Разное

Дети матом: советы экспертов, как отучить ребенка материться

Содержание

советы экспертов, как отучить ребенка материться

Многие до сих пор помнят времена, когда материться при женщине или ребенке было немыслимо. Прошло не так много лет. Мат все больше входит в нашу жизнь. Его можно свободно слышать на улицах, в транспорте, рабочих кабинетах. Да что там — нет-нет да и в школе, причем из уст ученика — взрослому. Что творится на переменах, чувствительным ушам лучше не слышать. Почему это происходит и можно ли отучить сквернословить ребенка? А что делать с подростком, который уже, как кажется, и слов-то других не знает? Об этом «Комсомолке» рассказала психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры Научных основ экстремальной психологии МГППУ Марина Розенова.

Откуда возник мат

Русский мат — занятный феномен. Появление ненормативной лексики исследователи языка связывают с древними ритуалами различных обрядов, которые сохранились в фольклорных формах, частушках и прибаутках.

Специалисты по языку отмечают свойство высокой эмоциональной заряженности нецензурных слов. Есть даже исследования(1), доказывающие, что брань помогает снять болевой синдром — то есть действительно дает обезболивающий эффект.

В силу этого свойства мат, как правило, используется людьми по ситуации: в напряженных или угрожающих моментах.

Также мат применяют в закрытых сообществах, например, в группах мужчин одной профессии, в качестве некоего маркера принадлежности к группе или кода определенных действий.

Почему дети ругаются матом

Подцепил в садике

Ребенок развивается, растет и осваивает мир языка, в том числе и мир нецензурной речи. Но для каждого возраста это имеет разный смысл.

Например, трехлетка и даже ребенок лет до пяти хватает все слова подряд. Для него это способ изучения и мира, и себя в этом мире. Поэтому нецензурные слова он, как и все остальное, приносит домой и преподносит родителям.

— И здесь возникает нюанс: когда карапуз произносит матерное слово, а делает это он неосознанно и невпопад, то часто это выглядит комично. Взрослые улыбаются и смеются, таким образом эмоционально одобряют его поведение. Но говорят, что такие слова «нехорошие» и их нельзя произносить. Возникает противоречие в поведении родителя. Слова говорят одно — «нельзя», а на эмоциональном уровне сигнал совсем другой — это «весело», — говорит Марина Розенова.

Ребенок же ориентируется на эмоциональные реакции, ведь здесь они яркие и положительные, и делает вывод: «Надо побольше таких слов!», ведь это веселит и делает приятное родителю.

— То есть с малышами, когда они приносят неприличные слова домой, нужно правильно себя повести. Обратить внимание на это, но не слишком эмоционально, чтобы не фиксировать ситуацию и дать понять ребенку, что вам это неприятно и что такие слова не очень хороши и ему не надо их употреблять, — считает Марина Розенова. — Это требует терпения и такта, ведь ребенок будет пробовать эти слова неоднократно. Однако, как правило, такая работа со стороны родителя приводит к хорошему результату: попытки ребенка спровоцировать родителя угасают.

Самое интересное, что правильное поведение и реагирование родителя помогают справиться с детским матом даже в семьях, где кто-то из родителей может время от времени сам применять ненормативные слова.

От 5 до 12: где границы дозволенного

По мере взросления, с пяти до семи и далее, до 11-12 лет, ненормативные слова выступают способом нарушить запрет, выйти за рамки, поэкспериментировать с последствиями, почувствовать свои новые возможности и состояния.

— Поскольку в эти годы чаще всего применение матерных слов фрагментарно и ребенок по-прежнему сильно связан и эмоционально зависим от родителя, здесь вполне можно обойтись спокойным напоминанием о том, что следует стараться не говорить эти слова. А в качестве аргумента использовать критерий «некрасиво». Этот критерий понятен, не давит и легко принимаем — не вызывает протеста, — говорит Марина Розенова.

Кроме того, одновременно надо помочь ребенку осваивать этот мир, развивать мышление и речь, улучшать коммуникацию с окружающими и чувствовать себя увереннее. Когда ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно, в этих эмоционально заряженных словах у него не будет надобности. Во всяком случае это не станет проблемой.

От 13: я стар, я суперстар!

С подростками вопросы ненормативной лексики решать сложнее.

— Для подростков это и способ показать принадлежность взрослому миру, мол, «я уже не ребенок», и способ выделиться, преодолеть неуверенность и слабость, и механизм почувствовать себя сопричастным со своими сверстниками, с их тусовкой, и возможность привлечь внимание. Так подросток подает сигнал: «Это я, заметьте меня». Кроме того, это способ разрядки того невероятного напряжения, которое физически и психологически бушует в мире подростка, — объясняет Марина Розенова.

Важно научить подростков различать ситуации, где они могут и не могут использовать данную лексику. В нашем обществе есть отчетливый запрет говорить таким языком в школе, дома с родителями и близкими, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Но при этом нет отчетливого формального запрета на использование мата между собой, когда это «никому не мешает». Довольно долго такая политика работала.

Они бранными словами просто разговаривают

Мы видим: матерные выражения у подростков, молодежи настолько плотно вошли в обиход, что юные джентльмены и леди на нем попросту говорят. А не ругаются с помощью непечатных выражений.

Причины, как всегда, нужно искать в себе, считает эксперт

  1. Дает о себе знать общее раскрепощение и более свободное поведение человека в принципе. У нас в обществе сейчас значительно меньше ограничителей, больше внимания к правам и свободе личности. Не принято одергивать чужих сквернословящих подростков. Сами говорим, что на язык придется.
  2. Высокий уровень требований к человеку и напряженность жизни. Отсюда потребность в быстрой эмоциональной разрядке. Так и тянет выругаться, хотя, конечно, если не следовать за первейшими позывами, есть и другие способы переключиться.
  3. Значительный уровень противоречий в обществе и нерешенных проблем. Это важный источник разрастания масштабов ненормативной лексики среди взрослых и подростков. Что называется, хочешь не хочешь, а других фраз для описания ситуации иной раз и не подберешь.
  4. Проблемы в схеме воспитательной работы с подростками и детьми в системе «семья-школа».

Как отучить ребенка материться

Как говорится, воспитывать надо, пока чадо лежит поперек лавки. С молодыми людьми в середине второго десятка жизни работать придется уже системно.

  1. Можно поизучать и заинтересовать ребенка, что есть в науке о ненормативной лексике. Ведь когда мы знаем о каком-то явлении много, оно перестает действовать на автоматическом и примитивном уровне. Появляется выбор, и подросток уже не так оказывается привязан к этим языковым форматам. Возникает ситуация: «Эти слова можно знать, но необязательно их применять».
  2. Важно укреплять личность подростка, помогать ему развиваться. Если он не чувствует себя покинутым и беззащитным, не нужны экстраординарные способы самоутверждения. Плюс очень важный аспект — укреплять и развивать самоконтроль подростка.
  3. Нужен важный разговор по поводу личности подростка, его планов, того, что родителю хотелось бы радоваться за его успехи. В общении важно подчеркнуть взросление молодого человека, его большую ответственность, его силы и способности.

— Общий тон разговоров должен быть не запретительным, а ориентирующим и помогающим понимать свою индивидуальность, свои способности, умение повышать компетентность жизненную и учебную. И на этом фоне стоит снова задать эстетический критерий: «Некрасиво сквернословить, у тебя достаточно возможностей и без этого чувствовать себя нормально», — поясняет Марина Розенова. — Работать с нецензурной бранью крайне важно. Наша речь и наше мышление связаны, и если мы уплощаем и огрубляем свой язык, мы огрубляем, примитивизируем всю эмоционально-интеллектуальную сферу личности. Так что бороться с этой проблемой можно и нужно.

Источники

  1. R. Stephens, O. Robertson. Swearing as a Response to Pain: Assessing Hypoalgesic Effects of Novel «Swear» Words. // 2020. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2020.00723/full

Материться стали даже дошкольники. Психолог — о том, как реагировать на детский мат

Многие родители отмечают: отборный мат в последнее время можно услышать не только от подростков, но даже от детсадовцев или младших школьников на детских площадках. Как вообще на это реагировать и можно ли оградить от этого ребенка? Лариса Овчаренко, психолог, кандидат психологических наук, доцент МГПУ, объяснила это в эфире нашей «Радиошколы».

Что такое мат

С точки зрения психологии мат и любая нецензурная лексика — это яркая, эмоционально насыщенная речь. Также она часто резкая: в таких словах много согласных звуков, которые отражают эмоциональный фон. В нецензурные слова люди вкладывают резкий эмоциональный вброс — одним словом, говорят то, что могли бы выражать длинным текстом. Причём вложенные эмоции понятны окружающим, они их считывают. Часто это может быть гнев, страх, фрустрация (состояние, которое человек испытывает, когда его потребности нереализуемы. — Прим. ред.) или разочарование. И эти сильные переживания выражаются в ёмких трёх-четырёх буквах.

Нецензурная лексика всегда отражает наши желания, причём ёмко, эмоционально и доходчиво. В нашей культуре все, от мала до велика, поймут: если кто-то перешёл на такие слова, значит, сильно «накипело». Или нужно за короткий срок дать инструкцию, которая точно будет понята и принята.

Почему дети и подростки матерятся

Если говорить подробнее, зачем дети и подростки используют мат, одна из причин — инициация (переход человека на новый уровень развития внутри узкой группы или всего социума. — Прим. ред.). Это приобщение к миру взрослых: раньше дети не употребляли мат, сейчас они выросли и стали использовать его на своей «территории».

Поэтому подростки часто ругаются нарочито. В отличие от более младших детей, которые если и используют мат, то старательно скрывают это от родителей, тинейджеры делают это как будто напоказ: «Я же взрослый! Я могу себе это позволить!» Задача — проверить, обратит на это кто-то внимание или нет, сделают замечание или нет, допустимо ли такое поведение в этой культуре.

Мат может быть выражением протеста, это касается периода «максимальной взрослости», эмансипации. В таком случае речь будет яркой, вычурной, с большим количеством вариаций нецензурных выражений. Также подросток может проверять взрослых «на прочность» и их границы.

Ещё одна причина такого поведения — попытка заявить о себе как о лидере, выделиться среди сверстников. Типичный пример — когда в средней или старшей школе новенький ученик начинает ругаться, причём громко и прямо-таки филигранно.

Что касается детей именно младшего возраста, они, как правило, не понимают контекста, а считывают эмоцию

Например, однажды папа громко, с эмоцией, выругался при ребёнке. Малыш может не привязать это к конкретному факту, конкретному эмоциональному состоянию, но мгновенно считывает эмоцию, которую несёт или с которой сопряжено слово. Оно запоминается как новое, в том числе и потому что кажется ярким. Это явление называется «вербализм»: ребёнок знает «умное взрослое» слово, не понимает его смысла, но может использовать для красного словца или когда, например, в песочнице что-то действительно не получается.

Кстати, более старших детей иногда привлекают те, кто матерится. Есть несколько причин, почему так происходит. Возможно, этот человек уловил какое-то новое веяние и оказался «вне своего времени»: он делает что-то, что сейчас кажется «не-нормой», а нормальным и обычным станет только через несколько лет. Вторая причина — смелость, внутренняя свобода этих людей. То есть они ведут себя ненормативно, но не скрывают этого, не думают, осудят ли их окружающие, они честны сами с собой. Человек делает то, что считает нужным, и эта смелость привлекает. Возможно, дело в яркости: если кто-то настолько смел, чтобы вести себя так, часто он яркий внешне, физически. И, конечно, это привлекает.

Иллюстрация: Amanita Silvicora / shutterstock / fotodom

Что делать, если ребенок матерится

Точно не стоит охать, закатывать глаза, ярко ругаться или обращать внимание на новое слово в речи ребёнка. Что касается малышей, важно, чтобы родители спокойно реагировали на ненормативное поведение и могли переключить ребёнка. Например, отвлечь от какого-то слова.

Также стоит читать хорошие, правильные книжки, формировать активный словарный запас, чтобы ребёнок мог выразить переживания, прожить эмоции, но без нецензурных выражений. Можно даже поиграть «в слова»: «Я слышу, что ты хочешь мне что-то сказать. А как это можно сделать ещё? Какими словами?» Вместо чтения нотаций лучше перевести всё в развитие, в конструктивное русло.

Если ребёнок употребляет мат слишком часто, нужно объяснить, что это плохие слова и употреблять их в семье не принято. Можно признать: «Да, ты слышишь эти слова от знакомых и одноклассников, на улице, но, за исключением экстраординарных ситуаций, мы стараемся так не выражаться». Главное — не переборщить с объяснениями: чтение нотаций может вызвать обратную реакцию. Ещё важно, чтобы правила соблюдали все члены семьи: если есть требование, например, не ругаться дома, значит, не ругается никто. Особенно это важно для подростков.

При этом во всём нужен баланс — ребёнок не должен расти в «тепличных» условиях. Да, в семье есть правила, их соблюдают. Но детей не нужно ограждать от какой-то информации: они всё равно увидят или услышат это.

Что касается наказаний, они не работают. Потому что у ребёнка или подростка в итоге остаётся только обида на родителя, она сильнее, чем ожидаемая польза. Вообще, «наказать», то есть «сделать наказ», значит объяснить, проговорить ещё раз. Санкции должны быть, но в случае с подростком важно проговорить всё заранее: и правила (которые соблюдает вся семья), и «штрафы», которые следуют за нарушением договорённостей. Так работает метод «социального контракта».

Советы педагогам

Если дошкольники начинают оскорблять друг друга или нецензурно выражаться, педагогу прежде всего нужно увеличить дистанцию между детьми. Потому что один из механизмов развития конфликта в таком случае — механизм «психологического заражения». То есть дети подходят, смотрят на происходящее, не понимают сути, но хотят поучаствовать в этом.

Также важно научить малыша понимать и выражать эмоции: «Я вижу, что ты злишься. То, что ты испытываешь, — злость, гнев. А как ещё это можно выразить? Пойдём побьём кулачками в подушку или порвём бумажку?» Можно найти занятие, которое позволит не только выразить гнев, но и успокоиться, уравновесить эмоциональное состояние.

Разговаривать с родителями воспитателю нужно, хотя есть мамы и папы, которые сразу начинают защищаться, ожидая критики или нападения. Зато так педагог может понять, какая культура принята в семье, что допускается, а что нет.

Если говорить уже про школьников, про подростков — на мат или нецензурную брань учителям нужно реагировать максимально спокойно. Часто тинейджеры ждут, что их будут воспитывать или ругать. Можно прибегнуть к противоположной реакции, например похвалить. Конечно, не за брань — за что-то другое, например за интересную мысль. А потом предложить сформулировать ту же мысль иначе.

Конечно, учитель, классный руководитель или «предметник», предъявляет свои правила. Важно, чтобы их было немного (если их будет 15, ребёнок всё равно их нарушит) и они были понятными. Можно сформулировать, например, три важных для учителя правила про дисциплину или отсутствие бранных слов. Но в целом даже провокативные, назовём их так, подростки стараются соблюдать правила, если уважают человека-учителя. В таком случае, даже если что-то вылетает, например, в гневе, подросток потом извинится: чувство вины сработает (в хорошем смысле).

Вот ещё три лайфхака учителю — что делать, если в классе ругаются матом

Установить с детьми нормальные рабочие отношения — тогда можно будет договориться, что, например, использовать нецензурные слова нельзя. И даже если ребёнок выругается, учителю будет проще найти к нему подход и понять, почему так произошло.

Если подросток матерится, важно помочь ему отрефлексировать свои чувства, дать пространство для эмоций. У педагогов часто мало времени, но нужно остановиться и подумать: что на душе у ребёнка, который хочет ругаться? Когда подросток осознает, что с ним происходит, можно будет решить, что ещё можно сделать в таком состоянии.

Если происходит патовая ситуация, важно локализовать её (у каждого учителя есть какой-то свой способ, как это сделать), а уже потом вернуться и обсудить этот момент. Но не отругать, а поговорить: «Что с тобой происходит, почему хочется ругаться?..»

Некоторые учителя до сих пор прибегают к старому методу «выйди из класса». Но, во-первых, во многих школах это запрещено: непонятно, что ребёнок будет делать за дверью, это небезопасно. А во-вторых, это бесполезно. Выгоняя ученика из класса, педагог использует социальную изоляцию: для человека от природы остаться одному, без группы, опасно. Но итогом будет только обида на учителя, которая является шантажным чувством и ни к чему хорошему не приводит.

В жизни бывает всякое — иногда эмоции или переживания у подростка настолько сильные, что нехорошее слово вырывается само. И ругать за это сложно: сами же учим проживать эмоции. Что возразить подростку, которому и так непросто, если он говорит, что хочет сказать не «я разочарован», а именно то нецензурное слово из шести букв? Здесь выход один — понять и простить.

Полную запись разговора с Ларисой Овчаренко слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Материал подготовлен стажером Дарьей Куликовой. Иллюстрация: Borodacheva Marina / Polina Tomtosova / shutterstock / fotodom

Что делать, если ваш ребенок ругается матом

Маленькие дети постоянно напоминают родителям, что они должны быть внимательными. Они будут делать это удивительным образом, предлагая новые мысли, действия и особенно слова. Иногда выбор бывает забавным и впечатляющим. В других случаях то, что выходит из уст детей в возрасте от 5 до 8 лет, не так восхитительно.

А именно ругаются.

Это может быть одно слово. Они могут не знать, что это значит. Вы можете не знать, где они это услышали. К сожалению, нежелательный язык повсюду. «Вы не можете предотвратить их воздействие», — говорит Жаклин Сперлинг, доктор философии, клинический психолог и преподаватель Гарвардской медицинской школы. Исследование 2013 года показало, что к 8 годам дети знают 54 запретных слова. В этом возрасте чаще всего используются слова «глупый» и «бог». Но к 11 и 12 годам происходит сдвиг, когда двое лучших становятся явно более взрослыми.

Дети имитируют ругань других

«Имитация — важная часть развития, — говорит Сперлинг. Дети видят и слышат, что говорят после того, как кто-то ушиб палец ноги или кричит на другого водителя, и они решают попробовать. Частично это подражание родному брату или родителю; часть — внимание; часть — реакция. Это расстраивает людей или заставляет смеяться? По ее словам, обратная связь может быть обнадеживающей, поэтому поначалу лучше оставаться нейтральным.

Дом также является безопасным местом, чтобы расстраиваться. Вот почему у детей бывают нервные срывы, когда они возвращаются из школы. По словам доктора Юджина Березина, исполнительного директора Центра молодых здоровых умов Клэя в Массачусетской больнице общего профиля и профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы, после дня соблюдения правил их нужно отпустить.

Как вы переносите ругань?

К счастью, дети этого возраста становятся более социализированными, особенно в школе. Они знают, что взрослые действуют так, как не могут дети. Например, дедушка выкрикивает ругательства в телевизор во время просмотра футбольного матча. Они также знают, что в разных местах действуют разные правила — они не ходят в школу или в супермаркет без штанов. «Они понимают контекст, — говорит доктор Березин.

Итак, рассмотрим контекст. Если ругань процветает, вы, скорее всего, слышали об этом от своего учителя или директора. Тем не менее, это не то, что нужно поощрять. Дети по-прежнему нуждаются в периодических напоминаниях о правилах, по которым нужно жить.

Когда вы слышите ругань, попробуйте выполнить следующие рекомендации:

  • Помолчите , прежде чем что-то сказать. Не стоит слишком много внимания уделять нежелательному поведению, говорит Сперлинг.
  • Спросите, почему. Затем, предлагает доктор Березин, продолжить: «Что вы чувствовали, когда говорили это?» Вы можете намекнуть, что они злы или расстроены.
  • Решайте проблемы вместе. Как еще можно такое сказать? Что за безумные слова? Что бы вы сказали, если бы были в школе или в доме бабушки? «Вы строите их репертуар. Наша работа родителей состоит в том, чтобы дать им инструменты того, что делать и говорить в различных условиях», — говорит доктор Березин.
  • Объясните допустимое поведение. Если слово было адресовано кому-то другому, четко обозначьте, что это неприемлемо. «Это нападение, и мы не нападаем на других людей словами или физически. Об этом не может быть и речи», — говорит доктор Березин. Также объясните, что люди совершают ошибки, и извинитесь за них.
  • Поощряйте понимание с помощью вопросов. Как вы думаете, какие чувства у человека вызвало это слово? Как бы вы себя чувствовали? Как бы вы себя чувствовали, если бы они извинились? Все это способствует развитию эмпатии. Когда они проявляют сочувствие, похвалите их. Поддерживайте поведение, которое вы хотите видеть, говорит Сперлинг.
  • Будь конкретным. «Дети помладше не понимают тонкостей, но понимают хорошо/плохо, да/нет, так оно и есть», — говорит доктор Березин. Будьте проще: ругань — это то, что делают взрослые. Это делается дома, а не в магазине, у друга или в кабинете врача. Приведите примеры школьных правил, которые они уже знают, чтобы закрепить контекст: Вы не влезаете в очередь. Вы не встаете из-за обеденного стола. Учитель не ругается.

Строительные блоки для будущего успеха

Наряду с обузданием ненормативной лексики вы создаете среду, в которой можно говорить о чувствах и развиваете их социальное и эмоциональное обучение. Доктор Березин говорит, что это область, которой пренебрегают, хотя она необходима для будущего успеха. «Люди теряют работу из-за социальных оплошностей и поведения», — говорит он.

Ваши обмены не должны быть идеальными. Дети могут возиться со своим языком; родители тоже могут. Важно, чтобы вы моделировали соответствующее поведение, извинялись, если оступились, и чтобы диалог оставался открытым и поддерживающим. Эта последовательность поможет, поскольку разговоры становятся более сложными, поскольку дети становятся старше.

«Мы хотим, чтобы наши дети могли размышлять и говорить о своих эмоциях и поведении, а также могли учитывать эмоции и поведение других людей», — говорит доктор Березин. «Чем раньше мы приступим к этому делу, тем лучше оно станет строительным блоком для их будущего».

Нецензурная брань — HealthyChildren.org

Авторизоваться
|
регистр

 

Семейная жизнь

Семейная жизнь

Мой сын начал ругаться. Это признак того, что впереди беда?

Нецензурная брань — использование ненормативной лексики или «грязных» слов — почти нормальное поведение для детей среднего и раннего подросткового возраста. Ненормативная лексика используется, чтобы произвести впечатление на друзей, и может стать частью отношений со сверстниками. Довольно часто младшие дети не знают значений слов, которые они используют, но они все равно говорят их, просто потому, что слышали, как их используют другие.

К счастью, такое явление, как ругань, кажется, теряет свою привлекательность и ослабевает по мере того, как дети взрослеют. До тех пор, однако, дети часто с удовольствием шокируют своих родителей бранными словами, которые они выучили вдали от дома. (Имейте в виду, что родители, которые ругаются в семье, учат своих детей делать то же самое, и не должны удивляться, когда их дети копируют их поведение.)

Ясно, что существует меньшая группа «неисправимых» детей, которые ругаются матом. Помимо проклятий, у них есть много других трудностей, личных и социальных. Эти подростки могут быть более склонны ругаться и злиться на других людей — это другое явление, чем использование нескольких ругательств во время разочарования. Ни в коем случае нельзя допускать ненормативной лексики, направленной против другого человека.

Что могут сделать родители

Вот несколько советов, которые помогут вам решить проблему нецензурной брани:

  • Если вы считаете это уместным, установите правило, согласно которому «в нашем доме не будет ругани». Ни при каких обстоятельствах не терпите ругательств, направленных против кого-то в гневе. В этом случае ребенок может быть немедленно отправлен в свою комнату на тайм-аут.

  • Незначительная ругань в отчаянии — почти естественное поведение человека. Хотя, возможно, это и неуместно, в некоторых семьях это обычное дело. Если это ваш личный стиль, вам будет трудно научить ребенка чему-то другому.

  • Когда ваш ребенок ругается, не стоит слишком остро реагировать на собственные вспышки ярости и ругани. Кроме того, мыть рот ребенка с мылом явно неправильно, крайне и неэффективно.

  • Иногда вам может казаться, что ваш ребенок использует ненормативную лексику, пытаясь спровоцировать вашу реакцию. В этих случаях игнорирование ее может быть наиболее эффективной стратегией.

  • Вознаградите ребенка за правильное выражение своего разочарования без ругани. Карты звездного неба и деньги являются полезными подходами. Например, используйте банку пятицентовых монет, которую она может заработать через две недели; за каждый день, который она не ругается в течение этого времени, в банку кладут два дополнительных пятака; но каждый раз, когда она ругается, пятаки будут сниматься. Ваш ребенок быстро сообразит.

Когда обращаться за дополнительной помощью

Сама по себе ругань не является признаком эмоционального расстройства. Однако если есть другие проблемы — хроническая ложь, хроническое воровство или трудности со сверстниками, то ругань может быть просто еще одним симптомом психологического или социального расстройства. В этой ситуации поговорите со своим педиатром о консультировании – индивидуальной или семейной терапии.

Дополнительная информация:

  • Нормальное поведение ребенка

  • Как формировать поведение вашего маленького ребенка и управлять им

Последнее обновление
19.10.2018
Источник
Уход за ребенком школьного возраста: от 5 до 12 лет (Copyright © 2004 American Academy of Pediatrics)

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *