Когнитивное развитие в младенчестве: №21 Когнитивное развитие в младенчестве
№21 Когнитивное развитие в младенчестве
21.
Особенности когнитивного развития в
младенчестве.
Стадия
сенсорно-моторного развития. Ребенок
овладевает своими собственными сенсорными
и моторными способностями: слушает,
кричит, ударяет, мнет, бросает.
Пиаже
разделяет на подстадии:
Врожденные
рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание
и т.д.Моторные
навыки (1 — 4 месяца) формируются как
условные рефлексы в результате
взаимодействия ребенка со средой
(сосательные движения при виде бутылочки
с соской, хватание этой бутылочки и
т.д.). Как конкретно это происходит, мы
уже рассматривали на примере развития
перцепции из моторики и сенсорики. в
теме «Онтологический аспект возрастной
психологии».Циркулярные
реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря
развитию координации между перцептивными
системами и моторными схемами (хватание
веревки, на которой висит погремушка,
с целью заставить ее греметь).Координация
средств и целей (8 — 12 мес. ) — отодвигает
руку экспериментатора, чтобы достать
спрятанную за ней игрушку.
Пиаже,
как мы видим, вообще не рассматривает
связь между познанием и аффективной
сферой (сферой желаний) ребенка. Для
него ребенок — обособленное существо,
которое социализируется после длительного
периода эгоцентризма только в силу
необходимости как-то разделить с другими
людьми объективные средства для познания
вещей и описания отношений между ними.
Когнитивное
развитие ребенка по Валлону.
Валлон
считает, что ребенок с самого рождения
представляет собою существо, неспособное
что-либо делать самостоятельно и поэтому
обреченное на социализацию (вначале —
с матерью, а потом — с другими людьми).
Развитие ребенка идет только в результате
взаимодействия с другими людьми, и
главную роль в нем играют не только
моторные акты, но и аффективные реакции
и речь. Этой же позиции придерживается
и советская школа психологии (в частности,
Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль
других людей в когнитивном развитии
ребенка).
Валлон
выделяет следующие последовательные
стадии детства:
Импульсивная
стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов,
автоматически развивающихся в ответ
на раздражение. Со временем эти рефлексы
все больше уступают место контролируемым
движениям и новым формам поведения, по
большей части связанным с питанием.Эмоциональная
стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара
эмоций (страх, гнев, радость, отвращение
и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать
тесные контакты с окружающей социальной
средой. Эмоции образуют «предъязык»,
с помощью которого ребенок не только
повышает эффективность своих жестов,
но и предвидит реакции других людей.Сенсомоторная
стадия (10-14 мес.) — начало практического
мышления. Закрепляются связи между
движениями и возникающими в результате
перцептивными эффектами, поэтому
ребенок начинает все чаще реагировать
на вещи направленными на них жестами.
Характерны циркулярные формы активности
(голос оттачивает слух, а слух придает
гибкость голосу).
Итак,
особенности развития
восприятия
в младенчестве:
— зрение первым начинает
развиваться и к месячному возрасту уже
можно зафиксировать следящие движения
глаз.
— зрительное сосредоточение, то
есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце
жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с
одного предмета на другой.
— примерно
со второго месяца жизни у ребенка
отмечается способность к различению
простейших цветов, а на третьем — четвертом
месяцах формы предметов. В две недели
у младенца, вероятно, уже сформировался
единый образ лица и голоса матери
—
предметность, то есть отнесенность
ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу
раннего возраста, около одного года.
—
вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту
звуков
Особенности
развития
памяти
—
способность запоминать и хранить образы
в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение
первого года жизни. До 3 — 4 — месячного
возраста ребенок, по — видимому, в
состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После
3 — 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает
способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет
предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям.
— специфика
ассоциативной памяти, которая уже есть
у детей младенческого возраста, состоит
в том, что довольно рано они оказываются
способными к созданию и сохранению
временных связей между сочетаемыми
раздражителями.
особенности
развития
речи
в младенческом возрасте:
—
развитие речи включено в общение со
взрослым;
—
возникает внимание к речи взрослого, а
затем подражание ей превращается в
самостоятельную деятельность ребенка;
—
устанавливается связь между названием
предмета и самим предметом, что проявляется
в поиске и нахождении предмета по слову
взрослого и в назывании предметов и
лиц;
—
к концу первого года жизни развивается
инициативное употребление осмысленных
слов.
