Разное

Упражнения для артикуляционного аппарата: Игры и игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата | Материал по логопедии на тему:

Содержание

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная мускулатура губ, языка, подъязычной области, шейно-гортанного отдела нуждаются в ежедневной поддержке… Без тренировки наша техника речи может давать сбои. Артикуляционная гимнастика создана для лёгкого и удобного поддержания речевой отчётливости на профессиональном уровне. Небольшой цикл упражнений займёт не более 15 минут Вашего времени. Эффективно укрепит мышцы, обеспечит приток крови к речевым органам. И обеспечит Вам идеальную технику речи.
 

Ход тренировки

Упражнения подобраны в определённой последовательности: губы, язык, челюсть. И хотя её нарушение не грозит никакими бедами, всё же оптимальным считается режим соблюдения очерёдности.

Выполнять гимнастику лучше сидя перед зеркалом или с зеркалом в руках. Так вы сможете лучше обеспечить контроль качества движений.

Внимание! Между упражнениями расслабляем артикуляционный аппарат губным «лошадиным» фырканьем: «пр-р-р-р-р-р».
 

1.

«Поцелуй-улыбочка»

Вытягиваем губы в трубочку, к поцелую. Тянемся губами изо всех сил. Удерживаем это положение около пятнадцати секунд.

Теперь разводим сомкнутые губы в улыбку – максимально, стремясь дотянуться уголками губ до ушей. Тоже около пятнадцати секунд.

И вот начинаем ритмично чередовать движения, примерно, по одному в секунду: поцелуй, улыбочка, поцелуй, улыбочка, раз, два, раз, два… Тридцать два раза. Постепенно ускоряем темп от начала к концу. Доводим до скорости, при которой ещё удаётся обеспечивать высокое качество. Для каждого человека этот рубеж индивидуален и непостоянен: регулярными тренировками он отодвигается всё дальше.
 

Опять вытягиваем губы в поцелуй. Поднимаем трубочку к носу. И начинаем вращать «хоботком» по кругу. Шестнадцать кругов в одну сторону и столько же – в другую.

ВНИМАНИЕ! Челюсть не движется. Вращаются одни губы.

 

Губы потрудились, настал черёд языка.

Подводим язык под верхнюю губу и вращаем языком по шестнадцать раз в каждую сторону, облизывая зубы, с качественным надавливанием на ободок окружности (тянем язык как можно сильнее), ведь упражнением «Оближи зубы» мы тренируем мышцы и растягиваем уздечку.
 

«Ну, подумаешь, укол – укололся и пошёл», как поётся в старой детской песне.

Приоткрываем расслабленную челюсть. И энергично колем острым кончиком языка: щёку, челюсть, другую щёку, нёбо, щёку, челюсть, другую щёку, нёбо, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре… Шестьдесят четыре раза (шестнадцать кругов по четыре укола).
 

Ещё одна тренировка-растяжка для языка.

Вытягиваем длинный язык вперёд острым-преострым шилом. Удерживаем положение около пятнадцати секунд (как в первом упражнении).

Потом забрасываем язык в глубину ротовой полости, тянемся кончиком в глотку – «проглатываем» язык. (Проглотили язык?.. На этом наши занятия завершаются. Тренировать нам больше нечего…) Снова удерживаем около пятнадцати секунд.

И опять как в первом упражнении начинаем ритмично чередовать движения, примерно, по одному в секунду: шило, проглотили, шило, проглотили, раз, два, раз, два… С ускорением темпа доводим до тридцати двух.
 

Помните пушкинское стихотворение о Ване, который со страху принял пса, грызущего кость на могиле за красногубого нечистого вурдалака? Давайте и мы с вами хорошенько попугаем Ваню.

Для этого выдвинем вперёд челюсть до лёгкой боли в желваках. И будем удерживать её, сохраняя положение около минуты.

ВНИМАНИЕ! Упражнение «Вурдалак» эффективно устраняет челюстной зажим. Поэтому его можно делать ещё два-три раза в день, отдельно от основного комплекса, с постепенным удлинением до трёх-пяти минут.

 

Ещё одна детская песенка сообщает нам, что «далеко-далеко на лугу пасутся ко…» А что делают «ко»? Верно! Жуют траву. Попробуем, как это у них получается…

Жуём, широко раскрывая челюсть, круговыми вращательными движениями. По шестнадцать раз в каждую сторону.
 

В известной театральной пьесе Ксанф просит Эзопа принести ему блюда, олицетворяющие самую прекрасную и самую ужасную вещи на свете. И всякий раз гениальный баснописец приносит язык.

Вкусим же и мы от прелестей языка. Собственного. Хорошенько пожевав его.

I. Вначале жуём язык левыми и правыми боковыми зубами, по двадцать секунд на одной и на другой стороне. Усердно жуём, до лёгких болевых ощущений.

II. Затем прожёвываем передними зубами от кончика до корня – по всей длине, высовывая язык как можно дальше.

ВНИМАНИЕ! Упражнением «Вкусный язык» можно предварять любое общение, выступления и домашние речевые занятия. Разминая челюсть и массируя мышцы языка, оно усиливает кровообращение в них, чем заметно повышает чёткость дикции.
 

      • На первом этапе я настоятельно советую тренироваться каждый день. Только так можно добиться стабильного результата.
      • Конечно, лучше всего позаниматься утром, вступая в новый хлопотливый день всесторонне подготовленными. Но и развивая мышечную форму в вечерние часы, вы будете в течение всего следующего дня ощущать результат занятия. Как при походе в тренажёрный зал: мышцы не ослабнут утром, из-за того что вы нагружали их работой лишь вечером. Наоборот — они будут более упругими. Тренированность мышц имеет свойство накапливаться.
         

Артикуляционная гимнастика:

  1. ежедневно тренирует речевые мышцы;
  2. устраняет зажимы;
  3. используется как разминка перед выступлением.

Артикуляционная гимнастика

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Давайте поговорим о важности хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти, мягкого неба, голосовых связок. 

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня хотелось бы поговорить об артикуляционной гимнастике!

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движе-ний органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Итак, предлагаем вашему вниманию комплексы мультимедийной артикуляционной гимнастики для Мальчиков и для Девочек, ведь они такие разные!

Основы звукозаписи.

Часть 5: Фонаторные упражнения

(Видеозапись)

 

Это видео является пятой частью серии «Основы звукозаписи». Обязательно посмотрите более ранние видеоролики, в которых обсуждается, как создается голос, вокальные разминки и упражнения для улучшения поддержки дыхания и резонаторной системы.

 

Теперь давайте поговорим о конкретных упражнениях, которые вы можете выполнять для улучшения следующей голосовой подсистемы — голосовой системы.

 

Голосовая система

Голосовая система обеспечивает голос своим источником звука — голосовыми связками. Голосовые связки расположены сразу за адамовым яблоком. Когда мы дышим, голосовые связки открываются, позволяя воздуху проходить без каких-либо препятствий. Но когда мы говорим, голосовые связки соединяются. Воздух из легких толкает голосовые связки и заставляет их вибрировать. Эта вибрация и придает звук голосу.

 

Когда голосовые связки вибрируют, в легких возникает давление, когда воздух проходит через голосовые связки. Если из легких исходит слишком большое давление, это может означать, что со временем голосовые связки должны работать усерднее, чтобы продолжать вибрировать. Чем сильнее приходится работать голосовым связкам, тем больше шансов их повредить.

 

Голосовые упражнения

Далее я покажу вам несколько упражнений, которые помогут вашим голосовым связкам вибрировать легче и эффективнее. лучше!

 

Наука, стоящая за этими упражнениями, немного техническая, поэтому я добавлю ссылку ниже на отличный ресурс, объясняющий, почему эти упражнения работают.

 

А пока приступим непосредственно к упражнениям. Когда я работаю с клиентами над улучшением вибрации их голосовых связок, я обычно использую соломинку или чашку из пенопласта для выполнения упражнений. Но в этом видео я покажу вам упражнения, которые не требуют никакого оборудования.

 

Упражнение № 1. Произнесите «ОО» на удобном поле

Начните с произнесения гласной OO /u/ комфортным для вас тоном. ООООО . Вы хотите сосредоточиться на использовании большого количества воздушного потока, когда говорите OO — думайте о звуке как о половине вашего голоса и половине воздушного потока. ОООООО. Но это не шепот, это не ООООООО — это хороший баланс обдува и звука.

 

Чтобы убедиться, что вы выпускаете достаточно воздуха, держите перед ртом кусок папиросной бумаги и следите за движением. Если вы используете достаточный поток воздуха, вы должны увидеть движение папиросной бумаги. ОООООО . Это приятно и расслабленно.

 

Упражнения № 2–4: Масштаб, низкий и высокий

Теперь используйте ту же гласную ОО, но поднимайтесь и опускайтесь по шкале и не забывайте проверять поток воздуха с помощью папиросной бумаги или рука. ООООООО . ОООООООООО . Теперь идите как можно ниже. ОООООООООО . Теперь как можно выше: ОООООООООО .

 

Упражнение 5. Переключите звук на V, Z, J, губную или языковую трель

Вы можете переключить звук на звук V: VVVVVVV . Звук A Z: ZZZZZZZZZZ . Звук J: JJJJJJJJJJ . Или вы можете использовать трель для губ или трель для языка. Попробуйте все варианты, не забывая о расслаблении горла и использовании большого потока воздуха, и выполните гаммы от 8 до 10 раз.

 

Упражнение № 6. Разговорная интонация на OO

Теперь выберите свой любимый звук: OO, V, Z, J, губную или языковую трель — в зависимости от того, что вам было легче всего произвести. Сначала я буду использовать звук OO. Я хочу, чтобы вы воспроизвели восходящую и нисходящую интонацию реального разговора, используя гласную ОО. Я продемонстрирую, используя интонационную модель этого предложения: Привет, как дела? ОО, ООООО . Теперь я отвечу, Я в порядке, спасибо. А ты? ООО, ООО. ОООООО.

 

Теперь я переключусь на звук В, ВВВВ , и воспользуюсь интонационной моделью этого предложения: На улице действительно льет дождь! ВВВ, ВВВ, ВВВВВ ВВВВВВВВ. А я отвечу: Ты прав — есть! ВВВВ, ВВВ ВВВВ.

 

Чтобы мои звуки OO и V звучали легко и без усилий, мне действительно нужно использовать много воздушного потока, чтобы сбалансировать звук. Если вы не используете достаточный поток воздуха, ваш голос будет звучать приглушенно или сдавленно,  ООО , ВВВВ , иначе вы не сможете поддерживать звук столько времени, сколько вам нужно.

 

Практикуйте эти интонационные схемы в течение нескольких минут, пока ваш голос не станет легким и легким.

 

Спасибо за просмотр! Оставайтесь с нами в 6-й части цикла «Постановка голоса»: упражнения для артикуляционного аппарата! И дайте мне знать, как я могу помочь вам с вашим голосом!

 

11 Упражнения для улучшения артикуляции голоса

Вокальную артикуляцию можно улучшить, выполняя голосовые упражнения, такие как скороговорки, мычание, зевота и скручивание языка. Преувеличение мимики, чрезмерная артикуляция и самозапись помогут в дальнейшем развить членораздельный голос.

Повторяйте скороговорки, чтобы улучшить свое произношение

Скороговорки отлично подходят для улучшения произношения. Им трудно произносить сочетания слов; если вы можете легко с ними справиться, стандартные предложения также будут легкими.

Чтобы максимально использовать это упражнение, продолжайте повторять ту же скороговорку как можно быстрее . Вскоре вы должны почувствовать усталость мышц рта.

Это признак того, что вы совершенствуетесь, так что не отставайте.

В Интернете можно найти массу скороговорок; Перечислю кучу тут:

  • Как моллюск впихнуть в чистую сливочную банку?
  • Я кричу, ты кричишь, мы все кричим о мороженом
  • Если бы две ведьмы смотрели на двое часов, какая ведьма смотрела бы на какие часы?
  • Я хочу исполнить желание, которое желаете вы, но если вы желаете желание ведьмы, я не буду исполнять желание, которое желаете вы,
  • Розовый грузовик, желтый грузовик
  • Сьюзи работает в магазине по чистке обуви. Где светит, там и сидит, а где сидит, там и светит
  • Какие наручные часы относятся к швейцарским?
  • Красная кожа, желтая кожа, красная кожа, желтая кожа
  • Эгоистичный моллюск

Если вам трудно произносить определенные буквы, вы можете поискать специальные скороговорки, в которых используются эти буквы.

Я уверен, что при необходимости вы сможете найти гораздо больше скороговорок самостоятельно.

Попробуйте напевать, чтобы избавиться от нежелательных вокальных качеств.

Напевание — это фантастическое упражнение для тренировки вашего голоса, чтобы он звучал более приятно. Это помогает убрать гнусавость голоса и добавить ему немного артикуляции и теплоты.

Кроме того, напевание является одним из лучших упражнений для разогрева перед началом записи. Это отлично, потому что мычание не повреждает ваши голосовые связки, как некоторые более грубые упражнения.

Для выполнения упражнения просто произнесите протяжный звук «хмммммм».

Вы можете попробовать напевать как на более высоких, так и на более низких частотах. Для ясности в более высоких частотах вы будете стремиться сделать «хм?» звучать так, как будто вы кого-то ослышали и хотели, чтобы они повторили то, что они сказали. Вы должны почувствовать, как звук резонирует в области лица.

Для тренировки разборчивости низких частот вы можете вместо этого попробовать произносить звук «Омм», который заставляет наши голоса звучать естественно ниже. Или вы можете представить, что думаете о чем-то и создаете «хммм…». звук.

Когда вы напеваете на более низких частотах, вы должны чувствовать, что ваш голос резонирует ближе к горлу или даже к груди.

Зевота для расслабления мышц рта

Зевота отлично подходит для расслабления всех мелких мышц рта и лица . Ваш голос может звучать невнятно, потому что ваши мышцы не расслаблены и ограничивают движения рта.

Попробуйте зевнуть, чтобы решить проблему. Это особенно полезно прямо перед началом записи. Вы сразу услышите некоторое улучшение.

Возможно, вам не захочется зевать; если да, то просто неестественно зевните, это все равно поможет растянуть мышцы лица.

Преувеличенная мимика для растяжения мышц лица

Подобно зевоте, преувеличенная мимика отлично подходит для артикуляции. И если зевота не проявляется естественным образом, различные имитации могут растянуть некоторые странные мышцы, которые вы никогда не используете, и действие часто вызывает зевоту.

Попробуйте корчить смешные, злые и грустные лица, чтобы растянуть все мышцы лица . Обычно я зеваю посреди этого упражнения.

Упражнения для языка для улучшения четкости голоса

По мере того, как мышцы рта начинают уставать, мы склонны больше невнятно произносить слова. Выполнение упражнений для языка поможет укрепить мышцы рта и поможет сохранить ясность голоса.

Ррррр

Все, что вам нужно сделать, это использовать свой язык, чтобы создать звук «Ррррр».

Попробуйте переместить язык от передней части рта ближе к горлу, чтобы получить более глубокий звук, и наоборот, чтобы получить более высокий звук.

Крышка языка

Надавливание языком на нёбо поможет растянуть и укрепить мышцы рта и языка.

Прижмите язык к нёбу так сильно, как только сможете. Поначалу вы будете быстро уставать, но уже через несколько недель выполнения упражнения вы заметите, что выполнять упражнение стало гораздо легче.

Для лучшего эффекта можно попробовать прижать язык к передним и боковым зубам, а также протолкнуть зубы внутрь.

Это упражнение укрепит мышцы рта и поможет вам оставаться более расслабленным во время записи, что поможет вам звучать более четко.

Рисовать круги

Попробуйте рисовать круги во рту языком. Это упражнение поможет вам растянуть и укрепить мышцы рта, как и другие упражнения для языка.

Различные упражнения помогут вам натренировать больше мышц рта, что необходимо для правильной артикуляции и ясности речи.

Повторяйте сложные слоги, чтобы лучше произносить их.

Это хорошее упражнение для тренировки четкости и артикуляции определенных слогов.

Кроме того, это поможет вам при проблемах с дыханием. Если во время записи вам трудно дышать, попробуйте выполнять упражнение как можно быстрее, пока дыхание не станет бессознательным усилием.

Кстати, для получения дополнительных советов относительно проблем с дыханием вы можете прочитать эту статью о том, как избежать шума дыхания при записи.

Чтобы выполнить упражнение, повторяйте эти слоги как можно быстрее. Pay Day Gay

Еще один:

  • Ma na la ha va za
  • Mo no lo ho vo zo
  • Moo noo loo hoo voo zoo
  • Mee nee lee way 3 lay 4 zee 90 зай
Упражнение с карандашом

Это не обязательно должен быть карандаш. Любая опора, которую вы можете поместить между зубами, будет работать, но вы должны быть уверены, что случайно не проглотите ее.

Ищите что-нибудь нескользкое и трудное для проглатывания.

Упражнение требует говорить или еще лучше выполнять скороговорки или упражнение на предыдущий слог, кусая карандаш.

Если вы надкусите карандаш, вам будет труднее четко произносить слова. Если ты сможешь артикулировать и делать упражнения с карандашом в зубах, говорить без него будет легко.

Потренируйтесь в артикуляции перед записью

Это быстрый прием, который вы можете применить, чтобы сразу же улучшить свою артикуляцию и чистоту голоса.

Прежде чем приступить к записи любого текста или сценария, прочтите его один раз для себя. Когда вы это сделаете, прочитайте медленно и сосредоточьтесь на ясности и артикуляции . Старайтесь произносить каждое слово как можно четче; как глупо это звучит не имеет значения.

После этого вы можете начать запись, читая сценарий, как обычно.

Вы заметите, что, поскольку в первый раз вы читали его, сосредоточившись исключительно на ясности и артикуляции, во второй раз вы будете звучать более членораздельно, не фокусируясь на этом сознательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *