Воспитание детей 3 4 лет психология поведения: Воспитание ребенка 3-4 года: советы родителям
Воспитание ребенка 3-4 года: советы родителям
Крики, истерики и протесты могут стать частыми явлениями в поведении ребенка 3-4 лет. В этот период родителям необходимо правильно обозначить для себя принципы воспитания малыша. В противном случае, неосознанные запреты, постоянные наказания, ругань и конфликты ни к чему положительному в формировании личности ребенка не приведут.
Этот важный период у детей обычно проходит под девизом «Я сам! Я знаю! Я умею!», начинает проявляться самостоятельность в поступках. А мамы и папы все еще считают своего ребенка маленьким и беспомощным. Именно этот резонанс двух позиций рождает недопонимания между малышами и родителями.
Содержание статьи:
- Кризис 3-4 лет – как проявляется и что с этим делать
- Последствия родительских запретов
- Поведение детей и их темперамент – в чем связь?
- Советы мамам и папам
- Вывод
Кризис 3-4 лет – как проявляется и что с этим делать
Стоит сразу же обратить внимание, что изменения в поведении ребенка не обязательно должны начаться сразу после празднования его трехлетия. Обозначение возраста с точки зрения психологии является условным, зависит от индивидуальных особенностей развития. Кризис может проявиться на полгода раньше или позже. Однако родители точно не пропустят начало перемен, так как существуют явные признаки кризиса 3-4 лет:
- истерики по поводу и без, которые могут проходить даже прилюдно;
- излишняя самостоятельность;
- раздача всем родным и близким указов и распоряжений, наглое поведение;
- протесты и непокорность;
- изменение в привычках, когда что-то любимое становится для ребенка ненавистным;
- проявление агрессии, ранее не замеченной у малыша.
Мамам и папам важно не начать паниковать и думать, что их чадо не такое как у всех, что у них растет монстр. Это вовсе не так. Кризисный возраст настигает практически всех детей 3-4 лет, но может проявляться с большей или меньшей интенсивностью. Вот самые частые ошибки родителей в воспитании ребенка в этот непростой период:
❌Рукоприкладство. Ни в коем случае нельзя отвечать на непокорство и упрямство ребенка ударами по «мягкому месту» или подзатыльниками, проявлять иные методы физического насилия. При таком воспитании неизбежно пострадает психика, нервная система ребенка.
❌Постоянная критика в адрес малыша за его проявление самостоятельности. Не нужно в такой момент занимать позицию главного и всезнающего взрослого. Лучше поддерживать попытки ребенка сделать что-то самому.
❌Постоянные крики, ругань, требование подчинения. Как и в случае с рукоприкладством, такой способ реакции на поступки детей может выработать в них комплексы, страхи, чувство вины.
❌Игнорирование. Выбрав позицию отстранения, отгораживания от проблемы, родители только ухудшают ситуацию. Кроха может почувствовать себя ненужным, брошенным. В дальнейшем, мамы и папы, не удивляйтесь, что ребенок перестанет делиться с вами своими проблемами и переживаниями.
❌Несогласованность действий родителей между собой в вопросах воспитания и реагирования на его поступки. Нельзя в этот период выбирать игру «хороший и плохой родитель».
❌Частая смена тактики воспитания у одного родителя. У малыша может сложиться неверное восприятие ситуации, когда он не сможет понять, как себя вести правильно. На этой почве могут случаться истерики, недовольства и проявление агрессивного поведения.
❌Всегда идти на уступки. Есть такая поговорка: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот именно в кризисный период взросления малыша про нее стоит забыть. Постоянное потакание, «закрытие» его капризов полным согласием и выполнением условий может привести не только к тому, что такое поведение ребенка станет нормой для него, но и к неуважению родителей с его стороны.
❌Запрет на высказывание мнения, самовыражения, проявления себя. Если в такие моменты нет угрозы жизни и здоровью ребенка (своего и окружающих), нет иной опасности, то пусть малыш проявит самостоятельность. Не стоит пресекать эти попытки на корню.
Как показывает практика, одним родителям бывает очень сложно в кризис правильно воспитывать малыша, другие быстро находят общий язык с ребенком. Важно понимать, что безвыходной ситуации нет.
Последствия родительских запретов
Ох, уж это слово «нельзя»! Запреты для ребенка в период кризиса трех лет могут проявляться истериками и скандалами со стороны малышей. Но так ли вредны для детей ограничения со стороны взрослых?
Родителям необходимо четко понять, что запреты бывают осознанными и неосознанные. Между ними огромная разница, которая непременно влияет на психику ребенка, его дальнейшее восприятие действительности.
Осознанные запреты всегда чем-то обусловлены, имеют под собой веские причины. Например, когда ограничение в поступке ребенка влечет сохранение его жизни и здоровья. Другим показателем осознанности запрета в трехлетнем, четырехлетнем возрасте служит формирование дисциплины. Закладывание в ребенке принципов адекватного послушания необходимо. Иначе, в детском саду и школе у детей будут проблемы с поведением. Элементарное правило, что нельзя отнимать игрушки у других, грубить, хамить и бить окружающих – это полностью осознанный запрет.
Другие дело – неосознанность ограничения ребенка в его поступках. К примеру, запрет пойти погулять на улице в ясный и погожий день, потому что малыш неаккуратно ел за столом и уронил бокал с компотом. Никакой обоснованной взаимосвязи между первым и вторым действием нет. Надо было лишь объяснить ребенку, что за столом вести себя надо спокойно, не махать руками, чтобы еда и посуда не летели направо и налево. А лишать его прогулки на свежем воздухе является неверной тактикой воспитания.
Есть и такие родители, которые запрещают ребенку что-либо по причине собственной зависти. Это может звучать довольно странно, но имеет место быть. Отказ в покупке самой обычной недорогой игрушки в магазине, потому что у мамы в детстве из развлечений были только мяч и кукла — это прямой указатель на проецирование жизни родителя на жизнь своего ребенка: «Не было у меня – не будет и Саши! Ничего, выросла нормальным человеком!».
Поведение детей и их темперамент – в чем связь?
Своего ребенка нужно не только слушать, но и слышать, обязательно наблюдать за его поведением, как он реагирует на различные ситуации: закатывает громкую истерику или в молчании уходит плакать в подушку, не подпуская к себе никого, когда обижен или расстроен. Стоит понаблюдать, как радуется кроха позитивным моментам в жизни: смеется, ликует, крепко обнимает и целует родных или же, может спокойно сказать «спасибо», искренне улыбнуться без лишней эйфории.
Такое наблюдение поможет родителям определить темперамент ребенка. Он не зависит от воспитания, обстановки в доме или детском саду. С определенным темпераментом личности люди уже рождаются и проносят его сквозь всю свою жизнь.
В психологии выделяют четыре основных типа темперамента:
- меланхолик;
- сангвиник;
- флегматик;
- холерик.
Многолетние исследования психологов выявили определенные особенные черты темперамента. Специалисты дали рекомендации, как себя вести родителям со своим холериком или сангвиником, какие методы воспитания можно применять, а от каких следует отказаться.
От многих родителей доводилось слышать, что все эти психологические тонкости – полная ерунда, что мама и папа лучше знают, как правильно общаться с малышом. Однако это является заблуждением, которое впоследствии может перерасти в психологические травмы у ребенка, сделать его замкнутым или агрессивным. Очень важно правильно воспитывать малыша в зависимости от его темперамента.
Стоит обратить внимание на то, что в чистом виде темпераменты не встречаются. Но один из четырех обязательно будет доминирующим, направляющим. В этом и есть небольшая сложность.
Меланхолики
Ваш ребенок пошел в детский сад, плохо проходит там адаптацию, не сразу идет на контакт с ровесниками? А, может, вы замечали, что дочка или сыночек довольно чувствительно реагирует на ваши замечания и крик? Тогда, скорее всего, перед вами меланхолик.
Такие мальчики и девочки спокойны, от них нет шума и гама в доме. Малыши-меланхолики могут увлеченно самостоятельно играть в игры, не требуя, чтобы мама или папа обязательно были в нее вовлечены. Их жизнь проходит спокойно и размеренно.
От детей, у которых превалирует такой тип темперамента, не стоит постоянно требовать грандиозных результатов. Им просто нужна теплая, гармоничная обстановка дома, где их не стыдят постоянно за их поступки, не выясняют отношения на повышенных тонах.
Сангвиники
Дети-сангвиники очень дружелюбные, легко сами знакомятся с другими детьми и даже взрослыми, не заливаются в истерике ни дома, ни на улице, чаще всего улыбчивы и жизнерадостны. Адаптация крохи в детском саду проходит без проблем.
Критику сангвиники воспринимают адекватно. Конечно, могут расстраиваться в какие-то моменты, но диких криков и громкого недовольного плача родители практически не наблюдают.
Есть и другая сторона медали в поведении детей-сангвиников – это проявление хитрости, использование различных уловок в поведении с родными и близкими. Могут наблюдаться даже манипуляции со стороны ребенка: «Я уберу за собой игрушки, если ты мне купишь новую игрушку!».
Поэтому, родителям очень важно запомнить, что с сангвиниками действует правило «Доверяй, но проверяй!». Иначе, малыш может воспользоваться доверием мамы и папы и начать в дальнейшем просто их обманывать.
Хвалить сангвиника необходимо, но только за уже совершенные хорошие поступки и когда для этого есть повод. Если восхвалять своего малыша постоянно и без причины, то в скором времени на его голове появится вымышленная корона, будет прогрессировать «звездная болезнь».
Флегматики
Как и меланхолики, дети-флегматики спокойны, умиротворенны, не истеричны. Но между ними есть явное отличие. Флегматичные малыши хорошо воспринимают информацию и обрабатывают ее, они усидчивы и последовательны в своих действиях. Каждый их шаг продуман до мелочей, даже в дошкольном возрасте.
Флегматикам, к примеру, не свойственно после пробуждения быстро вскакивать с постели и бежать по своим делам. Полежать минут 10-15 в кровати, понежится в ней – это ритуал, который не стоит игнорировать родителям. Поэтому, поспешные сборы, например, в детский сад, не доставят крохе особого удовольствия. Ведь ему важно сконцентрировано и спокойно выполнить определенный алгоритм действий.
Флегматику, как и меланхолику, требуется тихая и спокойная атмосфера в доме, доверительные отношения с малышом.
Холерики
Малыши-холерики словно родились с моторчиком. Они очень быстро сменяют одно занятие на другое, куда-то постоянно бегут, чрезмерно эмоциональны, требуют к себе повышенного внимания.
Для них свойственна быстрая смена настроения. Только пять минут назад малыш улыбался и смеялся, как вдруг, у игрушки отвалилась деталь, и ребенок начал громко и заливисто плакать. А, спустя еще несколько минут, он снова улыбается.
Такие перепады настроения очень часто выводят родителей на негативные эмоции по отношению к ребенку, проявляется агрессия. Это самая большая ошибка родителей. Также, не следует проявлять и гиперопеку к ребенку-холерику. Он активен по своей природе, а сдерживание его эмоций и действий может привести к нервным срывам, частым истерикам без особого повода.
⭐Читайте также: всесторонне развитие ребенка
Правильное общение с ребенком 3-4 лет
Если вашего кроху уже настиг кризисный возраст, то момент его начала не стоит упускать. Есть некоторые правила общения с малышом, который перешел на новый уровень своего развития, начал взрослеть и показывать свой характер:
- Родители сами должны сохранять спокойствие и не паниковать лишний раз на глазах у ребенка. Эмоции родных очень быстро передаются детям.
- Не нужно пытаться перекричать ребенка, если он в истерике, трясти его, пытаясь успокоить. Необходимо спокойно попытаться переключить внимание на себя и быть в позитивном расположении духа.
- При разговоре с детьми во время истерики нужно присесть, чтобы оказаться с ним на одном уровне, обнять, ласково прикоснуться к малышу.
- Слова стоит произносить тихо, спокойно, членораздельно, строить простые предложения, чтобы ребенок уловил суть сказанного ему. Приказы в такой ситуации не уместны.
- Просьба родителя не должна содержать манипуляций ради достижения благой цели.
- Лучше исключить по максимуму из своего общения с ребенком частицу «не», заменяя слова схожими по смыслу. К примеру, не стоит говорить «не ори!». Можно просто попросить малыша быть тише, спокойнее.
Эти приемы вовсе не сложные, но почему-то многие родители их игнорируют, ставя себя выше ребенка, доминируя над ним. Лучше спокойно поговорите с крохой, похвалите его за хорошие поступки, найдите контакт друг с другом, чтобы потом всплеск эмоций и истерику можно было быстро погасить без психологического насилия.
Кроме того, с ребенком просто нужно разговаривать, беседовать:
- о том, как прошел день в детском саду, что он там ел, чем занимался, не обидел ли его кто-то;
- узнавать новые любимые пристрастия в еде у малыша;
- придумывать с ним свои истории и сказки;
- разузнать о том, какие эмоции у него вызывают те или иные вещи, поступки, люди;
- о погоде и окружающем мире;
- о любимых играх и занятиях.
И это не полный список. Поверьте, даже с ребенком 3-4 лет можно интересно и продуктивно поговорить, узнать много нового о прекрасном внутреннем мире маленького человека, его страхах, переживаниях и радостях.
⭐Читайте также: что должен уметь и знать ребенок в 3 и 4 года
Советы мамам и папам
Родителям еще можно посоветовать:
- Любить своего ребенка просто за то, что он есть, без причин и объяснений.
- Чаще играть с малышом в его любимые игры, придумывать новые полезные и развивающие занятия.
- Давать ребенку право выражать свое мнение и делать выбор.
- Заслужив у ребенка авторитет и уважение, оставаться с ним наравне, учитывать его желания. Малыш не должен постоянно искать одобрение своим поступкам.
- Если к ребенку есть требования и просьбы, то они должны высказываться уважительно, без надменного, приказного тона.
- Если малыш провинился, не нужно осуждать его как личность. Плохим будет поступок, но не ребенок.
- Хвалить свое чадо за совершение хороших дел, за достижение успехов и даже самых небольших результатов, чтобы у него был стимул расти и развиваться дальше.
- Чаще рассказывать ребенку на примерах и в сравнении, что такое хорошо и что такое плохо.
Вывод
Воспитание ребенка – это особый труд. Особенно в период 3-4 лет. Очень важно самим родителям не перейти грань и в моменты истерик и эмоциональных всплесков у ребенка не быть с ним на одной волне. Когда две стороны не слышат друг друга, пытаясь перекричать, переспорить, задавить авторитетом, ничего хорошего не произойдет. А вот уважительное отношение родителей к ребенку – это ключ к взаимопониманию, налаживанию позитивного настроя в жизни.
Если вы чувствуете, что вам необходимы поддержка и советы в воспитании — обратитесь в развивающие центры и сады «Бэби-клуб». Профессиональные специалисты сети занимаются не только развитием детей, но и помогают родителям лучше разбираться в детской психологии. Вместе с Бэби-клубом ваш ребёнок станет всесторонне развитой личностью, а вы — счастливым родителем.
Воспитание ребенка 3-4 года — психология и советы из жизни
Воспитание ребенка 3-4 лет. Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания… Отличием этого возраста является проявление самостоятельности…
Первый переходный возраст, формирование характера, осознание себя и развитие логического мышления – это признаки ребёнка переступившего 3-летний рубеж. Много провокационных моментов со стороны малыша ждёт родителей. Формирование личности во многом зависит от реакции взрослых на его поведение в этот период.
Так же как и у детей от 1 года, познание мира 3-х летних малышей происходит методом разбора вещей. Только на вопрос, кто это сделал, услышать можно много версий совершенно не соответствующих действительности.
Тематический материал:
- Психология воспитания детей от 1 года
- Развивающие игры для детей 3-х лет
Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания эти хитрости нельзя. Необходимо объяснять, что наказания не последует, только понадобится привести всё в порядок. При условии, что ремонту вещь уже не подлежит, ребёнок должен выкинуть её в ведро самостоятельно. Такие меры могут привести к слезам, но они заставят мастера-ломастера задуматься.
Реакция родителей может быть разной, но лучше избегать крика, а физическое наказание вообще бессмысленно. Подобные методы приведут к тому, что ребёнок будет чувствовать себя обиженным. Его обида может затянуться очень надолго, проще сдержать свой гнев и желание наказать, а выяснить, что ребёнок хотел узнать, разбирая очередную вещь.
Необходимо дать ребёнку понять, что ему можно всё, только действия его могут оставить семью без необходимых вещей. Следующий раз, когда он соберётся что-нибудь узнать практическим путём, стоит взять кого-то из взрослых в союзники или просто спросить, как это устроено.
Чаще всего разбираются и ломаются агрегаты, назначение которых ребёнку не понятно. Чтобы сделать предмет понятным и полезным, научите малыша им пользоваться. Для электрических приборов необходимо сделать оговорку, что пользоваться можно только, когда мама или папа рядом.
Запоминают дети очень хорошо, если показать им как включается музыка, или как поставить правильно диск в видеоплеер и какие кнопки, в каком порядке нажимать, необходимо. Потому что, повторяя действия взрослых, он может сделать ошибку. Воспитание детей от 3 до 4 лет – это помощь самоутвердиться и почувствовать себя самостоятельным. Для закрепления полученных знаний, несколько раз просите ребёнка под присмотром включить музыку или поставить диск с любимым мультфильмом.
Капризы и плач
Плач и капризы первого переходного возраста уже не относятся к тому, что у ребёнка проблемы со здоровьем или физиологическими потребностями. Слёзы в этом возрасте чаще появляются от обиды и недопонимания со стороны взрослых. Таким образом, ребёнок даёт понять, что его необходимо обнять, похвалить, занять чем-то новым, познавательным.
Психология воспитания детей 3-4 лет заключается в том, чтобы постоянно подтверждать статус взрослого, способного на поступки человека. В ответ на отношение к ребёнку как к равному себе, он проявляет заботу обо всех членах семьи. При попытке поделиться лакомством, нельзя отказываться. Постоянные отказы могут сформировать у малыша мнение, что всё вкусное в доме только для него. Этикет также лучше прививать с этого возраста.
Никаких дополнительных занятий не потребуется, если родители сами придерживаются определённых правил поведения в отношении к старшему поколению, поведению за столом, в отношениях друг к другу.
Не обязательно быть гуру в воспитании, чтобы не допустить ошибок. Главные критерии для отличных родителей – это:
- сдержанность в оценках поступков;
- желание разобраться в причине;
- личный пример;
- не шаблонный подход;
Самый лучший выход из затруднительных положений – это чувство юмора. Начав смеяться над чем-то вместе с ребёнком, можно считать, что половина проблемы уже отпала. Остаётся объяснить к чему может привести необдуманный поступок. У детей ещё не сформировавшаяся психика, чтобы не спровоцировать его на продолжение опытов, нельзя говорить о самом худшем. Следует ограничиться тем, что ему будет очень больно и плакать будет не только он, но и мама с папой.
Тематический материал:
- Речевое развитие детей 3 4 лет
- Развивающие игры для мальчиков 3-4 года
- Рекомендации родителям по воспитанию детей
Практики и теоретики
Дети делятся на две основные категории, одним нравится познавать всё через контакт с материалом, другим нравится знать процесс в теории. Нередко можно встретить ребёнка, который предпочитает смотреть познавательные программы, повторяя за диктором слова и цифры. Другим счёт и изучение слов легче даётся с непосредственным контактом с материалом, фотографиями, животными. Объяснить тягу к одному из вариантов познания можно различными видами памяти:
- зрительная;
- мышечная;
- фотографическая;
Развивать все виды памяти необходимо. Зрительная память развивается при просмотре видеоряда. Мышечная память не только отвечает за определённые навыки в проведении работ с пластилином, карандашами, отвёрткой. Рисуя определённую букву или цифру, ребёнок запоминает не только порядок начертания, но и сам символ, и его название. Для практиков подобным способом легче запомнить животных и научиться их различать.
Дети с хорошо развитой фотографической и зрительной памятью научатся этому более простым способом. Им достаточно сравнить картинки. Чтобы помочь ребёнку развить все виды памяти, стоит заниматься с ним по нескольким методикам. Обязательно уделять внимание урокам лепки, рисования. Просматривать развивающие программы вместе, чтобы вовремя подправить неточности в произношении окончаний или числительных.
Проблема у детей не точно воспроизводящих звуки не в том, что они не слышат, им необходимо видеть артикуляцию. Они отлично копируют мимику, повторяя слова, постараются скопировать движение губ и позицию языка при воспроизведении слова – это поможет многим из детей избежать занятий с логопедом.
Дневной отдых
Психология воспитания ребенка от 3 до 4 лет разная, потому и советы для каждой ситуации разные.
Основным отличием этого возраста является проявление самостоятельности. Часто дети к 4 годам не нуждаются в дневном сне. Но всё же отдых маленьким генераторам энергии необходим. Это может быть чтение книги или вырезание из бумаги. Главный отдых – это занятие, не допускающее излишнего перевозбуждения и негативных эмоций.
Переутомление детей сказывается по-разному. Одни начинают хныкать по каждому незначительному поводу. Другие проявляют бурную деятельность, разбрасывая игрушки, вещи. Третьи начинают перебирать карандаши, фломастеры, пуговицы. Двум первым категориям необходима помощь, чтобы они успокоились. Детей из третьей категории лучше не трогать, они угомонятся сами. Нередко они засыпают где угодно, главное, чтобы просыпались всегда в своей кроватке.
Осознав, что сон – это потребность их собственного организма, а не прихоть взрослых, ребёнок сам станет ложиться отдыхать в определённое время. Многие мамы стараются удержать ребёнка на руках, укачать его. В 3-летнем возрасте это приводит к обратной реакции.
Некоторым детям достаточно отдохнуть в объятиях матери, другим необходим сон. Успокоившись, дети часто просят отпустить. Необходимо так и сделать, чтобы избежать очередной дозы плача. Скорее всего, ребёнок попросится в кроватку или сам устроится на одном из диванов. Если этого не произошло, плакать он уже не будет.
Труднее уложить спать ребёнка днём летом, но и переутомление его тем выше, чем больше он находится на свежем воздухе, и чем больше эмоций он получает от новых знакомств или впечатлений от открытия новых мест.
Когнитивные, языковые и моторные навыки
Автор: Hedy Marks
В этой статье
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: основные этапы развития речи
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы когнитивного развития
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы эмоционального и социального развития
- 3–4 — Годовое развитие: как помочь ребенку
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
- Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться
0 Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: основные этапы движения
Поздравляем, вы пережили «ужасные двойки»! Надеюсь, у вас еще остались силы, чтобы наслаждаться тем, что ждет вас и вашего дошкольника впереди. Они называют следующие несколько лет «волшебными годами» — отчасти потому, что кажется волшебным то, что ваш ребенок, наконец, слушает вас, а отчасти потому, что для вашего ребенка это время, когда его воображение дает волю своему воображению.
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет продолжит расти и развиваться во многих отношениях в следующем году. Хотя дети достигают вех развития в разное время, ваш ребенок, скорее всего, достигнет следующих вех развития до того, как ему исполнится 5 лет. меняй скоро. В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
- Произносить свое имя и возраст 9 лет0008
- Говорите от 250 до 500 слов
- Отвечайте на простые вопросы
- Говорите предложениями из пяти-шести слов и говорите полными предложениями к 4 годам
- Говорите четко, хотя они могут быть не полностью понятны до 4 лет
- Рассказывать истории
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: этапы познания
Ваш ребенок начнет задавать много вопросов. «Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?» Вопросы, вопросы и еще раз вопросы! Хотя иногда это может раздражать, задавать вопросы — нормальный этап развития. В дополнение к вопросу «почему?» все время ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
- Правильно называть знакомые цвета
- Понять понятие одинакового и разного, начать сравнивать размеры
- Более творчески притворяться и фантазировать
- Выполнять команды, состоящие из трех частей
- Запоминать части истории
- Лучше понимать время (например, утро, день, ночь)
- Считать и понимать принципы счета
- Сортировать предметы по форме и цвету
- Решать соответствующие возрасту головоломки
- Узнавать и определять обычные предметы и изображения
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: вехи движения
Ваш занятой дошкольник продолжает двигаться. В возрасте от 3 до 4 лет или в возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок должен уметь:
- ходить вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги — один фут на шаг
- пинать, бросать и ловить мяч
- хорошо лазать
- бегать больше уверенно кататься на трехколесном велосипеде
- Подпрыгивать и стоять на одной ноге до пяти секунд
- Легко ходить вперед и назад
- Наклоняться, не падая
- Помощь надевать и снимать одежду
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: навыки рук и пальцев
Ваш ребенок становится намного более ловким. На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
- Более легко обращаться с мелкими предметами и переворачивать страницу в книге
- Использовать ножницы, соответствующие возрасту
- Копировать круги (3) и квадраты (4)
- Нарисуйте человека с двумя-четырьмя частями тела
- Напишите несколько заглавных букв
- Постройте башню из четырех и более блоков
- Одевайтесь и раздевайтесь без вашей помощи
- Завинчивайте и отвинчивайте крышки банок
- Поворачивайте вращающиеся ручки
— Старое Развитие : Эмоциональные и социальные вехи
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более независимым не только физически, но и эмоционально. Вы можете начать замечать меньше истерик, когда оставляете ребенка с няней или в дошкольном учреждении.
Кроме того, ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет становится более общительным. Теперь ваш ребенок может сотрудничать со своими друзьями, ходить по очереди и может начать демонстрировать некоторые навыки решения проблем.
На этом этапе развития ваш ребенок должен уметь:
- Подражать родителям и друзьям
- Проявлять привязанность к знакомым членам семьи и друзьям
- Понимать понятия «мое» и «его/ее»
- Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, злость, радость или скука
Кроме того, вы можете заметить, что у вашего ребенка разыгралось воображение. Это может быть хорошо и плохо. Фантазии и притворная игра становятся более интересными и увлекательными, но у вашего ребенка также могут начать развиваться нереалистичные страхи, например, он может поверить, что в шкафу прячется монстр.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как помочь своему ребенку
Каждый день вы можете делать массу вещей, чтобы помочь своему ребенку учиться и расти, например:
- Позвольте ребенку делать простые выборы, например что надеть или во что поиграть.
- Дайте вашему ребенку достаточно времени, чтобы он был активным, и вместе играли в игры, например в пятнашки.
- Позвольте ребенку самому позаботиться о себе, например, одеться, сходить в туалет и почистить зубы.
- Потренируйтесь считать и петь простые песенки, например, азбуку.
- Читайте своему ребенку каждый день.
- Назначьте время для игр с другими детьми — пусть они сами решают конфликты, но вмешиваются, когда это необходимо.
- Предлагайте такие занятия, как рисование и создание произведений искусства с помощью бумаги, ножниц и клея.
- Поговорите со своим ребенком — терпеливо отвечайте на вопросы и помогайте ему выражать свои чувства.
- Научите своего ребенка, как помириться после того, как он задел чьи-то чувства.
Что касается телевизоров, смартфонов, компьютеров и планшетов, врачи советуют вам:
- Держите технику подальше от спален.
- Ограничить экранное время до 1 часа в день для просмотра высококачественных программ.
- Поговорите о том, что вы смотрите вместе, и как это применимо к миру.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: как обеспечить безопасность вашего ребенка
Все эти новые навыки очень интересны. Вы должны позволить своему ребенку исследовать, но вам также нужен бдительный глаз, особенно когда речь идет об обычных опасностях, таких как падения, ожоги, яды и незнакомцы.
Вот несколько советов, о которых следует помнить:
- Всегда надевайте шлемы на велосипеды, трехколесные велосипеды и другие игрушки для верховой езды.
- Проверьте ограничения по высоте и весу детского автокресла. Когда ребенок вырастет, используйте дополнительное сиденье.
- Не держите дома оружие. Если у вас есть пистолет, держите его незаряженным, запертым и отдельно от пуль. И убедитесь, что дети не могут получить ключ.
- Позвольте ребенку исследовать, но берегитесь падений, особенно возле игровых площадок, дверей, окон и лестниц.
- Будьте осторожны, играя вблизи улиц и подъездных путей.
- Соблюдайте осторожность на кухне: пролитая жидкость, брызги и горячие поверхности могут вызвать серьезные ожоги.
- Постоянно следите за своим ребенком, когда он находится в воде или рядом с ней, и подумайте о том, чтобы записать своего ребенка на уроки плавания.
- Обсудите осторожность с незнакомцами.
Вы также обнаружите, что ваш ребенок может дотянуться до ящиков, шкафов и столешниц, которые раньше считались безопасными. Убедитесь, что лекарства, чистящие средства и даже небольшие предметы домашнего обихода, которые можно проглотить, например магниты и батарейки, нельзя увидеть или достать.
В этом возрасте необходимо убедиться, что ваш ребенок знает, что делать с незнакомцами. Научите ребенка его полному имени, адресу и номеру телефона. Кроме того, сообщите ребенку, что ему следует обращаться за помощью только к определенным взрослым, например к людям в униформе или бейджам с именами. И скажите ребенку:
- Никто не может попросить вас хранить секреты от родителей.
- Никто не может попросить вас посмотреть или прикоснуться к вашим интимным частям — частям тела, которые прикрывает купальный костюм.
- Никто не может попросить вас посмотреть, потрогать или помочь с его интимными частями.
Развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет: когда следует беспокоиться
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок еще не достиг всех этих этапов. Но вы должны заметить постепенную прогрессию в росте и развитии по мере того, как ваш ребенок становится старше. Если вы этого не сделаете или если у вашего ребенка есть признаки возможной задержки развития, как указано ниже, поговорите с врачом вашего ребенка.
Признаки задержки развития у детей 3–4 лет включают:
- Неспособность бросать мяч сверху, прыгать на месте или кататься на трехколесном велосипеде
- Частые падения и трудности при ходьбе по лестнице
- Неспособность удерживать мелок между большим и указательным пальцами; с трудом пишет и не может скопировать круг
- Не может использовать предложение, состоящее более чем из трех слов, и неуместно использует «я» и «ты»
- Постоянное слюнотечение и проблемы с речью
- Не может складывать четыре кубика и испытывает трудности с обращением с мелкими предметами
- Продолжает испытывать сильную тревогу разлуки
- Не проявляет интереса к интерактивным играм и не участвует в фантазийных играх
- Не играет с другими детьми и не реагирует на — члены семьи
- Самоконтроль не улучшается, когда он злится или расстроен
- Не понимает простых команд или повторяет команды
- Избегает зрительного контакта
- Сопротивляется одеванию, сну и походу в туалет
Кроме того, если вы заметите, что ваш ребенок сопротивляется или с трудом выполняет то, что когда-то мог делать, сообщите об этом врачу вашего ребенка. Это может быть признаком нарушения развития. Если у вашего ребенка действительно есть задержка развития, существует множество методов лечения, которые могут помочь вашему ребенку.
Руководство по охране здоровья и воспитанию детей
- Вехи развития ребенка
- Развитие ребенка
- Поведение и дисциплина
- Безопасность детей
- Здоровые привычки
- Все темы справочника
Малыши и вызывающее поведение: почему они это делают и как на это реагировать
В этой статье рассматривается значение проблемного поведения у малышей и то, как родители и лица, осуществляющие уход, могут установить возрастные ограничения.
Год между 2 и 3 годами — захватывающий. Малыши осознают, что они отдельные личности от своих родителей и опекунов. Это означает, что они вынуждены самоутверждаться, сообщать о своих симпатиях и антипатиях и действовать независимо (насколько они могут!). Малыши также развивают языковые навыки, которые помогают им выражать свои идеи, желания и потребности.
В то же время малыши не понимают логики и по-прежнему испытывают трудности с ожиданием и самоконтролем. В двух словах: двухлетние дети хотят, чего хотят, и тогда, когда хотят. Вот почему вы можете слышать такие вещи, как «нет», «я сделаю это» и «не менять подгузник!» более чем когда-либо прежде. Попробуйте приведенные ниже стратегии, чтобы справиться с трудным поведением у малышей.
Учимся справляться с проблемным поведением у малышей
Как родитель, ваша задача как родителя — помочь малышу справиться с волной сильных эмоций, которые он испытывает в этом году. Это непростая задача, потому что эмоциональная жизнь двухлетних детей сложна. В этом году они впервые начинают испытывать такие чувства, как гордость, стыд, вина и смущение.
Малыши постарше очень похожи на подростков. Их чувства могут резко меняться от момента к моменту. Они могут радоваться, когда получают эскимо, и впадать в отчаяние, когда оно капает им на руки. Когда у малышей возникают проблемы с поведением, им нужно ваше любящее руководство, чтобы понять, как справляться со своими эмоциями. Ваш ребенок борется с этим, когда:
- У него срыв, когда вы не можете понять его слова
- Она говорит «нет», когда имеет в виду «да» (вы предлагаете ей любимое лакомство)
- Он так злится, что может бросить игрушку
- Она не может согласиться на замену — если лиловая пижама в стирке, она безутешна (даже несмотря на то, что вы предлагали розовые, в горошек, с нашивкой в виде кекса спереди и т. д.)
- Он действует, когда расстроен — сдается или злится, когда не может понять, как заставить чертика из коробки работать
Ваш ребенок учится справляться с сильными чувствами, когда он:
- Использует слова или действия, чтобы привлечь ваше внимание или попросить о помощи
- Говорит сам с собой успокаивающе, когда расстроен или напуган. Например, он может сказать себе: Папа вернется, после того, как вы отвезете его в детский сад. Или Я могу построить это снова после того, как его башня из блоков рухнет
- Воспроизводит стрессовое событие, например визит к врачу
- Использует такие слова, как Я злюсь вместо того, чтобы бросать или бить
- Сообщает вам правила или показывает, что плохо себя чувствует из-за нарушения правил. Например, ваш ребенок может сказать себе «нет», когда он делает что-то запретное, например, открывает холодильник. Или он может сказать вам в парке, Не ходить перед качелями.
Практика самоконтроля
Когда вы видите проблемное поведение у малышей, это обычно означает, что ребенок не может понять, как выразить свои чувства приемлемым способом, или не знает, как удовлетворить потребность. Что помогает вашему ребенку учиться, так это когда ваша реакция показывает ему другой, более конструктивный способ справиться с этими чувствами.
Умение справляться с сильными чувствами обычно происходит естественным образом, поскольку дети лучше развивают языковые навыки на третьем году жизни и приобретают больше опыта общения со сверстниками, преодоления разочарований и соблюдения правил. Хотя дети не могут полностью овладеть самоконтролем до школьного возраста (и практиковать его всю жизнь!), вот несколько идей, которые помогут вашему малышу начать осваивать этот важный навык:
ГОВОРИТЕ О ЧУВСТВАХ И КАК СПРАВИТЬСЯ.
Читайте книги и замечайте вслух, что чувствуют персонажи: Собака очень рада, что получила косточку. И поделитесь своими ощущениями: Я только что пролил детское молоко. Я чувствую себя очень расстроенным! Ты поможешь мне вытереть его? Вау, как хорошо, что ты помогаешь. Когда ваш ребенок может обозначать свои чувства, это помогает ему обрести контроль над своими эмоциями и передать их другим.
Как только ваш ребенок назовет свои чувства, вы можете предложить, что он может сделать, чтобы почувствовать себя лучше или решить проблему. Это помогает ему узнать, что делать в будущем, когда он столкнется с подобной проблемой. Например, если он грустит из-за того, что его бабушка и дедушка только что уехали после двухнедельного визита, вы можете предложить посмотреть их фотографии или нарисовать их.
ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЕНКУ ИДЕИ, КАК УПРАВЛЯТЬ СИЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ.
Маленькие дети нуждаются в руководстве, когда дело доходит до выяснения того, как справляться с сильными чувствами, такими как гнев, печаль и разочарование. Поэтому, когда ваш ребенок действительно злится, подтвердите, что он испытывает: Вы действительно злитесь прямо сейчас, потому что я сказал больше не смотреть телевизор.
Затем предложите ему попрыгать вверх и вниз, ударить по диванным подушкам, разорвать бумагу, прижаться в уютном уголке, чтобы побыть наедине, нарисовать гневную картину или использовать другую стратегию, которую вы считаете подходящей. Важно научить вашего ребенка тому, что есть много способов выразить свои чувства здоровыми, не причиняющими вреда способами.
СОЗНАЙТЕ СВОИМ РЕБЕНКОМ.
Можно дать ей понять, что вы понимаете, что выбор, который ей предлагается, не тот, который она хочет: Мы должны уйти сейчас, чтобы пойти в дом мисс Келли. Я знаю, ты хочешь остаться дома с папой. Ты скучаешь по мне, а я скучаю по тебе днем. Но оставаться дома сегодня не вариант. Папе нужно идти на работу. Но когда мы вернемся домой, мы закончим начатую головоломку и вкусно поужинаем. Ты хочешь сам сесть в автокресло или хочешь, чтобы я тебя посадил?
ДАЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВИЗУАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ ОЖИДАНИЕ.
Если вашему ребенку нужно подождать, пока его овсянка остынет, покажите ему пар, поднимающийся из миски. Скажите ему, что когда пар уйдет, вы можете попробовать овсянку на ложке, чтобы убедиться, что она достаточно остыла. Если вам нужно помочь ребенку чистить зубы в течение 2 минут каждый день, используйте таймер для яиц, чтобы он мог следить за обратным отсчетом. Нужно 10 минут, чтобы сложить одежду? Установите кухонный таймер, чтобы ребенок мог следить за ним.
Таймеры также являются отличным инструментом, помогающим детям учиться делиться. Дайте каждому из них несколько минут, используя таймер, чтобы поиграть с игрушкой, которую они оба хотят, например, с блестящим новым трехколесным велосипедом, припаркованным сзади. Также полезно констатировать очевидное: Иногда трудно ждать, не так ли?
ПОЗВОЛЬТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ СДЕЛАТЬ ВЫБОР, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЕЕ ВОЗРАСТУ.
Некоторые примеры включают: что надеть (возможно, предложите 2 варианта) и что поесть (в пределах разумного), во что играть, с кем играть. Это дает ей чувство контроля и поддерживает ее растущую уверенность и чувство компетентности (вера в то, что «я могу это сделать»).
Предложение выбора также помогает предотвратить игру «Не тот», когда вы продолжаете предлагать ребенку разные вещи, а он постоянно говорит: «Не тот, другой!» Вместо этого попробуйте предложить ребенку 3 варианта и позвольте ему выбрать: На закуску можно съесть яблоко, сыр или рогалик. Что звучит хорошо для вас?
ИЩИТЕ СПОСОБЫ ПОМОЧЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ «ПРАКТИЧЕСКИ» САМОКОНТРОЛЬ.
Каждый день есть много моментов, когда вы можете научить своего ребенка этому навыку. Например, игры, требующие очередности, отлично подходят для тренировки того, как ждать и делиться.