Разное

Домашнее воспитание: Семейная педагогика и домашнее воспитание

Содержание

Домашнее воспитание. Плюсы и минусы семейного образования. Домашнее обучение плюсы и минусы

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития — как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься развитием ребенка самостоятельно, обратиться к помощи няни, сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование — что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам «домашнее» качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают — вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением — как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять гувернантку или репетиторов, которые дополнят «образовательное» окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование — основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи — это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка — выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, «подтягивании» знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе — это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми — воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на «социальной дистанции» — благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми — и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация — понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды — и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное — построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет, когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет, когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет, когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу — чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности — в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения — работа с так называемыми «сложными», «особыми» детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у «среднестатистических» детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

Так что же выбрать — домашнее обучение, репетиторов, детский сад или пансион? Как сочетать возможности разных форм обучения и воспитания?

Наверное, у каждого родителя есть четкое представление о том, как надо обучать ребенка, каких ошибок следует избегать. При этом мы основываемся в первую очередь на негативном или позитивном опыте, вспоминая свои школьные годы. Многое зависит и от финансовых возможностей семьи дать ребенку приличное образование. Но при прочих равных условиях можно выделить общие возрастные особенности организации обучения ребенка, которые вносят свои коррективы в построение индивидуального плана развития ребенка.

В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды. Наилучшие результаты дает гибкое и гармоничное сочетание развивающих возможностей семьи и усилий профессиональных педагогов.

Обучение, как и воспитание, начинается с рождения ребенка. С первых дней, общаясь с близкими взрослыми младенец учится — смотреть и видеть, слушать и слушать, быть внимательным, просить помощи и действовать самому. В младенчестве складывается не только стиль взаимоотношений с окружающими, но и стиль интеллектуальной активности ребенка, которая прямым образом влияет на последующие успехи ребенка в обучении. Младенцу важнее всего близкие отношения с мамой. Именно мама, общение с ней становится для него источником новых впечатлений, новых интересов и сил исследовать этот мир. Вообще-то говоря, в этом возрасте любые игры, любое взаимодействие с ребенком можно рассматривать как настоящее развивающее занятие. Собственно образование в этом возрасте реализуется через организацию развивающей среды и общение со взрослыми. При этом участие профессионального педагога может ограничиться консультированием по созданию игровой развивающей среды, подборе игрушек и организации режима дня ребенка.

Ребенок подрастает, с каждым днем его возможности расширяются, и внимательный родитель видит, как быстро малыш схватывает все новое, что появляется в его окружении. Такой быстрый темп развития нередко просто завораживает. Маленькие дети поражают воображение взрослых своими способностями — около полутора лет становится видно, что у ребенка масса задатков. Многим мамам и папам хочется использовать момент, начать систематическое обучение ребенка. Тем более, что возраст от 1,5 до 2,5 лет в силу целого ряда факторов весьма благоприятен для овладения различными навыками — дети легко овладевают разговорной речью на иностранных языках, учатся тонкому восприятию оттенков цвета, звуков музыки, способны без всякой робости самовыражаться в движении под музыку.

Но развивающая работа с малышами — задача не самая простая. В отличие от школьника, и тем более взрослого, у ребенка нет стремления учиться, делать правильно, лучше, чем обычно у него получается. До трех лет большинство детей хотят не учиться у взрослого, а стремятся просто действовать — не говорить правильно, а разговаривать, не запоминать названия геометрических фигур, а строить из них домик, не рассматривать картинки, а перелистывать странички, не рисовать аккуратно, а играть с красками и т.п. Ограничение активности, требование аккуратности, внимательного отношения к тому, что делает взрослый, нередко, вызывает бурю возмущения у ребенка — ведь взрослый мешает ему действовать так, как хочется! Вообще при занятиях с маленькими детьми всегда следует помнить о том, что интеллектуальный потенциал малыша, как правило, сильно опережает его возможности управлять своим поведением, поэтому «несобранность» двухлеток надо принимать как данность.

Обучение в этом возрасте возможно только через игру с ребенком, при этом полезно идти за замыслом малыша и очень корректно предлагать новое видение ситуации, новые способы действия, еще не знакомые крохе. Ребенок развивается, познает окружающий мир, его закономерности через собственные исследовательские действия и взрослые могут помочь ему в этом, предоставив возможность совместного исследования возможностей предметов в видах деятельности, доступных малышу — в рисовании — красками (кисточкой или пальчиками), карандашами, фломастерами, мелками, в лепке, в аппликации, в играх с водой, песком, палочками и камешками, крупами, тестом, мукой и т.п.[2]. Каждой маме знакома непоседливость юного исследователя, как настойчиво он требует новых игр и как быстро переходит от одного занятия к другому. Усидчивость, концентрация внимания — не самые сильные стороны ребенка до трех лет. Конечно, надо развивать способность заниматься одним делом продолжительное время, но заставить малыша невозможно — он быстро устает, может раздражаться, или вовсе теряет интерес к навязываемым занятиям. С другой стороны, для развивающих занятий в этом возрасте очень важна регулярность. Ребенок качественно овладевает новыми умениями постепенно, только если постоянно создаются похожие ситуации, в которых вновь и вновь повторяется то, что заинтересовало его в прошлый раз.

Кроме того, не стоит забывать про личностную незрелость малыша. Не смотря на все свои таланты, он еще не готов самостоятельно общаться с педагогами вне семьи. Помещение ребенка в самые замечательные ясли, с прекрасными педагогами и чудной развивающей средой, продолжительный по времени отрыв от матери, нередко становятся настолько тяжелым стрессом, что его последствия продолжают сказываться еще многие годы, мешая ребенку не только гармонично строить свои отношения с окружающими, но и успешно учиться. Поэтому воспитание и обучение малыша в этом возрасте вне семейного окружения вряд ли можно рассматривать как благоприятный вариант.

Организовать систематические занятия с ребенком дома можно, но сложно.

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто — нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: «Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу», «Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру». Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше. Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него, и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Для ребенка раннего возраста, от года до трех лет идеальным вариантом развивающих занятий является посещение несколько раз в неделю занятий в группах развития, где профессионализм педагогов сочетается с возможностью индивидуального подхода к каждому ребенку (так как детей в группе не больше шести-восьми) и плюсами от общения ребенка со сверстниками. Присутствие других детей, их участие в занятиях не только дает малышу возможность совершенствоваться в навыках общения, но и заставляет с большим интересом относиться к обучению, расширяет его кругозор. А присутствие сопровождающего взрослого — мамы или няни, позволяет крохе чувствовать себя уверенно и защищено. При этом очень важно, чтобы занятия с малышами перемежались совместными играми, общением, а не превращались в рутинную «познавательную» работу. Больше возможностей для развития ребенка дают не занятия «кружкового» типа — по 30-45 минут, а более продолжительные программы кратковременного пребывания, которые предусматривают полноценную работу группы детей как в направлении получения новых знаний, так и в совершенствовании навыков общения.

После четырех лет большинству детей полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении или регулярно посещать длительные занятия в развивающих группах. Связано это с тем, что программа обучения в школе, да и в дошкольном возрасте, постепенно усложняется, заниматься надо много и качественно. Кроме того, после четырех лет значительно возрастает роль регулярного общения с другими детьми — как для формирования социальных навыков, так и для интеллектуального развития и общей психической активации ребенка, что весьма сильно сказывается на его психическом развитии. Но при этом не стоит забывать и про роль семейного окружения. Именно общение с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами расширяет кругозор ребенка, не только обеспечивает ему уверенность, но и активно влияет на развитие его интеллектуальных интересов, стремление учиться и добиваться своих целей в жизни.

Екатерина Мохова

Детский практический психолог, канд. психол. наук

Детский сад или домашнее воспитание? Ответы психолога

Время чтения:   Нет времени читать?


На протяжении порядка десяти лет в России остро стоит вопрос о дошкольном образовании детей. Эту функцию со времен становления СССР начали выполнять детские сады. Зачастую, как только ребенку исполнялось три года, родители отдавали его в детсад, а сами шли на работу. Кто-то даже не дожидался исполнения трех лет и пристраивал малыша в ясли. Однако сегодня мы можем заметить тенденцию популярности домашнего воспитания детей. Мы поговорили с психологом, нейропсихологом, магистром педагогики, сказкотерапевтом Галиной Пономаревой на тему дошкольного образования, разобрали плюсы и минусы детских садов и семейного воспитания.

По последним исследованиям Высшей школы экономики и данным Росстата, в России около 68% детей ходят в детские сады (как в частные, так и в государственные). Остальной процент — воспитывается в семье. «Родителям нужно понять, почему одни отдают детей в сады, а другие оставляют их на домашнем воспитании, и определить, что будет лучше и правильнее для своего ребенка», — отмечает Галина Пономарева.

Эксперт выделяет несколько факторов, от которых зависит выбор дошкольного образования у родителей. К ним относят:

  1. Финансовый вопрос
  2. Желание родителя
  3. Потребности ребенка
  4. Воспитатель, наставник, педагог

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в детский сад?

Родители отдают ребенка в детский сад, когда им нужно заниматься своими взрослыми делами, а возможности оставить малыша с кем-то другим нет.

«В большинстве своем детей отводят в детский сад после трех лет. Считается, что к четырем годам ребенок более готов к общению со сверстниками. Кроме того, эксперты утверждают, что к этому возрасту ребенок легче будет переносить расставание с мамой, у него уже развитая сформированная речь, и ему будет проще адаптироваться в новом кругу сверстников и других взрослых. Какой выбрать детский сад: государственный или частный, родители уже решают самостоятельно.

При выборе дошкольного учреждения обратите внимание на нормы и правила конкретного учреждения, познакомьтесь с педагогами и другими сотрудниками детского сада, с которыми будет общаться ваш ребенок. У каждого родителя свои требования и цели для выбора дошкольного учреждения» — говорит психолог.

Действительно, выбор детских садов обширен: государственный или коммерческий, на три-четыре часа или на полный день. Родители могут попробовать различные варианты и убедиться, что ребенку подходит, а что нет, тем самым реализовать его потребность в развитии и социализации в полной мере.

«Моя дочь посещала несколько детских садов, была и в коммерческом и государственном детском саду. Я выбирала по своим целям, удаленности от дома и возможностям. Всегда есть плюсы и минусы, этого не избежать. Всегда можно договориться и создать благоприятную среду для развития ребенка» — делится своей историей Галина Пономарева.

Как выбрать детсад для ребенка?

Психолог советует выбирать не конкретное место, а человека, который будет работать с ребенком: воспитателя, учителя, няню, основываясь на личных приоритетах. Родителям и наставникам желательно совпадать в интересах и подходить друг к другу. У каждого родителя свои требования, например, получение знаний, забота, внимание, индивидуальный подход, общение в кругу сверстников и т.д. Поэтому, приходя впервые в организацию, мамам, папам и детям следует обращать внимание на свои ощущения: насколько там комфортно, уютно, приятно находиться. «Не всегда красота и какая-то внешняя идеальность — это 100%-ный ответ на то, что это ваше. Главное, как вы и ваш ребенок себя чувствуете там», — отмечает Галина.

По данным соцопроса ВЦИОМ, две трети россиян считают, что дети должны ходить в детский сад. Остальные респонденты рассматривают и другие варианты дошкольного образования. Например, по результатам исследования ВШЭ, самым популярным предлогом непосещения ребенком детсада считается предпочтение домашнего воспитания.

Почему важно отдать ребенка в детсад?

Психолог и педагог Галина Пономарева уверена, что всё зависит от возможностей родителей. В любом случае они могут попробовать отвести ребенка в детский сад и посмотреть на его поведение в группе. В пять лет у маленького индивида появляется потребность в общении со сверстниками. Этот психологический интерес в будущем будет ответственен за выстраивание коммуникаций и отношений с другими людьми, за установление личных границ и понимание границ и желаний других взрослых, и детей. «Почему родители не хотят отдавать ребенка в детский сад? Если им не нравится какой-то конкретный, они могут выбрать другой. Если не хотят, например, отдавать ребенка в государственное учреждение, то есть много частных организаций. Еще есть детские центры, где ребенка можно оставить на три-четыре часа, чтобы он там играл, общался, развивался в кругу сверстников. Очень многое зависит как от коммуникативной потребности и желаний ребенка, так и от запросов родителя. По-хорошему, нужно найти такой вариант, который бы устраивал обе стороны, компромисс» — разъясняет психолог.

Остальные причины, почему родители не отдают своих детей в садики — недостаток мест, высокая плата, особенности территориального расположения.

Проблема с местами в детсадах

Государственные детсады старых образцов были рассчитаны на 20-25 детей в группе. Это была официальная информация. Сегодня города стали перенаселены, а сады — переполнены, потому что «мы не можем детям отказать из-за того, что родителям надо на работу», — подчеркивает эксперт.

В начале 2021 года всего 315 300 детей в возрасте от трех до семи лет стояли в очереди в детсад, а 51 400 детей к этому моменту не были обеспечены местом. Такая проблема наблюдается до сих пор в некоторых регионах России: Чечне (147 детей на 100 мест), Тыве, Адыгее, Дагестане, Тюменской области (143, 133 и по 129 детей на 100 мест соответственно). При этом удивительно, что число государственных детсадов с каждым годом сокращается. Так, согласно исследованиям BusinesStat, в 2015 году в стране было 50 тысяч учреждений, в 2020 году — 47 тысяч. Аналитики уверены, что тенденция продолжится, и к 2024 году в России останется 41 тысяча дошкольных организаций.

Частные детсады уверенно вступают в конкурентную борьбу с государственными учреждениями. За последние пару лет у родителей вырос интерес именно к коммерческим организациям. Специалисты связывают это с возникшей в период пандемии коронавируса потребностью в безопасности, внимании и заботе.

Проблема в расположении детсада

Не менее важным остается фактор расположения детского сада. Раньше, как только рождался ребенок, родители вставали на очередь в определенный детсад, который закреплялся за адресом семьи. Сегодня родители готовы возить ребенка даже за 10 и 20 км, если для них это самые комфортные и подходящие условия и, если это приемлемое время в дороге. В целом проблема территориального расположения детских садов остается актуальной для сельских поселений и жилых комплексов на окраинах мегаполисов. Но также это остается причиной, почему родители переходят на домашнее обучение.

Что делать с ребенком на домашнем обучении?

Некоторые родители считают, что в детсадах дети не получают тех знаний, которые им пригодятся в школе, поэтому оставляют их на домашнем обучении с педагогами. Здесь родителям важно понимать тот груз ответственности, что они взваливают на свои плечи. Как минимум это постоянное увлечение ребенка интересными занятиями, и как максимум — посвящение ребенку всего времени.

«Всё зависит от желания родителей. Если у них есть возможность, чтобы ребенок не ходил в садик, то всегда можно водить его на дополнительные занятия, кружки. Детям обязательно нужно восполнять общение со сверстниками, с другими взрослыми, знакомиться с правилами поведения в общественных местах. Считаю, что это решение родителей, и насколько легко ребенку будет адаптироваться в дальнейшем в школе, это тоже будет ответственностью родителей», — подчеркивает Галина Пономарева.

Источник: см. по ссылке.

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими

Читайте также

Что грозит ребенку осенью

​Правила общения с подростком

Почему чистота — не всегда «залог здоровья»

​Во что одеть малыша зимой?

Контакты округа домашнего образования

В каждом округе есть контактное лицо по домашнему обучению, которое работает с семьями, обучающимися на дому, по программам домашнего обучения.

Алачуа
Латрой Стрэппи
Главная Образование Контакт
352-955-7622
[email protected]
www.sbac.edu

Бейкер
Анжела Крюс
Главная Образование Контакт
904-259-7825
angela. [email protected]
www.bakerk12.org

Залив
Шелли Роуз
Главная Образование Контакт
850-767-4460
[email protected]
Веб-сайт Bay Home Education


Брэдфорд
Доктор Робин Чарльз
Главная Образование Контакт
904-966-6728
[email protected]
Bradford Home Education Website

Brevard
Келли Минси
Секретарь по домашнему образованию
321-633-1000 х 11528
[email protected]
Домашний образовательный веб-сайт Brevard

Broward
Дина Грейст
Главная Образование Контакт
754-321-3860
[email protected]
Веб-сайт Broward Home Education


Калхун
Дебби Уильямс
Главная Образование Контакт
850-674-8733
[email protected]
Веб-сайт Calhoun Home Education

Charlotte
Линн Фейи
Главная Образование Контакт
941-255-7507
leanne. [email protected]
Веб-сайт Charlotte Home Education

Citrus
Бекки Бейкер
Главная Образование Контакт
352-527-0090
[email protected]
Citrus Home Education Website


Глина
Джессика Пахуэло
Главная Образование Контакт
904-336-9892
[email protected]
Веб-сайт Clay Home Education

Collier
Кейт бурение
Главная Образование Контакт
239-377-0149
[email protected]
Веб-сайт Collier Home Education

Колумбия
Мег Хейли
Главная Образование Контакт
386-755-8053
[email protected]
Домашний образовательный веб-сайт Columbia


Dade
Фавн Райан
Главная Образование Контакты
305-883-5323 x 2026
[email protected]
Сайт домашнего образования Dade

DeSoto
Дженни Муза
Главная Образование Контакт
863-993-1333
jennie. [email protected]
Веб-сайт домашнего образования DeSoto

Дикси
Шэрон МакКолл
Главная Образование Контакт
352-541-6250
[email protected]
www.dixie.k12.fl.us


Дюваль
Лиза Гадсон
Главная Образование Контакт
904-390-2183
[email protected]
Веб-сайт Duval Home Education

Escambia
Крис Макфарланд
Главная Образование Контакт
850-469-5580
[email protected]
Escambia Home Education Website

Flagler
Маркес Джексон
Главная Образование Контакт
386-437-7526
[email protected]
Flagler Home Education Website


Franklin
Доктор Трейси Шенуски
Директор специальных программ
850-670-2810 x 4109
[email protected]
Веб-сайт Franklin Home Education

Gadsden
Вики Мьюз Джонсон
Главная Образование Контакт
850-627-9651 x 1295
johnsonv@gcpsmail. com
www.gadsdenschools.org

Гилкрист
Дженнифер Терри
Главная Образование Контакт
352-463-3200
[email protected]
gilchristschools.org


Glades
Дорин Сабелла
Главная Образование Контакт
863-946-2083 x 2521
[email protected]
www.gladesedu.org

Gulf
Джони Мок
Главная Образование Контакт
850-229-6940 x 23126
[email protected]
gulfcoschools.com/

Гамильтон
Пегги Хасти
Главная Образование Контакт
386-792-7807
[email protected]
www.hamiltonfl.com


Hardee
Керри Террелл
Главная Образование Контакт
863-773-2600
[email protected]
www.hardee.k12.fl.us

Хендри
Доктор Энджи Стейли
Главная Образование Контакт
863-902-4244
[email protected]
Hendry Home Education Website

Эрнандо
Дон Уильямс
Главная Образование Контакт
352-797-7000 x 448
homeeducation@hcsb. k12.fl.us
www.hernandoschools.org


Highlands
Кэрол А. Уолтерс
Главная Образование Контакт
863-471-5679 x 10413
[email protected]
Веб-сайт Highlands Home Education

Hillsborough
Шерри Хиллгрубер
Главная Образование Контакты
813-983-7278
[email protected]
www.hillsboroughschools.org

Холмс
Памела Прайс
Главная Образование Контакт
850-547-9341 x 1238
[email protected]
Home Education Website


Indian River
Хизер Холден
Главная Образование Контакт
772-564-6091
[email protected]
Indian River Home Education Website

Джексон
Лаура Кент
Главная Образование Контакт
850-482-1200 x 30256
[email protected]
www.jcsb.org

Джефферсон
Тарин Беллфлауэр
Главная Образование Контакт
850-342-0100
tbellflower@jeffersonschools. net
Веб-сайт Jefferson Home Education


Lafayette
Лиза Хингсон
Главная Образование Контакт
386-294-4137
[email protected]
Lafayette Home Education Website

Lake
Джанет Круз
Секретарь по домашнему образованию
352-742-6951 
[email protected]
Веб-сайт Lake Home Education

Lee
Дон Робертсон Андре
Главная Образование Контакт
239-337-8177
[email protected]
Lee Home Education Website


Леон
Мэйген Кэри
Главная Образование Контакты
850-561-8375
[email protected]
Leon Home Education Website

Леви
Мишель Стадстилл
Главная Образование Контакт
352-486-5231 x 2036
[email protected]
Веб-сайт Levy Home Education

Liberty
Мэнди Фаулер
Главная Образование Контакт
850-643-2275 x 11233
mandie. [email protected]
www.lcsb.org


Мэдисон
Робин Хилл
Главная Образование Контакт
850-973-1552
[email protected]
www.madison.k12.fl.us

Ламантин
Лиза Джонс
Главная Образование Контакт
941-708-4971 x 42110
[email protected]
Домашний образовательный веб-сайт Manatee

Марион
Пол Вовинкель
Главная Образование Контакт
352-236-0569
[email protected]
Marion Home Education Website


Мартин
Ванесса Муто
Главная Образование Контакт
772-219-1200 x 30162
[email protected]
Веб-сайт домашнего образования Martin

Monroe
Айеша Осборн
Главная Образование Контакт
305-293-1549 x 53386
[email protected]
Веб-сайт Monroe Home Education

Нассау
Кэти Первис
Главная Образование Контакт
904-277-9029
purviska@nassau. k12.fl.us
Веб-сайт домашнего образования Нассау


Окалуза
Кристи Корбин
Главная Образование Контакт
850-689-2043
[email protected]
www.okaloosaschools.com

Окичоби
Венди Кокер
Главная Образование Контакт
863-462-5000 x 1060
[email protected]
Веб-сайт Okeechobee Home Education

Orange
Гезелл Аткинс
Главная Образование Контакт
407-317-3314
[email protected]
Веб-сайт Orange Home Education


Оцеола
Адриана Касильяс
Главная Образование Контакт
407-483-3660
[email protected]
Веб-сайт Osceola Home Education

Палм-Бич
Доктор Шерил Боттини
Главная Образование Контакт
561-434-8052
[email protected]
Палм-Бич Home Education Website

Pasco
Тереза ​​Спрингер
Главная Образование Контакт
813-794-2782
homeed@pasco. k12.fl.us
Pasco Home Education Website


Pinellas
Эми Хейс
Главная Образование Контакт
727-588-6209
[email protected]
Pinellas Home Education Website

Polk
Кэрол Труделл
Главная Образование Контакты
863-665-4538 x 413
[email protected]
www.polkschoolsfl.com

Патнэм
Мэри Вуд
Главная Образование Контакт
386-329-0683
[email protected]
Веб-сайт Putnam Home Education


Сент-Джонс
Лиза Дуглас
Главная Образование Контакт
904-547-7579
[email protected]
www.stjohns.k12.fl.us/homeeducation/

Сент-Люси
Виржини Милфорт
Главная Образование Контакт
772-429-3933
[email protected]
Веб-сайт домашнего образования St. Lucie

Санта-Роза
Лаура Остин
Главная Образование Контакт
850-981-7860
austinlk@santarosa. k12.fl.us
Веб-сайт домашнего образования Santa Rosa


Сарасота
Миллисент Уилер
Главная Образование Контакт
941-927-9000 х 32255
[email protected]
Веб-сайт домашнего образования

Семинолы
Мэрилин Бакстер
Главная Образование Контакт
407-746-6760
[email protected]
Веб-сайт домашнего образования семинолов

Самтер
Эллен Кумер
Главная Образование Контакт
352-793-2315 x 50312
[email protected]
Веб-сайт Sumter Home Education


Suwannee
Лиза Гарбетт
Главная Образование Контакт
386-647-4243
[email protected]
Suwannee Home Education Website

Taylor
Пэм Пэджетт
Главная Образование Контакт
850-223-4410
[email protected]
Веб-сайт Taylor Home Education

Union
Крис Мекускер
Главная Образование Контакт
352-448-5145
mecuskerc@union. k12.fl.us
www.union.k12.fl.us


Волусия
Сандра Твиди
Главная Образование Контакт
386-734-7190 x 20667
[email protected]
www.vcsedu.org/home-education

Вакулла
Белинда МакЭлрой
Главная Образование Контакт
850-926-0065 x 9909
[email protected]
Веб-сайт Wakulla Home Education

Walton
Донна Хониш
Главная Образование Контакты
850-892-1100 x 1319
[email protected]
www.walton.k12.fl.us


Вашингтон
Бекки Диксон
Главная Образование Контакт
850-683-6222
[email protected]
Washington Home Education Website


Illinois Homeschooling

  • {{item.ResourceLink.Description}}

Содержимое

{{CurrentPage.Topics.DisplayName}}

{{CurrentPage. Subtopic_x0020_Level_x0020_1}}

1. Какие законы или требования о домашней школе я должен соблюдать как родитель или опекун?

2. Какие материалы, ресурсы, рекомендации или другую помощь может предоставить ISBE?

3. Нужно ли подать заявку или пройти регистрацию, прежде чем я начну домашнее обучение?

№ штат Иллинойс

не требует от родителей регистрации перед началом домашнего обучения. Государство предлагает процесс добровольной регистрации, который родителям рекомендуется пройти, заполнив следующие
Регистрационная форма ISBE для домашнего обучения. В штате Иллинойс не требуется никаких других форм, документов или процедур.

4. Мой ребенок в настоящее время посещает государственную школу. Существует ли формальная процедура, которую я должен выполнить, чтобы выйти из школы, прежде чем я перейду на домашнее обучение?

5.

Должен ли мой ребенок сдавать стандартные тесты?

Нет. Если вы решите проводить тесты для оценки академической успеваемости, вы не обязаны представлять результаты какому-либо школьному чиновнику или государственному органу.​

6. Со временем я хочу отправить своего ребенка обратно в государственную школу. Что я должен знать?

Законы и судебные дела, связанные с домашним обучением

​В решении Верховного суда Иллинойса от 1950 года по делу People v. Levisen суд постановил, что домашнее обучение может считаться частным обучением, если учитель компетентен, необходимые предметы преподавались, а учащийся получил образование не ниже эквивалентно государственному школьному обучению. В результате домашнее обучение считается формой частного образования в штате Иллинойс.

Родители или опекуны, решившие обучать своих детей дома, по закону обязаны соблюдать минимальные требования, изложенные в Законе об обязательном посещении штата Иллинойс (раздел 26-1 Школьного кодекса штата Иллинойс). Родители, решившие обучать своих детей дома, обязаны учить своих детей «…отраслям образования, преподаваемым детям соответствующего возраста и класса в государственных школах», и они также обязаны предлагать обучение по этим основным курсам на английском языке. . «Отрасли образования» включают словесность; математика; биологические и физические науки; социальные науки; изобразительное искусство; физическое развитие и здоровье.

Родители или опекуны, которые разрешают ребенку посещать домашнюю школу, соответствующую стандарту Раздела 26-1 в интерпретации Levisen, могут свободно выбирать способ, время и материалы, которые наилучшим образом соответствуют потребностям их обучения. дети. Родители могут определить, какой тип учебной программы домашнего обучения лучше всего подходит для их учеников, какие материалы использовать, сколько домашних заданий давать, как оценивать домашние задания и какие записи о достижениях ученика следует вести.

В то время как закон предоставляет родителям Иллинойса большую степень свободы в разработке и/или выборе программы домашнего обучения, которая наилучшим образом отвечает потребностям их детей, он также возлагает на родителей почти полную ответственность за образование их учащегося, в то время как они находятся на домашнем обучении. В решении 1974 года федеральный окружной суд заявил, что в соответствии с законодательством Иллинойса бремя доказывания лежит на родителях, чтобы установить, что план домашнего обучения, который они предоставляют своим детям, соответствует требованиям штата.

Региональный суперинтендант школ округа проживания учащегося несет первоочередную ответственность за расследование сообщений о несоблюдении законов об обязательном посещении, указанных в статье 26 Школьного кодекса штата Иллинойс. Выполняя эту юридическую обязанность, региональные суперинтенданты могут ожидать, что родители, стремящиеся обучать своих детей дома, при необходимости докажут, что они проводят обучение, которое, по крайней мере, соответствует стандартам, установленным для государственных школ. Имея доказательства того, что домашнее обучение в конкретном случае не соответствует требованиям законодательства штата, региональный суперинтендант может потребовать от регионального или школьного округа расследования прогулов, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает закон об обязательном посещении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *