Развитие

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста: Статья «Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте»

Содержание

Как развивать эмоциональный интеллект у школьников

Считается, что в современном мире главное — образованность. Родители хотят дать ребенку самое лучшее образование и бросают все силы на то, чтобы он получал знания, которые позволят ему преуспеть в жизни. Но высокого IQ и большого багажа знаний сегодня недостаточно. Востребованы еще и умения понимать свои и чужие чувства, проявлять чуткость, строить здоровые отношения, дружить и любить, за которые отвечает эмоциональный интеллект.

Мы сознательно или неосознанно развиваем эмоциональный интеллект у своих детей с самых первых дней жизни. В детском саду и особенно в школе он часто играет ключевую роль в том, как сложатся отношения с одноклассниками и учителями, какое место займет ребенок в детской компании, будут ли у него друзья, сможет ли он разрешать конфликты и отстаивать свое мнение.

Как чувствуют школьники

Стресс средней школы

Когда ребенок переходит в среднюю школу из начальной, он проходит через множество стрессовых ситуаций — новый классный руководитель и новые учителя по разных предметам, более сложные дисциплины, новые правила, много незнакомых кабинетов. Ребенок еще не успел привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, а родители и педагоги уже требуют: занимайся больше, не спорь со взрослыми, делай то, что тебе говорят, разберись, наконец, что тебе нравится.

Гормональная перестройка

Чуть позднее, в 6–7 классе, ребенок переживает сложнейший период перехода от детства к юности. С 11 лет у мальчиков и девочек начинается половое созревание, когда помимо физиологической перестройки организма дети сталкиваются с новыми переживаниями. В этом возрасте особую роль играют чувства — они становятся сильными, яркими, под их влиянием дети могут действовать импульсивно. Младшие подростки проявляют свои эмоции бурно, становятся упрямыми, уходят в себя, зачастую испытывают вспышки гнева.

Угроза отвержения

Дети, попадая в большие сообщества, такие как класс, отряд в лагере или группа в спортивной секции, стремятся быть «такими как все». Самое страшное для них в этом возрасте — прослыть белой вороной. Если же вдруг ребенка начинают дразнить, поддевать или даже просто подшучивать над ним — эмоции берут верх, он может замкнуться в себе. Если не поддержать его, не помочь ему разобраться в ситуации, чувство одиночества и непонятости может сопровождать его долгие годы.

Родителям и учителям важно как можно более бережно относиться к душевным состояниям подростков; они могут помочь им пережить этот этап взросления, в частности, развивая их эмоциональный интеллект.

Инструменты коммуникации

Большинство родителей стремятся развивать своего ребенка, понимая под развитием прежде всего интеллектуальные достижения. Но даже интеллектуалу-вундеркинду не обойтись без чувств, его эмоциональная сфера тоже нуждается в развитии. Ребенок с высоким уровнем эмоционального интеллекта — общительный, открытый, чуткий. У него лучше развито мышление, память, рефлексия, он умеет сопереживать другим. Таким детям легко общаться окружающими, дружить со сверстниками, они лучше понимают не только окружающих, но и самих себя. В будущем такой человек сможет конструктивно действовать в сложных ситуациях, уверенно вести переговоры с коллегами, находить компромиссы и влиять на других людей.

Что важнее — ум или чувства?

В научном сообществе эмоциональный интеллект принято обозначать буквами ЕQ (emotional quotient, эмоциональный коэффициент, по аналогии с IQ). Попробуем разобраться, что же сегодня важнее — IQ или EQ?

По данным многочисленных исследований, успех в жизни примерно на 80% зависит от эмоционального интеллекта и только на 20% — от интеллектуального развития. Мы знаем примеры отличников и эрудитов, которые в школе подавали большие надежды, потом получили по 2–3 диплома, но не смогли найти хорошую работу с достойной зарплатой. Не меньше есть примеров троечников, которые еле-еле закончили школу, а потом стали успешными предпринимателями или руководителями.

Очевидно, что образования и интеллекта во взрослой жизни недостаточно; нужно уметь общаться и добиваться своего, выстраивать связи, быть гибким, правильно оценивать других людей. Это касается не только отношений с коллегами — людям с развитым эмоциональным интеллектом легче найти себе пару и построить крепкую семью.

Какие качества развивать?

  1. Эмпатию и умение слушать — тогда ребенок сможет сопереживать окружающим. Внимательный, чуткий человек вызывает больше доверия, с ним легко и приятно общаться.  
  2. Благодарность — тот, кто испытывает благодарность и умеет ее выразить, располагает к себе других людей.
  3. Самоуважение — зная свои сильные и слабые стороны, ребенок при этом сохраняет самоуважение.
  4. Умение работать в команде — мало понимать, что чувствуют другие и какое влияние на них оказывают наши слова и действия; развитый эмоциональный интеллект позволяет найти свое место в команде и наладить взаимодействие с другими, чтобы достичь общего результата.
  5. Умение выражать свои эмоции — быть искренним и показывать разные эмоции (и негативные в том числе) иногда бывает страшно, но развитый эмоциональный интеллект позволяет преодолеть страх и выбрать приемлемый и соответствующий обстановке способ выражения эмоций и не испытывать напряжения от накопившихся сильных чувств. В общении с человеком, который умеет выражать свои эмоции, другие люди чувствуют себя спокойнее и могут, в свою очередь, вести себя более естественно.

Способы развития EQ у школьника

Начиная с раннего детства, родители могут не только читать детям и вместе с детьми книжки, но и сочинять вместе сказки и истории — и не обязательно со счастливым концом. Ребенок имеет возможность моделировать разные жизненные ситуации, а взрослый — видеть, как ребенок поступил бы в той или иной ситуации, и обсуждать разные варианты слов и поступков. Подростку полезно вести личный дневник или даже сочинять литературные тексты — так он сможет лучше понять себя и свои эмоции.

Также можно поиграть с подростком в такую игру — родитель произносит фразы с разным настроением, а ребенок должен угадать настроение, с которым эта фраза произнесена. Можно предложить ребенку послушать музыку и затем обсудить услышанное (какое настроение передает эта музыка, какие эмоции вызывает, как они меняются от начала к концу произведения, что ребенок себе представляет, слушая музыку).

Еще одним отличным способом развития EQ в любом возрасте может стать обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов и сериалов, анализ эмоций и мотивов героев.

Как это происходит на практике

Школы развития

Если мы хотим доверить развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков ребенка профессионалам, можно записать его, например, в «Академию Монсиков» или в школу развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети».

По мнению эксперта по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской, развитие эмоционального интеллекта помогает улучшить успеваемость ребенка. Чтобы мотивировать младших школьников к учебе, можно использовать технологию социально-эмоционального обучения, которая помогает сделать обучение интересным, повышает успеваемость и положительно влияет на поведение ребенка.

Эта технология представлена в нашей стране в «Академии Монсиков». Издательство «Просвещение» выпустило первые отечественные книжки-тетради для развития эмоционального интеллекта детей серии «Академия Монсиков».

«ЭИ дети» — еще один российский центр развития эмоционального интеллекта. В команду экспертов «ЭИ дети» входят ведущие ученые и практики: профессор Института психологии РАН, доктор психологических наук Е.А. Сергиенко, сотрудник Йельского университета Дэвид Карузо, эксперт в области социально-эмоционального образования Давиде Антоньяцца. В школе «ЭИ дети» обучение проходит в форме игры, этому способствуют персонажи «Интерески», которые показывают различные эмоциональные состояния человека. Эти персонажи учат ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.

Наиболее эффективным считается выполнение упражнений в форме игры. У первоклассников, занимающихся в небольших группах, улучшается память, усидчивость, логическое мышление, творческие способности, способность долго удерживать внимание, мелкая моторика, речь. По мнению родителей, в результате занятий у них улучшились отношения с детьми, стали более близкими и теплыми.

Игры 

Для развития эмоционального интеллекта специалисты советуют родителям и детям играть в игры. Одна из таких игр, «Мириады», учит чуткости: родители и дети угадывают эмоции друг друга и подбирают ассоциативные ряды, делятся впечатлениями и воспоминаниями.

В настольной игре «Эмоциональный интеллект» участникам предстоит демонстрировать собственные эмоции и угадывать эмоции других игроков. Игра поможет «прокачать» эмоциональный интеллект, научиться слушать и слышать.

Также можно отметить психологическую игру «Телепат» для взрослых и подростков. В ней каждый игрок может научиться читать мысли друг друга. Игра «Телепат» развивает социальный интеллект: помогает видеть невербальные сигналы, тренирует внимание и воображение, позволяет глубже понимать внутренний мир другого человека.

Книги

Чтобы эффективно развивать эмоциональный интеллект у детей, родителям предстоит начать с себя и свой эмоциональной грамотности. Повысить ее можно, обратившись к научно-популярным книгам на эту тему.

Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» (МИФ, 2018)

Книга известного научного журналиста и психолога, который способствовал популяризации термина «эмоциональный интеллект» во всем мире. В книге подробно объясняется, что такое эмоциональный интеллект, какие мозговые структуры за него отвечают и как он проявляется в повседневной жизни.

Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» (МИФ, 2018)

Отличное руководство для родителей, которые хотят помочь детям научиться контролировать эмоции и чувства. Психолог Джон Готтман — один из самых известных в мире специалистов в области семейных отношений. В книге авторы показывают, что дети с высоким эмоциональным интеллектом успешны, здоровы, коммуникабельны, им легко дается учеба, и объясняют, каким образом можно развивать эмоциональный интеллект ребенка. Отдельная глава посвящена роли отцов, которые «влияют на детей не так, как матери», и «вносят уникальный вклад в их благополучие».

Джон Арден «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга» (МИФ, 2016)

Книга поможет взрослым понять, как управлять эмоциями, мыслями, настроением, желаниями и привычками: «Многие привычные эмоциональные реакции и образцы поведения, которые вы считаете неотъемлемой частью своей личности, на самом деле являются вашими воспоминаниями, сохраненными в имплицитной памяти, например в раннем детстве».

Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни» (МИФ, 2017)

По мнению психолога Сьюзан Дэвид, успех напрямую зависит от способности управлять своим внутренним миром и взаимодействовать со своими эмоциями. Родители познакомятся с интересной концепцией «эмоциональной гибкости» как способом управления своими эмоциями и чувствами. Читатель научится не попадать в ловушку своих собственных эмоций, работать с непростыми переживаниями и получать удовольствие от отношений с другими людьми.

                                                        

Источники:

Онлайн-проект для родителей Letidor.ru

Международная сеть развития эмоционального интеллекта для детей «ЭИ дети» 

Детский познавательный телеканал «О!»

Интернет-издание «Мел»: 1, 2, 3

Издательство «Манн, Иванов и Фарбер» 

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)




В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.



Ключевые слова:



эмоциональный интеллект, младший школьный возраст, эмоциональная сфера, общение, взаимодействие, коммуникация.

В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению.

К такому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, отклоняющих вектор внимания на юмористический, развлекательный контент. В итоге мы имеем ребенка, который мало проводит времени со сверстниками, общается посредством социальных сетей, личные разговоры он отводит на второй план и заменяет его дистанционными способами взаимодействия. В такой ситуации страдают коммуникативная и перцептивная стороны общения. Также указанные факторы приводят к повышению эмоциональной перегруженности, повышению чувства тревоги, апатии, беспомощности. А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян в своих работах говорят, что «с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерных для нашей культуры» [1] тесно связаны эмоциональные нарушения.

В таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни. Поэтому запрос государства к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, изложенный на страницах Федерального государственно стандарта, содержит в себе требования к развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Реализовать данный запрос, на наш взгляд, можно через формирование и развитие у младших школьников эмоционального интеллекта. Такая деятельность даст возможность младшим школьникам понять и справиться с беспокоящими их ощущениями и позволит взять контроль над негативными импульсами, а также научит понимать чувства и эмоции окружающих людей.

В психолого-педагогической науке проблема эмоционального интеллекта человека в целом и младшего школьника в частности рассматривается в многообразных аспектах: сущность и составляющие эмоционального интеллекта (Д. Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др.), эмоциональное воображение (А. В. Запорожец), взаимосвязь эмоций и интеллекта (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, У. Джеймс, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, становлении ее внутренней позиции (Л. И. Божович, B. C. Мухина), разумность чувств (B. C. Мухина). В ряде исследований отдельных составляющих эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обнаружились такие аспекты, как феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте (О. Б. Чеснокова), ориентация на другого человека и поиск оптимального диалога с ним (О. А. Степанчук).

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное развитие всех сторон личности ребенка. На данном этапе происходит совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения вставать на место другого человека, а также учитывать его потребности и чувства.

Повлиять на развитие эмоционального интеллекта могут социальные и биологические факторы. Р. М. Грановская [2], Р. В. Овчарова [3], А. С. Cпиваковская [4], В. К. Загвоздкин [5] и другие исследователи отмечали, что отношения ребенка с семьей являются одним из важнейших факторов становления и организации эмоционального интеллекта. Автор А. А. Осипова говорит, что школа — это важный фактор развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает тесно взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте — это актуальная проблема современной психолого-педагогической науки.

Развитие данного конструкта происходит в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств.

В полной мере раскрыть все вышеназванные стороны личности в ходе обычной учебной деятельности на уроке довольно проблематично. При этом огромные возможности для работы над аффективной сферой личности ребенка раскрывает внеурочная деятельность. Её потенциал реализуется через клубные объединения, факультативы, различные мероприятия (экскурсии, олимпиады, конкурсы, проекты, акции и др.).

Рассмотрим методы внеучебной деятельности, которые потенциально могут оказать наиболее благотворное влияние на развитие эмоционального интеллекта.

Беседа — один из самых доступных и простых способов развития данного конструкта. Важно обсуждать с ребенком все ситуации, которые вызвали у ребенка эмоциональные реакции в течение дня. Обсуждать, как можно иначе вести себя в той или иной ситуации, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки.

Следующий метод развития эмоционального интеллекта — это чтение и анализ художественной литературы. Наиболее подробно данный метод развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста рассматривался в методических материалах Л. П. Стрелковой [6]. Она утверждает, что литература позволяет раскрыть перед школьником разнообразие чувств и эмоций, вызвать интерес к собственному внутреннему миру и к личности героев художественных произведений. С помощью литературных произведений младшие школьники учатся сопереживать, замечать тончайшие изменения в эмоциональном фоне окружающих и близких. Там они могут найти способы разрешения проблем, возникающих в классном коллективе, в семье, в дружеских отношениях.

Гуманистическая педагогика рассматривает музыкальное развитие, как наиболее походящую среду для развития эмоциональной сферы. С помощью музыкальных произведений можно обогатить и гармонизировать внутренний мир, реализовать творческий потенциал. Более того, данный метод может реализовать потребность младшего школьника в двигательной активности. Танцевальные движения становятся средством передачи собственных чувств, переживаний, образа.

Следующее направление в развитии эмоционального интеллекта — это театрализованная деятельность. Театр позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием благоприятного социального климата, снятием тревоги, напряженности, повышением уверенности в себе, расширением словаря эмоций. Немаловажной частью деятельности по развитию эмоционального интеллекта является внеучебная деятельность. На базе школы возможна организация клуба, кружка, студии или секции.

Таким образом, в настоящее время существуют большие возможности для развития эмоционального интеллекта младшего школьника внутри внеучебной деятельности, которые, в свою очередь, помогут оптимизировать эмоциональные процессы и состояния, возникающие у детей в процессе межличностного взаимодействия. Более того, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.

Литература:

1. Никитина, И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения / И. В. Никитина, А. Б. Холмогорова. — Текст: непосредственный // Социальная и клиническая психиатрия.. — 2011. — № 1. — С. 60–67.

2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — 2-е изд. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 560 c. — Текст: непосредственный.

3. Овчарова Р. В., Падурина Е. А. Изучение влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 2 (12).

4. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986. — 141 с. 41.

5. Загвоздкин, В. К. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка — СПб.-Москва, 2005. — 160 с.

  1. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Давидян А. Г. Представления об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания // Гаудеамус. 2019. № 3 (41).
  3. Фаустова И. В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // КПЖ. 2019. № 4 (135).
  4. Матренин Д. И., Харитонова И. В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации // Universum: психология и образование. 2019. № 1 (55).
  5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986. — 141 с.
  6. Степанов И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. № 11.
  7. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. № 1. 1995. С. 111–129.
  8. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Консультативная психология и психотерапия. 1999. Том 7. № 2. С. 61–90.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, младший школьный возраст, развитие, внеучебная деятельность, младший школьник, эмоциональная сфера, метод развития, ребенок, чувство, школьник.

Эмоциональная компетентность у детей младшего школьного возраста: изучение эффекта психообразовательного группового вмешательства: экспериментальное проспективное исследование

1. Ла Грутта С., Эпифанио М.С., Карини Г., Матранга Д., Чеккини Д., Байдо Р.Л. Ло sviluppo della conoscenza a scuola: Attraversare con il gruppo le esperienze emotive. Псикол. Di Comunità 2018; 2: 90–101. doi: 10.3280/PSC2018-002008. [CrossRef] [Google Scholar]

2. Lau P.S.Y., Wu F.K.Y. Эмоциональная компетентность как позитивная конструкция развития молодежи: концептуальный обзор. науч. Мир J. 2012; 2012: 975189. doi: 10.1100/2012/975189. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Саарни К. Эмоциональная компетентность и эффективные переговоры: интеграция понимания эмоций, регулирования и общения. В: Аквилар Ф., Галлуччо М., редакторы. Психология и политические стратегии мирных переговоров. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2011. стр. 55–74. [Google Scholar]

4. Райт Р., Ридель Р., Сехрест Л., Лейн Р. Д., Смит Р. Половые различия в способности распознавать эмоции: опосредующая роль эмоциональной осведомленности. Мотив. Эмот. 2017;42:149–160. doi: 10.1007/s11031-017-9648-0. [CrossRef] [Google Scholar]

5. Понс Ф., де Росне М., Андерсен Б.Г., Куизинье Ф. Эмоциональная компетентность: развитие и вмешательство. В: Pons F., de Rosnay M., Doudin P.A., редакторы. Эмоции в исследованиях и практике. Издательство Ольборгского университета; Ольборг, Дания: 2010. стр. 203–238. [Google Scholar]

6. Понс Ф., Харрис П.Л., де Росней М. Понимание эмоций в возрасте от 3 до 11 лет: периоды развития и иерархическая организация. Евро. Дж. Дев. Психол. 2004; 1: 127–152. doi: 10.1080/17405620344000022. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

7. Бек Л., Кумшик И.Р., Эйд М., Кланн-Делиус Г. Взаимосвязь между языковой компетентностью и эмоциональной компетентностью в среднем детстве. Эмоция. 2012;12:503–514. doi: 10.1037/a0026320. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. О’Грэйди Л., Дойл К. Справочник по австралийской школьной психологии. Спрингер; Чам, Швейцария: 2017. Групповые подходы к школьной психологии; стр. 481–501. [Google Scholar]

9. Laborde S., Lautenbach F., Allen M.S., Herbert C., Achtzehn S. Роль эмоционального интеллекта в регуляции эмоций и производительности в условиях стресса. Личный. Индивид. Отличаться. 2014;57:43–47. doi: 10.1016/j.paid.2013.090,013. [CrossRef] [Google Scholar]

10. Józsa K., Barrett K.C. Аффективная и социальная мотивация мастерства в дошкольном возрасте как предикторы успеха в школе в раннем возрасте: лонгитюдное исследование. Ранний ребенок. Рез. В. 2018; 45:81–92. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.05.007. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Томас Х.М., Гутьеррес М., Пастор А.М., Санчо П. Воспринимаемая социальная поддержка, школьная адаптация и субъективное благополучие подростков. Детский индик. Рез. 2020;13:1597–1617. doi: 10.1007/s12187-020-09717-9. [CrossRef] [Google Scholar]

12. Авартани М. , Уитмен К.В., Гордон Дж. Разработка инструментов для сбора представлений молодых людей о том, как школа как учебная среда влияет на их благополучие. Евро. Дж. Образ. 2008;43:51–70. doi: 10.1111/j.1465-3435.2007.00337.x. [CrossRef] [Google Scholar]

13. Гарнер П.В. Эмоциональная компетентность и ее влияние на преподавание и обучение. Образовательный Психол. 2010; 22: 297–321. doi: 10.1007/s10648-010-9129-4. [CrossRef] [Академия Google]

14. Салем Т., Уолтерс К.А., Вердуччи Дж.С., Фристад М.А. Психообразовательные и развивающие навыки вмешательства при нарушении регуляции эмоций. Ребенок-подросток. психиатр. клин. Н. Ам. 2021; 30: 611–622. doi: 10.1016/j.chc.2021.04.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Кортина М.А., Фазель М. Художественная комната: оценка целевого школьного группового вмешательства для учащихся с эмоциональными и поведенческими трудностями. Психотер Искусств. 2015;42:35–40. doi: 10.1016/j.aip.2014.12.003. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

16. Kalmar J., Baumann I., Gruber E., Vonderlin E., Bents H., Neubauer A.B., Heidenreich T., Mander J. Влияние вводных сеансов вмешательств на осознанность и релаксацию в индивидуальную психотерапию детей и подростки: рандомизированное контролируемое исследование (MARS-CA). 2022;23:291. doi: 10.1186/s13063-022-06212-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Rich B.A., Shiffrin N.D., Cummings C.M., Zarger M.M., Berghorst L., Alvord M.K. Вмешательство, основанное на устойчивости, у малообеспеченных детей: влияние на саморегуляцию в рандомизированном клиническом испытании в школах. Междунар. Дж. Групповой психотерм. 2018;69: 30–53. doi: 10.1080/00207284.2018.1479187. [CrossRef] [Google Scholar]

18. Геррити Д.А., Делюсия-Ваак Дж.Л. Эффективность групп в школах. Дж. Спец. Групповая работа. 2007; 32: 97–106. doi: 10.1080/01933920600978604. [CrossRef] [Google Scholar]

19. Дитер-Декер К. Аннотация: Недавнее исследование, изучающее роль отношений со сверстниками в развитии психопатологии. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2001; 42: 565–579. doi: 10.1111/1469-7610.00753. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

20. Groeben M., Perren S., Stadelmann S., Von Klitzing K. Эмоциональные симптомы от детского сада до среднего детства: ассоциации с само- и другими социальными навыками. Евро. Ребенок-подросток. Психиатрия. 2011; 20:3–15. doi: 10.1007/s00787-010-0139-z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Ван Велсор П. Давайте все вместе хорошо поиграем: содействие сотрудничеству в детских группах. Дж. Спец. Групповая работа. 2017;42:299–315. doi: 10.1080/01933922.2017.1338809. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

22. Перрен С., Альсакер Ф.Д. Депрессивные симптомы от детского сада до раннего школьного возраста: продольные связи с дефицитом социальных навыков и виктимизацией сверстников. Ребенок-подросток. Психиатрия Мент. Здоровье. 2009;3:28. doi: 10.1186/1753-2000-3-28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Ван дер Лаан А. М., Блом М., Клеманс Э.Р. Изучение долгосрочных и краткосрочных факторов риска серьезных правонарушений. Евро. Дж. Криминол. 2009; 6: 419–438. дои: 10.1177/1477370809337882. [CrossRef] [Google Scholar]

24. Ван Велсор П. Целевые группы в школьной среде: содействие социальному и эмоциональному обучению детей. Дж. Спец. Групповая работа. 2009; 34: 276–292. doi: 10.1080/01933920903033495. [CrossRef] [Google Scholar]

25. Вассилопулос С.П., Куцура А., Брузос А., Тамами Д. Содействие прощению у греческих детей доподросткового возраста: универсальное школьное групповое вмешательство. бр. Дж. Гид. Счетчики 2018; 48: 670–684. doi: 10.1080/03069885.2018.1527285. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

26. Шехтман З., Ифарган М. Интегрированные и раздельные вмешательства в школах для снижения агрессии. Агрессия. Поведение Выключенный. Дж. Междунар. соц. Рез. Агрессия. 2009; 35: 342–356. doi: 10.1002/ab.20311. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Swank J.M., Cheung C. , Williams S.A. Игровая терапия и психообразовательные групповые вмешательства в школах: сравнение эффективности лечения. Дж. Спец. Групповая работа. 2018;43:230–249. doi: 10.1080/01933922.2018.1485801. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

28. Трентакоста С.Дж., Файн С.Е. Знание эмоций, социальная компетентность и проблемы с поведением в детстве и подростковом возрасте: метааналитический обзор. соц. Дев. 2010;19:1–29. doi: 10.1111/j.1467-9507.2009.00543.x. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Тромбини Э., Монтебароччи О., Скарпони Д., Бальдаро Б., Росси Н., Тромбини Г. Использование метода нарисованных историй для оценки Психологический дистресс у детей. Восприятие. Мот. Лыжи. 2004; 99: 975–982. doi: 10.2466/pms.99.3.975-982. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Scafidi Fonti G.M., La Grutta S., Trombini E. Elementi di Psicodiagnostica. Aspetti Teorici e Tecnici Della Valutazione. Франко Анджели; Милан, Италия: 2015. [Google Scholar]

31. Quaglia R., Saglione G.F. Иль Дизеньо Делла Классе. Джунти; Флоренция, Италия: 1990. стр. 1–118. [Google Scholar]

32. Экман П. Картины аффекта лица. Консультации психологов Press; Пало-Альто, Калифорния, США: 1976. [Google Scholar]

33. Новицкий С., Дюк М.П. Руководство по рецептивным тестам диагностического анализа невербальной точности 2 (DANVA2), кафедра психологии, Университет Эмори; Атланта, Джорджия, США: 2008. [Google Scholar]

34. Raven J.C. Manual for Raven’s Progressive Matrix and Vocabulary Scales. Стандартные прогрессивные матрицы; Сан-Антонио, Техас, США: 1983. [Google Scholar]

35. Picone L., Orsini A., Pezzuti L. Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Вклад в итальянскую стандартизацию для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Boll. Ди Псикол. заявл. 2017; 280:55–64. [Академия Google]

36. Шоулакова Б., Касал А., Бутцер Б., Винклер П. Мета-обзор эффективности психологических вмешательств в классе, направленных на улучшение психического здоровья и благополучия учащихся, а также на профилактику психических заболеваний. Дж. Прим. Пред. 2019;40:255–278. doi: 10.1007/s10935-019-00552-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Альбанезе О., Де Стасио С., Ди Чиаккио К., Фиорилли К., Понс Ф. Понимание эмоций: влияние невербального интеллекта. Ж. Жене. Психол. 2010; 171:101–115. дои: 10.1080/00221320903548084. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Ляо З., Ли Ю., Су Ю. Понимание эмоций и примирение в сценариях явных и реляционных конфликтов среди дошкольников. Междунар. Дж. Бехав. Дев. 2013; 38:111–117. doi: 10.1177/0165025413512064. [CrossRef] [Google Scholar]

39. Гарретт-Питерс П.Т., Кастро В.Л., Хальберштадт А.Г. Представления родителей о детских эмоциях, понимании детских эмоций и адаптации в классе в среднем детстве. соц. Дев. 2016; 26: 575–590. doi: 10.1111/sode.12222. [CrossRef] [Google Scholar]

40. Franco MDG, Beja MJ, Candeias A., Santos N. Понимание эмоций, социальная компетентность и школьная успеваемость у детей начальной школы в Португалии. Передний. Психол. 2017;8 doi: 10.3389/fpsyg.2017.01376. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Понс Ф. Влияние качества обучения в классе на понимание эмоций детьми младшего возраста. Евро. Ранний ребенок. Образовательный Рез. Дж. 2020; 28:690–700. doi: 10.1080/1350293X.2020.1817240. [CrossRef] [Google Scholar]

42. Brouwers S.A., Van de Vijver F.J., Van Hemert D.A. Изменения в прогрессивных матрицах Raven во времени и месте. Учиться. Индивид. Отличаться. 2009; 19: 330–338. doi: 10.1016/j.lindif.2008.10.006. [CrossRef] [Google Scholar]

43. Williams W.M. Воспитываем ли мы сегодня умных детей? Влияние школы и дома на IQ. В: Нейссер У., редактор. Восходящая кривая: долгосрочный рост IQ и связанных с ним показателей. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия, США: 1998. стр. 125–154. [CrossRef] [Google Scholar]

44. Ласситер К.С., Мэтьюз Т.Д., Фибак Г. Изучение CTONI с использованием теории Gc-Gf: сравнение CTONI и WJ-III. Психол. Ш. 2007; 44: 567–577. doi: 10.1002/pits.20248. [CrossRef] [Google Scholar]

45. Понс Ф., Харрис П. Продольное изменение и продольная стабильность индивидуальных различий в понимании эмоций детьми. Познан. Эмот. 2005;19:1158–1174. doi: 10.1080/02699930500282108. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

46. Понс Ф., Лоусон Дж., Харрис П.Л., де Росней М. Индивидуальные различия в понимании эмоций детьми: влияние возраста и языка. Сканд. Дж. Психол. 2003; 44: 347–353. doi: 10.1111/1467-9450.00354. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Saltzman W.R., Layne C.M., Steinberg A.M., Pynoos R.S. Психологические последствия катастрофических бедствий. Рутледж; Оксфордшир, Великобритания: 2006. Групповая психотерапия с подростками, ориентированная на травму/горе; стр. 669–729. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

48. Брунетти М., Ди Маттео Р., Аурели Т., Гарито М.С., Касадио С. Включение классов в сравнении с заданиями на понимание квантификаторов: экспериментальное исследование с детьми школьного возраста. Познан. Процесс. 2020; 22: 151–158. doi: 10.1007/s10339-020-00995-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Хамфри Н., Карран А., Моррис Э., Фаррелл П., Вудс К. Эмоциональный интеллект и образование: критический обзор. Образовательный Психол. 2007; 27: 235–254. doi: 10.1080/01443410601066735. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

50. Кавиони В., Граццани И., Орнаги В., Пепе А., Понс Ф. Оценка факторной структуры и инвариантности измерения теста понимания эмоций (TEC): большое поперечное исследование с детьми в возрасте 3 лет -10 лет. Дж. Когн. Дев. 2020; 21: 406–424. doi: 10.1080/15248372.2020.1741365. [CrossRef] [Google Scholar]

51. Sabol T.J., Pianta R.C. Последние тенденции в исследованиях отношений между учителем и ребенком. Прикреплять. Гум. Дев. 2012;14:213–231. doi: 10.1080/14616734.2012.672262. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

52. Розенблатт К., Уокер З., МакМэхон Д. Понимание влияния и важности образовательных игр для учащихся с ограниченными возможностями. В: Лэмб Р., МакМахон Д., редакторы. Образовательные и обучающие игры: новые исследования. Нова Паблишинг Инк .; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2015. [Google Scholar]

53. Шмитт М.Б., Пентимонти Дж.М., Джастис Л.М. Отношения между учителем и ребенком, регулирование поведения и усвоение языка у дошкольников из группы риска. Дж. Ш. Психол. 2012;50:681–699. doi: 10.1016/j.jsp.2012.04.003. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

54. Акос П., Шульдт Х., Валендин М. Назначение школьного консультанта в средние школы. проф. Ш. Счетчики 2009; 13 doi: 10.5330/PSC.n.2010-13.23. [CrossRef] [Google Scholar]

55. Акос П., Бастиан К.С., Домина Т., де Луна Л.М.М. Признанная модельная программа ASCA (RAMP) и результаты учащихся в начальных и средних школах. проф. Ш. Счетчики 2018; 22 doi: 10.1177/2156759X19869933. [CrossRef] [Google Scholar]

56. Bermejo-Martins E., Mujika A., Iriarte A., Pumar-Méndez M.J., Belintxon M., Ruiz-Zaldibar C., Lopez-Dicastillo O. Социальная и эмоциональная компетентность как ключевой элемент улучшения здорового образа жизни у детей: рандомизированное контролируемое исследование. Дж. Адв. Нурс. 2019;75:1764–1781. doi: 10.1111/янв.14024. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Росс П.Т., Библер Заиди Н.Л. Ограничены нашими ограничениями. Перспектива. Мед. Образовательный 2019; 8: 261–264. doi: 10.1007/s40037-019-00530-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Durlak J.A., Weissberg R.P., Dymnicki A.B., Taylor R.D., Schellinger K.B. Влияние улучшения социального и эмоционального обучения учащихся: метаанализ универсальных вмешательств на базе школы. Детский Дев. 2011; 82: 405–432. doi: 10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

59. Ракканелло Д., Брондино М., Моэ А., Ступниски Р., Лихтенфельд С. Наслаждение, скука, беспокойство в начальной школе в двух областях: отношения с достижениями. Дж. Эксп. Образовательный 2018; 87: 449–469. doi: 10.1080/00220973.2018.1448747. [CrossRef] [Google Scholar]

60. Мартинес-Сьерра Г., Гарсия-Гонсалес M.D.S. Эмоциональные переживания старшеклассников на уроках математики. Рез. Мат. Образовательный 2014; 16: 234–250. doi: 10.1080/14794802.2014.895676. [CrossRef] [Академия Google]

61. Д’Круз М.М., Чатурведи С.К. Социально-демографические и культурные детерминанты расстройств настроения. Курс. мнение Психиатрия. 2021; 35:38–44. doi: 10.1097/YCO.0000000000000766. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Домитрович С.Э., Дурлак Дж.А., Стейли К.С., Вайсберг Р.П. Социально-эмоциональная компетентность: существенный фактор для содействия позитивной адаптации и снижения риска у школьников. Детский Дев. 2017; 88: 408–416. doi: 10.1111/cdev.12739. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

Эмоциональный интеллект у детей | ЛД, СДВГ и эмоциональные навыки

Рассмотрим такой сценарий: Сэмюэль не может выполнить домашнюю работу по математике. Вместо того, чтобы закричать и сдаться, он говорит маме, как он расстроен, и просит о помощи. Или этот: друг Сэмюэля получает расстраивающие новости и отменяет их планы потусоваться. Сэмюэл понимает, почему его друг не хочет общаться, и строит другие планы.

Эти ответы могут показаться незначительными. Но они являются признаками важного набора навыков, составляющих так называемый «эмоциональный интеллект» (ЭИ). Этот тип интеллекта не измеряется тестами IQ. Тем не менее очень важно помочь нам преодолевать трудности и успешно реагировать на ситуации. Это также помогает нам устанавливать позитивные отношения с окружающими нас людьми.

Эмоциональный интеллект может быть особенно полезен для детей с особенностями обучения и мышления. В то же время определенные различия в обучении и мышлении затрудняют его развитие у некоторых детей. Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и о том, как вы можете помочь своему ребенку развить эту ключевую способность.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Управление эмоциями

Что такое эмоциональный интеллект

EI — это способность разумно относиться к чувствам — своим и чужим. Это включает в себя способность замечать, понимать и эффективно реагировать на эмоции.

Концепция ЭИ существует уже несколько десятилетий. Он стал популярным благодаря книге 1995 года «Эмоциональный интеллект : почему он может иметь большее значение, чем IQ ». Автор, психолог Дэниел Гоулман, описал, что EI состоит из пяти основных частей.

  1. Самосознание : Когда люди знают, что они чувствуют в определенное время, и понимают, как их настроение влияет на других.
  2. Саморегуляция : Когда люди могут контролировать свою реакцию на свои эмоции. Они обдумывают возможные последствия, прежде чем действовать импульсивно.
  3. Мотивация : Когда люди могут достигать целей, несмотря на негативные или отвлекающие чувства, которые они могут испытывать.
  4. Эмпатия: Когда люди могут понять, что чувствуют другие.
  5. Социальные навыки : Когда люди могут управлять отношениями. Они знают, какое поведение вызывает положительный отклик у других.

Почему ЭИ важен для детей с особенностями в обучении и мышлении

Подумайте о проблемах, с которыми Сэмюэл может сталкиваться каждый день. Задания, легкие для его сверстников, могут быть трудными для него. Он может усердно учиться, но все равно будет получать плохие оценки. Он может чувствовать смущение из-за своих различий в обучении и бояться просить о помощи.

Одной из ключевых ролей эмоционального интеллекта является формирование того, как мы реагируем на вызовы. Если у Сэмюэля есть различия в обучении и мышлении, EI может быть чем-то вроде GPS, который может помочь ему преодолеть препятствия и добиться успеха. Это позволяет ему оценивать ситуации, рассматривать их в перспективе и придумывать способы выхода из них.

Пять факторов, составляющих ЭИ, объединяются, чтобы помочь Сэмюэлю достичь наилучшего результата. Вот как это может выглядеть, когда он борется с домашним заданием по математике:

  • Он понимает, что расстраивается.
  • Он быстро обдумывает последствия крика или швыряния книги на пол.
  • Он придумывает лучший способ ответить — объяснить, что он чувствует.
  • Он хочет попробовать еще раз, несмотря на разочарование, потому что понимает, что получит в долгосрочной перспективе.
  • Он просит маму о помощи.
  • Она слишком сильно давит, но он понимает, что это потому, что она действительно заботится о нем и хочет помочь ему добиться успеха.
  • Он говорит, что ему нужно идти медленнее, и хотел бы попробовать сделать это снова самостоятельно.
  • На следующий день он ждет окончания урока и говорит своему учителю, что у него проблемы с пониманием.

Без эмоционального интеллекта результат, скорее всего, был бы другим. Вот как может развиваться сценарий:

  • Он в отчаянии бросает карандаш, как только застревает на задаче.
  • Он кричит на свою маму, когда она приходит помочь, думая, что она просто хочет его пилить.
  • Он выбегает из комнаты и никогда не возвращается, чтобы попробовать еще раз. Он не видит в этом никакого смысла.
  • На следующий день на уроке математики он говорит сидящему рядом ребенку, что задание было глупым.
  • Когда учитель просит учеников сдать работу, он говорит, что не делал этого. Он не говорит ей после занятий, что у него проблемы с этим, и не просит о помощи.

Почему у некоторых детей проблемы с ЭИ

У многих детей с особенностями в обучении и мышлении нет никаких проблем с эмоциональным интеллектом. На самом деле у некоторых особенно высокий EI. Но проблемы с ЭИ иногда могут быть ранним признаком того, что у ребенка есть отличия в обучении или мышлении.

Дети могут пропускать социальные сигналы, потому что они не обращают на них достаточного внимания, чтобы уловить их. Дети с аномалией могут неправильно интерпретировать то, что им говорят другие. А дети с этим заболеванием могут вообще не улавливать социальные сигналы.

С другой стороны, нередко люди с очень высоким уровнем эмоционального интеллекта. Некоторые исследователи считают, что это может быть связано с естественной способностью их мозга мыслить «в целом».

Как вы можете помочь своему ребенку

Хорошей новостью об EI является то, что он не установлен — с помощью и практикой ваш ребенок может развить его со временем. Это верно даже для детей, которые слабы в этой области из-за различий в обучении и мышлении. Просто им может понадобиться больше времени, чтобы добраться туда.

Многие школьные округа предлагают программы социального и эмоционального обучения (SEL), которые учат детей осознавать эмоции и эффективно реагировать на них.

Дома тоже есть чем заняться:

Расскажите о проблемах. Спросите детей, что они чувствуют, когда с чем-то борются. Дайте название эмоциям: грусть, злость, подавленность и т. д. Затем спросите, почему они испытывают эмоции, которые только что назвали.

Работа над стратегиями. Подумайте, как дети могли бы сделать что-то по-другому, чтобы получить другой результат. Контроль над эмоциями, чтобы думать о решениях, является важной частью EI.

Помогите другим. Попросите детей вместе с вами позаботиться о нуждающихся людях, чтобы развить сочувствие. Вы можете присоединиться к волонтерской работе или просто взять их с собой, когда относите еду больному соседу.

Эмоциональный интеллект связан со многими другими сильными сторонами. Узнайте, как вы можете расширить возможности своего ребенка, работая над самооценкой и социальными навыками. И откройте для себя конкретные советы, которые помогут вашему ребенку развить эмоциональный интеллект.

Основные выводы

  • У некоторых детей с особенностями в обучении и мышлении возникают проблемы с эмоциональным интеллектом.

  • Школы могут предлагать программы социального и эмоционального обучения (SEL), помогающие развивать эмоциональный интеллект у детей.

  • Разговоры о проблемах и чувствах помогают развить эмоциональный интеллект.

Об авторе

Об авторе

Пег Розен пишет для цифровых и печатных изданий, включая ParentCenter, WebMD, Parents, Good Housekeeping и Martha Stewart.

Отзыв от

Отзыв от

Донна Вольпитта, EdD, основатель Pathways to Empower.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *