Диагностика подготовки к школе дошкольников: Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе | Тест:
Зачем нужна диагностика готовности ребенка к школе?
Достаточно часто, за помощью к детскому психологу обращаются родители дошкольников, желающие узнать, готов ли к школе их ребенок. Однако в то же время, другие родители совершенно не понимают, для чего нужна подобного рода диагностика, и какой смысл в ее проведении, в школу то пойти придется в любом случае!.. В этой статье мы решили подробно рассказать родителям о том, зачем подобная диагностика проводится, и чем на самом деле она может помочь их ребенку и семье в целом!..
Взросление ребенка – процесс длительный и при этом неравномерный. Стабильные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов, когда прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром «устаревают» и им на смену приходят новые, провоцируя существенные изменения в личности ребенка. Происходит это, потому что в процессе взросления меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые возможности, развиваются новые умения и, таким образом, взросление (или развитие психики) становится неизбежным – не продолжать же, в самом деле, ползать, когда уже умеешь ходить…
Однако формирование новых указанных умений и навыков в жизни происходит весьма неравномерно. И если один малыш оказывается способным к чему-то подобному уже в шесть лет, у других деток подобные навыки сформируются только годам к восьми. Как раз это детские психологи и называют индивидуальными различиями, как раз данный факт и стал основанием к появлению, так называемого индивидуального подхода при работе с детьми.
Дошкольный период – этот как раз тот этап детского развития, в рамках которого у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Это связано как с развитием и формированием определенных структур мозга, так и с постепенным изменением социальной ситуации, которая это развитие провоцирует.
Так либо иначе, но в период дошкольного возраста у деток постепенно формируются:
- способность поставить себя на место другого и воспринимать отличную от своей, чужую точку зрения;
- Навыки самоконтроля и саморегуляции (когда ребенок способен остановиться, даже если очень хочется продолжать, так как что этого требует сложившаяся ситуация, взрослые или правила;
- умение держать во внимании определенное количество явлений, объектов и сохранять их в своей памяти (в требуемом объеме для школьного обучения) и многое, многое другое!
Иными словами, примерно к семилетнему возрасту у ребенка появляется набор навыков, необходимых для школьного обучения и именно поэтому данный возраст называют «идеальным» для начала обучения детей…
Однако, как оговаривалось выше, большинство – не значит «все». И есть детки, у которых целый ряд необходимых навыков для успешного обучения в школе развивается несколько сложнее и медленнее, нежели у их сверстников. По причине данного факта, в момент поступления в новую социальную ситуацию – школу, они неспособны осваивать знания с той же легкостью, как и их сверстники. Дети сталкиваются со сложностями в социализации, в освоении материала, но, самое главное, с необходимостью контроля собственного поведения. Достаточно быстро такие дети начинают выделяться из общего числа одноклассников, получают репутацию «аутсайдеров», а, далее и вовсе смиряются с тем, что они хуже, чем остальные, то есть – совсем перестают прикладывать какие-либо усилия, дабы исправиться…
Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!. .
Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…
А вот выполнение диагностики готовности ребенка к школе позволяет предупредить перечисленные сложности и проблемы, и когда есть необходимость, вовремя оказать помощь!
Выполнять диагностику готовности ребенка к школе психологи рекомендуют в шесть лет, когда до старта обучения остается около года. Почему? Дело в том, что выявляемые в ее рамках проблемы и трудности, часто, поддаются профессиональной коррекции. Тогда у малыша в запасе до школы остается целый год, который можно потратить на подтягивание того, чего не хватает и освоение того, что еще не было освоено!..
Следует сразу подчеркнуть, что речь здесь не идет об умениях и знаниях как таковых (к примеру, знание букв или умение читать). Как раз этому вашего ребенка научат в школе! Но, чтобы это обучение стало возможным, малышу необходимо уметь контролировать свое поведение, иметь достаточный объем памяти и внимания, уметь концентрировать внимание и удерживать его, а главное – просто-напросто иметь навыки общения с другими детьми, которые будут в его окружении, на протяжении всех школьных лет!
И, к сожалению, развитие и формирование перечисленных навыков действительно иногда требует сопровождения. Это может быть связано с особенностями организации мозга (например, у левшей такое развитие происходит труднее, чем у правшей, и особенно трудно, если левшей в правшей переучивают) или нервной системы (например, если у ребенка стоит диагноз «гиперактивность», концентрация внимания для него априори затруднена). Это может быть связано с характерологическими особенностями или семейной ситуацией. Но, так или иначе, оставаясь без помощи, такие дети оказываются заложниками ситуации и обречены на возникновение проблем и трудностей в школе…
Раннее выявление подобных трудностей поможет использовать оставшееся время до школы «с толком» — помочь малышу пройти необходимый этап развития! Сформировать необходимую для обучения в школе мотивацию, развить недостающие способности, а если необходимо – то отложить на год поступление ребенка в школу, чтобы еще один год использовать для необходимой подготовки!..
Именно поэтому, большинство психологов настоятельно рекомендуют родителям уделять внимание подготовке детей к школе и проводить необходимую диагностику тогда, когда еще есть время решить возникающие проблемы. Мы убеждены, что своевременная забота о ребенка помогает избежать огромного количеств проблем и трудностей, которые могут возникнуть в школе. Но главное – сплотить вашу семью и обезопасить ее от разнообразных кризисов, со школой связанных!
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
С поступлением в школу для ребенка начинается новый возрастной период – младший школьный возраст, а учебная деятельность становится в нем ведущей. Коренные изменения происходят в жизни недавнего дошкольника, и основное изменение касается социальной среды за пределами семьи. В особенности сильно это влияет на тех детей, которые не посещали детский сад и которым предстоит, таким образом, впервые стать членами детского коллектива.
В семье положение ребенка также меняется, у него появляются новые обязанности, возрастают требования к нему. В связи с формальными оценками успехов и неудач ребенка родители, так или иначе, на них реагируют. Возникают новые для младшего школьника отношения – сложное посредничество между институтами семьи и школы. Как уже говорилась, учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, также на первый план теперь выходит и трудовая деятельность. Но по-прежнему в жизни ребенка большое значение имеет игровая форма деятельности. Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами, педагогами, медицинскими работниками, который всегда волнует родителей. В данной статье мы поговорим о диагностических методах, позволяющих оценить степень психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
Напомним, что слово «диагностика» пришло к нам из греческого языка и означает оно «науку о методах распознавания болезней и процесс постановки диагноза». Психологическая диагностика, таким образом, являет собой постановку психологического диагноза, то есть квалифицированное распознавание психологического состояния человека.
1 Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии
2 Интеллектуальный аспект школьной зрелости
3 Эмоциональный аспект школьной зрелости
4 Социальный аспект школьной зрелости
5 Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития
6 Специфика учебной деятельности
7 Определение психологической готовности к обучению в школе
8 Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе
9 Оценка отношения ребенка к обучению в школе
Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии
Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие. Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.
Интеллектуальный аспект школьной зрелости
Отражает функциональную зрелость структуры головного мозга. Ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуры из фона, мыслить аналитически, постигая основные связи между явлениями, демонстрировать сенсомоторную концентрацию, тонкие движения рук, умение воспроизводить образцы и запоминать логически.
Эмоциональный аспект школьной зрелости
Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.
Социальный аспект школьной зрелости
Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.
Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития
Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом. Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания. Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.
Специфика учебной деятельности
Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:
- Решать учебные задачи, следуя правилам
- Контролировать собственные действия
- Подготовка руки к письму («ручная умелость»)
Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.
- Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
- Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
- Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
- Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
- Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.
Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.
Определение психологической готовности к обучению в школе
Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май. Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом. В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:
- Работать по правилу
- Воспроизводить образцы
- Распознавать отдельные звуки в словах
- Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе
Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.
С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс. Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится. В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.
Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе
Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:
- Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
- Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
- Сколько тебе лет?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Назови номер своего дома и номер квартиры
- Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
- В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
- Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
- Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).
За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.
Оценка отношения ребенка к обучению в школе
Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики. Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью. Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.
Задайте ребенку следующие вопросы:
- Ты хочешь пойти в школу?
- Зачем нужно учиться в школе?
- Чем обычно занимаются в школе?
- Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
- Как себя нужно вести на уроках?
- Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
- Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
- Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?
Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.
Подготовка к тесту или процедуре для дошкольников: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
Надлежащая подготовка к тесту или процедуре снижает тревогу вашего ребенка, поощряет сотрудничество и помогает вашему ребенку развить навыки преодоления трудностей.
Подготовка детей к медицинским обследованиям может уменьшить их беспокойство. Это также может сделать их менее склонными к плачу и сопротивлению процедуре. Исследования показывают, что снижение беспокойства может уменьшить ощущение боли, которую люди испытывают во время неприятных процедур. Тем не менее, подготовка может не изменить того факта, что ваш ребенок почувствует некоторый дискомфорт или боль.
Перед тестом поймите, что ваш ребенок, вероятно, будет плакать. Заранее продемонстрируйте, что будет происходить во время теста, чтобы узнать о страхах и опасениях вашего ребенка. Использование куклы или другого предмета для разыгрывания теста может выявить проблемы, о которых ваш ребенок не может говорить, и уменьшить его беспокойство.
Большинство людей боятся неизвестного. Это помогает, если ваш ребенок знает, чего ожидать. Если страхи вашего ребенка нереалистичны, объяснение того, что на самом деле произойдет, может помочь. Если ваш ребенок обеспокоен какой-то частью теста, не преуменьшайте эту озабоченность. Убедите ребенка, что вы будете рядом, чтобы помочь, чем сможете.
Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что процедура не является наказанием. Дети дошкольного возраста могут считать, что боль, которую они испытывают, является наказанием за что-то, что они сделали.
Самый важный способ, которым вы можете помочь своему ребенку, — это правильно подготовиться и обеспечить поддержку и комфорт во время процедуры. Спросите, есть ли в больнице детский специалист, который может помочь вам до и после процедуры.
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ:
Ограничьте свои объяснения процедуры 10-15 минутами. Дошкольники способны слушать и понимать только в течение короткого времени. Объясните тест или процедуру непосредственно перед ее проведением, чтобы ваш ребенок не беспокоился об этом в течение нескольких дней или недель.
Вот несколько общих рекомендаций по подготовке вашего ребенка к тесту или процедуре:
- Объясните процедуру на языке, понятном вашему ребенку, используя простые слова и избегая абстрактных терминов.
- Используйте игровую подготовку, чтобы продемонстрировать ребенку процедуру и выявить проблемы (см. следующий раздел).
- Убедитесь, что ваш ребенок понимает часть тела, задействованную в тесте, и что процедура будет ограничена этой частью.
- Как можно лучше опишите ощущения от теста.
- Будьте честны со своим ребенком в отношении любого дискомфорта или боли, которые может вызвать тест.
- Если процедура затрагивает часть тела, которая необходима вашему ребенку для выполнения определенной функции (например, речи, слуха или мочеиспускания), объясните, какие изменения произойдут впоследствии.
- Объясните ребенку, что кричать, плакать или выражать боль другим способом, используя звуки или слова, можно.
- Спросите, есть ли у вашего ребенка вопросы по поводу того, что вы объяснили.
- Позвольте вашему ребенку попрактиковаться в положениях или движениях, которые потребуются для процедуры, например, в положении эмбриона для люмбальной пункции (спинномозговой пункции).
- Подчеркните преимущества процедуры и поговорите о том, что может понравиться ребенку после обследования, например, о том, что он чувствует себя лучше или может вернуться домой. Возможно, после этого вы захотите предложить ребенку мороженое или какое-либо другое угощение, но не делайте угощение условием «хорошего поведения» для теста.
- Практикуйте с ребенком глубокое дыхание и другие успокаивающие действия. Если возможно, пусть ваш ребенок держит вашу руку и сжимает ее, когда чувствует боль.
- Спросите у поставщика медицинских услуг, может ли ваш ребенок принимать некоторые решения, когда это уместно, например, на какую руку следует поставить капельницу или какого цвета повязку использовать.
- Отвлекайте ребенка во время и после процедуры книгами, песнями, счетом, глубоким дыханием или выдуванием мыльных пузырей.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Игра может быть хорошим способом продемонстрировать ребенку процедуру и выявить возможные беспокойства. Адаптируйте эту технику к своему ребенку. Большинство медицинских учреждений для детей используют игру для подготовки детей к процедурам.
У многих маленьких детей есть любимая игрушка или другой важный предмет, который может стать подспорьем в этом процессе. Для вашего ребенка может быть менее опасным выражать беспокойство через игрушку или предмет, а не напрямую. Например, ребенок, у которого собираются брать кровь, может лучше понять его, если вы обсудите, что «кукла может чувствовать» во время теста.
Игрушки или куклы могут помочь вам объяснить процедуру вашему дошкольнику. Как только вы ознакомитесь с процедурой, кратко продемонстрируйте на игрушке, что испытает ваш ребенок. Используя игрушку, покажите ребенку:
- Бинты
- Как делаются инъекции
- Как вводятся капельницы
- Как делают хирургические надрезы
- Стетоскопы
- В каких позах ваш ребенок будет потом
- Попросите поставщика услуг вашего ребенка ограничить количество посторонних, входящих и выходящих из комнаты во время процедуры, поскольку это может вызвать беспокойство.
- Спросите, может ли медработник, который провел с вашим ребенком больше всего времени, присутствовать во время процедуры.
- Спросите, можно ли использовать анестезию для уменьшения дискомфорта вашего ребенка.
- Попросите, чтобы болезненные процедуры не проводились на больничной койке, чтобы ребенок не связывал боль с больничной палатой.
- Если ваш ребенок может видеть вас во время процедуры, делайте то, что ему говорят, например, открывайте рот.
- Спросите, можно ли ограничить дополнительные звуки, свет и присутствие людей.
- Объясните процедуру на языке, понятном вашему ребенку, и используйте реальные термины.
- Убедитесь, что ваш ребенок понимает, какая именно часть тела задействована, и что процедура будет проводиться только на этой области.
- Как можно лучше опишите ощущения от теста.
- Если процедура затрагивает часть тела, необходимую вашему ребенку для выполнения определенной функции (например, речи, слуха или мочеиспускания), объясните, какие изменения произойдут впоследствии. Обсудите, как долго продлится этот эффект.
- Объясните ребенку, что кричать, плакать или выражать боль другим способом, используя звуки или слова, можно.
- Позвольте вашему ребенку попрактиковаться в положениях или движениях, которые потребуются для процедуры, например, в положении эмбриона для люмбальной пункции (спинномозговой пункции).
- Подчеркните преимущества процедуры и поговорите о том, что может понравиться ребенку после нее, например, о том, что он чувствует себя лучше или идет домой. После теста вы можете предложить ребенку мороженое или другое угощение, но не делайте угощение условием «хорошего поведения» перед тестом.
- Предложите способы сохранять спокойствие, такие как счет, глубокое дыхание, пение, выдувание мыльных пузырей и расслабление, думая о приятных мыслях.
- Позвольте вашему ребенку выполнять простые задания во время процедуры, если это необходимо.
- Вовлеките вашего ребенка в процесс принятия решений, например, укажите время суток или место на теле, где проводится процедура (это зависит от типа выполняемой процедуры).
- Поощряйте участие ребенка во время процедуры, например, держите инструмент, если это разрешено.
- Пусть ваш ребенок держит вас за руку или руку кого-то еще, кто помогает с процедурой. Физический контакт может помочь уменьшить боль и тревогу.
- Отвлеките ребенка книгами, мыльными пузырями, играми, портативными видеоиграми и другими занятиями.
- Попросите поставщика услуг вашего ребенка ограничить количество незнакомцев, которые входят и выходят из комнаты во время процедуры, потому что это может вызвать беспокойство.
- Спросите, может ли медработник, который провел с вашим ребенком больше всего времени, присутствовать во время процедуры.
- Спросите, можно ли при необходимости использовать анестезию, чтобы уменьшить дискомфорт вашего ребенка.
- Попросите, чтобы болезненные процедуры не проводились на больничной койке или в палате, чтобы ребенок не связывал боль с этими областями.
- Спросите, можно ли ограничить дополнительные звуки, свет и присутствие людей.
,
ребенку играть с некоторыми предметами (кроме иголок и других острых предметов). Наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что он беспокоится или опасается.
Независимо от того, какой тест будет проведен, ваш ребенок, вероятно, будет плакать. Это нормальная реакция на незнакомое место, новых людей и разлуку с вами. Зная это с самого начала, вы можете уменьшить беспокойство по поводу того, чего ожидать.
ПОЧЕМУ ОГРАНИЧЕНИЯ?
Ваш ребенок может удерживаться руками или с помощью физических устройств. Маленьким детям не хватает физического контроля и способности выполнять команды, которые обычно есть у детей старшего возраста и взрослых. Большинство тестов и процедур требуют ограниченных движений или их отсутствия для обеспечения их точности. Например, чтобы получить четкие результаты на рентгене, не должно быть никакого движения.
Ограничения также могут использоваться во время процедур или в других ситуациях для обеспечения безопасности вашего ребенка. Ограничения могут быть использованы для обеспечения безопасности вашего ребенка, когда персонал должен покинуть комнату на короткое время во время рентгеновских и ядерных исследований. Их также можно использовать, когда делается пункция для получения образца крови или начала внутривенного вливания. Если ваш ребенок будет двигаться, игла может нанести травму.
Поставщик услуг вашего ребенка будет использовать все методы, чтобы обеспечить безопасность и комфорт вашего ребенка. В зависимости от процедуры для успокоения ребенка могут использоваться лекарства.
Ваша задача как родителя — утешить ребенка.
ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕДУРЫ:
Ваше присутствие может помочь вашему ребенку во время процедуры, особенно если процедура позволяет вам поддерживать физический контакт. Если процедура проводится в больнице или в офисе поставщика медицинских услуг, возможно, вы сможете присутствовать там. Если вы не уверены, спросите, можете ли вы быть там.
Если вы подозреваете, что можете заболеть или встревожиться, держитесь на расстоянии, но оставайтесь там, где ваш ребенок может вас видеть. Если вы не можете присутствовать, оставьте ребенку знакомый предмет для комфорта.
Не показывайте беспокойства. Это только еще больше расстроит ребенка. Исследования показывают, что дети более склонны к сотрудничеству, если их родители принимают меры (например, иглоукалывание), чтобы уменьшить собственное беспокойство.
Если вы испытываете стресс и тревогу, попросите помощи у друзей и членов семьи. Они могут обеспечить уход за детьми других братьев и сестер или питание для семьи, чтобы вы могли сосредоточиться на поддержке своего ребенка.
Другие соображения:
Проверка школьного возраста или подготовка к процедуре: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002058.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
Надлежащая подготовка к тесту или процедуре может уменьшить тревогу вашего ребенка, поощрить сотрудничество и помочь вашему ребенку развить навыки преодоления трудностей.
Знайте, что ваш ребенок, вероятно, будет плакать. Даже если вы подготовитесь, ваш ребенок может почувствовать некоторый дискомфорт или боль. Попробуйте использовать игру, чтобы продемонстрировать, что произойдет во время теста. Это может помочь выявить опасения вашего ребенка по поводу теста.
Самый важный способ, которым вы можете помочь, — это подготовить ребенка заранее и оказать ему поддержку во время процедуры. Объяснение процедуры может помочь уменьшить беспокойство вашего ребенка. Пусть ваш ребенок участвует и принимает как можно больше решений.
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
Ограничьте время объяснения процедуры до 20 минут. При необходимости используйте несколько сеансов. Поскольку у детей школьного возраста хорошее представление о времени, можно подготовить ребенка перед процедурой. Чем старше ваш ребенок, тем раньше вы можете начать подготовку.
Вот несколько общих рекомендаций по подготовке вашего ребенка к тесту или процедуре:
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
Дети часто уклоняются от ответа, когда им задают прямые вопросы об их чувствах. Некоторые дети, которые рады поделиться своими чувствами, отстраняются по мере того, как их тревога и страх нарастают.
Игра может быть хорошим способом продемонстрировать ребенку процедуру. Они также могут помочь выявить опасения вашего ребенка.
Техника игры должна быть адаптирована к вашему ребенку. Большинство медицинских учреждений, занимающихся лечением детей (например, детская больница), будут использовать игровую технику для подготовки вашего ребенка. Это включает в себя использование предмета или игрушки, которые важны для вашего ребенка. Для вашего ребенка может быть менее опасным сообщать о проблемах через игрушку или предмет, чем выражать их напрямую. Например, ребенок может лучше понять анализ крови, если вы обсудите, как «кукла может себя чувствовать» во время теста.
Ознакомившись с процедурой, продемонстрируйте на предмете или игрушке, что испытает ваш ребенок. Например, покажите позы, повязки, стетоскопы и то, как очищается кожа.
Имеются медицинские игрушки, или вы можете попросить поставщика медицинских услуг вашего ребенка поделиться некоторыми предметами, использованными в тесте, для вашей демонстрации (за исключением игл и других острых предметов). После этого позвольте ребенку поиграть с некоторыми безопасными предметами. Понаблюдайте за своим ребенком, чтобы найти ключи к тревогам и страхам.
Для детей младшего школьного возраста подходит игровая техника. Детям старшего школьного возраста такой подход может показаться детским. Подумайте об интеллектуальных потребностях вашего ребенка, прежде чем использовать этот тип общения.
Детям старшего возраста могут быть полезны видеоролики, в которых дети того же возраста объясняют, демонстрируют и выполняют одну и ту же процедуру. Спросите своего провайдера, доступны ли такие видео для вашего ребенка.
Рисование — еще один способ самовыражения детей. Попросите ребенка нарисовать процедуру после того, как вы объяснили и продемонстрировали ее. Вы можете быть в состоянии определить проблемы через искусство вашего ребенка.
ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕДУРЫ
Если процедура проводится в больнице или в медицинском учреждении, вы, скорее всего, сможете там присутствовать. Спросите поставщика, если вы не уверены. Если ваш ребенок не хочет, чтобы вы были рядом, лучше выполнить это желание.
Из уважения к растущей потребности вашего ребенка в уединении не позволяйте сверстникам или братьям и сестрам наблюдать за процедурой, если только ваш ребенок не разрешит им или не попросит их присутствовать там.
Не показывай беспокойства. Это только еще больше расстроит ребенка. Исследования показывают, что дети более склонны к сотрудничеству, если их родители принимают меры (например, иглоукалывание), чтобы уменьшить собственное беспокойство. Если вы чувствуете стресс или тревогу, подумайте о том, чтобы попросить друзей и членов семьи о помощи. Они могут обеспечить уход за детьми других братьев и сестер или питание для семьи, чтобы вы могли сосредоточиться на поддержке своего ребенка.
Другие соображения:
Подготовка детей школьного возраста к тесту/процедуре; Подготовка к тестам/процедурам — школьный возраст
Сайт Cancer.net. Подготовка ребенка к медицинским процедурам. www.cancer.net/navigating-cancer-care/children/preparing-your-child-medical-procedures. Обновлено в марте 2019 г. По состоянию на 19 июля 2022 г.
Chow CH, Van Lieshout RJ, Schmidt LA, Dobson KG, Buckley N. Систематический обзор: аудиовизуальные вмешательства для снижения предоперационной тревожности у детей, перенесших плановую операцию. J Педиатрическая психология . 2016;41(2):182-203. PMID: 26476281, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26476281/.
Каин З.Н., Фортье М.А., Чорни Дж.М., Майес Л. Интернет-интервенция для подготовки родителей и детей к амбулаторной хирургии (WebTIPS): разработка. Анест Анальг . 2015;120(4):905-914. PMID: 257
, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/257
/.
Леруик Дж.