Разное

Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам: 8. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.

8. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.

Роды

значительная физическая и психическая
нагрузка для организма женщины. Поэтому
должна проводиться как физическая, так
и психопрофилактическая подготовка
беременных женщин к родам.

Физическая
подготовка к родам начинается уже в
ранние сроки и продолжается в течение
всей беременности. Физическая подготовка
включает утреннюю гимнастику и специальные
упражнения при проведении
физиопсихопрофилактической подготовки
к родам, двигательный режим. Утренней
гимнастикой могут заниматься все
здоровые женщины, однако во время
беременности необходимо исключить
прыжки, бег, поднятие тяжестей. Занятия
должны быть посильными, не вызывать
перенапряжения, переутомления и
направленными на укрепление мышц
брюшного пресса и промежности.

Противопоказания
для занятий беременной женщины физическими
упражнениями
:
заболевания сердечно-сосудистой системы
с явлениями декомпенсации кровообращения,
хронический аппендицит, заболевания
печени и почек, токсикозы беременных,
маточные кровотечения, предлежание
плаценты, многоводие, гнойные процессы
любой локализации. Компенсированные
пороки сердца, гипертоническая болезнь
1 и II
стадии, варикозные расширения вен нижних
конечностей (без изъязвления) — не
противопоказания для занятий физкультурой.
Однако при этом должны быть использованы
специальные (щадящие) комплексы
упражнений.

Лучший
вариант проведения эффективных занятий
по физической культуре — это обучение
беременной женщины комплексу упражнений
методистом или специально подготовленной
акушеркой в женской консультации. Для
проверки правильности выполнения
упражнений необходимо 1 раз в 2-3 недели
обратиться к методисту в женской
консультации.

Весьма
полезны воздушные ванны и гидропроцедуры
(души, влажные обтирания), являющиеся
элементами физической культуры.

Для
укрепления мышечной системы необходимо
соблюдение двигательного режима.

Систематические
занятия физкультурой во время беременности
способствуют более благоприятному
течению родов, уменьшению разрывов
промежности и значительному снижению
осложнений в послеродовом периоде.
Физиопсихопрофилактическая подготовка
беременных женщин к родам представляет
собой психопрофилактическую подготовку
в сочетании со специальной физической
подготовкой.

Психопрофилактическая
подготовка к родам проводится начиная
с пер­вого посещения беременной
женщины женской консультации, однако
специ­альные занятия осуществляются
с 30-ти недельного срока через каждые 10
дней всего 5 занятий. Занятия проводит
подготовленная акушерка в специально
оборудованном кабинете. Для каждого
занятия должен быть разработан план,
занятия проходят обязательно с перерывами
(ни в коем случае не ежедневно) с таким
расчетом, чтобы последнее, заключающееся
в повторении и закреплении полученных
знаний и навыков, было проведено ближе
к сроку родов.

Болевые
ощущения у женщин в родах могут иметь
место, так как обу­словлены материальным
субстратом (раскрытие шейки матки,
сжатие и растя­жение при сокращении
матки кровеносных сосудов, имеющих
собственную систему нервных рецепторов,
давление предлежащей части на нижний
сегмент матки, богатый нервными
окончаниями, сжатие и перемещение
мышечных пластов при сокращении матки).
Устранить указанные причины невозможно.
Но есть факторы, которые во много раз
могут усиливать родовые боли — это страх,
отрицательные эмоции, тормозное состояние
коры головного мозга. Вот на их устранение
и направлена психопрофилактическая
подготовка. Главное, чего нужно добиться,
— это снять чувство страха в родах,
который снижает по­рог болевой
чувствительности, и уже начальные, не
очень сильные схватки мо­гут
восприниматься корой головного мозга
как болевые ощущения. Тормозное состояние
коры, ослабление процессов возбуждения
и торможения способст­вуют иррадиации
болевых ощущений на обширную область,
и как следствие они ощущаются как сильные
боли. Задача
специалистов

— вывести кору го­ловного мозга из
тормозного состояния. Родовые боли
значительно уменьша­ются у беременных
женщин, прошедших психопрофилактическую
подготовку, а если они все же имеются,
то применяются дополнительные методы
обезболи­вания (медикаментозные и
др.).

Кроме
обезболивания родов, на занятиях
беременных женщин обучают правильному
поведению во время родов (выполнение
всех указаний медицин­ского персонала,
умение тужиться, понимание необходимости
осмотра родовых путей врачом после
родов и др. ).

Ультрафиолетовое
облучение проводится для группы или
индивидуально (в зависимости от наличия
соответствующей аппаратуры). Выполнение
данной процедуры весьма существенно в
условиях нашей республики, где солнечного
света для беременных недостаточно.
Ультрафиолетовое облучение улучшает
функциональное состояние нервной
системы, повышает иммунологическую
ак­тивность. Последнее способствует
защите организма беременной женщины
от инфекции, профилактике рахита у
плода.

Санитарно-гигиеническое
обучение, входящее в комплекс
физиопсихопрофилактической подготовки
беременных женщин к родам, включает
вопросы режима жизни, труда и отдыха,
рационального питания, личной гигиены
и ис­пользования природных факторов,
благотворно действующих на организм.

Физиопсихопрофилактическая
подготовка к родам, кроме обезболиваю­щего
эффекта, способствует нормальному
течению родов и предупреждению различных
осложнений родов.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам

И. Л. Шиптенко

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам представляет собой комплекс мероприятий, включающих лечебную физкультуру, ультрафиолетовое облучение и специальные занятия.

Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о сущности родовой боли, в формировании которой принимают участие не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно рефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. При этом признается, что ведущая роль в возникновении болевых ощущений принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель психопрофилактической подготовки состоит в устранении страха перед родами и других отрицательных эмоций, возникающих во время беременности, в выработке и закреплении представлений о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, в воспитании нового положительного чувства, связанного с предстоящим материнством.

Психопрофилактическая подготовка к родам начинается с первого посещения женщиной женской консультации. Врач выясняет социально-бытовые условия жизни беременной, ее отношение к беременности и предстоящим родам, наличие вредных привычек. Женщину знакомят с правами беременных и кормящих матерей, льготами для них. Врач выясняет, нет ли у женщины страха перед родами, убеждает беременную в необходимости специальной подготовки к родам, которая помогает устранить болевые ощущения. Врач должен стремиться оказывать благоприятное воздействие на психику беременной, постоянно подчеркивая, что роды – физиологический акт и их течение во многом зависит от подготовленности женщины к родам и материнству.

С 30 недели (начала дородового декретного отпуска) занятия проводятся особенно тщательно. При хорошей предварительной подготовке ограничиваются 4-5 занятиями с таким расчетом, чтобы последнее состоялось за 6-7 дней до родов. При позднем взятии на учет, патологическом течении беременности, отягощенном акушерском анамнезе, экстрагенитальной патологии количество занятий увеличивается до 6-9, провдятся они индивидуально 2 раза в неделю. Здоровые беременные занимаются в группах по 8 – 10 человек, которые по возможности составляются из однотипных в эмоциональном отношении женщин.

Первое занятие. Беременным сообщаются краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, о матке как плодовместилище и органе питания плода. Приводятся сведения и развитии плода, его положении в мате, роли плаценты, околоплодных вод. Разъясняется сущность изменений в организме беременной, обеспечивающих физиологическое течение беременности и родов.

Второе занятие. Дается представление о родах как о физиологическом акте, о трех периодах родов. Объясняются особенности правого периода родов, субъективные ощущения рожающей женщины, дается понятие о схватках, их продолжительности и регулярности. Рассказывается о механизме сглаживания и раскрытия шейки матки, о роли плодного пузыря и околоплодных вод.

Третье занятие. Разъясняется, как вести себя при появлении схваток и в течение всего первого периода родов. Указывается на то, что не следует отождествлять боль и схватку, у многих женщин схватки протекают совершенно безболезненно. Женщин обучают специальным приемам, с помощью которых можно уменьшить болевые ощущения: правильное, равномерное и глубокое дыхание во время схватки; легкие поглаживания переднебоковых поверхностей живота на вдохе и выдохе; поглаживания кожи поясничной области; прижатие большими пальцами кожи к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей; прижатие кулаками точек, соответствующих наружным углам ромба Михаэлиса; ведение счета схваткам; отдых и по возможности попытка дремать между схватками. Беременные должны хорошо усвоить указанные приемы и точно выполнять их. В конце занятия разъясняются причины, которые могут усилить болезненные ощущения в родах (страх, беспокойное поведение, переполненный мочевой пузырь). Необходимо подчеркнуть, что эти причины легко устраняются в родах правильным поведением женщины.

Четвертое занятие. Дается представление о течении второго и третьего периодов родов, характере ощущений роженицы в это время. Рекомендуются рациональные положения в начале и конце периода изгнания, когда роженица должна проявлять максимум физических и психических усилий, уметь задерживать дыхание для повышения эффективности потуг и расслаблять мускулатуру в момент рождения головки плода. Подчеркивается, что продолжительность второго периода родов зависит не только от правильного применения приемов, но и от достаточной физической подготовки. Рекомендуется дома повторять предложенные приемы для полного их усвоения. Рассказывается о течении и содержании последового периода, его продолжительности, характере схваток. Женщины обучаются правильному поведению при рождении последа.

Пятое занятие. Как правило, это заключительное занятие, на котором контролируется усвоение материала прошлых занятий. Рассказывается о порядке и обстановке в родильном доме, о правилах асептики и антисептики. Дается представление об обязательных и возможных лечебно-диагностических мероприятиях (наружное и влагалищное исследование, вскрытие плодного пузыря, внутривенные и внутримышечные инъекции, вдыхание кислорода и т.д.). Объясняется их обоснованность и необходимость для благополучного течения и завершения родов.

Психопрофилактическую подготовку беременных к родам необходимо сочетать с физическими упражнениями, которые рекомендуется проводить с самого начала беременности.

Занятия физкультурой проводятся чаще группами под руководством инструктора п лечебной физкультуре или специально обученной акушерки. Допускается выполнение упражнений на дому после соответствующего обучения.

Заниматься физкультурой рекомендуется утром до еды или через 1 – 2 часа после завтрака в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 мин. Комплекс упражнений не должен вызывать у беременной усталости, затруднения дыхания, сердцебиения, одышки и т. п.

Исключаются прыжки, значительное натуживание, резкие движения. Систематические занятия физкультурой повышают сопротивляемость организма инфекции, укрепляют нервную систему, придают ощущение бодрости, улучшают общее состояние, аппетит, сон, работу сердечно-сосудистой системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения укрепляют мышцы тазового дна, передней брюшной стенки, устраняют застойные явления в малом тазу и нижних конечностях, способствуя нормальному течению родового акта и послеродового периода.

Занятия физкультурой рекомендуются только здоровым женщинам, с физиологическим течением беременности.

Противопоказания для занятий:

  • острые инфекционные заболевания,
  • декомпенсированнные заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • болезни печени и почек,
  • осложнения беременности (гестозы, угроза невынашивания, кровотечения во время беременности).

Кроме занятий физкультурой используются и другие средства закаливания: прогулки на свежем воздухе, воздушные дозированные ванны, витаминотерапия, рациональная диета и т. д.

Самоотчет и психофизиологические эффекты препарата Ламаз: аналог боли при родах

Сравнительное исследование

. 1985 г., июнь; 8 (2): 155–65.

doi: 10.1002/нур.4770080209.

Э. Геден, Н. С. Бек, Г. Броудер, Дж. Глейстер, С. Полман

  • PMID:

    3895305

  • DOI:

    10.1002/нур.4770080209

Сравнительное исследование

E Geden et al.

Рес Нурс Здоровье.

1985 июнь

. 1985 г., июнь; 8 (2): 155–65.

doi: 10.1002/нур.4770080209.

Авторы

Э. Геден, Н. С. Бек, Г. Броудер, Дж. Глейстер, С. Полман

  • PMID:

    3895305

  • DOI:

    10.1002/нур.4770080209

Абстрактный

Восемьдесят нерожавших студенток колледжа были случайным образом распределены по восьми лечебным группам, представляющим все возможные комбинации трех основных компонентов метода подготовки к родам по Ламазу (релаксационные тренировки, информативные лекции и дыхательные упражнения). Оценки эффективности этих стратегий преодоления боли впоследствии проводились в контексте одночасового сеанса, включающего двадцать 80-секундных воздействий лабораторного болевого раздражителя, схема которого напоминала родовые схватки. Зависимые переменные включали самооценку боли, систолическое и диастолическое артериальное давление, лобную ЭМГ и частоту сердечных сокращений. Результаты исследования показали, что обучение релаксации является наиболее терапевтически активным компонентом схемы лечения Lamaze со значительным влиянием (лечение X испытаний) на боль, о которой сообщали сами пациенты, ЭМГ лобной области и частоту сердечных сокращений. Последствия этих выводов обсуждаются с точки зрения разработки новых и, надеюсь, более эффективных методов подготовки женщин к родам.

Похожие статьи

  • Самоотчет и психофизиологические эффекты пяти стратегий преодоления боли.

    Геден Э., Бек Н., Хауге Г., Полман С.
    Геден Э. и соавт.
    Нурс Рез. 1984 сен-октябрь; 33(5):260-5.
    Нурс Рез. 1984.

    PMID: 6382172

    Клиническое испытание.

  • Эффекты моделирования и информация о реакциях на боль: аналог подготовки к родам.

    Мандерино М.А., Бздек В.М.
    Мандерино М.А. и соавт.
    Нурс Рез. 1984 янв-февраль;33(1):9-14.
    Нурс Рез. 1984.

    PMID: 6560420

    Клиническое испытание.

  • Влияние когнитивных и фармакологических стратегий на аналогичную родовую боль.

    Геден Э.А., Бек Н.С., Андерсон Дж.С., Кенниш М.Е., Мюллер-Хайнце М.
    Геден Э.А. и соавт.
    Нурс Рез. 1986 сен-октябрь; 35 (5): 301-6.
    Нурс Рез. 1986 год.

    PMID: 2875439Клиническое испытание.

  • Подготовка к родам — ​​доказательства эффективности. Обзор.

    Дженест М.
    Дженест М.
    ДЖОН Нурс. 1981 март-апрель;10(2):82-5. doi: 10.1111/j.1552-6909.1981.tb00839.x.
    ДЖОН Нурс. 1981.

    PMID: 7009948

    Обзор.

  • Практический подход к поддержке труда.

    Адамс ЭД, Бьянки А.Л.
    Адамс Э.Д. и соавт.
    J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2008 г., январь-февраль; 37(1):106-15. doi: 10.1111/j.1552-6909.2007.00213.x.
    J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2008.

    PMID: 18226164

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Модифицированное дыхание Ламазе уменьшает боль в животе у пациентов во время колоноскопии.

    Ван Ф., Вэнь С., Чен Дж., Ду Л., Цзэн Дж.
    Ван Ф и др.
    Вычислительные математические методы мед. 2022 26 июля; 2022:1557861. дои: 10.1155/2022/1557861. Электронная коллекция 2022.
    Вычислительные математические методы мед. 2022.

    PMID: 35928975
    Бесплатная статья ЧВК.

    Клиническое испытание.

  • Неседативная колоноскопия может быть не такой болезненной: Оценка эффекта «Метода Ламазе колоноскопии».

    Ю С.П., Линь С.Д., Ву Г.Ю., Ли С.Х., Вэнь З.К., Сен С.Х., Хуан С.Г., Хуан М.Т.
    Ю СП и др.
    World J Gastrointest Endosc. 2015 Окт 25;7(15):1191-6. дои: 10.4253/wjge.v7.i15.1191.
    World J Gastrointest Endosc. 2015.

    PMID: 26504509
    Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • 1RO2 NU 00707-02/NU/BHP HRSA HHS/США

определение психопрофилактики+подготовки+к+родам по Медицинскому словарю

Психопрофилактика+подготовка+к+родам | определение психопрофилактики+подготовки+к+родам по Медицинскому словарю

Психопрофилактика+подготовка+к+родам | определение психопрофилактики+подготовки+к+родам по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *