Развитие

Развитие самостоятельности: Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Недавно было проведено исследование, которое показало, что в России примерно 40% молодых людей уже обзавелись к зрелому возрасту (18-35 лет) собственным гнездышком, более четверти опрошенных сказали, что все еще проживают с родителями, и 27% респондентов снимают жилье. По словам экспертов, ключевым мотивом приобрести свою недвижимость является желание начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей [ТАСС, 2021].

Мнение, что настоящая самостоятельность начинается только за пределами отчего дома, – это распространенный стереотип, причем не только среди детей, но и среди родителей. Если ребенок живет отдельно от взрослых, это еще не является гарантией того, что он будет сам решать свои вопросы. На самом деле самостоятельность формируется еще в дошкольном возрасте (если быть точнее, период «я сам» начинается с трех лет) и это длительный и трудоемкий процесс. О том, как сформировать и развить самостоятельность у детей, когда следует начинать это делать и почему этот навык важен не только младшему поколению, но и родителям, расскажем в нашей статье.

В чем польза?

Перед родителями часто встает выбор между «научить» и «сделать самим». Некоторые предпочитают выбрать второе: так они экономят свое время и избегают непредсказуемого результата. Например, проще и быстрее самому покормить ребенка, чем ждать, пока он сам поест. Подобное поведение в итоге приводит к тому, что ребенок вместо естественного желания «я хочу сделать это сам» начинает испытывать другие чувства «я не могу сделать это сам, т.к. за меня это сделают родители».

Сегодняшнее общество живет под девизом «все лучшее – детям»: младшее поколение до 18 лет (а то и старше) в большинстве случаев не заботится о том, где взять деньги и обеспечить себя, т.к. их потребности удовлетворяют родители. Но как они, привыкшие только потреблять, будут заботиться о своих детях? Самостоятельность ребенка должна быть необходимостью. Наверное, ваши бабушки и дедушки рассказывали вам, как они заботились о своих младших братьях и сестрах в то время, как их родители были заняты тяжелым трудом. Они попадали в среду, когда не было выбора делать или не делать самому (помогать или не помогать). Это и есть условие необходимости, без которого формирование самостоятельности у ребенка невозможно.

Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что дитя нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, оно должно рассчитывать на свои силы. Задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы.

Дети, которые чрезмерно опекаются родителями, становятся:

  • неуверенными в себе;
  • склонными к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • чрезмерно требовательными;
  • нетерпеливыми, когда ситуация требует от них усилий.

Чем больше ребенок делает все сам, чем крепче его уверенность в собственных силах, тем сильнее его стремление действовать дальше, несмотря на преграды, возникающие на пути. Когда ребенок начинает учиться самостоятельности, на начальном этапе он сталкивается с преодолением. Вспомните, как вы в детстве впервые сами завязывали шнурки или готовили себе завтрак.

Наверняка, это давалось непросто, но именно такие преодоления формируют волевые качества, которые помогают делать что-то против своего желания ради конечного результата. Это как в спорте: каждый спортсмен хочет одержать победу на соревнованиях, но вряд ли путь к медали складывается только из приятных моментов. Он состоит из усердных тренировок и постоянного преодоления себя.

Стать самостоятельным в одночасье невозможно, это качество развивается с раннего детства. Существуют две грани родительского воспитания: когда взрослые требуют подчинения от детей и за неповиновение наказывают их, таким образом зарабатывая свой авторитет, и когда ребенок постоянно слышит, что он самый лучший, но на деле ему не доверяют, постоянно страхуют от возможных ошибок. Самостоятельность формируется тогда, когда найдена золотая середина между этими двумя гранями [Е. Филоненко, 2016].

Понимание, как удовлетворить психологические и физиологические потребности, поможет ребенку вырасти уверенным. Более смелые люди всегда привлекают к себе окружающих и легко вливаются в любую компанию, будь то группа в детском саду, школьный класс или рабочий коллектив.

Психологи считают, что, помимо гиперопеки, серьезный вред личности ребенка может нанести установка родителей на то, что ребенок станет самостоятельным сам. Она приводит к тому, что родители начинают верить во «взрослость» ребенка, чтобы побыстрее предоставить ему самостоятельность, к которой он может быть еще не готов. В итоге, проявив себя недолжным образом, дитя вынуждено выслушивать недовольства от взрослых. Такая цепочка действий приводит к разочарованию в собственных способностях принимать самостоятельные решения [Е. Яковлева, 2009].

Самостоятельность – это одно из главных качеств личности, которое помогает ставить цели и добиваться их, самостоятельно мыслить и действовать, проявлять инициативу особенно в незнакомой обстановке. Самостоятельный человек всегда сам несет ответственность за свои поступки и имеет адекватную самооценку. Родители должны развивать самостоятельность у ребенка не тогда, когда им это становится удобно, а когда ребенок начинает проявлять автономность в решении каких-то вопросов. А сам процесс развития должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка.

Стадии развития самостоятельности у детей

Технология формирования навыка самостоятельности у детей дошкольного и школьного возраста отличается, т.к. в разном возрасте дети по-разному воспринимают информацию, и способны выполнять только определенный посильный объем задач. Малыши в возрасте 2-3 года могут сами надеть определенный атрибут одежды, самостоятельно принимать пищу, выбирать книжку, которую родители будут читать им перед сном, и игрушки, решать, когда им необходимо сходить в туалет. Дети в возрасте 3-5 лет должны нести ответственность за все вышеперечисленное, плюс за порядок в комнате. Они уже могут выбирать, какое количество еды они бы хотели съесть и с кем им интереснее играть.

В возрасте 6-9 лет дети в силах сами решать, как им выглядеть, как распорядиться карманными деньгами, как провести время, каким дополнительным видом деятельности заниматься. В 10-12 лет ребенок должен отвечать за уход за своим внешним видом, может выбирать место для прогулок, самостоятельно выполнять домашние задания и оставаться дома один. Подростки в возрасте 13-15 лет могут сами выстраивать свой дневной график (с учетом всех важных задач), выбирать способ проезда к пункту назначения, мероприятия, которые им интересны для посещения, подрабатывать не в ущерб обучению в школе.

Перечисленные навыки являются ориентиром, их можно дополнять в зависимости от стремлений и возможностей ребенка. Важно оказывать помощь в освоении новых «умелок» в таком объеме, в котором требуется, пока ребенок не начнет чувствовать себя комфортно в самостоятельной среде, постепенно добавлять обязанности, прививать ответственность и расширять границы свободы действий [О. Давыдова, Е. Калихова, 2020]. После того, как намечен ориентир в освоении нового навыка, необходимо переходить к действиям.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка?

Воспитание самостоятельности у младшего поколения начинается с воспитания родителей самих себя. Для начала важно уяснить, что ребенок – это личность, и родители должны помочь сформировать ее, ведь они лучше всех знают особенности своего чада. Когда взрослые решают все вопросы за детей, оценивают каждый шаг, они берут ответственность за их жизнь на себя. Елизавета Филоненко, автор книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», считает, что формирование навыков самостоятельности у детей строится на 5 основных принципах:

  1. Уверенность родителей: взрослые должны быть уверены в силах ребенка, но на практике получается иначе. Для кого-то несамостоятельные дети удобны: за них можно сделать так, как нужно сразу, не опасаясь за результат. Родители должны помнить, что их задача дать удочку, а не накормить рыбой.
  2. Поддержка: дети проявляют свою самостоятельность, когда родители к ней еще не готовы. И здесь главное не обрубить желание ребенка резкой фразой или суровым взглядом. Важно поддерживать ребенка в его начинаниях, так он быстрее станет самостоятельным.
  3. Развитие навыка: бывает, что мамы и папы настолько активно проявляют свою поддержку, что у ребенка просто нет условий, в которых он может показать, что в силах сам справиться с задачей. Чтобы дети научились самостоятельности, для начала родителям нужно стать менее активными.
  4. Правильные границы: чтобы ребенок проявил свой навык, он должен столкнуться с соответствующей ситуацией. Родители должны дать понять, что там, где ребенок может сделать что-то сам, взрослые за него делать этого не будут. Если ребенок отказывается выполнять действия, для него должны наступить соответствующие последствия: так он получит ответ от внешнего мира на свои поступки. Если ребенка пугает масштаб действий, задачу необходимо разделить на несколько этапов. Например, можно начать с уборки определенного пространства в комнате, а не всего помещения сразу. Эксперты не рекомендуют освобождать детей постарше от домашних обязанностей: они должны понимать, что родители работают, и быт никто не отменял, даже, если все члены семьи заняты.
  5. Формирование образа ребенка как самостоятельного человека: от родителей зависит, будет ли ребенок всю жизнь цепляться за мамину юбку или станет самостоятельным и независимым. Важно сформировать положительный образ, отмечать хорошие поступки не просто похвалой, но и развернутым обоснованием, за что конкретно вы его хвалите [Е. Филоненко, 2016].

Специалист по личностному развитию, психолог, коуч Елена Сидорина считает, что самостоятельность в ребенке нужно начинать развивать в 2 года. В 3 года стремление стать самостоятельным уже набирает обороты. Дитя все чаще повторяет «я сам», и, если не поощрять его инициативу, он вырастет ленивым. По мнению эксперта, родителям, в первую очередь, нужно избегать авторитарного стиля управления и гиперопеки, которые мешают ребенку принимать решение самому.

Чтобы облегчить «борозды правления» можно использовать следующие приемы:

  1. Расслабьтесь и осознайте, что дети должны иметь собственный опыт. Важно усваивать уроки с раннего детства, иначе во взрослой жизни встречи с проблемами могут обернуться серьезными последствиями.
  2. Станьте другом своему ребенку: не все его поступки будут соответствовать представлениям родителей о том, как правильно что-то делать. Дети оценивают происходящее по-своему, поэтому важно научиться принимать ситуации такими, какие они есть.
  3. Будьте наставником: ребенок должен чувствовать поддержку от взрослых. Это помогает ему быстрее осваивать навыки. Говорите: «Давай я покажу тебе, как нужно сделать, и мы сделаем это вместе».
  4. Научитесь радоваться достижениям малыша: положительные эмоции наполнят энергией не только ребенка, но и вас.
  5. Слушайте и пойте любимую музыку, когда занимаетесь с ребенком: обучение самостоятельности требует терпения и выдержки от родителей. Чтобы тревога не одолевала вас, пойте и слушайте любимые песни.
  6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой: это поможет вам расслабиться, привести в норму физическое и психическое состояние, снять стресс, чувство тревожности, справиться с бессонницей, улучшить внимание и память.

В общении с ребенком важно интересоваться его мнением, и, если это необходимо, мягко корректировать его действия. Например, поинтересуйтесь у него, почему важно мыть руки или почему он сложил вещи подобным образом. Обращайте внимание на собственное поведение: дети копируют действия родителей.

Начните с бытовой самостоятельности: пусть ребенок сам надевает и снимает одежду, моет руки, умывается по утрам и т.д. Научите заботиться о старших: попросите поднести какую-то вещь, поделиться чем-либо. Как только этот этап будет пройден, можно переходить к следующему – выполнению обязанностей по дому. Все задания должны быть по силам ребенку и прививать ответственность не только за себя, но и за ближнего: попросите покормить домашнее животное, полить цветы [Е. Сидорина, 2020].

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в возрасте от года до трех лет считается одним из важных этапов в его жизни. Эксперты считают, что это переходный период между моментом рождения и обретением осознанности действий. За 2 первых года жизни ребенок делает серьезный скачок в своем развитии. Именно в этом возрасте он осваивает жизненно необходимые навыки, например, самостоятельный прием пищи.

Дети в этом возрасте начинают проявлять инициативу, но не все, что они хотят, они могут сделать самостоятельно, поэтому родители часто боятся доверить ребенку самостоятельное выполнение дела. Главное, что должны помнить родители: нельзя препятствовать проявлению инициативы, или наоборот, заставлять делать что-то через силу.

Дети от года до трех лет не умеют лениться: если они что-то не хотят делать, значит, на это есть причины. Если ребенок сопротивляется есть самостоятельно, возможно, он пока просто не может делать это сам в силу особенностей своего развития или потому что хочет, чтобы родитель уделил ему внимание.

Давайте рассмотрим, как развить конкретные навыки у малышей:

  1. Прием пищи: в процессе взросления ребенка можно заметить, как он проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. Сначала он кладет ручку на бутылочку, через несколько месяцев уже самостоятельно держит ее и т.д. Как только ребенок научится держать ложку, давайте ему ее всегда, когда он садится за стол. В первое время у него может не получаться кормить себя самому. Чтобы он не оставался голодным, кормите его одной ложкой сами. Комментируйте свои действия: «Посмотри, я кладу кашку в ложечку, а ложку тебе в ротик. Попробуй сам!» Не ругайте ребенка, если он перепачкается или что-то уронит. Не забывайте хвалить его за первые успехи.
  2. Самостоятельное одевание: показывайте ребенку, как правильно надевать ту или иную одежду, и последовательность процесса. Важно комментировать свои действия: «Давай сначала наденем трусики, потом штанишки. Теперь надеваем футболку». Необходимо сразу учить правильно одеваться, т.к. переучивать сложнее. Учитывайте вкусы ребенка: ему будет приятно осваивать новый навык, используя при этом свою любимую одежду. Приучайте его одеваться в спокойной обстановке, помогайте ему, когда это требуется.
  3. Опрятность: если ребенок, смотря на то, как вы умываетесь или чистите зубы, хочет повторить ваши действия, не отказывайте ему. Сначала он может делать это нелепо, и это нормально. Любое проявление инициативы привести себя в порядок должно поощряться родителями. Объясняйте малышу, почему важно чистить зубы, причесываться, умываться. Показывайте на своем примере, как это делать правильно.
  4. Пользование горшком: к этому процессу нужно подходить с максимальным спокойствием. Если у вашего ребенка пока не получается подружиться с горшком, это не повод расстраиваться: вы видели когда-нибудь школьника, который ходит в подгузниках? А значит, и ваш малыш не будет исключением. Отметьте, через какие промежутки времени ребенок ходит в туалет, и своевременно сажайте его на горшок. Комментируйте свои действия: «Сейчас мы снимаем трусики, садимся на горшочек и т.д.» Не ругайте его, если случилась оплошность. Если недоразумения происходят часто, подумайте, возможно, на это есть причины (страх, семейные проблемы, стресс).
  5. Наведение порядка: уже с года ребенок откликается на просьбы родителей о помощи. В этом возрасте можно начать приучать ребенка убирать за собой игрушки. Помогите ему, простите навести порядок доброжелательно, покажите, как это делается. Превратите процесс уборки в игру: скажите ребенку, что игрушкам пора спать. Если ребенок отказывается убирать конкретную игрушку, спрячьте ее, а потом попросите ее найти (он ее, конечно, не найдет). Расскажите ему сказку, что игрушка, которую он не положил в домик, обиделась и ушла искать другого хозяина. Поставьте ребенку условия: он сможет посмотреть мультики или порисовать только в чистой комнате.

Какой бы конкретный навык вы ни развивали, важно запастись терпением и временем: в таком возрасте малышам требуется много времени, чтобы чему-то научиться, и промахов на этом этапе тоже будет достаточно [О. Вологотская, 2012].

Дети старшего дошкольного возраста осознаннее подходят к выполнению задач и принятию решений. С ними действует такой же принцип воспитания самостоятельности, как и с детьми младшего возраста: поощрение инициативы, похвала за успехи, демонстрирование на своем примере, как делать правильно. В этом возрасте дети могут развивать самостоятельность через творчество: покажите образец рисунка и предложите повторить его, но используя другие цвета. Так ребенок проявит инициативу и разовьет воображение.

Ребенку в 6-9 лет необходимо предоставлять право выбора, а если его выбор может привести к нежелательным последствиям, важно объяснить ему это. В этом возрасте ребенок уже готов к роли старшего, поэтому не бойтесь доверить ему простые задачи, которые касаются младших братьев или сестер. Одним из самых эффективных способов освоения навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста являются игры. О них мы поговорим далее.

Игры для формирования самостоятельности и активности у ребенка

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети учатся взаимодействовать с окружающими, ставить цели, проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения цели. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые помогают сформировать самостоятельность:

  1. «Золушка»: прочитайте сказку «Золушка», после чего попросите малыша помочь главной героине отправиться на бал. Для этого перемешайте разные крупы, а затем дайте ребенку задание перебрать крупы (небольшой горстки будет достаточно). Упражнение не только полезно для развития самостоятельности, но и хорошо тренирует мелкую моторику.
  2. «День рождения куклы»: расскажите ребенку, что у его любимой куклы/игрушки день рождения. Малышу необходимо нарядить именинницу, накрыть стол, собрать гостей. Эта игра поможет изучить правила сервировки стола и этикет.
  3. «Теремок»: прочитайте ребенку сказку «Теремок». Расскажите, что его шкаф – это волшебный теремок. Задача малыша – определить, какие вещи будут жить в теремочке и на какой полке [Е. Сидорина, 2020].
  4. «Добрые ручки»: нарисуйте на ручках малыша глазки и улыбающийся ротик. Расскажите ребенку о том, что его ручки очень хорошие, ими можно кого-то погладить или сделать доброе дело. После этого попросите ребенка, чтобы он договорился со своими ручками ближайшие полчаса делать что-то полезное и доброе. По выполнению задания погладьте ручки, похвали их. Упражнение эффективно проводить после того, как ребенок нашкодил.
  5. Поваренок: эту игру проводят в группе детей. Ведущий называет овощ или показывает картинку с ними, а дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ присутствует. Тот, кто правильно назвал блюдо, получает конфету. Побеждает тот, у кого больше конфет [Е. Яковлева, 2009].
  6. «Почтальон»: дети занимаются самостоятельной деятельностью. Один из малышей – «почтальон». Его задача – вручать письмо адресату. Тот, к кому он подошел с письмом, должен назвать свой домашний адрес, описать внешний вид дома, особенности. Конверты получают те, кто справился с заданием. Дети, справившиеся с упражнением, достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют что-нибудь для следующего получателя.
  7. «Придумай свой вопрос»: участники упражнения садятся в круг. Одному из детей в руки дается какой-либо предмет, который определяет ведущего, задающего вопрос. Следующий ребенок, который ответил на вопрос, забирает предмет и становится ведущим, и так по кругу. Упражнение учит формулировать вопросы и задавать их [Н. Коробкова, 2020].

Для формирования самостоятельности у детей раннего возраста с целью подготовки к школе автор книги «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка» Наталья Круглова рекомендует использовать упражнение «Пуговицы»: в игре принимают участие 2 человека. Перед ними располагаются 2 одинаковых комплекта пуговиц (все пуговицы в комплекте разные). У каждого участника есть игровое поле (квадрат, поделенный на клетки). Тот, кто начинает игру, выставляет на своем игровом поле 3 пуговицы, второй игрок должен запомнить их расположение.

Затем первый игрок закрывает поле с пуговицами листком бумаги, второй игрок должен расположить на своем поле пуговицы так же, как они были расположены у партнера по игре. Чем больше пуговиц используется в игре, тем сложнее выполнять задание. Упражнение помогает планировать свои действия, брать на себя роль партнера и анализировать ситуацию с разных сторон.

Самостоятельное решение вопроса или выполнение задачи требует от ребенка сосредоточения фокуса внимания на цели. Для тренировки этого навыка Наталья рекомендует выполнить упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», оно помогает развить умение действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действий. Ход упражнения: перед ребенком расположен квадрат, разделенный на 9 клеток. В центральной клетке размещена картинка (объект). Задача игрока – перемещать мысленно картинку в соответствии с указаниями ведущего (влево, вверх, вниз и т.д.) [Н. Круглова, 2010].

Формирование самостоятельности у детей школьного возраста

Воспитание самостоятельности – это непрерывный процесс, длится он до тех пор, пока ребенок не приобретет уверенность в собственных действиях и решениях, а взрослый не научится доверять своему дитя. Ребенок, попадая в самостоятельную среду, должен уметь налаживать общение с окружающими и находить контакт с незнакомыми людьми в случае необходимости. Этот навык противоречит золотому правилу, которое родители прививают своим детям: разговаривать с незнакомцами нельзя!

Здесь важно найти золотую середину: есть возраст, когда нельзя контактировать с незнакомцами и откликаться на их просьбы, и есть возраст, когда дети уже понимают, с кем общаться опасно, а с кем нет. Ребенок должен знать, что в случае непредвиденной ситуации (например, если он не может найти дорогу домой), он должен попросить о помощи окружающих.

Кстати, о дороге домой: родители часто сопровождают ребенка и боятся отпустить его одного, даже если он в силах дойти или доехать до пункта назначения сам. Предоставьте ему возможность самостоятельно передвигаться по городу. Сначала это могут быть небольшие расстояния и перемещение по знакомому пути, постепенно доверяйте ребенку изведать новые маршруты. Если вы переживаете за ребенка, воспользуйтесь гаджетами, которые помогут отследить его местонахождение.

Если вы привыкли проявлять гиперопеку и тотальный контроль в его личных делах, самое время изменить подход. Ребенок привыкает, что, например, мама тщательно проверяет домашние задания, сама выстраивает план дня, и в дальнейшем ему становится трудно брать на себя ответственность. Школьник должен уметь расставлять приоритеты, планировать выполнение задач и отвечать за выполненные уроки. Научите его этому.

Выделяйте в плотном графике ребенка время для помощи по дому. Он должен понимать, что порядок в его комнате, опрятность внешнего вида должна зависеть только от него. Если ваш ребенок в 12-14 лет не может самостоятельно приготовить себе завтрак или собраться в школу, это повод задуматься.

Дети в школьном возрасте должны уметь самостоятельно справляться со своими проблемами. Если постоянно вступаться за них в конфликтах со сверстниками, вы вселите в него уверенность, что он слабый и не может сам повлиять на ситуацию. Если ребенок проявляет инициативу к собственному заработку, не подавляйте ее даже, если он ни в чем не нуждается. Подработка поможет научиться ценить труд окружающих и управлять собственными финансами. Выберите вариант заработка, который будет ему по силам: помощь по хозяйству, продажа вещей, сделанных собственными руками, и т.д.

Если в раннем детстве родители сами выбирают, какие дополнительные занятия посещать ребенку, то в старшем возрасте оставляйте право выбора за ним. Школьники уже четко понимают, чем им интересно заниматься, учитывайте их желания и зарождающиеся таланты.

Дети должны думать своей головой. Технология формирования самостоятельного мышления у детей заключается в следующем: чаще обсуждайте с ними различные события, интересуйтесь их мнением, задавайте открытые вопросы и сдерживайте порыв навязать свое видение ситуации. Не ограждайте ребенка от неудач: за пеленой постоянной похвалы, помощи и поддержки, он не увидит реальной жизни. Дайте ему возможность оступаться, рисковать, набивать шишки. Проявите эмпатию, если ребенок испытывает боль от собственных неудач. Объясните, что ошибки совершают все, приведите пример из своей жизни [Д. Литткот-Хеймс, 2015].

Резюме

Самостоятельность – это ключевой навык. Трудно представить себе успешного человека, за которого все делают другие, правда? Конечно, каждый родитель хочет защитить своего ребенка от неудач, но иногда это стремление перерастает в гиперопеку, которая мешает формированию личности. Кто-то же, напротив, предоставляет полную свободу детям, не учитывая то, что они могут быть к этому не готовы.

Развитие навыка самостоятельности требует от ребенка и родителей сдержанности, терпения, усилий. Необходимо постоянно давать обратную связь своему дитя, почему какой-то поступок считается правильным, а какой-то хорошим, объяснять, за что вы его хвалите или ругаете. Если вы сомневаетесь, что вам удастся найти общий язык в этом вопросе, загляните на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации», где вы узнаете о том, как донести нужную информацию до ребенка, объяснить свою мысль, найти к нему индивидуальный подход и добиться взаимопонимания с ним (и вообще с любым человеком).

Не подавляйте стремление ребенка делать что-то самостоятельно. Не ругайте, если ему не удалось сделать хорошо с первого раза. Это как первые шаги младенца: сначала он падает и передвигается, держась за опору, и только после сотни попыток самостоятельно сделать первый шаг, он начинает ходить уверенно. Если вы считаете, что не в силах сами справиться этим вопросом, обратитесь за помощью к специалистам, которые дают консультацию для родителей по формированию самостоятельности у ребенка.

Желаем удачи!

И обязательно примите участие в нашем опросе:

Ключевые слова:1Коммуникации

Развитие самостоятельности у дошкольников — Детский сад № 2 «Ивушка»

Довольно часто мы слышим, что в детях нужно воспитывать самостоятельность для того, чтобы во взрослой жизни они были более жизнеспособны.
Но когда начинаешь спрашивать, что такое самостоятельность, то мало кто может вразумительно ответить на этот вопрос.
Одна мамочка сказала, что ее пятилетний ребенок самостоятельно собирает игрушки вечером. Я ее спросила: «Он эти игрушки собирает без Вашего напоминания?». Она: «Нет, конечно, я говорю, что пора собирать игрушки, и он начинает их собирать сам, я ему не помогаю». Самостоятельность ли это?
Самостоятельность – это когда человек сам ставит цель и сам ее достигает.
То есть в выше приведенном случае малыш проявил бы самостоятельность, если поиграл бы и после убрал за собой игрушки без маминого напоминания.
Школьник самостоятельно выполняет домашние задания, если ему никто из семьи об этом не напоминает и не помогает в решении задач.
Если же мы, как родители, наблюдаем за процессом, не вмешиваясь, то это контролируемая самостоятельность. То есть вы даете ребенку возможность самому ставить задачи и решать их, но в случае, если возникнет какая-то угроза, то вы ее предотвратите.
Из выше написанного следует вывод: прежде, чем ребенок начнет проявлять самостоятельность, его все же нужно обучить этому.
Так как же правильно научить ребенка быть самостоятельным?
Первое — это давайте ему возможность выбора. Хорошо, когда ребенок чувствует, что может влиять на действительность. Спросите малыша, что сегодня приготовить на гарнир макароны или рис, в выходные вы пойдете в цирк или на карусели.
Почему это важно?
Возможно, вы слышали о таком феномене, как выученная беспомощность. Это когда человек перестает даже пытаться что-то сделать, потому что считает, что это бесполезно — все равно не получится.
Родители, экономя свое время, пресекают любые попытки неуклюжего проявления детской самостоятельности и сами, ворча, выполняют за ребенка любую работу. Постепенно ребенок усваивает, что не стоит напрягаться, чтобы лишний раз не услышать, что ты все делаешь не так, как надо.
А потом на прием к психологу приходят взрослые, которые боятся действовать в жизни и принимать решения. А вдруг не получится? И даже не так, они просто говорят: «У меня не получится».
Люди с выученной беспомощностью не только не действуют, но они даже не стремятся обучаться, плюс у них почти всегда пониженный фон настроения вплоть до депрессии.
В моей практике было три клиента с беспомощностью, и у всех трех были гиперопекающие матери. У всех трех матерей воспитание этих детей было смыслом жизни. Несмотря на то, что клиентам было от 30 до 45 лет, матери очень активно участвовали в их жизни, старались сами принимать решения за «детей» и очень агрессивно реагировали, если дети поступали по-своему.
На эту тему было проведено много экспериментов, выводы таковы: людям важно осознавать, что они могут влиять на свою жизнь и что у них есть свобода выбора.
Поощряйте инициативу. Даже если после помытой ребенком посуды у вас появится в два раза больше работы, знайте — это время инвестировано в развитие самостоятельности вашего ребенка. Пока ребенок хочет учиться, давайте ему это, а то потом в подростковом возрасте уже сложно будет что-то исправить.
Помните про особенный сензитивный период у ребенка до 8 (11) лет. Это то золотое время, которое потом делает всю жизнь взрослого человека. А как бывает в обычной жизни? До 11 лет ребенку ничего не разрешают, все делают за него, а когда он уже ничего делать не хочет, то его принимаются заставлять — и начинаются конфликты.
Привлекайте ребенка к семейным делам. Всегда следите, чтобы задание было по силам ребенку, но со временем усложняйте. Дело должно вызывать небольшое напряжение, приложение сил, и когда малыш справится, его нужно похвалить. Грамотные тренеры в спорте для воспитания чемпионов используют эту тактику. Они никогда не дают будущему чемпиону сразу сложных соперников. Спортсмен должен выигрывать, но с каждым разом планка все поднимается.
Итак, самостоятельность в ребенке, конечно, развивать нужно, и в этом вам помогут основные правила:
привлекайте ребенка к семейным делам,
поощряйте его инициативу и давайте возможность выбора,
и тогда ваш малыш вырастит в счастливого взрослого.

Сайт использует файлы cookie. Продолжая просмотр сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie

Независимость | Здравоохранение и социальная помощь

Независимость – это способность человека делать собственный выбор и самостоятельно выполнять повседневные задачи. Независимость начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Это важно для здорового развития.

Детство

На этом этапе младенцы зависят от своих опекунов во всех видах ухода. Однако по мере того, как они начинают готовиться к раннему детству, у них развиваются навыки и способности, которые они чувствуют себя уверенно, пробуя самостоятельно, такие как кормление и произнесение слова «нет», что указывает на то, что они хотят делать что-то по-своему.

Раннее детство

В раннем детстве у ребенка разовьются навыки, позволяющие ему становиться более самостоятельным по мере необходимости, например, он сможет самостоятельно застегивать пальто в школе или самостоятельно ходить в туалет. Поступая в школу и занимаясь новыми увлечениями, дети учатся принимать собственные решения и меньше полагаться в этом на родителей. Это может включать в себя выбор того, чем они хотят заниматься, исходя из их симпатий и антипатий.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте у молодых людей развивается ощущение себя и своей идентичности. Теперь они считают себя обладающими большей властью и могут принимать собственные решения относительно своего образования, социальной жизни и карьеры. Благодаря опыту, с которым они столкнулись, и влиянию друзей и средств массовой информации, они могут задаться вопросом, разделяют ли они те же убеждения, что и их семья. Молодые люди учатся на собственном опыте и выборе, а также на последствиях неверных решений и неудач.

Многие молодые люди получают свою первую работу в возрасте от 16 до 18 лет; это их первый шаг к финансовой независимости. Они узнают не только о ценности денег, но и о том, что от них ожидается. Кроме того, в это время они, возможно, перешли в колледж или на ученичество, где требуется независимость и использование вашей собственной инициативы для принятия обоснованных решений. Все эти навыки важны для перехода во взрослую жизнь и переезда из дома.

Раннее взросление

На этом этапе молодые люди могут жить с друзьями в университете или, возможно, переехали из семейного дома. Если это так, они будут нести ответственность за оплату своего жилья, коммунальных услуг, страховки и других счетов. Эта способность зависит от принятия решений, особенно если денег мало.

Позже на этом этапе люди могут создать семью, и хотя новые родители могут пользоваться поддержкой членов семьи, в конечном итоге они несут ответственность за своего ребенка. Возможно, придется принять решение, например, о том, будут ли работать оба родителя или один из родителей останется дома.

Средний взрослый возраст

На этом этапе у взрослых обычно больше времени, чтобы насладиться своими интересами и утвердиться в своей карьере. Однако для некоторых это может означать, что они должны быть главными опекунами пожилых родителей и вынуждены работать дольше, если у них не хватает денег для выхода на пенсию или из-за изменения пенсионного возраста.

Позднее взросление

В то время как некоторые люди сохраняют свою независимость, изменения в физическом и психическом здоровье могут уменьшить независимость, особенно если человек больше не может жить один.

Существует ряд факторов, которые могут повлиять на независимость, в том числе:

  • Состояние здоровья человека – те, у кого хорошее здоровье, с большей вероятностью будут независимыми, чем те, кто зависит от опекунов
  • Культура – ​​в некоторых культурах независимость не поощряется, поскольку расширенные семьи, живущие вместе, активно участвуют в жизни друг друга.
  • Стадия эмоционального и/или социального развития – люди часто становятся более независимыми по мере взросления в эмоциональном и социальном плане.

Развитие независимости — Руководство Монтессори

Развитие независимости

Путь к независимости начинается в день нашего рождения. Зависимость предшествует успешной индивидуальной деятельности. Понимание взаимозависимости всех нас лежит в основе способности полноценно функционировать в качестве наделенного полномочиями человека в нашем мире. Эти и многие другие концепции сопровождают каждого ребенка по мере его продвижения по этапам развития.

ВИДЕО В ЭТОЙ КАТЕГОРИИ:

от A до I и Primary  | Помощники в младенчестве (0-3) | Начальное (3-6)
Начальное и элементарное | Elementary (6-12)

A TO I & PRIMARY:

HAZEL НАСТАВЛЯЕТ НА СТОЛ (5:50)
Монтессори-педагог претерпевает трансформацию во время обучения, чтобы развить способность видеть ребенка насквозь свежие глаза.

ПУТЕШЕСТВИЕ К НЕЗАВИСИМОСТИ (21:47) 
Исследование того, как практика Монтессори поддерживает естественное развитие человека в самые ранние годы. Это видео включает в себя такие темы, как потребность в острых навыках наблюдения, важность динамичного языка, то, как выглядит концентрация «малыша» в детском сообществе, и краткий обзор того, когда ребенок готов перейти из детского сообщества в первичную среду. .

ПОМОЩНИКИ МЛАДЕНЧЕСТВА (0-3):

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ (19:00)
Исследование человеческих отношений и условий, которые лучше всего поддерживают наших самых маленьких детей в повседневной жизни.

ОБУЧЕНИЕ ТУАЛЕТУ (12:07)
Краткое объяснение подхода к обучению туалету, используемого в Монтессори-среде.

ВОДА (7:28)
История исследования под чутким руководством.

НАЧАЛЬНАЯ (3-6):

ОБУЧЕНИЕ РАВНОМУ РАВНОМУ (9:39)
Вложенные первичные сообщества разновозрастных детей автоматически создают и предоставляют детям различные социальные роли.

МОЙ ДЕНЬ (18:57)
Испытайте подход Монтессори через трех детей младшего возраста, которые путешествуют по утренним рабочим периодам.

ВЕДРО (9:10)
Рассказ о решении задач в начальных классах.

ПЕРЕХОДЫ (19:43)
Съемка обычных дней в среде Монтессори.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *