Воспитатель не нравится: Что делать, если вам не нравится воспитатель ребёнка, и ещё три важных вопроса про детский сад
Что делать, если вам не нравится воспитатель ребёнка, и ещё три важных вопроса про детский сад
Прежде чем отдать ребёнка в детский сад, стоит подумать не только об условиях, какие там игрушки и чем будут кормить. Ещё важно понять, подойдёт ли вам учебная программа и конкретный воспитатель — об этом и не только в проекте для родителей дошкольников от «Альпины.дети» и «Мела».
Вместе с заместителем директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Натальей Шадриной и детским психологом «Интересного детского сада» Павлом Тарунтаевым отвечаем на несколько вопросов: есть ли отличия в программах обучения в детсадах, что делать, если вам не нравится воспитатель и важен ли детский сад для социализации.
1. Чем отличаются программы обучения в детских садах
Всего в России около 28 программ дошкольного образования — их можно найти (и почитать!) на сайте Федерального института развития образования. В соответствии со ФГОСами программы могут быть разными даже в пределах одного детского сада. Например, в одних группах дети учатся по программе Монтессори, а в других — по программе «Вдохновение», «Планета детства» и так далее. В теории родители могут изучить содержание всех существующих программ и выбрать тот сад, где им больше нравится.
«Мел» и издательство «Альпина.дети» раз в неделю отправляют письмо-гид (всего таких будет пять) с ответами на вопросы про современные сады. Подписаться на рассылку могут все желающие: для этого нужно всего лишь зарегистрироваться на сайте.
В первой части нашего гида мы разбирались, с какого возраста можно отдать ребёнка в детский сад, что будет, если пропускать занятия, и чем там кормят детей (спойлер: грибы и мороженое запрещены!).
На практике получается, что большая часть детских садов работает по программе «От рождения до школы». Дело в том, что до 1991 года в СССР существовала одна типовая программа дошкольного образования, автором которой была Мария Васильева. После 1991 года стало появляться много новых программ, в том числе переписали и эту, но суть не поменялась. По программе Васильевой создано много разных методических рекомендаций для педагогов, и это значительно облегчает работу воспитателям. Программа им знакома и поэтому больше 50% детских садов работает по ней.
Наталья Шадрина:
«Если брать программу «От рождения до школы», то там задан некоторый алгоритм: есть занятия, которые следуют одно за одним, и ребёнок в них встраивается. Очень похоже на формат учебной деятельности. Содержание программы разбито на темы, допустим, есть отдельно «формирование элементарных математических представлений» и «развитие речи», но внутри они почти не связаны между собой.
Если взять, к примеру, программу «Золотой ключик», то там уже некоторые кейсы. Например, дети изучают тему «Между прошлым и будущим». К ним случайно через какую-то трубу времени попадает древний человек, который не умеет разговаривать. Дети должны научить его говорить, научиться общаться с ним. Это может длиться месяц, и внутри этого зашиты все образовательные задачи. Так у ребёнка создаётся целостная картина, потому что он выполняет интересные для него задания, в которые он включён».
2. Что делать, если воспитатели считают, что ваш ребёнок не готов к детсаду
Для начала важно понимать, что понятия «не готов к детскому саду» не существует. В сад берут всех детей соответствующего возраста, и воспитатель не может заставить вас забрать своего ребёнка. Правда, он может заметить, что ребёнку некомфортно или как-то не так себя ведёт. В этом случае важно разобраться, что именно происходит с ребёнком.
Павел Тарунтаев:
«Я бы посоветовал поговорить со штатным психологом в детском саду. Бывает, что по какой-то причине воспитатели просто не хотят находить подход и пытаются откреститься от „неудобного“ ребёнка. Поэтому здесь важно стороннее мнение. Если сами родители чувствуют, что у ребёнка есть сложности, например, в общении с другими детьми, то это проблему нужно решать. Посоветуйтесь с психологами и воспитателями. Возможно, стоит немного подождать и начать ходить на какие-то выборочные занятия».
3. Что делать, если вы недовольны воспитателем в группе
Да, такое может случиться, и самое первое, что нужно сделать, — это понять, насколько объективна ваша претензия. Часто воспитатели — заложники правил и инструкций. Например, заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян рассказывает, что из-за строгих нормативов, по которым готовится еда, она часто получается невкусной. Но воспитателю нужно, чтобы ребёнок поел, поэтому он пытается убедить его съесть свою порцию разными способами. Иногда это приводит фактически к насилию — тогда это безусловный повод поговорить с воспитателем.
Павел Тарунтаев:
«Если у родителей есть претензии к воспитателю, то в первую очередь нужно откровенно с ним поговорить. Объяснить, что есть моменты, которые хотелось бы изменить, посмотреть, будет ли от этого толк. Здесь важно понимать, что не стоит вести себя агрессивно, — это не только не поможет, но и в дальнейшем может сказаться на ребёнке. Если спокойный разговор с воспитателем не помогает, можно подключить заведующую. Я бы рекомендовал это делать только в случаях вопиющего непрофессионализма. Когда возникают какие-то мелкие неурядицы, лучше стараться решать их на месте без скандалов. Другой вариант: если у вас личный конфликт с воспитателем, то можно попросить перевести ребёнка в другую группу».
4. Нужна ли детям социализация
Социализация — важный период в жизни любого человека. При этом чужое пространство и много новых людей вокруг могут вызвать сильный стресс у ребёнка. Родители боятся отдавать ребёнка в детский сад (или быстро из него забирают) из-за истерик, агрессивного поведения или отказа в него идти. На самом деле это абсолютно нормальная реакция на стресс, просто нужно помочь ребёнку с ним справиться. Например, автор «Мышематики» Женя Кац в материале «Как начать ходить в детский сад без проблем» даёт родителям полезные советы, как облегчить ребёнку расставание с родителям (спойлер: приходите за ребёнком в одно и то же время и обязательно предупреждайте, кто именно из родителей заберёт его из детсада).
Павел Тарунтаев:
«Да, ребёнок может ходить на какие-то занятия и играть во дворе с другими детьми, но это всё длится недолго. Поэтому потом детям, которые совсем не ходили в детский сад, бывает сложно адаптироваться в школе. Они, конечно, всё равно социализируются, но происходит это тяжелее. Дело даже не в общении. Такие дети привыкли к тому, что им достаётся много внимания, а в условиях детского коллектива это невозможно. Плюс, конечно, у них не так развит навык следования правилам.
Самое важное, что ребёнок получает в саду — это возможность нести ответственность и учиться самостоятельности. Рядом с ним, конечно, есть взрослые, которые могут ему помочь. Но большинство задач, начиная от того, чтобы самостоятельно одеться и заканчивая навыком разрешения конфликтов, переходит на ребёнка. Он понимает: «Я здесь один, и эту проблему надо решить самому». Нет мамы, которая сразу прибежит. Детям потом легче справляться со стрессом, потому что у них есть опыт самостоятельного преодоления».
Фото: Shutterstock (Rade Kovac)
Что делать, если ребёнку не нравится воспитатель?
Когда ребёнок жалуется на воспитателя, совершенно неясно, как реагировать. Совсем не хочется, чтобы кто-то расстраивал ребёнка, но и воспитатель может быть ни в чём не виноват. Разобраться в этой сложной схеме взаимоотношений взрослого и ребёнка помогла детский психолог Варвара Кислова.
Вопрос. Дочке не нравится воспитательница в саду. Когда она заходит в группу и видит её, сразу начинает плакать. Мне ужасно неудобно, потому что та кажется неплохой и адекватной женщиной. Когда я спрашиваю дочку, что не так, она говорит, что воспитательница строгая и занимается с ними по тетрадкам. Как можно наладить между ними контакт?
Ответ. Воспитатель — это значимый взрослый, замещающий родителя. От отношений с ним зависит качество адаптации в детском саду. Поэтому эмоциональное отношение ребёнка к нему крайне важно.
Для начала стоит проговорить с ребёнком проблему и выяснить, что именно в поведении воспитателя вызывает негатив. Бывает, что эмоции связаны с тяжело протекающей адаптацией. В таком случае нужно выяснить причины этих сложностей.
Если говорить о конкретной ситуации с тетрадями, стоит попробовать позаниматься по таким дома. Есть вероятность, что из-за стресса ребёнок что-то не успевает или негативные эмоции не дают ему сосредоточиться на заданиях.
Не стоит забывать, что адаптационный период у многих детей приходится на кризис трёх лет. Это известный в психологии переходный этап, когда взрослые должны поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, возникающее в этот период, но при этом не должны потакать капризам.
Часто трудности связаны с особенностями воспитания в семье. Например, чрезмерная опека или ситуации, когда ребёнок получает всё, что пожелает, а в детском саду сталкивается с правилами и запретами. Или бабушка одевает ребёнка на улицу, когда мама просит его одеться самостоятельно. Или в детском саду он может есть только за столом, а дома — где угодно. У ребёнка в таких ситуациях возникает чувство непонимания. Поэтому взрослые должны соблюдать единые правила повседневного общения с ребёнком и быть последовательными.
Недопустимо в присутствии ребёнка ругать воспитателей или нелестно отзываться о детском саде. Если родитель, который для ребёнка является безусловным авторитетом, вечером ругает детский сад, а утром ведёт туда свою дочь, то понятно, что чувствовать она себя будет странно.
Бывает, что ребёнок не любит воспитателя по каким-то субъективным причинам. Например, из-за возраста воспитателя. Это не значит, что нужно менять его на молодого. Просто ребёнок ещё не умеет справляться со столкновением своих потребностей и тем, что предлагает ему мир. Нужно проговаривать и проигрывать подобные ситуации в комфортных для ребёнка условиях — с мамой или папой. Например, на детской площадке можно подойти и познакомиться с бабушкой, а дома поиграть в детский сад.
Иногда воспитатель действительно ведёт себя некорректно. В таком случае нужно уточнить у ребёнка ситуацию, а причины выяснять у воспитателя. Если придумать выход мирным путём и совместными усилиями не получается, стоит обратиться к психологу. Если психолог тоже не помогает разрешить конфликт, можно сменить детский сад. Но этот вариант лучше оставить на крайний случай, потому что никто не обещает, что в другом детском саду будет легче и проще.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (Oksana Shufrych)
Что делать, если ваш ребенок не нравится учителю
Не секрет, что некоторые телефонные звонки вызывают беспокойство. Подумайте о том, чтобы получить звонок от учителя вашего ребенка. Для меня этот звонок подобен бомбе, которая продолжает взрываться прямо перед твоим носом. Звонит телефон (дым). Учительница объясняет, что она пыталась отправить вам электронное письмо (сигнал пожарной тревоги). Она рассказывает, что у других учителей в команде схожие опасения (взрыв номер один). Она резюмирует многочисленные неудачные вмешательства в классе (взрыв номер два).
К сожалению, я получил этот звонок. Я немного послушал учителя, но затем голос учителя стих. Все, о чем я мог думать, были случаи, когда мой ребенок ныл: «Моя учительница меня не любит». Я знала, что эта мантра определенно станет защитой моего ребенка, когда мне сообщат об этом телефонном звонке.
Мой разговор с учителем закончился моим обещанием поговорить с моим ребенком. Я знала, что это будет трудно, как для меня, так и для моего ребенка. Даже если есть доказательства обратного, я хочу встать на защиту своего ребенка. Как родитель, я сразу же занимаю позицию «это не они (дети), это вы (учитель)». К сожалению, такая точка зрения приводит к несправедливому обвинению учителя.
Итак, поговорить с ребенком о том, нравится он или нет учителю, непросто. Это извечная дилемма: следовать своему сердцу, а не голове. Что еще хуже, эта дилемма часто отвлекает нас, родителей, от решения реальной проблемы (проблемы, из-за которой вам позвонили).
Вы устали от чувства неготовности произнести мантру «учитель меня ненавидит»? Первый шаг – поговорить с ребенком. Взгляните на эти 6 советов, чтобы остановить негативные мысли вашего ребенка, чтобы он мог лучше реагировать на своего учителя.
1. Бросьте вызов ошибочному мышлению
Бросьте вызов негативным мыслям вашего ребенка об учителе. Например, вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативе, попросите их описать позитивное взаимодействие, которое у них было с учителем.
2. Поощряйте позитивный внутренний диалог
Обсудите с ребенком его сильные стороны в классе. Когда они начинают думать об учителе негативно («Я не нравлюсь моему учителю»), постарайтесь заставить их вместо этого думать позитивно («Я буду хорош в ____ независимо от того, как мой учитель относится ко мне». »)
3. Избавьтесь от мышления по принципу «все или ничего»
Если ваш ребенок думает, что учитель никогда не зовет его, или если он чувствует, что учитель всегда делает ему выговор, рассмотрите ситуацию более четко и конкретно. Может быть, учительница не заходила к нему сегодня, а может быть, ей однажды сделали выговор на прошлой неделе.
4. Сосредоточьтесь на развитии навыков
Попросите вашего ребенка подумать о том, на какие навыки других учеников учитель, по-видимому, положительно реагирует, и как ваш ребенок может практиковать эти навыки?
5. Поставьте цель
Постарайтесь уменьшить количество случаев, когда ваш ребенок говорит, что его учитель не любит его. Чтобы помочь вашему ребенку достичь этой цели, определите барьеры (участие в занятиях, соблюдение сроков выполнения заданий, соблюдение правил класса) и поддержку (родители, школьный персонал, сверстники).
6. Изучите роль вашего ребенка во взаимодействии
Вы можете попросить своего ребенка:
«Как вы пытались наладить хорошие отношения со своим учителем?»
Разговор с ребенком — это только первый шаг. Теперь пришло время поговорить с учителем. Взгляните на эти 6 советов по подходу к учителю.
1. Будьте готовы
Запишите, о чем вы спросите учителя и чего вы надеетесь достичь, поговорив с учителем (дополнительный совет: отправьте информацию учителю заранее).
2. Поделитесь своей точкой зрения
Будьте честны с учителем и поделитесь, если вы беспокоитесь о встрече (например, вы не хотите вмешиваться в напряженный график учителя), если вы стесняетесь (вы опасаетесь, что вы будете чрезмерно оберегать) или если вы чувствуете себя неуверенно (вы не знаете, как лучше всего решить проблему).
3. Задавайте вопросы
Узнайте, как обычно решаются проблемы в отношениях между преподавателем и учеником в классе учителя и в школе.
4. Предоставить данные
Общение родителей и учителей — это улица с двусторонним движением. Вы получите информацию с конференции, но вы также должны предоставить информацию. Поделитесь подробностями о том, как часто (ежедневно, еженедельно, раз в семестр) ваш ребенок заявляет, что учитель его не любит. Кроме того, предоставьте подробную информацию о том, когда (в начале семестра, перед выходными, после тестов и т. д.) ваш ребенок подает заявление. Информация, которой вы делитесь, может помочь обнаружить триггеры, которые способствуют появлению у вашего ребенка этих негативных мыслей.
5. Предложение помощи
Напрямую спросите, чем вы можете помочь. Короткий мозговой штурм с учителем может оказаться неоценимым.
6. Обсудите план после конференции
Определите, как будут происходить дальнейшие действия. Вы свяжетесь с учителем или наоборот? Решите, как вы и учитель будете определять прогресс, и четко определите ожидаемый уровень прогресса.
Твоя очередь. Что первое приходит вам в голову, когда ваш ребенок начинает грустить из-за того, что «мой учитель меня ненавидит»? Вы сделали прорыв, и ваш ребенок на самом деле еще раз взглянул на то, как его негативные мысли влияют на его успеваемость в классе? Если вы все еще боретесь с этим, как и я, какой ваш лучший совет «чего не говорить»? Поделитесь своими мыслями в разделе комментариев ниже.
Сопутствующее содержание:
7 способов остановить борьбу родителей и детей за домашнее задание
«Мой ребенок отказывается делать домашнее задание» — как остановить еженощную борьбу за школьные задания
Иногда учитель вашего ребенка просто не любит их
Воспитание
по Diana Park
Обновлен:
Первоначально опубликовано:
JGI: Jamie Gril: Getty
JGI: GTAITY: Getty
JGI: Getty
JGI: Getty
JGI: Getty
JGI: Getty
. 0002 Когда мой младший учился во втором классе, у нас был трудный год. Ему постоянно присылали домой записки, мне регулярно звонил его учитель по поводу его поведения, а он вообще не был сосредоточен.
Мой сын всегда был немного «лишним» — предыдущие учителя говорили, что он будет очень возбужден и у него будут проблемы с концентрацией внимания во время переходов. Но обычно после напоминания ему удавалось переориентироваться.
Несмотря на то, что он был глупым и любил смешить своих одноклассников, с ним было приятно находиться в классе, и, по словам его учителей, он был хорошим учеником. Ни учителя, ни врачи никогда не говорили о том, что у него может быть СДВГ или другие трудности с обучаемостью, и я не видел никаких тревожных сигналов дома, поэтому я был вполне уверен, что это не проблема.
Я очень серьезно отнесся к звонкам, записям и тому факту, что его учитель назвал его поведение «неприемлемым». У моего сына будут такие последствия, как потеря экранного времени каждый раз, когда я получаю записку или звоню домой. Я заставила его написать записку с извинениями его учительнице и всегда уверяла ее, что дома я столкнулась с такими последствиями.
Я также изменила его привычки в еде, следя за тем, чтобы он не ел ничего сладкого перед школой и вместо этого ел что-то белковое, так как я читал, что это поможет сосредоточиться и сконцентрироваться.
Я бы связался с его учителем, чтобы убедиться, что он выполняет задание. Каждый разговор встречался со вздохами, стонами и жалобами на моего сына. Я знал, что она расстроена, но мне казалось, что мои усилия вообще не ценятся — она всегда была так раздражена на меня, сына, и на меня.
Однажды у него будет побочный разговор. В другой день он говорил, не поднимая руки. Другой, он бегал вместо того, чтобы ходить в зале. Это всегда было чем-то.
Она была очень расстроена, и я тоже. Но мой сын тоже, особенно когда я проиграл ему на следующий день после того, как она позвонила мне и сказала, что у него был лишний день и он не будет сидеть на месте во время урока .
Позволив ему сесть на прыгучий мяч, мы не смогли поглотить то количество энергии, на которое рассчитывали. У меня был с ним разговор, твердый разговор, который закончился огромными крокодиловыми слезами и закончился тем, что он сказал мне, что его учитель не любит его, и у него были проблемы из-за того, что он делал то же самое, что и другие дети, но они не поняли. в беде. Он часто чувствовал себя выделенным и смущенным, и упоминал, что она была очень мила «со всеми детьми, которые занимались спортом и получали хорошие оценки».
И я ему поверил.
Я знал, что мой ребенок иногда может быть горсткой. Ее жалобы казались мне мелочью, да, но у нее также было 16 детей в ее классе, поэтому я не чувствовал, что могу согласиться со своим мнением и попросить ее быть более твердой и решать ее в классе вместо того, чтобы звонить или пишет мне по электронной почте несколько раз в неделю. Она даже предложила ему завести новых друзей и сказала, что ему следует проводить время с разными детьми в классе. Но мой сын любил своих друзей.
На следующий день он принес домой уведомление, которое я должен был подписать, чтобы я знал, что в тот день он откинулся на спинку стула. Он боялся показать мне письмо, но знал, что должен это сделать, потому что его нужно было подписать и вернуть на следующий день, иначе он потерял бы перерыв.
Правила есть правила, и за их нарушение должны быть последствия, я понимаю. Но мой ребенок был заметно потрясен, потому что однажды он откинулся на спинку стула, и последствия показались мне немного чрезмерными. Тем более, что это был 2-й класс.
Так продолжалось год, и со временем мой сын начал ненавидеть школу, чего никогда не было в прошлом. Я начал подозревать, что учителю просто не нравился мой сын. Ее жалобы казались минимальными, она связалась со мной по поводу, казалось бы, мелочей, с которыми, как мне казалось, можно было легко справиться в школе, например, когда он «слишком громко» пел в ванной после обеда.
Мы все хотим поддержать учителей — у них огромная работа и они берут на себя заботы о многих детях. Я знаю, что учителя много работают, и я уважаю их профессию. Но я чувствовал, что эти звонки домой и электронные письма были пустой тратой нашего времени и еще больше отталкивали моего сына. Я знал, что ей просто не нравился мой сын. И с тех пор я поговорил с другими родителями, чьи дети прошли через то же самое с разными учителями на протяжении многих лет.
Когда учителю просто не нравится ваш ребенок, знаете ли. Как и ваш ребенок, и мой ничем не отличался. Это повлияло на весь его год. В последний день в школе, когда я забрал его, его учитель сказал: «Я не знаю, что с ним сегодня не так; он продолжал прыгать вверх и вниз и был слишком взволнован для моего класса к концу дня».
Она говорила о нем так, будто его и не было рядом, а я смотрел, как он сжимается, как увядшая роза. Это был последний день в школе, и я уверен, что весь класс был взволнован, а не только мой сын.
Я мельком увидел, как он провел весь свой год, и теперь я понял его разочарование.
Я обнял его и объяснил, что это последний день в школе, и он просто очень взволнован.