Разное

Болезни у детей головного мозга: Заболевания головного, спинного мозга и периферической нервной системы у взрослых и детей

Содержание

Заболевания головного, спинного мозга и периферической нервной системы у взрослых и детей

Нервная система (НС) человека ответственна за работу и взаимосвязь всех органов и систем тела. Она включает головной и спинной мозг (ЦНС), а также нервы, которые отходят от головного и спинного мозга (ПНС). Чувствительность и двигательную активность всех участков тела обеспечивают нервные окончания. Вегетативная (автономная) НС инвертирует сердечно-сосудистую и другие системы тела человека.

Патологии нервной системы взрослого и ребенка делятся на:

  • инфекционные;
  • сосудистые;
  • травматические;
  • наследственные;
  • хронически прогрессирующие.

Инфекционные патологии развиваются вследствие поражения бактериями, грибками, паразитами, вирусами. Чаще страдает головной мозг, спинной и периферическая система поражаются реже. К этой группе патологий относят малярию, энцефалит, корь. Симптоматическая картина: головная боль, тошнота, рвота, повышенная температура, нарушение сознания.

Сосудистые болезни нервной системы являются широко распространенными и весьма опасными — приводят к инвалидности и даже смерти пациента. Заболевания этого типа включают: хроническую сосудисто-мозговую недостаточность, инсульты. Они могут развиваться из-за атеросклероза или гипертонии. Проявляют себя головной болью, тошнотой, рвотой, нарушением двигательной активности, снижением чувствительности.

Травматические патологии развиваются вследствие травм, ушибов, сдавливания головного или спинного мозга. Характерное нарушение — сотрясение мозга. Симптоматика включает: головную боль, потерю сознания, тошноту, рвоту, расстройства сознания, снижение чувствительности.

Наследственные заболевания делят на хромосомные и геномные. Самым распространенным хромосомным нарушением является болезнь Дауна. Геномные болезни затрагивают нервно-мышечную систему. В числе признаков таких патологий: инфантильность, слабоумие, патологии двигательного аппарата, эндокринные нарушения.

Хронически прогрессирующие болезни НС могут быть связаны с ее специфическим строением, а также с интоксикацией, инфекционным заражением, обменными нарушениями. К этой категории относят миастению, склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера и т. п. Заболевания имеют системных характер, протекают длительно, приводят к снижению жизнеспособности тех или иных органов.

Исследование нервной системы проводится с применением таких методов:

  • УЗ-допплерография;
  • эхоэнцефалография;
  • мигательный рефлекс;
  • электроэнцефалография;
  • электронейромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • экcтероцептивная супрессия произвольной активности мышечных тканей;
  • оценка скорости проведения по двигательным/чувствительным нервам.

Лечение неврологических болезней у взрослых и детей определяется типом и предпосылками патологии, ее характером, наличием сопутствующих нарушений и т. д.

Терапия включает медикаментозные и хирургические методы, мануальную терапию, иглорефлексотерапию и т. д. Лечебная схема определяется сугубо индивидуально.

Позвоните сейчас, чтобы запланировать консультацию в удобное для Вас время.    (383) 383-22-16 или 383-22-17

Опухоли головного и спинного мозга у детей и подростков

Что такое опухоли головного и спинного мозга?

Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему (ЦНС). Опухоли ЦНС могут быть доброкачественными (не раковыми) или злокачественными (раковыми). Тем не менее, даже доброкачественные опухоли в ЦНС могут вызывать серьезные проблемы и приводить к летальному исходу.

Опухоли, образующиеся в головном мозге, называются первичными опухолями головного мозга. Они могут распространяться на другие области головного или спинного мозга, но обычно не распространяются на другие части тела. Кроме того, опухоли головного мозга могут образовываться из опухолевых клеток, распространившихся из других частей тела. В этом случае они называются метастатическими или вторичными опухолями головного мозга. Такие опухоли обозначаются в соответствии с той частью тела, в которой они изначально образовались, и редко встречаются у детей.

У детей опухоли головного и спинного мозга — второй по распространенности вид рака после лейкоза. Приблизительно в 20% случаев опухоли у детей начинаются в головном или спинном мозге. В США ежегодно выявляется около 4100 новых случаев опухолей ЦНС. Опухоли головного и спинного мозга являются основной причиной смерти от рака у детей.

Около половины опухолей головного мозга у детей — это глиомы или астроцитомы. Они формируются из глиальных клеток, которые составляют вспомогательную ткань мозга. Глиомы могут быть доброкачественными или злокачественными и могут возникать в различных областях головного и спинного мозга.

Наиболее распространенная злокачественная опухоль головного мозга у детей — медуллобластома. Этот вид рака формируется в мозжечке, в задней части мозга в области, известной как задняя черепная ямка.

  • Астроцитома

  • Атипичная тератоидно-рабдоидная опухоль (АТРО)

  • Ганглиоглиома

  • Герминогенные опухоли (головного мозга)

  • Глиоматоз головного мозга

  • Диффузная внутренняя глиома моста

  • Краниофарингиома

  • Медуллобластома

  • Олигодендроглиома

  • Опухоль зрительного пути

  • Опухоль сосудистого сплетения

  • Пинеобластома

  • Эпендимома

Центральная нервная система (ЦНС)

Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему (ЦНС).   Центральная нервная система контролирует важнейшие функции организма: мышление, обучение, эмоции, речь, зрение, движение, боль, дыхание и частоту сердечных сокращений.

Головной мозг состоит из 3 основных частей: полушарий головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга.

  • Полушария головного мозга — самая большая часть мозга.  Полушария головного мозга отвечают за мышление, обучение, речь, память и эмоции.
  • Мозжечок находится в задней части мозга и контролирует двигательные функции: движение, равновесие и координацию.
  • Ствол головного мозга — это область, соединяющая головной и спинной мозг.  Он контролирует такие жизненные функции, как дыхание, сердцебиение и артериальное давление.

Сообщения от головного мозга передаются к остальным частям тела и обратно через спинной мозг и нервы.

Нейроны обмениваются информацией друг с другом с помощью нервных импульсов — электрических сигналов, передающихся от одного нейрона к другому.

Признаки и симптомы опухолей головного и спинного мозга

Существует много видов опухолей, образующихся в головном и спинном мозге, и их симптомы могут существенно различаться. Симптомы зависят от расположения опухоли, ее размера и скорости роста, а также от возраста и стадии развития ребенка. 

Значительная часть опухолей ЦНС у детей растет медленно.  Симптомы могут быть слабыми либо могут появляться и пропадать.  Они могут не соответствовать типичной картине развития опухоли.   

Некоторые симптомы опухолей головного мозга:

  • Головные боли, особенно по утрам* 
  • Тошнота и рвота, особенно по утрам*  

* Многие опухоли у детей характеризуются низкой злокачественностью. Типичное проявление головной боли и тошноты/рвоты может не наблюдаться.

  • Проблемы со зрением
  • Проблемы с речью или слухом
  • Потеря равновесия, проблемы с координацией или трудности при ходьбе
  • Слабость в руках или ногах
  • Судороги
  • Чувство усталости или изменение уровня активности
  • Необъяснимое изменение веса (набор или потеря)
  • Симптомы, связанные с проблемами эндокринной системы или гормональными изменениями, например повышенная жажда или раннее половое созревание
  • Перемены характера
  • Изменения успеваемости в школе
  • Проблемы с мышлением или памятью  
  • Слабость, онемение, покалывание, либо изменения чувствительности (рук или ног, либо и того, и другого) с одной стороны тела
  • Хроническая боль в спине (при опухолях спинного мозга)
  • Сколиоз (при опухолях спинного мозга)
  • Патологический наклон головы в одну сторону
  • Увеличение размера головы у младенцев

Симптомы опухолей спинного мозга включают боль в спине или шее, слабость в руках или ногах, трудности при ходьбе и проблемы с посещением туалета.

Диагностика опухолей головного и спинного мозга

Симптомы опухолей головного и спинного мозга могут быть слабыми и тяжело распознаваемыми. Ранние симптомы часто похожи на симптомы других детских заболеваний. Не всегда можно сразу распознать опухоль; это зависит от ее вида и скорости роста. Диагностика обычно включает изучение истории болезни, осмотр, неврологическое обследование, анализы крови и диагностическую визуализацию.

  • Изучение истории болезни и медицинский осмотр помогают врачам получить сведения о симптомах, общем состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и факторах риска.
  • В ходе неврологического обследования оцениваются различные аспекты работы мозга, включая память, зрение, слух, мышечную силу, равновесие, координацию и рефлексы.
  • С помощью диагностической визуализации, например магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии (КТ), получают детализированные изображения головного и спинного мозга. У врачей есть возможность изучить размеры и расположение опухоли и лучше понять, какие участки мозга могут быть затронуты.
  • Как правило, для диагностики опухоли врачи проводят биопсию. При биопсии хирургическим методом извлекается небольшой образец опухоли. Морфолог изучает образец ткани под микроскопом, чтобы определить конкретный вид опухоли.
  • Для поиска раковых клеток в спинномозговой жидкости может быть выполнена люмбальная пункция.

С помощью диагностической визуализации, например МРТ, врачи могут получать детализированные изображения, на которых видны размеры и расположение опухоли.

Лечение опухолей головного и спинного мозга

Хирургическая операция — основной метод лечения опухолей головного и спинного мозга. Дополнительными методами лечения опухолей головного и спинного мозга считаются химиотерапия, лучевая терапия и таргетная терапия.

Лечение зависит от вида и расположения опухоли, возраста ребенка и размера той части опухоли, которую можно удалить хирургическим путем.

Большинству пациентов, перенесших хирургическую операцию на головном мозге, будут назначены стероидные препараты для уменьшения отека головного мозга. Некоторые пациенты могут получать противосудорожные препараты.

В некоторых случаях в мозг устанавливают шунт, чтобы предотвратить накопление жидкости (гидроцефалию). Шунт — это небольшая трубка, отводящая спинномозговую жидкость из области головного мозга. Шунт может быть временным или постоянным.

Выздоровлению способствуют послеоперационная реабилитация и поддерживающее лечение, включающие восстановление зрения, речи, слуха, мышечной силы и двигательной функции. В решении эмоциональных и социальных проблем, проблем развития и обучения могут помочь службы психологической и медико-санитарной помощи учащимся.

Шунт — это небольшая трубка, отводящая спинномозговую жидкость, чтобы предотвратить ее накопление.

Прогноз при лечении опухолей головного и спинного мозга

Прогноз при лечении опухолей головного и спинного мозга основывается на множестве различных факторов. К ним относятся вид и степень злокачественности опухоли, молекулярные особенности опухоли, возраст ребенка, характер возникновения опухоли (первичная или рецидив), распространение на другие области, возможность удаления опухоли хирургическим путем, а также ответ на лечение. Средняя выживаемость при раковых заболеваниях головного и спинного мозга у детей составляет около 75%. Однако в зависимости от вида опухоли прогноз может сильно отличаться.

Жизнь после опухолей головного и спинного мозга

Влияние опухоли головного мозга на качество жизни ребенка сильно различается. У некоторых пациентов влияние болезни на состояние здоровья и жизнедеятельность проявляется после болезни минимально; у других могут быть долгосрочные проблемы физического, когнитивного и эмоционального характера.

Иногда проблемы являются результатом повреждения головного мозга, вызванного самой опухолью и/или хирургическим вмешательством. Другие изменения могут быть связаны с долгосрочными или отдаленными последствиями химиотерапии и/или лучевой терапии.

Реабилитационная и поддерживающая терапия

Реабилитация помогает в решении временных или постоянных проблем с физическими функциями после перенесенной опухоли головного мозга. Такая терапия может включать в себя физиотерапию, эрготерапию, речевую терапию, поддержку органов зрения и применение слуховых аппаратов.

При лечении опухолей головного мозга необходимо следить за физическим состоянием пациента и обращать внимание на появление изменений или проблем:

  • Функциональный статус: мышечная слабость, равновесие, координация
  • Когнитивные функции: мышление, обучение, память, внимание, обработка информации
  • Поведение, эмоции и социальные функции
  • Проблемы с речью, слухом и зрением
  • Судороги
  • Гормональные и эндокринные функции

В решении эмоциональных и социальных проблем, а также проблем развития и обучения могут помочь службы психологической помощи. После лечения опухоли головного мозга часто необходима дополнительная поддержка для возвращения в школу. Оценка нейропсихологического состояния до и после лечения может помочь членам семьи определить задачи обучения. Специалисты клиники могут помочь родителям в планировании сдачи экзаменов и посещения учебных занятий.

Навыки здорового образа жизни

Простые здоровые привычки помогут поддержать здоровье мозга и улучшить общее самочувствие.

  • Здоровое питание
  • Физическая активность
  • Достаточная продолжительность сна
  • Снятие стресса

Отдаленные последствия терапии

Для поддержания общего здоровья и профилактики заболеваний всем людям, перенесшим онкозаболевания, необходимо придерживаться здорового образа жизни и режима питания и проходить регулярные осмотры у врача-терапевта. Пациенты, в детстве перенесшие онкозаболевание и прошедшие курс системной химиотерапии и/или лучевой терапии, должны проходить обследования на наличие острых и отдаленных последствий терапии.


Дата изменения: июнь 2018 г.

Детские неврологические расстройства | Консультанты по детской неврологии Остина

СДВГ — одно из наиболее распространенных нейроповеденческих расстройств у детей. Людям с СДВГ трудно концентрировать внимание, они часто легко отвлекаются, могут быть импульсивными или гиперактивными. Узнать больше

Это сложное нарушение развития ухудшает способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми и обычно проявляется в очень раннем детстве. Узнайте больше

Если ваш ребенок получил травму головы и вы подозреваете сотрясение мозга, наши детские неврологи могут провести первичный неврологический осмотр для выявления ряда возможных последствий. Тщательный мониторинг поведения после падения или удара по голове также имеет решающее значение для диагностики сотрясения мозга. Узнать больше

Церебральный паралич обычно характеризуется скованностью мышц, также известной как спастичность. Чаще всего диагностируется в очень раннем возрасте и встречается примерно у трех из каждых 1000 рожденных детей. Узнать больше

Это неврологическое заболевание поражает нервную систему и вызывает у пациентов частые припадки. Однако важно отметить, что не все припадки вызваны эпилепсией. Узнать больше

Обычно вызванный вирусной инфекцией, энцефалит вызывает отек мозговой ткани, что может привести к нарушению работы мозга. Могут возникнуть судороги, спутанность сознания или изменения в поведении. Узнать больше

Диагностика головной боли и мигрени у детей иногда может быть затруднена. Например, у маленького ребенка может не хватить словарного запаса, чтобы точно описать свои чувства, кроме как просто сказать: «У меня болит голова». Узнайте больше

Распространенные нарушения развития, которые мы диагностируем и лечим, включают аутизм, расстройства поведения и настроения, а также задержки развития. Узнать больше

Нарушения обмена веществ — это редкие генетические нарушения, возникающие в результате отсутствия или дефекта фермента в организме. Существуют сотни таких типов нарушений, включая органические ацидемии, дефекты цикла мочевины, дефекты окисления жирных кислот, нарушения накопления гликогена, лизосомальные нарушения накопления и митохондриальные заболевания. Узнать больше

Хотя рассеянный склероз чаще диагностируют у взрослых в возрасте от 20 до 40 лет, у детей также может развиться аутоиммунное заболевание. Оптический нейромиелит чаще проявляется в детском возрасте. Узнать больше

Наиболее частым симптомом нервно-мышечных расстройств является слабость. Другие симптомы включают онемение и боль. Наиболее распространенными нервно-мышечными расстройствами у детей являются мышечные дистрофии, врожденные миопатии, наследственные невропатии (например, болезнь Шарко-Мари-Тута) и спинальная мышечная атрофия. Узнать больше

Эти травмы головного мозга получают младенцы либо непосредственно перед, либо сразу после рождения. Наиболее распространенной является перинатальная гипоксия, дефицит кислорода в тканях головного мозга, что может привести к повреждению головного мозга. Узнать больше

Периферическая невропатия обычно вызывает слабость, онемение и боль — обычно в руках и ногах, хотя может поражать и другие участки тела. Узнать больше

Синдром Ретта — редкое генетическое неврологическое заболевание, которым чаще страдают девочки, чем мальчики. Узнать больше

Синдром Туретта — неврологическое расстройство, характеризующееся множественными повторяющимися тиками, представляющими собой резкие, бесцельные и непроизвольные движения или звуки голоса. Некоторые из них легкие и едва заметные, в то время как другие могут быть серьезными и разрушительными. Узнать больше

Туберозный склероз — это редкое генетическое заболевание, вызывающее рост опухолей в различных органах тела, таких как мозг, кожа, сердце, глаза, почки и легкие. Почти все эти опухоли доброкачественные, но могут вызвать некоторые проблемы со здоровьем. Узнать больше

Заболевания головного мозга у детей — Квинслендский институт мозга

Что вызывает нарушения развития головного мозга у детей?

Повреждения головного мозга и нарушения развития (ПДР) возникают до рождения или в раннем детстве. Они могут быть вызваны генетическими факторами или могут быть травмами головного мозга, полученными в результате воздействия факторов окружающей среды (таких как расстройство алкогольного спектра плода, инфекция, физическая травма головного мозга или наркомания у матери). DBD обычно поражает человека на протяжении всей его жизни, и симптомы варьируются от высокофункциональных детей и взрослых до людей с более легким или тяжелым поражением с умственной отсталостью и множеством других распространенных симптомов.

Жизнь с расстройством головного мозга

У детей и взрослых с DBD может быть один или несколько симптомов, которые включают трудности в обучении, трудности с речью и чтением, проблемы с концентрацией и вниманием, сенсорный дефицит, нарушение памяти и отзыва, проблемы с социальными ситуациями и эмоциональные обработка. Дополнительные проблемы могут включать эпилептические припадки и двигательные нарушения, такие как церебральный паралич.

Некоторые дети, рожденные с DBD, также могут иметь дефекты других систем органов как часть синдрома. Часто такие дефекты в других системах органов могут быть опасными для жизни, и поэтому большая часть клинической помощи направлена ​​на устранение этих симптомов. Однако, как только угрожающая жизни ситуация находится под контролем, именно заболевание головного мозга чаще всего влияет на качество жизни человека. Многие люди с DBD могут страдать аутизмом или страдать от социальной изоляции и одиночества. Существует также высокая частота проблем с психическим здоровьем, таких как сильная тревога и депрессия. В настоящее время считается, что другие психические заболевания, такие как шизофрения и биполярное расстройство, также вызваны изменениями в развитии мозга.

Бремя DBD тяжелое, оно сопряжено со значительными затратами для отдельных лиц, их семей/опекунов и общества. Раннее выявление и вмешательство приведут к улучшению результатов для пострадавших детей и их семей.

Важность ранней диагностики

Формирование человеческого мозга представляет собой сложный многоэтапный процесс, включающий раннее формирование паттернов и клеточных событий, а также формирование и уточнение контуров. Каждый аспект развития регулируется экспрессией множества генов. В некоторых случаях во время этого процесса развитие мозга может быть нарушено либо наследственными мутациями в одном или нескольких генах (унаследованными от родителей), мутациями de novo в гене (изменение гена, которое впервые присутствует в одной семье). член) или экологические причины, влияющие на внутриутробную среду и здоровье матери. К ним относятся недостаточный уровень кислорода, бактериальные или вирусные инфекции и воздействие вредных веществ во время беременности, которые могут вызвать повреждение головного мозга.

DBD иногда может быть обнаружена во время беременности с помощью ультразвука или передовых методов визуализации, но часто диагностируется после рождения с помощью МРТ головного мозга или оценки поведения (оценка основных этапов развития). К сожалению, в настоящее время визуализирующая диагностика, проводимая во время беременности, может иметь ограниченную ценность для семей или клиницистов из-за трудностей в понимании полной степени патологии головного мозга и прогнозировании долгосрочного исхода для ребенка или в изменении течения беременности. исход.

На каждой стадии развития мозга задействовано большое количество процессов развития и множество генов. Более 300 синдромов были описаны как DBD, которые связаны с изменениями проводки головного мозга. Более 50% из них не имеют известной причины, но ранняя диагностика и вмешательство могут существенно повлиять на исход для ребенка, если они будут выявлены.

Существует острая необходимость в разработке более совершенных диагностических инструментов для DBD. Точная диагностика улучшит понимание основных причин и предоставит средства для разработки точного генетического тестирования, консультирования и, в конечном итоге, эффективных методов лечения DBD

50% нарушений развития головного мозга, которые влияют на проводку мозга, не имеют известной причины.

Общие симптомы заболеваний головного мозга

Общие признаки и симптомы нарушений развития головного мозга могут включать следующее:

  • Порок развития мозолистого тела
  • Трудности с развитием речи и чтением
  • Эпилепсия
  • Нарушение зрения и/или органов дыхания
  • Двигательные нарушения (аномальные движения или отсроченные вехи движения)
  • Интеллектуальные задержки
  • Трудности в обучении

Аутизм и СДВГ также могут быть связаны с нарушениями развития головного мозга.

Исследователи из лаборатории профессора Линды Ричардс изучают, как мозг формирует связи во время развития плода. Лаборатория сосредоточена на понимании механизмов, регулирующих формирование коры головного мозга и мозолистого тела, которое соединяет левое и правое полушария мозга и участвует в когнитивных процессах более высокого порядка. Эти процессы включают сенсорную и моторную обработку информации, а также речь, эмоции, формирование и хранение памяти и многие другие функции мозга.

Исследование нарушений развития мозга в QBI

Лаборатории QBI изучают фундаментальные механизмы развития мозга и то, как на них влияют нарушения развития мозга. DBD — это пожизненные расстройства, и дальнейшие их исследования приведут к реальным улучшениям в диагностике и лечении детей благодаря последним достижениям в области фенотипирования, нейровизуализации, передовых геномных технологий и передовой нейробиологии развития.

Исследования QBI и международное сотрудничество ведут к ощутимым улучшениям в жизни детей и взрослых с ДДР, а также членов их семей и опекунов. Борьба с пожизненной инвалидностью, которая улучшает участие пострадавших людей в нашем обществе и на рабочем месте, может оказать значительное влияние на все общество.

Исследователи из лаборатории профессора Линды Ричардс сделали несколько важных открытий.

В течение нескольких лет сотрудники лаборатории изучали роль семейства факторов транскрипции, известного как семейство генов ядерного фактора один (Nf1), в развитии коры головного мозга. До недавнего времени мало было известно о том, как гены Nf1 регулируют эти события на молекулярном или генетическом уровне. Недавние исследования показали, что Nf1a играет ключевую роль в регуляции пролиферации и дифференцировки нейронов гиппокампа. Он делает это путем одновременного отключения генов, необходимых для пролиферации, таких как Hes1, и включения генов, необходимых для дифференцировки, таких как маркеры зрелой глии. Это представляет собой концептуальный прогресс в понимании того, что для перехода клеток к дифференцировке они должны сначала прекратить пролиферацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *