Развитие речи упражнения 3 года: упражнения и занятия, чтобы научить говорить
Как развивать речь ребенка 3–4 лет? Упражнения для развития речи ребенка от 3 до 4 лет – baby-sleep.ru
21.03.2021
Развитие ребенка
3–7 лет
Автор статьи
Команда BabySleep
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Обычно около трех лет в развитии речи малышей происходит качественный скачок. Увеличивается не только словарный запас, но и усложняется грамматика, ребенок начинает говорит длинными и сложными фразами, порой кажется, что он молчит только когда ест или спит.
Но речевое развитие, конечно, продолжается, и мы собрали для вас десятки упражнений, сформированных в отдельные комплексы: два комплекса пальчиковой гимнастики (мелкая моторика влияет на мышление и речь) и шесть комплексов для фонематического слуха (для умения опознавать и различать речевые звуки в их разнообразии).
Календарь кризисов ребенка
Пальчиковая гимнастика «Идем в гости к бабушке»
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ-топ.
(ладошки плавно по очереди опускаются на стол и поднимаются, как будто ноги идут)
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
(на обеих руках выставлены только указательные пальцы, остальные в кулаке, указательными пальцами по столу «бежим»)
В гости к бабушке пойдем,
У нее красивый дом.
(из прямых ладоней с собранными вместе пальцами делаем «крышу» – кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, а ладошки разведены, получается как бы шалашик)
Мы ворота открываем,
(ставим ладони перед собой ребрами на стол, ладони повернуты к телу, а пальцами друг к другу – это закрытые ворота; затем поворачиваем ладони так, что пальцы отворачиваются друг от друга и смотрят вперед, а ладони отворачиваются от тела и смотрят друг на друга – это открытые ворота)
В этот домик приглашаем.
(снова делаем «шалашик»)
На дверях висит замок,
(переплетаем пальцы обеих рук между собой – пальцы «в замок»)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек потянули,
(разводим ладони, но пальцы остаются сплетенными, слегка подергиваем их в стороны, как бы стараясь разорвать переплетение, но все же сохраняем его – будто «замок» не поддается, не открывается)
Повертели, покрутили,
(ладони снова сомкнулись, пальцы по-прежнему переплетены, и начинаем потирать ладони – поочередно каждая из них идет вверх и вниз, пальцы при этом не расцепляя)
Постучали и открыли.
(все еще «закрытым замком» стучим по столу, а затем расцепляем ладони и пальцы)
Заходим в дом,
(делаем «шалашик»)
Много мебели в нем.
(раскладываем кисти рук на столе далеко друг от друга ладонями вверх)
Вот это стул, на нем сидят.
(одну ладонь прямую держим вертикально, другую сжимаем в кулак и приставляем к первой внизу, получается подобие стула – прямая ладонь, как спинка стула, а сжатая в кулак, как сидение)
А это стол, за ним едят.
(кулачок кладем на стол и сверху накрываем прямой ладонью – получается подобие стола, кулачок, как ножка стола, прямая ладонь сверху как столешница)
А вот диван, на нем лежат.
(обе ладони прямые, направлены пальцами от тела, одну держим горизонтально – это «лежачая» поверхность дивана, а другую приставляем к ней вертикально – это спинка дивана, показываем, как диван раскладывается и складывается – ладонь-«спинку» опускаем в горизонтальное положение и возвращаем опять в вертикальное)
А на диване кошка, погладь ее немножко.
(одной рукой изображаем кошку: большой, средний и безымянный пальцы смыкаются округло, образуя «голову», а указательный и мизинец полусогнуты, образуя «ушки»; второй рукой гладим «кошку» по «голове»)
А это кто здесь лает? Аф, аф, аф, аф!
(одной рукой изображаем собаку: большой палец смотрит вверх – это «ухо», указательный загнут – это «лоб», средний, безымянный и мизинец прямые; мизинец то отрывается от безымянного, то примыкает к нему – это открывается ротик лающей собаки)
Это я тут лаю, дом охраняю!
(делаем «шалашик»)
Топ-топ-топ-топ, большие ноги стоят на пороге.
(делаем 4 медленных «шага» ладонями и останавливаем их)
Это бабушка пришла, много книжек принесла.
(складываем прямые ладони вместе, а потом раскрываем их, как обложку книги)
Бабушка очки надела,
(делаем из больших и указательных пальцев круги и прикладываем к глазам, как очки)
Книжку распахнула.
(повторяем жест «книга»)
И на мягкий стул присев,
(показываем стул, как уже было раньше)
Сразу же уснула.
(складываем ладони вместе и подкладываем под голову сбоку, как подушку)
А мы пойдем гулять.
(согнуть руки в локтях, сжать кулачки перед собой на уровне груди или плеч)
Раз, два, три, четыре, пять,
(по очереди разгибаем пальцы рук: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее)
Мы пойдем с тобой гулять.
(на каждое слово то сжимаем все пальцы сразу в кулачки, то разжимаем)
Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Мы пойдем с тобою в лес,
Там деревья до небес.
(ладони держим перед собой пальцами вверх и пальцы быстро шевелятся, как веточки на ветру)
Солнышко лучистое в небе улыбается.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг к другу и потираем их круговыми движениями, поворачивая к себе пальцы то одной руки, то другой)
Дует, дует ветерок,
(руки согнуты в локтях, ладони прямые смотрят друг на друга и наклоняются синхронно то вправо, то влево)
Деревца качаются.
(снова показываем «деревья» из пальцев как в самом начале, и пальцы так же шевелятся)
Птички прилетели, на деревья сели.
(все пальцы, кроме больших, прямые и собраны вместе, а большие пальцы оттопырены, скрещиваем большие пальцы рук между собой, а остальные пальцы образуют два «крыла», которыми машем)
Из скворечника торчат
(складываем из ладоней треугольник: вверху соединяем кончики пальцев обеих рук от указательного до мизинца, а внизу соединяем большие пальцы)
Клювы маленьких скворчат.
(разводим руки и из каждой делаем «клюв»: собираем все пальцы в щепотку)
Клювик раз, клювик два.
(по очереди на обеих руках приподнимаем указательные пальчик, отрывая его от общей «щепотки» и возвращаем на место)
Лапка, лапка,
(по очереди кладем прямые ладони на стол)
Голова.
(сцепляем две руки в «замок», то есть переплетаем пальцы)
Вдруг в лесу раздался стук: тук-тук-тук-тук.
Это дятел долбит сук: тук-тук-тук-тук.
(одна рука изображает «деревья», как в самом начале, а другая рука указательным пальцем ритмично постукивает в ребро первой ладони)
Пчелка весело жужжит: жжжжжжжжжж.
(одна рука выставляет указательный палец и делает им вращательные движения)
На цветок она летит.
(рука-«пчела» продолжает делать то же, а вторая рука изображает цветок: ладонь смотрит вверх, вогнута, пальцы растопырены и округло присогнуты, как бы лепестки, форма ладони такая, как если бы мы поддерживали снизу округлую мисочку)
Будет пчелка пить нектар.
(пальчик-«пчелка» опускается на середину ладошки-«цветка»)
Понесет в свой домик дар.
(«пчелка» вылетает из «цветка» и продолжает кружиться)
Под елочкой есть норка.
(«елочка»: поворачиваем обе ладони к телу, держим их слегка наклоненными друг к другу, кончики пальцев, кроме большого, скрещены друг с другом; «норка»: не расплетая пальцев, меняем положение ладоней – разворачиваем их вниз, к столу, сохраняя между ними расстояние, получается вариант «шалашика» со скрещенными кончиками пальцев)
В норе живет ежик.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг ко другу, при этом пальцы не сцепляются в «замок», но чередуются как в нем, то есть сначала пальчик одной руки, за ним пальчик другой, потом снова пальчик первой и т.д. – получаются торчащие вверх «колючки»)
Ежик весь в иголках, и елочка тоже.
(сменяем позицию «ежик» на позицию «елочка», описанную выше)
Бабочка-красавица на цветке сидела.
(руки с прямыми ладонями скрещиваем в районе запястья, получаются «крылья» – ладони, повернутые друг ко другу тыльной стороной)
Крыльями взмахнула – раз! – и полетела.
(машем «крыльями»-ладонями)
Вот улитка на дорожке,
Вверх торчат смешные рожки.
(на одной руке соединяем округло большой, средний и безымянный пальцы, а мизинец и указательный ровно торчат вверх, кладем такую «улитку» на стол и немного «проползаем» ею вперед)
Зайка под кустом сидит
И ушами шевелит.
(на одной руке вверх торчат прямые указательный и средний пальцы – «ушки», остальные собраны кончиками вместе, и шевелим пальцами-«ушками» вперед-назад по очереди)
Дождик начался с утра, кап-кап-кап-кап.
(одну ладонь держим как будто подставленной под капельки дождя, указательным пальцем другой руки «капаем» туда)
Нам домой идти пора.
(показываем «дом»-«шалашик», как в предыдущем комплексе)
До свиданья, милый лес,
(машем обеими руками из стороны в сторону, так чтобы они то скрещивались между собой, то расходились)
Полный сказок и чудес.
(показываем «лес» с шевелящимися на ветру ветками, как в самом начале)
Сила, тембр и высота звуков
Подготовьте вырезанные из бумаги цветные фигурки медведей — папы, мамы и ребенка. А также бумажные одноцветные фигурки стульев, мисок, кроватей.
В нашей сказке живут три медведя: Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка.
Михайло Потапович был большой и говорил грубым низким голосом.
(выделяем эти слова соответствующим голосом)
Настасья Петровна говорила обычным, средним голосом.
А маленький Мишутка говорил высоким, тоненьким голосом.
У них в гостях побывала Маша: все съела, стулья сломала, постели помяла. Вернулись домой медведи из леса и увидели, что дома у них беспорядок.
Михайло Потапович спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
Настасья Петровна спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
Мишутка спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
(фразу каждого персонажа произносим его голосом)
Теперь ты попробуй сказать, как спрашивает Михайло Потапович. А Настасья Петровна? А Мишутка?
(Повторяем вопросы каждого персонажа, на этот раз о стуле — кто сидел и сломал? — и постели — кто спал и помял?).
А Маша хитрая убежала от медведей, шагала по лесенке и пела песенки.
(Достаем вырезанную бумажную лесенку из 5 ступенек и Машу. Маша поднимается от первой ступеньки до пятой — поем «ля-ля-ля-ля-ля», каждый звук выше предыдущего, как первые пять ступеней мажорной гаммы. Затем Маша спускается, а вместе с ней спускается обратно и мелодия от пятой ступени к первой. Предлагаем ребенку самому водить Машу по ступенькам вверх-вниз и петь эту простую песенку).
Теперь я буду петь, а ты ставь Машеньку на лестнице вверху или внизу — в зависимости от того, какой звук слышишь, низкий или высокий.
(Пойте «ля» то высоко, то низко).
А теперь поиграем с паровозиком.
(кладем перед малышом картинку с паровозиком)
Как едет паровоз? Ту-ту! Когда он едет далеко от нас, то гудит тихо-тихо: ту-тууу…
(ребенок повторяет за вами)
А когда он приближается, звук становится все громче и громче, и когда паровоз уже совсем близко, то громко-громко гудит: ТУ-ТУУУУ!!!
Еще разок тихо: ту-ту… И громко: ТУ-ТУУУУ!!!
А еще звук может нарастать. Вот он маленький: ту-ту… Давай его поймаем.
(складываем перед собой ладошки, как будто между ними что-то маленькое спрятано, и выдвигаем вперед перед собой, одновременно усиливая звук У, на конце ладошки раскрываются, как бы выпуская звук)
А может звук, наоборот, стихать. Вот тут мы ловим большой звук.
(вытянутыми вперед руками как бы захватываем громкий звук У, и притягивая сложенные ладошки к себе, делаем звук тише)
Давай покажем, какие звуки бывают высокие и низкие. Вот высокий, покажи рукой вверх: ааа. А тут низкий – покажи вниз – ааа.
(пусть малыш попробует повторить это сам еще пару раз)
А какие бывают далекие и близкие, покажешь?
(говорим тихое «а» и рука вытянута перед собой, говорим громкое «а», и руку приводим к телу)
«Угадай, что звучит»
Данные упражнения построены на распознавании неречевых звуков, но улавливание таких тонких различий между ними поможет ребенку лучше ориентироваться также и в звуках языка. Возьмите несколько звучащих предметов, например, погремушку, бубен, трещотку, колокольчик, маракас, ксилофон. Начинать лучше с трех, а на очередных занятиях можно добавлять.
- Покажите ребенку по очереди каждый предмет, попросите его назвать или назовите сами, пошумите этим предметом и предложите малышу сделать то же, попросите его запомнить этот звук. Повторите знакомство-запоминание еще раз. Теперь спрячьте от ребенка звучащие предметы, например, отгородив их картонным листом. Шумите по очереди каждым из них за перегородкой, а малыш пусть угадает, чем вы издаете звук.
- Можно усложнить задание, если взять, например, три разных колокольчика — большой, маленький и средний. Они звучат похоже, но все же по-разному. Покажите ребенку, как выглядит и как звучит каждый из них, не забывая при этом называть: «Это большой колокольчик, а вот так звучит маленький». Точно так же спрячьте их и попросите угадать по звучанию.
- Следующий уровень сложности — закрытые коробочки с разными сыпучими материалами. Можно взять пустые «яйца» из-под «Киндера» и насыпать в одно соль, в другое гречку, в третье горох. Сделать два таких комплекта по три разновидности материала. Один комплект дайте ребенку, другой оставьте у себя. Пусть он попробует звучание всех коробочек, а затем возьмите любую из своих коробочек, потрясите ее и попросите ребенка найти в его комплекте такой же звук.
- Упражнение с бумагой. Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как звучат различные действия с ним: сначала погладьте лист ладонью, потом скомкайте его, сделайте несколько резких коротких надрезов ножницами, разорвите на кусочки. Затем поставьте перегородку и делайте все это так, чтобы ребенок не видел, но угадывал по звуку.
Слова, звучащие похоже
Вам понадобятся картинки с изображениями всех тех предметов и животных, о которых пойдет речь в нижеприведенных упражнениях. Свой игровой диалог с ребенком вы можете построить следующим образом:
Смотри на картинки, я буду рассказывать тебе маленькие стишки, а ты добавляй к ним нужные звуки. Вот смотри:
Где-то собаки рычали. Как собаки рычат? Рррр…
В стойле коровы мычали. Мммм…
В комнате муха жужжала. Жжжжж…
Мимо машины дрынчали. Дррр.
Капала в кухне из крана вода. Кап-кап-кап.
Где-то гудели в ночи поезда. Ту-ту!
Теперь я буду читать стихи, где одно слово будет неправильным, а ты его замени на верное.
На поляне весной вырос зуб молодой. Дуб!
(перед ребенком две картинки — зуб и дуб)
Повторишь теперь весь стишок правильно? Молодец!
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. Точку!
(картинки соответствующие и тоже просим повторить правильный стишок)
Где обедал воробей? В зоопарке у дверей. У зверей!
Много снега на дворе, едут танки по горе. Санки!
Хулиганам не до шутки, если Рекс в собачьей дудке. Будке!
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. Без билета!
Теперь смотри, тут четыре картинки. Три слова похожи друг на друга, а одно отличается. Я буду называть, а ты скажи, какое слово лишнее.
Рак, мак, бак, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, батон.
Ветка, клетка, диван, сетка.
Бант, билет, букет, пакет.
А вот тебе три картинки. Тут дудка, майка, рак. А у меня другие три картинки, подбери из них пары к твоим, чтобы было похожее звучание. Вот к дудке что подойдет? Будка. Майка – гайка. Рак – мак.
Слоги
Данные упражнения особенно полезны детям, которые нарушают слоговую структуру слова (например, говорят «петерь» вместо «теперь»). Учим малыша без ошибок повторять различной сложности последовательности слогов.
Произнесите «та-та-та» три раза: с ударением на первом, на втором и на третьем слоге. Каждый раз пусть ребенок повторит это. Затем то же самое с «па-па-па». Потом по одному разу: «та-то-ту», «ты-та-то», «та-ка-па», «ка-на-па», «ка-фа-ха».
Усложняем. Та-пта. Па-тпа. Пта-пто-пту-пты. Кта-кто-кту-кты. Тпа-тпо-тпу-тпы. Фка-фко-фку-фкы.
Попросите ребенка сосчитать, сколько звуков А вы произнесете. А. Один. А-а-а. Три. А-а-а-а-а. Пять.
Попросите его «поймать» звук А – хлопнуть в ладоши, когда он прозвучит среди других звуков, которые вы произносите: о, у, а, ы, и, а, а, а, о, у, ы, а, а, и, а…
Усложняем. На звук А нужно хлопать в ладоши перед собой, а на звук У поднять ручки вверх. А, у, а, о, у, и, ы, у, а…
Знакомство с гласными звуками
Приведем пример того, как может выглядеть ваш игровой диалог с ребенком. Заранее подготовьте все те рисунки, о которых пойдет речь в упражнениях.
К нам в гости пришла девочка Ульяна.
(показываем рисунок)
Ее любимый звук — У. Что делает ротик? Губки тянутся вперед, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Значит, это гласный звук. Давай произнесем: УУУУУУУ. У девочки Ульяны есть длинная песенка и коротенькие. Давай споем. Длинная: УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ.
(тянем долго)
А теперь коротенькие: у! у! у! у! у!
(коротко, отрывисто выкрикиваем)
У Ульяны есть свой значок — маленький кружок, как губки сложены в узенький кружок, когда мы говорим звук У.
(показываем карточку с маленьким красным кружком)
Еще Ульяна принесла свои любимые картинки. Все слова тут начинаются на У: утка, улитка, ухо, усы, утюг. Ой, ветер унес все картинки.
(перемешиваем и убираем картинки)
Вспомнишь, какие там были предметы? Назови.
А в гости к нам пришла девочка Аня. Ее любимый звук — какой, как думаешь? А! Ее значок — большой кружок. Как думаешь, почему? Потому что рот открывается широко. Давай попробуем: АААААА. Воздух проходит свободно, ничто ему не мешает, звук этот — гласный.
Вот какую картинку принесла Аня. Она недавно была в Африке, там Айболит лечил зверей. Расскажи, какие тут есть рисунки на А? Ананас, апельсин, астры, арбуз, акула, азбука, автобус.
Аня принесла еще три картинки. И просит нас найти, где в этих словах спрятался звук А. Давай сначала назовем: аист, лиса, рак. Теперь найдем место звука А. Берем значок звука А (большой кружок) и положим его в его домик.
(внизу под рисунками животных нарисованы в горизонтальный ряд три пустых квадрата — символизируют начало, середину и конец слова)
Аист — в начале слова, лисА — в конце, рАк — посередине. В каком слове звук А в начале? А в середине? А в конце?
А знаешь, как кричит человек, который заблудился в лесу и ищет помощи?
(показываем картинку: человек в лесу приложил руки ко рту рупором и открыл рот)
Он кричит «Ау!» Давай попробуем вместе: Ааааууу! Посмотри на мой ротик и скажи, сколько звуков я произношу: «А-у» (очень четко артикулируем смену звуков). Правильно, два звука. Первый из них какой? А. А второй? У. Возьми значки этих звуков и выложи их в правильном порядке. Вот так, сначала большой кружок, А, потом маленький кружок — У. Ау!
А вот такая картинка — тут нарисован малыш. Как кричат малыши? Уа, уа! Какой звук тут первый? У. А второй? А. Давай еще раз произнесем и выложим по-новому значки-кружочки.
А вот пришла девочка Оля. Значок ее — овал. Потому что — как мы говорим звук О? Губы вытягиваются овальчиком. Воздух проходит свободно, без преграды, поэтому это звук гласный.
У нас уже три значка есть — большой кружок А, маленький кружок У и овал О. Смотри на мои губки и попробуй догадаться, какой звук я хочу произнести.
(беззвучно вытягиваем рот для каждого из этих звуков по очереди, ребенок угадывает звук)
Оля тоже принесла картинки. Что на них? Овощи, пальтО, зОнт.
(повторяем для этих слов упражнение с нахождением правильного домика для значка звука О — овала — в начале, середине или конце слова)
А следующая наша гостья — девочка Ира. Ее любимый звук — И. Что делают наши губки при звуке И? Улыбаются. И значок звука И похож на растянутый в улыбку ротик — полосочка (горизонтальная). А вот и картинки девочки Иры, ищи в них место звука И: носки, индюк, ива, пион.
А теперь назовем все звуки по порядку: У, А, О, И.
Теперь поиграем в диктант, почти как в школе. Я назову подряд три звука, а ты выложи их значки слева направо. А, О, И.
А теперь так: У, И, А.
А теперь назову целых 4 звука, а ты их значки выложи по порядку. У, А, И, О.
Знакомство с согласными звуками
Звуки называем кратко, без добавления гласного: «Б», «Бь», а не «Бэ», «Л», «Ль», а не «Эль». Здесь, как и в комплексе на гласные звуки, понадобятся заранее приготовленные рисунки.
К нам в гости пришел гномик Том.
(показываем рисунок)
Он очень любит звук «Т». Посмотри, что делает мой язык: он стучит за верхними зубками: т-т-т-т-т-т-т-т. Воздух выходит с преградой, потому что язык преграждает воздуху путь, и получается согласный звук. Давай послушаем, он твердый или мягкий? Т-т-т-т-т-т. Он звучит твердо. А звонкий он или глухой? Давай закроем ушки и постучим: т-т-т-т-т-т-т. Звенит в ушках? Нет. Значит, звук глухой. Это согласный твердый глухой звук. Давай еще раз его произнесем: т-т-т-т-т-т-т. Обозначать такой звук будем синим квадратиком.
(придвигаем вырезанный из бумаги синий квадрат)
Гномик Том принес свои любимые картинки — тут нарисованы предметы, названия которых начинаются на его любимый звук… Какой? Правильно, «Т»!
Смотри, что тут нарисовано? Тапки! На какую букву начинаются? Твердый «Т». А это? Туча! Точка! Танк! Табурет!
Ой, из всех этих слов куда-то убежал начальный звук «Т»! Я буду говорить тебе, что от этих слов осталось, а ты помоги мне починить слова. Анк? Танк! Очка? Точка! Абурет? Табурет! Уча? Туча!
А у Тома есть друг Тим. Тим любит мягкий звук «Ть». Он тоже стучит язычком в верхние зубки, но послушай, как он звучит: ть-ть-ть-ть-ть-ть-ть. Твердо или мягко? Мягко. А проверим, он глухой или звонки? Закрыли ушки – ть-ть-ть-ть – звона в ушах нет, значит, глухой.
Посмотрим, какие картинки принес Тим. Тетрадка, телефон, теленок. На какой звук начинаются все эти слова? На мягкий глухой звук Ть! Его мы обозначим зеленым квадратиком.
Смотри, у меня есть домик, в котором живут слова (показываем широкий лист с нарисованным домиком, поделенным на шесть частей — три подъезда и два этажа). В первом подъезде живут слова, где звук Т или Ть в начале слова, во втором подъезде – слова со звуком Т или Ть в середине слова, а в третьем – слова со звуком Т или Ть на конце. У домика два этажа: на нижнем живут слова с твердым звуком Т, а на верхнем этаже слова с мягким звуком Ть.
Называй картинку и найди для нее место в домике. Таз. Т твердое и в начале слова, значит, нижний этаж, а подъезд первый! Щетка. Твердое Т в середине слова. Нижний этаж, второй подъезд. И так далее: теплица, пять, клетка, кит, кот, нить.
У гномиков Тома и Тима есть еще два друга: Даня и Дима.
Продолжаем игру со звуками Д и Дь аналогично. Для обозначения Д — синий квадратик с нарисованным колокольчиком (звонкость), а для Дь — зеленый квадратик с колокольчиком. Кроме того, картинки, которые они принесли, мы разложим соответственно: предметы на звук «Д» — положим гномику Дане, а на «Дь» — «Диме». Дорога — для Дани, дельфин — для Димы и т. д.
А теперь сравним все четыре звука: Т, Ть, Д, Дь.
(выкладываем рядом все четыре квадратика)
Эти звуки произносятся почти одинаково: язык стучит в верхние зубки. Но Т и Ть мы произносим без голоса — они глухие. А Д и Дь произносим с голосом — они звонкие.
Теперь осталось 4 картинки, подберем каждую из них к своему звуку (к цветным квадратикам). Дерево — Дь, тюльпан — Ть, тыква — Т, дым — Д.
Не нужно делать все приведенные упражнения ежедневно, достаточно одного или двух комплексов в день, чтобы не перегружать малыша. Разве что он сам захочет больше. В любом случае занятия, требующие большой концентрации, лучше не проводить перед сном.
Занимайтесь в удовольствие!
#игрысребенком#гимнастика#развитиеречи#речь
‘,
nextArrow: »,
responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}]
})
})
Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет
Самой главной деятельностью для детей 3–4 лет является игра. Поэтому известные педагоги, ученые, психологи рекомендуют развивать речь детей с помощью игры [2, с. 49]. Только при условии последовательной и систематической работе над развитием речи детей можно добиться положительных результатов.
Игра «Я быстрее».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п [1, с. 26].
Игра «Спасибо, Маша!».
Цели: способствовать сенсорному развитию; развивать речь; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.
Описание: прочитать детям потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же детей.
Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.
Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у детей, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д». [3].
Игра «Перепутанная сказка».
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: начать рассказывать детям сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения детей моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что дети захотят послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить им напомнить ее продолжение. А можно предложить детям пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения детей, спросить их, почему они хотят, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.
Игра «Один — много».
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.
Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.
Описание: разложить перед детьми карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая детям карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.
Игра «Где лежал мячик?».
Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.
Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых детям предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п [1, с. 52].
Игра «Путаница».
Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.
Описание: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
- Знает это ребенок любой –
У апельсина цвет… (голубой — оранжевый).
- Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака… (мяукает — лает).
- Как на нашей улице
Крякали две… (курицы -утки).
- Известно каждому ребенку,
Что лошадь — мама… (жеребенка).
- Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он… (кенгуру — петух) [3].
Игра «Опиши предмет».
Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.
Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.
- Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
- Форма, цвет, размер, материал.
- Функции предмета.
- Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.
При этом воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
Игра «Расскажи мне… (описание по картинке)».
Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.
Описание: предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке: в целом, детально. Задать им наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги и т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)
Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить детей замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что.».., «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать детям правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
Игра «Что с чем можно делать?».
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.
Описание: рассказать детям короткую историю: «Жил — был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»
Игра «Кому бы позвонить?».
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
Заучивание стихотворений для развития речи.
Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного. Выучите стих.
- Кра-кра-кра — уходите со двора.
Ас-ас-ас — дождь пойдёт сейчас,
Ить-ить-ить — не хотим уходить,
Жу-жу-жу — я по лужам хожу.
—Гуси, гуси.
—Га-га-га.
—Есть хотите?
—Да-да-да.
—Так летите же домой.
—Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
—Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.
- Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
- Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
—Гуси, гуси!- Га-га-га!
—Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки! — и т. д. Также можно использовать стихи Агнии Барто.
Литература:
- Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Автор-сост. О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
- Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с.
- Игры и упражнения для развития речи детей 3–4 лет // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/349/1591.php (дата обращения: 17.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Игровой материал, наглядные пособия, движения рукой, речь детей, развития речи, знакомых детям предметов, Игра «Я быстрее», детям короткие стихотворения, наводящие вопросы, руку маленького мальчика, развитием речи детей, Игра «Перепутанная сказка», детям короткую историю, Девочка выше мальчика, детям сказку, детям потешку, родовых окончаний прилагательных, доступные пониманию ребенка, детям карточку, ребенку задание.
Речевые и языковые упражнения для детей от 3 до 5 лет — Quad Cities
Пожертвовать
21 мая 2017 г.
Далее у нас есть мероприятия для наших очень активных друзей от 3 до 5 лет. Эти упражнения взяты непосредственно из нашего Руководства по языковым и речевым ресурсам Leaps and Bound.
- Bubbles: Bubbles сосредотачивается на том, чтобы просить больше, используя звуки b, m, g, p, w, следуя рутине и имитируя слова и звуки. Потренируйтесь говорить или подписывать «открыть» и «пузырь». Скажите «Готово, готово, вперед!». Выдувать пузыри. Скажи «вау», как падают. Когда пузыри приземлятся, начните лопать их и каждый раз произносите «лопай». Перед следующим раундом пузырей спросите «еще?»
- Книги: В этом упражнении основное внимание уделяется называнию и определению словарного запаса, отработке рутинных и возникающих навыков грамотности. Покажите ребенку книгу. Потренируйтесь произносить слова «книга» и «открой». Укажите на одну картинку за раз, произнесите название предмета. Повторите имя 5-10 раз, указывая на него. Поощряйте ребенка указывать на картинку, пока вы называете ее. Отслеживайте печать по мере чтения. Как только ваши дети познакомятся с книгой, попросите их указать на картинки и сказать: «Где ___?»
- Головоломки: Играя с головоломками, вы можете решать задачи по наименованию и идентификации словарного запаса, выполнению процедур, запросу и выполнению одно- или двухэтапных инструкций. Покажите ребенку загадку. Назовите каждое животное/предмет на головоломке. Вы также можете сказать, какие звуки они издают. Снимите кусочки и дайте их ребенку. Спросите у ребенка каждый предмет, скажите «Я хочу ___», «___, пожалуйста!» Если у них возникают проблемы с выделением, укажите на них и покажите им свою открытую ладонь. Дайте ребенку кусочек пазла, а затем команду «наденьте», возможно, вам потребуется показать, куда должен пойти кусочек.
- Игрушечные машинки: Игра с игрушечными машинками расширяет словарный запас, позволяет следовать правилам, просить, имитировать звуки окружающей среды и использовать звуки «б» и «м». Ставьте машинки на землю или стол. Имейте одну машину для вас и одну для вашего ребенка. Укажите на него и назовите его, часто говоря «автомобиль». Притворитесь, что едете. Пока вы едете, издавайте звук «врум». Поощряйте ребенка подражать вашему шуму. «Подъезжайте» к своему ребенку, говоря «би-би-би!» Переверните машины и скажите «о-о». Притворитесь, что разбиваете машины, говоря «бум!» «крушение!» Во время движения резко остановитесь и скажите «стоп!», сделайте паузу и скажите «вперед!»
- Playdough: Это упражнение посвящено следующим упражнениям, основным понятиям (вкл./выкл.), названию/определению словарного запаса при использовании коврика из пластилина, названию цветов и основных глаголов. Покажите ребенку разноцветные корзиночки с пластилином. Назовите цвета, предложите ребенку назвать цвета. Спросите их, какой цвет они хотят. Поощряйте их просить, подписывая/говоря «больше» или «пожалуйста». Вытащите пластилин, потренируйтесь действовать. Моделирование основных глаголов (например, катить, толкать, разбивать, мило и т. д.) с помощью пластилина. Используя инструменты из пластилина, вы можете создавать разные предметы/животных/людей. Назовите каждую вещь, которую вы делаете.
- Наборы/костюмы для ролевых игр : Эти игрушки такие крутые, и они прошли долгий путь с тех пор, как я наряжался в одежду своего брата или разрезал рубашки моего отца. Эти наборы отлично подходят для пополнения словарного запаса и разыгрывания знакомых и незнакомых сцен. Это также отличный способ поговорить о чувствах (например, о том, что вам плохо или больно с набором врача), а также задать вопросы и ответить на них.
Для этой возрастной группы так много замечательных игрушек! Блог из нашего первого поста в этой серии также является еще одним отличным ресурсом для этой возрастной группы. Проверьте это здесь.
Представлено Дженн Парсонс, менеджером программы GiGi Playhouse Quad Cities и логопедом
Последние сообщения
Успех виртуального обучения
27 декабря 2022 г.
Одним из плюсов COVID стало введение виртуального обучения. Наш национальный офис продолжает предлагать множество программ виртуально через GiGi’s At Home…
2023 Праздничные часы
19 декабря 2022 г.
Наш ближайший график работы в праздничный сезон 2023 г.: Закрыто — с 23 декабря по 26 декабря Доступно по предварительной записи — с 27 декабря по…
Микаэла – лучшая из всех
14 декабря 2022 г.
Микаэла была выбрана в качестве нашего недавнего участника Spotlight. Это ее первый раз, когда она участвует в программах один на один здесь, в Playhouse. Она участвует…
Спасибо!
Благодаря вам мы можем продолжать предлагать БЕСПЛАТНОЕ целенаправленное программирование в GiGi’s Playhouse Quad Cities!
Свяжитесь с нами
3906 38th Ave.
Moline, IL 61265
(309) 762-7529
Часы работы театра
Понедельник – пятница
9:00 – 15:00
Подробности смотрите в календаре
Направления
© 2023 GiGi’s Playhouse | С | Портал | Обучение
GiGi’s Playhouse Quad Cities является некоммерческой организацией 501(c)(3) и финансируется исключительно за счет пожертвований. Идентификационный номер IRS 45-2777850
10 логопедических занятий для малышей, которые можно выполнять дома
Хотите верьте, хотите нет, но развитие речи вашего ребенка не ограничивается кабинетом логопеда. На самом деле логопедические занятия лучше всего проводить дома, где вашему ребенку комфортно. В конце концов, где еще вашему ребенку захочется быть, как не дома с вами?
Даже если у вас еще нет логопеда, ничто не мешает вам поощрять ребенка говорить. Вот некоторые рекомендуемые речевые упражнения и упражнения, которые вы можете делать вместе дома.
Речевая и языковая деятельность во время общения с малышом
1) Чтение книг или журналов
Одно из лучших речевых занятий малыша восходит к основам: чтению. Чтение вслух поможет вашему ребенку услышать, как вы формируете слова, и расширит его словарный запас. Обучение через чтение может даже сделать вашего ребенка страстным любителем книг. Время от времени они могут даже просить свою любимую книгу.
Когда они уже могут составлять слова, предложите им повторять за вами слова из книги. Это поможет укрепить их артикуляцию и грамотность с течением времени. В конце концов, вы можете пропустить некоторые слова и сделать паузу, чтобы у вашего малыша была возможность высказаться и вставить эти слова.
Что касается материалов для чтения, вам даже не обязательно ограничиваться книгами. Некоторые образовательные и детские журналы также могут быть хорошим источником времени для чтения. Журналы, полные фотографий, отлично подходят для совместного просмотра. Вы также можете указать на картинки и спросить их: «Что это?» чтобы заставить их заниматься.
2) Играйте с ребенком
Дополнительные привилегии связаны с обучением через увлекательную деятельность. Некоторые из них включают в себя развитие двигательных навыков, улучшенное воображение и улучшение социальных навыков с меньшим давлением, чтобы говорить.
Игрушки — отличный способ облегчить игру. Но при выборе игрушек держитесь подальше от игрушек на батарейках. Вы хотите, чтобы ваш ребенок издавал звуки, и наличие игрушек, которые делают это за него, не поможет его развитию. Особенно это касается тех, у кого задержка речи. Выбирайте игрушки, которые поощряют:
- социальное взаимодействие и общение
- использование двигательных функций
- воображение и творчество
Один из классических способов игры — использование карточек и кубиков. Изображения и цвета, напечатанные на этих материалах, вызывают словесные ассоциации.
Вы также можете попросить ребенка сгруппировать карточки или кубики по разным категориям (животные, фрукты и т. д.). Это познакомит вас с понятием родственных слов. Кроме того, перемещение карточек и кубиков также улучшит моторику вашего ребенка.
Не забывайте давать ребенку поводок во время игры. Вы поможете им уверенно выбирать, с чем играть. С ними также будет легче начать разговор, когда им будет весело.
3) Использование жестов и языка жестов
Примерно в возрасте 8–9 месяцев дети должны начинать использовать жесты. Обучение их жестам или знакам не приведет к задержке речи, особенно если вы свяжете их с произнесенными словами. На самом деле, — это эффективный инструмент для тех, кто поздно говорит, чтобы начать общение .
Вы можете начать с простых жестов и сказать «привет» и «до свидания». Вы также можете создавать жесты для действий, которые любит делать ваш ребенок. Например, вы можете сказать «обнять» и обхватить себя руками, чтобы связать это слово с жестом.
Чтобы продвинуться дальше, вы можете научить своего ребенка языку жестов. Сосредоточьтесь на словах, которые просты и функциональны, например, больше, помогите, пожалуйста, спасибо и даже мама или папа. Подумайте, какие знаки больше всего помогут вашему ребенку.
Функциональные знаки побудят вашего малыша использовать их каждый день. Они могут начать использовать его, чтобы запрашивать предметы, которые им нужны, например, молоко, одеяло или даже их любимые игрушки.
4) Пение и рифмовка
Детские стишки и песенки помогут улучшить языковые навыки вашего малыша. Пение стимулирует другую часть мозга, а ритм песни помогает вашему ребенку лучше запоминать слова. Вы можете использовать следующие классические детские песенки:
- Twinkle Twinkle Little Star
- Row, Row, Row Your Boat
- Old MacDonald Had a Farm
- The Itsy Bitsy Spider
- Mary Had a Little Lamb Songs
2 в сопровождении жестов также отлично развивают моторику. Даже не беспокойтесь, если вы не очень хорошо поете, важно облегчить это взаимодействие с вашим малышом.
Если он уже может петь вместе с вами, пропустите некоторые слова, сделайте паузу и подождите, пока ваш ребенок споет пропущенные слова. Еще лучше, когда они уже могут спеть всю песню самостоятельно.
Ежедневная практика речи и языка
Обучение речи требует поддержки родителей во время обучения и игр. Но как насчет других случаев, когда вы находитесь дома с вашим малышом?
Вы можете включить в свою повседневную жизнь множество вещей, которые помогут вашему ребенку развить языковые навыки. Вот некоторые из них:
5) Говорите медленно и четко
Вы можете улучшить навыки речи вашего ребенка, если будете практиковать говорить с ним медленно и четко. При правильной артикуляции они улавливают правильные звуки с самого начала .
Зрительный контакт также помогает в общении. Создание правильного выражения лица также помогает, так как дети также улавливают это и будут подражать ему.
6) Знакомство с новыми звуками и словами
По мере того, как растет ваш малыш, растет и его способность учить новые слова. Постепенно вводя их, ваш ребенок не будет чувствовать себя перегруженным, запоминая их.
Вы можете сделать это, указывая или поднимая предметы и называя их, например, поднимая игрушечный мяч и говоря «мяч». Указание на себя и произнесение «мама»/«папа» тоже работает, чтобы они могли ассоциировать слова с человеком.
Вы также можете помочь им выучить новые слова, добавив их к выученным . Например, добавление нового слова «большой» к выученному слову «мяч» поможет им связать слова вместе. Используйте два-три варианта с одним и тем же словом («мягкий мяч», «зеленый мяч»), чтобы расширить словарный запас.
7) Расскажите им, что вы делаете
Будь то уборка дома или даже одевание, расскажите своему малышу, что вы делаете . Самые обычные для вас вещи совершенно новые для учащегося ребенка. Вы также можете говорить о том, как что-то выглядит, имеет вкус и ощущается. Это также улучшит их навыки слушания.
Когда вы описываете, что делаете, пишите кратко . Вы хотите говорить фразами, которые могут быть такими длинными, как они могут сказать. Говорите и повторяйте, когда это необходимо. Это потребует терпения, но дети лучше учатся при повторении.
8) Выключите телевизор
Предотвратите медленное обучение, выключив телевизор, особенно когда малыш находится в комнате. Подобно игрушкам на батарейках, это не поможет, если ваш ребенок не повторяет то, что слышит.
Телевизор не только влияет на вашего ребенка: он также может отвлечь от него ваше внимание. Это означает, что у вас меньше времени для общения и связи друг с другом.
В исследовании, опубликованном в журнале JAMA Pediatrics, каждый час просмотра телевизора со звуком приводил к уменьшению вокализации детей. В заключении исследование не рекомендовало смотреть телевизор детям младше 2 лет. Вместо этого они предлагают родителям сосредоточиться на создании интерактивной игровой среды.
Помните: дети лучше всего обучаются, когда разговаривают дома с реальными людьми.
9) Научите их просить о вещах
Ваш малыш, скорее всего, хочет многого. Будь то еда или игрушки, начните учить их просить, сообщая вам, чего они хотят.
Один из способов заставить вашего ребенка начать общаться — убрать вещи из зоны досягаемости. Положите их игрушки на полку или еду на недоступную прилавок. Это побудит их позвать на помощь.
Не забывайте подкреплять и улучшать взаимодействие, когда они о чем-то просят. Если они попросят банан, указывая пальцем, вы можете подтвердить: «Хочешь желтый банан?» и ввести в его словарный запас слова «хочу», «желтый» и «банан».
Бывают моменты, когда ваш малыш не уверен в том, чего он хочет, или ему трудно подобрать слова для описания того, что он хочет. В таких случаях вы можете помочь им в этом процессе, предоставив им выбор («Вы хотите красное яблоко или желтый банан?»). Таким образом, им будет легче думать о словах, особенно когда они могут имитировать то, что вы только что сказали.
10) Повторить и расширить
Ранее мы обсуждали, как вводить новые слова, связывая их с уже выученными. Вы также можете использовать аналогичный метод, чтобы помочь с новыми словами, которые повторяются и расширяются.
Повторение имеет решающее значение для изучения языка. Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, и расширяйте тему. Например, если ваш ребенок говорит: «Собака, беги!» вы можете ответить: «Да, собака бежит. Он очень быстро бегает».
Старайтесь, чтобы предложения расширения были максимально правильными. Как мы уже говорили ранее, важно говорить четко, чтобы ваш ребенок выучил слова с самого начала.
Что делать, если ваш ребенок использует детские слова? Нет ничего плохого в том, чтобы начать с детских слов, но вы должны расширить то, что они говорят, и сказать правильное слово. Если ваш малыш говорит «ба-ба», указывая на свою бутылочку, вы можете повторить («Хочешь ба-ба? Да, вот твоя бутылочка».)
Когда вашему малышу удобно, он более восприимчив к развитию своих навыков.