе младенцы учатся различать свое тело и окружающую среду.
Социальное развитие находится под сильным влиянием отношений между матерью и ребенком, потому что то, как мать заботится о своем ребенке, либо передает нежность или тревога .
Детский период
Детский период начинается, когда ребенок использует четкую речь , и продолжается до тех пор, пока не возникнет потребность в товарищах по играм того же возраста .
Следуя примеру родителей, ребенок начинает классифицировать свое поведение как хорошее или плохое. Он также понимает разницу между врагами и друзьями.
На этом этапе дети овладевают языком , а также культурные обычаи , такие как гигиена, туалет или прием пищи.
Юношеский период
Этот период начинается, когда дети предпочитают играть с другими ровесниками . Изучаются более сложные навыки межличностного поведения , такие как сотрудничество, конкуренция и компромисс.
Вот таблица общих вех, которые происходят в разном возрасте по мере взросления ребенка. Это краткое изложение вех в книге «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива».
12 месяцев
- Проявляет привязанность к людям, которых она знает
- Любит быть рядом с любимыми – всегда слышать или видеть их
- Передает предмет или игрушку взрослому по просьбе, а иногда даже спонтанно
- Волны на прощание
- Начинает играть в такие игры, как прятки
18 месяцев
- Весело играет один, но любит быть рядом со знакомым взрослым или старшим братом или сестрой
- Любит других детей, но не играет с ними
- Демонстрирует привязанность к членам семьи, домашним животным и куклам
- Начинает подражать людям
- Повторяет действия и выражения, получившие положительную реакцию
2 года
- Любит людей, но по-прежнему эгоцентричен
- Следит за воспитателями по дому и требует постоянного внимания
- Имитирует домашнюю деятельность
- Может по очереди, но с трудом делится игрушками или вниманием взрослых
- Устраивает истерики, чтобы быть понятым
- С удовольствием играет рядом с другими детьми, но еще не с ними (параллельная игра)
- Иногда бьет или кусает детей, чтобы вызвать реакцию
- Возможна ролевая игра, например. уложить куклу спать или помыть посуду
3 года
- Начинает вести себя бескорыстно
- Проявляет привязанность к младшим братьям и сестрам
- Любит помогать по дому, например, делать покупки или убираться
- Начинает делиться с другими
- Любит играть в одиночку и с другими детьми
- Начинает отдавать предпочтение определенным друзьям
- Начинает проявлять сочувствие, когда кто-то расстроен
- Участвует в притворных играх с куклами и игрушками и любит притворяться кем-то другим
- Все еще видит большинство вещей со своей точки зрения
- Говорит о себе, семье и имуществе
- Проявляет сочувствие к персонажам историй
- Могу подождать, пока вы закончите, прежде чем говорить
- Иногда имеет воображаемого друга
4 года
- Очень любит компанию друзей и может играть в компании
- Часто имеет лучшего друга
- Волевой
- Начинает формироваться чувство юмора
- Понимает чередоваться и делиться
- Проявляет заботу и сочувствие к младшим братьям, сестрам и друзьям
- Участвует в драматической притворной игре
- Становится конкурентоспособным
- Развитие социальных навыков, таких как – высказывание пожалуйста и спасибо (если научили), приветствуя людей, разговаривая с ними и проявляя уважение к другим в доме
5 лет
- Ведет себя более сдержанно и разумно
- Сотрудничает с компаньонами и понимает необходимость правил и честной игры
- Обладает определенным чувством юмора
- Проявляет нежность по отношению к детям младшего возраста и домашним животным и защищает их
- Любит соревновательные игры
- Любит фэнтезийные игры
- Выбирает себе друзей (обычно того же пола)
- Начинает понимать ценность компромисса и переговоров
Как видите, очень маленьким детям делиться — это борьба. Совет обычно состоит в том, чтобы отвлекать и перенаправлять внимание при работе с малышами [источник].
Самым важным занятием, которым ваши дети могут заниматься для развития своих социальных навыков, является игра.
Когда дети дошкольного возраста играют вместе, они вместе учатся.
Вот несколько причин, по которым игра важна для социального развития вашего ребенка.
- Учит сотрудничеству и как делать хода
- Дети могут попробовать разные роли и личности
- Игра учит детей вербализовать свои потребности
- Дети учатся вести и следовать
- Предоставляет широкую базу для использования социальных языковых навыков
- Дети учатся уважать права других и имущество
- Они развивают осознание себя как члена группы
- Через игру они понимают свою культуру и ценности
- Они узнают о правилах общества и о групповой ответственности
- Игра развивает позитивный образ самого себя и самооценку
- Учит участвовать в группе
- Способствует гендерно-ролевой идентификации
- У детей развиваются общие цели и интересы , когда они играют вместе
- Они учатся видеть чужие точки зрения
- Дети испытывают восторг при игре
Если вам интересно, какие занятия будут наиболее эффективны для развития у ребенка позитивных социальных навыков, ответ таков: вам не нужен список конкретных занятий, чтобы «научить» их социализации.
Скорее, речь идет о том, чтобы дать им достаточно возможностей играть и взаимодействовать, а также поощрять определенные виды игр и занятий, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество.
Вы можете обсуждать или играть в игры на социальные навыки на такие темы, как чувства и как справляться с конфликтами , но только переживая эти чувства и конфликты, ваши дети действительно усвоят эти уроки и поймут эти понятия в осмысленно.
Вот несколько простых занятий по социальному развитию для детей 3–5 лет.
1.
Playdates
Пригласите друзей на playdate и берите своих детей играть с друзьями как можно чаще. Игра с братьями и сестрами также является хорошим взаимодействием.
Чем больше у вашего ребенка возможностей общаться с другими, тем больше он будет практиковаться в общении.
