В шесть месяцев малыш: Развитие ребенка в 6 месяцев
Малышу 6 месяцев — Сайт компании Фрисо
Малышу 6 месяцев: развитие
Поздравляем, Ваш малыш отпраздновал свой первый «юбилей»! За полгода он подрос, окреп, многому научился, и теперь вступает на новый этап своего развития. В этом возрасте ему предстоит научиться ползать и сидеть без поддержки, действовать по образцу и ориентироваться на оценку взрослого. Интеллект малыша стремительно развивается, и он уже может различать причину и следствие, цель и способ ее достижения. Помогайте крохе решать его первые логические задачи, и не забывайте хвалить его за каждое маленькое достижение.
Развиваем движения
Шесть месяцев — это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает понемногу осваивать новое пространство. Побуждайте ребёнка к ползанию, положив перед ним яркую звучащую игрушку, но так, чтобы он не мог до неё дотянуться. Если у него не получается самостоятельно продвигаться вперёд, создайте ему опору для ног – например, подставьте ладонь под его ступни, чтобы он мог оттолкнуться и достать игрушку. Хорошим стимулом станет ползание по комнате вместе со старшим ребёнком – это доставит много радости им обоим!
Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира. Пусть он ползает по комнате, но обязательно обеспечьте ему безопасность: уберите провода, закройте розетки, спрячьте все мелкие предметы. Важным моментом становится чистота в квартире. Попросите старших детей вам помочь: включив в процесс элемент соревнования (кто больше увидит крошек, кто быстрее соберет игрушки), вы превратите уборку в увлекательное занятие.
Предоставьте малышу простор для исследования мира. Пусть он ползает по комнате, но обязательно обеспечьте ему безопасность: уберите провода, закройте розетки, спрячьте все мелкие предметы.
Во время «путешествий» по квартире ваш маленький первооткрыватель ощущает себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков, он с удовольствием исследует новые предметы и изучает на практике возможности своего тела. На его пути нередко возникают различные препятствия, и малышу приходится решать простые логические задачки: как продвинуться вперёд, если на пути лежит игрушка, как достать предмет, который находится в закрытой коробке… Не спешите помогать вашему чуду – пусть он научится самостоятельно искать выход из простых ситуаций.
Также в этом возрасте малыш учится сидеть без поддержки. Если в таком положении он чувствует себя не очень уверено, то опирается на свои вытянутые руки. В этом случае, для развития чувства равновесия полезно выполнить такое упражнение:
Когда вы играете на полу вместе, сажайте ребёнка между своими вытянутыми ногами, чтобы он мог использовать их как поручни. Привлеките его внимание ярким предметом, чтобы он отпустил руки от опоры и потянулся к игрушке. Если малыш потеряет равновесие и начнёт «заваливаться» на бок, вы успеете его «подстраховать», и он не ударится.
Во время этих упражнений обратите внимание на то, как ребенок использует для сохранения равновесия свои руки. Сначала он тянется к игрушке одной рукой, выбрасывая другую в качестве баланса. По мере того как чувство равновесия развивается, малыш тянется за игрушкой уже обеими руками и даже поворачивается в сторону, не падая.
Развиваем зрительное восприятие
Научившись ползать, ребёнок открывает для себя новый мир образов, и его внимание привлекают совершенно неприметные на первый взгляд детали: пылинки на полу, узоры на ковре, мелкие бытовые предметы. Вместе со старшими детьми рисуйте для малыша картинки, состоящие из элементов разного размера.
В 6 месяцев появляется и способность соотносить предметы в пространстве. В своих играх малыш начинает учитывать свойства предметов и выбирать их в соответствии с формой, величиной, расположением в определенном порядке. Для развития этих навыков полезно предлагать крохе различные сборно-разборные игрушки: например, пирамидки из крупных колец, развивающие центры с фигурными отверстиями, в которые нужно опускать подходящие по форме и размеру детали… Малышу понравится играть и с коробкой, наполненной различными по свойствам предметами: прыгающими резиновыми мячиками, звенящими бубенцами… Сначала ваш маленький исследователь разбросает её содержимое, а затем, с вашей помощью, соберёт игрушки обратно.
Развиваем понимание речи
Малыш ещё пока не умеет говорить, но уже внимательно вслушивается в разговоры взрослых, узнаёт отдельные слова, устанавливает связи между словами и предметами. Очень важно всё время разговаривать с крохой, сопровождая свои слова определёнными действиями. Дотрагиваясь до разных частей лица и тела малыша во время мытья, переодевания или массажа, каждый раз называйте их. Например, проведя ручкой малыша по своему лицу, скажите: «Это нос», «Это щека». В каждой игре называйте не больше двух слов. Теперь спросите у крохи: «Где Вовочкин нос?» и дотроньтесь детской ручкой до маленького носика. Вновь и вновь возвращайтесь к разучиваемым названиям.
Полезно рассматривать с малышом детские книжки, показывая и называя изображенные предметы, животных, людей. Вместе со старшими детьми можно разыгрывать для крохи мини-спектакли, в которых также будут использоваться разучиваемые слова. Таким образом, вы формируете его пассивный словарь.
Полезно рассматривать с малышом детские книжки, показывая и называя изображенные предметы, животных, людей.
Развиваем активную речь
К концу 6-го месяца малыш произносит отдельные звукосочетания, среди которых можно хорошо различить повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, да-да-да, на-на-на). Конечно, это ещё не осмысленная речь, хотя некоторые сочетания звуков и напоминают слова. Такое лепетание ребёнок воспринимает как игру, ему нравится прислушиваться к звучанию собственного голоса, пробовать различные звуки и интонации. Включайтесь в эту игру, повторяя звуки, которые произносит малыш, и добавляя к ним все новые сочетания слогов. Этот приём педиатры называют «перекличкой».
Чтобы кроха начал повторять за вами новые слоги, очень важно регулярно проводить занятия. Малыш должен видеть ваше лицо, следить за губами. Кроме того, нужно повторять одни звуки и слоги нараспев, с определенной интонацией, а другие, наоборот, совсем коротко. Если специальными приёмами не вызывать у малыша лепета, то сам он, даже понимая многое, ещё долго не сможет начать говорить.
Физиология и психология
Ваш малыш стал совсем большим – ему уже полгода. С каждым днём в его поведении появляется что-то новое: он уже хорошо переворачивается на живот и обратно на спину, встаёт на четвереньки и учится ползать, садится с поддержкой и проявляет чудеса гибкости, пытаясь поймать свою ножку и засунуть её в ротик. Если в первые месяцы жизни большую часть дня он спал, то теперь время бодрствования значительно увеличивается. Заполните эти часы полезными и интересными занятиями!
Рост и вес
В 6 месяцев рост малыша составляет 67-70 см, а вес – 7400-8500 г.
Двигательные навыки
В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Сидя без поддержки, малыш уверенно поворачивает корпус и даже тянется к игрушке, которая привлекает его внимание. А если заинтересовывает предмет, находящийся высоко над ним, ребёнок пытается достать его, встав на колени.
Начинают развиваться и навыки ползания. Ребенок учится вставать на четвереньки и передвигаться, переставляя ручки. Если у вашего крохи пока не получается передвигаться вперед, создайте ему для этого благоприятные условия: положите перед ним привлекательную игрушку и подставьте свою ладонь под стопы малыша, чтобы он мог опереться ножками и оттолкнуться. Достав несколько раз игрушку с вашей помощью, ваш маленький чемпион захочет повторить упражнение уже самостоятельно.
Также малыш умеет хорошо доставать и захватывать различные предметы, перекладывать их из одной руки в другую, подбрасывать вверх или ударять об пол. Обратите внимание, что если раньше он брал игрушки всей ладошкой, то теперь для удобства захвата он противопоставляет большой палец другим. Кроме того, он начинает с успехом поднимать мелкие предметы с пола. Всё вокруг ему хочется достать и рассмотреть поближе: и хлебные крошки, и пуговички на одежде, и даже узоры на одеяльце. Не забывайте, что все свои находки ваш маленький первооткрыватель сразу тянет в рот, поэтому будьте предельно внимательны к тому, что находится у него в руках. Чтобы забрать опасный предмет, не вызвав у малыша обиды, мягко раскройте его ладошку и обязательно вложите в неё другую игрушку.
Действия ребёнка с игрушками с каждым месяцем становятся всё более сложными. Можно показать малышу, как снимать колечки с пирамидки, как складывать игрушки в коробку, закрывать коробочки соответствующими крышками, и скоро он научится это делать самостоятельно.
Развивается и способность устанавливать причинно-следственные связи. Теперь малыш может совершить два взаимосвязанных действия, чтобы добиться определённого результата: например, дёргает за верёвочку, чтобы привести в движение подвесной мобиль, отталкивает в сторону препятствие, чтобы подползти к маме, переворачивает коробку, чтобы достать желаемую игрушку. А если он бросает предмет, то очень внимательно следит за тем, куда он падает. Решение таких бытовых задачек свидетельствует о том, что малыш начинает разделять действие и его эффект, получая удовольствие от результата.
Зрение
К 6 месяцам у ребёнка развивается острое, детальное зрение, и для него открывается новый мир образов. Он с удовольствием рассматривает предметы, состоящие из мелких составных частей, и уделяет пристальное внимание нарисованным орнаментам. Так, излюбленной игрушкой становится деревянная ложка с хохломской росписью, или набивной мячик, сшитый из разноцветных лоскутков. На этом этапе развития ребёнок начинает узнавать знакомые предметы, даже если их не видно полностью. Игрушка, наполовину прикрытая материей, скорее всего, вызовет его особый интерес. Однако в этом возрасте ребёнок вряд ли станет искать предмет, если спрятать его полностью. Чтобы развить этот навык, играйте с ним в прятки с подсказкой: накрывайте игрушку салфеткой, чтобы малыш терял её из виду, а затем доставайте её с радостным возгласом: «Ку-ку!».
К 6 месяцам ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если их не видно полностью.
Слух
Малыш уже хорошо распознаёт окружающие звуки, однако совершенно по-разному на них реагирует. Так, согласно исследованиям педиатров, звуки и слова пока ещё не несут для ребёнка самостоятельного смысла, и он воспринимает их лишь как часть ситуации. Например, если во время купания вы скажете малышу: «Буль-буль», то это будет для него знаком к весёлому плесканию, и он радостно улыбнётся. А если вы произнесёте те же самые слова, когда кроха находится в манеже, то он лишь равнодушно повернётся на звук вашего голоса.
Тем не менее, малыш вслушивается в вашу речь и запоминает слова, которые вы чаще всего произносите при обращении к нему. Таким образом, постепенно формируется его пассивный словарь.
Речь
Малыш подолгу лепечет, и его любимой игрой становится сочетание звуков в различные слоги. Со временем у него даже появляются слоги-фавориты, которые он произносит по нескольку раз подряд. Например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля». Однако пока слоги и их сочетания ещё не соотносятся с конкретными понятиями, для малыша это лишь игра, способ «тренировки» голоса и одновременно познания собственных речевых возможностей.
Эмоции
Ребёнок всё больше вовлекается в общение со взрослыми. Так, после каждого своего маленького достижения он оглядывается на родителей, ожидая поощрения, а заметив невнимание к себе, картинно обижается и начинает хныкать. Всё чаще он пытается воздействовать на взрослых, призывая к выполнению своих желаний. Например, если малыш настроен на игру, он может уклониться от вашего поцелуя и вместо этого протянуть вам погремушку. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно, в надежде продлить удовольствие.
Появляются и попытки выражать свои желания через голос. В лепетании малыша могут проявляться требовательные нотки, обида, если что-то происходит против его воли, и даже вопрос. Шестимесячный ребёнок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые, но интонации в лепет он вкладывает свои.
Подражает малыш и поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу, а теперь ребёнок старается повторять и жесты. Он может хлопать в ладоши, ударять по кастрюльке, постукивать по матрасику, пытаясь привлечь ваше внимание. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны.
Малыш с удовольствием играет и с другими детьми. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Благодаря этому ребёнок овладевает новыми средствами общения, учится действовать по образцу, ориентироваться на оценку окружающих, что очень важно для его дальнейшего развития.
Читать онлайн «Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев», Каролина Фертлмен – Литрес
Переводчик Галина Соломонова
Редактор Наталья Нарциссова
Руководители проекта И. Серёгина, А. Шувалова
Корректор М. Миловидова
Компьютерная верстка A. Фоминов
Дизайн обложки О. Сидоренко
Иллюстратор В. Перлина
© Simone Cave and Caroline Fertleman, 2007
First published by Vermilion, an imprint of Ebury Publishing. A Random House Group Company
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2015
* * *
Посвящается Льюису, Дугласу, Гарри, Тобиасу и Бетси
Симона Кейв на протяжении восьми лет работала редактором медицинского раздела в газете Daily Mirror, а теперь в качестве независимого журналиста пишет для различных изданий статьи о здоровье и медицине. Живет с мужем и тремя детьми в Южном Лондоне. Связаться с Симоной можно через сайт www.yourbabyandchild.com .
Доктор Каролина Фертлмен работает консультирующим педиатром в Уиттингтонской больнице, а также в Институте детского здоровья, и имеет почетный контракт с лондонской детской больницей на Грейт-Ормонд-стрит. Живет в Лондоне с мужем и тремя детьми.
Благодарности
Мы хотели бы поблагодарить Пола Джонсона, Джуди Кейв, Алекса Кейва, Барбару Леви, Джо Кэрролл, Янниса Иоанну, Дебби Коувен и Адриана Коэна, а также специалистов здравоохранения из Уиттингтонской больницы и других учреждений.
Введение
Кто угодно скажет вам, что к младенцам инструкция не прилагается. Тем не менее вот она – перед вами. Мы написали книгу «Ваш малыш неделя за неделей», чтобы мягко направлять вас в течение первых шести месяцев жизни вашего ребенка. Мы постараемся быть рядом с вами каждый раз, когда ваше сердце начнет колотиться от того, что малыш плачет, или у него появится небольшой насморк и вы соберетесь немедленно везти его к врачу.
Конечно, мы понимаем, что родителям очень нужно знать как можно больше об их новорожденных малышах: почему они не спят почти всю ночь, нормальный ли у них стул, хватает ли им еды. Но мы также понимаем, что вы будете сильно уставать. Родителям младенца непросто найти время даже на то, чтобы позавтракать, что уж говорить о подробном изучении статей о желтухе новорожденных. Вот почему мы собрали все факты, которые надо знать о ребенке каждую неделю в первые полгода его жизни, и представили их в простом и удобном формате. Каждая глава разбита на разделы, где вы найдете ответы на самые разные практические вопросы, касающиеся младенческого сна, плача, подгузников, случаев, когда надо обращаться к врачу, и т. д.
Начиная с первой недели, когда ваш малыш только родился, мы разъясняем все: сколько подгузников надо сменить ему за сутки, сколько ему нужно спать, сколько и почему он может плакать. Мы постарались описать каждое событие, которое может случиться в эту первую неделю, а также рассказали о визитах врача, о том, как определить, есть ли у ребенка обезвоживание и хорошо ли он ест. В книге даже есть раздел «Что происходит с мамой», в котором описывается, когда, например, может начаться послеродовая депрессия. Такую подробную информацию вы найдете во всех главах, рассказывающих, что нужно знать о ребенке в каждую конкретную неделю его жизни.
Вы заметите, что в книге мы всегда говорим о ребенке «он». Это связано только с тем, что у нас на двоих шестеро детей, и первые четверо – мальчики. Если бы у нас было больше дочерей, мы с тем же успехом говорили бы «она».
Мы знаем, что по всей стране собираются небольшие компании мам с детьми примерно одного возраста, и они общаются и делятся друг с другом наблюдениями за своими малышами. Следуя их примеру, мы написали эту книгу так, будто вам дает советы хорошая подруга, которая к тому же является консультирующим педиатром и опытной мамой, и у нее есть ребенок, который родился тогда же, когда и ваш.
Философия
Проводя исследования, чтобы написать эту книгу, мы заметили, что специалисты по уходу за детьми делятся на две основные группы. Есть те, кто рекомендует вводить строгий распорядок дня с регулярными кормлениями и фиксированным временем сна, и те, кто подчеркивает важность следования желаниям ребенка и призывает все делать по его требованию, не глядя на часы. Оба эти подхода имеют свои плюсы и минусы, поэтому мы решили придерживаться золотой середины, беря только лучшее от того и другого. Но важно отметить, что в первые месяцы жизни дети меняются настолько быстро, что принципы, которыми вы руководствуетесь, тоже должны стремительно меняться. Советы, которые актуальны для двухнедельного малыша, не обязательно подойдут для полуторамесячного. И вот здесь-то и обнаруживает свои преимущества система «неделя за неделей».
Например, в течение первых нескольких недель вы обязательно должны следовать принципу «природного» взращивания ребенка, укачивая его и кормя хоть целый день. Это имеет решающее значение для его развития, и к тому же кормление по часам на этом этапе может грозить малышу обезвоживанием. Уход за новорожденным по такому принципу позволяет вам в первые недели быть неорганизованной и делать все хаотично, что значительно снижает стрессовость ситуации. Но если вы будете практиковать такой расслабленный и неструктурированный подход слишком долго и в шесть недель ваш малыш будет по-прежнему требовать еды каждый час и засыпать только на руках, то вы очень быстро вымотаетесь. Вот почему мы предлагаем пошаговую программу обучения сну и советуем, что делать на каждой конкретной неделе, чтобы к шести месяцам ребенок научился спокойно спать всю ночь.
Мы также объясняем, как ввести распорядок дня для ребенка, но наш подход – одновременно мягкий и реалистичный, и мы делаем много исключений, учитывая, что ваш малыш может быть особенно беспокойным или мучиться от колик. На протяжении всей книги мы даем вам советы, чтобы вы могли лучше понять, в чем проблема и почему, например, ваш малыш плохо ест или спит.
Мы старались не указывать вам, что делать, и не давать жестких инструкций, а ограничиваться советами и консультациями, ведь, в конце концов, это ваш ребенок. Материнский инстинкт очень силен, и мы хотим не противодействовать ему, а, наоборот, укрепить его, «вооружив» вас информацией, чтобы вы могли с большей уверенностью делать то, что считаете лучшим для своего ребенка.
Как получить максимум от книги «Ваш малыш неделя за неделей»
Мы знаем, что вы очень заняты и устаете за день, поэтому организовали книгу так, чтобы в ней легко можно было найти интересующую вас информацию. Очевидно, вы будете каждый раз читать ту главу, которая посвящена неделе, соответствующей возрасту вашего ребенка. И, вероятно, поймете, что хотите прочитать и про будущие недели, чтобы понять, что вас ждет впереди. Но как только ваш ребенок родится, у вас, скорее всего, уже не останется времени на то, чтобы изучать эту книгу от корки до корки, хотя, конечно, если вы читаете ее во время беременности, то это отличный способ подготовить себя к будущему материнству.
Нет необходимости знакомиться с каждым разделом в каждой главе, просто выбирайте то, что вам нужно. Так, если вас беспокоят вопросы кормления, вы можете сразу читать соответствующий раздел, а если надо будет, позже вернетесь к разделам о купании или развитии малыша.
Кстати о развитии: не беспокойтесь, если у вашего ребенка все будет идти не совсем так, как описывается в книге. Все дети очень разные, поэтому, конечно, в вашем случае все может быть несколько иначе. Особенно это относится к разделу «Развитие и игры», посвященному вехам в физическом и психическом взрослении ребенка. Назначение этого раздела в большей степени развлекательное: мы просто хотим помочь вам заметить крошечные изменения, которые происходят с младенцем, например, когда он перестает постоянно сжимать ручки в кулаки. Вряд ли этот раздел поможет вам выявить какие-то проблемы, скажем, со слухом у новорожденного, но это и не главная его цель. И уж конечно, меньше всего мы хотели бы пробудить в вас чувство соревновательности или вызвать тревогу.
Мы постарались очень точно объяснить, когда и в каких случаях недостижение определенной вехи в развитии можно считать проблемой. Во всех остальных случаях вы должны знать, что ваш ребенок развивается совершенно нормально, просто в своем темпе.
Если вы ищете какую-то информацию, которой нет в конкретной главе, то всегда можете вернуться назад или пролистать книгу на одну-две главы вперед, чтобы получить более подробную картину.
Введение прикорма
Начав читать книгу, вы поймете, что удобнее всего знакомиться с той главой, которая соответствует возрасту вашего ребенка. Но есть одно исключение: это наша пошаговая программа введения прикорма, которую мы начинаем в 17 недель. Многие мамы не хотят вводить прикорм так рано, возможно, и вы захотите подождать, пока малышу не исполнится шесть месяцев. Мы описали все связанные с этим преимущества и недостатки, и это поможет вам решить, когда начинать вводить прикорм. Но когда бы вы ни решились на это, просто откройте главу «18-я неделя» и начните выполнять нашу программу, следуя советам всех последующих недель.
Охрана здоровья и безопасность
В разделе «Когда обращаться к врачу» мы рассказали о самых распространенных детских болезнях. Обратите внимание: заболеть ими можно и в каком-то другом возрасте, не обязательно на той неделе, когда мы о них говорим. Но мы дали их описание в те недели, когда дети болеют ими чаще всего. И как мы подчеркиваем на протяжении всей книги, вы должны обращаться к врачу во всех случаях, когда обеспокоены состоянием ребенка. Советы по безопасности также могут пригодиться на любой неделе, хотя мы даем их тогда, когда, по нашему мнению, они имеют наибольшее значение.
Для кого эта книга?
Эта книга – важнейший источник информации для людей, которые впервые стали родителями, в том числе для отцов, но мы также настоятельно рекомендуем ее тем, у кого родился второй, третий или даже четвертый ребенок. Хотя вы уже делали все это раньше и можете молниеносно поменять подгузник, уход за новорожденным – чрезвычайно трудное занятие, сколько бы детей у вас ни было до этого. И не забывайте, что, имея старших детей, вы будете уставать больше, чем раньше. Поэтому вам будет полезно иметь под рукой такое руководство, чтобы освежить в памяти, когда ребенок должен начать спать три раза в день или как часто вы должны кормить его.
Мы искренне надеемся, что книга «Ваш малыш неделя за неделей» будет вам надежным помощником в первые месяцы жизни ребенка и поможет избавиться от страха сделать что-то не так. Мы сами мамы и хотели бы иметь такую книгу, когда родились наши дети. Только перестав волноваться, вы можете начать наслаждаться общением со своим малышом, зная, что он здоров и что вы все делаете правильно. Мы считаем, что если вы будете вооружены соответствующими знаниями, то сможете чувствовать себя намного увереннее, а значит – следовать своим инстинктам и поступать так, как будет лучше всего для вашего ребенка.
1-я неделя
Вы возвращаетесь из роддома с малышом и вдруг осознаете реальность происходящего. Перед этим о вас несколько дней заботился медицинский персонал, но теперь вы сами по себе и начинаете понимать, как мало вы на самом деле знаете об уходе за новорожденным.
Не бойтесь: вас не бросили совсем одну – на следующий день после выписки из роддома к вам придет ваша участковая медицинская сестра. Скорее всего, она явится без предупреждения, но не беспокойтесь о том, что дома не прибрано, а вы не одеты, – она придет, чтобы помочь, и не будет осуждать вас. Медсестра спросит, как вы себя чувствуете физически и эмоционально, а также осмотрит вашу грудь, независимо от того, собираетесь ли вы кормить ею малыша или нет. Она ответит на все вопросы по уходу за ребенком и окажет любую необходимую помощь, например с грудным вскармливанием.
Медсестра осмотрит также ребенка. Она взвесит его, проверит пупочную ранку, оценит цвет кожи, чтобы выявить или исключить желтуху, и измерит ему температуру. На седьмой день после родов она также возьмет анализ крови из пятки малыша (тест Гатри[1]), и от укола ребенок может немного поплакать. Анализ нужен, чтобы исключить фенилкетонурию – редко встречающееся серьезное нарушение обмена веществ, и гипотиреоз, который встречается при низком уровне гормона щитовидной железы. Некоторые лаборатории на основании полученных результатов выявляют и другие заболевания, такие как муковисцидоз. Все эти состояния поддаются коррекции, если обнаружить их сразу же, но если начать проводить лечение позже или не проводить вовсе, то это очень негативно скажется на здоровье и развитии ребенка. Если вы ничего не услышите о результатах анализа в течение пары недель, не переживайте: значит, ваш новорожденный здоров. Обычно родителям сообщают результаты, если у их малыша выявлены проблемы.
Если вы рожали дома, то акушерка уйдет через несколько часов после родов и вернется позже в этот же день или на следующий. Тогда же придет и врач, чтобы осмотреть ребенка.
Независимо от того, рожали ли вы дома или в больнице, ваша медсестра будет приходить к вам в течение 10 дней, возможно через день. Она оставит вам номер телефона, по которому можно звонить 24 часа в сутки, и поэтому вы не будете чувствовать себя брошенной. В первую неделю вполне естественно иметь десятки вопросов, поэтому не стесняйтесь спрашивать акушерку, даже если вам кажется, что ваши опасения могут показаться глупыми.
Сон
Общее количество часов в сутки: 16–20
Режим: нерегулярно
После родов ваш малыш будет очень уставшим, поэтому в первую ночь вы сможете хорошо выспаться и тоже немного отдохнуть. Младенец может проспать до 10 часов, и все это время он не будет просить есть или хотеть, чтобы ему поменяли подгузник. Если вы проводите эту ночь в роддоме, вставьте беруши и постарайтесь как следует поспать: возможно, это будет ваша последняя спокойная ночь на ближайшие несколько месяцев.
Уже на вторую ночь все может измениться, так как к ребенку придет аппетит, и он будет просыпаться каждый час или два, чтобы поесть. У новорожденных еще нет циркадных ритмов, которые регулируют биологические часы организма, поэтому малыши не бывают более сонными ночью, чем днем. Напротив, они то дремлют, то едят сутки напролет, не понимая, день сейчас или ночь.
Утешайте себя тем, что новорожденные не могут бодрствовать дольше 90 минут подряд. Если ребенок проснулся, скажем, в 4 утра, и вы никак не можете уложить его, знайте: примерно через полтора часа он в любом случае уснет. Для новорожденных совершенно нормально спать в первую неделю хаотично, так что даже не думайте о режиме сна. Самое большее, сколько он сможет проспать без перерыва, – это три часа. Постарайтесь смириться с этим и не беспокойтесь о том, что не высыпаетесь, – скорее всего, уже к концу недели вы заметите небольшое улучшение, когда ребенок сможет дольше ждать между кормлениями. Чувствовать усталость и небольшое головокружение на этой неделе нормально, это значит, что вы адекватно удовлетворяете потребности малыша. Пока что вы не можете предпринять ничего для того, чтобы он спал дольше.
Плач
Сколько ребенок может плакать в сутки: обычно один – три часа, но некоторые – и до 12 часов
В начале первой недели у вас может возникнуть обманчивое ощущение спокойствия, потому что ребенок будет почти все время спать. Видимо, так задумано природой, чтобы дать возможность и вам, и малышу оправиться после родов. Но через несколько дней ребенок начнет плакать больше, а вы, вероятно, не будете понимать, почему. Вы еще не знаете своего младенца достаточно хорошо, чтобы различать виды его плача, но скорее всего, он будет плакать, потому что голоден. Он еще слишком мал, чтобы плакать от переутомления или потому, что у него мокрый подгузник. Так что, независимо от того, кормите ли вы грудью или из бутылочки, предлагайте ему молоко всякий раз, когда он плачет, – это лучший способ успокоить его.
Непрекращающийся плач
Некоторые дети, находящиеся на грудном вскармливании, плачут непрерывно в течение многих часов подряд, и это может начаться на второй-пятый день, потому что они не получают достаточно молока. В первые дни в груди появляется молозиво – густое молоко, богатое антителами и питательными веществами. Оно помогает защитить ребенка от инфекций. Пока что его вырабатывается совсем немного, но это соответствует аппетиту новорожденного, потому что поначалу он не слишком голоден.
Примерно на третий день на смену молозиву приходит настоящее молоко. Оно не такое жирное, но его гораздо больше, и ребенок чувствует себя после кормления сытым. Однако малыш может оказаться готов к настоящему молоку раньше, чем ваш организм начнет его вырабатывать. В итоге получится, что ребенок будет очень спокоен, пока вы лежите в роддоме, но как только вы вернетесь домой, начнет беспрерывно плакать. Это будет продолжаться, пока выработка молока не наладится, на что может уйти до пяти дней.
Естественно, это неприятно, когда вы не можете накормить голодного младенца, но не расстраивайтесь: просто прикладывайте его к груди чаще, и это ускорит появление молока. Сосание младенцем груди активизирует выработку гормона, который за это отвечает, – пролактина.
В ожидании прихода молока вам, возможно, захочется дать ребенку молочную смесь. Плюс здесь в том, что малыш перестанет плакать. Но есть и большой минус: если вы не будете прикладывать малыша к груди достаточно часто, это еще больше задержит приход молока. За несколько дней ребенок не дойдет до истощения, и вы убедитесь в этом, когда медсестра взвесит его.
Тем не менее можно пойти на компромисс и дать малышу 30–50 мл смеси, когда он кажется особенно расстроенным, а потом, когда он немного успокоится, приложить его к груди. И хотя некоторые педиатры не рекомендуют давать детям смесь так рано, если вы пытаетесь кормить грудью, все же лучше иметь наготове дежурную бутылочку, чем снова попасть в больницу, если молоко так и не придет, а ребенок будет голодать и возникнет риск обезвоживания.
Кормление
Общее количество молока в сутки: около 450–600 мл (30–90 мл за один раз)
График: нерегулярно, до 12 раз в сутки
На первой неделе ваша главная задача – наладить кормление младенца. Это может оказаться непросто, потому что новорожденные еще толком не знают, что делать, когда им предлагают грудь или бутылочку.
В любом случае кормите малыша по требованию. Это очень важно, поскольку желудок у новорожденных очень маленький, и им нужно есть часто. Сейчас специалисты не рекомендуют приучать младенца к четырехчасовым перерывам между кормлениями, потому что тогда он постоянно будет голодным.
Предлагайте вашему малышу молоко каждый раз, когда он плачет, и на время забудьте о режиме. Кормление по требованию не предполагает никакого распорядка: иногда младенец будет требовать еды каждый час, а потом вы обнаружите, что он не просит еды уже четыре часа. Но не давайте ему спать больше четырех часов, потому что у него понизится уровень сахара в крови, и он будет испытывать слабость, мешающую проснуться.
Вы также заметите, что малыш будет выпивать разное количество молока в разное время: иногда всего 30 мл, а в другой раз – целых 90 мл. При грудном вскармливании вы не будете знать, как много съедает ребенок, но заметите, что кормления различаются по продолжительности – от пяти минут до часа.
Грудное вскармливание
Преимущества грудного вскармливания бесчисленны, и постоянно обнаруживаются все новые доводы в его пользу. Дети, выкормленные материнским молоком, реже, чем искусственники, страдают от респираторных инфекций, дисбактериоза, аллергии, диабета. Также благодаря грудному вскармливанию они получают больше шансов иметь впоследствии высокий IQ, у них снижается риск развития болезней сердца. Другие преимущества грудного вскармливания заключаются в том, что вы будете сжигать дополнительные 200 калорий в день, что поможет сбросить вес после беременности, и кроме того, у вас снизится риск развития рака молочной железы. Наконец, подгузники вашего малыша не будут пахнуть так сильно, как у детей, находящихся на искусственном вскармливании.
Но грудное вскармливание требует сноровки, и многие женщины осваивают его с трудом. Около 70 % мам в первую неделю пробуют кормить своих новорожденных детей грудью, но на второй неделе их число снижается до 50 %. А в возрасте шести месяцев только один из пяти детей еще пьет материнское молоко. Мы рассмотрим причины, по которым женщины отказываются от грудного вскармливания на этой и следующей неделе, и попробуем объяснить, как решить эти проблемы.
Руководство по развитию ребенка: от рождения до шести месяцев
Руководство по развитию ребенка: от рождения до шести месяцев
Задания на развитие
- Научиться доверять другим и чувствовать себя в безопасности в этом мире.
- Начать бессознательно узнавать, что делать, чтобы получить его/ее
потребности удовлетворены.
Показатели, относящиеся к отставанию в развитии
- Проблемы с кормлением: отказ от груди или бутылочки;
чрезмерная рвота, колики или диарея, приводящие к
потеря веса. - Регрессия развития: депрессия; невосприимчивость;
отказ улыбаться, показывать неудовольствие или обниматься; отказ
утешительных усилий. - Неспособность видеть или слышать. Крайняя нехватка сенсорики.
стимуляция (осязание, зрение, слух, вкус,
обоняние), что приводит к задержке развития и, возможно,
смерть. Эта депривация напрямую связана с качеством
ухода.
Примечание: Хотя эти задачи и индикаторы могут применяться
от рождения до года каждый из них может быть более заметен в
конкретное время. Некоторые индикаторы запаздывания могут быть вызваны
факторы, повлиявшие на ребенка внутриутробно или при рождении.
ФИЗИЧЕСКИЙ РАЗВИТИЕ: от рождения до шести месяцев | |
Обычный Характеристики | Рекомендовано Поведение для эффективного воспитания детей |
Вырабатывает собственный ритм в кормление, сон и испражнение. | Адаптировать расписание к детскому ритмы, насколько это возможно. |
Быстро растет, например, удваивается вес при рождении. | Обеспечение адекватным питанием. Изменить |
Ранний контроль зрения движение. Развивает двигательный контроль в упорядоченной последовательности: балансирует головой, переворачивается, подтягивается к сидячему положению и на мгновение сидит один. | Упражнения для рук и рук ребенка ноги во время купания и переодевания. Поставка визуального |
Начинает хватать предметы. | Позвольте ребенку хватать пальцы, как вы подтягиваете его/ее. |
Физический Разработка от шести месяцев до одного года | |
Вернуться к использованию ребенка Руководство по разработке |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РАЗВИТИЕ: от рождения до шести месяцев | |
Обычный Характеристики | Рекомендовано Поведение для эффективного воспитания детей |
Обучается с помощью органов чувств. | Предоставлять объекты для просмотра, слышать и хватать, например, погремушки. |
Воет и издает звуки спонтанно. Болтовня по слогам. | Говорите и пойте ребенку a много, повторяя много слов, а не только звуки. |
Интеллектуальный Разработка от шести месяцев до одного года | |
Вернуться к использованию ребенка Руководство по разработке |
СОЦИАЛЬНАЯ РАЗВИТИЕ: От рождения до шести месяцев | |
Обычный Характеристики | Рекомендовано Поведение для эффективного воспитания детей |
Различает первичный опекун (обычно мать) от других; Больше реагировать на этого человека. | Не менять первичный опекуна до шести месяцев. |
Имитирует движения. Смотрит на лица. Улыбается, чтобы быть дружелюбным. | Поиграй в лепешки и заглянуть. |
Любит, когда их держат, играют с, щекотно, и толкнул. | Аккуратно покачайте ребенка на колени, мягко покачивайте, несите, нежно похлопывайте по спине. |
Улыбается себе в зеркало. | Предоставить зеркало. |
Социальный Разработка от шести месяцев до одного года | |
Вернуться к использованию ребенка Руководство по разработке |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗВИТИЕ: от рождения до шести месяцев | |
Обычный Характеристики | Рекомендовано Поведение для эффективного воспитания детей |
Показывает волнение через машет руками, брыкается, брыкается. Демонстрирует удовольствие в ожидание того, что вас накормят или возьмут на руки. | Показать мимику улыбка в ответ на ожидание ребенка. |
Плачет по-разному, когда холодно, мокро, голодно. | Научитесь «читать» разные крики. Постоянно реагируйте на плач. Не бойтесь испортить младенца – плач единственный способ, которым младенец может выразить потребности. |
Страхи громкие или неожиданные шум, странные предметы, ситуации или лица, внезапные движения, боль. | Реагировать на страхи ребенка разговаривая в спокойной манере и поднимая и обнимая ребенка. |
Эмоциональный Разработка от шести месяцев до одного года | |
Вернуться к использованию ребенка Руководство по разработке |
вех, которые вы можете ожидать в первые шесть месяцев жизни ребенка
веха, которые вы можете ожидать в первые шесть месяцев жизни ребенка
Перейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Счет
Логотип InsiderСлово «Инсайдер».
ОтзывыСлово Отзывы
Значок аккаунтаЗначок в форме головы и плеч человека. Часто указывает на профиль пользователя.
Значок аккаунтаЗначок в форме головы и плеч человека. Часто указывает на профиль пользователя.
Вернуться к началу Белый круг с черной рамкой вокруг шеврона, направленного вверх. Это означает «нажмите здесь, чтобы вернуться к началу страницы».
Наверх
Отзывы
Воспитание
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Читать в приложении
Если ваш ребенок не достигает надлежащих показателей в рекомендуемое время, проконсультируйтесь с педиатром ребенка или семейным врачом.
Константинис / Getty Images
- Младенцы могут показаться довольно беспомощными, когда вы впервые принесете их домой, но уже через несколько месяцев они будут улыбаться и посмеиваться.
- К четырем месяцам их мозг будет достаточно развит, чтобы они могли копировать выражение вашего лица.
- По истечении шести месяцев они могут узнавать свое имя, есть твердую пищу небольшими порциями и даже сидеть без поддержки.
- Эта статья была рассмотрена Дипешем Навсариа, магистром здравоохранения, MSLIS, MD, FAAP, адъюнкт-профессором педиатрии Школы медицины и общественного здравоохранения Университета Висконсина и президентом Висконсинского отделения Американской академии педиатрии.
- Посетите домашнюю страницу Insider, чтобы узнать больше.
Мозг и тело вашего ребенка быстро растут в течение первых шести месяцев. В то время как каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, эксперты говорят, что они должны достигать следующих ключевых вех по месяцам.
Месяц первый: отзывчивость
До рождения младенцы всю свою жизнь проводят в тишине и темноте материнской утробы. Таким образом, с момента их рождения до месячного возраста они чрезвычайно чувствительны к свету и звуку.
Скорее всего, они реагируют на свет, звуки и лица, перемещая взгляд в направлении раздражителя. На самом деле, большинство младенцев просто осматривают комнату, говорит Атул Малхотра, неонатолог из австралийского Университета Монаш.
Второй месяц: улыбка и сила головы
По мере развития мышц шеи ребенка вы должны начать замечать, как он держит голову на очень короткие периоды в возрасте двух месяцев.
Ваш ребенок, возможно, улыбался во сне или во время газообразования до этого времени, но первая преднамеренная социальная улыбка у него появится примерно на втором месяце жизни.
Ребенок также начнет обращать внимание на лица и успокаиваться, поднося руку ко рту. Малхотра добавляет, что младенцы должны начать ворковать или издавать другие основные звуки на втором месяце жизни.
Третий месяц: основные эмоции
В возрасте 3 месяцев у вашего ребенка развиваются мышечная координация, вкусовые рецепторы и социальные навыки, что означает, что он может переворачиваться на бок, выражать отвращение к неприятным вкусам или громким звукам и издавать звуки. когда говорят.
Примерно в этом возрасте начинается посмеивание и отбрасывание предметов.
Четвертый месяц: развитие социальных навыков и укрепление тела
К четырем месяцам ребенок должен любить играть с людьми и копировать движения или выражение лица.
Переносить вес на ноги и опираться на локти также приходится примерно в это время, говорит Малхотра, благодаря их постоянно растущим моторным навыкам и мышечной силе.
Пятый месяц: имя и цвет
К этому возрасту у ребенка более развито восприятие глубины и цветовое зрение, и он начинает узнавать и привязываться к своим опекунам.
Они также начинают откликаться на свое имя и вытягивают руки при падении.
Шестой месяц: рост самостоятельности
Ваш ребенок должен сидеть без поддержки и произносить как согласные, так и гласные звуки.
Они также начинают бояться незнакомцев, понимают слово «нет» и знают, как реагировать, когда кто-то перестает говорить. Примерно в это же время начинается употребление мягкой твердой пищи, добавляет Малхотра.
Когда обращаться за помощью
«На мой взгляд, самые важные вехи — это улыбка в ответ на взаимодействие, управление головой в различных положениях и повороты на звуки», — говорит Малхотра.
Ваш ребенок может поздно расцветать, когда дело доходит до улыбки или поднятия головы, но CDC рекомендует действовать как можно раньше, а не позже, если дети пропускают важные этапы. Если ваш ребенок не достигает надлежащих показателей в рекомендуемое время, проконсультируйтесь с педиатром ребенка или семейным врачом. И если вы все еще не видите прогресса в ближайшее время, подумайте о том, чтобы попросить направление к специалисту по развитию.
- Когда ребенку следует перестать сосать палец и как ему помочь
- Сколько сна нужно новорожденному в первые недели и месяцы жизни
- Что делать, если ребенок икает и как предотвратить это в будущем
- Как чистить уши ребенку 900 06
- Что делать, если у вашего ребенка косноязычие от легкой до тяжелой степени
- Младенцы не должны спать на животе, пока они не научятся переворачиваться
- Когда у младенцев прорезываются первые зубки и как за ними ухаживать
- Как часто педиатры рекомендуют купать ребенка, чтобы он оставался чистым и здоровым
МК Манойлов
М.