Развитие

Развитие действий младенца таблица: Календарь развития ребенка от Здоровье Нации

Содержание

Психомоторное развитие ребёнка до года: календарь по месяцам, нормы


Каждого родителя волнует правильное, гармоничное развитие его малыша, поэтому вопрос «Нормально ли развивается мой ребёнок?» актуален среди родителей всегда. Однако, более всего данным вопросом озадачены «новоиспечённые» мамочки и папы, которые только стали носить почётное звание «родителей». Первые 12 месяцев развития первенца – это всегда сложный период для всех близких и родственников малыша. Все и каждый стараются помочь советом, что-то подсказать и научить, чем доводят молодых мам и пап до истерик. «А вот у Машеньки доченька в вашем возрасте уже головку держала, а дочь Вовы уже два зубика имела» — подобные замечания, к несчастью, частный случай в жизни родителей первенца.

Как не поддаться тревоге и знать, своевременное ли развивается ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития. Психомоторное развитие – что это? Для начала стоит ответить на простой вопрос, а что же это такое – психомоторное развитие ребенка? ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.

Стоит осознать и принять, раз и навсегда: да, каждый из нас — это индивидуальная личность, которая развивается по-своему в зависимости от своих особенностей. Однако, есть стандартные этапы, которые проходят в своём развитие каждый. К таким относится и психомоторное развитие. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты ВОЗ на основе сравнения психомоторных календарей нескольких десятков здоровых детей, вывели так называемый общий календарь. В нём перечислены характеристики и требования к развитию ребёнка, его слуха, зрения, эмоциональных реакций, сенсорики, моторики и т. д. Благодаря календарю ПМР можно следить за развитием ребёнка с обеих сторон, как психической, так и моторной. В случае каких-либо отклонений – обратиться к врачу и решать проблему до того, как она станет ребром.

Частота сверки показателей

Если же вы решили все-таки следить за развитием своего чадо по календарю психомоторного развития, то стоит помнить, что каждая возрастная категория имеет свой показатель частоты сверки показателей. Так на первом году жизни психомоторное развитие сверяется с календарём раз в месяц, после 12 месяцев и до 3 годиков необходимо раз в три месяца, а после до шести лет – раз в полгода. Это обусловлено активным развитием всех процессов в организме до года и их замедлением до шести лет. К возрасту младшего школьника, психомоторное развитие заканчивается, а значит и нервные процессы уже закреплены.


Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года

Первый месяц:

1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы

2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)

3. Способен держать головку в лежачем положении

4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит

Второй месяц:

1. Поворачивает головку в сторону источника шума

2. Следит за предметами

3. Способен держать головку в вертикальном положении

4. Реагирует на речь

Третий месяц:

1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»

2. Тянется к игрушкам

3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете

4. Хорошо держит голову

5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении

6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»

Четвёртый месяц:

1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок

2. Тянется за игрушкой

3. Смеётся

4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение

Пятый месяц:

1. Звуки выстраиваются в цепочку

2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)

3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу

4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек

Шестой месяц:

1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую

2. Активно переворачивается со спины на животик

3. По-разному реагирует на родных и чужих

4. «Просится» на ручки

Седьмой месяц:

1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку

2. Способен сам держать спинку

3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине

4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.

5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.

Восьмой месяц:

1. Способен самостоятельно сесть или лечь

2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго

3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»

4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста

Девятый месяц:

1. Стоит, если держать за ручку

2. Самостоятельно играется с игрушками

3. Специально кидает и следит за падением

4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».

5. Произношение звуков становится удвоенным

Десятый месяц:

1. Играет с другими детками

2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»

3. Говорит первые слова

4. Способен сам ходить, держась за опору

Одиннадцатый месяц:

1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками

2. Способен самостоятельно стоять

3. По разному реагирует на знакомых

4. Машет ручками в знак приветствия и прощания

Год:

1. Говорит от 5 и более слов

2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение

3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять

4. Способен долго играть с игрушками

5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.


Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!

Сравнительная таблица «Психическое развитие дошкольников с разным уровнем развития интеллекта»

Дети с нормальным развитием
интеллекта.

Дети с нарушением интеллекта.

Развитие
восприятия.

Младший дошкольный возраст

К
началу дошкольного возраста (четвертый год жизни) восприятие нормально
развивающегося ребенка достигает сравнительно высокого уровня: выделение
свойств и отношений объектов может происходить не только практически, но и
зрительно, с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу,
выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов,
а также некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно
включается в деятельность, дает ребенку возможности при выполнении посильных,
знакомых по характеру задач, предъявляемых взрослым или встречающихся в быту,
находить решение значительно быстрее, эффективнее, чем раньше.

В
младшем дошкольном возрасте (пятый год жизни) дети усваивают уже многие сенсорные
эталоны, но пока еще бессистемно.

Младший дошкольный возраст

Для
детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом
развития перцептивного действия. На основе появившегося у ребенка интереса к
предметам, к игрушкам начинается ознакомление с их свойствами и отношениями.
Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с
нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор по образцу (по цвету,
форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижение в развитии
целостного восприятия. В тех случаях, когда им удается выполнить предложенное
задание, они пользуются зрительным соотнесением. Однако все это проявляется
скорее как тенденция развития.

Хотя
дети с нарушениями интеллекта осуществляют выбор по образцу, т.е. пользуются
зрительной ориентировкой, они не используют поисковые способы (примеривание,
пробы). Если у них в действиях встречаются затруднение, ошибка, они не могут
ее исправить, так как не используют пробы, практическую ориентировку.
Подлинные пробы отсутствуют в действиях ребенка, также, как и «примеривание»,
имеется лишь внешне сходные с ними формальные действия. Это объясняется
отсутствием ориентировочно-исследовательской деятельности детей с нарушениями
интеллекта.

Средний дошкольный возраст

В среднем
(шестой год)  дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных эталонов,
происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. До тех пор пока
эталоны остаются разрозненными (например, дети знают только название
отдельных цветов), у детей при восприятии незнакомых свойств наблюдается
смешение их со знакомыми, которое без специального обучения может задержаться
надолго.

 

Средний дошкольный возраст

Развитие
восприятия детей с нарушениями интеллекта имеет значительные отличия от
развития детей с нормальным интеллектом. Овладев выбором по образцу на основе
зрительной ориентировки, дети, однако, не могут осуществить выбор из большого
количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут
учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. Не достигаются
без специального обучения возможность обобщения по выделенным признакам,
умение выстроить по определенному признаку ряд предметов, найти место
предмета в этом ряду. Весьма страдает формирование целостного образа: у
половины детей образ не может стать основой действия и не воспроизводится
ребенком ни в какой форме (ни в форме предметного изображения, ни при
складывании разрезной картинки), у другой половины имеются искаженные,
неполноценные образы.

У
детей олигофренов развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные
эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос
усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными
являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия,
возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить
на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во
время занятий, не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, совсем
не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, тогда, когда нужно
найти определенный предмет в помещении.

Старший дошкольный возраст.

В
старшем (седьмой год) дошкольном возрасте, наряду с усвоением отдельных
эталонов, происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены.

Овладев
системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста могут
произвести обобщение на основе выделенного свойства, определить место
предмета или признака в ряду других. Например, они расставляют матрешек по
росту и вставляют в этот ряд недостающую, на глаз правильно определив ее
место в ряду, т.е. осуществляют перцептивную систематизацию.

К
концу дошкольного возраста дети в норме обычно знают название,
соответствующие всем основным сенсорным эталонам.

Овладевая
восприятием свойств и отношений предметов, ребенок-дошкольник, в то же время
приобретает представление о пространстве, у него развивается пространственная
ориентировка, которая возникает на основе сложившегося ранее учета
пространственных свойств и отношений предметов.

Одновременно
изменяется и восприятие отдельных предметов. Оно становится целостным — более
четким и в то же время расчлененным: ребенок не только хорошо знает общие
очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно
представлять себе их форму, соотношение по величине, пространственное
расположение.

 

Старший дошкольный возраст.

К концу
дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей
достигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинают
дошкольный возраст, хотя по способам ориентировки в задании они опережают
этот уровень. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения
отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих
свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у детей с
нарушениями интеллекта лучше, чем выбор по образцу, так как слово выделяет
для ребенка подлежащее восприятию свойство.

Для
детей с нарушениями интеллекта характерно большое отставание в сроках
развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто
неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это, в свою
очередь, задерживает формирование представлений об окружающем предметном
мире.

Дети
с нарушениями интеллекта имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют
нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют
себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди
других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно
ориентируются в пространстве. К концу дошкольного возраста дети с нарушениями
интеллекта, не прошедшие коррекционного обучения с точки зрения развития
восприятия, представляет собой весьма неоднородный контингент.

Развитие
памяти.

Младший дошкольный возраст

Внимание и
запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное
усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Большое значение
для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в
пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети
могли проследить за движением. Зрительное внимание активизируется и в играх,
где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

 

Младший дошкольный возраст

Когда умственно отсталый ребенок
приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него
несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать
предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не
запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него
впечатление.

Средний дошкольный возраст

Постепенно, на
втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует
ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет.
Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты.

К концу второго
года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание.

Позднее, когда дети
овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания.

Средний дошкольный возраст

Дети с нарушениями интеллекта плохо
ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые
находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не
умеют искать, осматривать помещение.

Старший дошкольный возраст.

К концу
обучения в детском саду дети должны владеть произвольным запоминанием.

 

Старший дошкольный возраст.

Для детей с нарушениями интеллекта
характерна  недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем
памяти, неточность и трудность воспроизведения.

Развитие
мышления.

Младший дошкольный возраст

Первая
форма мышления, которая возникает у ребенка в норме, — наглядно-действенное
мышление. Оно возникает в практической деятельности (в бытовой и
предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание.

При
нормальном развитии первые проявления наглядно-действенного мышления можно
наблюдать в конце первого — начале второго года жизни. В дошкольном возрасте
ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических
задач, может самостоятельно найти выход в проблемной ситуации.

В
наглядно-действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью использования
вспомогательных средств или орудий.

Вслед
за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое
становится основным видом мышления ребенка-дошкольника. Здесь задача решается
уже не практически, а в уме. Например, ребенок может представить себе, как
должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого машинка
закатилась под шкаф. При этом в младшем дошкольном возрасте дети решают в уме
те задачи, которые раньше уже решали практически.

 

Младший дошкольный возраст

Дети
с нарушениями интеллекта очень часто не осознают наличие проблемной ситуации,
а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с
необходимостью использования вспомогательных средств. Хотя их с детства
окружают предметы созданные человеком как вспомогательные средства или
орудия, овладения ими происходят в ситуации, которая не всегда осмысляется
детьми. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют
вспомогательное средство, они не достаточно обобщают собственный опыт действия
и не могут использовать его для решения новых задач, что выражается в
отсутствии переноса опыта в новую ситуацию.

У
детей с нарушениями интеллекта отсутствует активный поиск решения, они часто
остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи даже
в тех случаях, когда задача выступает как игровая. У тех детей, которые
пытаются выполнить задание, как правило, имеется лишь ориентировка на цель
без учета условий ее достижения.

Дети
дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в отличие от нормально
развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в пространстве, не
используют прошлый опыт, не могут оценить свойства объекта и отношение между
объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что
оценка свойств орудия у детей с нарушениями интеллекта очень затруднена (эта
палка коротка, не достану, надо длинную), они не отбрасывают ошибочные
варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них
отсутствуют подлинные пробы.

Средний дошкольный возраст

Развитие
наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует
(закрепляет) образы представления. «Однако фактически ребенок и на этом этапе
пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет
при этом очень важную, но пока только вспомогательную роль». (Мухина В С.
Детская психология. — М., 1985. — С. 211). На основе образного мышления в
дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление,
которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных
знаний.

 

Средний дошкольный возраст

В дальнейшем дети
начинают оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их
свойствах, связях и отношениях. Так, они могут заранее представить себе
целое, которое можно составить из имеющихся частей (в уме соединить части в
целое), какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое
изображение сложить из разрезанной картинки, части которой наклеены на разных
кубиках; они могут представить себе перемещение предметов или их частей в
пространстве и т.п.

Развитие
наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует
(закрепляет) образы представления. «Однако фактически ребенок и на этом этапе
пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет
при этом очень важную, но пока только вспомогательную роль». (Мухина В С.
Детская психология. — М., 1985. — С. 211). На основе образного мышления в
дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление,
которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных
знаний.

Старший дошкольный возраст.

К
концу дошкольного возраста дети в норме справляются с весьма сложными
проблемно-практическими задачами, включающими в себя необходимость учета механических
связей и отношений (типа рычага), вычленения существенных свойств объектов и
т.п.

К
старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится все более
обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения,
представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать
такие изображения.

 

Старший дошкольный возраст.

У детей с
нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется
отставанием в темпе развития. Далеко не всем детям к концу дошкольного
периода оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в
которых действие, выполненное рукой или орудием, прямо направлено на
достижение практического результата, т.е. на перемещение предмета, его
использование или изменения.

Безусловно,
страдает у этих детей и становление элементов словесно-логического мышления,
они развиваются замедленно и имеют качественное своеобразие. По-иному, чем в
норме, складывается у этих детей соотношение наглядного и
словесно-логического мышления.

Развитие
деятельности.

Игра

Младший дошкольный возраст.

В младшем
дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной
деятельности. Ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки
строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учатся
снимать и надевать кукле одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы,
пользоваться расческой, грузить кубики в машинку и выгружать их, а потом
строить несложные постройки, стелить постель, пользоваться ложкой, чашкой,
тарелкой, столом и стульями. В младшем дошкольном возрасте все эти действия
постепенно перестают быть самоцелью — их начинают делать не просто так, без
цели, а для чего-то, для определенной цели.

Сначала у дошкольников наблюдаются
процессуальные действия — многократное повторение предметного действия,
например, длительное повторение укачивания куклы, которое не заканчивается
никаким результатом — кукла не засыпает, ее не укладывают в постель, и не
просыпается (ребенку важен сам процесс). В дальнейшем процессуальные действия
заменяются цепочкой действий, их логической последовательностью, отражающей
часто повторяющиеся в жизни ребенка привычной ситуации. Здесь еще нет сюжета
и не отражаются взаимоотношения людей. Например, ребенок раздевает куклу, снимает
с кровати одеяло, кладет куклу в постель, и накрывает одеялом.

Средний дошкольный возраст.

В среднем
дошкольном возрасте возникает, а в старшем — расцветает сюжетно-ролевая игра,
всем известная «дочки-матери», которая пронизывают весь дошкольный возраст.
Здесь происходит следующее: во-первых, предметы и предметные действия,
которые только что были в центре внимания ребенка, перестают его
интересовать; во-вторых, в центре внимания ребенка оказываются отношения
людей. Но отношения людей, которые наблюдает ребенок, всегда связаны с
конкретными предметными действиями; не отразив этих действий, не покажешь и
отношений. Однако характер отражения меняется: реальные предметы или игрушки
заменяются любыми подходящими предметами, ребенок начинает брать на себя
чью-нибудь роль. Например, девочка «мама» моет куклу «дочку». Она уже играет
роль, она уговаривает дочку, чтобы та не боялась мыть голову мылом, чтобы не
плакала, а то, что роль тазика выполняет перевернутый стульчик, а мыло —
кубик, ее не волнует.

Старший дошкольный возраст.

Появление
предметов-заместителей не менее важный шаг в развитии ребенка, чем принятие
роли и отражение человеческих отношений, это шаг подлинной абстракции и к
подлинному замещению, к тому, что в последствии станет одним из существенных
составляющих человеческого мышления и речи — сначала предмет-заместитель,
потом слово-заместитель. Само слово приобретает здесь новое качество: оно не
обозначает реально, в данный момент происходящее действие, оно его замещает.

К
старшему дошкольному возрасту такой вид игры как сюжетно-ролевая становится
преобладающим.

Сюжетно-ролевая
игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным
видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое
влияние на развитие их взаимоотношений, на усвоение ими нравственных норм, на
развитие личности ребенка в целом. Особенно большое значение имеют при этом
те отношения, которые возникают у детей в игре — при распределении ролей, в
ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения
и т. п.

Игра

Младший дошкольный возраст.

Развитие
игры в младшем дошкольном возрасте является прямым продолжением предметной
деятельности, может возникнуть только на ее основе, на определенном уровне ее
развития. В то же время к началу дошкольного возраста у детей с нарушениями
интеллекта фактически совсем не возникает предметная деятельность. Их
действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в подавляющем
большинстве случаев неспецифических. В младшем дошкольном возрасте дети в
основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в
основу формирования зрительно-двигательной координации и выделение свойств и
отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями
без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает
подлинного интереса к окружающему их предметному миру. Интерес детей к
предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как
вызван их внешним видом. Наряду с неспецифическими манипуляциями у детей
четвертого года жизни наблюдается большое количество неадекватных действий с
предметами. Количество их резко убывает лишь на шестом году, уступая место
специфическим манипуляциям, ведущим к ознакомлению со свойствами и
отношениями объектов.

Средний дошкольный возраст.

После пяти
лет в игре с игрушками у детей с нарушениями интеллекта все большее место
начинают занимать процессуальные действия. Однако подлинной игры не
возникает.

Старший
дошкольный возраст.

Без
специального обучения ведущей деятельностью ребенка с нарушениями интеллекта
к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а предметная.

В
игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел,
нет даже элементов сюжета. Дети не используют предметы-заместители, тем более
они не могут замещать действия с реальными предметами, изображением действий
или речью. Таким образом, функция замещения в игре у этих детей не возникает.
Не развиваются в их игре и функции речи: у них нет не только планирующей или
фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей.

 

Продуктивная деятельность
(изобразительная и конструктивная).

Младший дошкольный возраст.

Продуктивная
деятельность ребенка фактически возникает в дошкольном возрасте. Это
происходит потому, что продуктивная деятельность может развиваться лишь на
базе достаточно высокоразвитого восприятия и представлений, то есть на
достаточно высоком уровне сенсорного развития. Продуктивная деятельность —
результатом ее является продукт, отражающий тот объект, который она
воспроизводит, как в целом, так и в его свойствах. Именно поэтому
продуктивная деятельность больше других способствует развитию восприятия:
чтобы правильно нарисовать предмет, нужно правильно его увидеть и представить
себе.

Рисунки,
изображающие предметы (предметные рисунки) появляются у нормально
развивающихся детей к концу третьего — к началу четвертого года жизни.
Вначале детские изображения очень примитивны, схематичны, в них отражаются
только те части предмета, которые значимы для ребенка. Поэтому у детей всех
народов мира первым изображением человека оказывается «головоног».

Средний дошкольный возраст.

С
возрастом дети начинают отображать в своих рисунках более адекватно предметы,
ситуации, сюжеты. Появляется стремление использовать в рисунках цвет и как
средство изображения (зеленая трава, белый снег, голубое небо), и как
средство передачи эмоций, настроений. Дети начинают создавать целые
«графические рассказы», передавая в них события и впечатления своей жизни,
впечатления от прочитанных книг и т.п. В своих работах дети начинают
использовать все пространство листа бумаги, создавая порой сложные
композиции. В их рисунках начинает отделятся главное от второстепенного как в
изображении отдельных предметов, так и ситуаций. В то же время рисунки
дошкольников, как правило, плоскостные — дети еще не умеют воспринимать и
отражать объемные предметы. В их рисунках в большинстве случаев отсутствует
перспектива и заслонение. Объемные предметы хорошо изображаются детьми в
лепке и конструировании.

Старший дошкольный возраст.

К
концу дошкольного возраста дети могут создавать весьма сложные постройки,
конструкции и обыгрывать их.

Однако
главное для всех видов изобразительной деятельности — создание целостного
изображения предмета. Изображение свойств и отношений — лишь средство, с
помощью которого должно быть создано целое. К концу дошкольного периода дети
обычно достаточно узнаваемо, с передачей не только целого, но и существенных
деталей, с правильным расположением частей предмета в пространстве рисуют
людей, дома, деревья, машины, предметы своего окружения.

Продуктивная
деятельность способствует не только развитию восприятия и представлений
ребенка. Она также требует развития моторики, зрительно-двигательной
координации, развитие мышления, анализа объекта, выделение главного,
осознания отношения персонажей сюжетных рисунков, воображения, оперирования
образами представления. Продуктивная деятельность оказывает также большое
влияние на развитие личности ребенка — требует умения сосредоточится на
задаче, доводить начатое дело до конца.

Большую
роль играет продуктивная деятельность в формировании планирования,
самоконтроля, оценки результата.

Продуктивная деятельность
(изобразительная и конструктивная
).

Младший дошкольный возраст.

Продуктивная
деятельность у этих детей вне обучения фактически не возникает. У них не
появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. При
обучении без учета особенностей развития этой категории детей предметные
рисунки появляются, но они, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не
передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции, с другой
— представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий для
него реальный предмет.

 

Средний дошкольный возраст.

В связи с
недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями,
техника изобразительной деятельности остается у детей с нарушениями
интеллекта весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что,
умеющие рисовать, дети не используют в своих рисунках цвет ни как средство
изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.

 

Старший дошкольный возраст.

Развитие речи и общения

Младший дошкольный возраст

Уровень
развития речи, помимо логической ее стороны, определяется семантической
стороной, т.е. смысловой нагрузкой слова и грамматическим строем языка, в
котором воплощаются логические связи и отношения, а также ролью, которую речь
может играть в общении, в понимании и в деятельности человека, т.е. ее
функциями.

В
младшем дошкольном возрасте слово у ребенка часто оказывается недостаточно
обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев
понимание его ребенком может быть вовсе неверным.

К
примеру, простейшее слово «чашка» для нас с вами означает сосуд с ручкой, из
которого пьют; форма, цвет, величина, материал, из которого она сделана, не
имеют никакого значения. А для маленького ребенка чашка — именно тот сосуд,
который ему известен, определенной формы, величины, цвета, с которым он
встречается в определенной ситуации (ситуативное значение слова).

В
речи у детей часто встречаются замены, подстановки знакомых слов на место
незнакомых. Например, читая «Муху-цокотуху» КЛуковского: «Пошла муха на базар
и купила самовар», ребенок поправляет: «Не самовар, а самосвал».

В
младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь
взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в
более простых случаях определяет цель деятельности. Но включение словесной
инструкции не всегда помогает ребенку в усвоении и осуществлении какой-либо
деятельности. Ребенку необходимы и другие средства передачи знаний и
организации деятельности: показ действий, совместные действия взрослого и
ребенка.

Младшие
дошкольники выделяют в инструкции только тему задания, но совсем не могут из
нее понять способ действия. Даже среди старших дошкольников есть дети,
которые не могут этого сделать. Однако в старшем дошкольном возрасте меняется
отношение ребенка к словесной инструкции, он рассматривает инструкцию как
руководство к действию, стараясь вычленить из нее не только цель, но и
способы ее достижения.

Младший дошкольный возраст

 Отставание
в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в
раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет
готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого
развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие
эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми,
не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Многие
дети с нарушениями интеллекта не начинают говорить не только к началу
дошкольного возраста, но и к 4—5 годам.

С
точки зрения развития речи дети с нарушениями интеллекта представляют собой
весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие
речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с
формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание
обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность
речи от деятельности — с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных
возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему
знаний и сведений.

Фразовая
речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.
Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как
правило, не происходит. Особенно страдает связная речь. Одной из характерных
особенностей оказывается при этом стойкое нарушение согласования числительных
с существительными.

Словарный
запас в пассивной форме значительно превышает активный, но это касается, как
правило, восприятия отдельных изолированных слов, и то не во всех случаях.
Есть слова, которые ребенок с нарушениями интеллекта может произносить к
какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда их произносит другой
человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у детей с
нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное значение слова.
Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у детей в норме
того же возраста.

 

Средний дошкольный возраст

В среднем
дошкольном возрасте картина начинает меняться — слово может более адекватно
направлять деятельность ребенка и передавать ему знания, но словесное
инструктирование, передача опыта в словесной форме еще нуждаются в
чувственной опоре. Во всяком случае, слово не дает никакого преимущества
наглядным способам передачи опыта.

 

Средний дошкольный возраст

Ситуативное
значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение
фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь
взрослого либо часто совсем не понимается ребенком с нарушениями интеллекта,
либо понимается неточно и даже искаженно.

 

Старший дошкольный возраст.

Лишь
к старшему дошкольному возрасту слово начинает само по себе, в пределах
определенного содержания, служить источником знаний, передачи общественного
опыта.

В
старшем дошкольном возрасте положение меняется кардинально: включение слова
не только ускоряется, облегчает процесс усвоения новых знаний, овладения
новой деятельностью, но и качественно меняет его. Овладение деятельностью и
знаниями оказывается более обобщенным, прочным, полученные с помощью
словесной инструкции умения легче переносятся на новую ситуацию, новый
объект.

В
дошкольном возрасте претерпевает большие изменения и роль собственной речи
ребенка в регуляции его деятельности. Из сопровождающей она превращается
сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Разница между сопровождающей и
фиксирующей речью заключается в том, что первая как бы следует за действием
ребенка, дублирует его, ничего, в сущности, не выделяя и не изменяя, а вторая
— фиксирует существенные этапы деятельности, дает ребенку возможность
осмыслить их, выделить задачу (цель), трудности (остановки в трудных местах),
результат.

Планирующая
речь появляется позднее. Она является высшей формой словесной регуляции действий.

К
концу дошкольного возраста регулирующую роль в отношении деятельности ребенка
в норме может играть как речь взрослого, так и собственная речь. Речь активно
включается в усвоение знаний, в сенсорное развитие, в развитие мышления, в
нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его
деятельности и личности.

Старший дошкольный возраст.

Слово
взрослого может играть в организации деятельности ребенка с ограниченными
возможностями существенную роль. Оно может собрать его внимание, направить на
деятельность, даже поставить перед ним несложную задачу. При этом нужно
помнить, что не следует пользоваться изолированной словесной инструкцией, ее
необходимо сочетать с показом, образцом, совместными действиями взрослого и
ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Без
специального обучения у детей с нарушениями интеллекта не развивается
возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи: наблюдается
в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и
планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной, в
ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Речь
у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может
осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не
компенсируется и другими средствами общения, в частности
мимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание
жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с
нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями
(с нарушениями слуха, с моторной алалией). В результате к школьному возрасту
необученные дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым
недоразвитием.

Развитие  личности

 

Младший дошкольный возраст

В
дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок не только усваивает
основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с
ними, у него вырабатываются нравственные привычки, регулирующие его поведение
в коллективе. Усвоение нравственных норм и выработка нравственных привычек
происходят в разных видах деятельности. Особую роль выполняет при этом игра —
первый вид коллективной деятельности ребенка.

 

Младший дошкольный возраст

У
ребенка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те
предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у
нормально развивающегося дошкольника. Такие предпосылки лишь начинают
возникать в дошкольном возрасте. Естественно, что личность ребенка с
нарушениями интеллекта формируется с большими отклонениями как в сроках и
темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное соотношение разных
сторон личностного развития ребенка.

К
началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе кризиса 3 лет
начинает развиваться самосознание, появляются волевые проявления, у детей с
нарушениями интеллекта личностные проявления не появляются. Их поведение, как
правило, оказывается непроизвольным, «полевым».

 

Средний дошкольный возраст

Существенно
изменяется представление ребенка о самом себе, о своем «я»: он начинает более
правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему
окружающие, чем вызывается это отношение. Изменение в самосознании ярче всего
проявляются в самооценке, т.е. в том, что ребенок начинает оценивать свои
достижения и неудачи, прислушиваться к тому, как оценивают его поведение
другие. У него вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение,
основанная на правильной самооценке.

Большое
место занимают в дошкольном возрасте мотивы, связанные с повышением интереса
детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослый. Другая
группа мотивов, которые выделяются у дошкольников, — это игровые.

Сильно
влияют на поведение детей-дошкольников мотивы, связанные со стремлением к
контактам со взрослыми и сверстниками, и вместе с тем мотивы самолюбия,
самоутверждения. Последние могут приводить к отрицательным проявлениям
личности — капризам, упрямству.

 

Средний дошкольный возраст

Хотя
ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не может в ходе общения
усвоить нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не может также
происходить в ходе деятельности, так как у него к началу дошкольного возраста
практически нет деятельности. В то же время после 4 лет, когда у детей с
нарушениями интеллекта начинает развиваться интерес к окружающему,
формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому,
можно наблюдать у них и возникновение первых проявлений самосознания,
отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на
замечания, порицания, на неудачу. Систематические переживания неуспеха ведут
к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой
деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляются
угодливость, негативизм, озлобленность.

Совсем
по-иному, чем в норме, складывается у детей с нарушениями интеллекта общение
как со взрослым, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения,
речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому,
что дети с нарушениями интеллекта в большинстве случаев оказываются
отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении. Желание
самоутвердиться в такой ситуации, характерное для дошкольников, приобретает
патологические формы — дети становятся агрессивными. Такое поведение может
представлять собой и своеобразные, искаженные формы общения.

В
элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта
наблюдается лишь самые примитивные мотивы — интерес к внешнему виду игрушки,
подчинение требованию взрослого, в редких случаях — интерес к процессу
деятельности. Познавательные мотивы снижены. В то же время социальные мотивы
оказываются более сформированными. Ребенок с нарушениями интеллекта живет в
определенной социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и
имеет свое функциональное назначение, а значит, и общественно выработанный
способ употребления. Ребенок с нарушениями интеллекта вынужден пользоваться
этими предметами, вынужден в той или иной мере удовлетворять требования
общества по отношению к поведению, общению т.д. Под влиянием требований
окружающих в дошкольном возрасте начинают формироваться навыки
самообслуживания, правильного поведения в общественных местах. Как реагирует
на эти требования ребенок, зависит от условий воспитания. В тех случаях,
когда взрослые идут по линии наименьшего сопротивления — одевают, кормят
ребенка, выполняют его капризы на улице, в транспорте, в гостях, чтобы не
вызвать отрицательной реакции окружающих, ребенок, помимо обусловленных
нарушением трудностей, приобретает нежелательные наслоения в характере — он
совсем не ощущает требований общества, становится деспотом и неисправимым
эгоистом, полным иждивенцем сначала для семьи, а затем и для общества. Там
же, где детям с нарушениями интеллекта предъявляются определенные требования,
примерно к 4—5 годам появляется направленность на усвоение общественного
опыта, желание выполнять социальные требования.

Дети
с нарушениями интеллекта ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним
равнодушными. Во многих случаях они переживают свои ошибки, у них могут
возникнуть нежелательные реакции на неудачу. Очень распространены у детей с
нарушениями интеллекта приспособления к требованиям, которые предъявляют к
ним окружающие. Эти приспособления далеко не всегда адекватны. У них
возникает «тупиковое подражание» — эхолалическое повторение жестов и слов без
понимания и смысла.

Старший дошкольный возраст.

Чем
старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении, в оценке
окружающих связанной с жизнью общества, с его моральными и нравственными
нормами. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже в значительной степени
овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются
такие чувства, как стыд (если поступок не соответствует нормам поведения) и
гордость (если поступок соответствует нормам поведения, особенно если он
связан с преодолением известных трудностей или препятствий). Он начинает
особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и
сверстников, в их оценке. Одновременно и сам оценивает их поступки,
личностные качества. В этом возрасте оценка переживается очень остро. Совсем
особую роль играет общение с другими детьми, вхождение в детский коллектив.
Здесь учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, считаться не
только со своими, но и желаниями других, оценивать поступки как сверстников,
так и свои, видеть себя глазами окружающих.

В
этот период существенно изменяется сама деятельность ребенка, ее содержание и
мотивы, побуждающие его к деятельности. Мотивы деятельности становятся более
осознанными, более постоянными. Ребенка побуждает к деятельности уже не
мгновенное впечатление от какого-либо объекта или внезапно возникшего желания,
а подлинный интерес к самому объекту, к действию, которое можно с ним
производить, к деятельности в целом. Постепенно все большее место среди
мотивов начинают занимать настоящие познавательные интересы. Наряду с этим
возникают социальные мотивы, которые регулируют поведение ребенка. Он
начинает действовать соответственно требованиям общества, стремится выполнять
обязанности: быстро одеваться, ежедневно заниматься зарядкой, убирать на
место игрушки и т.п.

В
дошкольном возрасте интенсивно формируется также эмоционально-волевая сфера.
Ребенок начинает управлять своим поведением произвольно. Это связано как с
биологическими, так и с социальными изменениями, происходящими в дошкольном
возрасте. Именно в этом возрасте у ребенка формируются тормозные процессы,
позволяющие ему произвольно управлять своими реакциями. Одновременно
появляется и потребность в произвольном управлении поведением в связи с
усвоением морально-этических норм и новым отношением к оценке окружающих,
необходимостью соотносить свои действия с действием товарищей в детском
коллективе, со стремлением выполнять требования общества.

У
детей в норме появляется возможность преодолевать посильные трудности, их
поведение становится целенаправленным, они стремятся и могут доводить начатое
дело до конца, даже если оно оказывается нелегким. Стремясь получить нужный
результат в деятельности, ребенок-дошкольник может работать достаточно
длительно и целенаправленно.

Появляется
возможность соподчинения мотивов — ребенок старшего дошкольного возраста
может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные
действия над импульсивными. Сиюминутные желания могут преодолеваться уже не
только ради награды, поощрения или под страхом порицания, но и по мотивам
более высокого содержания. Соподчинение мотивов является одним из важнейших
новообразований в развитии личности дошкольников.

Большое
значение для формирования целенаправленных действий, для организации
деятельности в целом получает регулирующая роль речи.

Старший дошкольный возраст.

Существенных
изменений в характере мотивов у детей с нарушением интеллекта без
целенаправленной коррекционной работы не отмечается до конца дошкольного
возраста.

Не
происходит вне обучения и существенных изменений в состоянии
эмоционально-волевой сферы. У них наблюдаются трудности в регуляции
поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением. В
своих действиях дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания
преодолевать даже посильные трудности. В отличие от детей в норме, дети с
нарушениями интеллекта не всегда могут оценить трудность нового, не
встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения
новых видов деятельности. Но, если им дается задание, которое они уже
пытались выполнить и потерпели при этом неудачу, они зачастую отказываются
действовать, не стремятся довести начатое, отказываясь от него при малейшей
трудности.

У
детей с нарушениями интеллекта не наблюдается также соподчинения мотивов;
импульсивные действия, сиюминутные желания — преобладающие мотивы их поведения.
Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность дошкольника с
нарушениями интеллекта, направить ее, регулировать процесс деятельности и
поведение ребенка.

 

Общая схема возрастного развития ребёнка младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет)

 

Социальная ситуация развития

Происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. С приходом в школу отношения «ребёнок-взрослый» разделяются на две системы: «ребёнок-учитель» и «ребёнок-родитель». Впервые отношения «ребёнок-учитель» становятся отношением «ребёнок-общество», в учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Система «ребёнок-учитель» становится центром жизни ребёнка и начинает определять отношение ребёнка к родителям и сверстникам. Появляется стремление к социальному положению школьника и к учению как к новой социально значимой деятельности. Это выражается, например, в стремлении выполнять поручения взрослых. Ребёнок учится ради признания и одобрения значимых для него других. Его отношения со взрослыми и сверстниками определяются тем, как он выполняет свои новые общественно значимые обязанности.

Ведущий вид деятельности

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Прежде всего, ребёнка надо научить учиться. Школьная деятельность является основой построения новых связей и отношений ребёнка с действительностью; её содержание – овладение обобщёнными способами действий в сфере теоретических знаний. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений впервые становится сам ребёнок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Структура деятельности: 1. учебно-познавательные мотивы; 2. Учебная задача; 3. Учебное действие; 4. действие контроля; 5. Действие оценки.

Центральные новообразования

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Чувство компетентности – позволяет приобрести постижение основ трудового и социального опыта и даёт возможность получить признание окружающих.

Другие новообразования

В ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребёнка младшего возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – анализ, планирование, рефлексия.

Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность).

Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода).

Произвольная смысловая память.

Произвольное внимание.

Учебные мотивы.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка.

Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Познавательное развитие

Можно выделить 2 основные линии развития познавательной сферы: 1) произвольность; 2) интеллектуализация. Хорошо раскрываются общие и специальные способности.

Мышление – опосредует развитие других психических функций, интеллектуализация всех психических процессов. Наступает переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, соединение всех видов мышления. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие, — он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения).

Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Потом с помощью мышления начинает формироваться синтезирующее восприятие.

Внимание – преобладает произвольное внимание. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС.

Память – приобретает ярко выраженный произвольный характер, ребёнок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти).

Личностное развитие

В сфере самосознания появляется внутренняя позиция школьника. Стремление к ней характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Самосознание осуществляется в учебной деятельности, в ней ребёнок познаёт самого себя, у него складывается представление о себе, самооценка. Направленность личности выражается в потребностях: в игровой деятельности, в движениях, во внешних впечатлениях, а так же новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя, потребность быть лучшим, любимым учеником; потребность в общении. Ведущие – познавательные потребности. Характерна доверчивость и исполнительность, которые являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Повышенная реактивность, подражательность. Развивается волевая регуляция поведения, совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Развивается мотивационная сфера: 1) широкие социальные мотивы; 2) познавательные мотивы – мотивы самосовершенствования; 3) мотивы достижения – достижения успеха, престижная мотивация, мотивация избегания неудачи; 4) компенсаторная мотивация – компенсация недостаточного интереса к учебной деятельности интересами и успехами в других видах деятельности. Таким образом, мотивы бывают: 1) учебными – познавательные, социального одобрения, широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы; и 2) личностными – мотивы достижения успехов и избегания неудач. Изменяется характер эмоций у детей: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций.

Социальное развитие

Особенностью детей младшего  школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителю, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки. Время, отводимое на общение, увеличивается, большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение со взрослыми. Появляется кооперация со сверстниками. Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребёнком и взрослым – иерархические и несимметричные. Но сотрудничество со взрослым является необходимым условием психического развития ребёнка. Кооперация ребёнка со сверстниками необходима для формирования контрольно-оценочных действий ребёнка. Кооперация выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе соотношений участников деятельности.

 

 Назад

Таблица этапов развития ребенка (от 1 до 12 месяцев)

Цель FirstCry Parenting — предоставить вам самую актуальную, точную и актуальную информацию.

Каждая статья, которую мы публикуем, соответствует строгим правилам и включает в себя несколько уровней рецензирования, как нашей редакционной группы, так и экспертов. Мы приветствуем ваши предложения по тому, как сделать эту платформу более полезной для всех наших пользователей. Пишите нам по адресу [email protected]

  • Таблица основных этапов развития ребенка в возрасте от одного до шести месяцев

  • Таблица этапов развития ребенка в возрасте от семи до двенадцати месяцев

Последнее обновление

Родители с нетерпением ждут первых шагов, первой улыбки и первых мгновений жизни своего малыша. После рождения ребенка он проходит множество этапов развития, прежде чем ему исполнится год. Как родитель, вы должны знать об этих вехах, чтобы иметь возможность решать проблемы, связанные с ростом, а также наслаждаться каждым этапом жизни вашего крошечного малыша, пока ему не исполнится год! В этой статье мы разбили информацию на две возрастные группы — от 1 до 6 месяцев и от 7 до 12 месяцев, чтобы вам было легче ее понять.

Таблица основных этапов развития детей в возрасте от одного до шести месяцев

Дети в возрасте от одного до шести месяцев проходят физическое, психологическое и когнитивное развитие. Это развитие происходит быстро, и вам как родителям важно понять это, чтобы вы могли обеспечить здоровье и счастье своего ребенка. Здесь на помощь приходят диаграммы этапов роста. Таблицы представляют собой помесячное руководство по развитию, которое может оказаться очень полезным для отслеживания роста вашего ребенка. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом.

Первые несколько месяцев для ребенка странны и волнительны. Большинство младенцев переходят от полной зависимости к развитию двигательных и физических навыков за очень короткий промежуток времени. Обратитесь к таблице ниже для получения более подробной информации о развитии детей в возрасте от 1 до 6 месяцев.

Возраст ребенка Достигнутые навыки (большинство детей могут) Развивающиеся навыки (могут многие младенцы) Продвинутые навыки (некоторые дети могут)
Первый месяц Ваш крошечный новорожденный может отличить запах смеси от грудного молока.

Предпочтительный способ общения вашего ребенка — плач.

Ваш малыш может вытягивать ножки и пинаться.

Если ребенок испуган, он втягивает ручки и ножки внутрь. Это называется рефлекторным вздрагиванием.

Зрение вашего ребенка все еще развивается, поэтому он будет стараться фокусироваться на близких объектах.

Ваш ребенок может держать голову.

Ваш новорожденный начнет отдавать предпочтение сладкому и будет иметь проницательный вкус.
Второй месяц Ребенок может дольше удерживать голову неподвижно, когда лежит на животе или в вертикальном положении.

Навыки общения улучшились до нескольких ворчаний и бульканий.

Его ногти на руках и ногах растут очень быстро.

Теперь он может лучше различать круглые формы и цвета.

Может попробовать сжать пальцы в кулак.

Слух резко улучшается, и он может слышать лучше.

Он может временно держать мягкую игрушку, которую кладет в руки.

Первые намеки на улыбку.

Третий месяц Ваш ребенок может пинать ножки, лежа на спине/животе.

Он может держать голову и фокусироваться на объектах, движущихся в поле его зрения.

Ребенок начинает общаться, как будто это двусторонний разговор.

Он может начать улыбаться и узнавать. Ваш ребенок может сам начать переворачиваться на спину.
Четвертый месяц Ребенок может крепче хватать игрушки.

Может перевернуться и сесть с некоторой поддержкой.

Его зрение улучшается, и он может различать лица на расстоянии.

Вес вашего ребенка удвоился бы с момента рождения.

Его аппетит усилится.

Повышенная подвижность и любопытство к предметам и людям вокруг.

Его коммуникативные навыки улучшаются, включая кудахтанье, ворчание и первые признаки речи.
Пятый месяц Ваш малыш попытается произнести свое первое слово.

Он станет немного экспериментальным и будет постоянно толкать и трогать предметы вокруг себя.

Может долго сидеть прямо, но с некоторой поддержкой.

Он может держать голову, лежа на животе.

Ваш ребенок начнет ползать.
Шестой месяц Ваш малыш будет узнавать разные лица.

Ребенок будет смеяться.

Он может легко видеть через комнату, так как сила его зрения значительно возрастает.

Может развиться вкус к разным продуктам и текстурам.

Вы начнете видеть первые несколько зубов во рту вашего ребенка.

Он начнет узнавать свое имя и отвечать, когда ему звонят.

Начнет использовать поддержку, чтобы встать.

 

В течение следующих шести месяцев ваш ребенок разовьет еще несколько навыков, а также освоит те, которые он развил до шести месяцев. Давайте взглянем на диаграмму вех развития детей в возрасте от семи до двенадцати месяцев.

 

Таблица основных этапов развития ребенка в возрасте от семи до двенадцати месяцев

После того, как ребенку исполнится шесть месяцев, всплеск роста настолько заметен, что вам может быть трудно справляться с определенными ситуациями. Вот когда приведенная ниже диаграмма развития пригодится.

Возраст ребенка Достигнутые навыки (большинство детей могут) Развивающиеся навыки (могут многие младенцы) Продвинутые навыки (некоторые дети могут)
Седьмой месяц Навыки общения начинают улучшаться, и ваш маленький комочек будет имитировать звуки.

Он может перевернуться с любой стороны, а не только с одной.

Сможет распознавать лица и улыбаться кому-то в ответ.

Ваш малыш может стать более любопытным и исследовать предметы, которые он может держать, со всех сторон.

Сможет подтянуться и встать прямо с опорой.
Восьмой месяц Ребенок может переворачиваться и сидеть без посторонней помощи, опираясь на руки.

Он может наклоняться вперед и брать предметы одной рукой.

Из вашей речи он понимает больше слов, чем раньше.

Ребенок может начать произносить звуки с помощью простых слов, таких как «па», «ба», «ма» и т. д.

Теперь ваш малыш готовится ползать.

Ваш малыш может научиться хватать пинчером и перекладывать предметы из одной руки в другую.
Девятый месяц Будет наслаждаться твердой пищей и отдавать предпочтение вещам.

Он может определить больше запахов, если вы его представите.

Ваш ребенок разовьет когнитивные способности, чтобы связывать воспоминания нескольких дней.

Он может стать более экспериментирующим со своими игрушками и может стучать ими по полу или бросать их.

Он сможет общаться с помощью отдельных слов и выражать различные эмоции от гнева до счастья.
Десятый месяц Любопытство продолжает расти по мере того, как ваш младенец начинает замечать свое окружение.

Ваш малыш часами непрерывно двигается, не уставая.

Он сможет узнавать самых близких ему людей и лучше запоминать вещи.

Если разрешено, под присмотром ваш ребенок может выполнять простые действия самостоятельно, например, расчесывать волосы.

Он может попытаться ходить.
Одиннадцатый месяц Ваш ребенок начинает смотреть в зеркало и узнавать себя и вас.

Он в восторге от самых простых вещей, таких как коробки и коробки.

Он сможет выражаться словами «о» и «а».

Ребенок будет часто пытаться встать на ноги.

Он попытается ходить, если еще не сделал этого.
Двенадцатый месяц Ваш малыш преодолел важную веху в двенадцать месяцев и может лучше держать равновесие.

Он может сидеть и ползать сам.

Он больше интересуется своим окружением, и теперь, когда он может двигаться, он может лучше исследовать.

Имеет большие предпочтения в еде и проницательный вкус.

Ребенок также может начать есть самостоятельно, используя ложку, руки или поильник/бутылочку.

Физическая активность ребенка увеличивается с увеличением времени игры.

 

Составление графиков физических, умственных и психологических показателей и использование диаграммы роста для сравнения поможет вам обеспечить правильное развитие вашего ребенка. Направлять свой крошечный комочек радости в быстро меняющемся мире становится критически важным, но также важно, чтобы родители разговаривали, играли и развивали связь со своими младенцами в течение первого года. И тогда каждая веха в развитии вашего ребенка обязательно порадует вас!

R eference  l i nks – 

  • WebMD
  • emedicinehealth

Читайте также: Социальное и эмоциональное развитие детей

РЕКЛАМА

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСТЫ

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНИЕ

Чего на самом деле хотят кормящие мамы?

Рушель Фернандес —

Поднимите руки, если вы думали, что грудное вскармливание будет легким делом, но потом столкнулись с трудностями! Чтобы отметить Всемирную неделю грудного вскармливания в августе этого года, Австралийское грудное вскармливание…

Этапы развития ребенка: первый год

Автор Джина Шоу

От беспомощного новорожденного до активного малыша: вашему ребенку требуется всего 12 коротких месяцев, чтобы пройти этот путь это невероятное преображение. Младенцы растут и меняются с поразительной скоростью, и каждый месяц приносит новые и захватывающие события.

Новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, чего ожидать дальше и как узнать, идет ли развитие их ребенка по плану. Однако вместо того, чтобы слишком зацикливаться на этапах развития, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует довольно широкое «окно», когда для ребенка нормально достигать определенной стадии развития.

«Если ваш ребенок достигнет одного рубежа раньше, он может достичь другого позже, потому что он так занят совершенствованием другого навыка», — говорит Дженнифер Шу, доктор медицинских наук, педиатр и соавтор книги «9». 0339 По дороге домой с новорожденным .

Некоторые младенцы могут сказать свое первое слово в восемь месяцев, в то время как другие не говорят до тех пор, пока им не исполнится один год. И ходьба может начаться в любое время между девятью и 18 месяцами.

Помня об этих вариациях, вот что может делать ваш ребенок на каждом трехмесячном этапе первого года жизни.

Развитие ребенка: от одного до трех месяцев

На этом первом этапе развития тела и мозг ребенка учатся жить во внешнем мире. В период между рождением и тремя месяцами ваш ребенок может начать:

  • Улыбнись. Вначале они будут только для себя. Но через три месяца они будут улыбаться в ответ на ваши улыбки и пытаться заставить вас улыбнуться им в ответ.
  • Поднимать голову и грудь на животе.
  • Отслеживайте объекты взглядом и постепенно уменьшайте пересечение глаз.
  • Открывайте и закрывайте руки и подносите руки ко рту.
  • Взять предметы в руки.
  • Смахивайте или тянитесь к висящим предметам, хотя обычно они пока не могут их достать.

Развитие ребенка: от четырех до шести месяцев

В эти месяцы дети действительно учатся дотягиваться до окружающего мира и манипулировать им. Они осваивают использование этих удивительных инструментов, своих рук. И они открывают свои голоса. В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:

  • Переворачиваться с переда на спину или со спины на перед. Сначала обычно идет обратная сторона.
  • Болтовня, издающая звуки, которые могут звучать как настоящий язык.
  • Смех.
  • Протягивайте руки и хватайте предметы (следите за волосами), а также манипулируйте игрушками и другими предметами руками.
  • Сидите с поддержкой и хорошо контролируйте голову.

 

Развитие ребенка: от семи до девяти месяцев

Во второй половине этого года ваш малыш становится подвижным ребенком. Узнав, что они могут куда-то попасть, переворачиваясь, они проведут следующие несколько месяцев, выясняя, как двигаться вперед или назад. Если вы еще не защищены от детей, лучше сделайте это!

  • За это время ваш ребенок может:
  • Начать ползать. Это может включать в себя скутинг (перемещение на ягодицах) или «армейское ползание» (перетаскивание себя на животе за руки и ноги), а также стандартное ползание на руках и коленях. Некоторые младенцы никогда не ползают, сразу переходя от ползания к ходьбе.
  • Сидеть без поддержки.
  • Отвечайте на знакомые слова, например, на свое имя. Они также могут ответить «нет», ненадолго остановившись и посмотрев на вас, и могут начать бормотать «мама» и «папа».
  • Хлопайте в ладоши и играйте в такие игры, как пирожки и прятки.
  • Научитесь подтягиваться до положения стоя.

Развитие ребенка: от 10 до 12 месяцев

Последний этап развития в первый год жизни ребенка представляет собой переходный этап. Они больше не младенцы, и они могут выглядеть и вести себя как малыши. Но они все еще младенцы во многих отношениях. Они учатся:

  • Начинать есть самостоятельно. Младенцы на этом этапе развития осваивают «пинцетный захват» — это означает, что они могут удерживать небольшие предметы, такие как O-образные хлопья, между большим и указательным пальцами.
  • Круиз или передвигайтесь по комнате на ногах, держась за мебель.
  • Скажи одно-два слова, и «Мама» и «Папа» станут для родителей родственными именами. В среднем к первому дню рождения произносится около трех слов, но диапазон этого значения огромен.
  • Укажите на нужные им объекты, чтобы привлечь ваше внимание.
  • Начните «притворную игру», копируя вас или правильно используя объекты, например, притворяясь, что разговариваете по телефону.
  • Сделайте свои первые шаги. Обычно это происходит около года, но может сильно варьироваться.

 

Развитие вашего ребенка: когда нужно поговорить с педиатром

Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не достигает вех роста или развития, когда они должны? Во-первых, говорит Шу, доверяй своим инстинктам. «Если вы действительно чувствуете, что что-то не так, поговорите об этом со своим врачом, потому что, если есть проблема, мы хотим выявить ее как можно скорее, — говорит она. — Раннее вмешательство лучше, и вы лучше знаете своего ребенка». чем кто-либо».

Помните, однако, что это не совсем когда ваш ребенок самостоятельно садится или говорит свои первые важные слова; дело в том, что они продвигаются вперед в своем развитии. «Не смотрите на время так, как на прогресс, и наблюдайте, как ваш ребенок меняется и растет», — говорит Шу. «Это не гонка. Никто не будет спрашивать при подаче заявления в колледж, когда ваш ребенок впервые начал ходить или сказал «да-да».

Развитие вашего ребенка — месяц за месяцем

в четырех основных категориях. Имейте в виду, что все дети разные, и каждый ребенок растет в своем собственном темпе. Нет точного времени, когда большинство этих навыков впервые появляются. Если ваш ребенок не достиг вехи к тому месяцу, который указан в этой таблице, обычно это совершенно нормальное отклонение в развитии ребенка. Следите за прогрессом, а не за сроками.

 

 

Gross Motor

Fine Motor

Language/

Cognitive

Social

1 месяц

Движения головой из стороны в сторону на животе

Сильная хватка

Взгляд на руки и пальцы

Tracks movement with eyes

2 months

Holds head and neck up briefly while on tummy

Opens and closes hands

Begins to play with fingers

Ответно улыбается

3 месяца

Тянется и хватает предметы

  • Захватывает предметы руками0003
  • COOS

    имитирует вас, когда вы вытаскиваете язык

    4 месяца

    нагрузки на руки. !

    Смех громко

    Играет и может плакать во время игры

    5 месяцев

    начинает кататься по одному или другому направлению

    4.0003

    Учится перекладывать предметы из одной руки в другую

    Выдувает «малиновые» пузыри

    Тянется к маме или папе и плачет, если их нет на виду

    6 months

    Rolls over both ways

    Uses hands to “rake” small objects

    Babbles

    Recognizes familiar faces —caregivers and friends as well as family

    7 месяцев

    Двигаются вокруг -начинает ползать, Scoot или «Army Crawl»

    . Way

    Отвечает на выражение эмоций других людей

    8 месяцев

    хорошо сидит без поддержки

    .0003

    Responds to familiar words, looks when you say their name

    Plays interactive games like peekaboo

    9 months

    May try to climb/crawl up stairs

    Использует клешневой захват

    Узнает постоянство объекта — что что-то существует, даже если они не могут этого видеть

    На пике беспокойства о незнакомце

    10 months

    Pulls up to stand

    Stacks and sorts toys

    Waves bye-bye and/or lifts up arms to communicate “up”

    Learns to understand причина и следствие («Я плачу, мама идет»)

    11 месяцев

    Круизы, использование мебели

    Переворачивание страниц во время чтения

    0004 Говорит «мама» или «папа» за любого из родителей

    Использует игры во время еды (роняя ложку, отталкивая еду), чтобы проверить вашу реакцию; Выражает предпочтения в пищевых продуктах

    12 месяцев

    Стоят без посторонней помощи и могут сделать первые шаги

    Помогают, пока одетый (подталкивает руки в Sleeves)

    04040404000 40004404000 4000440404000 4000440404000 4000440404000 40004440404037

    4404404.

    4404404404. 700044. (часто «мама» и «папа»)

    Играет в подражательные игры, например, притворяется, что пользуется телефоном

     

    Вехи для младенцев и малышей: 16 действий с предметами до 16 месяцев

    Исследования показывают, что дети учатся, делая. Узнав, что они могут делать с предметами, они учатся говорить и притворяться, что затем запускает воображение. Дети должны осваивать не менее двух новых действий с предметами каждый месяц в возрасте от 9 до 16 месяцев. К 16 месяцам дети должны использовать не менее 16 действий с предметами.

    Младенцы по своей природе являются исследователями и мотивированы учиться с самого рождения. Их стремление к обучению проистекает из увлечения всем, что привлекает их внимание.

    Малыши всегда в движении. Они ищут информацию о мире. Они экспериментируют, чтобы понять, как все работает. Их энтузиазм поделиться своим опытом и достижениями заразителен.

    К 16 месяцам дети должны научиться как минимум 16 действиям с предметами

    My Baby Navigator

    Когда вы присоединитесь к My Baby Navigator, вы получите доступ к ресурсам и инструментам, адаптированным к возрасту вашего ребенка и расширяющимся по мере его роста. для помощи в наблюдении за развитием — от рождения до 24 мес. От лукбуков до диаграмм роста, от ежемесячных проверок до нашей проверки социальных коммуникаций, от печатных форм до веб-ресурсов — все в одном месте, к которому вы можете получить доступ онлайн из любого места в любое время.

    9 месяцев: рот, хлоп, падение

    В 9 месяцев дети повторяют различные действия с предметами. Они берут предметы в рот, чтобы изучить особенности. Они ударяют по предметам рукой и ударяют по двум предметам вместе, создавая звуки и действия. Иногда они роняют предметы случайно, а иногда намеренно.

    10 месяцев: сними, вынь

    В 10 месяцев дети учатся хватать, тянуть и снимать такие предметы, как носок, обувь или шапку. Они хватают и тянут, чтобы снять с головы полотенце, и играют в прятки. Младенцы стремятся увидеть, что находится в открытом ящике, и вынуть что-то, чтобы исследовать.

    11 месяцев: толкать, поворачивать

    В 11 месяцев дети учатся толкаться. Они могут толкать и раздавливать мягкие предметы или твердые предметы, например, клавишу пианино, чтобы издавать музыкальный звук, и кнопку на игрушечном телефоне или всплывающей игрушке. Они могут толкать игрушечный поезд, чтобы он двигался, или башню из чашек, чтобы сбить его.

    Младенцы учатся переворачивать предметы. Они могут крутить мячик на своем игрушечном мобиле, руль игрушечной машинки или кран в ванне. Они могут перевернуть страницу в книге. И они могут перевернуть корзину вверх дном, надеть ее себе на голову и рассмешить вас.

    12 месяцев: погладить, положить

    В 12 месяцев дети учатся гладить. Они могут вытереться полотенцем или погладить своего плюшевого мишку. Вскоре их похлопывание перерастает в объятия, чтобы поделиться своей любовью. Младенцы учатся функциональным действиям с определенной целью. Они могут положить вещи, например положить одежду в сушилку или фигуру в пазле. От «вставления» они учатся различным функциональным действиям. Они могут подносить чашку-непроливайку ко рту, чтобы пить, ложку в миску, чтобы черпать, и ложку во рту, чтобы есть.

    13 месяцев: кормить других, открывать и закрывать

    В 13 месяцев дети начинают учиться, наблюдая за другими и копируя то, что они делают и говорят. Они могут кормить маму из чашки или плюшевого мишку из бутылочки, показывая, что готовы притворяться.

    Они открывают и закрывают объекты, когда учатся использовать объекты в качестве инструментов. Они пытаются открывать и закрывать щипцы и прищепки. Малыши могут открывать и закрывать шкафы и дверцы духовки. По мере того, как они становятся более мобильными, ничто не находится вне досягаемости. Вы можете использовать этот интерес, предлагая им делать безопасные и полезные вещи, например открывать посудомоечную машину и доставать вилки и ложки.

    14 месяцев: двигать предметы вперед и назад, вверх и вниз

    В 14 месяцев малыши учатся двигать предметы вперед и назад. Они могут помочь почистить зубы и волосы. Они могут толкать игрушку туда-сюда и делать вид, что пылесосят, пытаться подкатить к вам мяч и пытаться помочь толкать скалку туда-сюда.

    Они учатся перемещать предметы вверх и вниз и пытаются резать предметы, настоящие и воображаемые. Они покачивают сковороду, чтобы притвориться, что готовят. Они двигают барабанные палочки вверх и вниз, экспериментируя со звуками и ритмами.

    15 месяцев: налить, вымыть и высушить

    В 15 месяцев дети учатся использовать два предмета вместе, имея в виду план. Они могут переливаться с одного предмета на другой, например жидкость из бутылки в чашку. Их можно выливать из лопаты в ведро и из лейки на растения.

    Имея план, они могут помочь вымыть и высушить посуду и даже машину. Малыши стремятся к участию в семейных делах.

    16 месяцев: складывать, вырезать, набрасывать, рисовать

    В 16 месяцев дети могут мастерить и творить. Они могут складывать 3 или 4 блока, чтобы сделать башню. Они могут сделать большую башню из блоков, которые соединяются, и кольца на шесте. Они могут вырезать тесто, чтобы помочь сделать печенье. Они могут вырезать фигурки Playdoh и складывать их вместе, чтобы сделать существо. Дети учатся создавать рисунки. Они могут рисовать карандашом и рисовать кистью. С небольшой помощью и практикой они пытаются рисовать цветными карандашами.

    Наличие 16 действий с предметами является важной вехой для запуска воображения

    Наблюдение за тем, как развиваются действия ребенка с предметами, многое говорит вам об его развитии в игре и о том, стоит ли беспокоиться, если он еще не разговаривает. Действия, которым учится ребенок, варьируются в зависимости от их семьи или культуры. Но наличие 16 действий с предметами к 16 месяцам является важной вехой для всех детей, потому что это запускает воображение и подпитывает изучение языка. К своему второму дню рождения дети учатся использовать слова и фразы, чтобы описывать, спрашивать и вести переговоры с другими. Именно эта способность говорить, воображать и создавать новые идеи закладывает основу для обучения на протяжении всей жизни.

    Лучшее время для подготовки к дошкольному обучению – от 9 до 16 месяцев.

    Самые благоприятные моменты для раннего изучения языка – это когда ребенок и воспитатель уделяют внимание одному и тому же предмету, а воспитатель говорит о фокусе внимания ребенка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *