Разное

Что такое подражание поведению родителей до какого возраста: Что такое подражание поведению родителей? до какого возраста оно продолжается?

Подражание | Psylist.net

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по подражанию предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.

Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.

Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в общении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Например, если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы первого месяца жизни могут подражать мимике взрослых, например, вслед за взрослыми открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному подражанию. Если показать двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на подражание, но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7-8 месяцам младенцы уже способны к избирательному подражанию, которое с возрастом ребенка становится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.

К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали различные виды действий: моторные (например, взрослый передвигал кубик вдоль стола), социальные (взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал), координированные последовательные действия. С наибольшей готовностью дети подражали моторным действиям, реже – действиям социальным. Дети младше полутора лет редко подражали координированным последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.

Помимо живых людей, дети наблюдают, например, модели телевизионные. До двух лет они подражают гораздо реже, чем живым объектам, но к трем годам они уже способны моделировать поведение и тех, и других одинаково часто. Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевизионную информацию они усваивают с раннего возраста.

Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание – это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области детской психологии полагают, что подражание связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ.

Подражание включает в себя множество компонентов и выполняет различные функции в зависимости от возраста ребенка.

В первые два года жизни подражание отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми уже полностью овладели или которые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 месяцев, не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками. Так же и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.

Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.

На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К двум годам большинство детей уже способны отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики, замечая свое сходство с отцом и другими мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем подражания окружающим.

Своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций – как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекает его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает поведение именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.

Таким образом, подражание вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на другого человека или достичь определенных целей. Подражание ребенка в первые три года жизни зависит от уровня его познавательного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.

Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте – путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста – сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой конкретной значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.)

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Развитие навыков счета «Коробки с семенами»
  • Если мальчик любит играть с куклами, хочет носить платья, значит ли это, что он вырастет гомосексуалистом?
  • Ложь и не ложь
  • Развитие навыков счета «Нарисуй бусинки»
  • Задание на развитие внимания «Найди фигуру»
  • Развитие навыков счета «Яблоки и груши»
  • Психологический портрет. Путанники.
  • Ложь, как следствие отсутствия признания у ребенка
  • Как правильно учить ребенка читать и писать?
  • Эгоцентризм

/**/

Мой ребёнок подражает другому | Семейный клуб «Фонарик»

«Мой сын 3,8 выбрал себе друга и играет только с ним. Всё за ним повторяет. А тот может играть с кем угодно. Мне кажется, что мой ребёнок очень зависим. Психолог в детском саду рекомендовала меньше бывать с этим мальчиком. Иначе такое зависимое поведение закрепится. А мы вместе ходим ещё и на спортивные занятия».

Период после трёх лет — это то время, когда ребёнок начинает понимать, что его сверстники — это тоже люди, и интересоваться ими не только как объектами, но и как личностями.

То есть дружить, любить, ревновать и подражать.

Если до трёх лет основным образцом для подражания (а именно таким способом ребёнок научается быть человеком) были родители, то после трёх человечек начинает интенсивно выстраивать отношения с другими детьми. И, конечно же, копировать их поведение, словечки, привычки.

Довольно часто дети выбирают себе в качестве образца для подражания таких детей, у которых есть некие качества, которых не хватает самому ребёнку. Например, слабый  и нерешительный готов копировать своего активного и заводного сверстника буквально как зеркало. И это безумно раздражает родителей и воспитателей.

Зачем он это делает?

Часто только таким образом он может побыть сильным и энергичным, драчливым и агрессивным. Потому что в одиночку он никогда не решится на такое поведение.

Многие психотерапевтические техники различных направлений используют этот прием для того чтобы человек мог понять другого или найти в себе какие-то скрытые ресурсы. Это и «горячий стул» в гештальте и приемы моделирования в НЛП. Вот фрагмент инструкции: «Представьте, что вы входите в объект моделирования, как рука в перчатку, как будто вы надеваете его кожу на себя. Представьте, что вы видите, слышите и чувствуете при этом. Пробуйте делать то же самое, что делает модель».

Вот приблизительно этим и занимается ребёнок.

То есть для него — это тренинг быть другим. Возможно таким, который совсем не нравится папе и маме. И для родителей это сигнал задуматься о том, что же такого мы не принимаем в нашем ребёнке, что для реализации этого ему необходим образ другого.

Сродни такому поведению и «превращения» детей этого возраста в богатырей, тигров или выбор себе другого имени. Когда я Миша, я не имею права драться, биться на мечах и стрелять из пистолета, а когда я богатырь – это моя прямая обязанность.

Почему же нас так пугает это?

Во-первых, мы видим, что ребёнок подражает не нам, а кому-то другому, то есть мы уже не единственные, с кого он делает себя. А во-вторых, именно потому, что он пытается таким образом подражать чему-то такому, чего мы не можем, не хотим или боимся.

Такое поведение вызвано не зависимостью, а как раз попытками «независимости» — независимости от родителей.

Для того чтобы прочувствовать, как это — быть другим, нужно время, иногда несколько месяцев. Родители, видящие, что их ребёнок явно копирует другого, часто пытаются убедить его, что надо думать своей головой и что им не нравится, когда он ведет себя, как тот другой. Но такие аргументы в этом возрасте не работают. Впрочем, они мало работают в любом возрасте. Потому что копирование – это не его сознательное решение.  Лучше реагировать непосредственно на само поведение и, если оно вам действительно не нравится, то и акцентировать внимание именно на этом.

«Мне не нравится, когда ты плюёшься». В этом случае ребёнок выбирает: прислушаться к вашему мнению и перестать или продолжить экспериментировать, несмотря на ваше неодобрение.

Но когда вы говорите «мне не нравится, что ты повторяешь это за Сашей». Вы сообщаете, во-первых, что вам не нравится Саша, а во-вторых, вас не устраивает, что ваш ребёнок наблюдателен и он хочет научиться понимать другого и расширить ассортимент собственных поведенческих стратегий. А что делать в такой ситуации непонятно ни ребёнку, ни вообще кому-то.

Через некоторое время, когда ребёнок поэкспериментирует с новым образом и его возможностями, что-то, что оказалось полезным или удобным, останется в его поведении, а  желание полностью копировать пройдет. Если же мы волевым усилием будем препятствовать контакту ребёнка с предметом подражания, то он либо найдет себе другого, обладающего примерно теми же ресурсами, либо так никогда и не сможет открыть в себе какие-то возможно очень важные стороны.

Детский и семейный психолог
Елена Баканова

Почему дети подражают взрослым?

5 минут

Одна из наших самых больших обязанностей — быть хорошим примером для наших детей. Это связано с тем, что дети, особенно в течение первых 5 лет жизни, подражают всему, что видят у взрослых.

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 14 октября 2022 г.

Хорошо это или плохо, но дети подражают взрослым. Почти незаметно для нас их маленькие глаза изучают и оттачивают нас, работая над поведением, копируя жесты и усваивая слова, выражения и даже роли. Мы знаем, что дети никогда не будут точными копиями своих родителей; однако отпечаток, который мы оставляем на них, имеет решающее значение.

Это то, что всегда было ясно в области психологии развития. Например, Альберт Бандура, признанный психолог в области социального научения, много писал об одном из его ключевых понятий — «моделировании» . По его словам, люди учатся, имитируя поведение, которое они видят вокруг себя, те социальные модели, с которыми они растут или с которыми взаимодействуют.

Дети не только подражают своим родителям. Как мы хорошо знаем, они не просто сталкиваются с изолированными сценариями. В настоящее время у них больше социальной стимуляции, чем когда-либо, и даже «модели» за пределами собственного дома или школы . Мы также не можем забыть телевидение и те новые технологии, которые они используют с самого раннего возраста.

Все, что они видят, слышат и происходит вокруг них, влияет на них. Мы, взрослые, составляем тот огромный театр персонажей , которым они подражают и которые влияют на их поведение и даже на их способ понимания мира. Подробнее об этом позже.

Почему дети подражают взрослым?

Мы знаем, что дети подражают взрослым, но почему они это делают? Психолог развития Мориц Даум из Цюрихского университета отметил кое-что интересное. Это почти инстинктивное поведение у людей (и у других животных) служит не только обучению: подражание также создает чувство принадлежности и помогает людям идентифицировать себя как часть группы.

Так действительно ли дети похожи на губки со склонностью подражать всему, что видят? Кроме того, в каком возрасте они начинают замечать, что их окружает, чтобы начать моделировать после этого ? Давайте посмотрим.

Когда дети начинают подражать взрослым?

Мы знаем, что имитация начинается вскоре после рождения. Некоторые новорожденные копируют движения лица, например, высовывание языка. Тем не менее, этот процесс надежно не созревает, пока им не исполнится год.

Младенцы в возрасте шести месяцев уже понимают намеренное поведение . Что это значит? Ну, это означает, что, например, когда они увидят, что их мать или отец подходят близко, чтобы забрать их, они будут чувствовать себя хорошо. Они понимают, что хорошо, а что плохо в их повседневной жизни. Все это формирует основу для распознавания закономерностей и моделей поведения и понимания того, что после одних действий следуют другие.

В возрасте от 19 до 24 месяцев дети начинают копировать многое из того, что видят в других. Они подражают своим родителям, старшим братьям и сестрам и тем, кого видят по телевизору. T Эй, делай это, чтобы учиться, а также быть таким же, как другие, и чувствовать себя частью социальной группы .

Дети сами выбирают, кому и чему подражать?

Прежде чем мы перейдем к вопросу о том, подражают ли дети ради подражания или они склонны выбирать, кого копировать, интересно узнать, что есть определенные стимулы, которые привлекают их больше, чем другие. Выяснилось, что когда ребенок находится в окружении других детей того же возраста, а также взрослых, он склонен подражать поведению своих сверстников . Их зеркальные нейроны активируются намного сильнее, когда они находятся с кем-то со схожими характеристиками.

W когда ребенку нужно узнать что-то конкретное, он пойдет к взрослым . Этот принцип укладывается в ближайшую зону развития Льва Выготского. Другими словами, они знают, что при адекватной поддержке они могут достичь другого уровня, новой фазы больших способностей. Но для этого им нужны «модели-эксперты»: взрослые.

Еще одна деталь, безусловно, будет интересна. Согласно исследованию, проведенному в Лондонском университете доктором Викторией Саут, дети в возрасте 18 месяцев уже склонны подражать тому, что знакомо, когда это повторяется несколько раз. Помимо поведения, его сопровождает язык. На самом деле, именно так созревают коммуникативные процессы.

Дети не знают, уместно ли то, кому они подражают, или нет

Некоторые результаты исследования, проведенного в Йельском университете, очень красноречивы. Дерек Лайонс, автор, показал, что в конкретный период своей жизни дети чрезмерно и миметически подражают взрослым. Это «чрезмерное подражание» происходит в течение первых пяти лет . Это означает, что у них нет сложных критериев или мыслительных процессов, позволяющих сделать вывод о том, является ли то, что говорят и делают эти взрослые, уместным, полезным или нравственным.

В ходе этого исследования был проведен эксперимент. В нем группа взрослых показала трехлетним детям, как открывать коробку. То, как они это сделали, было настолько сложным и добавило столько совершенно бесполезных и почти нелепых шагов, что им потребовалось очень много времени, чтобы открыть его .

Когда дети пробовали сами, они копировали все шаги взрослых, включая бесполезные.

Этот же эксперимент был применен к другой группе детей того же возраста , которым было предложено сделать то же самое, но без предварительного просмотра примера. Дети решили задачу без дополнительных действий.

Все эти факты подтверждают нашу интуицию. Дети учатся, наблюдая за всем, что их окружает, но особенно они обращают внимание на своих мам и пап. Быть хорошим образцом для подражания — огромная ответственность, и это может быть даже самым важным из всех.

От нас они узнают, что такое хорошо и что такое плохо, и каждый взрослый будет зеркалом, в котором на заданный период своего развития они увидят себя. Так давайте сделаем так, чтобы наше собственное поведение – каждый жест, каждое слово – служило отправной точкой для наших детей на пути к счастью и благополучию .

Это может вас заинтересовать…

Вот что нужно знать

Специалисты по психологии развития всегда знали, что дети учатся, подражая взрослым.

Новое исследование австралийских дошкольников и детей Калахари-бушменов показало, что особый вид подражания — чрезмерное подражание, при котором ребенок копирует все, что им показывает взрослый, а не только шаги, ведущие к какому-то результату, — кажется универсальная человеческая деятельность.

Исследователи считают, что работа проливает свет на то, как люди развивают и передают культуру.

Ученые «обнаружили этот странный эффект, когда дети копируют все, что им демонстрирует взрослый, даже если есть четкие или очевидные причины, по которым эти действия не имеют значения», — говорит психолог Марк Нильсен из Университета Квинсленда. в Австралии. «Мы знаем, что другие приматы этого не делают». Если шимпанзе показать не относящееся к делу действие, они не будут его копировать — они сразу перейдут к действию, которое приводит к чему-то.

Но неясно, применимы ли результаты исследований детской психологии ко всем людям, говорит Нильсен. Это исследование обычно проводится с детьми, живущими в западной культуре, чьи родители хорошо образованы и принадлежат к среднему или высшему классу. И эти родители постоянно учат своих детей. Но родители в культурах коренных народов, как правило, не тратят много времени на обучение.

«Они могут замедлять свои действия, если ребенок смотрит, но это не тот вид активного обучения, который распространен в западных культурах», — говорит Нильсен. Поэтому он объединился с Кианом Томаселли, антропологом из Университета Квазулу-Натал в Дурбане, Южная Африка, который десятилетиями работал в общинах бушменов на юге Африки.

Их исследование опубликовано в Psychological Science , журнале Ассоциации психологических наук.

Для экспериментов детям показывали, как открыть коробку, но сложным способом, с добавлением непрактичных действий. Например, взрослый водил палкой по коробке, затем палкой открывал коробку, потянув за ручку — это намного проще, если вы просто используете свои пальцы.

Большинство детей копировали то, что делали взрослые, даже если им давали возможность сначала поиграть с коробкой и понять, как она работает. Это было верно как для бушменских детей, так и для австралийских детей.

Но разве дети не просто следуют правилам игры? «В этом-то и суть», — говорит Нильсен.

«Возможно, не игра, но точно, когда я показываю действие, оно целенаправленное. Так что с точки зрения ребенка, возможно, есть причина, по которой я это делаю». По его словам, эта готовность предположить, что действие имеет какую-то неизвестную цель, и скопировать ее, может быть частью того, как люди развиваются и делятся культурой.

«Действительно, мы рассматриваем такого рода поведение как основную часть развития человеческого культурного мышления, когда мы так мотивированы делать вещи, как окружающие нас, и быть похожими на окружающих».

Согласно веб-сайту HealthyChildren.org, «дети учатся, наблюдая за всеми вокруг, особенно за своими родителями. Когда вы используете хорошие манеры и стратегии выживания, вы учите своих детей делать то же самое:»

«Укажите на то, что взрослые делятся друг с другом. Дети часто считают, что они единственные, кто должен «использовать ваши манеры», «делиться» и «по очереди». Поэтому, когда взрослые делятся, указывайте на это своим детям. Например: «Папа делится своим напитком с мамой. Хорошая работа, папа!»»

«Моделируйте хорошие способы успокоиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *