Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети: Дети с ОВЗ — что это такое
Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования?
Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Относятся ли ч. 3 ст. 55 и с.3 ст. 79 Закона об образовании к детям – инвалидам или только к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082.
Обучающийся может иметь особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении, однако не иметь статуса «инвалид» и даже не иметь достаточных медицинских оснований для получения данного статуса. Однако в образовательных целях обучающемуся могут требоваться особая психолого-медико-педагогическая помощь и особая организация обучения и воспитания, необходимость которых устанавливается в результате проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Такое обследование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же готовит соответствующие рекомендации для образовательной организации.
Для обучающихся с инвалидностью, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся определяются, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).
Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Часть 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Толкование этих статей позволяет заключить следующее:
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.
Что нужно знать родителям и педагогам о правах детей с особенностями в развитии и возможностях их реализации?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. В настоящее время максимальное включение таких детей в общество является одним из приоритетов государственной политики в их отношении. Вместе с тем отметим, что статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» не тождественен статусу «ребенок-инвалид».
Дети с ОВЗ – это обучающиеся, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Дети с инвалидностью – это лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты.
К стойким расстройствам функций организма относятся
речевые, психические отклонения, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем, а также нарушения, обусловленные деформацией лица, головы, туловища, конечностей, особенностями строения тела. Причем наличие этих проблем должно быть подтверждено специальным органом – Бюро медико-социальной экспертизы.
В целях наиболее полной социальной интеграции детей с инвалидностью в общество, а также социальной поддержки их семей сегодня государство оказывает таким детям комплексную помощь. Так, дети, имеющие инвалидность, в настоящее время имеют право на:
-
обеспечение бесплатными лекарственными средствами, специализированными медицинскими изделиями и питанием, бесплатными путевками в санаторно-курортные учреждения; -
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг; -
получение качественного образования на всех его уровнях, учитывающего их психофизические особенности; -
улучшение жилищных условий; -
беспрепятственный доступ к жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации; -
участие в культурной жизни общества, отдых и развитие; -
достойный уровень жизни и материальное обеспечение; -
оказание бесплатной юридической помощи; -
предоставление льгот по оплате ЖКХ.
Права на обеспечение бесплатной медицинской помощью, проведение реабилитационных мероприятий, беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, материальное обеспечение, предоставление льгот по оплате ЖКХ, улучшение жилищных условий регулируются федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.06.1995 года.
Кроме того, данный закон регламентирует порядок получения инвалидности, предусматривает ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности, нарушения прав людей с инвалидностью, закрепляет их право на создание общественных организаций.
Права детей и молодых людей с инвалидностью на получение качественного образования подробно описаны в федеральном законе «Об образовании в РФ» от 26.12.2012 года, федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования детей с ОВЗ (ФГОС НОО для детей с ОВЗ), а также в других нормативно-правовых актах в области образования.
Так, в законе «Об образовании в РФ» прописан порядок организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе имеющими инвалидность (статья 79), а также организации получения ими коррекционно-развивающей помощи и психолого-педагогической поддержки в условиях образовательных организаций (статья 42). В ФГОС НОО для детей с ОВЗ более детально описаны условия получения образования детьми, имеющими различные нарушения в развитии.
Право на участие в культурной жизни общества, отдых и развитие регламентируется «Основами законодательства Российской Федерации культуре», утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612 (статья 12), приказом Министерства культуры России от 17.12.2015 № 3119 «Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам», а также федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
от 04. 12.2007 (статья 31).
Оказание бесплатной юридической помощи детям с инвалидностью и их законным представителям по вопросам, связанными защитой их прав, обеспечивается в соответствии с федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
от 21.11.2011.
детей с ограниченными возможностями | Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей
Во всем мире насчитывается не менее 93 миллионов детей-инвалидов. Многие из них считаются позором для своих семей, проклятием и несчастьем для своих общин. Жизнь детей с ограниченными возможностями может быть окружена стигмой, дискриминацией, культурными предрассудками, неправильным восприятием и шокирующей невидимостью. Кроме того, дети-инвалиды подвергаются резко повышенному риску насилия, безнадзорности, жестокого обращения и эксплуатации.
Несмотря на ограниченность данных и исследований, имеющиеся исследования показывают тревожную распространенность насилия в отношении детей с ограниченными возможностями – от более высокой уязвимости к физическому и эмоциональному насилию в молодом возрасте до более высокого риска сексуального насилия по мере достижения ими половой зрелости.
Действительно, дети и подростки с ограниченными возможностями в 3-4 раза чаще подвергаются физическому и сексуальному насилию и безнадзорности, чем другие дети; и они подвергаются значительно повышенному риску подвергнуться сексуальному насилию: до 68% девочек и 30% мальчиков с нарушениями интеллекта или развития подвергаются сексуальному насилию до достижения ими 18-летнего возраста.
Повестка дня в области устойчивого развития впервые включает конкретную цель (16.2) по прекращению всех форм насилия в отношении всех детей. ЦУР обеспечивают общее понимание цели и новый импульс для глобальных усилий, не оставляя без внимания ни одного ребенка. Это также обязательство, которое взяли на себя государства, ратифицировав международные договоры о правах человека.
Конвенция о правах ребенка признает, что все дети, включая детей с ограниченными возможностями, имеют право на защиту от всех форм насилия. Государства обязаны принимать все необходимые меры для обеспечения защиты прав детей без какой бы то ни было дискриминации.
Конвенция о правах инвалидов подтверждает, что все люди с ограниченными возможностями, включая детей, должны пользоваться всеми правами человека и основными свободами и должны быть защищены от «всех форм эксплуатации, насилия и жестокого обращения, включая их гендерные аспекты». «. Девочки-инвалиды, в частности, «часто подвергаются большему риску, как дома, так и вне дома, насилия, травм или жестокого обращения, пренебрежения или небрежного обращения, жестокого обращения или эксплуатации».
Дети с ограниченными возможностями из-за страха или в результате отсутствия информации могут чувствовать необходимость скрывать свои страдания, бояться стигматизации, преследований или репрессий и могут быть не в состоянии подать жалобу или сообщить о случае насилия, которому они подверглись , и они могут полагать, что могут потерять поддержку тех, кто за ними ухаживает, а также внимание и любовь людей, от которых они зависят.
Случаи насилия, о которых сообщают дети-инвалиды, в основном игнорируются, поскольку их опекуны часто не готовы и недостаточно обучены для рассмотрения жалоб и их эффективного учета. Существует преобладающее мнение, что дети с ограниченными возможностями не могут ясно рассказывать свои истории и их легко запутать.
Во многих странах законодательство не признает показания детей-инвалидов, и закон не позволяет им ставить свою подпись в юридических документах или давать показания под присягой. Вокруг этих случаев насилия существует заговор молчания и повсеместная безнаказанность.
Необходимо срочно принять во всех странах законодательство, запрещающее все формы насилия в отношении всех детей, и создать эффективные и хорошо обеспеченные ресурсами механизмы, ориентированные на детей и инвалидов, для предотвращения и пресечения случаев насилия.
Необходимо инвестировать в повышение осведомленности и информирование, включая исследования о детской инвалидности, а также о формах и распространенности насилия, ставящего под угрозу осуществление их прав. Лучше всего это можно сделать, если мы будем работать вместе с детьми с ограниченными возможностями и их семьями, а также с организациями, отстаивающими их права.
Дети с ограниченными возможностями | Сеть лучшего ухода
Срочный призыв к действию в отношении украинских детей-инвалидов в интернатных учреждениях
Совместное заявление Комитета по правам ребенка и Комитета по правам инвалидов об украинских детях-инвалидах,
Совместное заявление Комитета по правам ребенка и Комитета по правам инвалидов об украинских детях-инвалидах. Они выражают обеспокоенность тысячами украинских детей-инвалидов, которые жили в интернатных учреждениях и были эвакуированы из зон боевых действий на Западную Украину или в другие страны, а также теми, кто остался в небезопасных районах. В частности, они обращают внимание на детей с высокими потребностями в поддержке, на которых негативно влияет институционализация.
Устойчивые услуги с учетом интересов инвалидов: роль социальных работников
Августина Наами, Рита Адома Парри, Альфред Офори,
Несмотря на то, что для удовлетворения потребностей инвалидов в развитых странах было принято несколько мер, их коллеги в странах с низким уровнем доходов, таких как Гана, продолжают сталкиваться с маргинализацией и изоляцией. Используя подходы с точки зрения пользователя и совместного производства, в этом отчете анализируются существующие услуги для ганцев с ограниченными возможностями, а также актуальность и полезность этих услуг.
CRPD/C/27/3: Руководство по деинституционализации, в том числе в чрезвычайных ситуациях (2022)
Комитет по правам инвалидов (CRPD),
Эти руководящие принципы дополняют Замечание общего порядка № 5 (2017 г.) Комитета и его руководящие принципы в отношении права на свободу и личную неприкосновенность инвалидов. Они призваны направлять и поддерживать государства-участники в их усилиях по реализации права инвалидов на независимый образ жизни и быть включенными в общество, а также служить основой для планирования процессов деинституционализации и предотвращения институционализации.
Сопротивление призывам инвестировать в институты – обсуждение со спонсорами, политиками и лицами, ответственными за защиту данных
Европейская сеть независимой жизни – ENIL,
Это параллельное мероприятие COSP 15 было организовано ENIL в сотрудничестве с Защитниками прав инвалидов. В нем рассматривался вопрос усиления сегрегации инвалидов в учреждениях в результате войны в Украине, несмотря на уроки, извлеченные во время COVID. Он сосредоточился на роли спонсоров в гуманитарном реагировании и послевоенном восстановлении, призывая к полному соблюдению КПИ ООН и гарантируя, что никакое финансирование не будет направлено на институционализацию людей с ограниченными возможностями.
Практический пример перехода: переход в интернатное учреждение для детей с ограниченными возможностями – возвращение к первоначальному видению ухода по месту жительства
Change the Way We Care (CTTWC),
Пример из практики «Возвращение к первоначальному видению» демонстрирует воссоединение детей с инвалидностью как важный шаг на пути к переходу. В нем также освещаются проблемы поддержания организационного видения в процессе преобразования услуг.
Решение проблемы детей-инвалидов в учреждениях интернатного типа в рамках ответных мер в Украине
Better Care Network, Disability Rights International (DRI),
7 июля 2022 года Better Care Network (BCN) и Disability Rights International (DRI) организовали мероприятие с участием лиц с инвалидностью и защитой детей, посвященное положению детей-инвалидов в учреждениях интернатного типа в Украине (включая детей с были возвращены семьям или эвакуированы из учреждений с 24 февраля 2022 г.).
Вебинар ENIL/DRI о детях-инвалидах из учреждений Украины (презентация отчета DRI)
Европейская сеть независимой жизни (ENIL), Международная организация по правам инвалидов (DRI),
По оценкам, до войны России против Украины, которая началась в феврале 2022 года, в детских учреждениях Украины находилось около 100 000 детей.
Международная ассоциация прав инвалидов (DRI) опубликовала эти рекомендации в ответ на посещение украинских учреждений для детей с инвалидностью в конце апреля 2022 года. DRI посетила три учреждения для детей в возрасте от шести до взрослых и один «детский» дом для детей с рождения. до шести лет.
DRI обнаружил, что украинские дети с инвалидностью, которые больше всего нуждаются в поддержке, живут в ужасных условиях — полностью игнорируются крупными международными агентствами по оказанию помощи и получают небольшую поддержку из-за рубежа.
Обзор системы учета интересов инвалидов в ресурсах для родителей
Католическая служба помощи (CRS),
Эта Основа учета инвалидности в ресурсах для родителей – это инструмент, помогающий организациям и специалистам-практикам анализировать существующие ресурсы для родителей с точки зрения пробелов в информации и содержании, ограничений в методических указаниях и домашних мероприятиях.