Особенности
моторного
развития
в младенческом возрасте:
—
формируется хватание, приводя к развитию
руки как органа осязания и органа
движения;
—
устанавливаются зрительно-двигательные
координации, что способствует переходу
к манипулированию, в котором зрение
управляет движением руки;
—
устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его называнием
взрослым.
К
концу первого года жизни относятся
первые признаки наличия мышления у
ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети
этого возраста замечают, усваивают и в
своих практических действиях используют
элементарные свойства и отношения
предметов. Дальнейший прогресс их
мышления непосредственно связан с
началом развития речи.
49. Когнитивное развитие младенца
Младенчество
– период преимущественного развития
процессов ощущения, восприятия. К
рождению сенсорная система ребенка
сформирована и способна к обработке
поступающей информации. Различают вкус,
запах. Но в младенчестве, эти сенсорные
системы достигают зрелости и обеспечивают
развитие познавательных процессов.
Метод
«привыкание-отвыкание», м-д «зрительных
предпочтений», м-д «высоко амплитудного
сосательного движения», м-д ЭЭГ.
Пиаже
придерживался мнения, что младенцы
являются активными учениками; в ходе
сенсомоторного периода обучение
начинается с рефлексов и усложняется
через адаптацию.
Игра
с предметами проходит несколько стадий
в период младенчества и важна для
когнитивного развития.
За
время младенчества подражание все более
усложняется; в настоящее время доказано,
что младенцы способны к отсроченной
имитации уже к середине 1-го года жизни,
гораздо ранее, чем считал Пиаже.
Понимание
постоянства объектов в младенчестве
развивается стадиально; незрелое
представление об объектах, очевидно,
присутствует во второй половине 1-го
года жизни, если не раньше.
Навыки
запоминания проявляются очень рано;
младенцы обладают особенно хорошей
зрительной памятью.
Символическая
репрезентация в период младенчества
развивается стадиально, что доказывается
«игрой понарошку»; играть понарошку
младенцы начинают в возрасте от 6 до 12
месяцев.
Теория
сенсомоторного развития Пиаже подвергалась
критике по многим поводам, но его
представления об активной роли младенцев
в процессе научения и о том, что когнитивное
развитие основывается на взаимодействии
взросления и опыта, остаются важным
вкладом в науку.
Считается,
что восприятие потенциальных возможностей
объектов, как и перцептивная категоризация,
начинается на ранних этапах младенчества.
К
началу раннего возраста ребенок начинает
воспринимать свойства окружающих
предметов, улавливать простейшие связи
между предметами и использовать эти
связи в своих манипуляциях. Это создает
предпосылки для дальнейшего умственного
развития, которое происходит в связи с
овладением предметной деятельностью
(а позднее – игровой и рисованием) и
речью.
Основу
умственного развития в раннем возрасте
составляют формирующиеся у ребенка
новые виды действий восприятия и
мыслительных действий. В предметной
деятельности происходит развитие
восприятия. Никакое развитие предметных
действий невозможно без ориентации на
отдельные признаки предмета.
Как
показали исследования, точность
восприятия велика, но само восприятие
своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует
какое-то одно качество объекта, и в
последующем ребенок ориентируется на
это качество при узнавании объекта.
Во-вторых, восприятие ребенка раннего
возраста аффективно окрашено и тесно
связано с практической деятельностью.
Так,
например, если ребенку показать кактус,
дать возможность коснуться его рукой,
а затем попросить нарисовать, то ребенок,
как правило, будет изображать его с
сильно преувеличенными колючками.
Примером
же первой особенности восприятия ребенка
раннего возраста может быть такая
особенность восприятия, как узнавание
близких людей на фотографиях и предметов
на рисунках, в т. ч. на контурных
изображениях. Это связано с тем, что
дети второго года жизни не воспринимают
рисунки или фотографии как изображения
предметов и людей. Для них изображенные
предметы – это вполне самостоятельные
предметы. И если ребенок называет предмет
и его изображение одинаково, то значит,
он отождествляет их, воспринимает их
как одно и то же. Отождествление становится
возможным, т.к. в изображении выделяется
одна деталь, которая наиболее привлекает
внимание ребенка. Прежде всего, ребенок
обращает внимание на форму и величину.
Цвет же, хотя и различает, но внимание
ему не придает.
Для
того, чтобы восприятие стало полным и
всесторонним, у ребенка должны сложиться
новые действия восприятия. Такие действия
складываются в связи с овладением
предметной деятельностью, особенно
соотносящими и орудийными действиями.
Играя
с пирамидой, матрешкой, ребенок выполняет
множество соотносящих действий, чтобы
собрать эти игрушки. Все это можно
назвать внешними ориентировочными
действиями, позволяющими ребенку
добиться правильного практического
результата (собрать пирамиду). Такие
игрушки называют автодидактическими
(самообучающими).
Внешние
ориентировочные действия складываются
у ребенка и при овладении орудийными
действиями. Так, пытаясь достать удаленный
предмет при помощи палки, ребенок может
взять короткую палку и, убедившись, что
она не годится, заменить ее длинной.
От
соотнесения, сравнения свойств предметов
при помощи внешних ориентировочных
действий ребенок переходит к зрительному
соотнесению свойств предметов. Формируется
новый тип действий восприятия (2,5 – 3
года).
Наряду
со зрительным восприятием в раннем
возрасте интенсивно развивается и
слуховое восприятие. Особенно интенсивно
развивается фонематический слух и, как
правило, к концу второго года жизни дети
уже воспринимают все звуки родного
языка.
Восприятие
– ведущая психическая функция раннего
возраста. Так, память ребенка раннего
возраста проявляется всегда только в
активном восприятии – узнавании (этим
объясняется факт амнезии раннего
детства: связных воспоминаний почти не
сохраняется, настолько мало она участвует
пока в деятельности сознания).
Особенности
восприятия раннего возраста (в дополнение
к выше указанным):
его
аффективный характер, страстность.
Эмоции обнаруживаются преимущественно
в момент наглядного восприятия того
объекта, к которому они направлены.
Взрослые люди научаются смотреть на
вещи, отвлекаясь от непосредственной
эмоции, которую они вызывают, и, не
проявляя вообще никакого интереса к
ряду вещей. Для раннего возраста это
невозможно, т.к. восприятие и эмоция
слиты в единое целое. В результате это
приводит еще к одной особенности
восприятия:восприятие
непосредственно связано с действием,
определяет поведение; возникает единство
между сенсорными и моторными функциями.
В результате действий с предметами
ребенок начинает воспринимать свойства
окружающих предметов, улавливать
простейшие связи между предметами и
использовать это знание в своих действиях
с ними. Это создает предпосылки для
дальнейшего умственного развития,
которое происходит в связи с овладением
предметной деятельностью (а позднее –
элементарными формами игры и рисования)
и речью.
К
началу раннего возраста ребенок
овладевает зрительными действиями,
которые позволяют определить некоторые
свойства предметов и регулировать
практическое поведение. Однако, точность
и осмысленность такого предметного
восприятия очень невелики, хотя, на 1-й
взгляд это незаметно. В действительности
ребенок 2-го года жизни не может достаточно
точно определять свойства знакомых
предметов – их форму, величину, цвет, а
сами предметы обычно узнает не по
совокупности и сочетанию свойств, а по
отдельным, бросающимся в глаза признакам
(одна из особенностей восприятия).
Дети
не могут последовательно, систематически
осматривать объект, выявляя его разные
свойства, поэтому восприятие как бы
«выхватывает» какой-то один бросающийся
в глаза признак и по нему «опознает»
предмет. Это может быть небольшой участок
предмета, с которым сталкивается ребенок
при манипулировании. Так, ощупывая
игрушечную птичку с острым клювом,
ребенок усваивает слово «пти» и далее
именует так все предметы, отдаленно
напоминающие птичку, имеющие выступ
(«клювик»).
На
протяжении раннего возраста восприятие
ребенка становится более точным и
осмысленным по мере овладения новыми
действиями восприятия. Такие действия
сталкиваются в освоении предметной
деятельности, особенно в овладении
соотносящими и орудийными действиями.
Сначала дети выполняют действия в
материальном плане, потом переходят к
зрительному соотнесению. Формируется
новый тип действий восприятия. Свойство
одного предмета превращается в образец,
мерку, которой он «измеряет» свойства
других предметов. Например, величина
одного кольца пирамидки становится
меркой для других колец. Постепенно
ребенок начинает выполнять предметные
действия без предварительного
примеривания, а только с помощью
зрительной ориентировки.
В
связи с освоением зрительного соотнесения
ребенку 2,5 – 3 лет становится доступным
зрительный выбор по образцу (сначала
по форме, потом по величине, а позднее
– по цвету). Образцами при выделении
свойств предмета служат закрепившиеся
в памяти представления о свойствах
некоторых предметов, известных из
собственного опыта. Поэтому при
определении предметов круглой формы
ребенок говорит «как мячик» (нет сенсорных
эталонов еще). Для появления представлений
необходимы активные действия ребенка
с этими предметами.
Ребенок
3-го года жизни способен усвоить
представления о 5-6 формах (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник,
многоугольник) и о 8 основных цветах,
хотя еще плохо называет их.
Слуховое
восприятие:
особенно развит фонематический слух
(сначала выделяются и опознаются гласные,
а потом согласные; к 2 годам дифференцируются
все звуки родного языка).
Под
влиянием восприятия происходит развитие
всех других психических процессов.
Память, например, в этом возрасте носит
непроизвольный характер. Хотя в этот
период появляется воспоминание, и более
того – латентный период воспоминания
увеличивается, но ребенок не сам
вспоминает, а «ему вспоминается». Память
еще не действует как отдельный процесс.
Память.
Преобладающие виды– двигательная,
эмоциональная и частично образная.
Проявления хорошей памяти (когда читают
наизусть длинные стихотворения) не
означает, что у ребенка феноменальная
память или высокий уровень интеллекта.
Это результат общей пластичности
центральной нервной системы, свойственной
всем детям раннего возраста.
По
словам Л.С. Выготского, все психические
функции в этом возрасте развиваются
«вокруг восприятия, через восприятие
и с помощью восприятия». Это относится
и к развитию мышления. (Обухова, С. 221)
Мышление.
Появляется на пороге раннего возраста
и проявляется в использовании связи
между предметами для достижения
какой-либо цели (например, ребенок
притягивает подушку, на которой лежит
привлекательный предмет, чтобы достать
его). На первых порах установление новых
связей идет путем проб и ошибок. Некоторые
дети, достигнув результата, специально
возвращают предмет назад и то приближают,
то отодвигают его.
Большинство
задач такого типа дети решают посредством
внешних
ориентировочных действий (ВОД).
Эти действия отличаются от ВОД восприятия,
направленных на выявление и учет внешних
свойств предметов.
Мышление,
основанное на ВОД, именуется
наглядно-действенным (направлено на
отыскание связей между предметами и
действиями, дающих возможность получить
определенный результат).
Но
уже в раннем возрасте у детей появляются
мыслительные действия, выполняемые без
внешних проб, в уме. Ребенок переносит
способ, отработанный в 1 ситуации, в
сходную ситуацию. В основе этого лежат
пробы, проделанные в уме, когда ребенок
действовал не с реальными предметами,
а с их образами, представлениями о
предметах и способах их употребления.
Мышление,
в котором решение задачи осуществляется
посредством внутренних действий с
образами, называется наглядно-образным.
Пока ребенок решает с его помощью лишь
ограниченный класс задач, более трудные
задачи либо не решаются вовсе, либо
переводятся в наглядно-действенный
план.
Одним
из существенных приобретений становится
знаково-символическая функция сознания.
Поэтому в раннем возрасте ребенок
начинает понимать, что одни вещи и
действия могут использоваться для
обозначения других, служить их
заместителями. Однако знаково-символическая
функция завершает развитие во взрослости.
К
концу раннего возраста складывается
мыслительная деятельность, в том числе:
1) способность к обобщениям; 2) к переносу
приобретенного опыта из первоначальных
условий и ситуаций в новые; 3) умение
устанавливать связи между явлениями и
предметами путем экспериментирования;
4) запоминать эти умения и использовать
их при решении задач.
Основу
для обобщений создает усвоение речи,
поскольку значения слов всегда содержат
в себе обобщения. (Например, слово «часы»
ребенка учат относить и к маленьким
ручным, и к будильнику, и к большим
стенным и т.п.).
Овладение
речью, которая содержит обобщенные
слова (знаки предметов) связано с
переходом ребенка от наглядно-действенного
мышления к формированию и функционированию
наглядно-образного мышления, т. к. образ
представляет собой некоторое
абстрагирование свойств предмета. В
образе знак (слово) связан со значением,
но уже отделен от непосредственного
восприятия обозначаемого им предмета.
Хронологически
начало формирования у детей
наглядно-образного мышления приурочено
к концу раннего возраста и по времени
обычно совпадает с двумя событиями: 1)
становлением элементарного самосознания;
2) началом развития способности к
произвольной саморегуляции. Сопровождается
это все достаточно развитым воображением
ребенка, которое в раннем возрасте
является репродуктивным. Сначала, когда
ребенок находится на стадии
наглядно-действенного мышления, он
имеет возможность познавать окружающий
мир, решать задачи, наблюдая за ним и
производя реальные действия с предметами,
находящимися в поле зрения. Затем
появляются образы этих предметов, и
возникает способность оперировать ими.
Наконец, образ предмета может быть
вызван и поддержан в сознании ребенка
не только внешними предметными сигналами,
но и произнесенным словом. Это и есть
наглядно-образное мышление.
Когнитивное развитие: младенцы и дети ясельного возраста
Задачи
- Определить типичные вехи когнитивного развития от рождения до трех лет.
- Демонстрировать ожидания, соответствующие уровню развития.
- Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие младенца или малыша.
Учиться
Знать
Младенцы и малыши рождаются готовыми к обучению. Они учатся, обнимаясь с воспитателем, слушая речь, экспериментируя со звуками, двигая своим телом, дотягиваясь до предметов, пробуя пищу и исследуя свое окружение. Их мозг претерпевает удивительные изменения в течение первых трех лет жизни. На этом уроке будут освещены вехи когнитивного развития для младенцев и детей ясельного возраста.
Вехи
Мыслительные способности младенцев и детей ясельного возраста развиваются по мере их взаимодействия с окружающим миром и людьми. Ключом к здоровому развитию мозга является воспитание и чуткая забота о теле и разуме ребенка. Как вы узнали из первого урока, на рост мозга сильно влияет ранний опыт ребенка. Таким образом, поддержка когнитивного развития ребенка с помощью последовательного, заботливого опыта и взаимодействий имеет решающее значение для роста мозга. По мере развития младенцы и малыши начинают понимать и предсказывать, как все устроено: они снова и снова открывают и закрывают дверцу шкафа, они наполняют и выливают чашку с водой в водяной стол, они стучат ложкой по высокому стульчику, чтобы услышать звук.
Наблюдать за тем, как младенец или малыш делают новые открытия, очень увлекательно. Подумайте, как это удивительно, когда младенец впервые складывает кубики (и сбивает их) или впервые притворяется, что «читает» вам книгу. На приведенной ниже диаграмме показано когнитивное развитие младенцев и детей ясельного возраста. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором младенцы и дети ясельного возраста достигают этих вех, и что каждый младенец и малыш ясельного возраста уникален. Как вы, возможно, уже узнали из других курсов, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что следует обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как лицо, осуществляющее уход за младенцами и детьми ясельного возраста, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и ваши собственные знания о взаимодействии, опыте и среде, которую вы создаете для младенцев и малышей.
Таблица: Вехи когнитивного развития
2 месяца
- Обращает внимание на лица
- Начинает следить глазами и узнавать людей на расстоянии
- Начинает скучать (плачет, суетится), если деятельность не меняется
6 месяцев
- Осматривает предметы поблизости
- Приносит вещи в рот
- Проявляет любопытство к вещам и пытается достать вещи, которые находятся вне досягаемости
- Начинает передавать вещи из рук в руки 9
- Легко находит спрятанные предметы (как пьет из чашки, расчесывает волосы)
- Ударяет двумя предметами вместе
- Складывает предметы в контейнер, достает из контейнера
- Отпускает вещи без посторонней помощи
- Тыкает указательным пальцем
- Выполняет простые указания, например, «собери игрушку»
18 месяцев
- Знает, что такое обычные вещи; например, телефон, щетка, ложка
- Указывает на то, чтобы привлечь внимание других
- Проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке, делая вид, что кормит
- Указывает на одну часть тела
- Самостоятельно пишет
- Может следить за одной- пошаговые словесные команды без каких-либо жестов; например, сидит, когда вы говорите «садись»
24 месяца
- Находит вещи, даже если они спрятаны под двумя или тремя крышками
- Начинает сортировать формы и цвета
- Собирает предложения и рифмы в знакомых книгах
- Играет в простые игры-выдумки
- Может использовать одну руку больше, чем другую
- Выполняет двухэтапные инструкции, например: «Собери обувь и положи ее в шкаф»
36 месяцев
- Может работать с игрушками с кнопками, рычагами и движущимися частями
- Играет в куклы, животных и людей
- Собирает пазлы из трех или четырех частей
- Понимает, что означает «два»
- Копирует круг карандашом или мелком
- Переворачивает книжные страницы по одной
- Строит башни из более чем шести блоков
- Завинчивает и отвинчивает крышки банок или поворачивает дверные ручки
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013 г. ). Вехи развития. https://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf
Важно знать, что то, как младенцы и дети ясельного возраста распределяются по классам, может не соответствовать возрастным диапазонам, указанным выше. Есть программы, в которых дети перегруппировываются каждые шесть месяцев, и те, в которых используются разновозрастные или семейные группы, которые удерживают детей и их учителей вместе в течение более длительного периода времени. Лучше всего свести к минимуму количество переходов младенцев и детей младшего возраста из одной возрастной группы в другую.
Когнитивное развитие — это уникальный процесс, специфичный для каждого младенца, малыша и семьи. Многие факторы влияют на когнитивное развитие, в том числе гены, события во время беременности или родов, а также особенности окружения ребенка. Семья может задаваться вопросом о когнитивном развитии своего маленького ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают и чего ожидать. Воспитателям младенцев и малышей следует воспользоваться возможностью, чтобы сначала поучиться у семьи, а затем подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. Веб-сайт Kids Included Together, https://www.kit.org, может стать для вас ценным ресурсом, равно как и основные этапы развития и информация «Действуй рано», размещенные на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, https://www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также выделены некоторые возможные тревожные признаки развития младенцев и малышей:
Возможные предупреждающие признаки проблем когнитивного развития у младенцев и детей ясельного возраста
Младенцы раннего возраста
- Не наблюдает за движущимися предметами
- находятся в пределах досягаемости
- Ему трудно брать вещи в рот
- Не играет ни в какие игры, предполагающие игру туда-сюда (например, в прятки)
- Похоже, не узнает знакомых людей
- Не смотрит, куда вы указываете
- Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
- Не учится жестам, таким как махание или качание головой
- Теряет навыки, которые у них когда-то были
Малыши
- Не копирует других
- Не хочет показывать вещи другим
- Не знает, что делать с обычными вещами, такими как щетка, телефон, ложка
- Не выполняет простых указаний
- Не играет в притворство или притворство (в 3 года)
- Теряет навыки, которыми когда-то обладал наблюдения. Это может быть трудный разговор, но он может помочь убедиться, что ребенок получает поддержку, необходимую ему для достижения успеха. Под руководством вашего инструктора и менеджера программы вы можете поделиться с семьями информацией о типичном развитии ребенка и дать им знать, что вы готовы к разговору. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь вам начать разговор о своих проблемах.
В конечном счете, если семьи беспокоятся о развитии своего ребенка, они должны обсудить свои проблемы с педиатром своего ребенка. Педиатры могут провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка к специалистам. Семьи также должны связаться со своей государственной программой раннего вмешательства (для детей в возрасте до 3 лет). Эти программы предоставят бесплатную оценку развития ребенка. Это может помочь ребенку получить необходимые услуги и помощь. В этом видео, разработанном Центрами США по контролю и профилактике заболеваний, предлагаются советы по выявлению предполагаемых задержек развития и принятию мер: https://www. cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html
См.
Так же, как тело ребенка растет в младенчестве и дошкольном возрасте, растет и его мозг. Вы увидите серьезные изменения в мыслительных навыках ребенка в период между рождением и 3-летним возрастом. Посмотрите это видео, чтобы узнать о вехах для младенцев и детей ясельного возраста.
Видео недоступноПросмотрите диапазон когнитивного развития от рождения до трех лет.
Делать
Понимание этапов развития поможет вам узнать, какие виды обучения следует планировать в классе. Основываясь на своих знаниях о развитии, вы можете убедиться, что ваши взаимодействия и действия подходят для отдельных детей. Помните, что вехи — это маркеры, которые позволяют нам узнать, что ребенок растет оптимальным образом. В качестве лица, осуществляющего уход за младенцем ясельного возраста, сделайте следующее, чтобы поддержать вехи развития:
- Предоставьте младенцам и малышам младшего возраста безопасное пространство, необходимое им для движения и открытий (зоны для лазания, ползания, подтягивания и т. д.)
- Предложите безопасные, подходящие для развития материалы для исследования (пенопластовые кубики, настольные книги, музыкальные инструменты, контейнеры) для сортировки и наполнения и т. д.)
- Обеспечьте постоянные заботливые отношения с каждым младенцем и малышом.
- Прочтите об этапах развития, особенно о возрасте детей, которых вы обслуживаете.
- Таблицы основных этапов развития для справки и визуальных напоминаний.
- Признайте, что дети нуждаются в разных вещах от вас, когда они проходят этапы развития.
- Регулярно наблюдайте за детьми и документируйте их прогресс, чтобы определить, где они находятся в развитии, чтобы вы могли как поддерживать, так и развивать их новые навыки.
- Помните, что дети уникальны и прогрессируют с разной скоростью, и что одна область развития может занять больше времени, чем другие области.
- Проконсультируйтесь со своим администратором, инструктором или инструктором, если вы чувствуете, что вас беспокоит развитие ребенка.
Исследовать
Наблюдение за младенцами и детьми ясельного возраста может помочь вам увидеть, на каком этапе развития они находятся, что важно при планировании обучения для них. Загрузите и выполните задание «Наблюдение за этапами развития ». Поделитесь с вашим администратором, тренером или тренером.
Наблюдение за стадиями развития
Подумайте, какие вехи развития были достигнуты или нуждаются в поддержке, когда вы наблюдаете за младенцем раннего возраста, подвижным младенцем и ребенком ясельного возраста
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Применять
Важно понимать и помнить вехи развития. Загрузите и ознакомьтесь с вехами когнитивного развития плакат и используйте его в качестве справочного материала в своей работе. Вы также можете поделиться плакатом с семьей.
Глоссарий
- Когнитивные навыки:
- Умственные навыки или поведение, которые помогают детям получать информацию, решать проблемы, рассуждать и делать выводы
- Задержка развития:
- Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки; задержки могут возникать в любой области развития
- Вехи развития:
- Набор навыков или действий, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте
- Скрининг развития:
- Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие
Продемонстрировать
Правда или ложь? Вехи когнитивного развития позволяют узнать, когда разовьются определенные навыки и поведение.
Верно
Ложно
Что из нижеперечисленного является возможным предупредительным признаком, касающимся когнитивного развития младенца или ребенка младшего возраста?
Они развивают навыки намного быстрее, чем их сверстники.
Они изучают жесты, такие как махание рукой или качание головой.
Они не наблюдают за движущимися объектами.
Они показывают пальцем, чтобы показать что-то другим.
Ваш коллега спрашивает, как они могут поддержать вехи развития в своем классе. Вы отвечаете, говоря…
«Вехи развития не актуальны до дошкольного возраста».
«Разместите в своем классе таблицу этапов развития. Если ребенок не достигает вехи в указанном возрасте, вы должны направить ребенка на обследование».
«Обязательно наблюдайте за детьми в вашем классе на регулярной основе, чтобы знать, на каком этапе их развития находятся дети».
«Немедленно запросите конференцию с семьями, если вы чувствуете, что могут возникнуть проблемы с этапами развития».
Ссылки и ресурсы
Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2013). Этапы развития. http://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/
Центр обучения и знаний в раннем детстве. (н.д.). https://eclkc. ohs.acf.hhs.gov/
Эйлин Аллен, К., и Эдвардс Каудери, Г. (2014). Исключительный ребенок: включение в дошкольное образование (8-е изд.). Белмонт, Калифорния: Издательство Уодсворт.
Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. (н.д.). https://www.naeyc.org
Отслеживайте этапы развития вашего ребенка. (2011). [Брошюра]. Первые шаги штата Миссури, раннее вмешательство. http://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/parents_pdfs/MO-Wic%20Broch_2_English_508.pdf
От нуля до трех. (2021). https://www.zerotothree.org
Когнитивное развитие в раннем детстве — Качественное начало
Раннее развитие младенцев и детей ясельного возраста
Мы часто слышим термин «детское развитие», но вы можете подумать, что именно он охватывает? Развитие ребенка относится к расширению физических, когнитивных, психологических и социально-эмоциональных навыков, которые приводят к повышению компетентности, самостоятельности и независимости ребенка. От зачатия до рождения и в раннем детстве важно обеспечить защиту детей и стимулировать их рост в различных областях развития.
5 Области развития ребенка
В развитии ребенка выделяют 5 областей развития, или определенных областей знаний и деятельности. Их:
Когнитивное развитие-
- Когнитивное развитие — это способность учиться, думать и решать проблемы.
Социально-эмоциональное развитие –
- Социально-эмоциональное развитие — это способность взаимодействовать, успокаивать себя, общаться и активно взаимодействовать с другими.
Развитие речи/языка –
- Развитие речи и языка — это способность понимать и использовать язык.
Физическое развитие –
- Развитие мелкой моторики — это способность использовать более мелкие мышцы, такие как руки и пальцы.
- Развитие крупной моторики — это способность использовать крупные мышцы, включая широкий диапазон движений ног и рук, сидение, подтягивания и т. д.
Все направления развития и обучения ребенка связаны! Мы подробно рассмотрим каждую область развития, как они естественным образом выражаются в поведении и как опекуны могут поощрять такое поведение с помощью конкретной обратной связи. Эта серия, созданная и написанная Лорен Оливас, студенткой магистратуры CSUSB по развитию детей, расскажет об этапах первых трех лет обучения. Оставайтесь с нами, пока мы рассказываем о важных навыках развития ребенка, за которыми нужно следить, и о том, как определить возможности для участия.
Мы начнем с обсуждения одной области детского развития — когнитивного развития. Опять же, это способность учиться, думать и решать проблемы. Как эти навыки развития начинают проявляться у младенцев и детей ясельного возраста и какие виды деятельности и возможности мы можем создать для их поддержки?
Когнитивное развитие младенцев и младенцев
В возрасте 2 месяцев развиваются навыки обучения и решения проблем. Существует широкий спектр вех когнитивного развития, над которыми дети должны работать в первые годы своей жизни. К ним относятся:
- Внимание к лицам
- Слежение за объектами глазами
- Распознавание людей на расстоянии
- Положить вещи в рот
- Передача игрушек из рук в руки
- Поиск вещей, которые можно спрятать, и участие в прятки
- Отвечать на ласку и узнавать знакомых людей на расстоянии
Занятия по развитию когнитивных функций для малышей:
- Разговаривайте, читайте, пойте и играйте вместе каждый день — время кормления, одевания и купания отлично подходит для этого.
- Посмотрите вместе картинки и книжки с картинками.
- Держите игрушку или погремушку над их головой и поощряйте их тянуться к ней.
- Обратите внимание на их разные крики, чтобы узнать, чего хочет ваш ребенок.
- Играть в прятки.
- Играйте в прятки с игрушками и предметами, соответствующими возрасту.
- Позвольте малышу безопасно тянуться к игрушкам, пинать ножки и исследовать окружающий мир.
- Укажите на то, что вас окружает, и расскажите об этом.
- Когда ваш ребенок уронит что-то на пол, поднимите это и верните ему, чтобы выяснить причину и следствие.
- Установите распорядок дня и постоянно его поддерживайте.
- Опишите поведение, которое вы хотите, а не то, которое вам не нравится. Например, скажите малышу «ноги на пол» вместо «не лезь».
Когнитивное развитие у малышей
После того, как ваш ребенок перейдет в детский возраст (после одного года), он должен быть в состоянии заниматься более сложными навыками решения проблем и когнитивными задачами, такими как:
- Писать самостоятельно
- Участие в мероприятиях по уходу за куклой или мягкой игрушкой
- Участие в простой ролевой игре
- Называние предметов в книжке с картинками («собака» или «ребенок»)
- Поиск объектов, скрытых под несколькими слоями
- Завершение предложений или рифм в знакомых книгах
Занятия по развитию когнитивных способностей для малышей:
- Расскажите своему ребенку о своих повседневных делах и о том, чем вы занимаетесь.
- Решайте головоломки вместе.
- Поощряйте ребенка помогать с простыми домашними делами.
- Задавайте много простых вопросов.
- Хвалите и поощряйте поведение, которого вы хотите больше, а не ругайте или наказывайте за поведение, которое вам не нравится.
- Играйте с кубиками и сортируйте фигуры.
- Потренируйтесь в идентификации, попросите ребенка назвать части своего тела или то, что он видит из окна машины.
- Поощряйте ролевые игры.
- Играйте в прятки с предметами вокруг вашего дома.
(Содержимое предоставлено Лорен Оливас, кандидатом в магистратуру по развитию детей, наставником высшего образования в организации Quality Counts California)
Другие важные ресурсы:
- Ресурсы для повышения качества дома.
- Фонды обучения младенцев и детей младшего возраста. Просмотрите наши ресурсы, чтобы ознакомиться с Калифорнийскими фондами обучения и развития младенцев и детей ясельного возраста.
6