Разное

Вегетативная нервная система у детей: Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков

Оценка вегетативного статуса у ребенка

Оценка вегетативного статуса ребенка – это исследование функций вегетативной нервной системы в плане преобладания симпатической или парасимпатической активности, для использования в диагностике и лечении заболеваний сердечнососудистой системы. Нарушения вегетативной нервной системы являются ведущими факторами возникновения и прогрессирования многих заболеваний. Для оценки вегетативной дисфункции используется ряд современных диагностических инструментов, таких как оценка сердечнососудистых рефлексов, регистрация вариабельности сердечного ритма, измерение уровня нейромеидиаторов и нейрогормонов (катехоламинов), проведение микронейрографии.

Что такое вегетативная нервная система?

Автономная или вегетативная нервная система является частью нервной системы, которая отвечает за регулирование функций внутренних органов. Вместе с эндокринной и иммунной системами она определяет состояние внутренней среды организма и приспосабливает ее к текущим потребностям из-за изменений внешней среды. Нарушения вегетативной регуляции встречаются при непосредственных поражениях нервной системы, так и при заболеваниях внутренних органов. Особую роль нарушения вегетативной регуляции играют при заболеваниях системы кровообращения. Очень часто, оценивая функции вегетатики, можно выявить такие заболевания на доклинической стадии, пока симптомы еще не проявились. В настоящее время одним из наиболее адекватных методов функциональной  оценки сердечной деятельности и анализа состояния вегетативной нервной системы ребенка является метод анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР).  

Что такое вариабельность сердечного ритма?

На первый взгляд, кажется, что сердце всегда бьется равномерно. Но это не совсем так. Даже если пульс у ребенка составляет, скажем, 60 ударов в минуту, это не значит, что его желудочки делают точно одно сокращение в секунду, синхронно и ритмично, как секундная стрелка. Всегда, даже в норме у здорового ребенка (и взрослого)  существует малозаметная разница между сердцебиениями. Например, интервал между  последовательными ударами сердца может составлять, например, 0,85 секунды между двумя последующими ударами и 1,35 секунды между двумя другими. Колебания частоты сердечного ритма главным образом происходят из-за взаимодействия между симпатической и парасимпатической нервной системой ребенка, активность которых постоянно колеблется. В состоянии покоя преобладает активность блуждающего нерва (парасимпатическая система), и она, в основном отвечает за вариабельность сердечного ритма. Влияние парасимпатической активации является быстрым и преходящим. Симпатическая стимуляция развивается медленнее, но ее эффекты значительнее.

Вариабельность сердечного ритма — это показатель, который указывает на изменения в сердцебиении в течение определенного периода времени. Если интервалы между сердечными сокращениями довольно постоянны, то вариабельность сердечного ритма низкая. Если их длина меняется, то ВСР является высоким. Оценку вариабельности сердечного ритма проводят автоматизировано при спектральном анализе измерений частоты сердечных сокращений за определенный период времени: от 5 минут до 24-часового мониторирования.

Вариабельность сердечного ритма значительно меняется с возрастом. Более того, на нее могут влиять другие факторы, такие как положение тела, физическая и умственная активность, индекс массы тела, пол или даже диета. Обезвоживание, курение и прием алкоголя снижает вариабельность сердечного ритма. Девочки и женщины при одинаковой частоте сердечных сокращений женщины обычно имеют более высокую вариабельность сердечного ритма, чем мальчики и мужчины.

В каких случаях проводят исследование?

Врач может рекомендовать снять кардиограмму при следующих проблемах:

  • Когда нарушен ритм работы сердца ребенка, оно бьется слишком быстро или медленно.
  • Когда ребенок теряет сознание, испытывает постоянную слабость. 
  • У ребенка возникает одышка, боли в груди при физической нагрузке, волнении. 
  • Ребенок испытывает чувство трепетания в сердце, неравномерность сердцебиения или замирание.
  • Ребенок часто потеет, краснеет или бледнеет.
  • Ребенок не может сидеть на одном месте, руки и ноги постоянно находятся в движении, он испытывает  дрожь в руках или ногах.
  • Мушки в глазах и головокружение при изменении положения тела.

Как оцениваются результаты исследования вариабельности сердечного ритма?

В большинстве исследований оцениваются следующие показатели:

  1. LF или НЧ (компонент низкочастотного диапазона 0,04–0,15 Гц, модулируемый как симпатической, так и парасимпатической нервной системой, а также связанный с барорецепторной активностью).
  2. HF или ВЧ (компонент высокочастотного диапазона, 0,15–0,4 Гц, модулируемый парасимпатической нервной системой, связанный с изменениями дыхания и артериального давления).
  3. Компонент диапазона очень низких частот (VLF или ОНЧ) ниже 0,04 Гц.
  4. Соотношение НЧ / ВЧ, отражающее взаимодействия обоих типов вегетативной модуляции.

В целом, высокая вариабельность сердечного ритма является показателем здоровья, тренированности и резервных возможностей сердечнососудистой системы, а также общего состояния здоровья.  Кроме того, ВСР может реагировать на изменения в организме даже раньше, чем частота сердечных сокращений. Это делает его особенно чувствительным инструментом для диагностики. 

Еще более точным инструментом диагностики является оценка когерентности ритмов симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы с ритмами головного мозга (Heart Rhythm Variability Coherence  – HRVC).

Как проводится исследование?

Исследование вариабельности сердечного ритма проводится с помощью кардотахографа (краткосрочное исследование), либо с помощью смарт-браслетов и смарт-часов с мобильными приложениями, проводящими длительное мониторирование вариабельности сердечного ритма.  

При использовании кардиотахографа процедура идентична снятию обычной кардиограммы:  на теле ребенка закрепляются электроды с проводами, запускается аппарата, который несколько минут будет регистрировать работу сердца. После завершения исследования отсоединятся провода и снимаются электроды, а компьютер выдает врачу результаты исследования. 

Как подготовить ребенка к исследованию?

Никакой специальной подготовки к исследованию не требуется.

Что можно делать после исследования?

Никаких ограничений после проведения исследования не требуется.

Какие еще методы используются для оценки вегетативного статуса?

  • Микронейрография позволяет отдельно регистрировать симпатическую активность  в мышечных (MSNA) или кожных (SSNA) сосудах, что отражается в рефлекторном сужении сосудов.
  • Симпатическая кожная реакция (ССР) основана на временном изменении электрического сопротивления кожи в ответ на активацию потовых желез различными стимулами. Этот метод измеряет электрические потенциалы от электродов, расположенных на ладонях рук и подошвах ног, которые отражают симпатическую холинергическую активность потовых желез. Активность потовых желез стимулируют громким шумом, вспышками света, запахами, либо электрической стимуляцией периферических нервов (большеберцовый, малоберцовый, надглазничный нерв).
  • Счет в уме. Этот тест основан на выполнении последовательного вычитания (обычно 100 минус 7 или 1000 минус 13), целью которого является активация симпатической нервной системы. Последующее повышение систолического артериального давления в норме не должно превышать 10 мм рт. Ст.
  • Глубокое дыхание. Эта методика основана на явлении дыхательной аритмии, которое наиболее выражено при частоте дыхания 6 вдохов в минуту. Ребенка просят дышать с такой скоростью (5 секунд на вдох и 5 секунд на выдох), а затем определяют разницу между средним значением самых больших ускорений частоты сердечных сокращений во время вдоха и средним значением самых больших замедлений частоты во время выдоха. Оно не должно быть ниже 10–15 ударов в минуту. Дыхательная аритмия снижается с возрастом.

Ортостатический тест. Ребенок находится в положении лежа на спине, а затем его просят встать. Артериальное давление измеряется в положении лежа и в течение первых 4-х минут стояния. Снижение систолического артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. и более чем на 10 мм рт. ст. для диастолического артериального давления считается признаком дисбаланса вегетативной регуляции.

Вызвать врача на дом
Записаться к врачу
или звоните по телефону +7 (812) 331-17-74

Оценка вегетативного статуса — Вирилис

Рассказывает Мусатов Владислав Иванович Врач-кардиолог высшей категории детского медицинского центра «Мамарада»


Вегетативная нервная система у детей

Вегетативная нервная система (ВНС) важна для поддержания физиологических функций сердечно-сосудистой, дыхательной и желудочно-кишечной систем, но также неразрывно связана с высшими системами мозга, вовлеченными в эмоциональные и психологические аспекты жизни, которые делают каждого человека уникальным.

Центральная ВНС состоит из двух основных компонентов:

  1. симпатической нервной системы, ответственной за хорошо известную реакцию «бей или беги», активируемую чувством опасности или стресса.
  2. парасимпатической нервной системы, участвующей в вегетативных функциях и сдерживающая активность симпатической системы.

В зрелом мозге центральная ВНС поддерживает фоновый уровень функционирования благодаря связям с лимбическими структурами мозга, которые участвуют в регуляции настроения, воспоминаний и эмоционального состояния. Различия в психической заболеваемости детей и взрослых и устойчивости к стрессу могут быть связаны с различиями в функционировании вегетативной нервной системы. Нарушение интеграции между центральной вегетативной и лимбической системами играет роль в развитии психоневрологических расстройств у детей.


Что влияет на развитие вегетативной нервной системы?

Основа для индивидуальных различий в функции ВНС у детей отчасти связана с пренатальным, внутриутробным и неонатальным периодами. Вегетативная или автономная нервная система проходит длительный период развития и созревания, в течение которого она остается уязвимым для нарушения развития из-за различных влияний. Раннее нарушение вегетативного развития может существенно повлиять на траекторию развития всей вегетативной нервной системы, ограничить ее способность адаптивно реагировать на физиологические изменения и окружающую среду, а в более зрелом возрасте способствовать развитию нейропсихиатрических расстройств. На широкий спектр психоневрологических расстройств может влиять нарушение баланса блуждающего нерва с либо недостаточным тонусом блуждающего нерва, либо с его чрезмерной реактивностью. Снижение парасимпатического тонуса связаны с тревогой, депрессией, посттравматическими состояниями, стрессовыми расстройствами. Например, у недоношенных младенцев наблюдается более низкая активность блуждающего нерва. Также нарушения встречаются у детей, чьи матери имели недостаточное или несбалансированное питание во время беременности, например, с недостатком цинка или фолиевой кислоты (витамина B9). Также нарушения развития ВНС наблюдаются у детей, чьи матери употребляли психоактивные вещества.

Стресс разного уровня влияет на мозг плода и созревание автономной нервной системы. Условия стресса, которые вызывают нарушение материнской оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники, могут, в свою очередь, повлиять на развивающуюся ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники плода и привести к изменениям в проводящих путях, важных для регуляции настроения, в развитии вегетативной нервной системы, которые могут сохраняться на всю жизнь. Было обнаружено, что пренатальный стресс значительно увеличивает риск депрессии и ожирения у детей и взрослых.

Питание новорожденных также играет важную роль в поддержке развития вегетативной нервной системы. Физический акт кормления грудью улучшает социальное развитие младенца через зрительный, обонятельный и сенсорный опыт, что поддерживает укрепление системы блуждающего нерва для регулирования состояния посредством социальной активности. Питательные компоненты молока или молочной смеси также важны.


Роль вегетативной нервной системы в регуляции поведения и эмоций

Многие психоневрологические расстройства начинаются в детстве, включая депрессию, тревожность, поведенческую дисфункцию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра и другие. Депрессия встречается у 5% детей, СДВГ имеет распространенность около 10% (и имеет тенденцию к увеличению). В двух третях случаев СДВГ расстройство усугубляются дополнительными психическими, эмоциональными или поведенческими расстройствами.

Теория поливагуса была впервые предложена Поргесом в 1995 году и связывает развитие системы блуждающего нерва с социальным и эмоциональным развитием ребенка. Теория фокусируется на роли двух основных ветвей блуждающего нерва. Социальные реакции на окружающую среду опосредуются либо воздействием блуждающего нерва, либо действие блуждающего нерва через компоненты лимбической системы мозга. В возрасте шести месяцев и старше развитие блуждающего нерва начинает влиять на социальное поведение и регулирование настроения. Младенец развивает связь «лицо-сердце» или систему социального взаимодействия, посредством которой он задействует мышечную активность лица и шеи для передачи чувств и поведенческих реакций в сочетании с реакциями сердечно-сосудистой системы. Эти мышцы иннервируются специальными висцеральными эфферентными путями, связанными с миелинизированным блуждающим нервом, и позволяют младенцу подавать социальные сигналы и строить привязанность к родителю.


Как оценивают вегетативные дисфункции у детей?

Нарушение созревания вегетативной нервной системы можно измерить по функциональным, физиологическим и анатомическим параметрам, оценивая психологические, поведенческие, стрессовые реакции и их влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление и частоту дыхания, а также по изменениям объема ствола и структуры мозга, соответственно.

Вегетативные функции можно оценить по физиологическим сигналам частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и артериального давления. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) обеспечивает измерение симпатического и парасимпатического взаимодействия и, следовательно, функционального созревания вегетативной нервной системы. Высокочастотная вариабельность отражает парасимпатическую функцию и зависит от частоты дыхания, в то время как низкочастотная вариабельность обусловлена ​​сочетанием симпатических и парасимпатических воздействий и изменениями частоты сердечных сокращений, вызванными барорефлексом. Функции блуждающего нерва (высокочастотная ВСР) наиболее точно описывается количественной оценкой респираторной синусовой аритмии (RSA). Это амплитуда колебаний, вызванных спонтанным дыханием в вариабельности сердечных сокращений.

Различия в функционировании вегетативной нервной системы легче определить у детей старшего возраста. Например, у подростков, родившихся недоношенными, наблюдается более низкий вегетативный тонус и более длительное восстановление сердечного ритма после физических упражнений по сравнению с подростками, родившимися доношенными. У взрослых недоношенность связана с более высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний в более раннем возрасте, и повышенный риск смерти в среднем возрасте от сердечно-сосудистых заболеваний.


Что можно сделать, чтобы у ребенка сформировалась здоровая вегетативная нервная система?

Связь матери и ребенка играет важную роль в развитии нейропсихологического фенотипа ребенка. Следовательно, любое вмешательство, направленное на поддержку здорового развития младенца, должно включать меры, способствующие психическому и физическому здоровью матери, начиная с пренатального периода. К основным факторам относятся питание, окружающая среда и психологическое благополучие.

Беременные женщины должны получать оптимальное питание, которое выходит за рамки просто приема пренатальных поливитаминов. Стресс во время беременности может увеличить риск преждевременных родов. Следовательно, борьба с пренатальным стрессом может иметь дополнительный эффект в виде улучшения вегетативно-лимбической регуляции. Таким образом, стратегии эффективного снижения пренатального стресса могут улучшить развитие ВНС и лимбической системы у младенцев. Например, медитация, основанная на осознанности, помогает снизить уровень стресса у матерей недоношенных детей и благотворно влияет на развитие мозга младенцев.

К счастью, длительный критический период для развития ВНС дает больше времени, в течение которого пластичность развития может использоваться для выздоровления и оптимизации нормального развития ВНС в раннем младенчестве. Такие вмешательства могут быть относительно простыми, включая изменения в уходе и в среде. Например, контакт кожа к коже у недоношенных новорожденных улучшает тонус блуждающего нерва и вегетативное функционирование в детстве. В качестве вторичного преимущества при контакте кожа к коже уменьшается и беспокойство матери, что благоприятствует здоровой связи между матерью и младенцем. Младенцы рождаются со знанием голоса матери, поэтому неудивительно, что голос матери влияет на вегетативную регуляцию. Даже у недоношенных новорожденных голос матери снижает частоту сердечных сокращений и способствует расслаблению младенца. Использование соски-пустышки у недоношенных новорожденных также изменяет тонус ВНС и улучшает кровяное давление и частоту сердечных сокращений.

В дошкольном возрасте вмешательства, направленные на улучшение родительской реакции, могут помочь детям лучше регулировать эмоции и навыки управления поведением в старшем возрасте.

Развитие вегетативной нервной системы и его влияние на психоневрологический исход

1. Монтанья А., Носарти С. Социально-эмоциональное развитие после очень преждевременных родов: пути к психопатологии.
Фронт Психол
2016;7:80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Porges SW, Furman SA. Раннее развитие вегетативной нервной системы обеспечивает нейронную платформу для социального поведения: поливагальная точка зрения.
Детский младенец Дев
2011;20:106–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Хак М., Шлухтер М., Картар Л., Рахман М. Артериальное давление у молодых людей с очень низкой массой тела при рождении (<1,5 кг). Педиатр Рез 2005; 58: 677–84. [PubMed] [Google Scholar]

4. Faa G, Manchia M, Pintus R, et al.
Фетальное программирование нервно-психических расстройств.
Исследование врожденных дефектов C, Embryo Today
2016;108:207–23. [PubMed] [Google Scholar]

5. Atladottir HO, Parner ET, Schendel D, et al.
Временные тенденции зарегистрированных диагнозов нервно-психических расстройств у детей: датское когортное исследование.
Arch Pediatr Adoles Med
2007;161:193–8. [PubMed] [Google Scholar]

6. Thayer JF, Broschot JF. Психосоматика и психопатология: взгляд вверх и вниз от мозга.
Психонейроэндокринология
2005;30:1050–8. [PubMed] [Google Scholar]

7. Pratt LA, Brody DJ. Депрессия среди домохозяйств США, 2005–2006 гг.
Краткий обзор данных NCHS
2008: 1–8. [PubMed] [Google Scholar]

8. Danielson ML, Bitsko RH, Ghandour RM, et al.
Распространенность диагноза СДВГ, о котором сообщают родители, и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г.
J Clin Child Adoles Psychol
2018;47:199–212. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Центры по контролю и профилактике заболеваний; 2018. [обновлено 20.03.2018; процитировано 12.04.2018 2018]; Доступно по адресу: https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/data.html.

10. Браун Н.М., Браун С.Н., Бриггс Р.Д. и соавт.
Связь между неблагоприятным детским опытом, диагнозом и степенью тяжести СДВГ.
Академ Педиатр
2017;17:349–55. [PubMed] [Google Scholar]

11. Pyhala R, Wolford E, Kautiainen H, et al.
Самооценка проблем психического здоровья среди взрослых, родившихся недоношенными: метаанализ.
Педиатрия
2017;139. [PubMed] [Google Scholar]

12. Siddiqui S, Wilpers A, Myers M, et al.
Вегетативная регуляция у плодов с врожденными пороками сердца.
Ранний Хам Дев
2015;91:195–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Stampalija T, Casati D, Monasta L, et al.
Мозгосберегающий эффект у плодов с задержкой роста связан со снижением способности к ускорению и замедлению сердечной деятельности: исследование случай-контроль.
БЖОГ
2016; 123:1947–54. [PubMed] [Google Scholar]

14. McEwen BS, Nasca C, Gray JD. Влияние стресса на структуру нейронов: гиппокамп, миндалевидное тело и префронтальную кору.
нейропсихофармакология
2016;41:3–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Hambleton MT, Reynolds EW, Sithisarn T, et al.
Функция вегетативной нервной системы после внутриутробного воздействия опиатов.
Фронт Педиатр
2013;1:27. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Фридман Р., Хантер С.К., Хоффман М.С. Пренатальная первичная профилактика психических заболеваний с помощью пищевых добавок с микроэлементами во время беременности.
Эм Джей Психиатрия
2018.
Эпаб 2018/03/22. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Porges SW, Doussard-Roosevelt JA, Portales AL, et al.
Младенческая регуляция вагусного «тормоза» предсказывает проблемы поведения ребенка: психобиологическая модель социального поведения.
Дев Психобиолог
1996;29:697–712. [PubMed] [Google Scholar]

18. Ондикова К., Мравец Б. Многоуровневые взаимодействия между симпатической и парасимпатической нервными системами: мини-обзор.
Эндокр Регул
2010;44:69–75. [PubMed] [Google Scholar]

19. Барбе М.Ф., Левитт П. Ранняя передача нейронов плода лимбической коре.
Джей Нейроски
1991; 11: 519–33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. McEwen BS. Стресс, адаптация и болезнь. Аллостаз и аллостатическая нагрузка.
Энн Н.Ю. Академия наук
1998;840:33–44. [PubMed] [Google Scholar]

21. McEwen BS. Стресс-индуцированное ремоделирование пирамидных нейронов СА3 гиппокампа.
Мозг Res
2016;1645:50–4. [PubMed] [Google Scholar]

22. Древец В.К., Райхле М.Э. Нейроанатомические схемы при депрессии: последствия для механизмов лечения.
Психофармаколь Бык
1992; 28: 261–74. [PubMed] [Google Scholar]

23. Бабаев О., Пилетти Чатен С., Крюгер-Бург Д. Торможение в цепи тревоги миндалевидного тела.
Эксп Мол Мед
2018;50:18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Fyfe KL, Yiallourou SR, Wong FY, et al.
Влияние гестационного возраста при рождении на послесрочное созревание вариабельности сердечного ритма.
Спать
2015; 38:1635–44. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

25. Karin J, Hirsch M, Akselrod S. Оценка вегетативного состояния плода с помощью спектрального анализа колебаний частоты сердечных сокращений плода.
Педиатр Рез
1993; 34: 134–138. [PubMed] [Google Scholar]

26. Porges SW. Поливагальная теория. 1 изд. Шоре А.Н., редактор. Нью-Йорк: WW Norton & Company; 2011.
347 стр. [Академия Google]

27. Longin E, Gerstner T, Schaible T, et al.
Созревание вегетативной нервной системы: различия в вариабельности сердечного ритма у недоношенных и доношенных детей.
Дж Перинат Мед
2006; 34: 303–8. [PubMed] [Google Scholar]

28. Сегар Дж.Л. Онтогенез артериального и сердечно-легочного барорефлексов в период внутриутробной и постнатальной жизни.
Am J Physiol
1997; 273: R457–71. [PubMed] [Google Scholar]

29. F; PHBJPVMCTGDGR. Недоношенность при рождении определяет длительную незрелость вегетативной нервной системы.
Клин Аутон Рез
2004;14:391–5. [PubMed] [Google Scholar]

30. Padhye NS, Verklan M, Brazdeikis A, et al.
Сравнение вариабельности сердечного ритма плода и новорожденного в одинаковом постменструальном возрасте.
Conf Proc IEEE Eng Med Bio Soc
2008; 2008: 2801–4. [PubMed] [Google Scholar]

31. Reed SF, Ohel G, David R, Porges SW. Нейронное объяснение моделей сердечного ритма плода: проверка поливагальной теории.
Психобиология развития
1999; 35: 108–18. [PubMed] [Google Scholar]

32. Clairambault J, Curzi-Dascalova L, Kauffmann F, et al.
Вариабельность сердечного ритма у нормально спящих доношенных и недоношенных новорожденных.
Ранний Хам Дев
1992;28:169–83. [PubMed] [Google Scholar]

33. Yiallourou SR, Witcombe NB, Sands SA, et al.
Развитие вегетативного сердечно-сосудистого контроля изменяется при преждевременных родах.
Ранний Хам Дев
2013; 89: 145–52. [PubMed] [Google Scholar]

34. Электрофизиология TFotESoCtNASoP. Изменчивость сердечного ритма. Стандарты измерения, физиологическая интерпретация и клиническое использование.
Европейское сердце J
1996; 93: 1043–65. [PubMed] [Google Scholar]

35. Маллиани А., Ломбарди Ф., Пагани М. Анализ спектра мощности вариабельности сердечного ритма: инструмент для изучения механизмов нервной регуляции.
Бр Сердце J
1994;71:1–2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Garabedian C, Champion C, Servan-Schreiber E, et al.
Новый анализ вариабельности сердечного ритма при оценке парасимпатической активности плода: экспериментальное исследование на модели плода овцы.
PloS один
2017;12:e0180653. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Fyfe KL, Yiallourou SR, Wong FY, et al.
Развитие сердечно-сосудистой и церебральной сосудистой регуляции у недоношенных детей.
Sleep Med Rev
2014;18:299–310. [PubMed] [Google Scholar]

38. Thiriez G, Mougey C, Vermeylen D, et al.
Измененный вегетативный контроль у недоношенных новорожденных с нарушением неврологического исхода.
Клин Аутон Рез
2015;25:233–42. [PubMed] [Google Scholar]

39. Дуссард-Рузвельт Дж.А., МакКленни Б.Д., Поргес С.В. Неонатальный сердечный блуждающий тонус и исход школьного развития у младенцев с очень низкой массой тела при рождении.
Дев Психобиолог
2001; 38: 56–66. [PubMed] [Google Scholar]

40. Fox NA, Porges SW. Взаимосвязь между паттернами периодов сердца новорожденных и результатами развития.
Детский разработчик
1985;56:28–37. [PubMed] [Google Scholar]

41. Beauchaine TP, Gatzke-Kopp L, Mead HK. Поливагальная теория и психопатология развития: дисрегуляция эмоций и проблемы поведения от дошкольного до подросткового возраста.
Биол Психол
2007; 74: 174–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Ramsay DS, Woods SC. Выяснение роли гомеостаза и аллостаза в физиологической регуляции.
Психологический преподобный
2014; 121:225–47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. McEwen BS, Wingfield JC. Понятие аллостаза в биологии и биомедицине.
Хорм Бихав
2003;43:2–15. [PubMed] [Академия Google]

44. Щулькин Ю.
Социальный аллостаз: опережающая регуляция внутренней среды.
Фронт Эвол Нейроски
2011;2:111. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Гольдштейн Д.С., Копин И.Ю. Эволюция представлений о стрессе.
стресс
2007; 10:109–20. [PubMed] [Google Scholar]

46. Турриджано Г.Г. Самонастраивающийся нейрон: синаптическое масштабирование возбуждающих синапсов.
Клетка
2008; 135:422–35. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Глюкман П.Д., Хэнсон М.А., Пинал С. Происхождение болезней взрослых, связанные с развитием.
Питание матери и ребенка
2005; 1:130–41. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Лукас А.
Программирование ранним питанием человека.
Сиба Найден Симп
1991; 156: 38–50; обсуждение −5. [PubMed] [Google Scholar]

49. Burmeister M, McInnis MG, Zollner S. Психиатрическая генетика: прогресс на фоне противоречий.
Нат Рев Жене
2008; 9: 527–40. [PubMed] [Google Scholar]

50. Nemoda Z, Massart R, Suderman M, et al.
Материнская депрессия связана с изменениями метилирования ДНК в Т-лимфоцитах пуповинной крови и гиппокампе взрослых.
транс психиатрия
2015;5:e545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Chang WH, Lee IH, Chi MH, et al.
Префронтальная кора модулирует корреляции между уровнем нейротрофического фактора головного мозга, серотонином и вегетативной нервной системой.
научный представитель
2018;8:2558. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Ghassabian A, Sundaram R, Chahal N, et al.
Детерминанты неонатального нейротрофического фактора головного мозга и связь с развитием ребенка.
Дев психопат
2017;29:1499–511. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Fyfe K, Odoi A, Yiallourou SR, et al.
Недоношенные дети демонстрируют большую вариабельность цереброваскулярного контроля, чем доношенные дети.
Спать
2015. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Nino G, Govindan RB, Al-Shargabi T, et al.
Недоношенные дети, повторно госпитализированные из-за явного угрожающего жизни события, имели отличительные траектории вегетативного развития.
Am J Resp Crit Care Med
2016;194:379–81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Hanna BD, Nelson MN, White-Traut RC, et al.
Вариабельность сердечного ритма у недоношенных детей с травмой головного мозга и детей с очень низкой массой тела при рождении.
Биол Новорожденный
2000; 77: 147–55. [PubMed] [Академия Google]

56. Haraldsdottir K, Watson AM, Goss KN, et al.
Нарушение вегетативной функции у подростков, рожденных недоношенными.
Представитель Физиол
2018;6:e13620. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

57. Георгиев М.К. Питание и развивающийся мозг: приоритеты питательных веществ и измерение.
Am J Clin Nutr
2007;85:614С–20С. [PubMed] [Google Scholar]

58. Grabrucker S, Boeckers TM, Grabrucker AM. Гендерно-зависимая оценка аутизма как поведения у мышей, подвергшихся пренатальному дефициту цинка.
Front Behav Neurosci
2016;10:37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Siddiqui S, Fifer WP, Ordonez-Retamar M, et al.
Антенатальный маркер исходов развития нервной системы у младенцев с врожденными пороками сердца.
Дж. Перинатол
2017; 37: 953–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Sun G, Shinba T, Kirimoto T, Matsui T. Метод объективного скрининга большого депрессивного расстройства с использованием логистического регрессионного анализа данных вариабельности сердечного ритма, полученных в ходе умственной задачи. Парадигма.
Фронтовая психиатрия
2016;7:180. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Stephan-Blanchard E, Chardon K, Djeddi DD, et al.
Динамика вегетативной регуляции сердца у спящих недоношенных новорожденных, подвергшихся внутриутробному курению.
Клин Нейрофизиол
2016;127:2871–7. [PubMed] [Google Scholar]

62. Hunt RW, Tzioumi D, Collins E, et al.
Неблагоприятный исход развития нервной системы у младенцев, подвергшихся внутриутробному воздействию опиатов.
Ранний Хам Дев
2008; 84: 29–35. [PubMed] [Google Scholar]

63. Сунделин Вальстен В., Сарман И. Нейроповеденческое развитие детей дошкольного возраста, рожденных от матерей-зависимых, получавших поддерживающую опиоидную терапию бупренорфином во время беременности.
Акта Педиатр
2013; 102: 544–9. [PubMed] [Google Scholar]

64. Goldstein JM, Holsen L, Huang G, et al.
Пренатальное стресс-иммунное программирование половых различий в коморбидности депрессии и ожирения/метаболического синдрома.
Диалоги Clin Neurosci
2016;18:425–36. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. Guarino D, Nannipieri M, Iervasi G, et al.
Роль вегетативной нервной системы в патофизиологии ожирения.
Фронт Физиол
2017;8:665. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Сандерс М.Р., Холл С.Л. Уход с учетом травм в отделении интенсивной терапии новорожденных: обеспечение безопасности, защищенности и связи.
Дж. Перинатол
2018;38:3–10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Duffy AR, Schminkey DL, Groer MW, et al.
Сравнение уровней кортизола в волосах и воспринимаемого стресса у матерей, рожавших недоношенными и доношенными.
Биол Рез Нурс
2018;20:292–99. [PubMed] [Google Scholar]

68. Hoffman MC, Mazzoni SE, Wagner BD, et al.
Меры материнского стресса и настроения в связи с преждевременными родами.
Акушерство Гинеколь
2016; 127:545–52. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Chang HP, Chen JY, Huang YH, et al.
Факторы, связанные с посттравматическими симптомами у матерей недоношенных детей.
Арх психиатр Нурс
2016;30:96–101. [PubMed] [Google Scholar]

70. Howe TH, Sheu CF, Wang TN, et al.
Родительский стресс в семьях с очень низкой массой тела при рождении недоношенных детей в раннем младенчестве.
Рес Дев Инвалид
2014; 35:1748–56. [PubMed] [Google Scholar]

71. Clouchoux C, Guizard N, Evans AC, et al.
Нормативный рост головного мозга плода с помощью количественной магнитно-резонансной томографии in vivo.
Am J Obstet Gynecol
2012;206:173 д1–8. [PubMed] [Академия Google]

72. Fumagalli M, Provenzi L, De Carli P, et al.
От раннего стресса к 12-месячному развитию глубоко недоношенных детей: предварительные данные об эпигенетических механизмах и росте мозга.
PloS один
2018;13:e0190602. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

73. Thompson C, Syddall H, Rodin I, et al.
Вес при рождении и риск депрессивного расстройства в пожилом возрасте.
Бр Дж Психиатрия
2001; 179:450–5. [PubMed] [Google Scholar]

74. McGrath JJ, Feron FP, Burne TH, et al.
Влияние витамина D3 на развитие мозга.
J Стероид Биохим Мол Био
2004;89–90:557–60. [PubMed] [Google Scholar]

75. Mulinare J, Cordero JF, Erickson JD, et al.
Периконцепционное использование поливитаминов и возникновение дефектов нервной трубки.
ДЖАМА
1988; 260:3141–5. [PubMed] [Google Scholar]

76. CDC Grand Rounds: дополнительные возможности для предотвращения дефектов нервной трубки с помощью обогащения фолиевой кислотой.
MMWR Morb Mortal Wky Представитель
2010;59:980–4. [PubMed] [Google Scholar]

77. Ross RG, Hunter SK, Hoffman MC, et al.
Перинатальные добавки с фосфатидилхолином и проблемы с поведением в раннем детстве: доказательства умеренности CHRNA7.
Эм Джей Психиатрия
2016;173:509–16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

78. McGrath J, Saari K, Hakko H, et al.
Добавление витамина D в течение первого года жизни и риск шизофрении: когортное исследование в Финляндии.
Шизофр Рез
2004; 67: 237–45. [PubMed] [Google Scholar]

79. Drewery ML, Gaitan AV, Spedale SB, et al.
Материнский статус жирных кислот n-6 и n-3 во время беременности связан с частотой сердечных сокращений младенцев и вариабельностью сердечного ритма: предварительное исследование.
Простагландины Leukot Essent Fatty Acids
2017; 126:117–25. [PubMed] [Академия Google]

80. Gould JF, Treyvaud K, Yelland LN, et al.
Семилетнее наблюдение за детьми, рожденными женщинами, в рандомизированном испытании пренатальной добавки ДГК.
ДЖАМА
2017; 317:1173–5. [PubMed] [Google Scholar]

81. Baumgartner C Психомоторное и социальное развитие детей на грудном и искусственном вскармливании в течение первого года их жизни.
Acta paediatrica Hungarica
1984; 25: 409–17. [PubMed] [Google Scholar]

82. Lucas A, Morley R, Cole TJ, et al.
Раннее питание недоношенных детей и статус развития в 18 месяцев.
Ланцет
1990;335:1477–81. [PubMed] [Google Scholar]

83. Лукас А.
Программирует ли ранняя диета будущие результаты?
Acta paediatrica Scandinavica Suppl
1990; 365: 58–67. [PubMed] [Google Scholar]

84. De Rogalski Landrot I, Roche F, et al.
Активность вегетативной нервной системы у недоношенных и доношенных детей от теоретического срока до 7 лет.
Автон Нейроски
2007; 136:105–9. [PubMed] [Google Scholar]

85. Irving RJ, Belton NR, Elton RA, et al.
Факторы сердечно-сосудистого риска у недоношенных детей.
Ланцет
2000;355:2135–6. [PubMed] [Академия Google]

86. Barker DJ, Eriksson JG, Forsen T, et al.
Фетальное происхождение болезней взрослых: сила воздействия и биологическая основа.
Int J Эпидемиол
2002; 31:1235–9. [PubMed] [Google Scholar]

87. Horne RS, Fyfe KL, Odoi A, et al.
Использование пустышки/пустышки у недоношенных детей повышает кровяное давление и улучшает контроль частоты сердечных сокращений.
Педиатр Рез
2016;79:325–32. [PubMed] [Google Scholar]

88. Фельдман Р., Эйдельман А.И. Контакт кожа к коже (Kangaroo Care) ускоряет вегетативное и нейроповеденческое созревание у недоношенных детей.
Dev Med Детский Нейрол
2003; 45: 274–81. [PubMed] [Академия Google]

89. Kommers DR, Joshi R, van Pul C, et al.
Особенности регистрации регуляторных изменений вариабельности сердечного ритма при уходе по методу кенгуру у недоношенных детей.
Дж Педиатр
2017; 182: 92–8
е1. [PubMed] [Google Scholar]

90. Arnon S, Diamant C, Bauer S, et al.
Материнское пение во время ухода по методу кенгуру приводило к стабильности вегетативной нервной системы у недоношенных детей и уменьшало материнскую тревожность.
Акта Педиатр
2014; 103:1039–44. [PubMed] [Google Scholar]

91. Кисилевский Б.С., Хейнс С.М., Браун К.А., и соавт.
Чувствительность плода к свойствам материнской речи и языка.
Младенец Бехав Дев
2009 г.;32:59–71. [PubMed] [Google Scholar]

92. Rand K, Lahav A. Звуки матери вызывают снижение частоты сердечных сокращений у недоношенных новорожденных в первый месяц жизни.
Ранний Хам Дев
2014;90:679–83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Neuroscience For Kids — Autonomic Nervous System

Autonomic Nervous System

Вегетативная нервная система (ВНС) регулирует
функции наших внутренних органов (внутренностей), таких как сердце,
желудок и кишечник. ВНС является частью периферической нервной системы.
и он также контролирует некоторые мышцы тела. Мы часто
не знает о ВНС, потому что она функционирует непроизвольно и рефлекторно. Для
например, мы не замечаем, когда кровеносные сосуды меняют размер или когда наше сердце
бьется быстрее. Однако некоторых людей можно научить контролировать некоторые
функции ВНС, такие как частота сердечных сокращений или артериальное давление.

ВНС наиболее важен в двух ситуациях:

  • В чрезвычайных ситуациях, которые вызывают стресс и требуют от нас
    «сражаться» или «бежать»
    (убежать)
  • В неаварийных ситуациях, позволяющих «отдохнуть» и
    «переварить».

ВНС регулирует:

  • Мышцы

— в коже (вокруг волосяных фолликулов; гладкие мышцы
— вокруг кровеносных сосудов (гладкие мышцы)
— в глазу (радужная оболочка; гладкие мышцы)
— в желудке, кишечнике и мочевом пузыре (гладкая мышца)
— сердца (сердечная мышца)

  • Железы

ВНС делится на три части:

  • Симпатическая нервная система
  • Парасимпатическая нервная система
  • Кишечно-нервная
    система
Симпатическая нервная система

Хороший солнечный день… вы прогуливаетесь
парк. Внезапно
на вашем пути появляется злой медведь. Вы остаетесь и сражаетесь ИЛИ вы поворачиваетесь
и убежать? Это ответы «бей или беги». В этих типах
ситуаций, ваша симпатическая нервная система приводится в действие — она
расходует энергию – повышается кровяное давление, учащается сердцебиение и
пищеварение замедляется.

Обратите внимание на рисунок слева, что симпатическая нервная система
берет начало в спинном мозге. В частности, клеточные тела первых
нейроны (преганглионарные нейроны) располагаются в грудном и поясничном отделах
спинной мозг. Аксоны этих нейронов проецируются в цепочку ганглиев.
расположен рядом со спинным мозгом. В большинстве случаев этот нейрон образует синапс с другим нейроном (постганглионарным
нейрон) в ганглии. Несколько преганглионарных нейронов идут к другим ганглиям
вне симпатической цепи и синапсов нет. постганглионарные
затем нейрон проецируется на «мишень» — мышцу или железу.

Еще два факта о симпатической нервной системе: синапс в
симпатический ганглий использует ацетилхолин в качестве нейротрансмиттера; синапс постганглионарного
нейрон с органом-мишенью использует нейротрансмиттер, называемый
норадреналин . (Конечно, есть одно исключение:
симпатический постганглионарный нейрон, оканчивающийся на потовых железах
использует ацетилхолин.)

Парасимпатическая нервная система

Хороший солнечный день… вы прогуливаетесь в парке.

Однако на этот раз вы решаете расслабиться в удобном кресле, которое у вас есть.
принес с собой. Это требует ответов «Отдых и переваривание». Сейчас
время для парасимпатической нервной системы, чтобы работать, чтобы сохранить энергию. Это когда
кровяное давление может снизиться, частота пульса может замедлиться, а пищеварение может
начинать.

Обратите внимание на изображение слева, что тела клеток
парасимпатическая нервная система расположена в спинном мозге (крестцовый
области) и в мозговое вещество . В продолговатом мозгу черепные нервы III, VII, IX и X образуют
преганглионарные парасимпатические волокна. Преганглионарное волокно из
продолговатый или спинной мозг проецируется на ганглии очень близко к цели
орган и образует синапс. Этот синапс использует нейротрансмиттер
называется ацетилхолин . Из этого ганглия
постганглионарные нейроны проецируются на орган-мишень и используют
ацетилхолин снова на своем
Терминал.

Вегетативная нервная система

Структура Симпатическая стимуляция Парасимпатическая
Стимуляция
Радужка (глазная мышца) Расширение зрачка Зрачок
сужение
Слюнные железы Производство слюны
снижено
Производство слюны повышено
Слизистая оболочка полости рта/носа Производство слизи
снижено
Производство слизи увеличено
Сердце Частота и сила сердечных сокращений
увеличен
Частота и сила сердечных сокращений снижены
Легкие Бронхиальные мышцы расслаблены Бронхиальные мышцы
сокращенный
Желудок Перистальтика снижена Желудок
выделяется сок; повышенная моторика
Тонкий кишечник Моторика
сниженный
Пищеварение усиленный
Толстый кишечник Подвижность
снижено
Секреция и подвижность повышены
Печень Повышена конверсия

гликогена в глюкозу
Почки Уменьшение количества мочи
секреция
Повышенная секреция мочи
Мозговое вещество надпочечников Норадреналин и
адреналин
секретный
Мочевой пузырь Расслабленная стенка
Сфинктер
закрыто
Стенка сужена
Сфинктер расслаблен

Следует отметить, что вегетативная нервная система работает всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *