Год и три месяца: нормы развития для 15 месяцев
о развитии и воспитани на примере
Содержание
- Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам
- Изменения в общей комнате
- Зона для игр
- Уголок для чтения
- Наборы для творчества
- Место для сна
- Уход за собой
- Кухня и домашние дела
- Взаимоотношения с ребёнком
- Результаты к концу курса
Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам
Меня зовут Виктория, мы с сыном Артёмом живём в Воронеже. Когда родился мой мальчик, я решила, что он будет расти любимым и счастливым, а не удобным. Поэтому старалась не препятствовать его развитию: сын вдоволь наползался, брал любые предметы для изучения, пил воду из кружки и не боялся облиться, долго и неопрятно ел ложкой и валялся в песочнице, засунув руки в песок по самые плечи.
Мне казалось, что я всё правильно делаю. Но в какой-то момент расплата за эту вседозволенность оказалась слишком большой — меня ожидал полный хаос из игрушек, одежды, обуви, кастрюль, картошки, пролитой воды, утопленных комнатных тапочек и ещё много чего.
Чтобы исправить эти перекосы, я решила пройти обучение на онлайн-курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».
С методикой Монтессори я была знакома давно, но поверхностно. Наблюдала результаты подхода у детей своих друзей, читала статьи и отзывы выпускниц курса. Как могла, двигалась в этом направлении:
- приобрела башню помощника, чтобы сын мог стоять рядом и участвовать в готовке;
- спрятала большую часть игрушек, чтобы облегчить ему выбор и уборку;
- дала губку для уборки его столика;
- убрала из доступа воду там, где нельзя;
- дала возможность подольше сидеть и играть в воде вечером.
В самом начале обучения на курсе я была перфекционисткой и максималисткой. Мне хотелось сделать всё красиво, и чтобы сразу работало. Из-за этого я постоянно была в напряжении, а ребёнок не принимал изменений. Но с помощью экспертов курса я быстро это поняла, и уже не тратила время на закупку всего необходимого, а воплощала идеи с тем, что есть. Создать лучшие условия для своего малыша действительно можно без особых затрат.
В нашем случае стояла задача создать развивающее пространство ребёнку 1 года 3 месяцев на 33 кв. метрах, и чтобы оно было удобным и для сына, и для меня. Ниже поделюсь, что у нас получилось и не получилось.
Это мы с сыном
Изменения в общей комнате
Моё решение «есть слона по кусочкам» оказалось правильным: я вводила нововведения постепенно и в зависимости от реакции сына вносила изменения. Это ещё один плюс курса: я научилась наблюдать за своим ребёнком и создавать условия именно для него, с учётом его потребностей. Возможно, поэтому мало что получалось раньше — когда я пыталась повторить чужой опыт по картинкам в интернете. Каждому ребёнку нужен свой подход.
Зона для игр
Так выглядел игровой уголок Тёмы до нововведений.
После первого модуля я поняла, что часто сама перегружала сына. Например, Артём брал мячик и играл с ним: носил, катал, бросал, снова брал и нёс. Видя такую заинтересованность мячиком, я подсовывала ему ещё три мяча (а у человека руки-то две всего)! И на этом идиллия с мячом заканчивалась, начинался бардак из разбросанных мячей, добавлялись другие игрушки, сын терял интерес к игре. И я уже не говорю об игрушках, которые купила просто потому, что увидела в каком-то списке.
Первым делом я разделила игрушки на полезные и вредные. Полезные разложила по коробкам в соответствии с возрастом и интересами сына, вторые убрала совсем, чтобы пока просто не мешали.
Оставила в доступе Артёма пять полезных игрушек, заказала для них удобный стеллаж. Но так как малышу важнее своевременность, нежели идеальность, то временно сделала стеллаж из коврика-пазла. Только сыну эта новая «игрушка» зашла больше всех — он то и дело норовил эти пазлы разобрать.
Вскоре приехали полки из Икеи, игрушки переместились на красивый стеллаж, а коврик снова превратился в коврик.
Результат. Бардака стало значительно меньше. В связи с тем, что у каждой игрушки теперь имелось своё место, мои требования убирать их после игры на место зазвучали убедительнее и нагляднее. Почти сразу я заметила первые успехи: ребёнок в свои 1 год 3 месяца после игры убирал игрушку на место.
Уголок для чтения
С книгами у нас не складывалось долгое время — Артём их просто бросал, рвал, отказывался смотреть и слушать. Чтобы это исправить, я решила действовать строго по инструкции экспертов:
- Организовала уютное местечко и поставила книги так, чтобы их было удобно брать. Заметив, как Тёма любит посидеть в диванных подушках, сделала читальный уголок на диване. Над диваном у нас уже висели полки для фото. Сами фоторамки от пристального изучения изрядно пострадали, их пришлось спрятать, а полки пустовали; на них я и поставила новые книги. Позже в читальный уголок поставила уютное кресло, которое нравится сыну ещё больше.
- Купила актуальные книги для нашего возраста.
- Провела сыну презентацию: как брать книгу, смотреть и ставить на место.
Потом оказалось, что сыну неудобно доставать книги, и я снова внесла изменения.
Результат. Каким было моё удивление, когда я увидела своего ребёнка, сидящего с книгой и что-то бормочущего, типа «ко-ко-ко». Он долго и внимательно рассматривал картинки, переворачивал страницы. А затем поставил книгу на полку и взял другую.
Разумеется, не все нововведения ребёнок с радостью принимает. Например, в какой-то момент Артём перестал ставить книги на место, а скидывал их за кресло. Я по сто раз повторяла одно и то же, что книги мы не бросаем, а ставим на полку. Предлагала или просила сына убрать на место или сама ставила, но обязательно проговаривала и показывала, что я поставила книгу на полку. В результате всё наладилось.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Наборы для творчества
Из предложенных на курсе творческих занятий я выбрала лепку. Ранее я предлагала сыну тесто для лепки, но он пытался его есть и бросать. После просмотра уроков я снова предложила этот вид творчества, но уже более организованно. Действовала по тому же плану, что и с книгами: подготовила сет для лепки, рассказала правила, провела презентацию.
Сначала Тёма то и дело пытался нарушить правила — катать тесто вне коврика, бросать его на пол, пробовать на зуб или вообще убегал с шариками теста в комнату. Я спокойно и уверенно возвращала малыша в границы — если ты закончил с лепкой, мы убираем материал и после идём заниматься другими делами. Освоение остальных творческих занятий оставила на более позднее время.
Результат. Материалы стояли на столе для творчества, Артём мог самостоятельно сесть за стол и позаниматься лепкой в любое время. Пару раз я наблюдала картину — сын садился за стол, брал поднос с материалами для лепки, стелил коврик, а затем просил открыть баночки с тестом и сидел, разрывая его на мелкие кусочки. Оказалось, что мой неугомоныш может быть очень увлечённым и сосредоточенным, если нашёл занятие по своим силам и интересам.
Место для сна
С рождения у нас совместный сон с Артёмом. Так как мы жили и живём вдвоём, то это было оптимально для нас обоих, пока он не стал спать поперёк кровати. Я понимала, что ребёнку уже нужно своё место для сна, но не было возможности поменять сразу всю мебель в нашей однушке.
У меня была очень высокая кровать с защитными барьерами, мы её продали буквально неделю назад и спим пока на диване. Теперь Артём имеет возможность самостоятельно забраться на диван и так же слезть, мне стало спокойнее за его здоровье.
А это новая кровать Артёма, которую мы приобрели буквально вчера. Сын ещё не спал на ней, но она тоже доступна для изучения и привыкания.
Мы всё ещё на ГВ. Процесс завершения ГВ и переход к самостоятельному сну — это дело не одной-двух недель, хочется минимизировать стресс для нас обоих. Пока мы спим на диване, но в ближайших планах — разделение наших зон сна.
Зато у нас есть свой ритуал для отхода ко сну:
- мы с сыном немного убираем игрушки и посуду;
- затем купаемся, чистим нос, уши, надеваем пижаму;
- включаем ночник, садимся в кресло для ГВ;
- затем читаем книжку про трёх котят;
- потом идём на диван, обнимаемся и засыпаем.
Уход за собой
Повесила небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставила стульчики. В прихожей добавила крючки для верхней одежды на уровне детского роста, обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы.
А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны.
Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире. Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет туда же, куда ходят взрослые.
До обучения и при просмотре уроков про приучение к горшку я не была морально готова к лужам на полу, диване и других поверхностях. Оттягивала этот этап, оправдывая маленьким возрастом сына, отсутствием достаточного количества трусов. Нужно отметить, что эксперты не настаивают на внедрении чего-то в жизнь, если маме это не подходит, не откликается совсем. И я, организовав пространство, осознанно не спешила заниматься приучением к горшку. Даже написала это в домашнем задании. В ответ я получила такой подробный, но ненавязчивый комментарий эксперта, что в ту же минуту заказала несколько комплектов трусов для Артёма в интернет-магазине.
И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Это оказалось не так ужасно, как я представляла, и даже были удачные попытки без луж. Правда, сын растерзал лоток с салфетками и туалетной бумагой, поэтому временно убрала из доступа, предложу позже.
Также убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.
Тёма старается сам чистить зубы, и с каждым днём у него получается всё лучше
Кухня и домашние дела
В течение двух недель мы обустраивали кухню для своих малышей и привлекали их к домашним делам. Я не успела сделать многое: ребёнку только 1 год 3 месяца, и не все занятия ему пока по силам; плюс мы были у бабушки некоторое время. Но кое-что изменилось.
Ещё до обучения на курсе у Артёма было два места для приёма пищи: за общим столом и свой маленький стол со стульчиком. Во время общих трапез Тёма сидит за большим столом, а во время перекусов — за своим маленьким. Уже на два завтрака сделал себе гречку с молоком: ставлю ему тарелку с кашей и чашку с молоком, Тёма выливает молоко в тарелку и перемешивает.
В процессе обучения на этот же столик поставила сет с водой: на подносе стоят кувшин с водой, стакан, губка для вытирания пролитой воды.
Пока Артём может просто выпить воду из кувшина, минуя процесс наливания в стакан, или же переливать воду из кувшина в стакан и обратно, потом разлить её на подносе и плескаться в ней руками, поставить стакан в кувшин, как матрёшку. Я спокойно и уверенно и возвращаю его к верному порядку.
Ох, уж эта волшебная вода. Немного забегая вперёд, отмечу, что некоторые хозяйственные дела нам не удались именно по причине того, что интерес к воде пока перекрывает все остальные. Поэтому в ванной у нас стоит башня помощника, на которую Артём то и дело взбирается, открывает воду и что-то моет, переливает, чистит зубы. Но есть уговор — воду лить только в раковину. Заигравшись, сын может налить луж вокруг, тогда мы закругляемся, вместе вытираем мокрый пол и уходим из ванной.
Помимо мест для приёма пищи, организовала Артёму полки в стеллажей и разместила на них его посуду. Сначала он её изучал в своей манере — стащил всё с подноса, разложил на полу, потом постучал, отнёс в комнату. Я объяснила, что это его посуда, из которой он будет кушать. Специально при нём брала тарелки с полок и накладывала в них еду.
Уже на следующий день попросила отнести тарелку на поднос, сын взял и отнёс. На стол пока накрываю я, но Тёма всё видит, обязательно рассказываю ему, что делаю, где беру. Грязную посуду он отодвигает в сторону, чтобы я её убрала. Это тоже прогресс — ещё месяц назад посуда летела со стола, если сын уже наелся.
Совместную готовку мы ещё мало освоили, но кое-что уже попробовали: Артём мыл перчики для фаршировки и смазывал пирожки яйцом перед запеканием.
Одним из домашних заданий я выбрала аранжировку цветов, ведь у бабушки такие красивые розы, астры, ромашки в палисаднике. Подготовила сет: кувшин, вазы, поднос, срезала самые красивые цветы, удалила все шипы с роз.
Пригласила Артёма. Он сначала пытался выпить воду из кувшина, затем просто разлил воду на поднос, поплескался в ней руками, покрутил цветок, замахнулся вазой (я поймала) и убежал по своим делам. Раньше мне было бы жаль потраченных усилий, сейчас же я просто поняла, что не вовремя предложила занятие и просто повторю его позже. У меня уже заготовлены сеты для мытья стёкол и ухода за цветком, в ближайшее время попробуем. Уверена, они ему понравятся на пике интереса к воде.
Также у Артёма есть свой инвентарь для уборки, но он ему интересен только если и я пользуюсь. Поэтому мы убираем мусор вместе его веником и совком — сначала я подметаю и собираю, потом пробует Артём. Мусор из совка выбрасывает сын (кстати, это непросто), а в качестве приятного бонуса он может протереть тряпочкой пол.
Взаимоотношения с ребёнком
Отдельный блок курса был про взаимоотношения с ребёнком. Там мы под руководством эксперта учились выстраивать границы со своими малышами, правильно реагировать на истерики и непослушание, строить доверительные отношения и восстанавливать свой родительский ресурс. Вроде бы я всё это знала и раньше (образование обязывает), но сейчас информация попала сразу куда надо.
Я заметила, что дети действительно очень любят правила и с удовольствием им следуют. Перестала бояться запрещать Тёме то, что не только опасно для его жизни, но и нарушает принятый в нашем доме порядок. Узнала, что слово «нельзя» специалисты рекомендуют приберечь для особых опасных случаев. А для других ситуаций можно использовать «не разрешаю», «мы так не делаем» и т. п. А если малыш настойчиво пытается делать что-то нежелательное для нас, но важное для его развития, создаём ему благоприятные условия. Как говорится, если что-то не удаётся предотвратить, это нужно возглавить.
У моего ребёнка в 1 год 3 месяца истерик ещё не было, но он уже проявляет недовольство и пытается отстаивать своё мнение. Теперь я вооружена знаниями и практическими приёмами, чтобы конструктивно среагировать при случае.
Ещё затронула тема «зрителей» во время истерики, для меня сложно не реагировать. Но я стараюсь уже сейчас отключать свою голову от мыслей «а что люди скажут». Это пока только касается того, что ребёнок громко интересуется всем, что видит вокруг — он показывает пальцем и громко произносит «ааа», «ууу» в автобусе, магазине, на улице.
А сегодня буквально была ситуация, когда он упал на улице и разбил губу, разумеется, сильно плакал. Неподалёку стоявшая бабушка с коляской что-то приговаривала в нашу сторону. Даже не знаю, что она говорила, но меня это ужасно раздражало. Даже в ситуации стресса я вспомнила слова эксперта о том, что надо отключиться от посторонних людей. Поэтому отвернулась и тут же забыла о ней. Вместо этого предприняла действия — пошли с сыном в аптеку, купили средства для обработки раны, водичку. Ребёнок посидел на стуле, попил воды (про неё тоже вспомнила из урока), переключился на покупателей в аптеке и полки с лекарствами. Уже успокоенные, мы вышли на улицу и продолжили свой путь.
Столько всего заметила, что нужно откорректировать. Например, эти двойные послания с именем — это просто бич нашей семьи. Я всю жизнь пытаюсь разгадать, на что обиделась мама, почему со мной не разговаривает, что я могу сделать, чтобы избежать этого навсегда. Ох, надо срочно исправляться ради ребёнка и себя.
Ниже хочу поделиться рекомендациями эксперта курса — психолога Елены Снарской. Они помогли мне продолжать действовать в интересах сына, но с заботой о себе.
Как сохранить себя в ресурсе во время изменений
Вы осознаёте проблему, у вас есть желание пойти другим путём и есть понимание того, в каком направлении двигаться. Теперь единственное, что вам нужно — это соблюдение техники безопасности и экологичное, бережное отношение к себе во время пути.
- Делайте маленькие шаги, дробите задачу на части и тренируйте что-то одно за один присест.
- Выбирайте ресурсное для себя время дня для тренировок.
- Тренируйте новый навык не более 15–20 минут за раз, даже если кажется, что «я ещё ого-го!». Этого достаточно, чтобы мозг начал нарабатывать новые связи, но не переутомился до такой степени, чтобы отлынивать.
- Научитесь себя останавливать и отключать контроль через 15–20 минут.
- Спокойно воспринимайте свои ляпы, которые будут вылетать во время тренировок и, тем более, за рамками тренировок. В этом деле замечать свои ляпы — это и есть прогресс. Только во время тренировок вы даёте задание мозгу переформулировать, а вне тренировок я этого делать не рекомендую — мозг мы напрягаем по расписанию. Вне тренировок действуем более привычным способом, отдыхаем. Тренировок вполне достаточно, чтобы процесс пошёл.
- Настройтесь на месяц-другой ежедневной работы.
- Делайте не более трёх подходов за день.
- Идите в своём темпе, ориентируйтесь на своё самочувствие: в какой-то день вашего ресурса хватит на один заход, в другой — на три. Если будет хотеться пойти на четвёртый, то см. пункт 7.
- Замечайте свои малейшие успехи и достижения, ставьте их вперёд критики. То, что пока не удаётся, это зона ближайшего развития и тема для ближайших тренировок, а никак не повод впадать в уныние или самоуничижение (они-то как раз не полезны и работают против нас и поставленной задачи). Нам полезно себя хвалить — направляем усилия мозга на поиски того, за что можно похвалить.
И помните, что овладение новыми навыками требует времени и повторений. Будьте бережны, терпеливы и милосердны к себе, принимайте свою человеческую природу и её ограничения. Мы не боги и не волшебники, чтобы измениться в одно мгновение. Мы изменимся, но постепенно.
Результаты к концу курса
Я очень люблю сына, но не очень люблю всю эту детскую историю с игрушками, песенками, стишками и прибаутками, но с детьми надо заниматься. Так меня угнетало это «надо», что придумывала себе кучу дел, а ребёнку позволяла по максимуму — выставлять границы в таких условиях было сложно. Не понимала, где развитие, а где уже беспредел. После курса я знаю, как, почему и чем заниматься с сыном (на несколько лет вперёд), и теперь мне это в удовольствие.
У нас теперь нет бардака в игрушках, появились новые книги, и Артём их не бросает. Трусы и салфетки лежат в доступе, и их назначение не вызывает у сына сомнений. Он сам выбирает одежду, которую наденет (пока из двух вариантов), сам подтягивает трусики, штаны, пытается обуться. Наконец-то у нас спала жара и уже можно начинать тренироваться в надевании куртки. А ещё мы на пути завершения ГВ, и уже после этого начнём переселение Тёмы в собственную кровать.
Так выглядит наш уголок для игр сейчас.
Курс — это отправная точка на долгом пути воспитания счастливого и самостоятельного ребёнка, впереди у нас ещё много совместных открытий. Ведь Монтессори-жизнь — это не просто единожды организовать среду и ждать, что ребёнок будет самостоятельным и при этом сразу впишется в правила дома. Это большая совместная работа, иногда очень непростая. Но когда сын, едва проснувшись, замечает на столе неубранные после вечернего чтения книжки и спешит поставить их на полку, я понимаю, что все мои труды не напрасны.
Виктория Бутова, выпускница нашего онлайн-курса
«Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
физические параметры, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками
Содержание
- Физические параметры в год и три месяца
- Что умеет делать малыш
- Особенности психоэмоциональной сферы
- Речевые навыки
- Рацион питания: что приготовить малышу
- Завтрак:
- Обед:
- Полдник:
- Ужин:
- Рецепты блюд
- Особенности ухода
- Необходимые обследования
- Режим дня и сна
- Занятия с малышом
- Игры
- Игрушки
- Полезное видео
- Советы родителям
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Преобразовать 3 месяца в годы
Сколько длится 3 месяца? Что такое 3 месяца в годах? Преобразование 3 мес. в г.
От
СтолетияДниДесятилетияЧасыЧасы:Минуты:СекундыМикросекундыМилленияМиллисекундыМинутыМесяцыНаносекундыСекундыНеделиРабочие неделиГоды
До
CenturiesDaysDecadesHoursHours:Minutes:SecondsMicrosecondsMilleniaMillisecondsMinutesMonthsNanosecondsSecondsWeeksWork WeeksYears
единицы обмена ↺
Сумма
3 месяца =
0,25 года
(точный результат)
Показать результат как
NumberFraction (точное значение)
Месяц составляет 1/12 -го года. В григорианском календаре в среднем в месяце ровно 30,436875 дней. Первоначально он был основан на времени, которое требуется Луне, чтобы вращать Землю.
По григорианскому календарю в году в среднем 365,2425 дней. Он основан на количестве времени, которое требуется Земле, чтобы вращаться вокруг Солнца.
Перевод месяцев в годы
(некоторые результаты округлены)
мес | г |
---|---|
3,00 | 0,25 |
3,01 | 0,25083 |
3,02 | 0,25167 |
3,03 | 0,2525 |
3,04 | 0,25333 |
3,05 | 0,25417 |
3,06 | 0,255 |
3,07 | 0,25583 |
3,08 | 0,25667 |
3,09 | 0,2575 |
3,10 | 0,25833 |
3,11 | 0,25917 |
3,12 | 0,26 |
3,13 | 0,26083 |
3,14 | 0,26167 |
3,15 | 0,2625 |
3,16 | 0,26333 |
3,17 | 0,26417 |
3,18 | 0,265 |
3,19 | 0,26583 |
3,20 | 0,26667 |
3,21 | 0,2675 |
3,22 | 0,26833 |
3,23 | 0,26917 |
3,24 | 0,27 |
пн | г |
---|---|
3,25 | 0,27083 |
3,26 | 0,27167 |
3,27 | 0,2725 |
3,28 | 0,27333 |
3,29 | 0,27417 |
3,30 | 0,275 |
3,31 | 0,27583 |
3,32 | 0,27667 |
3,33 | 0,2775 |
3,34 | 0,27833 |
3,35 | 0,27917 |
3,36 | 0,28 |
3,37 | 0,28083 |
3,38 | 0,28167 |
3,39 | 0,2825 |
3,40 | 0,28333 |
3,41 | 0,28417 |
3,42 | 0,285 |
3,43 | 0,28583 |
3,44 | 0,28667 |
3,45 | 0,2875 |
3,46 | 0,28833 |
3,47 | 0,28917 |
3,48 | 0,29 |
3,49 | 0,29083 |
мес | г |
---|---|
3,50 | 0,29167 |
3,51 | 0,2925 |
3,52 | 0,29333 |
3,53 | 0,29417 |
3,54 | 0,295 |
3,55 | 0,29583 |
3,56 | 0,29667 |
3,57 | 0,2975 |
3,58 | 0,29833 |
3,59 | 0,29917 |
3,60 | 0,3 |
3,61 | 0,30083 |
3,62 | 0,30167 |
3,63 | 0,3025 |
3,64 | 0,30333 |
3,65 | 0,30417 |
3,66 | 0,305 |
3,67 | 0,30583 |
3,68 | 0,30667 |
3,69 | 0,3075 |
3,70 | 0,30833 |
3,71 | 0,30917 |
3,72 | 0,31 |
3,73 | 0,31083 |
3,74 | 0,31167 |
мес | г |
---|---|
3,75 | 0,3125 |
3,76 | 0,31333 |
3,77 | 0,31417 |
3,78 | 0,315 |
3,79 | 0,31583 |
3,80 | 0,31667 |
3,81 | 0,3175 |
3,82 | 0,31833 |
3,83 | 0,31917 |
3,84 | 0,32 |
3,85 | 0,32083 |
3,86 | 0,32167 |
3,87 | 0,3225 |
3,88 | 0,32333 |
3,89 | 0,32417 |
3,90 | 0,325 |
3,91 | 0,32583 |
3,92 | 0,32667 |
3,93 | 0,3275 |
3,94 | 0,32833 |
3,95 | 0,32917 |
3,96 | 0,33 |
3,97 | 0,33083 |
3,98 | 0,33167 |
3,99 | 0,3325 |
Что такое 3 месяца с сегодняшнего дня?
«Калькулятор даты» Калькулятор
Когда будет 3 месяца от сегодняшнего дня?
Ответ: Через 3 месяца будет вторник,
Add Jul 11, 2023 to your Google Calendar
(Today is April 11, 2023)
Timeline
April 11, 2023
13 Weeks
July 11, 2023
91 дня
3 месяца — Обратный отсчет
Около дня: 11 июля 2023 г.
- 11 июля 2023 Фолс на в вторник
6666666666666 гг.5 28-я (двадцать восьмая) Неделя 2023 года - Сейчас 192-я (сто девяносто вторая) День года
- До конца 2023 года осталось 173 Дней
2 июля 911,288 52,6% года завершено
- Это 41 (сорок первый) День лета 2023
- 2023 не високосный год (365 дней)
903 909 28 Количество дней2 в июле
- Знак Зодиака от 11 июля 2023 года равен Cancer (cancer)
- July 11, 2023 as a Unix Timestamp : 168
00
Add July 11, 2023 to your Google Calendar
July 2023 Calendar
3 Months — It Is Also
- 0.249 Years
- or
- 3 Months
- or
- 13 Weeks
- or
- 91 Days
- or
- 2,184 Hours
- or
- 131,040 Minutes
- or
- 7,862,400 Seconds
Share This Calculation
https://calculat. io/en/date/count/3—months —from—today
Что такое 3 месяца с сегодняшнего дня? — Расчет
О «Калькуляторе дат» Калькулятор
Онлайн-калькулятор дат — это мощный инструмент, который может легко рассчитать дату от или до определенного количества дней, недель, месяцев или лет от сегодняшней даты. . Например, это может помочь вам узнать, когда будет 3 месяца с сегодняшнего дня? С помощью этого инструмента можно быстро определить дату, указав продолжительность и направление отсчета.
Чтобы использовать калькулятор, просто введите желаемое количество, выберите период, который вы хотите рассчитать (дни, недели, месяцы или годы), и выберите направление подсчета (от или до). После того, как вы ввели всю необходимую информацию, нажмите кнопку «Рассчитать», чтобы получить результаты.
Например, если вы хотите узнать, какая дата будет через 3 месяца от сегодняшнего дня, введите «3» в поле количества, выберите «Месяцы» в качестве периода и выберите «От» в качестве направления счета. Калькулятор мгновенно отобразит дату, которая будет через 3 месяца от сегодняшнего дня.
Этот онлайн-калькулятор дат может быть невероятно полезен в различных ситуациях. Если вам нужно спланировать мероприятие или запланировать встречу, калькулятор поможет вам рассчитать точную дату и время, которые вам нужны. Кроме того, это может помочь вам отслеживать важные даты, такие как годовщины, дни рождения и другие значимые события.
В целом, онлайн-калькулятор дат — это простой в использовании и точный инструмент, который может сэкономить ваше время и силы. Это отличный ресурс для тех, кому нужно быстро и эффективно вычислять даты.
«Date Calculator» Calculator
Conversion Table
Months From Today Answer 1 Month May 11, 2023 2 Months June 11, 2023 3 месяца 11 июля 2023 г. 4 месяца 11 августа 2023 5 месяцев сентябрь 11, 2023 5 месяцев сентябрь 11, 2023 5 месяцев .0043 6 Months October 11, 2023 7 Months November 11, 2023 8 Months December 11, 2023 9 Months January 11, 2024 10 месяцев 11 февраля 2024 г. 11 месяцев 11 марта 2024 12 месяцев 11, 2024 13 месяца 13 13 месяцев 13 13 месяцев 13 месяца .0043 11 мая 2024 г. 14 месяцев . 11 сентября 2024 г. 18 месяцев 11 октября 2024 г. 19 месяцев 11 ноября 2024 20 месяцев декабрь 11, 2024 9003 декабрь 11, 9003 9003 .