Разное

Дети с овз и инвалидностью это: в чем разница? // Администрация Беловского городского округа

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» – что подразумевает этот статус? – Департамент образования Еврейской автономной области

, Родительский лекторий «Основы детской психологии и педагогики»

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

  • Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
  • Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.

2.

3. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов \ КонсультантПлюс

Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.3. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

и инвалидов

Подраздел содержит данные за отчетный год.

Для целей настоящего федерального статистического наблюдения используются следующие основные понятия.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучающиеся учитываются как лица с ограниченными возможностями здоровья до получения образования по основным программам профессионального обучения, если они были приняты на обучение на эти программы на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и в период обучения не меняли условий обучения.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности (полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа.

Дети-инвалиды согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это лица, признанные инвалидами в возрасте до 18 лет.

По строке 01 показывается численность обученных по образовательным программам профессионального обучения (выпуск) из числа слушателей, относимых к категории лиц с ОВЗ; по строке 02 — из них относимых к категории инвалидов; по строке 03 — детей-инвалидов.

По строке 04 приводится численность инвалидов, не относящихся к категории лиц с ОВЗ; по строке 05 — численность детей-инвалидов, не относящихся к категории лиц с ОВЗ.

Общая численность обученных инвалидов равна сумме строк 02 и 04, детей-инвалидов — сумме строк 03 и 05.

Категория лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) лиц, имеющих инвалидность, равна сумме строк 01, 04 и 05.

В графах 7 — 10 из общей численности обученных слушателей (из граф 3 — 6 соответственно) следует привести данные о численности отдельных категорий слушателей (строки 01 — 05), обученных по адаптированным программам профессионального обучения.

Строки 06 — 10 заполняются аналогично строкам 01 — 05 по отдельным группам, сформированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам (при наличии таких групп). Каждая из строк 06 — 10 заполняется в том числе из соответствующих строк 01 — 05.

Значения граф 7 — 10 по строкам 01 — 05 больше или равны соответствующим графам 3 — 6 по строкам 06 — 10.

Значения граф 7 — 10 по строкам 01 — 05 могут превышать значения соответствующих граф 3 — 6 по строкам 06 — 10 за счет лиц, обученных инклюзивно по адаптированным программам профессионального обучения.

Услуги для родителей с ограниченными возможностями

Родители с ограниченными возможностями сталкиваются со многими проблемами и могут получить поддержку и помощь. На этой странице освещаются актуальные политические и социальные вопросы, затрагивающие родителей-инвалидов, а также доступность необходимого лечения и услуг.

Проект воспитания инвалидов
Предоставляет родителям с ограниченными возможностями онлайн-сеть для обмена опытом, советами и беседами, а также доступ к исследованиям, информационным бюллетеням и учебным ресурсам, помогающим решать проблемы дискриминации и неравенства.

Пересечение защиты детей и инвалидности: в центре внимания родителей, осень 2013 г. (PDF — 1380 КБ)
Университет Миннесоты, Центр перспективных исследований в области защиты детей (2013 г. )
CW360: Всесторонний взгляд на распространенную проблему защиты детей
Изучает распространенность родителей с инвалидностью и психическими заболеваниями в системе защиты детей, а также то, что происходит с этими родителями и их семьями, когда они получают услуги.

Планирование, ориентированное на родителей, для родителей с ограниченными возможностями (PDF, 387 КБ)
Лайтфут и ДеЗелар (2020)
Практические заметки , 36
Представляет новую модель, ориентированную на родителей, чтобы помочь родителям с ограниченными возможностями планировать воспитание своих детей. Модель включает четыре этапа, которые помогают родителям работать со специалистами по защите детей, чтобы установить долгосрочные цели воспитания и предпринять шаги для достижения этих целей.

Воспитание детей с инвалидностью: комплект материалов «Знай свои права» (PDF — 1012 КБ)
Фонд Кристофера и Даны Рив и Национальный совет по делам инвалидов (2016 г. )
Содержит краткий обзор законов об инвалидности, защищающих права семьи, а также информацию об усыновлении, опеке, посещении, семейном праве и системе защиты детей.

Родители с ограниченными возможностями в органах по защите детей и судах
Национальная сеть ADA (2016)
Предоставляет данные о родителях с ограниченными возможностями в Соединенных Штатах и ​​рисках, с которыми они сталкиваются в связи с системой защиты детей, а также информацию о Законе об американцах с ограниченными возможностями.

Родители с умственной отсталостью (PDF — 496 КБ)
Арка (2011)
Объясняет права родителей с ограниченными возможностями и обеспечивает доступ к ресурсам и информации по теме.

Ресурсы для людей с ограниченными возможностями
Усыновить детей США (2017)
Предоставляет список интернет-ресурсов и организаций, связанных с усыновлением и опекой, которые поддерживают родителей с ограниченными возможностями.

Поддержка родителей с ограниченными возможностями и их семей в обществе
Национальный совет по делам инвалидов (2012 г.)
Исследует соответствующую поддержку, чтобы помочь родителям с ограниченными возможностями и их семьям процветать.

Зазеркалье
Предоставляет информацию, обучение и консультации родителям с ограниченными возможностями, членам семьи и специалистам на национальном и международном уровнях.

(Вернуться к началу)

Дети с ограниченными возможностями | Сеть лучшего ухода

Измерение инвалидности в учреждениях интернатного типа в Кении и его роль в управлении делами

Change the Way We Care (CTTWC),

Несмотря на то, что проводились исследования детей с ограниченными возможностями и детей в учреждениях интернатного типа, пересечение этих двух тем еще предстоит глубоко изучить. Примечательно, что отсутствует информация об измерении инвалидности в учреждениях интернатного типа, что подчеркивает пробел в литературе. Подсчитано, что ребенок с инвалидностью в 17 раз чаще попадает в интернатное учреждение, чем ребенок без инвалидности, а девочки чаще, чем мальчики, помещаются в специализированное учреждение. В этом отчете подробно описаны исследования, проведенные в Кении.

Взгляд из Молдовы: закрытие интернатного учреждения

Изменение подхода к уходу,

После 60 лет работы в качестве интерната для детей с ограниченными возможностями Хынчештская вспомогательная школа-интернат (SIA Hîncesti) в Молдове закрыла свои двери для детей в мае 2022 года. Закрытие Hîncesti SIA служит предвестником того, что возможно для других учреждений для детей с инвалидностью в Молдове и мире.

Краткий обзор: Включение лиц с ограниченными возможностями в реформу ухода

Изменение подхода к уходу,

Этот учебный бюллетень был разработан как часть годового отчета CTWWC 2022 и содержит информацию об опыте Кении и других стран. Он предназначен для того, чтобы помочь другим практикам понять, как происходит инклюзия людей с ограниченными возможностями, путем обмена примерами из практики.

Reconocidos, Contabilizados, Incluidos: Utilizar los Datos para Arrojar Luz Sobre el Bienestar de los Niños y Las Niñas Con Discapacidad — Резюме

ЮНИСЕФ,

El informe tiene como objetivo promover el uso de estos datos con el propósito de dar más protagonismo a los niños y niñas con discapacidad y de ese modo lograr una conciencia más plena de sus vivencias.

Увидено, подсчитано, включено: использование данных для освещения благополучия детей с ограниченными возможностями – краткое изложение

ЮНИСЕФ,

Цель отчета состоит в том, чтобы способствовать использованию этих данных, чтобы сделать детей с ограниченными возможностями более заметными, обеспечивая более полное понимание их жизненного опыта.

Перспектива в Молдове: Îchiderea unei Instituții Rezidențiale

Change the Way We Care,

După 60 de ani de activitate în calitate de instituție de rezidențială pentru copyi cu dizabilități, Școala-Internat Auxiliară Hîncești (SIA Hîncesti) din Moldova și-a închis, В начале мая 2022 г. în cele din urmă.

Краткий обзор: сети для инвалидов округа Кения и реформа ухода

Change the Way We Care,

В этом информационном бюллетене рассказывается об опыте Кении в отношении барьеров, которые способствуют разлучению детей с ограниченными возможностями, и о том, как сети инвалидов работают над созданием благоприятной среды для семейного ухода за такими детьми.

Ответить وء عىل عافية األطفال ذوي اإلعاقة — ملخص

ЮНИСЕФ,

طعتلطالما شاملة. غير أنّ السنوات الأخيرةو ٍةقالتنمية بسبب الافتقار إلى بياناتٍ موث و الأدواتوشهدت جهوداً مُجدَّدة كانت ترمي إلى سدّ الثغرات في البيان ات.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *