Что такое предметно развивающая среда: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка
Автор:
Мухина Александра Сергеевна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано
в
Молодой учёный
№21 (207) май 2018 г.
Дата публикации: 30.05.2018
2018-05-30
Статья просмотрена:
5145 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 5 (pdf)
Библиографическое описание:
Мухина, А. С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка / А. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 09.05.2023).
Предметно-развивающая среда — это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично развиваться и знакомились с окружающим миром.
При организации предметно-развивающей среды вгруппе должны быть учтены следующие базовые принципы: возрастной; принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости — закрытости;принцип учета половых и возрастных различий детей.
Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды. Для раскрытия и развития творческих способностей ребенка в детском саду «Теремок» функционируют творческие мастерские и кружки [1, 2]. Работа Гостюхиной О. М. посвящена вопросу сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников. Педагог обращает внимание на роль эмоциональной составляющей в процессе гармоничного развития личности ребенка. Для этого она предлагает создать в групповом помещении психологический уголок, в который должно входить следующее оборудование: «Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Подушка примирения» [3].
В рамках данного доклада мы остановимся на организации «Уголка по развитию речи» для воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности детского сада № 44 «Золотой ключик г. Нижневартовска. «Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации занятий по развитию речи, для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, стол для логопедических занятий, шкафы, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность детей. Материалы для «Уголка по развитию речи» должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также учитывать характер речевых нарушений каждого ребенка. Доступность и системность организации всех составляющих «Уголка» обеспечит эффективную работу в данной области.
Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал, направленные на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной моторики, правильного произношения, фразовой речи, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание «Уголка» определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детей с ТНР. Подбор материала осуществляется воспитателем и логопедом. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая, то основной составляющей «Уголка по развитию речи» должны стать дидактические игры.
Подробно рассмотрим игры по развитию речи Татьяны Барчан. Дидактические пособия Татьяны Барчан — многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей.
Игровое пособие «Вопрос ребром», которое включает в себя 1 игральный кубик, 2 двусторонних волчка, 12 призовых фишек, 48 игровых карточек и игровое поле с заданиями, позволяет организовать 13 базовых игр по развитию речи: «Красный, желтый, голубой», «Вкусный, свежий и холодный», «Прятки с кубиком», «Логический кроссворд», «Логический окошки», «Слова на карусели», «Раз словечко, два словечко», «Сапожник, портной», «Парочки», «Подсказки на картинках», «Разговор с инопланетянином», «Картинки-подружки», «Мастер пантомим».
Освоение этого огромного игрового репертуара мы начали с двух игр «Слова на карусели» и «Раз словечко, два словечко». Подробно остановимся на них. Для проведения игры понадобятся: игровое поле с цветным шестиугольником, кубик с наклейками, карточки с картинками. Все карточки выкладываются в центре стола картинками вниз. Ведущий бросает кубик и определяет по выпавшему цвету, как надо изменить слова на карточках. Таким образом, одна игра тренирует умение делить слово на слоги, умение согласовывать притяжательное прилагательное с существительным, умение образовывать форму множественного числа, умение называть признаки предметов, умение согласовывать числительное с существительным, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.
Рассмотрим еще одну игру «Раз словечко, два словечко». Игра направлена на развитие связной речи ребенка. Задача участников в этой игре — составить предложение, в котором используются два (три) слова, написанные на карточках. Данная дидактическая игра успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогает в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов. Особенность этой игры заключается в том, что ребенку предлагается создать единый текст, в котором необходимо логически соединить два разных предмета или понятия. Такое неординарное задание создает проблему и стимулирует творчески подойти к ее решению. Следовательно, развивается креативное мышление, воображение, память, в занимательной форме обогащается словарь дошкольника, поскольку новые слова активно входят в повседневное общение.
Предлагаем вашему вниманию еще одно дидактическое пособие по развитию речи «Картинный словарь». В словарь включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком, интересным для ребенка. По сюжетным занимательным картинкам дети в игровой форме могут повторить уже изученные слова. Словарь может быть использован для занятий по развитию речи. Сборник содержит не только слова для запоминания, обозначающие предметы и явления, действия и признаки предметов, но и практические задания. Словарь составлен по ситуативно-тематическому принципу (по темам).
