Разное

Детская амнезия: Детская амнезия: почему мы не помним первый год своей жизни

Детская амнезия: почему мы не помним первый год своей жизни

Большинство людей не могут вспомнить первые несколько лет своей жизни — это явление называется детской амнезией. Почему события из младенчества не сохраняются в памяти?

А в чем тренд?

Ученые регулярно ищут новые методики и способы исследования головного мозга человека, который таит в себе еще много загадок. Изучать этот орган не только интересно, но и полезно — открытия позволяют в том числе находить пути лечения различных заболеваний.

Прочитать оригинал статьи можно на сайте издания Scientific American.

Могут ли младенцы формировать воспоминания?

Несмотря на огромные различия в деталях, у ранних воспоминаний есть несколько общих черт: большинство из них автобиографичны или касаются значимых событий в жизни человека. Как правило, эти воспоминания берут начало не ранее 2–3 лет. Но исследования показывают, что и у младенцев могут формироваться воспоминания — однако они отличаются от тех, что человек помнит в более позднем возрасте. В течение первых нескольких дней жизни новорожденные могут вспомнить лицо матери и отличить его от лица незнакомца. Через несколько месяцев малыши уже могут продемонстрировать, что они помнят много знакомых лиц, улыбаясь тем людям, которых они видят чаще всего.

На самом деле существуют множество различных видов воспоминаний, помимо автобиографических. Есть также семантические воспоминания, или воспоминания о фактах, например, названия различных сортов яблок или столицы стран. Процедурные воспоминания, то есть о том, как выполнить то или иное действие, например, открыть входную дверь или вести машину.

Исследования, проведенные в лаборатории психолога Кэролин Рови-Колье в 1980-х и 1990-х годах, показали, что младенцы могут формировать некоторые из вышеперечисленных видов памяти с самого раннего возраста. Конечно, они не могут точно сказать, что именно помнят. Поэтому ключевым моментом в исследовании Рови-Колье была разработка метода, который реагирует на быстро меняющееся тело и способности младенцев для оценки их воспоминаний в течение длительного времени.

Суть метода заключалась в том, что исследователи клали младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев в кроватку, над которой висел мобиль. Ученые измеряли, насколько сильно ребенок пинался, чтобы получить представление о его естественной склонности к движению ногами. Затем они привязывали веревку от ноги ребенка к концу мобиля, так что всякий раз, когда ребенок пинался, мобиль двигался. Младенцы быстро понимали, что они контролируют ситуацию — им нравилось видеть, что мобиль движется, и поэтому они дрыгали ногами чаще, чем до того, как веревка была привязана к их ноге. Таким образом младенцы продемонстрировали, что понимают взаимосвязь своих действий и изменений в пространстве, к которым они приводят.

Для детей в возрасте от 6 до 18 месяцев использовали похожий эксперимент. Но вместо кроватки младенец сидел на коленях у родителей, держа руки на рычаге, который движет игрушечный поезд по рельсам. Сначала рычаг не работал, и экспериментаторы измеряли, с какой силой ребенок нажимает на него. Затем они включали рычаг. Тогда каждый раз, когда младенец нажимал на него, поезд двигался по рельсам. Младенцы снова быстро осваивали игру и значительно чаще нажимали на рычаг, который приводил игрушку в движение.

Какое отношение это имеет к памяти?

После обучения младенцев по одному из этих методов в течение нескольких дней Рови-Колье проверила, насколько хорошо они запомнили алгоритм действий. Когда младенцы возвращались в лабораторию спустя некоторое время, исследователи просто показывали им мобиль или поезд и наблюдали, продолжают ли они пинаться и нажимать на рычаг.

Используя этот метод, Рови-Колье и ее коллеги обнаружили, что если младенцев в возрасте 6 месяцев тренировать в течение одной минуты, они могут вспомнить это событие день спустя. Чем старше были младенцы, тем больше они помнили. Психолог также обнаружила, что младенцам можно помочь дольше помнить события, если тренировать их в течение более длительного времени и делать напоминания — например, показывая им, что мобиль двигается некоторое время сам по себе.

Почему ранние воспоминания ограничены?

Если младенцы могут формировать память в первые месяцы своей жизни, почему взрослые люди не помнят события с самого раннего этапа жизни? До сих пор неясно, возникает ли младенческая амнезия потому, что дети не могут сформировать автобиографические воспоминания, или же у нас просто нет возможности их восстановить. Никто не знает наверняка, что происходит, но у ученых есть несколько предположений.

Одно из них заключается в том, что автобиографические воспоминания требуют наличия чувства собственного достоинства или осознания себя. Вы должны быть способны думать о своем поведении с учетом того, как оно связано с другими людьми. Исследователи проверяли эту способность в прошлом с помощью задачи распознавания зеркал, называемой «румяным тестом».

Для этого они наносили на нос ребенка пятно красной помадой или румянами. Затем исследователи ставили младенца перед зеркалом. В ходе эксперимента младенцы младше 18 месяцев просто улыбались милому ребенку в отражении, не показывая никаких признаков того, что они узнали себя или красную метку. Между 18 и 24 месяцами малыши трогают свой нос, даже смущаясь при этом. Это говорит о том, что они связывают красную точку в зеркале со своим собственным лицом — то есть у них уже есть некоторое чувство собственного достоинства.

Другое возможное объяснение детской амнезии заключается в том, что, поскольку младенцы не владеют языком примерно до второго года жизни, они не могут составить рассказ о собственной жизни, который могли бы вспомнить позже. Кроме того гиппокамп — область мозга, которая отвечает за память, — не полностью развит в младенчестве.

Ученые продолжают исследовать, как каждый из этих факторов влияет на то, что мы не можем вспомнить ничего или почти ничего о своей жизни до двухлетнего возраста.

Детская амнезия: почему мы так плохо помним ранние годы — Идеономика – Умные о главном

Кадр из мультфильма Up

Запомнить собственную жизнь — вот что на самом деле имеет значение. Поэтому так много работ ученых посвящено памяти. Но процесс забывания не менее важен и загадочен. Самый масштабный и охватывающий большое количество важных воспоминаний такой процесс протекает в детстве. Ученые зовут его детской амнезией. Две сестры из Норвегии — нейропсихолог и писательница — Хильде и Ильва Эстбю в книге «Это мой конек» объясняют, почему так происходит, и как сформировать счастливые детские воспоминания.

У большинства из нас в возрасте от трех до пяти лет проходит граница, маркирующая начало жизни, — ее мы и помним. Некоторые фиксируют более ранний период, вплоть до двух лет, другие хранят в памяти очень мало воспоминаний вплоть до семилетнего возраста. А до этой черты остается пустота. О первых годах своей жизни мы знаем благодаря рассказам близких. Но откуда берется это забывание? Как в памяти — причем в определенном возрасте — появляется черта? Это тайна — загадка, над которой ученые бьются более 100 лет, вероятно с тех самых пор, как человечество начало рассуждать о собственном сознании. Это явление — еще одно поразительное свойство нашей памяти.

Теорий существовало много. Может быть, есть связь с языковым развитием? В 1980-е и 1990-е гг. многие объясняли это тем, что маленькие дети еще не говорят, а значит, не способны рассказать о своих впечатлениях родителям или самим себе, поэтому воспоминания и не закрепляются в памяти. Считалось, что для этого необходимо освоить язык на достаточно высоком уровне. Но оказывается, только начавшие говорить предложениями дети рассказывают о событиях, произошедших до того, как они заговорили, — следовательно, предположение неверно. А может быть, когда языковая функция достигает определенного уровня зрелости, воспоминания организуются по-другому? Их как бы перемешивают и раскладывают по-новому, по логично расположенным с точки зрения языка полкам и ящикам? Память — это рассказы, а хорошие рассказы правильно хранят воспоминания? Но и этот вариант не подходит, ведь тогда между воспоминаниями периодов до и после языковой реорганизации существовала бы огромная разница. Вплоть до 2000- х гг. в общей картине не хватало одной важной детали. Когда именно ранние детские воспоминания поглощает забывание, детская амнезия? Ранее кипели дискуссии вокруг того, как взрослые люди оглядываются на воспоминания о детстве. Но разгадка кроется не в этом. С воспоминаниями слишком много всего происходит до того момента, как мы вырастаем, чтобы взрослые могли понять память маленьких детей.

В исследовательской лаборатории Университета Эмори в Атланте, гордо именующей себя Memory at Emory, психолог, профессор Патрисия Бауэр создала специальный центр для детей — там формируются воспоминания. Задача Бауэр — проследить естественное развитие воспоминаний. Для этого требуется терпение и упорный труд. Чтобы добиться этого, ей приходится брать детские воспоминания под контроль, чтобы сравнить их, не обращая внимания на возраст. Дети приходят в лабораторию, видят специальные игрушки (дома у них таких нет), им показывают, как с ними играть. Через несколько месяцев дети возвращаются в лабораторию и снова играют в те же самые игрушки, если помнят, что было в прошлый раз. Таким образом, ученые не зависят от рассказов ребенка, доказывающих, что он действительно что-то помнит. Дети взрослеют, и их воспоминания ученые оценивают в беседе.

Патрисия Бауэр провела целый ряд исследований, в течение длительного периода времени наблюдая за детскими воспоминаниями. Она видела, как они формируются, и следила за их судьбой, находясь по ту сторону от детской амнезии. И они не пропали резко, когда детям было четыре. Если задуматься, мы и сами это поймем. Трехлетний ребенок через полгода рассказывает о летних каникулах. Двухлетний малыш скажет пару слов о том, что было несколько месяцев назад. Детская амнезия не возникает резко у четырехлетнего ребенка — он расскажет о событиях двухлетней давности. Вот что обнаружила Патрисия Бауэр: воспоминания четырехлетнего ребенка, исчезающие вследствие детской амнезии, в течение нескольких лет хранятся в детской памяти, а затем постепенно растворяются.

Чтобы понять, что происходит, рассмотрим продолжительность жизни воспоминаний двух-, трех-, четырехлетнего ребенка — и так далее. Опыт двухлетнего ребенка, ставший воспоминанием, живет меньше, чем воспоминания трехлетнего малыша. Судя по всему, у ранних воспоминаний наименьший срок годности. Они быстро портятся и погибают. Ребенок взрослеет, и постепенно срок годности воспоминаний увеличивается, пока наконец не достигает почти неограниченного времени хранения зрелых воспоминаний. Когда ребенок достигает своей границы детской амнезии, его воспоминания приобретают прочность, свойственную памяти взрослого человека. Появившиеся до этого возраста воспоминания постепенно слабеют — у большинства они окончательно испаряются примерно в девятилетнем возрасте. Таким образом, языковая реорганизация памяти не объясняет тот факт, что воспоминания, описываемые шестилетним ребенком, пропадают после его девятилетия. Но язык тоже влияет на этот процесс. Патрисия Бауэр выявила четкую связь между тем, как родители говорят с детьми о приобретенном ими опыте, и тем, насколько прочно он закрепляется. Воспоминания, которые родители проговаривают вместе с детьми раз за разом, становятся частью истории ребенка о себе самом и оживают благодаря конструктивной памяти.

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то запомнил, говорите с ним об этом, — рекомендует нейробиолог Кристина Вальховд. — Зачастую родители придают особое значение именно положительному опыту ребенка».

Благодаря этому у вашего ребенка будет счастливая жизненная история.

«Говорят, никогда не поздно сделать свое детство счастливым. Многое зависит от того, каким эпизодам жизни ребенка придается значение», — произносит профессор Кристина Вальховд.

Ранние детские воспоминания у людей очень разные. Некоторые из самых ранних — обрывки реально пережитых событий. Мелкие, живые мгновения — со светом, звуком, а главное, с туманной атмосферой. Некоторые люди утверждают, что у них есть четкие воспоминания о том времени, когда им еще не исполнилось двух лет. Воспоминания многих людей отслеживаются по фотографиям или рассказам родителей. Протекающий в памяти процесс реконструкции вовлекает воспоминания и оживляет впечатления, даже когда от первоначального воспоминания не остается и следа. Так из реального опыта рождается ложное воспоминание. Подобные конструкции порой появляются очень рано и кажутся настоящими воспоминаниями. Человек уже не помнит, что про это событие ему только рассказывали, но это не так уж и странно. Подобного рода дополнительная информация не то же самое, что и живой элемент впечатления. Если мама рассказала пятилетнему ребенку о летнем путешествии, во время которого ему было два года, он, вполне возможно, живо его себе представил и запомнил именно свои фантазии, забыв, что обо всем ему рассказала мама.