Не оставляйте маленького ребенка наедине с другом, если он еще не чувствует себя комфортно. Дайте ему время, чтобы завоевать доверие.
2.
Групповые игры
Играйте в групповые игры , которые требуют чередования и соблюдения правил.
Со временем дети узнают, что общение — это весело, и что для того, чтобы игра работала, они должны учитывать друг друга и быть активными участниками.
Кроме того, поощряйте музыкальные игры , такие как музыкальные стулья, в которых есть правила, которым нужно следовать, и дети должны соревноваться, но при этом учитывать друг друга и иногда чувствовать себя комфортно, проиграв (например, если ваш друг сядет на стул раньше вас).
Для понимания требуется зрелость.
3.
Настольные игры
Настольные игры — отличное занятие для детей старшего дошкольного возраста. В них должно быть несколько игроков (даже если вы начинаете с 2), правила и цель (например, в Змеи и лестницы цель состоит в том, чтобы добраться до конца первым).
Ребенку может быть сложной задачей научиться следовать правилам и сохранять положительный настрой в игре, соревнуясь с друзьями или членами семьи.
Дети младшего возраста могут начать с простых карточных игр или очень простых настольных игр.
4.
Игра-фантазия
Игра-фантазия, или игра-переодевание, является важной частью обучения общению. Во время такого рода игр дети осмысливают свой мир и окружающих их людей, разыгрывая ролевые игры.
Так они «тренируются» быть взрослыми, ведя себя и взаимодействуя как взрослые. Они также действуют в соответствии со своими собственными социальными обычаями и нормами.
Фэнтезийная игра — это отличная социальная обучающая деятельность для детей, играющих с одним или несколькими друзьями, а также для маленьких детей, играющих в одиночку.
Несмотря на то, что ребенок один, игра заключается в том, чтобы притвориться, что он взаимодействует с другими, что является отличным способом безопасно отыграть взаимодействие.
Предоставьте возможности дома, разместив в комнате вашего ребенка секцию переодевания. Предоставьте различную тематическую одежду и реквизит и часто меняйте их, чтобы поощрять новые идеи.
5.
Кубики
Когда дети вместе играют с кубиками , сначала они играют вместе, строя свои собственные конструкции.
Со временем и зрелостью они начинают делить блоки, интересоваться структурами друг друга и, наконец, что-то вместе строят.
Это одно из тех занятий, где вы ясно увидите эту прогрессию.
К тому времени, когда дети строят вместе, они учатся делиться, прислушиваться к идеям друг друга, решать проблемы , организовывать, делиться мнениями, вести переговоры, идти на компромисс и работать для достижения общей цели.
6.
Сенсорная игра
Сенсорная игра — это веселое занятие, которым дети любят заниматься вместе. Играют ли они с водой , грязью или песком, есть много обмена, переговоров и сотрудничества. Это также часто приводит к игре фантазии.
7.
Творческая игра
Когда дети участвуют в творческих занятиях, таких как рисование, раскрашивание, вырезание, склеивание или лепка пластилина, они часто одновременно увлечены разговором.
Эти занятия обычно происходят за столом, где дети спокойно сидят и полностью заняты своими товарищами по играм.
Одна из самых интригующих и сложных встреч, которые я когда-либо видел, происходила за художественным столом.
8.
Чтение
Чтение ребенку — мое самое любимое занятие, которое дает массу преимуществ. Истории все о людях и животных и их отношениях и взаимодействии.
Читайте своему ребенку ежедневно , и он будет постоянно слушать, как персонажи общаются, решают проблемы, проявляют эмоции и вообще взаимодействуют.
Возможно, вам будет трудно объяснить маленькому ребенку, например, что такое эмпатия, но вы, безусловно, можете научить этому рассказу и позволить ребенку испытать эту черту самостоятельно, слушая.
9.
Дискуссии
Наряду с чтением дискуссии являются еще одним способом научить ваших детей социальным навыкам.
Используйте любую возможность, чтобы обсудить, что чувствуют ваши дети, поговорить об их дружбе и даже обсудить персонажей рассказов и то, как они справляются с определенными ситуациями.
Когда у ваших детей возникает конфликт с другом, обсуждение возможных решений или того, как они могут справиться с этим, является гораздо более образовательным опытом, чем немедленное вмешательство.
1 0. Манеры
По моему опыту преподавания в классе, дети, у которых были прекрасные манеры, учились дома еще в раннем возрасте. Те, кого не учили, редко спонтанно говорили , пожалуйста, или , спасибо, , без постоянных подсказок и напоминаний.
Слишком поздно учить 3-4-летнего ребенка манерам и вежливости. Начните как можно раньше.
11.
Свободная игра
Лучшее общение и обучение происходят естественным образом, когда дети свободно играют друг с другом.
Вы можете представлять и поощрять определенные виды деятельности, такие как художественный проект, но знайте, что любое время, проведенное за игрой с другими людьми, — это время, когда они приобретают ценные социальные навыки.
Старайтесь не позволять экранному времени или слишком большому количеству запланированных занятий мешать реальной игре и общению.
…и не забывайте об этих двух важных моментах:
12.
Постройте здоровые отношения со своим ребенком
Основные отношения ребенка – с его родителями – являются основой для всего будущего общения.
Отношения должны быть теплыми и близкими. Ваш ребенок должен чувствовать любовь, безопасность, принятие, доверие и чувство собственного достоинства.
13.
Образец позитивного поведения
Дети узнают о социально приемлемом поведении, наблюдая за своими родителями. Они узнают больше, наблюдая за вами, чем слушая вас.
Надеюсь, вам понравились эти идеи и упражнения для развития социальных навыков у дошкольников.