Также в нашем «Уголке по развитию речи» имеется «Картотека опорных картинок исхем для составления связных рассказов». Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Опорная схема поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Таким образом, в групповом помещении создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам и другим требованиям. Она организована с учетом психологических и возрастных особенностей группы, линии индивидуального развития ребенка и характера его речевых отклонений.
Литература:
- Васькова А. А. Предметно-развивающая среда современного детского сада // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание детей младшего возраста» //https://cyberleninka.ru/article/v/predmetno-razvivayuschaya-sreda-sovremennogo-detskogo-sada
- Володина И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1301–1304. — URL https://moluch.ru/archive/91/19683/ (дата обращения: 20.05.2018).
- Гостюхина О. М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников //https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, развитие речи, игра, слово, умение, групповое помещение, детский сад, логическое мышление, признак предметов, развитие ребенка.
Похожие статьи
Развивающая предметно-пространственная среда как средство…
Предметно—развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Создание
предметно—развивающей среды в группе…
Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Развитие основ логического мышления у старших дошкольников…
Разработать систему по формированию операций логического мышления. Преобразовать предметно—развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками.
Дидактическая
игра как средство развития логического…
логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.
Предметно—развивающая среда в группе компенсирующей…
предметно—развивающая среда, ребенок, коррекционно-развивающая среда, нарушение речи, развивающая среда, компенсирующая направленность, развитие, предметная среда, личностное развитие…
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного. ..
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
детский сад, развивающая предметно-пространственная среда…
Создание предметно—развивающей среды для детей… ребенок, предметно—развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.
Познавательное
развитие детей дошкольного возраста при…
К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Создание
предметно—развивающей среды для детей…
предметно—развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра, психофизическое развитие детей, коррекционная работа, информационное поле…
Похожие статьи
Развивающая предметно-пространственная среда как средство. ..
Предметно—развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Создание
предметно—развивающей среды в группе…
Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Развитие основ логического мышления у старших дошкольников…
Разработать систему по формированию операций логического мышления. Преобразовать предметно—развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками.
Дидактическая
игра как средство развития логического…
логическое мышление, ребенок, игра, команда, палочка, старушка ватрушки, королев Математика, Сереж, подвижная игра, развитие.
Предметно—развивающая среда в группе компенсирующей…
предметно—развивающая среда, ребенок, коррекционно-развивающая среда, нарушение речи, развивающая среда, компенсирующая направленность, развитие, предметная среда, личностное развитие. ..
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного…
В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.
детский сад, развивающая предметно-пространственная среда…
Создание предметно—развивающей среды для детей… ребенок, предметно—развивающая среда, развивающая среда, дошкольное образование, создание, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая среда, игра, группа, развитие.
Познавательное
развитие детей дошкольного возраста при…
К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Создание
предметно—развивающей среды для детей…
предметно—развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра, психофизическое развитие детей, коррекционная работа, информационное поле…
Предметно развивающая среда физического воспитания
Предметно-развивающая среда детского физического воспитания предусматривает создание в группе детского сада особых условий, способствующих формированию любви к спорту. Приоритетной задачей является создание мотивации к поддержанию здорового образа жизни, для чего в условиях группы формируется отдельная зона для физического воспитания.
Что это такое?
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представляющая собой правильно организованное пространство, включающее зонирование помещения, оборудование, мебель, игровые материалы, книги и т.д.
Формирование развивающей среды осуществляется в рамках федерального закона «Об образовании» и в соответствии с требованиями ФГОС. Учитываются возрастные особенности детей, принципы создания развивающей среды.
Цели создания
Главной целью формирования развивающей среды является закрепление имеющихся знаний детей, получение опыта в поисковой, спортивной и познавательной деятельности.
Для достижения поставленной цели решается несколько задач:
- активизация мыслительного процесса при помощи спортивного оборудования;
- создание мотивации к занятию спортом;
- обучение и привитие навыков здорового образа жизни;
- использование спортивного инвентаря для сравнения, анализа, поиска ответов на вопросы;
- создание условий для всестороннего развития личности детей;
- решение комплекса воспитательных, образовательных, оздоровительных задач.
Педагогам требуется научить детей двигательной активности в условиях ограниченного пространства и безопасному использованию спортивного инвентаря. Также от воспитателей требуется личное участи в воспитательном процессе, чтобы на собственном примере показывать любовь к спорту.
Что предполагает насыщенность среды?
Насыщенность развивающей среды предполагает, что мебель и материалы соответствуют возрастным возможностям детей и образовательной программе, которая реализуется в детском саду. Многообразие позволяет детям выбирать вид деятельности, заниматься тем, что интересно и соответствует вкусовым предпочтениям.
Важно, чтобы насыщенность выражалась в многообразии предметов. Это делает работу с группой более продуктивной, позволяет придумывать различные ситуации с заданиями, выполнение которых требует применения физической силы и спортивного инвентаря.
Трансформируемость
Предполагает возможность внесения изменений в предметно-пространственную среду в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, меняющихся интересов, образовательной ситуации и возможностей детей.
Трансформируемость обеспечивает возможность изменять развивающую среду, выносить на первый план определенную функцию, которая особенно актуальна на текущий момент.
Полифункциональность
Предполагает наличие многофункциональных предметов, не имеющих жесткого крепления, природных материалов, которые могут использоваться в различных видах деятельности. Также для реализации принципа полифункциональности используются игровые предметы-заместители, позволяющие быстро решать вопрос нехватки инвентаря.
Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, составляющих предметную среду. К таким предметам относится детская мебель, мягкие модули, игрушки.
Вариативность
Предполагает разнообразие материалов, обеспечивающее свободный выбор инвентаря для выполнения физических упражнений. Например, одна группа детей может заниматься с мячом, а вторая – с обручами и скакалкой.
Чтобы обеспечить принцип вариативности, требуется периодически менять игровое оборудование, дополнять обстановку новыми предметами для стимуляции двигательной, познавательной, исследовательской активности детей.
Доступность
Предполагает доступность материалов и оборудования для всех воспитанников, в том числе, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также доступность должна иметь возможность содержания оборудования в исправности.
Безопасность
Предполагает соответствие всех элементов развивающей среды требованиям надежности и безопасности. Обеспечивает сохранение жизни и здоровья воспитанников.
Для формирования развивающей среды обращайтесь в нашу компанию. Мы поставляем оборудование детских садов по всем регионам России.
Что такое предметно-развивающая среда? Среда развития в Доу
Предметно-развивающая среда — это совокупность предметов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения различных видов деятельности воспитанников. Это необходимо для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомиться с окружающим миром, могли взаимодействовать с ним и учиться самостоятельности.
Концепция предметно-развивающей среды
Способствует развитию самостоятельности, инициативы и дает детям возможность реализовать имеющиеся у них способности. Предметно-развивающая среда совершенствует опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также способствует повышению познавательной активности всех детей группы.
Состоит из:
- Большая детская площадка;
- Игровое оборудование;
- Игрушки;
- Различные виды игровых атрибутов;
- Игровые материалы.
Эти средства должны находиться в специальной комнате, холле или во дворе детского сада.
Как создается среда разработки?
На этом этапе необходимо помнить, что предметно-развивающая среда должна уступать место развитию воспитательной, воспитательной, стимулирующей и коммуникативной функций. Важнейшей задачей является повышение самостоятельности и самостоятельной активности ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важен также дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.
Создание предметной обстановки включает в себя важный аспект: изменение элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. Цветовая палитра должна быть основана на теплых пастельных тонах, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на учеников.
Что касается предметно-развивающей среды группы, то она должна меняться в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, конечно же, образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть открытой, подлежащей корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если он регулярно обновляется и отвечает текущим потребностям детей. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к определенному возрасту воспитанника.
Исходя из этого, при создании данной среды для любых возрастных групп в ДОУ необходимо учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательного процесса и общей атмосферы, в том числе при оформлении дошкольной учреждение.
Принцип позиций во взаимодействии
Основан на организации пространства для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известно, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с детьми осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизить и уравнять позиции детей и взрослых. Уместно будет использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.
Принцип действия
Позволяет взрослому и ребенку вместе участвовать в решении экологических вопросов, которые легко трансформируются и изменяются. Вы можете оборудовать групповые комнаты мастерскими, песочными и водными центрами, используя ширмы.
При организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, обладающие способностью активизировать познавательную деятельность. Это могут быть технические приспособления, магниты, игрушки, лупы, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить различные природные материалы для экспериментов и изучения.
Принцип стабильности-динамизма
Этот принцип способствует созданию условий, позволяющих изменяться в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Нужна игровая комната для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть соответствующим образом оборудована. ДОУ необходимо позаботиться о наличии игрушек, мебели, емкостей для хранения, подиумов для отдыха, а также сборно-разборных конструкций. Эта комната должна быть наполнена различными предметами, а также иметь много свободного места. Вы можете создавать тематические зоны, расставлять мягкую мебель и делать ее частью игровой.
Принцип гибкого зонирования и интеграции
Нужно выстроить непересекающиеся сферы деятельности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, не мешая друг другу. Они легко отвлекаются и не всегда достаточно сосредотачиваются на своей деятельности.
Студенты факультетов дошкольного образования не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая часто проводится в ДОУ, является лучшим способом наглядно продемонстрировать будущим учителям игровые центры и разные зоны (театральную, речевую и грамотную, спортивную, экспериментально-исследовательскую, коммуникативно-конструкторскую и игровую), позволяющие детям объединяться, если у них есть общие интересы. Дошкольникам также необходимо место для отдыха и уединения.
Гендерный принцип
Предметно-развивающая среда в ДОУ дает детям возможность проявить себя в свете своих способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными как для мальчиков, так и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девушкам нужны вещи, которые будут развивать их женственность, а мальчикам – то, что вызовет в них «мужской дух».
Принцип сочетания различных элементов
В данном случае важна эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в Доу заслуживает серьезного отношения, и ей нужно уделять достаточно внимания.
Речевая развивающая среда группы
Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на которое следует ставить мягкую мебель. Со своим сюжетом можно устраивать разные игры, в которые нужно будет играть с помощью взрослых.
Среда развития группы должна быть оборудована для таких игр: их можно хранить в специальных полочках или ящиках, которые будут доступны для детей. При работе с детьми младшего и среднего возраста необходимо уделять достаточное внимание пособиям и материалам, которые связаны с развитием словарного запаса.
Комплексные меры
Поскольку в современном обществе происходит множество изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно основываться на образовании, в связи с чем должны повышаться требования к его качеству. Для решения проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОС состоит из различных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Для достижения результатов необходимо создать определенные условия в ДОУ и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В частности, необходимо организовать хорошие условия для развития детской деятельности. В развитии предметно-пространственной среды должен быть один из основных нюансов — педагогическое сопровождение деятельности детей.
Как создать дома среду разработки?
В основу конструкций должны быть положены принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуального комфорта, самостоятельности, открытости. Для того чтобы ребенок всесторонне развивался в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.
Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо обратить внимание на расположение предметов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях комплексного развития.
Как организовать среду разработки в ДОУ в связи с внедрением ФГОС?
В структуру программы дошкольного образования введен новый ФГОС. В связи с этим весьма актуальными стали вопросы об организации предметной среды, дающей развитие в Доу.
Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с детьми дошкольного возраста. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что возрастает интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОС.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде
Обязан обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна означать:
- Доступность для учащихся всех помещений, в которых осуществляется учебный процесс;
- Возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
- Неограниченный доступ детей к играм, книгам, игрушкам, пособиям и материалам, поддерживающим их деятельность;
- Обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимуляции эмоциональной, познавательной и двигательной активности детей.
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ
Предметно-развивающая среда детского сада должна совершенствовать у малыша его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать приобретать жизненный опыт, учить сравнивать и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.
Ребенок развивается в процессе обучения, в ходе которого он активен и занимается какой-либо деятельностью. Она организуется учителем в различных формах общения с окружающими. Для этого должна быть создана специальная педагогическая ситуация, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.
Предметно-развивающая среда младшей группы должна обеспечивать детям возможность выявления различных качеств личности и возможностей развития. Довольно часто получается совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать препятствием, мешающим им проявить свои уникальные способности.
Принцип интеграции основан на общеобразовательной программе этих учреждений, которая реализуется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно выполнять все основные правила – это даст возможность ребенку развиваться.
В каждом возрасте у малыша свои особенности и предпочтения, поэтому их постоянное недовольство может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей не всегда удовлетворяются, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка – трудоемкий, кропотливый и сложный процесс, и поэтому халатное отношение в этом вопросе недопустимо.
Учебная среда — Управление учебной программы, оценки и преобразования обучения
Создание благоприятной атмосферы в классе для улучшения учебного процесса ваших учащихся.
Важность учебной среды
Когда учащиеся проходят курс, они получают больше, чем просто взаимодействие с содержанием курса. Учебная среда включает интеллектуальную, социальную, эмоциональную и физическую среду курса; все это повлияет на обучение. Взаимодействие преподавателя и студента и тон курса могут повлиять на то, как студенты подходят к обучению и преодолевают трудности. Демография студентов в рамках курса и то, как взаимодействуют сверстники, также играют ключевую роль в этой среде. Наконец, равенство, инклюзивность и доступность являются важными составляющими создания среды обучения, поддерживающей всех учащихся.
Доказательства
Учебная среда может быть столь же важна для обучения студентов, как и выбор содержания курса и методов обучения. Синтез 1500 мета-анализов 300 000 000 учащихся (Hattie, 2012) показал, что следующие факторы окружающей среды значительно повлияли на обучение учащихся: .
Эти факторы определяют, положительно или отрицательно воспринимают учащиеся окружающую среду, что влияет на их поведение и, следовательно, на результаты обучения. Позитивный климат может улучшить обучение учащихся, в то время как негативный климат может помешать обучению и успеваемости (см. литературу ниже).
Взгляд учащихся
В благоприятной учебной среде учащиеся испытывают высокий уровень доверия между собой и своим преподавателем. Они считают решения справедливыми, у них есть чувство сопричастности, и они чувствуют, что их слушают. Только в этих условиях учащиеся могут решать проблемы, рисковать, выражать себя и просить о помощи.
В негативной учебной среде учащиеся могут чувствовать себя некомфортно, растерянно, без поддержки и бояться совершать ошибки. Эта среда не заставляет студентов «закаляться» или «прикладывать больше усилий». Вместо этого они, скорее всего, будут негативно оценивать курс или самих себя и станут немотивированными или даже уйдут.
Как инструктор, вы должны учитывать точку зрения студентов при создании и преподавании своих курсов. Занятия в классе должны создавать позитивный климат, поддерживать обучение учащихся и позволять им идти на риск.
Улучшение учебной среды
Существует множество факторов, определяющих учебную среду, в которой вы преподаете. Некоторые из этих факторов будут вне вашего контроля, например, физическое пространство в классе или система управления обучением. Однако то, как вы работаете с элементами окружающей среды, которыми вы можете управлять, повлияет на способность ваших учеников учиться. Вот несколько популярных подходов.
Исследовательское сообщество
Структура исследовательского сообщества (Garrison, Anderson & Archer, 2000) утверждает, что существуют три важных и взаимодействующих фактора, которые должны присутствовать для процветания положительного учебного сообщества:
- Социальное присутствие : Способность осмысленно взаимодействовать с другими.
- Когнитивное присутствие : Степень, в которой участники могут создавать и подтверждать смысл посредством устойчивого общения.
- Преподавательский кабинет: Разработка, содействие и управление познавательными и социальными процессами для значимого обучения.
Чтобы узнать больше об этих факторах и о том, как улучшить их в своем курсе, см.:
Сообщество исследователей
Учебная среда, ориентированная на сообщество
В среде, ориентированной на сообщество, учащиеся опираются на знания друг друга и работают вместе к общей цели. В то время как сотрудничающие студенты постоянно стремятся к самосовершенствованию, в отличие от курсов, на которых учащиеся соревнуются (например, когда экзамены оцениваются по кривой), эти среды построены на атмосфере доверия, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно, совершая ошибки, просматривая их. как часть учебного процесса. Студенты учатся учиться, а не просто стремятся получить правильный ответ. Стремление к пониманию имеет приоритет над получением всех ответов.
Нормы и ожидания, установленные в вашем классе, улучшают или препятствуют обучению ваших учеников. Учебная среда, ориентированная на сообщество, явно продвигает нормы и ожидания, которые поощряют критический поиск и сотрудничество. Например, в классе, ориентированном на сообщество, важнее пойти на риск, чем правильно ответить на каждый вопрос. С другой стороны, в классах, где недопустимо делать ошибки и хвалятся только правильные ответы, учащимся не рекомендуется просить разъяснений, рисковать и исследовать новые гипотезы. Напротив, в классах, ориентированных на сообщество, основное внимание уделяется учащимся, их текущему пониманию и процессу обучения, а не самому правильному ответу.
Атмосфера доверия между преподавателем, учащимися и их сверстниками является одним из основных компонентов учебной среды, ориентированной на сообщество. Когда учащиеся знают, что вы заинтересованы в их потребностях и нуждах всего класса, они, скорее всего, сами будут участвовать в процессе создания сообщества. Отсутствие страха, связанного с неудачей или насмешками, побуждает учащихся бросать себе вызов и сосредотачиваться на мастерстве, а не на достижении хороших оценок.
В среде обучения, ориентированной на сообщество, преподаватели и студенты берут на себя следующие роли:
Инструктор | Студент |
---|---|
9001 1 Признание роста |
|
- Установите четкие требования к обратной связи и взаимодействию
- Обеспечьте присутствие преподавателя при установлении взаимопонимания со студентами
- Объедините ресурсы и мероприятия по проектированию для создания сообщества
- Предоставьте возможности для взаимодействия и сотрудничества между коллегами
- Поощряйте учащихся делиться знаниями и идти на риск , если возможно, помогите им установить связь между этим и курсом
- Объясните свои цели и ожидания, а затем выясните предположения и ожидания вашего ученика
- Создайте атмосферу, в которой можно рисковать и совершать ошибки
- Проектные задания, которые поощряют сотрудничество, а не конкуренцию
- Четко заявляйте, что все учатся, даже инструктор, и что процесс так же важен, как и конечный продукт
- Используйте моменты, когда у вас нет ответа, чтобы смоделировать, как вы будете искать информацию
- Структурируйте свой курс с помощью мероприятий, которые поощряют высокий уровень вовлеченности учащихся и задают вопросы
- Поощряйте академический риск, давая ученикам возможность совершать ошибки, учитесь на отзывах от вас и своих сверстников и давайте им возможность опираться на свое понимание и пересматривать свою работу учащиеся помогают друг другу решать проблемы, основываются на знаниях друг друга, предлагают решения и просят разъяснений
- Создайте сообщество практики среди своих сверстников в вашем отделе или учреждении
- Установите четкие ожидания в отношении участия, классных норм, групповой работы и т. д.
- Назначьте занятия в малых группах и научите учащихся основам успешной групповой работы
Вышеупомянутые стратегии можно использовать в любых условиях, но следующие специфичны для среды онлайн-обучения.
- Разместите рекомендации по курсу и ожидания в легкодоступном и логичном месте
- Повысьте участие учащихся с различными предпочтениями в обучении с помощью дополнительных вариантов заданий или различных форм участия
- Поощряйте работу в малых группах и предлагайте, чтобы все сотрудничество или его часть осуществлялись либо лично, либо посредством видеоконференции
- Выделите в курсе место для обсуждения студентами неакадемических вопросов
- Учебная среда, ориентированная на сообщество (Iris Center)
- Развитие учебных сообществ преподавателей
- Учебные сообщества (Центр вовлеченного обучения)
- Учебные сообщества (Университет Северного Иллинойса)
- 4 типа сообществ онлайн-обучения
- SUNY OSCQR — Standard 41, классное сообщество
- Брансфорд, Дж. Д., Браун, А. Л., и Кокинг, Р. Р. (2000). Как люди учатся (Том 11). Вашингтон, округ Колумбия: Пресса Национальной академии.
- Брансфорд, Дж., Вай, Н., и Бейтман, Х. (2002 г., май). Создание высококачественной учебной среды: рекомендации по результатам исследований о том, как люди учатся. В экономике знаний и послесреднем образовании: отчет о семинаре (стр. 159–19).8).
- Лав, Дж. (1991). Размещение обучения в сообществах практики. Взгляды на социально разделяемое познание, 2, 63–82.
- Ши, П. (2006). Исследование чувства учащихся к учебному сообществу в онлайн-среде. Журнал асинхронных обучающих сетей, 10 (1), 35–44.
- Венгер, Э., Макдермотт, Р., и Снайдер, В. М. (2002). Семь принципов развития сообществ практиков. Создание сообществ практиков: руководство по управлению знаниями, 4.
Стратегии построения отношений со студентами
Ниже приведены общие стратегии создания благоприятной учебной среды, ориентированной на сообщество.
- Знакомство с инструктором
- Знакомство со студентами
- Задайте тон
- Содействуйте позитивному взаимодействию со сверстниками (например, ледокол)
- Включите увлекательную деятельность
- Установите четкие ожидания
- Активно делитесь политиками и процедурами
90 011 Покажите стоимость вашего курса
- По возможности используйте имена учащихся
- Дайте учащимся возможность исследовать различные пути обучения
- Создайте пространство, в котором учащиеся будут чувствовать себя комфортно, высказывая свои убеждения и мнения по предмету
- Быть знать о социальных или культурных нормах
- Постоянно предоставлять обратную связь и рекомендации
- Укреплять ожидания учащихся в отношении участия, классных норм, групповой работы и т. д.
- Приветствуйте учащихся
- Включайте занятия, поощряющие учащихся работать вместе, чтобы установить связи с внешним миром
- Содействуйте небольшим группам, чтобы увеличить взаимодействие между учащимися
- Если возможно, приходите в класс пораньше, чтобы настроить технику и пообщаться в неформальной обстановке со студентами по мере их поступления
- Быть доступным и открытым для ответов на вопросы
- Предоставить помощь, руководство или дополнительные ресурсы, когда это необходимо
- Начните семестр с короткого приветственного видео
- Попробуйте персонализировать различные элементы вашего курса
- Имейте под рукой четкие инструкции и ожидания
- Поощряйте студентов встречаться лично или используйте видеоконференции для групповой работы
- Не иметь
- Обеспечьте свою доступность для студентов в течение семестра
- Используйте альтернативные методы оценивания, чтобы проводить больше личного времени (видеооценка, видеоконференции, рабочее время и т. д.)
- Хонг, В. (2008 г.). 8 способов увеличить социальное присутствие в онлайн-обучении. Онлайн-класс, 1-5.
- Сообщество исследователей
- Андерсон, Т., Л. Рурк, Д.Р. Гаррисон и В. Арчер (2001). Оценка присутствия преподавателя в контексте компьютерных конференций, Журнал асинхронных обучающих сетей 5 (2).
- Арагон, С. Р. (2003). Создание социального присутствия в онлайн-среде. Новые направления для взрослых и непрерывного образования, (100), 57-68.
- Гао, Ф., Чжан, Т., и Франклин, Т. (2012). Проектирование асинхронных сред онлайн-дискуссий: недавний прогресс и возможные будущие направления. Британский журнал образовательных технологий, 44 (3), 469-483.
- Гаррисон, Д. Р. (2009) Исследовательские сообщества в онлайн-обучении: социальное, преподавательское и когнитивное присутствие. В C. Howard et al. (ред.), Энциклопедия дистанционного и онлайн-обучения. Херши, Пенсильвания: IGI Global, в печати.
- Гаррисон, Д. Р., Андерсон, Т., и Арчер, В. (2000). Критическое исследование в текстовой среде: компьютерные конференции в высшем образовании. Интернет и высшее образование, 2(2-3), 87-105.
- Макгуайр, Б. (2016). Интеграция нематериальных активов в асинхронное онлайн-обучение: стратегии улучшения взаимодействия и социального присутствия. Журнал эффективного обучения, 16 (3), 62-75.
- Роваи, Альфред П. (2007) Эффективное содействие онлайн-дискуссиям. Интернет и высшее образование, v10 n1 p77-88.
- Райман, С., Баррелл, Л., Хардхэм, Г., Ричардсон, Б., и Росс, Дж. (2009). Создание и поддержка сообществ онлайн-обучения: разработка для преобразующего обучения. Международный журнал педагогики и обучения, 5 (3), 32-45. https://doi.org/10.5172/ijpl.5.3.46
- Садафа, А. и Олесоваб, Л. Усиление когнитивного присутствия в онлайн-обсуждении случаев с помощью вопросов, основанных на модели практического исследования. Американский журнал дистанционного образования, Опубликовано в Интернете: 31 января 2017 г.
Улучшите свою среду обучения
Разработайте деятельность по созданию сообщества. Пожалуйста, рассмотрите следующие шаги.
- Шаг 1: Подумайте о том, как ваша философия и методы преподавания и обучения влияют на ваше взаимодействие со студентами, а также на взаимодействие между ними.
- Шаг 2: Определите область вашего курса, в которой вы могли бы усилить свои стратегии построения сообщества. Примеры стратегий могут быть следующими:
- приветствие на видеокурсе
- вводное видео
- ледокольное занятие в начале курса
- неформальная дискуссионная доска, на которой студенты и преподаватели обсуждают темы, связанные с курсом
пока это примеры, вы можете использовать любую из стратегий с этой страницы или просмотреть страницу сообщества класса SUNY OSCQR — Standard 41, чтобы помочь вам.
- Шаг 3: Начните строить свою деятельность по созданию сообщества, используя передовой опыт на этой странице
- Блумберг, П.