Разное

Упражнения для речи для детей: упражнения и занятия, чтобы научить говорить

Какие упражнения для запуска речи используют логопеды

логопедические упражнения

Автор: Марина Вымязева

Игры и веселые упражнения — самые эффективные способы запуска речи. Узнаем, какие нужно выполнять.

Упражнения для запуска речи представляют собой игры, во время которых малыш задействует органы артикуляции и дыхания, руки и глаза. Рассказываем про самые эффективные игры, которые логопеды используют в своей практике.

Развитие артикуляционного аппарата

Занятие по запуску речи начинается с игр на развитие артикуляционного аппарата:

  • Соревнуемся, кто дальше высунет язычок, достанет до носа, до щёк, до подбородка.
  • Надуваем щёки и «лопаем» пузырь ладошками.
  • Скалим зубы, как волк.
  • Цокаем язычком, как скачет лошадка.
  • Подражаем кошечке, которая лакает молоко.
  • Передаём друг другу воздушный поцелуй.

Эти упражнения готовят артикуляционный аппарат к звуковоспроизведению.

Тренировка речевого дыхания

К упражнениям для запуска речи относится и дыхательная гимнастика, так как она помогает малышу освоить правильное речевое дыхание:

  • «Бурлим» воду в стакане через соломинку.
  • Пускаем мыльные пузыри.
  • Дуем на пёрышко, чтобы оно не упало.
  • Забиваем струёй воздуха шарик для пинг-понга или комок ваты в импровизированные ворота на столе.
  • Запускаем в полёт бумажных бабочек.

Эти упражнения учат малыша делать сильный продолжительный выдох ртом.

Звукоподражание

Дети любят подражать звукам животных, поэтому упражнения из этой группы очень часто используются при запуске речи. На первом этапе логопед предлагает повторить звук любимого животного. Затем — усложняет задание. Например, малыш может перемещать игрушку животного по нарисованной дорожке («му-у, му-у») и даже показывать кукольный спектакль с несколькими героями («гав-гав», «ко-ко»). 

Звуковые жесты

Звуковые жесты — это звуки, обозначающие действия. Упражнения для запуска речи  из этой группы эффективны для малышей до трёх лет:

  • Топаем ножками, говоря «топ-топ».
  • Хлопаем в ладоши, произнося «хлоп-хлоп».
  • Нажимаем на носик, произнося «пии-пип».
  • Бьём кулаком по мячу, произнося «тук-тук».

Развитие слухового восприятия

Часто дети не начинают говорить, потому что не умеют правильно воспринимать звуки. 

Развить слуховое восприятие помогут следующие игры:

  • Жмурки. Ребёнок с завязанными глазами должен поймать взрослого, который звонит в колокольчик.
  • Что звучит? Малыш закрывает глаза и слушает аудиозапись, а затем говорит, что он услышал барабан, «голоса» зверей и так далее.
  • С какой стороны звук? Малыш закрывает глаза и слушает аудиозапись, а затем показывает, с какой стороны исходил звук.

Если вашему малышу необходим запуск речи у неговорящих, игры будут самым эффективным способом решить эту задачу. И ещё: запуск речи всегда начинается с комплексной логопедической диагностики. Это необходимо, чтобы определить причину трудностей с речью и подобрать самые эффективные игры для решения той или иной задачи. Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи прямо сейчас по этой ссылке — она занимает всего 30 минут и также проходит в игровой форме.

Запуск речи у детей и упражнения для развития речи

331

Как здорово, когда ребенок умеет говорить и выражать свои мысли и желания. Каждый родитель с нетерпением ждет тот момент, когда услышит первое слово своего малыша. Но бывает так, что этого приходится очень долго ждать, и многие взрослые начинают волноваться и предпринимать шаги по развитию речи слишком поздно, когда проблема уже стала явной. Различные специалисты по обучению и воспитанию детей говорят о том, что уделять внимание речи стоит уже с момента рождения крохи, а может быть и раньше. Но однозначно то, что ребёнок начинает общаться со взрослыми сразу после появления на свет и продолжает развивать свои речевые навыки с каждым днём. Одна из важнейших задач родителей — это помочь ему в этом.


Этапы развития речи


  • Крик. Это первый способ общения со взрослыми. Так малыш передает информацию о том, что он голоден, хочет спать или у него что-то болит. Примерно к 3-му месяцу крик приобретает различные интонационные оттенки. 
  • Гуление. На этом этапе появляются первые звуки. Малыш с удовольствием растягивает гласные, прислушиваясь к ним. Если в этом процессе участвует взрослый, то гуление будет более активным. 
  • Лепет. К 6 месяцам ребенок начинает произносить первые слоги. Малыш активно слушает речь взрослого, обращенную к нему, с интересом реагирует на новые слова и звуки. 
  • Первые слова. К 12 месяцам появляются первые простые слова. Малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название.
  • Предложения. Примерно к 1.5-2 годам ребёнок начинает использовать предложения. Чаще всего они состоят из 3 слов, но  со временем усложняются и увеличиваются в объёме.

Это основные стадии развития речи, и у всех детей они могут немного отличаться друг от друга. Но стоит иметь в виду, что длительная задержка перехода от одной стадии к другой может быть сигналом к активной помощи по развитию речи. Сегодня известны много различных техник и методик, помогающих запуску речи малыша. Чтобы избежать сложностей в этом вопросе, стоит внимательно изучить все рекомендации.


Запуск речи: с чего начать


Запуск речи у детей во многом зависит от того, как часто и какую речь ребенок слышит. Разговаривать с малышом надо с рождения, даже если вам кажется, что ребенок не понимает слов — комментируйте все, что вы делаете, или происходящее вокруг.


  • Старайтесь общаться с ребенком как можно больше, при этом речь взрослого должна быть непосредственно обращена к малышу и эмоционально окрашена.
  • Во время общения с крохой взрослый должен находится с ним на одном уровне, чтобы ребенку хорошо было видно лицо и артикуляция собеседника. 
  • При произнесении новых звуков и слов старайтесь говорить медленно, растягивая слова, так малышу будет легче понять артикуляцию звуков. 
  • Старайтесь называть окружающие вещи своими именами, не используя слова-заменители (штука, там, такая, эта и др.).
  • Обязательно произносите слова правильно, не «сюсюкайте», не искажайте их на «детский манер» — ребенок должен привыкать к правильному звучанию слов.
  • Не стоит говорить слишком много, без пауз. Нужно выделять голосом названия предметов. Предложения должны быть короткими и простыми.
  • Используйте при общении жесты, но не слишком много.
  • Мамы, зачастую, чувствуют и понимают своего малыша с полуслова. Но это может привести к тому, что речь будет формироваться позже, так как ребенку не требуется объяснять свои желания маме, которая и так все знает.  
  • Пойте песни.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки.
  • Развивайте мелкую моторику рук, артикуляцию.

Подбирая упражнения для запуска речи, нужно обязательно учитывать особенности ребенка. При развитии речевых навыков проявляйте терпение и фантазию, включайте больше разнообразных игр и упражнений с малышом. Тогда результат не заставит себя долго ждать, а процесс доставит много удовольствия как родителям, так и их крохе.


Упражнения для развития речи


1.    Разговоры

Чем больше ребенок слышит взрослую речь, тем лучше. Можно использовать прием «разговор с самим собой». В присутствии малыша говорите вслух о том, что видите и слышите. Главное, что произносить нужно четко, громко, простыми предложениями. Например: «Где кружка?», «Я вижу книгу» и т. п. 

При общении с детьми от года продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.  Таким образом речь подготавливается к более сложному построению предложений, а также развивается способность малыша полностью выражать свою мысль. Например: Ребенок говорит: «Сок». Взрослый отвечает: «Яблочный сок очень вкусный. Сок пьют из чашки».


2.    Приговоры, потешки, песенки

Устное народное творчество обладает огромным воспитательным и обучающим значением. Словесные игры подразумевают физическую активность, развивают крупную и мелкую моторику, что главным образом связано с развитием головного мозга и речевыми центрами. А многие потешки, чистоговорки построены так, что повторяют звуки, которые ребенку проще произносить. Кроме этого такие словесные игры направлены на совместные занятия взрослых и детей, тактильные и эмоциональные контакты, что благотворно влияет на целостность воспитания.


3.    Дыхательная гимнастика

Для игры хорошо использовать свистульки, губные гармоники, флейты, а также выдувать мыльные пузыри, дуть на перышки, теннисные шарики или задувать свечи. Можно сделать специальные приспособления для тренировки — бумажные бабочки на ниточках.


4.    Упражнения на артикуляцию

Всегда весело проходят «вкусные игры». Они тренируют губы и язык. Например: облизывать губы, словно съели вкусное варенье, облизывать конфетку на палочке, макать кончик языка в сладкую присыпку или сахар и попробовать донести до рта, катать во рту круглую конфету, проводить язычком дорожки на тарелке с сахарной пудрой и другое.

Отличный способ — строить гримасы. При этом не забывать показывать язык, прятать его в «домик» за зубки, показывать зубки.


5.    Пальчиковые игры

Наверно многие слышали выражение: «Речь находится на кончиках пальцев».  Развитие мелкой моторики действительно играет большую роль, но без комплексного подхода результат будет минимален. Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют процесс запоминания слов и стихов.


6.     Доскажи словечко

Можно использовать стихи, которые хорошо знакомы малышу. В конце строки делать паузу, чтобы ребенок смог сам ее закончить. Отлично подойдет чтение по ролям или игра «Гуси-гуси».


7.    Музыкальные игры

Различные задания и игры с музыкой и музыкальными инструментами — это способ научить говорить простые слоги и слова, запоминать стихотворения, петь песенки, а также развивать мелкую и крупную моторику, координацию.  Для самых маленьких подойдут песенки со звукоподражанием, игры с музыкальными инструментами. Можно использовать ложки, барабан, бубен, колокольчики, ксилофон и пр. 

Нужно включать в игру танцы с движениями, поворотами. Сначала просто показывать это малышу или танцевать с ним на руках, а после, когда он научится стоять и ходить, выучить движения вместе. 


8.    Игры на поиск предметов

Такие игры способствуют развитию пассивного словаря. Для самых маленьких можно прятать предметы под платком. Для детей постарше — поиск предметов в крупе, в комнате. При этом можно спрашивать так: «Где котик, покажи!» или «Найди котика».


9.    Игры с дидактическим материалом

Эти игры также способствуют обогащению пассивного словаря, знакомят с новыми предметами и свойствами. Взрослый дает инструкцию, которую ребёнок должен выполнить, при этом активными словами становятся: дай, принеси. Варианты: «Дай красный мяч»,  «Принеси желтый кубик».


10.   Занятия на развитие слухового восприятия

Очень важно, чтобы ребенок учился правильно и внимательно слушать. Для этого играйте в игры:

Угадай кто говорит? (что звучит).

Где звучит? (справа, слева, внизу и т.д).

На звук барабана — прыгать, на звук трубы — хлопать в ладоши и др.


Упражнений, которые можно применять для запуска и развития речи, существует достаточно много. Для некоторых из них требуется специальная подготовка, а какие-то можно использовать в любое удобное время без предварительной работы. Главное, это учитывать основные правила развития речи и применять различные игровые приемы, фантазировать и увлекать этим своего малыша. Онлайн-занятия в игровой форме, которые помогут в развитии речи, можно выполнить на сайте «Разумейкин». 

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также

Сам себе логопед: простые игры для развития речи

Слуховая память: что это и как развивать

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Игры на развитие речи дошкольников

забавных логопедических упражнений для детей

Развитие ребенка

2 года назад

Моника Дивайн

Логопедические упражнения для детей могут быть веселыми и легко выполняться дома с помощью родителей. Для любого маленького ребенка вы можете попробовать эти веселые игры и упражнения, чтобы улучшить его речь и развитие языка.

Устные упражнения для улучшения артикуляции речи

Устные/моторные упражнения с использованием языка, губ и палитры могут помочь ребенку войти в контакт со своим ртом и лучше использовать свой рот и его части для артикуляции речи.

Простые предметы домашнего обихода могут помочь ребенку лучше контролировать оральную моторику. Вы можете попробовать следующие упражнения, которые могут оказаться интересными и полезными.

  • Используйте соломинку, чтобы выдуть предмет через стол, или держите перо в воздухе
  • Выдувайте мыльные пузыри.
  • Придумай несколько забавных трюков с арахисовым маслом и языком.

Используйте зеркала для мгновенной обратной связи с вашим ребенком

Зеркала могут быть бесценным инструментом для ребенка, который пытается произносить правильные звуки. Зеркало отражает образ ребенка и может показать ему, как меняется форма его рта при попытке имитировать звуки, которые моделирует взрослый.

Зеркала не очень дороги и могут быть постоянно прикреплены к стене в детской комнате для безопасности. Расположите зеркало на уровне ребенка так, чтобы ему/ей было максимально удобно его видеть.

Добавление визуальных и слуховых подсказок

Визуальные подсказки, такие как улыбка, чтобы произнести долгий звук «е» или звук «у» в конце слова «мальчик», также помогают напомнить ребенку о том, какой должна быть форма его рта, чтобы произносить правильные звуки. Другие визуальные подсказки, не связанные с формой рта, могут быть использованы, чтобы помочь ребенку вспомнить, как произносить определенный звук.

Слуховые сигналы могут помочь ребенку выучить слоги. Отбить количество слогов, хлопая в ладоши или постукивая по столу.

Иногда ребенок не может сосредоточиться на том, как звучит его голос, когда он произносит слово или фразу. Аудиомагнитофон помогает ребенку слушать свой голос отдельно от процесса говорения.

Попробуйте программы развития речи и музыку

Language Master — это отличный инструмент, который можно адаптировать с помощью изображений и крупного шрифта, чтобы одновременно помочь детям слышать свой голос, видеть изображение и распознавать буквы. Мастер языка может оказаться очень интересным при использовании в небольшой группе, а также помогает развивать мелкую моторику.

Некоторые дети прекрасно учатся с помощью музыки. Не стесняйтесь помещать эти сложные слова и звуки в песню и петь свой путь к успеху речи! Песня не всегда должна включать слова. Песни, в которых звуки повторяются в быстрой последовательности, — отличное развлечение и хорошее упражнение для ребенка с речевыми/языковыми трудностями.

Не забудьте сделать речь/язык интересной. Таким образом, дети вовлечены и, естественно, тратят больше времени на логопедические упражнения и языковые занятия.

Теги: Игры, Язык

Эффективные домашние упражнения для развития речи и языка

С раннего возраста родители оказывают огромное влияние на развитие речи и языка своих детей. Нас, логопедов, постоянно спрашивают: «Как мне заставить моего ребенка говорить?» или «Что я могу сделать дома, чтобы облегчить разговор?» Чтобы помочь родителям, Вестсайд собрал «набор трюков», чтобы практиковать их дома.

Часто мы думаем, что дети так малы, что не общаются с нами. Это заблуждение. Даже при рождении дети общаются, смеясь, улыбаясь, плача и жестикулируя в сторону родителей. Родители могут использовать приведенные ниже методы, чтобы начать способствовать развитию речи своих детей.

Идеи для развития речи и языка для детей в возрасте от 0 до 2 лет

(1) Как можно больше разговаривайте и играйте с ребенком.  Дети изучают язык, играя и подражая другим. Произносите простые звуки, такие как «мама», «папа» и «баба». Хотя дети не могут обрабатывать длинные предложения, они могут обрабатывать основные команды и слова. Занимайтесь с ребенком и подражайте его действиям. Вскоре они узнают значение различных жестов и движений на основе вашей реакции. Важно рано начать путь к развитию речи и языка.

Вот несколько распространенных способов продуктивного взаимодействия с ребенком:

Играйте с ним в такие игры, как прятки или пирожные. Это способствует развитию крупной и мелкой моторики, а также развитию навыков речи и языка.

Разговаривайте с ребенком во время купания, кормления и одевания. Говорите о том, что вы делаете, куда идете и т. д. — все это помогает им усвоить повседневные дела.

Во время игры указывайте на цвета и формы и считайте предметы.
Поговорите о звуках животных; это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».

Используйте расширение фраз, добавляя к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит «Мама», ответьте предложением, которое расширяет начальную вокализацию. Хорошим ответом будет: «Вот мама. Мама любит тебя».

(2) Используйте «стратегию OWL» — наблюдайте, ждите, слушайте.  Следуйте за ребенком. То, на что смотрит ребенок, ему интересно, а если ему это интересно, то он с большей вероятностью будет об этом говорить. Не говорите «Говори…». Вместо этого смоделируйте то, что вы хотите, чтобы они сказали. Заставьте ребенка подражать вам. Если они будут подражать вашим действиям, они научатся подражать вашим звукам и словам!

(3) Прочтите своему ребенку. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками.  Не обязательно читать каждое слово в книге, достаточно говорить о картинках. Спрашивайте ребенка, например: «Что это?» и попытайтесь заставить ребенка указывать на предметы или называть их.

Идеи для развития речи и языка для детей от 2 до 4 лет

(1) Говорите четко со своим ребенком и будьте хорошим образцом речи. Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Если ребенок предлагает сок, вы можете использовать такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?» Помните, что иногда можно использовать детский лепет, но обязательно используйте и взрослые слова. Например: «Пора гам-дин» против «Сейчас будем ужинать».

(2) Помогите ребенку понять и задать вопросы, играя в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Джек?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить; это интересный способ стимулировать их мозг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *