Евсевий сокращенно: ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ — Древо
ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ — Древо
Евсевий, епископ Кесарийский |
Евсевий Кесарийский[1] (ок. 275 – 339), так же известный как Евсевий Памфил[2], выдающийся церковный писатель и ученый, с 311 г. епископКесарии Палестинской. Евсевия называют отцом церковной истории из-за проделанной им гигантской работы по собиранию материалов об истории ранней церкви и систематизации их.
До нас не дошли точная дата и место рождения Евсевия, и очень мало известно о его ранних годах. Он сблизился с пресвитером Дорофеем в Антиохии и вероятно был наставляем им в изучении Святого Писания. В 296 году он был в Палестине, где видел будущего императора Константина, который посетил ее вместе с Диоклетианом. Он жил в Кесарии, когда там епископом был Агапий, и подружился с Памфилом, с которым он, похоже, при помощи Гексагеп Оригена и различных комментариев, собранных Памфилом, совместно изучал текст Библии с целью подготовки выправленной версии ее.
В 307 году Памфил был арестован, но Евсевий продолжил работу над их проектом. После смерти Памфила он заканчивает их совместный труд в защиту Оригена, и отправляет его исповедникам, сосланным в рудники в Египте. После этого Евсевий переезжает в Тир, а затем в Египет, где он в первый раз подвергся гонениям за Христа.
Следующее что нам известно о Евсевии, это его избрание епископом Кесарии Палестинской вскоре после 313 года. Об его первых годах правления епископом нам ничего не известно, но, когда в 325 году был созван I Вселенский Собор в Никее, Евсевий играет в нем одну из ведущих ролей. Хотя он не был известным богословом или праведником, но как известный церковный автор и глубоко образованный человек, пользующийся к тому же особым расположением императора Евсевий, выдвинулся на передний план в созванном соборе. Так предложенный им текст был взят за основу Никейского Символа Веры.
Евсевий продолжал участие в арианской смуте и после Никейского Собора. Так, на созванный им в 325-328 гг. Поместный Собор в Кесарии поддержал Ария и сторонников его ереси.
Кроме того, в ходе спора с Евстафием Антиохийским, который выступал против увеличения влияния учения Оригена и его практики аллегорических толкований Библии, видя в богословии Оригена корни арианства, Евсевий, поклонник Оригена, был обвинен Евстафием в отходе от Никейского Символа Веры. Евсевий в ответ обвинил Евстафия в савеллианстве. Враги Евстафия собрали местный собор в Антиохии, на котором сняли его с кафедры путем фальшивых доносов на него императору добились ссылки. Нашлась партия, собравшая даже большинство голосов в пользу любимца императора, ученого епископа Кесарии Палестинской Евсевия. Но не в духе любившего кабинетное спокойствие Евсевия было сменить его на пекло борющихся страстей столицы. Евсевий сослался при отказе на букву канонов, в частности и Никейского собора, воспрещающих епископам покидать свои кафедры и переходить на новые. Эта мотивировка очень понравилась императору Константину, и он особо похвалил Евсевия за скромность и за законность. На выборах прошел Евфроний, пресвитер из Кесарии Каппадокийской, друживший с Евсевием на почве противоникейства.
После победы над Евстафием, Евсевий вместе с другими сторонниками Ария повел атаку против Афанасия Великого, одного из столпов Православия и лидера борцов против арианства. В 334 году по приказу императора Евсевий созвал Поместный Собор, на котором рассматривалось обвинение святого Афанасия Великого в магии и в убийстве некоего мелетианского епископа Арсения. Доказательств не нашлось, а «убиенный» епископ был найден живым, однако уже в следующем году свт. Афанасий был низложен Тирским Собором. Вместе с Афанасием арианам удалось свалить Маркелла, епископа Анкирского, другого видного борца с арианством, и отправить его в изгнание.
22 мая 337 г. император Константин умер, Евсевий ненадолго пережил императора и, потеряв былое влияние, скончался около 339 г.
Работы
Из огромного письменного наследия Евсевия, до нас дошла достаточно большая часть его трудов. Хотя проарианская позиция Евсевия скомпрометировала его как богослова, он остается для нас бесценным церковным писателем благодаря своему стилю: Евсевий снабжал свои работы обильными и аккуратными цитатами источников, существенно облегчаю задачу писателям боле позднего периода. Многие произведения, дошли до нас только в виде цитат из книг Евсевия (и следовательно благодаря ему).
Литературное творчество Евсевия в целом отражает путь его жизни. Вначале, под влиянием Памфила и, вероятно, Дорофея, он посвятил себя задаче библейской критики. Позже гонения Диоклетана привлекли его внимание к мученикам и составлению их житий. Это привело его к изучению и написанию истории Церкви, и наконец к всемирной истории, которая для него была лишь подготовкой к истории Церкви.
Наступившее время арианской смуты заставило его сконцентрироваться на догматических вопросах. Так же пришедшее признание империей Христианства, требовало создания апологических работ касающихся самых разных вопросов. Под конец своей жизни, Евсевий, придворный писатель и богослов, написал серию хвалебных речей прославляющих императора Константина.
Помимо перечисленного выше, к его наследие состоит из многочисленных произведений не подпадающих под классификацию, начиная от писем и приветственных речей, и заканчивая разнообразными ексгезетическими работами, над которыми он работал на протяжении всей жизни и включающих в себя комментарии к Библии, трактаты по Библейской Археологии и даже нечто вроде путеводителя по Святым Местам.
Библейская критика
Памфил и Евсевий совместно работали над критическим анализом текстов Ветхого и особо Нового Заветов в Септуагинте. Вероятно, они работали над рукописями изначально подготовленными Оригеном, которые они, согласно бл. Иерониму отредактировали и распространяли Для облегчения изучения четырех Евангелий, Евсевий разбил их на параграфы[3] и составил на основе их сводную хронологическую таблицу с указанием мест из каждого Евангелия описывающих каждое событие в таблице.
Хроника
«Хроника» одна из двух основных исторических работ Евсевия, состоит из двух частей. Первая «Анналы» (греч. Chronographia), была задумана как краткое изложение мировой истории, сгруппированное по странам. Вторая «Хронологический канон» должна была дополнять первую, представляя материал первой части в виде хронологической таблицы.
«Хроника» не сохранилась целиком в оригинале, однако может быть восстановлена из более поздних византийских работ, авторы которых обильно использовали ее материал и широко цитировали ее. Таблицы из второй части, полностью сохранились в латинском переводе бл. Иронима. Так же до нас дошел армянский перевод «Хроник». «Хроника» в дошедшем до нас виде описывает события да 325 г. Она была написана перед «Церковной историей».
«Церковная история»
В «Церковной Истории» Евсевий согласно его же собственным словам, намеревался описать историю Церкви от апостолов, до своего времени, уделяя при этом особое внимание следующим областям:
- преемственности епископов на важных кафедрах;
- истории христианских учителей;
- истории ересей;
- истории евреев;
- отношениям с язычниками;
- мученикам.
Евсевий закончил «Церковную историю» где-то между концом 323 и серединой 324 года.
Полный текст:
- http://palomnic.org/history/ort/tserkov/evs_kes/ — сайт Православный поклонник на Святой Земле
- http://khazarzar.skeptik.net/books/eusebius/he/ — библиотека Руслана Хазарзара
Апологетические и догматические работы
Многие апологетичекие и догматические работы Евсевия оказались полностью утерянными. Ниже приведенны основные его работы из этой категории, которые хотя бы частично сохранились.
- «Апология Оригена» — первые 5 книг этой работы были написаны Памфилом во время его заключения в тюрьме, при помощи Евсевия. После смерти Памфила Евсевий дописал шестую книгу. До нас дошла только первая книга в латинском переводе Руфина.
- «Philalethes logos» — сочинение направленное против Гиерокла (Иерокла?) (римского проконсула и неоплатоника), который прославлял в своих книгах Апполония Тианского, противоставляя его Иисусу Христу и утверждая что Апполоний превзошел Иисуса как учитель и чудотворец.
- “Приготовление к Евангелию» (лат. «Praeparatio evangelica») – трактат доказывающий превосходство Христианства над всеми языческими религиями и философскими школами. «Приготовление» состоит из 15 книг, которые целиком дошли сохранились. Евсевий писал эту книгу как введение в Христианство для язычников. Эта книга также ценна сегодня, тем что Евсевий обильно цитировал в ней многих древних историков и философов, чьи нигде больше работы не сохранились.
- «Доказательство в пользу Евангелия» (лат. «Demonstratio evangelica») – этот трактат тесно связан с предыдущей работой, состоял из 20 книг, из которых полностью сохранилось 10 книг и фрагмент пятнадцатой. Эта работа посвященна личности Иисуса Христа.
- «Выписки из пророков» (греч. Eklogai prophetikai) – эта работа в четырех книгах посвященна мессианским местам в пророческих книгах.
- полемический трактат «Против Маркелла», написаный около 337 г.
- дополнение к пердыдущей работе «О богословии», в которой Евсевий полемизирует с св. Афанасием Великим.
Прочие работы
Из работ Евсевия посвященных Библии до нас дошел только “Ономастикой” – справочник по упоминаемым в Библии географическим местам. Другие его работы по библейской археологии, так же как его комментарии к Библии утерянны[4]. Почти полностью утерянны письма Евсевия. Однако до нас дошли несколько его речей и проповедей, таких как проповедь на освященние церкви в Тире и речь на тридцатилетия правления императора Константина.
Оценка Евсевия
Когда начались арианские волнения, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на соборе 325 г. дело дошло до голосования формулы императора: (единосущный), он не устоял перед искушением угодить венценосному епископу (Константину).
Сам Евсевий признавал, что он подписал символ Никейского собора, чтобы не нарушать мира церкви. В сочинении «О церковном богословии» он скорее уклонялся от решения спорного вопроса, как неуместного и неразрешимого, чем был сторонником какого-либо формулированного учения. Можно думать, что к арианским мнениям он, до некоторой степени, склонился позже, в чем сказался ученик Оригена. В 330 г. он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 г. требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.
Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия (+ в 1676 г.), признает, однако, Евсевия православным; так же думает русский патролог Филарет, епископ черниговский. А. В. Горский находит Евсевия лишь не твердым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождем партии так называемых полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.
Но в представлении о Евсевии все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.
Евсевий является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству наводить свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни императора и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону.
Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Многие исследователи обвиняют его в фальсификации документов. Авторитетный современный богослов и историк церкви протопресв. Иоанн Мейендорф характеризует Евсевия как «придворного епископа» при императоре Константине. Еще в большей мере, чем «Жизнь Константина», вызывает сомнения в правдивости и его «Церковная история».
По оценке Баура, Евсевий, благодаря своему сочинению «Церковная история» для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории всеобщей. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля ее за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим.
Главное достижение Евсевия — создание жанра церковной историографии. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании. Его дело было продолжено целой плеядой историков — Сократом Схоластиком, Эрмием Созоменом, Феодоритом Кирским, Евагрием Схоластиком, Бедой Достопочтенным, Адамом Бременским, Ордериком Виталием и многими другими.
[1] Помимо Евсевия Кесарийского или Евсевия Памфила, о котором эта статья, в тоже время активное участие в арианской смуте принимал епископ Евсевий Никомидийский, этих двух епископов легко спутать друг с другом.
[2] Eusebius Pamphili, т.е. Евсевий друг Памфила
[3] Общепринятое сегодня разбиение текстов Библии на главы и стихи, тогда еще не существовало.
[4] Те тексты, которые называются библейскими комментариями Евсевия, в реальности являются более поздними выписками из катен.
Егесипп. Большая российская энциклопедия
Летописцы, хронисты, мемуаристы
- Области знаний:
- Интеллектуальная история Европы, Древняя церковь, Религиозная история Европы
- Другие наименования:
- Гегесипп; Гегезип
- Дата смерти:
- 2-я половина 2 века
- Историческое государство:
- Древний Рим
- Современное государство:
- Греция, Италия
- Исторический период:
- Древний мир
- Язык:
- древнегреческий
Егеси́пп (Гегесипп, Гегезип; греч. ῾Ηγήσιππος) (2 в.), христианский писатель и апологет, один из первых церковных историков, святой.
Жизнь
О происхождении и жизни Егесиппа почти ничего не известно. По мнению Евсевия Кесарийского, он был евреем, обратившимся в христианство (Евсевий Памфил. Церковная история. IV. 22). Егесипп совершил путешествие на Запад: долго жил в Коринфе, когда епископом там был Прим. Затем отправился в Рим. Как долго он пробыл в Риме, в понтификат какого папы и куда направился затем, неясно. Егесипп говорил, что составил списки пап до Аникета (понтификат 154–166), но при этом упоминал имена и преемников Аникета – Сотера (понтификат ок. 166–175) и Элевтерия (понтификат ок. 175–189). Неясно, застал ли он понтификаты этих пап, добавил кого-то из них в своё сочинение после возвращения домой или посещал Рим при последнем из них. Вероятно, целью его поездки было собрать сведения о ересях или заручиться поддержкой древнейших христианских общин против гностиков. Егесипп также сообщил о себе, что при его жизни происходили игры, которые император Адриан (правил 117–138) учредил в честь своего фаворита, Антиноя (Евсевий Памфил. Церковная история. IV. 8). Возможно, он помнил их с детства. Иероним Блаженный назвал время жизни Егесиппа близким к апостольским временам (Иероним. О знаменитых мужах. 22), а Евсевий говорил о его принадлежности к 1-му поколению после апостолов (Евсевий Памфил. Церковная история. II. 23. 3). В «Пасхальной хронике» (Chronicon Paschale. 239) сообщается, что Егесипп умер в период правления императора Коммода (180–192).
День памяти Егесиппа встречается под 7 апреля в ирландском Мартирологе из Тамлахты (ныне Таллахт, в черте г. Дублин) (9 в.). В Римский мартиролог (16 в.) его день памяти под тем же числом была включён по настоянию Ц. Барония, который считал, что Егесипп принял мученическую кончину в Риме (Acta Sanctorum… Aprilis. Т. 1. Antverpiae, 1675. P. 656–657).
Сочинение
Егесиппу принадлежал несохранившийся труд на древнегреческом языке «Записи о церковных делах» («῾Υπομνήματα ἐκκλησιαστικῶν πραξέων») в 5 книгах. По словам Иеронима Блаженного, Егесипп описал все события истории христианской Церкви, начиная от распятия Иисуса Христа и до своих дней (Иероним. О знаменитых мужах. 22). Судя по цитатам из этого сочинения в «Церковной истории» Евсевия, работа представляла собой не историческое сочинение, а собрание записок, преданий и т. п. Поскольку рассказ Егесиппа о святом Иакове Праведном помещался в 5-й книге (Евсевий Памфил. Церковная история. II. 23. 4-18), изложение не было хронологическим. Стиль Егесиппа Иероним называет простым. Евсевий доверял сведениям Егесиппа и цитировал его многократно (Евсевий Памфил. Церковная история. III. 5. 2–3; 11. 1–12. 1; 16. 1; 20. 1–6; 32. 1–8; IV 8. 2, 11; 22. 1–9). Целью работы Егесиппа было защитить ортодоксальное христианство от еретических искажений.
Псевдо-Гегесипп
Под именем Егесиппа известно также сочинение на латинском языке «Об уничтожении города Иерусалима» («De excidio Urbis Hierosolymitanae») в 5 книгах, посвящённое Иудейской войне 66–74 гг. В ранних рукописях этого сочинения имя автора отсутствует. По ряду признаков текст датируется 370-ми гг. Автор, скорее всего, одинаково хорошо владел латинским и греческим языками (среди вероятных кандидатур – Евагрий, переводчик «Жития Антония» Афанасия Великого и друг Иеронима Блаженного). Возможно, причиной написания сочинения была попытка императора Юлиана Отступника восстановить Иерусалимский храм в 363 г. Сочинение представляет собой эпитому (сокращённый пересказ) 1–4-й и 6–7-й книг «Иудейской войны» Иосифа Флавия с добавлением материала из 18–20-й книг его «Иудейских древностей». Принадлежность автора к христианской вере проявляется в разделах, где он говорил о преследованиях Иисуса Христа и Его учеников, а также о Симоне Волхве и об апостолах Петре и Павле. Он также упоминал Константинополь как вторую столицу Римской империи. Во времена Кассиодора (6 в.) в Западной Европе перевод этого сочинения с греческого языка приписывался Иерониму Блаженному, Амвросию Медиоланскому или Руфину Аквилейскому (Cassiodorus. De institutione divinarum litterarum. 17), но их кандидатуры по разным причинам маловероятны. Вероятно, имя Егесиппа оказалось в заглавии в результате искажения латинских слов «Еx Iosippo» («Из Иосифа»).
Ткаченко Александр Анатольевич
Дата публикации: 19 октября 2022 г. в 13:03 (GMT+3)
Евсевий Кесарийский | Биография, сочинения, церковная история и важность
- Расцвет:
- с.301 — с.400
Израиль
- Известные работы:
- «Церковная история»
- Предметы изучения:
- история раннего христианства
Просмотреть весь связанный контент →
Евсевий Кесарийский , также называемый Евсевий Памфил (расцвет 4 века, Кесария Палестинская, Палестина), епископ, толкователь, полемист и историк, чей отчет о первых веках христианства в его Церковной истории является важной вехой в христианской историографии.
Евсевий был крещен и рукоположен в Кесарии, где его обучал ученый пресвитер Памфил, с которым он был связан узами уважения и привязанности и от которого получил имя Евсевий Памфил («сын или слуга Памфила») . Памфил подвергся гонениям со стороны римлян за свои убеждения и умер мученической смертью в 310 г. После смерти Памфила Евсевий удалился в Тир, а затем, когда гонения Диоклетиана еще свирепствовали, отправился в Египет, где, по-видимому, был заключен в тюрьму. но вскоре освобожден.
Еще из Британники
Христианство: взгляды Евсевия Кесарийского
Работа ученых христианской школы в Кесарии распространилась на все области христианской письменности. Сам Евсевий много писал как апологет, хронограф, историк, экзегет и полемист, но его обширная эрудиция не может сравниться с ясностью мысли или привлекательностью изложения. Его слава основана на его Церковной истории 9.0028 , которую он, вероятно, начал писать во время римских гонений и несколько раз пересматривал между 312 и 324 годами. В этой работе Евсевий произвел то, что можно назвать в лучшем случае полностью задокументированной историей христианской церкви, а в худшем — сборником отрывков. из его источников. В «Церковной истории» Евсевий постоянно цитирует или перефразирует свои источники, и, таким образом, он сохранил части более ранних работ, которых больше нет. Он уже составил свою Хронику , который был очерком всемирной истории, и он перенес этот летописный метод в свою Церковную историю , постоянно прерывая свое повествование об истории церкви, чтобы вставить воцарение римских императоров и епископов четырех великих престолов (Александрия , Антиохия, Иерусалим и Рим). Он расширял свою работу в последовательных изданиях, чтобы охватить события до 324 года, за год до Никейского собора. Однако Евсевий не был великим историком. Его трактовка ереси, например, неадекватна, и он почти ничего не знал о западной церкви. Его исторические труды действительно являются апологетикой, показывая на фактах, как церковь реабилитировала себя против еретиков и язычников.
Евсевий стал епископом Кесарии (в Палестине) около 313 г. Около 318 г. богословские взгляды Ария, александрийского священника, стали предметом споров, поскольку он учил о подчинении Сына Отцу ( см. Арианство) , Евсевий был вскоре вовлечен. Изгнанный из Александрии за ересь, Арий искал и находил сочувствие в Кесарии и фактически провозгласил Евсевия ведущим сторонником. Евсевий не полностью поддерживал ни Ария, ни Александра, епископа Александрии с 313 по 328 год, чьи взгляды, по-видимому, склонялись к савеллианству (ересь, которая учила, что Бог проявлялся в прогрессивных формах). Евсевий написал Александру, утверждая, что Ария представили в ложном свете, а также призвал Ария вернуться к общению со своим епископом. Но события развивались быстро, и на антиарианском соборе в Антиохии около января 325 г. Евсевий и двое его союзников, Феодот из Лаодикии и Нарцисс из Неронии в Киликии, были временно отлучены от церкви за арианские взгляды. Когда позже в том же году собрался Никейский собор, созванный римским императором Константином I, Евсевию пришлось объясняться, и он был реабилитирован с явно выраженного одобрения императора.
В годы после Никейского Собора император стремился добиться единства внутри церкви, поэтому сторонники Никейского Символа веры в его крайней форме вскоре оказались в положении диссидентов. Евсевий участвовал в изгнании св. Афанасия Александрийского (335 г.), Марцелла Анкирского (ок. 336 г.) и св. Евстафия Антиохийского (ок. 337 г.). Евсевий остался в милости у императора и после смерти Константина в 337 г. написал свою «Житие Константина ».0028 , панегирик, обладающий некоторой исторической ценностью, главным образом из-за использования первоисточников. На протяжении всей своей жизни Евсевий также писал апологетические работы, комментарии к Библии и работы, объясняющие параллели и расхождения в Евангелиях.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Проблема Евсевия | Христианская история
Проблема Евсевия
М любой народ знает Евсевия Кесарийского как «отца церковной истории». Но как провокационно спросил Роберт М. Грант, современный историк периода ранней церкви: «Писал ли историю Отец Истории Церкви?»
Еврейский историк Дорон Мендельс описывает «Церковную историю» Евсевия как «медийную революцию» и предполагает, что из-за своего стиля вплетения коротких статей в более широкую схему автор был «одним из отцов журналистского жанра». Другой автор заключает, что Евсевий был «не столько историком, сколько распространителем знаний».
Или, возможно, посредник пропаганды. Это тот человек, который называл императора Константина «самолюбимым Богом», описывал церковь четвертого века как приведенную в «состояние единой гармонии» и называл евреев «народом, убившим пророков и самого Господа».
Как бы мы ни оценивали достижения Евсевия, его работа остается фундаментом для наших знаний о церкви первых трех веков ее существования. И этот фундамент стоит крепко, несмотря на заметные трещины.
Нулевая точка
Евсевий был не только летописцем истории, но и одним из ключевых игроков в важный поворотный момент для церкви. Его эпоха отмечена «великими гонениями» при Диоклетиане и его соправителях (303–311), обращением императора Константина (312) и Никейским собором (325).
О многих событиях своего времени Евсевий мог написать как очевидец:
«Мы своими глазами видели молитвенные дома поверженными до самого основания, и Божественные и Священные Писания преданные огню на базаре- местах, и пастырей церквей подло спрятавшихся тут и там, и некоторых из них с позором схватили и осмеяли враги» (Церковная история 8.2.1).
Но тот, кто так много рассказал нам об истории церкви и о своем времени, мало рассказал нам о себе. Как и никто другой.
Он родился около 260 г. и предположительно вырос в Кесарии Палестинской, куда попал под влияние Памфилия, ученого учителя из Александрии. Памфилий, преданный ученик Оригена, собрал впечатляющую библиотеку сочинений Оригена, а также копии Священного Писания и комментарии к ним. Эта библиотека и библиотека епископа Александра Иерусалимского послужили основой обучения Евсевия.
Памфилий был заключен в тюрьму в 308 году. Евсевий часто навещал его, и они вместе написали пять томов «Защиты Оригена». Когда Памфилий умер мученической смертью, Евсевий в благодарность прибавил к своему имени Памфилий, став «Евсебием [сыном или учеником] Памфилия».
Умеренная позиция Евсевия в отношении арианства (христологии, осужденной как ересь в Никее) принесла ему временное отлучение от церкви синодом в Антиохии в 324 или 325 году, но его ревностная поддержка Константина нанесла самое большое пятно на его наследии. Изложенное в праздничном житии Константина, это благоговейное восхищение появляется и в конце церковной истории, где, по правде говоря, оно имеет некоторый смысл.
Евсевий пережил ужасные гонения. Обращение Константина в христианство обещало положить конец таким ужасам и начать эру беспрецедентной силы церкви. Поддержка Евсевием искупленного режима была логичной, хотя и наивной реакцией.
Евсевий пользовался доверием императора и стал семейным летописцем. Он также стал епископом Кесарии, по-видимому, в 313 году, когда Константин и Лициний издали так называемый «Миланский эдикт», даровавший христианам терпимость. Позже Евсевию предложили более видный епископат Антиохии, но он предпочел остаться в Кесарии. Он умер там где-то около 340 г.
Борьба за веру
Обладая огромной страстью к учебе, Евсевий стал опытным экзегетом, богословом, апологетом, оратором, государственным деятелем и, конечно же, историком. Но хотя он наиболее известен своими историческими работами, можно утверждать, что он был прежде всего апологетом. Его библейские работы отвечают на проблемы в тексте Писания, а его исторические работы доказывают истинность христианства.
Одна из главных апологетических работ Евсевия, «Подготовка Евангелия», использует цитаты из греческих авторов для опровержения мифологии, оракулов и философии язычества. Другой апологетический труд «Доказательство Евангелия» показывает, что христианство продолжает религию ветхозаветных патриархов и исполняет иудейское пророчество.
Апологетика мотивировала и ранний исторический труд Евсевия, «Хроники». В нем Евсевий выстраивает основные события всемирной и священной истории, чтобы доказать, что еврейский народ был древнее других народов. Произведения, восхваляющие Константина, — «Житие Константина», «Восхваление Константина» и «Обращение Константина к Собору святых» — можно считать историческими произведениями, но они также имеют апологетический уклон.
Священная история
Его церковная история разделяет миссионерскую цель с более явными апологетическими писаниями Евсевия, но изобилует историческими подробностями. В первых словах говорится о шести интересах Евсевия:
«Моя цель — написать отчет о преемственности святых апостолов;. …
» рассказать о многих важных событиях, которые, как говорят, произошли в истории церкви;
«указать тех, кто руководил и председательствовал над церковью в самых видных приходах и тех, кто в каждом поколении провозглашал божественное слово устно или письменно;. …
«указать имена. … тех, кто из-за любви к инновациям допустил величайшие ошибки;. …
«чтобы рассказать о несчастьях, которые немедленно обрушились на весь еврейский народ вследствие их заговоров против нашего Спасителя;
«и записать способы и времена, когда божественное слово подвергалось нападкам со стороны народов, и описать характер тех, кто в разные периоды боролся за это, проливая кровь и пытки, а также признания, сделанные в наши дни, и, наконец, милостивую и любезную помощь, которую наш Спаситель оказал им всем».0021
Позже Евсевий добавляет седьмой интерес: канон Писания. Тем не менее, он не обсуждает ни одну из этих тем в первой из своих 10 книг.
Евсевий начинает свою церковную историю с описания божественной природы предсуществующего Христа и «рассеяния семян истинной религии» среди людей с начала времен. Многие люди на протяжении всей истории отвергали это божественное учение, но оно всегда было доступно. Этот момент был решающим для Евсевия, потому что он отвечал на важный вопрос язычников: если христианство — единственная истинная религия, почему оно так поздно пришло в мир?
Более того, утверждение о том, что христианство началось при сотворении, было центральным в богословии истории Евсевия. Чтобы подтвердить свое заявление о том, что Божий план достиг своего апогея во Христе, ему пришлось проследить этот план во все времена. На этом основании он мог показать, как Бог продолжал действовать и через церковь.
Евсевий написал Историю для простых христиан и интересующихся нехристиан. Эта широкая аудитория не интересовалась доктринальными вопросами, поэтому Евсевий уделяет таким вопросам мало внимания. Вместо этого он сосредотачивается на том, что должно было бы иметь популярное и непреходящее значение: сенсационные рассказы о мученической смерти, пикантные факты об известных лидерах, живые цитаты и личные размышления.
Слабые и сильные стороны
У Евсевия было много недостатков, как у писателя, так и у историка. Он ошибочно предположил, что ранняя церковь выглядела точно так же, как та церковь, которую он знал. Он не проявлял никакого понимания доктринального или институционального развития, особенно на латинском Западе, регионе, о котором он мало знал.
Евсевия также можно обвинить в обелении того, что он знал. Когда он представил отчеты о преследовании в свое время, он заявил, что включает только то, что было бы полезно:
«Мы не будем упоминать о тех, кто был потрясен гонением, и о тех, кто во всем, что касается спасения, потерпел кораблекрушение… Но мы введем в эту историю вообще только те события, которые могут быть полезны сначала нам, а потом потомству» (История церкви 8.2.3).
Другие жалобы на Евсевия включают его невнимание к последовательному повествованию, его иногда небрежное использование источников и, конечно же, его веру в то, что христианство и римское государство принадлежат друг другу. Но эта негативная картина может быть преувеличена, и современные читатели могут быть благодарны за то, что оставил нам Евсевий.
Что бы ни говорили о неспособности Евсевия систематизировать свои материалы, он, тем не менее, хорошо разбирался в темах, которые будут представлять неизменный интерес для будущих поколений. Кто может забыть сцены, записанные Евсевием?
Апостол Иоанн бежит из купальни, обнаружив там Керинфа, «врага истины».
Иустин Мученик в плаще философа, проповедующий Слово Божие.
Поликарп исповедует свою веру перед правителем: «Восемьдесят шесть лет я служу Христу, и Он не сделал мне зла; как я могу хулить моего царя, спасшего меня?»
Бландина, рабыня, висящая на столбе, как на кресте, но вдохновляющая своих собратьев-мучеников, «видевших Распятого в образе сестры их».
Отец Оригена восхищается своим спящим мальчиком как тем, в ком заключен божественный Дух.
Евсевий не довел до совершенства дисциплину церковной истории, но он сделал решающий первый шаг к рассмотрению мировых событий с христианской точки зрения. Это дань его достижениям, что такие ученые, как Руфин, Сократ Схоластик, Созомен и Феодорит, продолжали его поиски, хотя никто не пытался переписать то, что он написал. На протяжении веков историки продолжали только то, на чем он остановился.