Разное

Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: Особенности детей старшего дошкольного возраста — ГБДОУ детский сад №32 Приморского района Санкт-Петербурга

Психологические особенности старшего дошкольного возраста

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. 

Ведущая потребность  в этом возрасте — потребность в общении.


Этот период называют сензитивным   (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как  его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно  влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками 

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.  Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. 
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора.  В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры ,  направленные на  расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т. п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте  успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно. 

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • —  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:                                           

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Педагог-психолог

Томрачева Ю.А.

Возрастные и психологические особенности старшего дошкольного возраста


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕТИ 6 – 7 ЛЕТ

Старший дошкольный возраст – это период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом его созревания. Эти изменения касаются как физического, так и психического развития.

Анатомо-физиологические особенности

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются изменения в его представлениях о себе, его образе «Я».

Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является очень значимым. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и, в то же время, исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов


  • Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, то есть ребенок способен сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах примерно 20 – 25 минут. При этом в поле зрения ребенка могут находится 7—8 предметов одновременно.

  • Память. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Ребенок уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

  • Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

  • Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — благоприятен для развития фантазии.

  • Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Подготовила: педагог-психолог Ковина Е. В.

МБДОУ «Детский сад №105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Сыктывкар, 2015 г.

Каталог: content -> 4801
content -> Савік Шустер
content -> С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография
content -> Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессустойчивость человека. Спб.: 1999. 86 с
content -> Профилактика аддиктивного поведения в условиях образовательной среды
content -> Воспитателя
content -> Психологическая помощь акцентуированным подросткам
content -> 11 сентября 2015 года в нашей стране проводится Всероссийский День трезвости
4801 -> Консультация для родителей

Скачать 315.5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологические особенности межличностного общения старших дошкольников при переходе к школьному обучению

Автор

Перечислены:

Зарегистрирован:

    Реферат

    В статье дается углубленное научное осмысление межличностного общения старших дошкольников как базового фактора их социальной готовности к школе. Разработан и обоснован новый подход к развитию межличностного общения детей старшего дошкольного возраста в процессе интерактивной учебно-игровой деятельности. Определены психологические особенности и социально-психологическое содержание межличностного общения старших дошкольников в период перехода к школьному обучению. Раскрываются особенности взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками на этапе перехода от старшего дошкольного возраста к школьному, раскрывается специфика взаимоотношений в ходе образовательного процесса в связи с его принципиальными изменениями, социально-психологические и психологические условия, влияющие на этот процесс. формирования этих отношений на этапе перехода от старшего дошкольного к школьному. Выделены основные причины социально-психологической потребности в раннем обучении и ее возможные негативные последствия. Важнейшие изменения в общественном сознании и в сознании педагогического и образовательного сообщества определяются сущностью феномена раннего обучения, а также факторами и условиями его эффективности. Подчеркивается внутренняя ценность периода каждого ребенка. Обоснована важность повышения профессиональной готовности психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений к реализации психологически обоснованной стратегии опережающего обучения старших дошкольников с использованием специальной программы психологического сопровождения личностного развития детей в условиях организованных дидактических мероприятий, направленных на ускорение их умственного развития. Обобщены результаты исследований современных психологов относительно эффектов раннего обучения.

    Предлагаемое цитирование

  • Клименко Анастасия, 2018.
    « Психологические особенности межличностного общения старших дошкольников при переходе к школьному обучению »,
    EUREKA: Social and Humanities, Scientific Route OÜ, выпуск 6, страницы 19-24.
  • Обработчик: RePEc:nos:social:y:2018:i:6:p:19-24

    как

    HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: http://eu-jr. eu/social/article/viewFile/804/782.pdf
    Ограничение на скачивание: no
    —>

    Подробнее об этом товаре

    Ключевые слова

    индивидуальность; социальное развитие; зона ближайшего развития; раннее обучение; психологическое вмешательство;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента: RePEc:nos:social:y:2018:i:6:p:19-24 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://eu-jr.eu/social .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Елена Климашевская (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: http://eu-jr. eu/social .

    Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель.
    различные услуги RePEc.

    ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

    Ключевые слова

    психическое развитие
    возрастной онтогенез
    особенности
    сенсомоторный интеллект
    синкретизм
    любознательность
    активность
    критичность
    выразительная и выразительная речь

    Как цитировать

    Клак, В. (2019). ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 5 (7), 195–207. https://doi.org/10.31108/1.2019.5.7.13

    Abstract

    В статье дан теоретико-методологический анализ проблемы мышления в психологической науке, представлены возрастные и индивидуально-психологические особенности дошкольников. Накопленный теоретический и практический опыт рассматривается в следующей последовательности: классификация психического развития детей, возрастной онтогенез особенностей мышления, индивидуально-психологические особенности детей, имеющих определенные возможности взаимодействия с разными типами мышления. Цель статьи — проанализировать динамику развития мышления в дошкольном возрасте. Методы исследования — теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников, позволивший выявить, обобщить и систематизировать материалы по проблеме исследования. Результаты изучения возрастных особенностей дошкольников показали, что на всех этапах развития мышления ключевое значение придается его онтогенезу. Развитием детского мышления занимались многие исследователи, но в настоящее время единой возрастной периодизации психического развития ребенка не существует. Наиболее известные классификации онтогенеза речи представлены Ж. Пиажем и П. Я. Гальпериным. Рассмотрен возрастной онтогенез мышления ребенка от сенсомоторного интеллекта новорожденного до стадии оперативного мышления дошкольника, что привлекает особое внимание психологов, поскольку именно в этот период дети должны приобрести навыки оперирования зрительными образами. , представлять предметы в разном пространственном положении, формировать внутренний план действия мышления. Показано, что интеллект детей с раннего детства до старшего дошкольного возраста действует на основе принципа системности и при необходимости одновременно включается во все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-образное. схематические и словесно-логические. Рассмотрен феномен «синкретизма», систематизирована и представлена ​​динамика развития мышления в дошкольном возрасте, проанализированы индивидуально-психологические особенности детей, такие как любознательность, активность, критичность в контексте мышления. Выводы: целесообразность изучения взаимосвязи развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с импрессивной (внутренней) и выразительной (внешней) речью ребенка дошкольного возраста.

     

    https://doi.org/10.31108/1.2019.5.7.13

    PDF 195-207 (Украинская)

    Рекомендации

    Абульханова-Славская К. А. (1981) Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. Москва : Наука. С. 19– 44. [на русском языке].

    Ананьев Б.Г. (1996) Психология и проблемы человека // Избранные психологические труды. Гл. IV. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Москва — Воронеж. С. 196-280. [на русском].

    Выготский Л. С. (2004) Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 224 с. [на русском].

    Выготский Л.С. (1999) Мышление и речь. Москва : Лабиринт. 351 с. [на русском].

    Выготский, Л. С. (1983) Собрание сокини [Собрание сочинений] : В 6-ти т. 1, с. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика. 368 с. [на русском].

    Гальперин П. Я. (2001) К вопросу о развитии мышления дошкольников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – [Хрестоматия. Познавательные психические процессы. Сост. я зах. красный. А. Х. Маклакова. Санкт-Петербург : Питер. 451 с. [на русском].

    Кривошея, Т. М. (2015) Взаимосвязи образного и логического мышления как шлях до гармонизации мыслительной деятельности дошкольников // Образ пед. современный учитель] : Научно-практический учебно-популярный журнал. № 6. С. 25-27. [на украинском языке].

    Кудыкина Н.В. (2012) Теория игровой деятельности детей : монография. Киев. у-т им. Б. Гринченко. Киев. 235 в. [на украинском языке].

    Левшунова К.В. (2015) Психическое благополучие старших дошкольников под влиянием программы повышения их двигательной активности. Актуальные проблемы психологии : Сборник научных практик Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Харьков : КЦ ФОП Ивановойи М.А. Том И.В. Психология развития дошкольника. Выпуск 11. С. 126 — 134. [на укр.].

    Максименко С.Д. (2000) Генетическая психология. Методологическая рефлексия проблем развития в психологии : Монография. Киев : Рефл-Бук Ваклер. 320с. [на украинском языке].

    Павелкив, Р. В. (2004) Развитие нравственного сознания и самосознания в детстве: монография. Ровно: Волын. обереги. 248 с. [на украинском языке].

    Пасичник И. Д. (2013) Мыслення как предмет психологии. Научные записки. Серия «Психология и педагогика» [Серия «Психология и педагогика»] Выпуск 25. С. 3-9. Особенности взаимосвязи образного и понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста] «Педагогическая и возрастная психология» // Киев, 24 с., 9.0005

    Пиаже, ул. (1998) Речь и мышление ребенка. Москва. 347с. [на русском].

    Поддьяков Н.Н. (1981) К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. II. Москва : Наука. 458 с. [на русском].

    Проколиенко Л. М. (1979) Формирование допытливости в детях дошкольного возраста. Киев : Радянська школа. 88 с. [на украинском языке].

    Товкач И.Е. (2016) Анализ индивидуальных особенностей структуры познавательной деятельности старших дошкольников. [Актуальные проблемы психологии] : зб. наук. пр. Ин-ту психологии им. Гх. С. Костюка НАПН Украины. Киев : ТОВ «Срибна Хвыля», Т. IV. Вып. 12. С. 145–155. [на украинском языке].

    Товкач И.Е. (2017) Индивидуальные особенности познавательной активности старших дошкольников : «Педагогическая и возрастная психология».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *