Разное

Формы работы в школе с детьми с овз: Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе | Статья:

Содержание

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС

Обобщение
опыта учителя начальных классов МКОУ «Школы №7 для детей с ограниченными
возможностями здоровья» г. Курчатова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «АКТИВНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учитель начальных классов

Симоненкова Марина Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

 

 

 

 

АКТИВНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС

 

Введение.

В настоящее время с введением ФГОС
актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении
приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания,
собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять
доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного
ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями
здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят
дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями
развития. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к
правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных
условиях, которые общество принимает и учитывает.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут
самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании.
При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: «Я не могу. Я
не знаю». Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков
коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии
поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются
подвести итог — забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит
в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а
учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную
информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них
специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия
для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов,
лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,
социальную адаптацию.

Обучение детей с ОВЗ предполагает
использование таких подходов организации учебного процесса, как:

1.         Подбор заданий, максимально возбуждающих активность
ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,
требующих разнообразной деятельности.

2.         Приспособление темпа
изучения учебного материала и методов обучения к уровню  развития детей с ОВЗ.

3.
Индивидуальный подход.

4.
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

6.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7.
Использование многократных указаний, упражнений.

8.
Проявление большого такта со стороны учителя.

9.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в
свои силы.

10.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

11.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

 

Наряду с основными, традиционными
принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и
последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной
работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности,
преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и
практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.

Методы
обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1.Пассивные
методы — это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

2.
Интерактивные методы – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся
в процессе обучения.

3.
Активные методы — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь
не пассивные слушатели, а активные участники урока.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из
необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и
коррекционно-развивающего процесса.

 

Учитывая
актуальность проблемы обучения учащихся с ОВЗ, следует определить цель
настоящей работы
– изучить теоретические и практические аспекты
использования активных  форм, методов и приёмов
обучения обучающихся с ОВЗ.

Для
достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.     
Изучить современную литературу, раскрывающую теоретическую основу использования
активных форм и методов обучения учащихся с ОВЗ.

2.     
Проанализировать различные научные подходы, идеи, лежащие в основе
разработки данной проблемы.

3.     
Выявить основные приемы реализации активных  форм,
методов и приёмов обучения обучающихся с ОВЗ.

4.     
На основе полученных теоретических знаний обобщить собственный
опыт практического их применения в обучении детей с ОВЗ.

5.     
Подвести итоги теоретического исследования и практической
деятельности, сформулировать вводы и заключение.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие
учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование
такой системы методов, которая направлена на овладение учащимися знаниями и
умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения – очень гибкие методы,
многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных
условиях и на различных этапах урока и позволяют эффективно решать конкретные
задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Примеры
использования активных методов обучения на уроках.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой
обучающихся, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех
обучающихся в процесс.

Для каждого этапа урока
используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные
задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Метод
организации начала урока. Можно использовать разнообразные стихотворные
отрывки, пожелания такие как:

 «Прозвенел
звонок веселый.

Мы
начать урок готовы.

Будем
слушать, рассуждать

И
друг другу помогать»

«-
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я
желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет
трудно — я тебе помогу.


Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и
увлекательно»

Метод «Добро в ладошках»

Проведение

 Учащиеся соединяют ладоши (как в игре
«Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Поздоровайся локтями»

 Цель
– Встреча друг с другом, приветствие, знакомство  Численность – весь класс.

Время
– 10 минут

Подготовка:
Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить
по помещению.

«Улыбнемся
друг другу»,

Проведение.

 Дети, выполняя задание, должны коснуться,
улыбнуться.

Цель: позволяют весело начать урок,
размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению
контакта между учениками в течение нескольких минут

Очень важным для учителя является
включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие
методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные
листы», «Ф
руктовый сад», «Ковер идей»

Проведение.

 Учащимся
раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные
листы (с написанными на обратной стороне опорными словами) и предлагается
попробовать  дописать, чему бы они хотели научиться на сегодняшнем
уроке, и прикрепить на определенную поляну, дерево и т. д. После выполнения
систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и
опасений учащихся.

Участники:
все обучающиеся.

Проведение.

Дети,
уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не
уверенные – тучу.

Оценка результата: по
количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях
учеников;

по
количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового
материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять
планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Восприятие материала на определённом этапе
урока с закрытыми глазами

используется для развития слухового
восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в
ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после
урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Метод актуализации опорных знаний «
Магазин»

 (можно
использовать на уроке русского языка)

Цель: актуализировать знания учащихся
по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

Участники:
все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные
картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение:
на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске,
произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот
предмет, отвечает на вопрос что?» Или: « Я покупаю зайчика потому, что слово,
обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший
вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех
картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

Метод «Ищем клад»

Этап урока: проработка содержания темы.

Цель: привлечение
внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность
слова, понятия.

Проведение.

 учащиеся ищут «клад» на страницах
учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их
словарный запас.

«Узнай себя»

Каждый ученик получает карточку с
определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем
учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например,
заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое
можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.

Ромашка
(цветик-семицветик)

На
доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.

Под
каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять
домашнее задание.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик
выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже,
предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают
развернутый ответ.

 « Заметь всё».

Цель: активизация внимания.

Проведение. На наборном
полотне выставляю в один ряд картинки с изображением различных предметов
(зайчик, мишка, машинка, пирамидка)  геометрических фигур или цифр, предлагаю
рассмотреть, запомнить последовательность, затем закрываю и предлагаю
перечислить предметы на картинках в том порядке, в каком они были выставлены на
наборном полотне. Можно усложнить игру поменяв местами две картинки, а потом
предложить восстановить последовательность. В 3-4 классах можно увеличить число
картинок до 7-8.

Игра «Веселые шаги» позволяет,
выполняя счетные операции (решая примеры на карточках), передвигаться наступая
на карточку с нужным числом (ответом). Изучая табличные случаи умножения и
деления предлагаю игру в мяч, в которой дети по цепочке называют строчки
таблицы умножения или деления на 2 и передают мяч следующему, тот кто дает
неверный ответ – выбывает из игры. Вариантов игровых ситуаций для устного счета
очень много, выбор их зависит от конкретной темы урока, а также от уровня
подготовленности обучающихся.

Метод закрепления изученного
материала «Парный выход»

 (можно
использовать на уроке русского языка)

Цель: развитие умения подбирать к
названиям предметов названия действий.

Участники:
все обучающиеся.

Необходимые
материалы: мел.

Проведение.

Учитель
вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти
любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к
этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с
их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются
правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность
словосочетания, быстрота работы.

В
случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно
провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать
все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

Упражнение: «Экспресс – портрет»

Цель: 
умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать
творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь;
умение работать в группе.

Проведение.

 
Каждый ученик получает карточку с названием животного или растения. Из
коробочки с набором карточек с описанием этих предметов каждый обучающийся
выбирает подходяшую карточку. Затем каждый ученик зачитывает описание, а
остальные отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с
изображением.

Метод активизации внимания « Найди
цифру»

Цель: активизировать внимание детей,
подготовить к выполнению домашнего задания.

Необходимые
материалы: учебник, карточки с цифрой 1 и 2, прикрепленные под сиденьем стула.

Проведение.

 учитель
читает задание по учебнику вслух и предлагает детям приготовить устный ответ.
При этом каждый ученик готовит ответ в зависимости от цифры, прикрепленной к
сиденью стула.

Оценка результата: оценивается
понимание задания, грамотность речи.

Примечание:
первые номера прикрепляются к сиденьям учащихся 1 группы, 2 к сиденьям учащихся
2 и 3 групп. Данное разделение позволяет первыми выступить более сильным
учащимся, а более слабым подготовить свое выступление по образцу.

На уроках письма и математики, детям
приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и
слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить обучающимся
возможность отдохнуть, переключится на другой вид деятельности, то признаки
утомления пройдут. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и
психическое здоровье, нужно проводить игровые физминутки. Я использую методы
коррекции и развития мелкой моторики кистей и пальцев рук
«Пальчик-пальчик», «Пошли пальчики гулять», «Кулак – ребро – ладонь» и другие
.
Цель их: коррекция и  развитие осязания и мелкой моторики,
коррекция межполушарного взаимодействия.

 

Завершить урок, внеклассное мероприятие
можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Светофор» (зелёный –
все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки
данных цветов даны учащимся еще до урока), Лестница успеха», «Итоговый
круг».
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги
урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что
ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем
уроке.

Заключительная часть метода
«Солнышко и туча»

(
проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности
своей работы на уроке учащимися

Участники:
все обучающиеся.

Необходимые
материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого
ученика.

Проведение.

 каждый
ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него
возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на
тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка
результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что
урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Таким образом, использование активных
методов обучения на  уроке позволяет:


обеспечить положительную мотивацию обучения;


провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;


обеспечить высокую степень дифференциации обучения;


повысить объем выполняемой на уроке работы;


усовершенствовать контроль знаний;


рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

 

 

 

Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса

Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:

  • Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе
  • Методы и программы работы с детьми с ОВЗ в школе
  • Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
  • План работы по инклюзивному образованию в школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29. 12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

  • I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
  • II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
  • III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
  • IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31. 05.2021 № 287).

Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:




Адаптированная программаСпециальная индивидуальная программа развития
60% — жизненные компетенции 70% — жизненные компетенцииЖизненные компетенции занимают до 90% программы
40% — предметные области 30% — предметные области

Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.

Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения предлагает опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На сайте вуза опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как  «Практика школьного воспитания».

Переподготовка

Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.

Рабочие часы 

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.

Нагрузка на педагога

Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22. 03.2021 № 115). Нормы следующие:

  • один учитель-дефектолог на 6–12 детей;
  • один учитель-логопед на 6–12 детей;
  • один учитель-психолог на 20 детей;
  • один тьютор и ассистент на 1–6 детей.
Наполняемость классов

Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.

Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.

Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:













Нозологическая группаНорматив, чел.
Глухие6
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха10
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха6
Слепые8
Слабовидящие12
С тяжелыми нарушениями речи12
С нарушениями опорно-двигательного аппарата10
Задержка психического развития12
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)12
Расстройство аутистического спектра8
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития)5

Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.

Материально-техническая база

Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).

В целом безбарьерная среда включает такие требования:

  • расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
  • установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки и визуальной навигации;
  • установка пандусов;
  • переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.

Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016).

Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.

Организационно-методическое обеспечение

Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287). Их можно взять в предыдущей версии стандартов, но мы предлагаем воспользоваться рекомендациями Минпросвещения.

Источники для формирования планов и программ

Примеры программ опубликованы на специальной странице Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Формирование планов 

Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал методические рекомендации по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.

Работа с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.

Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Какие варианты работы у меня есть, если я хочу работать с детьми с ограниченными возможностями? | Work

Автор Chron Contributor Обновлено 12 октября 2021 г.

Профессии, связанные с работой с детьми с особыми потребностями, существуют как в государственном, так и в частном секторе. Возможность специализироваться на определенных типах инвалидности, включая физические, когнитивные, эмоциональные и психологические нарушения. Для большинства должностей требуется как минимум степень бакалавра, хотя для должностей помощников может потребоваться только степень младшего специалиста, курсовая работа в колледже, обучение на рабочем месте или их комбинация.

Учителя специального образования

Учителя специального образования могут работать с учащимися с легкими нарушениями, такими как нарушения речи или дислексия. Другие учителя специального образования специализируются на работе с теми, у кого проявляются более тяжелые формы инвалидности, включая синдром Дауна и слепоту. Индивидуальные планы обучения (IEP) разрабатываются и выполняются учителями специального образования. IEP для ребенка с аутизмом может включать занятия по жизненным навыкам, направленные на развитие грамотности, стратегии поиска работы и привычки ухода за собой.

Жизненно важным аспектом обязанностей учителя специального образования является соблюдение положений Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). IDEA предписывает предоставлять определенные виды специальных образовательных услуг.

Как поясняется на веб-сайте Teacher.org, для работы с детьми с особыми потребностями в системе государственных школ вам потребуется как минимум степень бакалавра в области специального образования и государственная сертификация. Поскольку конкретные требования могут различаться, на веб-сайте есть интерактивная карта, которую вы можете использовать, чтобы узнать, что требуется там, где вы планируете преподавать.

Социальные работники и психологи

Работа с детьми с особыми потребностями включает в себя помощь им в решении их эмоциональных и психологических проблем. Социальные работники, в частности, оценивают, как соотнести образовательные ресурсы школы с индивидуальными потребностями ребенка. Социальные работники нередко направляют ребенка и его семью к дополнительным ресурсам в сообществе.

По данным Национальной ассоциации социальных работников, существуют различные типы степеней социальной работы: бакалавр социальной работы (BSW), магистр социальной работы (MSW) и докторская степень (DSW) или докторская степень в области социальной работы. Выбор программы обучения зависит от того, какой работой вы хотите заниматься. Психологам нужна как минимум степень магистра.

Специалисты по вмешательству

На веб-сайте Университета штата Северо-Западный Миссури специалисты по вмешательству описываются как те, кто помогает выявить потенциальные поведенческие, эмоциональные и когнитивные нарушения в раннем возрасте. Например, ребенка, у которого возникают проблемы с вербальным выражением своих мыслей или который кажется возбужденным, можно направить к специалисту по вмешательству. Обеспокоенность потенциальными нарушениями обычно высказывают учителя дошкольного учреждения или начальной школы.

Специалисты по вмешательству проводят коррекционное обучение и упражнения, чтобы помочь детям преодолеть легкие и умеренные нарушения в максимально возможной степени. Ребенок, который испытывает трудности с концентрацией внимания и запоминанием информации из-за легкой черепно-мозговой травмы, является примером человека, с которым может работать специалист по вмешательству.

Учебные переводчики

На веб-сайте Classroom Interpreting поясняется, что переводчики облегчают доступ к общению. Они работают с глухими и слабослышащими, как в государственных, так и в частных школах. Переводчики переводят произнесенное слово на язык жестов для учащихся с нарушениями слуха во время занятий.

Учащиеся, которые не слышат, могут работать один на один с переводчиком при выполнении домашних заданий. Поскольку потеря слуха может отсрочить развитие языковых навыков или сдержать их, учащимся с нарушениями слуха часто требуется помощь в общении. Переводчик может помочь учащемуся понять ожидания от домашних заданий и четко выразить свои мысли.

Ссылки

  • Teacher.org: Как стать учителем специального образования
  • Национальная ассоциация социальных работников: Виды социальных работ Степени
  • Университет штата Северо-Западный Миссури: Что делает специалист по вмешательству?

10 Карьера с вознаграждением за работу с детьми с особыми потребностями

Произошел значительный сдвиг в количестве детей, у которых диагностированы нарушения обучаемости или развития. По данным Управления ресурсов и услуг здравоохранения, 17 процентов детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют отклонения в развитии. И это число значительно увеличилось за последние два десятилетия.

В результате этой тенденции к росту выделяется все больше и больше ресурсов на помощь детям с особыми потребностями. Профессионалы-психологи находят способы помочь этому уязвимому сообществу процветать в повседневной жизни — от школьных условий до клинических практик.

Отсутствие поддержки для детей с особыми потребностями

В связи с увеличением количества диагнозов поиск родителями надлежащего ухода и ресурсов для своих детей с особыми потребностями превратился в пугающий процесс. Во-первых, увеличение числа сертифицированных поведенческих аналитиков (BCBA) не было пропорционально увеличению числа детей с особыми потребностями. Это увеличило долю детей на одного поддерживающего специалиста.

Например, рассмотрим сообщество ASD. В некоторых регионах США на BCBA приходится 17 детей с аутизмом. Хотя эта цифра зависит от района, неравенство в регионах и округах, которые имеют значительно меньший доступ к такого рода ресурсам, может достигать почти 137 детей с аутизмом на BCBA. Это неравенство в поддержке широко распространено и требует большего количества увлеченных профессионалов для поддержки сообщества РАС.


Заинтересованы в карьере в области прикладного анализа поведения?

Узнайте, как степень ABA может дать вам навыки, необходимые для того, чтобы изменить жизнь других людей.

ЗАГРУЗИТЬ СЕЙЧАС


10 Профессий, которые работают с детьми с особыми потребностями

Для тех, кто заинтересован в помощи детям, борющимся с отклонениями в развитии, важно понимать свои варианты карьеры. В этой области есть много ролей, которые помогают детям с особыми потребностями, но эти, пожалуй, самые полезные.

Важно отметить, однако, что «если вы хотите помочь людям с аутизмом определить поведение, которое они хотели бы изменить или улучшить в своей жизни, и методы для этого, то это анализ поведения», — говорит Николь Дэвис, директор программ прикладного анализа поведения Колледжа медицинских наук Буве Северо-восточного университета. — Но там, где ты, это можно было бы назвать по-другому.

Согласно правительственным данным, вот список лучших профессий для людей, способных помогать детям с особыми потребностями.

1. Несертифицированные специалисты по поведению

Несертифицированные специалисты по поведению сопровождают и помогают в планах лечения пациентов, включая детей, идентифицирующих себя как аутистов, разработанных и написанных BCBA. Поскольку эти специалисты по поведению не проходят сертификацию, они часто контролируются BCBA и зарегистрированными специалистами по поведению (RBT), чтобы обеспечить эффективность лечения клиентов. В то время как несертифицированные специалисты по поведению являются ярыми защитниками сообщества РАС, без надлежащего образования и сертификатов, профессионалы в этой роли требуют постоянного надзора со стороны тех, кто это делает.

В качестве наиболее часто публикуемых должностей несертифицированные должности специалиста по поведению часто ошибочно принимают за ведущую карьеру в помощи детям с особыми потребностями. Однако изменение количества сертификатов и образования показывает, что эта должность предлагает быстрый выход на поле с небольшими возможностями для продвижения по карьерной лестнице по сравнению с аналогичными областями. По данным Бюро статистики труда США (BLS), к 2031 году прогнозируемый рост числа специалистов по поведению составит 9 процентов.

2. Сертифицированные поведенческие аналитики

Сертифицированные поведенческие аналитики — это сертифицированные специалисты в области поведенческого анализа с высшим образованием. Они пытаются исправить проблемы, связанные с поведением, в различных средах и сообществах. Одним из наиболее распространенных сообществ, поддерживаемых BCBA, является сообщество аутистов.

Поскольку BCBA имеют дополнительное образование и сертификаты, они часто курируют людей, которые поддерживают детей с особыми потребностями. BCBA могут действовать как независимые практикующие врачи, предоставляющие услуги по анализу поведения, предлагая больше свободы действий в том, как они могут помочь своим пациентам. Прогнозируется, что в ближайшие годы в этой области произойдет огромный рост. По данным BLS, прогнозируется, что к 2031 году перспективы трудоустройства BCBA вырастут на 22 процента9.0003

3. Зарегистрированные специалисты по поведению

Зарегистрированные специалисты по поведению (RBT) — это парапрофессионалы с сертификатом начального уровня в области анализа поведения. Как и другие роли в этом списке, BCBA контролируют RBT в предоставлении поведенческих аналитических услуг для детей, которые идентифицируют себя как аутистов, таких как развитие социальных навыков и преодоление социальных проблем.

Поскольку для RBT требуется сертификация низкого уровня, эта карьера предлагает больше возможностей изменить жизнь своих пациентов. Тем не менее, сертификация RBT и образование не так требовательны, как то, что ожидается от BCBA. В результате позиции RBT не имеют такого большого роста, как BCBA. Прогнозируемый рост числа зарегистрированных специалистов по поведению оценивается в 9процентов к 2031 году, по данным BLS.

4. Специалисты прямой поддержки

Специалисты прямой поддержки (DSP) помогают детям с особыми потребностями полностью раскрыть свой потенциал. В то время как DSP изначально взяли на себя роль «опекунов», последние тенденции привели к тому, что эта должность превратилась в роль обучения, а не предоставления. В результате DSP помогают тем, кто борется с инвалидностью, беспрепятственно интегрироваться и участвовать в жизни своего сообщества.

Поскольку DSP тесно связаны с другими карьерами, такими как парапрофессионалы, трудно определить, как будет выглядеть прогнозируемый рост числа рабочих мест. Тем не менее, с более чем 20 000 объявлений о вакансиях специалистов прямой поддержки в 2020–2022 годах у всех, кто хочет выйти на поле, есть множество возможностей.

5. Специалисты по поведенческим вмешательствам

Специалисты по поведенческим вмешательствам (BIs), также называемые специалистами по поведенческим вмешательствам, в основном занимаются поведением детей. Эти типы профессионалов работают с разными людьми, чтобы уменьшить проблемное поведение, которое часто снижает общий успех пациента. Специалисты по поведенческому вмешательству часто работают с детьми с особыми потребностями, предлагая различные стратегии для уменьшения деструктивных тенденций и обучения продуктивным.

Поскольку эта карьера часто объединяется с похожими должностями, прогнозируемый рост рабочих мест выше среднего по стране. По данным BLS, ожидается, что к 2031 году число специалистов по поведенческому вмешательству и аналогичных профессий вырастет на 22 процента9.0003

6. Логопеды

Логопеды (ЛП) являются частью очень специализированной области поддержки детей с особыми потребностями. Они сосредоточены на очень специфических препятствиях, которые могут повлиять на детей с аутизмом, включая артикуляцию, заикание, поиск слов, семантику, синтаксис, фонетику, вокализацию и глотание.

Поскольку это очень специализированная область, она требует дополнительного образования и лицензии по сравнению с некоторыми другими позициями в этом списке. Несмотря на то, что к 2031 году эта карьера предполагает отличный рост на 21 процент, услуги, предлагаемые SLP, выходят за рамки помощи детям с особыми потребностями. Есть несколько других причин проблем с речью, таких как черепно-мозговая травма, потеря слуха или инсульт. В результате большинство SLP работают не только с детьми с особыми потребностями.

7. Клинические супервайзеры ABA

Клинические супервайзеры ABA следят за соблюдением на рабочем месте стандартов поведенческого анализа. Благодаря структурированному наблюдению клинические руководители ABA могут предоставить обратную связь, используемую для определения того, нуждаются ли сотрудники в дополнительном образовании или обучении, чтобы добиться успеха в своей роли.

Это может стать невероятно выгодной карьерой для тех, кто хочет постоянно совершенствоваться и поддерживать постоянно развивающиеся отраслевые стандарты прикладного анализа поведения. В результате ожидается, что клинические руководители ABA получат степень в области прикладного анализа поведения и станут BCBA, чтобы всегда быть в курсе всех отраслевых стандартов и правил в своей области.

8. Специалисты по поведению при аутизме

Специалисты по поведению при аутизме работают непосредственно с семьями детей с аутизмом, которые борются с поведенческими проблемами. Они работают в самых разных условиях, таких как клиники, школы и даже дома пациентов. Обычно это зависит от конкретных потребностей как ребенка, так и семьи, которую поддерживает специалист по поведению аутистов. Подобно RBT и BT, специалистам по поведению при аутизме требуется наблюдение и надзор со стороны BCBA. Таким образом, для этой карьеры характерен аналогичный предполагаемый рост числа рабочих мест, который, по прогнозам, увеличится на 9процентов к 2031 году.

9. Специалисты по поведению ABA

Специалисты по поведению ABA предоставляют клинические навыки и инструкции, основанные на принципах прикладного анализа поведения. Они работают в различных условиях как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с детьми, которые идентифицируют себя как аутичные. Эта позиция очень похожа на RBT в том смысле, что они реализуют программы обучения под непосредственным руководством BCBA. Однако, в отличие от RBT, люди, носящие этот титул, не имеют официального сертификата в области анализа поведения. Предполагаемый рост рабочих мест аналогичен RBT, который, по прогнозам, будет расти 9процентов к 2031 году.

10. Поведенческие терапевты

Поведенческие терапевты помогают пациентам развивать навыки и методы, необходимые для преодоления проблемного поведения. Они сосредоточены на создании моделей поведения в отношении здоровья, чтобы обеспечить своим пациентам счастливую и продуктивную жизнь. Многие поведенческие терапевты работают с детьми с особыми потребностями, но часто работают с пациентами, борющимися с проблемами психического здоровья и отклонениями в развитии.

Поведенческие терапевты являются частью растущей отрасли, занимающейся лечением поведенческих расстройств и консультированием по вопросам психического здоровья. С прогнозируемым 22-процентным увеличением возможностей трудоустройства к 2031 году это отличный вариант карьеры для тех, кто хочет работать с различными пациентами, которые борются с моделями поведения.

Чего ожидать от карьеры BCBA, помогающей детям с особыми потребностями

При работе с детьми с особыми потребностями всегда рекомендуется ожидать неожиданностей. Нет двух одинаковых пациентов и планов лечения, так как многие дети, идентифицирующие себя как аутичные, нуждаются в разной поддержке.

Профессионалы в этой области могут рассчитывать на высокооплачиваемую карьеру с многообещающим карьерным ростом. Вот обзор того, почему вы должны рассмотреть этот захватывающий и динамичный путь карьеры.

Увеличение количества рабочих мест

Как уже упоминалось выше, в десяти лучших профессиях, помогающих детям с особыми потребностями, прогнозируется поразительный рост рабочих мест в ближайшие годы. Это отличная новость для тех, кто беспокоится о финансовой стабильности.

Согласно правительственным данным, в последнее время наблюдается всплеск общего количества объявлений о вакансиях, посвященных помощи детям с особыми потребностями. В начале 2022 года количество вакансий в этой области выросло до 1307 в январе, но июль 2022 года завершился с более чем 2000 вакансий за 30 дней. Эти многообещающие цифры перекликаются с прогнозом Бюро статистики труда США о том, что эти карьеры находятся на подъеме.

Важно отметить, однако, что, хотя многие из этих должностей предполагают высокий прогнозируемый рост, карьеры, требующие официальной сертификации, такие как BCBA, пользуются более высоким спросом, чем карьеры, перечисленные выше, из-за их специализации и опыта. Если вам нужна карьера с самым высоким потенциалом роста, подумайте о том, чтобы стать BCBA.

Вознаграждение за опыт

Несмотря на то, что существует множество вариантов карьеры для тех, кто заинтересован в работе с детьми с особыми потребностями, одной из общих черт всех этих ролей является желание помогать другим. BCBA меняют жизнь детей, идентифицирующих себя как аутичных, их семей и сообществ, в которых они живут.

Требования к смене

Интересно, что многие из перечисленных выше профессий не требуют большого опыта работы. На самом деле, согласно правительственным данным, почти в 65% этих объявлений о вакансиях не указаны какие-либо конкретные требования к опыту. Для тех, кто это делает, только три процента требуют более трех лет опыта.

Это невероятно перспективно для тех, кто считает себя неквалифицированным, но оставляет довольно большой разрыв между позициями, такими как специалист по поведению и BCBA, что требует большего образования, лицензии и опыта. В результате многие компании начинают менять свои требования к работе, чтобы лучше соответствовать растущим потребностям детей с особыми потребностями.

Сделайте первый шаг к помощи детям с особыми потребностями

Сделать первый шаг в любой карьере может быть непросто, но есть несколько четко определенных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы стать более востребованным в этой области. Например, рассмотрите возможность изучения прикладного анализа поведения. «АВА — это научно обоснованное вмешательство, используемое для людей с аутизмом или тех, кто идентифицирует себя как аутист», — говорит Дэвис. На самом деле, «подавляющее большинство поведенческих аналитиков работают с людьми с отклонениями в развитии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *