Упражнения по коррекции дисграфии у младших школьников: Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников. | Материал:
Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
Полноценная речь ребёнка — это одно из средств повышения уровня его коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Среди речевых нарушений особое место занимают недостатки письменной речи.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическую;
- акустическую;
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическую;
- оптическую дисграфию.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
Рассмотрим те игровые упражнения, которые будут полезные учителю начальной школы для коррекции Оптической дисграфии.
Для проявления оптической дисграфии характерны следующие ошибки:
- замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов;
- замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
- пропуски, не дописывание элементов букв;
- зеркальное изображение букв.
1 этап
Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.
Упражнение “Найди”
Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.
Упражнение “Большой-маленький”
На развитие восприятия величины предметов
2 этап
Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.
Упражнение “Графические диктанты”
Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций
Упражнение “Штриховка”
На развитие моторных функций письма.
3 этап
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Упражнение “Буквы перевертыши”
Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.
Задание: Найти букву и раскрасить ее.
Упражнение “Шифровка”
Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы
Упражнение “Слепи и допиши”
Сначала лепим букву из пластилина, называем части, из которых состоит буква, а потом на листочке дописываем букву по элементам.
Данный материал имеет практическую значимость, поскольку может быть использован педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, учителями-логопедами, родителями дома.
Статьи по теме
- “Ребус-метод” обучения чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Психолого-педагогические приемы для развития мотивации у обучающихся старших классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка
- Как говорить, если говорить сложно (помощь детям с нарушениями речи)
- Обследование чтения у школьников
- 4 книги по ораторскому мастерству для преподавателя (обзор)
Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников
ИГРЫ С БУКВАМИ
Рисование букв. Начните с тактильного упражнения: попросите ребёнка закрыть глаза и в это время медленно, но чётко выведите на его ладони букву. Попросите по «очертаниям» назвать букву. Начинайте с простых букв (О, Х, С, Г) и переходите к более сложным (Э, Б, К, Ф).
Вычёркивание. Напечатайте на большом листе буквы алфавита и дайте его ребёнку. Попросите его зачёркивать каждую букву, которую вы произносите.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Рассыпавшиеся слова. Заранее подготовьте и распечатайте на бумаге знакомые ребёнку слова. Разрежьте каждое слово на слоги, перемешайте карточки-слоги между собой, а затем попросите ребёнка составить «рассыпавшееся» слово. Например, из «КА-СО-РО» должна получиться любопытная «СО-РО-КА», а из «ЛЁТ-МО-СА» – железный «СА-МО-ЛЁТ».
Игра в слова. На прогулке всегда разговаривайте с ребёнком. Называйте по очереди все предметы, которые встречаются на пути. Дома попросите ребёнка выложить из буквенных кубиков слова, которые встретились на вашем пути (для более старшего возраста – написать в тетрадке). «Знакомьтесь» с новыми словами регулярно, однако не нагружайте его новой сложной лексикой.
Слоги и мяч. Купите маленький резиновый мячик (желательно рельефный). Просите ребёнка читать напечатанные слова по слогам и одновременно сжимать мячик в руках. Обратите внимание, чтобы он сжимал игрушку всеми пальцами, в том числе безымянным и мизинцем.
УПРАЖНЕНИЯ С ТЕКСТОМ
Чтение по половинам. Подготовьте какой-нибудь несложный текст или отдельные предложения (желательно, напечатанные большим шрифтом без засечек). Затем закройте нижнюю половину печатной строки линейкой и попросите ребёнка прочитать текст с закрытой нижней половиной. Повторите то же самое с закрытой верхней половиной. Если ребёнку трудно, скройте только ⅔ строки.
РИФМОВАНИЕ
Начинать можно с простого «дом – том» и постепенно переходить к более сложным словам и рифмам. Отличная идея – завести специальную тетрадку, куда ребёнок будет вписывать пары слов.
СКОРОГОВОРКИ
Найдите и распечатайте на листе несколько простых скороговорок. Постоянно повторяйте их с ребёнком. Со временем можно попросить увеличивать темп чтения, а также читать тихо – громко.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Если у ребёнка дислексия и другие трудности обучения, связанные с нейропсихологией, важно уделять достаточное внимание тем физическим активностям, где задействованы обе руки и/или ноги одновременно. В таком ключе будут уместны попытки научиться ездить на велосипеде, катание на коньках/роликах, игры с мячом, прыжки на скакалке. Даже в быту можно придумать что-то полезно-прикладное и эффективное: например, мытьё посуды, мытьё рук, комкание бумаги будут запускать процессы в левом и правом полушарии одновременно.
Двигательные диктанты – ещё одна важная составляющая домашней работы родителей со своими детьми. Начинать можно с очень простых заданий «Стань за стул», «Стань между столом и диваном», «Залезь на кресло» и со временем усложнять их.
ЗАДАНИЯ НА ВНИМАНИЕ И УСИДЧИВОСТЬ
Паззлы, алмазная мозаика, конструкторы с большим количеством деталей, поделки своими руками, лепка, нитяная графика – все эти активности призваны повысить усидчивость ребёнка, а также натренировать внимание и терпение к мелкой монотонной работе.
Когда речь идёт о конструировании, всегда давайте ребёнку свободу для его фантазии, однако потом обязательно просите выполнить задание согласно прилагающейся инструкции или собрать пример из неё. Таким образом, ребёнок будет учиться «читать» заданные правила и следовать им, а также прокачивать свою креативность.
ВАЖНО!
- Создайте благоприятную атмосферу для занятий. Никаких упрёков или цоканий при систематических ошибках. Только терпение и трудолюбие.
- Маленькая победа создаёт большой успех. Хвалите ребёнка, всегда старайтесь найти и обратить внимание на то, что ему что-то удаётся.
- Не проверяйте скорость чтения и не устраивайте сложных диктантов. Откажитесь от строгих проверочных работ в каком бы то ни было виде.
- Если вы видите, что ребёнку проще заниматься на гаджетах, не отказывайтесь от современных технологий. Находите обучающие игры и викторины в Интернете, а также скачивайте тематические приложения.
- Регулярность – один основополагающих факторов успешной домашней коррекции. Лучше занимать каждый день по 15 минут, чем один раз в неделю по часу.
8 советов экспертов, как помочь ребенку с дисграфией
У вашего ребенка проблемы с почерком? Ему поставили диагноз дисграфия? Эти упражнения от специалистов по почерку забавны, эффективны и просты в выполнении дома.
1. Почувствуйте буквы.
Устранение одного чувства часто обостряет другие. Эксперты советуют попробовать занятия, которые помогут вашему ребенку сосредоточиться на ощущениях, а не на видении того, как пишется буква.
Например, нарисуйте пальцем букву на спине вашего ребенка. Или он может закрыть глаза, пока вы рисуете букву на его ладони. Затем посмотрите, сможет ли он воспроизвести это письмо у вас на спине или на листе бумаги.
Вы можете усложнить задачу, написав заглавную букву и попросив его написать ее строчной, или наоборот.
2.
Пишите крупно.
Дети с дисграфией обычно плохо запоминают, как правильно составлять буквы. Один из способов, с помощью которых терапевты делают процесс более запоминающимся, заключается в том, чтобы дети писали таким образом, чтобы использовать крупные двигательные движения и мультисенсорные материалы.
Дома маленькие дети могут распылять большие буквы крема для бритья на кафельную стену во время купания. Или они могут разгладить крем на плитке и написать буквы на пене. Они могут практиковаться в написании букв в пластиковой ванне с влажным песком. Добавление песка в рисование пальцами — еще один способ увеличить сенсорный ввод.
3. Закопаться в глину.
Глина — удивительно универсальный материал. Он плотный и отзывчивый. И ошибки могут исчезнуть одним щепоткой.
Скатайте из глины веревки и потренируйтесь лепить буквы вместе с ребенком. Он развивает силу рук и улучшает мелкую моторику. И это также укрепляет формы букв в его уме.
Другой вариант: разровняйте слой глины на противне. Затем предложите ребенку выгравировать буквы на поверхности карандашом. Глина обеспечивает сенсорную обратную связь, которая дает мозгу больше информации о том, как формируются буквы.
4. Практика щипков.
Правильно держать карандаш — это проблема для многих детей, испытывающих трудности с письмом. Ваш ребенок может укрепить свои пальцы и улучшить «хватку карандаша», используя инструменты для «щипков», найденные в доме. К ним относятся пинцет, детские палочки для еды (соединенные с одного конца) и щипцы для льда.
Попробуйте эту игру: бросьте на стол кусочки хлопьев, скрученные клочки бумаги или маленькие ластики для карандашей. Затем посмотрите, сколько вы и ваш ребенок сможете подобрать с помощью инструмента для зажима за минуту.
Еще один вариант: играйте в настольные игры и перемещайте фишки с помощью зажимов.
5. Начните кросс-боди-тренировку.
Чтобы ребенок правильно писал, обе стороны его тела должны работать вместе: одна рука устойчиво удерживает бумагу. Другой делает настоящую карандашную работу.
Любая деятельность, которая способствует скоординированному движению обеих сторон тела, дает хорошее подкрепление. Сюда входят поделки с использованием ножниц: одна рука держит, другая режет.
Физические упражнения, требующие координации между телами, также полезны. Посмотрите, будет ли ваш ребенок крутить ветряные мельницы, прыгать, касаться друг друга пальцами ног и альпинистов, прежде чем сесть за письмо.
6. Развитие силы и стабильности.
Написание может показаться несложным физически. Но правильное сидение и владение ручкой и бумагой требуют мышечной силы и стабильности в плечах и коре.
Действия, которые тренируют эти области, могут помочь. К ним относятся доски, отжимания, ходьба на тачке, ходьба крабов, стрельба по корзинам, подвешивание на перекладине и лазание по канату. Даже чтение лежа на полу животом развивает силу.
Так что выделите время для того, чтобы ваш ребенок занимался подобными делами в течение дня. Он может заниматься ими в местном спортзале, на игровой площадке или прямо на заднем дворе или в игровой комнате.
7. Практика «организованного» рассказывания историй.
У детей с дисграфией часто возникают проблемы с организацией мыслей. Вы можете помочь своему ребенку, практикуя структурированное рассказывание историй.
Перед сном попросите его рассказать вам, как прошел день. Попросите его начать со вступления, например: «Сегодня был четверг, и мальчик, это был напряженный день для меня и моих друзей». Попросите его описать, что он делал утром, днем и вечером. Затем он может подвести итоги того, как прошел день в целом.
Вы можете использовать этот подход практически с любым опытом, которым ваш ребенок хочет поделиться с вами.
8. Говорите первым.
Дети с дисграфией могут быть полны великих идей. Но воплощение этих идей в письменной форме может стать для них неприятным препятствием.
Поощряйте ребенка записывать себя (на смартфон или другое устройство), когда он рассказывает свои мысли или историю, которую хотел бы рассказать. Затем он может воспроизвести запись, когда сядет писать. Это может быть полезным и повышающим уверенность инструментом.
Как улучшить почерк: лечение дисграфии
Дисграфия — неспособность к обучению, влияющая на письмо, — не имеет быстрых и постоянных решений. Состояние, характеризующееся неразборчивым, неряшливым почерком и трудностями с изложением мыслей на бумаге, обычно лечится сочетанием тренировки мелкой моторики и компенсаторных приспособлений. Но письмо — от механики до когнитивных процессов — гораздо сложнее, чем кажется. Эффективные вмешательства отражают эту сложность.
Приведенные ниже методы и инструменты представляют собой практические способы решения основных проблем и помощи детям в улучшении навыков письма.
Наращивание силы мышц кора, рук и плеч
Это может показаться неожиданным, но наращивание силы мышц рук, плеч и кора может помочь при дисграфии. Почерк требует основы постуральной стабильности и двигательных навыков. Снижение мышечного тонуса (состояние мышц в состоянии покоя) и силы (состояние задействованных мышц) негативно влияет на постуральный контроль и использование рук, что часто наблюдается у людей с дисграфией.
Активация постуральных мышц улучшает кор, верхнюю часть тела, общую силу и стабильность тела. Игра, упражнения и движение — отличные способы сделать это. Некоторые предлагаемые упражнения включают:
- Пилатес
- Йога
- Силовые тренировки
- Плавание
- Верховая езда
- Динамическое сидение — сидение на мягком стуле (#CommissionsEarned) или на подушке Movin’ Sit Jr. (#CommissionsEarned) может активировать ядро и помочь детям с СДВГ, которым могут быть полезны движения и ерзание для концентрации
[Думаете, у вашего ребенка дисграфия? Take This Screener]
Чтобы развить силу плеч и рук, примите во внимание следующее:
- Играйте в Zoom Ball (#CommissionsEarned) — игрушка для двух игроков, в которой мяч движется вперед и назад
- Залезть на игровое оборудование
- Пауэрлифтинг
- Помощь по дому — пылесосить, вытаскивать мокрое белье из машины, передвигать мебель, садить, готовить
Для силы рук, ловкости и выносливости попробуйте:
- Использование глины или пластилина: Play-Doh (#CommissionsEarned) для детей младшего возраста и Therapy Putty (#CommissionsEarned) или Crazy Aaron’s Thinking Putty (#CommissionsEarned) для детей старшего возраста
- Игра с резистивными игрушками, такими как лопающиеся бусины (#CommissionsEarned), Squigz (#CommissionsEarned), игрушки, собираемые на защелках
- Включая наклонные доски, мольберты, писчую бумагу, прикрепленную скотчем к стене или даже под столом, чтобы изменить положение запястья и, таким образом, улучшить захват
Адаптивные инструменты для письма
Чем меньше, тем лучше, когда речь идет о письменных принадлежностях. Используйте короткие карандаши, мелки, мел и другие предметы меньшего размера, которые обеспечивают более легкий захват. Определите «удерживающие полосы» на мелках и фломастерах или прикрепите ленту к карандашам и мелу, чтобы научить детей, куда класть кончики пальцев (а не подушечки пальцев).
Ручки для карандашей для лучшего письма
Формованные ручки для карандашей, которые обычно используются для улучшения навыков схватывания и письма, смягчают пишущий инструмент и тренируют пальцы для развития более прочного и функционального захвата. Используйте популярные товары, которые можно найти в Интернете, а также в некоторых магазинах игрушек или канцелярских принадлежностей, таких как эти:
- Коготь для письма (#CommissionsEarned) — имеет маленькие чашечки для вставки пальцев, чтобы помочь детям научиться правильно ставить пальцы
- The Pencil Grip(#CommissionsEarned)/The Crossover Grip(#CommissionsEarned) – Pencil Grip представляет собой мягкую ручку с тремя сторонами, а Crossover Grip добавляет блокировку большого пальца для детей, которые обхватывают карандаш большими пальцами
- Firesara OWL (#CommissionsEarned) — эта симпатичная ручка имеет две чашечки для большого и указательного пальцев, а также петлю внизу для среднего пальца; создание зрелого, эффективного захвата
[Читать: Как выглядит дисграфия у детей?]
Выбор бумаги для улучшения письма
Плохой дизайн самой писчей бумаги может затруднить почерк и формирование букв. Бумага для начинающих часто содержит множество линий и тире, которые больше запутывают, чем помогают. Для детей с дисграфией, у которых, как правило, проблемы со зрением и сенсорикой, очень загруженная страница или плохо напечатанный рабочий лист также могут мешать письму.
Найдите бумагу с простыми инструкциями или возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте линии, которые подойдут вашему ребенку. Для вдохновения посмотрите на бумагу с двойной разлиновкой, предлагаемую в рамках популярной учебной программы по письму под названием «Письмо без слез». Руководства по работе с бумагой относительно интуитивны и дают начинающим авторам основу для закрепления букв, которые при необходимости можно затемнить.
Мультисенсорные подходы к дисграфии
Сенсорные проблемы — от гиперчувствительности слуха до зрительной перегрузки — часто встречаются у детей с дисграфией и могут быть частью того, что затрудняет письмо. Обучение письму должно использовать мультисенсорный подход, чтобы помочь детям справиться с чувствительностью и предоставить альтернативные методы поощрения письма.
- Используйте разные материалы — предложите ребенку писать красками, песком, пеной или даже едой и раскатывать пластилин Play-Doh или пластилин, чтобы формировать буквы.
- Попробуйте вспомогательные технологии — вместо того, чтобы брать в руки карандаш или мелок, такие приложения, как Letter School и iTrace, отлично подходят для тренировки букв и обучения написанию слов с листа. Попросите вашего ребенка время от времени переключаться с использования пальцев на стилус, чтобы он мог привыкнуть к ощущению инструмента для письма.
- Играйте в игры , такие как Крестики-нолики и Соедините четыре, чтобы учить диагонали, которые детям с дисграфией часто сложно воспринимать и воспроизводить.
- Начните работать с клавиатурой скорее раньше, чем позже. Ручные письменные принадлежности всегда будут необходимы, но работа с клавиатурой — важный навык, который позволяет вашему ребенку выражать свои идеи и творчески мыслить, не сдерживая рутинную работу с почерком. В Learning Without Tears есть программа для детей младшего возраста. Typingclub.com — хороший бесплатный онлайн-учебник по набору текста для студентов, использующих компьютеры, а Taptyping — полезный учебник для тех, кто использует планшеты, такие как iPad.
Развивайте зрительные навыки для улучшения письма
Предотвращение зрительного напряжения и изменение окружающей среды помогает решить сенсорные проблемы, которые обычно влияют на зрение и, таким образом, на способность письма у детей с дисграфией.
- Пройдите всестороннее обследование глаз , которое проводит оптометрист. Найдите специалиста в своей области через Колледж оптометрии и развития зрения.
- Следуйте правилу 20/20/20 . Каждые 20 минут пусть ваш ребенок смотрит на что-то на расстоянии около 6 метров в течение 20 секунд. Это особенно важно, если ваш ребенок учится удаленно или много использует экраны, так как это помогает отдохнуть и перефокусировать глаза.
- Используйте блокираторы синего света на экранах. Фильтры, блокирующие синий свет, могут быть добавлены к очкам или размещены поверх экрана, чтобы блокировать синий свет, который, как известно, препятствует выработке мелатонина, гормона, который регулирует циркадные ритмы (внутренние 24-часовые часы) и может мешать сну, что часто является проблемой уже для детей с СДВГ. По крайней мере, активируйте встроенные ночные настройки или используйте приложение f.lux, которое затемняет экран по ходу вечера.
- Попробуйте цветные фильтры для тех, кто чувствителен к резкому белому свету, а также для тех, кто испытывает чувствительность к контрасту, когда темные буквы на белом фоне плохо читаются и могут даже казаться искаженными. Большинство компьютеров и планшетов имеют цветные фильтры, встроенные в параметры специальных возможностей (перейдите в системные настройки > специальные возможности > дисплей). Это также встроено в iPhone, а пользователи Android могут загрузить приложение Irlen Colored Overlay.
- Избавьтесь от флуоресцентных ламп. Очень чувствительные люди могут слышать или видеть эти мерцающие огни, что может мешать письму и общей фокусировке. Переключитесь на теплые светодиоды, лампы накаливания, галогенные лампы или рассеянный естественный свет.
- По возможности держите источники света на уровне глаз. Верхний свет, падающий вниз, может создавать проблемы для детей, чувствительных к яркому свету.
- Держите рабочие места свободными от беспорядка, чтобы уменьшить зрительную нагрузку.
Дисграфия: дополнительная поддержка
Писать — это не просто прикладывать карандаш к бумаге. Это сочетание нервно-мышечных, двигательных, когнитивных, перцептивных и лингвистических навыков. Дисграфия усложняет эти компоненты и часто сопровождается другими сенсорными, двигательными проблемами и проблемами обработки информации, которые требуют внимания специалистов.
Эрготерапевты используют методы, которые помогают развивать физическую силу, устойчивость и ловкость, улучшают буквообразование и справляются с визуальными и сенсорными проблемами.
Педагоги и логопеды могут помочь с фонематическим восприятием (прослушиванием и определением отдельных звуков), которое помогает детям обрабатывать и воспроизводить слова и предложения. Эти специалисты также могут работать над концептуализацией — определением того, о чем писать, — и организацией мыслей.
Дополнительную информацию и стратегии обучения вы можете найти в моих книгах Воспитание сенсорно-умного ребенка и Проблемы сенсорной обработки , а также на моем веб-сайте www.sensorysmarts.com.
Лечение дисграфии: дальнейшие действия
- Прочтите: Как лечить симптомы дисграфии
- Узнать: Как распознать дисграфию у ребенка
- Смотреть: Преодоление дисграфии и проблем с письмом – руководство для учителей и родителей
Содержание этой статьи было адаптировано из вебинара экспертов по СДВГ «Почерк моего ребенка такой грязный: стратегии улучшения дисграфии у детей с СДВГ» Линдси Бил, магистр искусств, OTR/L (доступен как подкаст экспертов по СДВГ по СДВГ).