Деструктивные группы в социальных сетях: Как в социальных сетях вовлекают детей и подростков в деструктивные группы
Более 7 млн подростков вовлечены в деструктивные группы в соцсетях
Деструктивному воздействию подвергаются в Интернете семь миллионов подростков, прирост вовлеченности составляет два миллиона человек в год, сказала президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская на форуме «Цифровая гигиена. Молодёжь в сети», проходящем в четверг в Москве.
Данные получены с помощью поисковой системы по соцсетям, блогам, комментариям «Крибрум» (система мониторинга и анализа социальных медиа, организатор мероприятия, входит в ГК InfoWatch). Анализируется при этом не только русскоязычный контент, сказала Касперская, не уточнив, какая доля из этих данных касается российский детей.
Вовлеченность означает, что подросток лайкнул, репостнул или заинтересовался опасным контентом.
Деструктивные группы устроены таким образом, что на верхушке, на верхнем уровне, в них нет ничего запрещенного. Это могут быть красивые картинки или общие призывы, вроде «как заработать миллион». Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие и пр.), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, офлайн-действия.
Соучредитель и президент «Крибрум» Игорь Ашманов при этом добавил, что группы постоянно мутируют, что затрудняет их блокировку. При этом соцсети за деятельность групп ответственности не несут, как это сделано в ряде стран Европы. Роскомнадзор может заблокировать только соцсеть целиком, но это крайне сложное решение.
Эксперты прогнозируют, что уже в ближайшее время уровень вовлеченности достигнет 50%.
Специалисты бьют тревогу и призывают работать с детьми, быть внимательными к тому, чем они занимаются в Интернете. Одним из направлений работы они называют создание и распространение позитивного контента, а также популяризацию общечеловеческих ценностей. В качестве возможных примеров такого контента приводятся случаи, когда подросток спасает людей из пожара или активно действует в других чрезвычайных ситуациях. «Об этом нужно снимать фильмы», — добавил Ашманов.
Росмолодежь получила право на внесудебную блокировку сайтов, склоняющих детей к противоправным действиям
В марте 2018 года на встрече женщин-предпринимателей с президентом России Владимиром Путиным, в которой принимала участие Наталья Касперская, глава государства поручил активизировать дальнейшие действия государственных органов, бизнеса и общественности по борьбе с негативным воздействием деструктивных движений в социальных сетях.
Участниками форума «Цифровая гигиена. Молодежь в сети» стали представители государства, образовательных и общественных организаций, а также психологи и специалисты в области информационной безопасности. В ходе мероприятия обсуждались конкретные меры по исполнению поручения главы государства и борьбе с деструктивными тенденциями.
Фото (с) Татьяна Костылева
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться:
Свежие новости
- Все новые материалы
- Эксперты
- Электронное правительство
- В регионах
- За рубежами
- Новости
- Актуально
- Аналитика
- Управление интернетом
- Интервью
- Импортозамещение
Подробнее
Подписка на дайджест
- Email(корректный e-mail)
Эксперты
Форум «ПРОФ-IT»
Механизмы распространения интернет-рисков среди детей и подростков — ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»
Широкое распространение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека оказывает существенное влияние на его социальную адаптацию. Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря которому раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают и риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка.
Риски, с которыми сталкивается пользователь интернета, многообразны. Их несет на себе разнообразная информация, размещаемая в Сети. Как указывают исследователи «само понятие риска является субъектно-отнесенным: риск связан с ситуацией, в которой возможен неблагополучный исход, с ситуацией опасности; но исход зависит от выбора и действий человека».
В последнее время в обществе активно обсуждается проблема вовлечения детей и подростков в деструктивные группы в социальных сетях, нацеленные на пропаганду среди них аутоагрессивного поведения. Широта распространения данного явления и тяжесть последствий актуализирует задачу изучения механизмов, лежащих в основе действия этих рисков и поиска способов управления ими.
Ученые предприняли попытку анализа действия интернет-рисков с позиций социально-психологических механизмов моды. Отправной точкой для выбора данного подхода стало утверждение родителей, пострадавших от действия деструктивных групп, о том, что участвовать в таких группах модно среди подростков, и что нередко в таких группах дети состоят целыми классами.
Мода оказывает существенное влияние на процессы адаптации личности. Она способствует приобщению молодежи к социальным нормам в привлекательной для них форме и выступает регулятором поведения. Имеют ли значение социально-психологические механизмы моды для распространения интернет-рисков?
Решили проверить это утверждение и провели опрос среди подростков – обучающихся общеобразовательных школ, направленный на выявление значения моды как регулятора поведения для подростков, включая поведение пользователя Интернета, наиболее значимых мотивов следования моде, отношения подростков к различным модным объектам, включая объекты, несущие на себе интернет-риски. В опросе приняли участие школьники от 12 до 15 лет.
Результаты опроса показали, что мода действительно является значимым регулятором поведения подростков, подавляющее большинство опрошенных (более 75%) считают для себя значимым следование моде. Среди самых модных занятий 53% подростков отмечают общение в социальных сетях, еще более 30% процентов считают модным состоять в группах социальных сетей, и 28% — размещать в сети фото и видео – материалы для получения «лайков». Тревожная информация была получена и по факторам, регулирующим модное поведение подростков. Так, на желание следовать моде в наибольшей степени оказывают влияние друзья и одноклассники для 35% школьников, а «виртуальные» друзья для 39%, материалы и сообщения в социальных сетях для 28% опрошенных. Полученные результаты позволяют зафиксировать тенденции значимого влияния моды на социализацию, при этом, участие в группах, создаваемых в социальных сетях, входит в ряд ведущих модных объектов. Результаты подтверждают значимость механизмов моды в распространении указанных интернет-рисков.
Как реализуются эти механизмы?
Они основываются на способности моды «отражать объективные потребности человека и определять характер действий человека по их удовлетворению». Создаваемые злоумышленниками группы закрытые. Членство в таких группах подростки «зарабатывают» выполняя задания, связанные с самоповреждающими или агрессивными действиями, отчеты о которых выкладываются в сеть и оцениваются «лайками». Дети поэтапно вовлекаются в опасные для жизни игры. Организаторы таких групп искусно эксплуатируют все социально-психологические механизмы моды. Так, группа создается с использованием современных технологий, что отражает такую ценность моды как современность. Принадлежность к такой группе демонстрируется через выкладывание в сеть отчетов о выполнении заданий, что опирается на использовании ценности демонстративности моды. Эксплуатируется и такая ценность моды как игра. Участники групп вовлекаются в опасную игру, связанную с выполнением эвристических, поисковых сложных заданий, связанных с риском. Получение «лайков» за отчеты о выполненных заданиях создают у подростка чувство радости «победы», сопряженным с самоудовлетворенностью.
Организаторы в качестве ведущего механизма моды для вовлечения в группы используют эмоциональное заражение, проявляемое через передачу определенного эмоционального состояния на фоне возбуждения. Благодаря поддержке переживания «тайны», скрытого обсуждения этой «тайны» с многими участниками группы, получая свидетельства «восхищения», человек подсознательно усваивает образцы диктуемого модой поведения. Активно эксплуатируется механизм внушения. Используются различные способы вербального и невербального воздействия на подростков с целью создания у них определенного эмоционального состояния, побуждения к определенным действиям. Эмоциональная насыщенность информации, ее постоянная пополняемость создает эффект «эмоционального заражения» и стимулирует желание следовать навязываемым образцам. Подростки, в силу малого жизненного опыта и незначительного социального статуса, более подвержены внушающему воздействию моды. Большое значение играет и механизм подражания. У подростков всячески поддерживается чувство принадлежности к «особой касте» закрытой, тайной группе, принадлежать к которой престижно, что создает основу для действия механизма подражания. «Подвиги» участников группы (часто совершивших непоправимое), обсуждаются и героизируются членами группы, отдельные участники возводятся в ранг «звезд». «Звезды» усиливают привлекательность поступков, что создает базу для действия механизма идентификации – отождествления себя со значимым другим. Все указанные механизмы моды достаточно эффективны и, накладываясь на возрастные особенности подростков, приводят к интенсивному распространению среди них модного поведения и вовлечению в группы все большего их числа.
Знание данных механизмов может составить основания и для их регулирования. Важно подчеркнуть, что действие всех механизмов моды находится под влиянием как общественных, так и личностных факторов, а, значит, может быть поставлено под контроль.
С позиций общества и семьи речь может идти о регулировании распространения модных объектов в сети Интернет, о целенаправленной пропаганде конструктивных (альтернативных деструктивным) модных ценностях. С позиций личности, регулирование может осуществляться на основе развития адаптационных ресурсов личности, рефлексивных механизмов следования моде, устойчивости личности к негативным воздействиям, основанным на эмоциональном заражении, внушении и конформизме.
Разрушительные социальные сети | Мнение
Габриэль Т. Лангкилде
Габриэль Т. Лангкилде, 21 год, редактор редакции Crimson Editorial, живет в Eliot House.
Раньше я любил представляться и общаться с новыми людьми. Я рассказывал о том, как моя мама случайно решила назвать меня в честь профессионального волейболиста, хотя она никогда толком не смотрела и не играла в волейбол. Я бы рассказал им о своем доме в крошечной деревне на маленьком острове посреди южной части Тихого океана. И я бы поделился с ними своей любовью к баскетболу или причинам, по которым зеленый — лучший цвет в мире.
Но после первых двух недель в Гарварде я быстро понял, что никому до меня нет дела.
Вскоре я понял, что мне нужно переработать свои представления, чтобы не утомлять людей, чтобы они спали. Я больше не упоминал забавные факты о происхождении своего имени или об острове, на котором я родился и вырос. Я больше не рассказывал о своем любимом виде спорта или любимом цвете. Вместо этого мое введение было переработано, чтобы включить количество раз, когда я представлял свой остров на национальных академических соревнованиях. Я воздержался от страстного объяснения причин вступления в определенные клубы в кампусе и вместо этого рассказал об объеме работы, которую я выполнял в этих клубах, потому что это то, что людям было больше интересно услышать. Итак, я узнал, что хитрость в том, чтобы завести друзей в Гарварде, не в том, чтобы дружелюбно представиться. Это должно было установить мою силу и мой интеллект.
Самое важное, чему нас учат в Гарварде, это как расширять наши социальные сети для личной выгоды. Важность нетворкинга внушают нам через различные академические консультации и даже через беседы со старшеклассниками, которые клянутся, что это единственный способ продвинуться по карьерной лестнице. Вдобавок к этому, у Office of Career Services есть целая веб-страница, посвященная консультированию студентов о том, как «устанавливать связи», определяя нетворкинг как «не что иное, как общение с людьми, которые могут предоставить вам информацию, совет, ресурсы и возможные контакты. связанных с вашими интересами».
Но это создает культуру транзакционных отношений и абсурдных стандартов. Отношения, которые развиваются только в том случае, если есть потенциальная взаимная выгода. Стандарты достижений, которым должен соответствовать человек, прежде чем заслужить дружбу других. И все потому, что нас учат не слушать и не заботиться о причудливых мелочах, которые делают людей такими, какие они есть. Скорее, нас учат оценивать человека на основе потенциальных «ресурсов», которые он может предложить в будущем.
Таким образом не складываются подлинные отношения. Из-за этого давления оценки я чувствовал себя вынужденным проявить себя перед людьми, которых я еще не знаю. Вместо того, чтобы больше представляться, я рассказываю о своих достижениях и потенциале успеха, перечисляя прошлые достижения или чрезмерно рассказывая о своих больших планах на лето. Это похоже на то, что я снова абитуриент колледжа, но на этот раз мои сверстники — приемные комиссии, и я отчаянно жду письма о зачислении в их дружбу.
Итак, я не говорю о своих любимых блюдах и не пытаюсь начать спор о том, кто лучший Мститель. Я не упоминаю забавные детские воспоминания и не делюсь своими глубокими личными секретами с другими. Вместо этого мои разговоры с людьми представляют собой монотонный ответ на жалобы на количество наборов задач, бумаг и внеклассной работы, которые еще предстоит выполнить, или на малое количество сна, которое достигается ежедневно.
Когда меня спрашивают о том, как прошел день или как я себя чувствую, вместо того, чтобы пересказать забавный анекдот, который мой TF рассказал в разделе, или признаться, как сильно моя семья в скайпе заставила меня скучать по дому, я выплевываю эту отрепетированную мантру всей работы, которую я должен делать и все сроки я должен уложиться, как бы тонко доказать свои способности и мою трудовую этику. И поэтому я ношу маску — маску, которая скрывает, кто я есть на самом деле, потому что я не думаю, что кому-то действительно интересно это знать. Еще хуже ожидание того, что я не буду рисковать под маской других людей, а скорее буду судить о них, основываясь на привлекательности маски, которую они представляют.
Если это так, как мы можем быть уверены, что люди, которых мы называем «друзьями», действительно заботятся о нас? Нам нужно перестать продвигать социальные сети в интересах материальной личной выгоды, а вместо этого начать находить время, чтобы искренне слушать и понимать друг друга. Вместо того, чтобы пытаться выяснить, удалась ли эта большая летняя стажировка, почему бы нам не остановиться, чтобы искренне спросить других, как прошел их день, или спросить, как у них дела? Потому что, в конце концов, каждый хочет, наконец, сорвать свою неудобную маску и знать, что кому-то это действительно небезразлично.
Габриэль Т. Лангкилде, 21 год, редактор Crimson Editorial, живет в Eliot House.
Насколько вредны социальные сети? Наши эксперты взвешиваются.
27 сентября 2021 г.
Недавнее расследование, проведенное Wall Street Journal , показало, что Facebook знал о рисках для психического здоровья, связанных с использованием своего приложения Instagram, но держал эти выводы в секрете. Внутреннее исследование гиганта социальных сетей показало, что Instagram усугубляет проблемы с изображением тела у каждой третьей девочки-подростка, и все подростки, пользующиеся приложением, связывают это с переживаниями тревоги и депрессии. Это не первое свидетельство вреда социальных сетей. Группы наблюдения определили Facebook и Instagram как средства киберзапугивания, а отчеты связывают TikTok с опасным и антиобщественным поведением, включая недавнюю волну школьного вандализма.
По мере распространения социальных сетей по всему миру (у Facebook 2,85 миллиарда пользователей) возникают опасения по поводу того, как платформы влияют на индивидуальное и коллективное благополучие. Социальные сети критикуют за то, что они вызывают привыкание, и за их роль в распространении дезинформации по важнейшим вопросам, от безопасности вакцин до честности выборов, а также за рост правого экстремизма. Компании, работающие в социальных сетях, и многие пользователи защищают платформы как средства продвижения творчества и создания сообществ. И некоторые исследования опровергли идею о том, что социальные сети повышают риск депрессии у подростков. Так насколько же полезны или нездоровы социальные сети?
Два эксперта из Школы общественного здравоохранения им. Мейлмана Колумбийского университета и Колумбийского психиатрического отделения делятся своим мнением об одном важном аспекте влияния социальных сетей — их влиянии на психическое здоровье молодых людей и взрослых. Дебора Гласофер, адъюнкт-профессор психологии в области психиатрии, проводит исследования по разработке психотерапии для взрослых с расстройствами пищевого поведения и преподает когнитивно-поведенческую терапию. Она является соавтором книги «Расстройства пищевого поведения: что нужно знать каждому». Клод Меллинс, профессор медицинской психологии на кафедрах психиатрии и социомедицинских наук, среди прочего изучает благополучие среди студентов колледжей и аспирантов и является директором программы CopeColumbia, программы взаимной поддержки для преподавателей и сотрудников Колумбийского университета, чье психическое здоровье было нарушено. пострадавших от COVID-19пандемия. Она была одним из руководителей исследования SHIFT по снижению сексуального насилия среди студентов. Оба пользуются социальными сетями.
Что мы знаем о рисках для психического здоровья, связанных с использованием социальных сетей?
Mellins : Facebook, Instagram и другие платформы социальных сетей являются важными источниками общения и построения отношений для многих молодых людей. Несмотря на важные преимущества, социальные сети также могут предоставлять платформы для запугивания и изоляции, нереалистичных ожиданий в отношении образа тела и источников популярности, нормализации рискованного поведения и могут нанести ущерб психическому здоровью. Девочки и молодые люди, которые идентифицируют себя как сексуальные и гендерные меньшинства, могут быть особенно уязвимыми в качестве целей. Мозг молодых людей все еще развивается, и как личности молодые люди развивают свою собственную идентичность. То, что они видят в социальных сетях, может определять то, что ожидается, но неточно и может быть разрушительным для развития личности и самооценки. Подростковый возраст — это время риска, который является одновременно силой и уязвимостью. Социальные сети могут усугубить риски, как мы видели в новостях.
Несмотря на важные преимущества, социальные сети также могут предоставлять платформы для травли и изоляции, нереалистичных ожиданий в отношении образа тела и источников популярности, нормализации рискованного поведения и могут нанести ущерб психическому здоровью. – Клод Меллинс
Glasofer : Для тех, кто предрасположен к развитию расстройства пищевого поведения, социальные сети могут быть особенно бесполезны, потому что они позволяют людям легко сравнивать свою внешность со своими друзьями, знаменитостями и даже со своими старыми фотографиями. Исследования показывают, что то, как много кто-то занимается фото-деятельностью, такой как публикация и обмен фотографиями в Facebook или Instagram, связано с меньшим принятием тела и большей зацикленностью на внешнем виде. В частности, для девочек-подростков чем больше времени они проводят в социальных сетях, тем больше они усваивают идею о том, что быть худыми — это идеально, насколько они стремятся стать худыми и/или чрезмерно тщательно изучают свое тело. Кроме того, если кто-то подвержен расстройству пищевого поведения, его может особенно привлечь бесполезная информация, которую слишком легко найти в социальных сетях.
Есть ли преимущества у социальных сетей?
Меллинс : Для молодых людей социальные сети предоставляют платформу, которая помогает им понять, кто они такие. Для очень застенчивых или замкнутых молодых людей это может быть способом познакомиться с другими людьми со схожими интересами. Во время пандемии социальные сети позволили людям общаться так, как личное общение было невозможно. Социальная поддержка и общение имеют решающее значение для преодоления трудностей и устойчивости. Друзья, которых мы не могли видеть лично, были доступны онлайн и давали нам важные точки связи. С другой стороны, меньше возможностей для личного общения с друзьями и семьей означало меньше реальной проверки некоторых негативных влияний социальных сетей.
Будь то в социальных сетях или лично, хорошая группа сверстников имеет значение. Группа друзей, которые связаны общими интересами, такими как искусство или музыка, и уравновешены во взглядах на еду и внешний вид, — это позитивно. – Дебора Глазофер
Glasofer : Будь то в социальных сетях или лично, хорошая группа сверстников имеет значение. Группа друзей, которые связаны общими интересами, такими как искусство или музыка, и уравновешены во взглядах на еду и внешний вид, — это позитивно. На самом деле, хорошая группа сверстников в Интернете может защитить от негативного влияния в реальной жизни. Для тех, у кого в анамнезе были расстройства пищевого поведения, в социальных сетях есть группы бодипозитива и выздоровления. Некоторые люди находят эти группы благосклонными; для других выгоднее двигаться дальше и преследовать другие интересы.
Есть ли здоровый способ быть в социальных сетях?
Меллинс : Если вы считаете, что социальные сети вызывают негативные эмоции, вам может понадобиться перерыв. Навсегда отказаться от социальных сетей сложнее, особенно для молодежи. Эти платформы являются мощными инструментами для связи и обновления с друзьями и семьей. Общественные мероприятия тоже. Если вас нет в социальных сетях, вы зависите от своих друзей, чтобы связаться с вами лично, что не всегда происходит. Все сложно.
Glasofer : Когда вы чувствуете себя плохо из-за того, что другие люди публикуют о себе, тогда социальные сети не делают вам никаких одолжений. Если в социальных сетях есть что-то, что негативно влияет на ваши действия или ваш выбор, например, если вы начинаете ограничивать себя в еде или чрезмерно заниматься спортом, то пришло время переоценить. Родители должны проверять своих детей об их жизни в социальных сетях. В целом, я рекомендую ограничивать социальные сети, создавая разумные и работающие для вас границы, чтобы вы могли присутствовать с людьми в своей жизни. Я также рекомендую отпуск в социальных сетях. Хорошо бы найти время, чтобы заметить разницу между виртуальным миром и реальным миром.