Амур это кто: АМУР | это… Что такое АМУР?
Б. П. Полевой в своей статье «Амур — слово московское» делает заключение, что название «Амур» имеет русское происхождение и что образовалось оно путем трансформации под воздействием времени и передачи от народа к народу нанайского слова «Мангму». А принесли название реки Амур с собой на «вновь открытую» землю в XVII веке русские землепроходцы. Но так ли это? Ранее уже указывалось, что слухи о богатствах «неизведанных землиц «встречь солнца» привлекали людей из самых отдаленных мест сибирской земли. Именно эти слухи увлекли за собой из Томска в 1636 году отряд из 50 казаков во главе с атаманом Дмитрием Копыловым. В своем движении на восток в 100 километрах от устья реки Майи копыловцы 28 июля 1638 года в землях эвенков рода «бута» поставили острог, названный в последствии Бутальским. Там от местного шамана (по другим источникам — местного князца) по имени Токони Шамаев они узнали, что в Юго-Восточной Сибири течет большая река Чиркола [38, с. 34] (искаженное название Шилкара, Шилкар, Шилка, она же — Амур), впадающая в Ламу (Ламское или Охотское море). Это были самые ранние зафиксированные сведения в истории Российского государства о реке Амур [19, с. 191]. О происхождении названия великой дальневосточной реки в литературе имеется несколько суждений, а потому и довольно большое число самых различных названий. Нужно отметить, что специалистам известно всего 22 названия этой реки, и 17 из них связаны с черным цветом. Как считает Л. И. Внукова, это позволило предположить, что Амур переводится как «черная вода», «черная река» [6, с. 4]. Из древних китайских летописей известно, что бохайцы называли Амур Нахэ или Нань от места впадения в него реки Сумо (Сунгари) и до ее устья. А от Сунгари и выше, по их представлениям, была река Шилькан или Манкон [16, с. 153], названия которых и остались в народной памяти аборигенов. Согласно преданиям в древние времена Амур носил название реки Черного Дракона. На языках аборигенов Востока Амур звучит несколько разноименно, разнозвучно. Хара-Мурен — так его называли монголы. Сахалян-Ула — называли эту реку маньчжуры. Хэйлундцзян, Хэйхэ — китайцы. Жители верховьев Амура (дауры) называли Амур Шилкар, эвенки — Чиркола или Чирколо. Тунгусское название реки — Эвур, то есть Добрый мир. Нанайцы (натки) называли Амур Мангму или Даи Манго, что означает Большая река [19, с. 191]. Можно встретить еще одно нанайское название нижнего течения Амура — Нургань [14, с. 60], но оно менее известно в исторической и исследовательской литературе. У нивхов название реки звучало как Ямур, то есть Большая вода и так далее. Еще в середине XVII столетия верхнее и среднее течение Амура до устья реки Сунгари (Шунгала) считалось Шилкой, и только Нижний Амур — Амуром*. Все это нередко вносило сумятицу в головы не только русских землепроходцев и первых поселенцев, но и воеводской администрации. Безусловно, о том, что Чиркол (Чиркола), Шилкар (Шилка) и Амур — одна и та же река, в администрации Сибирского приказа в то время никто не знал и не мог себе даже представить. Насколько можно согласиться с выводами Б. Полевого, сказать довольно трудно. Г. Г. Левкин, например, считает, что «искорежить» Мангбо или Мангму в «Амур» невозможно, и это не будет соответствовать ни одному из лексических законов, по которым происходит трансформирование чужеродных слов [19, с. 191]. Он пишет, что слово «Амур» принесли не русские казаки, а две беженки, вероятно из даурского плена. Речь идет об эвенкийских женщинах, с которыми встретился на реке Майе весной 1640 года И. Ю. Москвитин: «… и те тунгусски ему Ивашке в расспросе сказали: были оне в Орде на Омуре реке, а как Орду зовут и оне имя забыли… а приходят де к той горе Амуром рекою суды большия с торговыми людьми…» [19, с. 191]. На языке солонов (монголоизированных эвенков), проживавших до середины XVII века по Верхнему Амуру, в бассейне реки Нони (Нуньцзян), в южной части реки Зеи и по правому берегу Амура против его устья слово «амур» означает «река» и ничего более [19, с. 192]. Подводя итог о происхождении названия реки Амур, можно точно определиться, что русские землепроходцы получили готовое название Амур, а всю реку, от слияния Шилки и Аргуни до ее устья, стали называть Амуром именно русские люди со времен Е. П. Хабарова: «… а называют де русские люди Ярко с товарищами Амуром рекою Шилку реку, а дауры и тунгусы тою реку зовут Шилкою, а не Амуром». Таково заключение тунгуски по имени Даманзи с Верхнего Амура [19, с. 193]. А земля-то ведь эта в XVII веке называлась даурской. Так что «Амур» — слово даурское, а не московское, и не привозили его русские люди из Москвы, а взяли готовым на берегах дальневосточной реки. * Расспросные речи письменного головы Василия Пояркова перед якутскими воеводами о его Амурском походе [27, с. 88-89]. Вернуться ‹ Итоги хабаровской экспедиции | ||
Великая дальневосточная река
Река
Амур — великая
дальневосточная река.
Она
одна из самых больших свободно текущих
рек в мире. Амур
и его истоки и притоки во многом определяют
природные особенности огромного региона,
который находится одновременно в трех
государствах: России, Китае и Монголии.
Ее бассейн
охватывает огромную территорию —
более
2 000 000 кв. км.
Вдоль Амура проходит около 3000 км
государственной границы между Россией
и Китаем. Здесь проживает около 30
разных народов и этнических групп.
Река
Амур дала название целому экорегиону,
который включает
в себя территории пяти субъектов
Российской Федерации: Еврейской
автономной и Амурской областей,
Забайкальского, Хабаровского и Приморского
краев.
Это
территория с одним их самых высоких
уровней биоразнообразия в мире.
Биологическое
богатство объясняется большим
разнообразием природных территорий,
таких как степи, альпийские тундры,
хвойно-широколиственные леса,
водно-болотные угодья. Здесь тысячи
видов растений и животных, множество
типов экосистем. В
российской части отмечено около 2800
сосудистых растений, из которых 400
краснокнижных; обитает 130 видов
пресноводных
рыб. Именно здесь все еще встречается
крупнейший осетр мира, эндемик Амура,
калуга, вес которой может превышать
тонну. Регион известен также тиграми и
леопардами.
Река
Амур образует обширный пояс водно-болотных
угодий в самом центре
Восточноазиатско-Австралийского
пролетного пути. Этот путь протяженностью
более 15000 километров – самый насыщенный
по разнообразию видов птиц и в тоже
время имеет наибольшее количество
исчезающих видов и видов численность
которых сокращается и ключевую роль
для их спасения играет состояние
водно-болотных угодий.
В бассейне Амура гнездятся и останавливаются почти 600 видов птиц, а на скоплениях во время миграции можно встретить миллионы перелетных водоплавающих и околоводных птиц (гусей, уток, куликов, журавлей, чаек, крачек и др.). Это особый мир, в котором на старых дуплистых деревьях гнездится мандаринки. На обширных луговых пойменных участках с лесными реками, многочисленными старичными озерами построили себе дом редкие виды журавлей (японский, даурский, черный) и дальневосточный аист.
Сейчас в поймах Амура и его притоков обитает до 90% гнездовой популяции дальневосточного аиста в мире. Эти редкие виды – индикаторы состояния пресноводных экосистем Амура. Сосредоточив внимание на этих видах и добившись их сохранения, можно также обеспечить благополучие многих других видов, которые соседствуют с аистами и журавлями и так же уязвимы перед теми же
угрозами.
Амурский экорегион — один из приоритетов Всемирного фонда дикой природы. Сохраняя так называемый «зеленый пояс» Амура — все разнообразие экосистем, их взаимосвязанность и природную динамику — мы обеспечиваем естественный баланс и сохранность, как этой великой реки, так и всего экорегиона!
Вот история Купидона и почему он является частью Дня святого Валентина
Каждый год 14 февраля День святого Валентина отмечен оттенками розового, цветами, шоколадом, романтическими фильмами и вином — и изображениями волшебного мальчика, который летает вокруг и стреляет стрелы в людей.
Но, несмотря на свою младенческую форму, этот младенец, широко известный в наши дни как Купидон, начал свою мифологическую жизнь как человек, у которого было больше силы, чем у любого бога.
«В имеющихся [греческих] литературных источниках он описывается просто непобедимым», — сказал TIME Ричард Мартин, профессор классики Стэнфордского университета. «Итак, все, что он хочет, происходит — и он вызывает катастрофу».
Оригинальный Купидон был скорее сердцеедом, чем херувимом. По словам Мартина, этого легендарного персонажа, восходящего к 700 г. до н.э., звали Эрос: греческое слово, обозначающее желание. В архаический период Эрос — сын Афродиты, богини любви — играл с сердцами смертных и богов, чтобы вызвать хаос. Изображенный молодым человеком позднего подросткового возраста, он считался одновременно красивым и угрожающим, поскольку он использовал свою силу, чтобы заставить людей влюбляться.
Статуя Эроса, 2 век. Роман, по греческому оригиналу первой половины IV в. до н.э. Находится в собрании Эрмитажа, Санкт-Петербург.
Print Collector/Getty Images
В хоральной оде Софокла Антигона , около 440 г. до н.э., сила Эроса описывается как почти зловещая:
[Эрос], непобедимый в бою, [Эрос], нападающий на мужское имущество, ты, кто ночует на нежных щеках девушки, и путешествует по морю и через хижины обитателей дикой природы! Никто из бессмертных не может убежать, ни ты, ни кто-либо из смертных, и тот, у кого есть ты, безумен.
В пьесе Еврипида «Ипполит, » V века до н. э. подчеркивается пугающее представление о том, что Эрос может заставить не тех людей влюбиться. «Я молюсь, чтобы никогда не пришла ко мне любовь / С убийственным намерением, в ритмах безмерных и диких», — писал древний драматург. («Любовь» переводится как «Эрос» в греческих отрывках о боге.)
Это довольно далеко от современного изображения этого бога в виде игривого маленького мальчика. «Это больше похоже на то, что он заставляет вас влюбиться, а это может привести к трагедии», — говорит Мартин об Эросе — «космической силе, объединяющей вещи».
Получите исправление своей истории в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History
Но что-то странное произошло примерно в 4 веке до нашей эры.
Люди были запуганы этим сексуально сильным, властным мужчиной, который мог заставить людей полюбить друг друга. Но социальный статус женщины в Афинах — центральном городе греческой литературы — резко падал. Истории Эроса все чаще связывались с историями о его матери Афродите. Если бы женщина контролировала каждое его движение, размышляет Мартин, тогда у смертных не было бы причин его бояться. Эрос внезапно перестал быть таким могущественным: он будет действовать только по желанию своей матери.
«Способ сдерживать, ограничивать и обезвреживать Эроса состоит в том, чтобы продолжать инфантилизировать его. Он под контролем, только сын Афродиты, — говорит Мартин. Основываясь на желаниях своей матери, а не на собственных хаотических импульсах, он использовал свои силы для создания отношений между людьми.
Когда началась римская эра, поскольку греки считались культурно развитыми, большая часть этой греческой мифологии была принята новыми правящими классами. И когда римляне создавали мифологию Эроса, они решили использовать более поздние версии бога в виде милого маленького ребенка. Они назвали его Купидоном, синонимом Эроса, что также переводится как «желание». (Его матерью также была Венера, римская версия греческой Афродиты.)
Для римлян персонаж Купидона всегда был ангелоподобным мальчиком, который следовал желаниям своей матери, чтобы люди влюблялись.
Венера и Амур, около 18 века. Картина в Бродсворт-холле, Южный Йоркшир. Художник Неизвестен.
Heritage Images—Getty Images
Не только римляне были одержимы греческим изображением Купидона. Спустя столетия художники эпохи Возрождения подхватили этот образ и изобразили Купидона в детстве. Это видно в 1602 году с 9 Караваджо.0015 Купидон , , на котором изображен молодой обнаженный мальчик с крыльями и луком.
День святого Валентина стал популярен уже в 18 веке, а на рубеже 19 века Купидон стал ассоциироваться с праздником из-за своих способностей создавать любовь. Неудивительно, что, когда производители поздравительных открыток изготавливали товары к празднику, они включали изображения Купидона, вдохновленные любимым искусством эпохи Возрождения, объясняет Саманта Брэдбир, историк Hallmark Cards, Inc. . «Эти 19Издатели поздравительных открыток 19-го века просто следовали примеру того, что было в тренде», — говорит Брэдбир TIME.
Промышленность достигла своего пика в 1850-х годах после того, как Конгресс проголосовал за снижение почтовых тарифов, чтобы обойти приватизацию почтовой службы. Эта почтовая реформа позволила обычным американцам отправлять и получать почту, а промышленная революция привела к появлению технологии печатного станка.
Итак, когда компания Hallmark начала производить открытки ко Дню святого Валентина в 1916, это массовое производство означало, что отправлять открытки стало намного дешевле и проще. По мере того, как День святого Валентина становился все более удобным, образы Купидона только продолжали расти.
Открытка на День святого Валентина с детским изображением Купидона, около 1910-х годов
Предоставлено Hallmark Archives / Hallmark Cards, Inc. в 1910 году. Фактически, по всей отрасли ежегодно отправляется около 145 миллионов открыток ко Дню святого Валентина, не считая открыток для детей, говорит Брэдбир.
Тем не менее может показаться странным, что мы все вместе связываем младенца с луком и стрелами как символом этого необычайно популярного праздника. Но на самом деле все очень просто. Хотя римские и греческие традиции оставили нам этого отчасти озорного, отчасти могущественного Купидона, в современной культуре он служит другой цели, считает Брэдбир. Греческая концепция Эроса как бога, который использовал свою силу во зло, не соответствует сегодняшнему Купидону.
«Иногда людей нужно немного подтолкнуть, чтобы сделать первый шаг — лучше выразить себя», — говорит она. «Я думаю, что иногда, когда Купидон изображен на карте позади пары, [он] как бы сталкивает их вместе, чтобы сделать именно это: выразить свою любовь, свою дружбу».
Напишите Рэйчел Э. Гринспен по адресу [email protected].
Что мифический Купидон может рассказать нам о значении любви и желания
Что мифический Купидон может рассказать нам о значении любви и желания
Профессор Джоэл Кристенсен делится историей Купидона.
‘
Джоэл КристенсенФев. 11, 2022
Джоэл Кристенсен — профессор и заведующий кафедрой классических исследований Университета Брандейса. Эта статья впервые появилась в The Conversation.
Каждый день святого Валентина, когда я вижу изображение пухлого крылатого бога Купидона, целящегося из лука и стрелы в своих ничего не подозревающих жертв, я нахожу убежище в своем обучении исследователя ранней греческой поэзии и мифов, чтобы размышлять о странностях этот образ и природа любви.
В римской культуре Купидон был ребенком богини Венеры, широко известной сегодня как богиня любви, и Марса, бога войны. Но для древних зрителей, как показывают мифы и тексты, она действительно была божеством-покровителем «полового акта» и «порождения потомства». Имя Купидон, происходящее от латинского глагола cupere, означает желание, любовь или похоть. Но в причудливом сочетании тела младенца со смертоносным оружием, вместе с родителями, ассоциирующимися как с любовью, так и с войной, Купидон — фигура противоречий — символ конфликта и желания.
Эта история не часто находит отражение в современных празднованиях Дня святого Валентина. Праздник Святого Валентина начался как празднование Святого Валентина Римского. Как объясняет Кандида Мосс, ученый в области теологии и поздней античности, придворная романтика праздничных рекламных объявлений, возможно, больше связана со Средневековьем, чем с Древним Римом.
Крылатый амур был любимцем художников и писателей Средневековья и эпохи Возрождения, но для них он был не просто символом любви.
Рожденный сексом и войной
Купидон у римлян был эквивалентом греческого бога Эроса, откуда произошло слово «эротический». В Древней Греции Эроса часто видели как сына Ареса, бога войны, и Афродиты, богини красоты, а также секса и желания.
Греческий Эрос часто появляется в ранней греческой иконографии вместе с другими Эротами, группой крылатых богов, связанных с любовью и половым актом. Эти древние фигуры часто изображались как подростки старшего возраста — крылатые тела, иногда персонифицированные как трио: эрос (вожделение), химерос (желание) и потос (страсть).
Однако были и более молодые, более игривые версии Эроса. Художественные изображения V века до н.э. покажите Эроса в детстве, тянущего тележку на вазе с красной фигурой. Знаменитая спящая бронза Эроса эллинистического периода II века до н. э. также показывает его ребенком.
Ко времени Римской империи, однако, образ пухлого маленького Купидона стал более распространенным. Римский поэт Овидий пишет о двух типах стрел Купидона: одна из них отмеряет неконтролируемое желание, а другая наполняет цель отвращением. Такое изображение греческих и римских божеств, обладающих властью творить как добро, так и зло, было обычным явлением. Бог Аполлон, например, мог исцелять людей от болезней или вызывать чуму, разрушающую город.
Более ранние греческие мифы также давали понять, что Эрос был не просто силой для отвлечения внимания. В начале «Теогонии» Гесиода — поэмы, повествующей об истории сотворения мира, рассказанной через воспроизведение богов, — Эрос предстает рано как необходимая природная сила, так как он «смущает члены и побеждает разум и советы всех». смертных и богов». Эта линия была признанием власти полового влечения даже над богами.
Уравновешивание конфликта и желания
И все же Эрос был не только в половом акте. Для раннего греческого философа Эмпедокла Эрос был в паре с Эридой, богиней раздора и конфликта, как две самые влиятельные силы во вселенной. Для таких философов, как Эмпедокл, Эрос и Эрида олицетворяли притяжение и разделение на элементальном уровне, естественные силы, которые заставляют материю создавать жизнь, а затем снова разрывать ее на части.
В древнем мире секс и желание считались неотъемлемой частью жизни, но опасными, если они становятся слишком доминирующими. «Симпозиум» Платона, диалог о природе Эроса, представляет собой обзор различных представлений о желании того времени — переход от его воздействия на тело к его природе и способности отражать, кто такие люди.
Одним из самых запоминающихся фрагментов этого диалога является момент, когда говорящий Аристофан с юмором описывает происхождение Эроса. Он объясняет, что все люди когда-то были двумя людьми, объединенными в одном. Боги наказали людей за их высокомерие, разделив их на личности. Таким образом, желание на самом деле является стремлением снова стать целым.
Игра с Купидоном
Сегодня можно было бы сказать, что ты — то, что ты любишь, но для древних философов ты — это и то, что ты любишь, и то, как ты любишь. Это проиллюстрировано в одном из самых запоминающихся римских описаний Купидона, в котором элементы похоти сочетаются с философскими размышлениями.
В этом повествовании североафриканский писатель второго века Апулей помещает Купидона в центр своего латинского романа «Золотой осел». Главный герой, мужчина, превращенный в осла, рассказывает, как пожилая женщина рассказывает похищенной невесте Шарите историю о том, как Купидон посещал юную Психею по ночам, в темноте ее комнаты. Когда она предает его доверие и зажигает масляную лампу, чтобы увидеть, кто он, бог сгорает и бежит. Психея должна блуждать и выполнять почти невыполнимые задания для Венеры, прежде чем ей будет позволено воссоединиться с ним.