Детский негативизм: Негативизм у детей. Причины и последствия Статьи
Ребенок растет… Еще недавно совершенно беспомощный, полностью зависящий от воли окружающих, он всё более овладевает речью, составляет собственное представление об окружающем мире, может ясно выразить свои желания и намерения – как вербальным, так и невербальным способом. Это радует родителей; но как раз в это время – от 2 до 3 лет – они неожиданно сталкиваются с детским «не хочу»… Не хочу – и всё! Не хочу одеваться, не хочу умываться, не хочу идти гулять… Никакими разумными причинами невозможно объяснить отказ ребенка слушаться родителей. И многих взрослых это новое поведение застает врасплох. Ведь до этого он был таким послушным, так охотно выполнял всё, что ему велели! И вдруг – как будто стена… Первое, к чему прибегают неподготовленные родители – насилие. «Ты не хочешь одеваться? Нет, ты оденешься!». Ребенка так легко просто взять за руку (или на руки) и, не обращая внимания на его нежелание, заставить делать то, против чего он протестует. Или же наоборот – мать, измотанная капризами, плачем, истериками, устало машет рукой и говорит: «Ну, делай, что хочешь…». Так у ребенка формируется поведенческий стереотип: получилось в первый раз – получится и в другой… Но пойдут ли на пользу ребенку оба этих варианта реакции взрослых? Для начала надо выявить причины его «негативного» поведения. А они достаточно ясны – именно в этот период, от 2 до 3 лет, малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью, отдельной от родителей, со своей собственной волей. Если до этого он считал себя чем-то единым с мамой, папой, бабушкой, и даже говорил о себе в третьем лице («Миша ходил гулять»), то теперь именно в этом «не хочу» он, пожалуй, впервые употребляет первое лицо. Это говорит о том, что ребенок начинает осознавать свое Я и, не зная, как объяснить это родителям, заявляет о своих правах личности, демонстрируя свое нежелание подчиняться, даже во вред себе, еще, впрочем, не имея ясного представления о вреде и пользе. Получается, таким образом, что первые проявления негативизма (а они возможны и в более позднем возрасте) – совершенно естественное, закономерное явление в развитии, становлении ребенка? Да, это действительно так. И его своеволие, непослушание не должно вызывать тревогу. Но и пускать всё на самотек – либо силой заставлять ребенка выполнять требования родителей, либо потакать ему и тем самым избаловывать также недопустимо. В первом случае может сформироваться совершенно безвольный человек, во всем подчиняющийся окружающим или обстоятельствам, зная, что они сильнее его. Во втором – опытный манипулятор, использующий набор приемов, чтобы заставлять всех идти у себя на поводу… Выход из этой дилеммы, по всей видимости, заключается в том, чтобы здоровое желание ребенка проявить себя как личность направить в разумное русло. Что является «ядром» личности, каков главный признак собственного Я? Свобода выбора, это очевидно. Эта свобода и должна быть предоставлена ребенку – в тех мелких, повседневных делах, которые кажутся ему целыми событиями и в которых он хочет проявить свою волю. «Ты не хочешь одеваться? Ладно, оденься сам». «Где сегодня будем гулять – во дворе или в парке?» «Ну-ка, сможешь ли ты сам почистить зубы? И какую пасту выберешь?» Ребенку представляется крайне важным доказать – себе и другим, что он сам может делать то, что до сих пор делали для него родители, и что он сам может делать выбор в том, что касается его. Разумное, спокойное отношение к желаниям ребенка, уважение к его зарождающейся личности поможет правильному формированию будущего полноценного человека, способного принимать самостоятельные решения. « Назад |
Негативизм – как реагировать?
Особенные дети – это, в первую очередь, дети. А потому в процессе развития им свойственны те же феномены, что и другим. Например, негативизм. Однако у особенных детей существует риск перехода от «обычного протеста» к «опасным ситуациям» в настоящем или будущем. Поэтому негативизм особенных детей предъявляет взрослым более жесткие требования к управлению собственным поведением. Что нужно знать о правилах взрослого поведения при детском негативизме? Что включает в себя профилактика негативизма? Как бороться с негативизмом, а точнее – как предупредить или преодолеть негативизм ребенка?Тезисные ответы для всех, а особенно для взрослых, имеющих дело с негативизмом особенных детей.
Как реагировать на проявления активного негативизма ребенком
• Не пытайтесь спорить. Это только усилит сопротивление ребенка.
• Не отвечайте «тем же». Это только поддержит негативную реакцию. Если ребенок кричит, не повышайте голос. Говорите тише. Если пытается причинить боль себе или другому (ударить, ущипнуть, толкнуть), не применяйте физических наказаний. Остановите порыв ребенка, уверенно перехватив его руку и спокойно сказав: «Бить нельзя – можно … (то-то)».
• Помните, что вы взрослый, адекватно мыслящий и действующий человек.
• Используйте три эффективных метода оперативного реагирования.
1) Демонстрируйте обратную «гипертрофированную» реакцию. Она способна прекратить нежелательное поведение. Например: шепот или тихий голос способен унять крик; невозмутимое спокойствие – снять раздражение; строгий взгляд – остановить безудержное радостное возбуждение; плавные движения – снизить порывистость и т.д.
2) Отвлекайте ребенка интересным объектом, темой, эффективным действием.
3) Хвалите и подбадривайте ребенка за малейшие действия в нужном направлении.
• Если поведение ребенка вызывает у вас сильное раздражение, избегайте проявления своей импульсивной негативной реакции. Чувствуя, что не можете совладать с собой, остановитесь (замрите, отойдите или выйдите). Успокойтесь и вернитесь к взаимодействию с ребенком.
• Если намерены выразить порицание, помните следующее. Делать это надо сразу после нежелательного поступка, формулируя мысль кратко и понятно, подчеркивая, что любите ребенка. Пример: «… (сделав то-то), ты поступил плохо и этим очень меня расстроил. Я тебя очень люблю и надеюсь, что в следующий раз ты … (поступишь так-то)».
Профилактика негативизма и прочих эмоциональных и поведенческих расстройств
• Не подавляйте и не запугивайте ребенка.
• Поддерживайте спокойную, доброжелательную обстановку.
• Стимулируйте и организовывайте активность ребенка.
• Хвалите ребенка чаще — за любой удачный шаг, за любую (даже маленькую) победу.
• Предлагайте, но не навязывайте. А если уж решили сделать что-то против воли ребенка, то делайте это предельно спокойно, терпеливо, доброжелательно и до конца.
• Разрешайте ребенку говорить «нет». При этом учите аргументировать (пояснять) свой отказ, предлагать альтернативы (другие варианты) и договариваться (выбирать и выполнять одно, приемлемое для всех, решение).
• Проверяйте, не слишком ли часто ребенок слышит «нельзя». Убирайте лишние запреты, а оставшиеся предъявляйте в виде правил, где фигурирует слово «можно». Например: «На обоях рисовать нельзя, а в альбоме можно», «Отбирать нельзя, можно попросить».
Приемы предупреждения и преодоления негативных поведенческих реакций
1. Смена видов деятельности и дозированная эмоциональная подзарядка. Это самый простой прием, позволяющий предупредить негативизм, как реакцию на внутреннее напряжение, усталость или пресыщение ребенка каким-либо занятием. Так, например, устную речь периодически можно обогащать или заменять яркими жестами и/или мимическими выражениями. Умственные занятия желательно перемежать двигательными, а пассивные — активными (например, можно помочь ребенку начать действие, а продолжить или закончить его предложить самостоятельно). Похвалу можно произносить то шепотом, то громко и с аплодисментами. Выполнять разные задания бывает полезно в разных положениях тела или с переходом на разные места. Подобные приемы создают эффект новизны, помогая ребенку сохранять интерес, включенность и работоспособность в процессе выполнения даже одного единственного задания.
2. Предвосхищение нежелательных действий. Используется во время выполнения какого-нибудь задания. По внешним признакам (учащение дыхания, раскачивание и т.д.) улавливается подготовка ребенка к нежелательному действию. Предупреждая его, взрослый сам предлагает выполнить ребенку подобное действие. Например: «Посиди, отдохни!» или «Побегай немножко!». Повинуясь неконтролируемому импульсу, ребенок реализует свою готовность, одновременно выполняя инструкцию взрослого. Взрослый может подключиться к действию – присесть или пробежать рядом с ребенком После вынужденной паузы важно вместе вернуться к выполнению задания.
3. Предъявление двух стимулов разной значимости. В качестве таких стимулов может выступать что угодно – от двух людей до двух игрушек или видов еды. Первым стимулом выбирается тот, в отношении которого ребенок, скорее всего, откажется действовать. Цель его включения – подготовка ребенка к нужному действию. Вторым стимулом выступает тот, по отношению к которому ребенок, скорее всего, более охотно выполнит подобное действие. Пример: сначала предлагается «поешь кашу» (которую ребенок не любит), затем предлагается «поешь суп» (который ребенок иногда ест). Или: сначала предлагается дать какой-то предмет малознакомому человеку, затем предлагается тот же предмет дать близкому или хорошо знакомому для ребенка человеку.
4. Использование внешнего импульса. Ребенку сообщается, что нужно сделать. Следом в поле зрения вводится привлекательный предмет, игрушка или картинка. Внимание ребенка отвлекается и взрослый подталкивает руку ребенка в нужном направлении, передавая внешний импульс к началу, продолжению или завершению необходимых действий. Прием используется в целях профилактики негативизма, когда ребенок не проявляет интереса к выполнению инструкции или задания.
5. Отвлечение другим занятием. Дается короткая инструкция, что следует сделать. Слова можно подкрепить жестом или небольшой помощью. После этого внимание ребенка отвлекается чем-то другим. Например, сбор игрушек сопровождается чтением стихов вслух, комментированием происходящего на улице и т.п. Ребенок отвлекается, выполняя задание «между делом». Чем больше он втягивается в выполнение нужных действий, тем смелее можно подбадривать или поправлять его. В завершении следует подчеркнуть позитивное значение достигнутого им результата. Пример: «Вот какой молодец, собрал все игрушки, теперь дома чисто и красиво! Вот это помощник!»
6. Использование противоречивых инструкций. Приемом пользоваться очень аккуратно — изредка и недолго. Цель – формирование позитивного отношения к отвергаемой ситуации, нелюбимому занятию. Ребенку сообщается, чем сейчас будем заниматься (во что поиграем, что сделаем), и дается инструкция: «Я тебя буду просить, а ты не слушайся и делай наоборот». Затем даются противоречивые команды по принципу «делай – не делай». Например: «Поднимай! Не поднимай!» или «Садись! Не садись!» и т.д. Любое действие ребенка поощряется — вне зависимости от того, соответствует оно команде или нет: «Отлично! Продолжай так же!». Постепенно нужная команда начинает звучать все чаще, затем остается только она одна, и ребенок регулярно ее выполняет.
7. Предоставление выбора без выбора. Прогнозируя проявление негативизма в ответ на ту или иную просьбу, можно дать ребенку возможность отказаться от одного из способов выполнения задания, добившись согласия на сам процесс: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?», «Соберешь игрушки сам или вместе со мной?».
8. Формулирование инструкции «наоборот». В момент яркого проявления негативизма ребенком, можно выдать инструкцию наоборот – в форме запрещающего предупреждения. Пример: «Только не вздумай сегодня лечь в 9 часов». Цель: спровоцировать нужное действие или приостановить негативизм «неожиданным запретом». Часто и в других ситуациях пользоваться этим приемом нельзя, поскольку ребенок может начать выполнять инструкцию не «наоборот», а буквально.
9. Передача ребенку роли «ведущего». Применяется, как правило, в игровых ситуациях. Игра строится на использовании атрибутов и элементов, которые привлекают ребенка и доставляют ему удовольствие. Сначала ребенку дают разыграться. Затем взрослый останавливается и просит дать какой-нибудь сигнал к продолжению игры. Например: «Скажи «но!» и лошадка поедет!». С этого момента любое действие ребенка (речевое или двигательное), даже если оно не относится к игре, расценивается, как команда взрослому к продолжению игры, и позитивно комментируется. Например: «Оксана подняла ручку – лошадка повернула направо! Лошадка слушается Оксаночку!». Цель: перевод негативного поведения в позитивное взаимодействие.
10. Демонстрация увлекательного примера. Прием подходит для обучения ребенка выполнению нового или прежде отвергаемого действия. Пример демонстрируется с помощью игрушек или других людей. Задача – опосредованно познакомить ребенка с правилами, а также привлекательными условиями и позитивными реакциями участников, выполняющими данное действие. Предположим, ребенок отказывается ходить на горшок. Тогда в его присутствии на горшок отправляется кукла или мягкая игрушка, которая каждый раз после выполнения необходимой последовательности действий «вознаграждается» конфетой или другим, привлекательным для ребенка, стимулом. Или, к примеру, ребенок отказывается играть в определенную игру или вовсе участвовать в совместных с другими детьми играх. Тогда в его присутствии организовывается игра с другими детьми, действия которых активно подбадриваются и сопровождаются яркими эмоциями и позитивными комментариями. Следует проявить терпение к ребенку, не вовлекая, а позволяя «созреть» его решению подключиться к процессу. Заметив признаки интереса к происходящему, можно ненавязчиво, мимоходом, пригласить его к участию. Когда же он сделает шаг, важно оказать нужную помощь и обеспечить для него те же самые привлекательные условия и положительные эмоции. Практика показывает, что данный прием отлично работает даже в отношении детей с осложненными формами аутизма.
Негативизм — Расширение МГУ
Анжела Харрис, Расширение Мичиганского государственного университета —
Нормальная часть роста и развития включает негативизм.
По мере того, как ваш ребенок растет, он проходит через нормальную стадию развития негативного поведения. Большинство детей проходят период времени, обычно около 14 месяцев или до 3 лет, когда они, кажется, сопротивляются всему, что от них хотят родители; их любимое слово, кажется, нет. Это время, когда у вашего малыша начинает развиваться сильное чувство того, что он становится самостоятельной личностью со своими желаниями, потребностями, идеями и способностями. Эта стадия негативизма может быть очень неприятной для опекуна, но она важна для его роста и развития.
Большинству взрослых трудно справиться с этой стадией негатива. Кроме того, в это время их понимание языка все еще неполное, что может еще более усложнить задачу. Дети могут сопротивляться сотрудничеству, даже если они не понимают, что вы имеете в виду. Пытаясь пройти этот сложный этап, Расширение Университета штата Мичиган рекомендует помнить, что этот этап в конечном итоге пройдет и что это важное время обучения для вашего ребенка. Вот некоторые приемы, которые могут помочь вам и вашему ребенку на этом этапе:
- Придерживайтесь жестких и разумных ограничений, даже если ваш ребенок возражает. Хорошим примером является езда в автокресле. Это вопрос безопасности, и другого выхода не будет.
- Дайте им возможность сделать выбор самостоятельно. Однако дайте им только пару вариантов, оба из которых вы готовы принять. Вы можете предложить: «Вы хотите, чтобы ваши одеяла были надеты или сняты?» «Хочешь синюю или белую чашку?» Предложение неограниченного выбора может быть слишком подавляющим, или они могут сделать выбор, который вы не готовы принять.
- Не давайте выбора, когда «нет» не вариант. Не спрашивайте: «Ты хочешь покинуть парк сейчас?» Вместо этого спросите: «Вы хотите выйти из парка сейчас или через 10 минут?»
- Иногда не принимать. — Хочешь поиграть с кубиками? Ничего страшного, если они скажут нет!
Как и на всех других этапах развития, вашему ребенку нужна ваша помощь в обучении. Сохранение позитивного настроя поможет и вам, и вашему ребенку в этот непростой период. Когда вы отвечаете на них спокойно, последовательно и с любовью, вы способствуете здоровому развитию мозга, поощряете их эмоциональное развитие и уменьшаете стресс.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension. msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Негативизм — Больница Вейтани | Международная больница, аккредитованная JCI, в Бангкоке, Таиланд.
Как вести себя с непокорным ребенком
Дети, особенно малыши и дошкольники, полны энергии и любопытства. Они пытаются освоить многие навыки, такие как ходьба, разговор и лазание. Одной из самых больших проблем, с которыми они сталкиваются, является развитие чувства независимости. С независимостью приходит желание разлучиться с родителями, желание делать что-то самостоятельно, с сообщением ребенка Я могу сделать это сам и по-своему! Большинство родителей интерпретировали это как трудно переносимую и сложную задачу иметь дело с. Родители могут успокоиться, зная, что
Каждый ребенок имеет уникальный график этого всплеска негативизма, но многие родители заметят увеличение этого трудного поведения примерно в 18 месяцев, а затем снова примерно в 30 месяцев.
Негативизм характеризуется отказом подчиняться просьбам и имеет тенденцию сопротивляться указаниям пожилых людей, таких как их родители.
Например, родитель может попросить своего ребенка вернуться домой с игровой площадки, а ребенок проявит активный негативизм, убежав.
Обычно негативизм уменьшается по мере взросления. Однако, если это поведение не уменьшается, оно становится характерным признаком расстройства личности. Оппозиционно-вызывающее расстройство — это поведение, возникающее в результате неразрешенного негативизма в детстве, характеризующееся негативным, вызывающим и враждебным поведением по отношению к авторитетным фигурам. Людям с этим расстройством предлагаются консультации и поведенческая терапия.
Негативизм у детей раннего возраста всегда сопровождается истериками. Малыши начинают свободно использовать слово НЕТ самостоятельно. Родители, как правило, раздражаются, когда они слышат это слово неоднократно. Это не должно быть причиной для того, чтобы давать урок вашим детям, потому что на этом этапе у них развивается ощущение того, что они являются отдельной личностью, и они начинают осознавать, что у них есть свои собственные желания и способности.
Родители могут заметить новые навыки, которые развивает их ребенок, что заставит их начать устанавливать ограничения. Однако эти ограничения, как правило, противоречат воле этих детей, вызывают разочарование и могут привести к хаосу.
Советы родителям
Поднимите настроение ребенку. Если вы чувствуете, что ваш ребенок начинает расстраиваться и начинает говорить «нет» в качестве ответа, относитесь к нему с легким чувством юмора. Юмор и глупости могут привлечь ее внимание, чтобы она сделала то, что вам нужно сделать, скажем: «Я думаю, что мы должны положить эти милые, забавные игрушки в эту дурацкую корзинку вместо того, чтобы убрать эти игрушки». Они беспорядок!
Предлагайте выбор. Поскольку вы можете получить от ребенка отрицательный ответ, подумайте о нескольких вариантах, которые ребенок может выбрать. Это также может помочь ребенку развить чувство независимости.
Не задавайте вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Малыши, несомненно, скажут НЕТ! Например, вместо Хотите овсянку на завтрак? скажите: «Вы хотите горячие или холодные хлопья?»
Держите твердые, но разумные пределы. Установка ограничений для вашего ребенка важна для его безопасности и защиты. Если вы планируете пойти в торговый центр, а он не хочет носить свою обувь, вы можете притвориться, что больше не ходите в торговый центр, если только он не будет носить обувь; или откажитесь заводить машину, когда ваш ребенок отказывается пристегиваться ремнем безопасности из соображений безопасности.
Подготовьте ребенка к адаптации. Дети иногда не любят останавливаться на достигнутом. Когда ваш ребенок играет на улице, предупредите его, что уже почти пора идти домой. Они могут иметь тенденцию становиться суетливыми по этому поводу или могут даже отвечать «нет» в качестве ответа, но когда это часто практикуется, ваш ребенок в конечном итоге адаптируется.
Постарайтесь быть терпеливее со своим ребенком. Вы можете ненавидеть, когда расстраиваетесь; это также то, что ребенок чувствует, когда расстраивается. Поэтому дайте ребенку понять, что вы понимаете, что он/она чувствует. Отвечайте ему спокойно, поощряйте ребенка в заботливой манере. Это, безусловно, приведет к менее напряженным моментам в конце.
Это то, что родители должны использовать, когда им трудно справляться с негативизмом своего ребенка. Главное – как можно меньше внимания уделять протестам вашего малыша. Игнорирование поведения, которое вы хотите устранить, — это самый быстрый способ избавиться от него. (Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда ваш ребенок причиняет физический вред, бьет, шлепает, бьет кулаком и так далее, и в этом случае вы спокойно, но решительно прекращаете такое поведение и объясняете, что он может злиться, но не может ударить.)
Подумайте о своем поведении: не могли бы вы послать своему ребенку противоречивые сообщения? Иногда наш собственный выбор и поведение родителей могут влиять на поведение наших детей
Избегайте одобрения? ловушка.
Давай уже спать, ладно? Пора одеваться, хорошо?
Хотя это очень распространенный способ общения взрослых, он сбивает с толку маленьких детей. Они принимают ваш вопрос за чистую монету и думают, что у них есть выбор сказать: «Нет, я действительно не хотел бы ложиться спать прямо сейчас». Это может создать ненужную борьбу за власть. Не забудьте четко сообщить, что является выбором, а что нет. Пора надевать пижаму и готовиться ко сну. Вы хотите носить зеленую или красную пижаму?
Заранее подумайте о лимите, который вы собираетесь установить, чтобы не передумать на ходу.
Не сдавайтесь. Если вы поддаетесь истерикам, ваш ребенок узнает, что если он будет достаточно сильно давить, черт возьми, он получит то, что хочет. Это также усложнит вам задачу в следующий раз, когда вы попытаетесь применить ограничение.
Сосредоточьтесь на положительном поведении вашего малыша, пока он исследует свой мир и осваивает новые навыки.
Продолжайте напоминать себе, что малыши еще очень долго не научатся всем нужным навыкам, чтобы стать независимыми людьми.
Гибкость полезна при воспитании малышей! Родители должны иметь возможность переключать передачи, когда ситуация не идет хорошо, и малыш расстраивается. Некоторым может показаться, что ребенок все контролирует; однако на самом деле происходит то, что родитель оценивает ситуацию и делает выбор измениться на благо всех.
Например, вы просите ребенка убрать игрушки, а он говорит «Нет» и начинает ныть. Вместо того, чтобы стоять на своем и заставлять его делать это самостоятельно, вы могли бы сказать «Позвольте мне помочь», чтобы вы могли выйти на улицу и поиграть.
Сосредоточьтесь на обучении желаемому поведению, а не на привлечении внимания к нежелательному поведению. Например, скажите: «Мне нравится, когда ты ходишь в продуктовом магазине», а не «Хватит бежать!»
Помните, что трудное поведение в раннем детстве не будет длиться всю жизнь. Когда родители позволяют своему малышу отстаивать свою независимость приемлемыми способами, малыш может пройти через эту стадию и перейти к более кооперативному, разумному дошкольному этапу. Малышей постарше можно с терпением и пониманием обучить основам надлежащего социального поведения.