И мама тоже забыла, что рассказывала ребенку. Так реконструкция незаметно становится детским воспоминанием. Когда мы беседуем с людьми об их воспоминаниях, некоторые абсолютно не верят, что помнят некоторые события только благодаря чужим рассказам и фотографиям. Насколько ранним бывает возраст фиксации первого воспоминания — по-прежнему тайна.

Снова отправимся в путешествие сквозь кору головного мозга — к гиппокампу, в височную долю. Вдруг это ключ к тайне детской амнезии? По одной из теорий, у совсем маленьких детей гиппокамп недостаточно зрелый, чтобы надежно фиксировать воспоминания. Ему необходимо не только вырасти и созреть, но и образовывать эффективно работающие нейросети вместе с корой головного мозга. Параллельно кора головного мозга сильно увеличивается в размерах. Вероятнее всего, из-за хаоса у связей просто нет возможности закрепиться как следует, как у появляющихся позже воспоминаний, когда все встает на свои места.

Новые — сенсационные и более спорные — теории принимают во внимание другие стороны развития гиппокампа. Одни утверждают, что нейроны места и нейроны решетки, помещающие воспоминания в пространственный контекст, не готовы фиксировать обстановку до того, как ребенок начнет передвигаться самостоятельно, а кроме того, необходимо время для калибровки механизма по размещению воспоминаний — это происходит по мере взросления. Другие предполагают, что все дело в тонком белковом слое, которым постепенно обрастает пространство между нейронами и синапсами, — перинейрональной сети. Функция этих мелких структур — защита связей между нейронами, что необходимо для фиксации следов памяти. За жизнь в мозге их образуется множество. Если можно так выразиться, ход мыслей у человека замедляется по мере того, как перинейрональные сети все плотнее окутывают нейроны. Первые воспоминания не имеют возможности закрепиться, потому что вокруг них перинейрональных сетей еще нет. Это область науки будущего.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Свежие материалы

Забытое детство: почему увядают ранние воспоминания: кадры

Восьмилетний Фрэнсис Чедрик делает паузу посреди своего заднего двора в Вашингтоне, округ Колумбия. Как и большинство детей, он постепенно теряет воспоминания о том, что произошло, когда ему было 3 года.

Мэг Фогель/NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Мэг Фогель/NPR

Восьмилетний Фрэнсис Чедрик делает паузу посреди своего заднего двора в Вашингтоне, округ Колумбия. Как и большинство детей, он постепенно теряет воспоминания о том, что произошло, когда ему было 3 года.

Мэг Фогель/NPR

Фрэнсис Чедрик, которому 8 лет и он живет в Вашингтоне, округ Колумбия, помнит много событий, когда ему было 4 года или чуть меньше. Было время, когда он упал «головой на мраморный пол» и получил сотрясение мозга, день, когда кто-то украл семейную машину («моему отцу пришлось преследовать ее по всему кварталу»), или утро, когда он нашел черную летучую мышь (мохнатая вид) в доме.

Но Фрэнсис выглядит озадаченным, когда его мама, Джоанна Чедрик, спрашивает его о семейной поездке на Филиппины, когда ему было 3 года. «Это должно было отпраздновать чей-то день рождения», — говорит она ему. «Мы совершили долгий перелет на самолете и две поездки на лодке», — добавляет она. Фрэнсис говорит, что не помнит.

Это классический пример феномена, известного как детская амнезия. «У большинства взрослых нет воспоминаний о своей жизни в первые 3–3,5 года», — говорит Патрисия Бауэр, профессор психологии в Университете Эмори.

Ученые знают о детской амнезии уже более века. Но только в последнее десятилетие они начали выяснять, когда детские воспоминания начинают угасать, какие ранние воспоминания, скорее всего, выживут, и как мы создаем полную автобиографию без прямых воспоминаний о наших ранних годах.

Детская амнезия начинается в детстве

Долгое время ученые считали, что детская амнезия возникает из-за того, что мозг маленьких детей просто не может формировать длительные воспоминания о конкретных событиях. Затем, в 19В 80-х годах Бауэр и другие исследователи начали проверять память детей в возрасте 9 месяцев, в некоторых случаях используя жесты и предметы вместо слов.

«Мы обнаружили, что даже в возрасте второго года жизни у детей были очень сильные воспоминания об этих конкретных прошлых событиях», — говорит Бауэр. Итак, она задалась вопросом: «Почему, будучи взрослыми, мы с трудом вспоминаем тот период нашей жизни?»

Дополнительные исследования показали, что в какой-то момент в детстве люди теряют доступ к своим ранним воспоминаниям. Поэтому несколько лет назад Бауэр и ее коллега Марина Ларкина решили изучить группу детей, чтобы посмотреть, что со временем произошло с их воспоминаниями.

В возрасте 3 лет все дети разговаривали с родителями о недавних событиях, таких как посещение парка развлечений или визит родственника. Затем, когда дети становились старше, исследователи проверяли, сколько они помнят.

И они обнаружили, что дети в возрасте 7 лет все еще могут вспомнить более 60 процентов этих ранних событий, в то время как дети в возрасте 8 или 9 лет помнят менее 40 процентов. «То, что мы наблюдали, на самом деле было началом детской амнезии», — говорит Бауэр.

До сих пор не совсем понятно, почему ранние воспоминания так хрупки. Но, вероятно, это связано со структурами и цепями в мозге, которые сохраняют события для будущего воспоминания, говорит Бауэр.

Когда ребенку меньше 4 лет, эти мозговые системы все еще довольно незрелые, говорит Бауэр. «Это не значит, что они вообще не работают», — говорит она. «Но они работают не так эффективно — и, следовательно, не так эффективно — как они будут работать в более позднем детстве и, конечно, во взрослой жизни».

Воспоминания, которые сохраняются

Некоторые ранние воспоминания с большей вероятностью переживут детскую амнезию, чем другие, говорит Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда. Одним из примеров, по ее словам, является воспоминание, которое несет в себе много эмоций.

Петерсон продемонстрировал это в исследовании детей, которые были в отделении неотложной помощи в больнице, когда им было всего 2 года, из-за таких травм, как перелом кости или достаточно серьезный порез, требующий наложения швов. «Это были очень эмоциональные, очень важные события, — говорит Петерсон. «И мы обнаружили, что даже спустя 10 лет дети очень хорошо помнят это».

Восьмилетний Фрэнсис Чедрик наверняка помнит события, которые привели к его визиту в отделение неотложной помощи. Он был в школе, когда друг сказал: «Я хочу отнести тебя вниз по лестнице», — говорит Фрэнсис. «Я не хотел, чтобы он это делал, но он не слушал. Он сделал это. И я упал головой вперед на мраморный пол».

Фрэнсис Чедрик помнит подробности того, как его сильно ударили по голове, когда ему было 4 года, и ему пришлось обратиться в отделение неотложной помощи.

Мэг Фогель/NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Мэг Фогель/NPR

Фрэнсис Чедрик вспоминает подробности того, как его сильно ударили по голове, когда ему было 4 года, и что ему пришлось обратиться в отделение неотложной помощи.

Мэг Фогель/NPR

Это воспоминание относится к тому времени, когда Фрэнсису было 4 года. Но ребенок в одном из исследований Петерсона вспомнил случай, когда ему было всего 18 месяцев. Это был день, когда его мать попала в больницу, чтобы родить брата или сестру. «Он помнит, как плакал на полу на кухне, и помнит, как он был расстроен, — говорит Петерсон. «И он помнит рисунок своих слезинок на линолеуме».

Подобные выводы убеждают суды разрешать больше свидетельских показаний детей, говорит Петерсон. В прошлом, говорит она, суды считали, что дети не могут отличить правду от фантазии. Но исследования показали, что могут, и что «количество, которое они помнят, ошеломляет».

Ключ к использованию детей в качестве свидетелей заключается в том, чтобы допросить их без принуждения, говорит Петерсон. «Они хотят сотрудничать, — говорит она, — поэтому нужно быть очень осторожным, чтобы не вкладывать в их уста слова».

Сила истории

Еще один важный фактор, определяющий, запомнится ли ранняя память, заключается в том, превращает ли ребенок из нее хорошую историю с указанием времени, места и последовательной последовательности событий, говорит Петерсон. «Это те воспоминания, которые останутся навсегда», — говорит она.

И оказывается, родители играют большую роль в том, что ребенок помнит, говорит Петерсон. Исследования показывают, что когда родитель помогает ребенку придать воспоминанию форму, структуру и контекст, вероятность того, что оно исчезнет, ​​снижается.

Это то, над чем Джоанна Чедрик работала с Фрэнсисом с тех пор, как он получил сотрясение мозга. Сначала он просто говорил об этом с ней. Но совсем недавно он описал инцидент в школьных письменных заданиях.

«Мне просто нравится писать эту историю, потому что я просто не хочу ее забывать», — говорит Фрэнсис.

«Потому что это напоминает тебе об осторожности», — говорит его мать. «Правильно. Ты же не хочешь, чтобы это повторилось».

«Думаю, этот день я навсегда запомню», — говорит Фрэнсис.

Нетрудно увидеть эволюционную причину таких воспоминаний. Дети, которые помнят истории об опасности или травмах, скорее всего, выживут и станут взрослыми.

В подростковом возрасте истории становятся важными по другой причине, говорит Петерсон. Именно тогда люди обычно начинают связывать все эти маленькие истории в одну большую историю жизни, «чтобы объяснить, почему вы такой человек», — говорит она.

Интересно, что история жизни человека обычно включает в себя события, которые должны были быть потеряны из-за детской амнезии. Это потому, что когда наши собственные воспоминания начинают подводить, говорит Петерсон, мы полагаемся на членов семьи, фотоальбомы и видео, чтобы восстановить их.

Изучение детской амнезии | Psychology Today

Какое ваше самое раннее воспоминание?

К тому времени, когда детям исполняется два года, они уже могут отвечать на вопросы о недавних событиях, хотя часто нуждаются в осторожных подсказках, чтобы восстановить воспоминания. В течение следующих четырех или пяти лет дети лучше запоминают и описывают важные события своей жизни.

К семи-восьми годам у большинства детей хорошо развита автобиографическая память с таким же уровнем нормального забывания, как и у взрослых.

Однако, когда детей спрашивают о более ранних воспоминаниях, они редко могут вспомнить события, произошедшие до трех-четырех лет, и доступ к этим ранним воспоминаниям становится еще труднее, когда они становятся старше.

Несмотря на десятилетия исследований, понимание того, почему происходит эта детская амнезия, остается загадкой.

Хотя детей можно подтолкнуть к воспроизведению ранних воспоминаний, это воспоминание часто страдает от проблем с ложной памятью, вызванных наводящими вопросами и непреднамеренными репликами со стороны взрослых. По этой причине Американская психиатрическая ассоциация предостерегает от случаев, когда взрослые вспоминают случаи жестокого обращения, которые, по-видимому, произошли в очень раннем возрасте без вещественных доказательств.

Однако для взрослых воспроизведение воспоминаний в возрасте до трех или четырех лет практически невозможно, независимо от метода, используемого для извлечения этих воспоминаний, будь то свободное воспоминание или целенаправленное воспоминание (например, рождение брата или сестры).

За прошедшее столетие исследования самого раннего возраста, для которого взрослые могут вспомнить событие жизни, были на удивление стабильными. Эти воспоминания обычно начинаются примерно в возрасте трех или четырех лет, при этом количество и качество доступных воспоминаний постепенно увеличивается с течением времени.

Наиболее широко используемый метод проверки детской амнезии — метод ключевого слова. Впервые разработанный сэром Фрэнсисом Гальтоном в его раннем исследовании памяти, этот метод включает в себя предоставление участникам определенных слов (например, собака, кошка или стул), а затем их просят «подумать о конкретном воспоминании», связанном с этим словом, а также оценить их возраст в то время, когда они испытали это воспоминание. Методы ключевых слов часто используются для проверки автобиографической памяти на протяжении всей жизни.

Сравнивая память в разном возрасте, исследователи памяти определили нормальную скорость забывания, которая происходит для воспоминаний, развивающихся с восьмилетнего возраста. С этого момента амнезия на события раннего детства становится прочно установившейся с небольшими изменениями с течением времени.

Например, исследование, сравнивающее, насколько хорошо 20-летние и 70-летние люди могут вспомнить события из раннего детства, не выявило реальной разницы в памяти, несмотря на прошедшие десятилетия.

Так почему же возникает детская амнезия?

Были предложены различные объяснения, включая теорию Фрейда о том, что детская амнезия вызвана вытеснением травматических воспоминаний, происходящих в раннем психосексуальном развитии ребенка.

Более современные теоретики, однако, утверждают, что ключ к забыванию лежит в раннем развитии самого мозга. В то время как маленькие дети и даже младенцы способны вспоминать информацию в течение нескольких недель или месяцев, связать эти воспоминания со словесными сигналами сложнее.

В одном интригующем исследовании, изучающем воспроизведение памяти в раннем и среднем детстве, в возрасте от 7 до 9 летС годовалыми детьми были опрошены события, которые они ранее вспоминали со своими матерями в возрасте трех лет. Среди 7-летних детей 60 % вспомнили одни и те же события, в то время как дети, протестированные в возрасте 8 или 9 лет, запомнили только 36–38 % событий.

Это говорит о том, что амнезия на ранние события происходит быстро всего за два года. В целом, младшие дети кажутся гораздо более уязвимыми к забывчивости, чем дети старшего возраста.

Несмотря на то, что существуют половые различия в детской амнезии, причем девочки лучше, чем мальчики, способны вспоминать ранние воспоминания, скорость, с которой ранние воспоминания забываются в течение более позднего детства, все еще обсуждается исследователями.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Psychology: General , метод ключевого слова использовался для проверки автобиографической памяти у детей в возрасте от семи до одиннадцати лет и сравнивался с результатами, полученными у молодых людей и взрослых среднего возраста. Исследование было проведено Патрицией Бауэр и Мариной Ларкиной из Университета Эмори в рамках их продолжающегося изучения причин возникновения детской амнезии.

Сравнивая показатели забывчивости у детей и взрослых, Бауэр и Ларкина надеялись проверить возраст самой ранней памяти у детей, студентов колледжей и взрослых среднего возраста, измеряемый ключевыми словами.

Наряду с повторением более ранних исследований, посвященных детской амнезии у детей, изучение воспоминаний о самых ранних воспоминаниях у взрослых позволило им измерить, насколько стабильной остается детская амнезия с течением времени.

В исследовании приняли участие 100 детей в возрасте от 7 до 11 лет по 20 детей в каждой из 5 возрастных групп (52 девочки и 48 мальчиков). Две взрослые группы состояли из 20 взрослых в каждой (средний возраст 19 и 43 года).

Каждый участник был протестирован с использованием метода ключевых слов: их просили вспомнить событие из жизни, связанное с 1 из 20 нейтральных ключевых слов. После описания события их попросили предоставить более подробную информацию и вспомнить свой возраст на момент события, а также время года.

Поскольку родители большинства детей, принимавших участие в эксперименте, находились в комнате, они смогли предоставить письменный отзыв о том, насколько точной была их память. Все события были записаны на видео и оценены независимыми оценщиками.

Результаты показали, что большинство воспоминаний, которые вспоминали дети, относились к предыдущему году, но возраст самых ранних воспоминаний, как правило, составлял около 3,67 лет. Не было реальной разницы между разными возрастными группами или двумя взрослыми группами. Даже у пожилых людей возраст самой ранней памяти не сильно отличался, несмотря на десятилетия, прошедшие с раннего детства.

Одним из важных открытий было то, что дети быстро забывали воспоминания о раннем детстве, но это забывание замедлялось по мере того, как дети становились старше. Это говорит о том, что количество доступных воспоминаний, относящихся к раннему детству, у детей быстро сокращается. Однако у взрослых воспоминания менее подвержены забыванию из-за лучшей консолидации памяти.

Так что же это означает для объяснения детской амнезии? В то время как возраст самого раннего воспоминания кажется удивительно стабильным как для детей старшего возраста, так и для взрослых, быстрое забывание, которое приводит к исчезновению ранних воспоминаний, означает, что детская амнезия проявляется довольно рано в детстве (в возрасте 7 лет). Что касается того, почему это происходит, один важный ключ можно найти в повествовательных отчетах, которые дети дают, когда их спрашивают о конкретных воспоминаниях.

В исследовании, проведенном Бауэром и Ларкиной, 7-летние дети нуждались в значительной подсказке, чтобы описать события, которые с ними произошли, в то время как дети старшего возраста и взрослые рассказывают более богатые, более вербально полные повествования, практически не нуждаясь в дополнительной подсказке.

Поскольку повествовательный пересказ позволяет нам «репетировать» важные воспоминания и сохранять их дольше, воспоминания, которые не репетируются, со временем становятся недоступными и в результате могут быть быстро забыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *