Упражнения артикуляционной гимнастики для дошкольников: Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду: картотека воспитателю — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение
Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели и особенности проведения
Что это такое? Артикуляционная гимнастика в детском саду представляет собой комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, которые обычно проводит логопед. Однако не стоит забывать, что и перед воспитателями тоже стоит задача развития речевого мастерства у детей.
Почему важно? Благодаря подобной гимнастике удается сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим. Главное – учесть возраст ребенка, чтобы занятия были более продуктивные.
Оглавление:
- Цели и задачи артикуляционной гимнастики в детском саду
- Как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду
- Картотека упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
- Артикуляционная гимнастика в детском саду в зависимости от возраста детей
- Материалы для артикуляционной гимнастики в детском саду
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах
Скачать бесплатно
10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС
Скачать бесплатно
Цели и задачи артикуляционной гимнастики в детском саду
Артикуляционная гимнастика в детском саду содержит в себе упражнения, целью которых является улучшение подвижности органов речевого аппарата, а также повышение соотношения объема вдоха и выдоха, выработка различных поз и непосредственной точности движений во время произношения.
Ведущей целью занятий является формирование качественно верных движений органов речевого аппарата, а также правильного произношения речевых фонем.
Упражнения артикуляционной гимнастики в детском саду направлены на тренировку всех составляющих системы речевого аппарата. В зависимости от поставленной цели выделают следующие задачи:
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Учить фиксировать губы в нужном положении. Постановка в правильную позицию мышц, а так же увеличение их подвижности. |
Язык | Учить держать в неподвижном положении кончик языка, фиксировать его в широком, расслабленном положении («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки». Укрепление мышцы языка, развитие его лабильности, способствование повышению эластичности подъязычной связки (уздечки). |
Щёки | Способствовать формированию умения удерживать щеки надутыми и втянутыми («хомячок» и «рыбка»). Работать над кинетической составляющей работы мышц. |
Нижняя челюсть | Формирование необходимого уровня мобильности нижней челюсти («гармошка»). |
Мягкое нёбо | Учить координировать работу мышц мягкого неба, направленную на его опускание и поднимание, а также исключение инфантильного глотания. |
Все перечисленные органы выступают в качестве диффузоров, придающих произносимым звукам силу и необходимые оттенки звучания речи. От мобильности органов артикуляции зависит отсутствие погрешностей звучания как отдельных фонем (один звук), так и непосредственно всей устной речи ребенка.
Артикуляционная гимнастика в детском саду в основном проводится в рамках групповых занятий. Воспитателю важно принимать во внимание возрастные особенности каждого ребенка. С учетом индивидуального прогресса необходимо давать особые упражнения речевой гимнастики тем, у кого диагностирована дислалия, подразумевающая существенное количество нарушений произношения отдельных звуков, или стертая дизартрия, под которой понимается неясное произношение отдельных речевых единиц.
Необходимо выделять похвалой достижения, а также проводить аналогию успехов детей уже овладевших определенными навыками со стараниями их сверстников.
Цели артикуляционной гимнастики в детском саду будут достигнуты, если начинать заниматься ею еще с младшего дошкольного возраста. Отдельными элементами методики можно заниматься с малышами в 1-3 летнем возрасте.
В этот период развития психических и физических аспектов жизнедеятельности малыши учатся воспроизводить звуки наиболее часто звучащей речи в их ближайшем окружении. Речевые упражнения сыграют положительную роль в освоении навыков правильного произношения некоторых фонем.
В случае диагностирования у ребенка младшего дошкольного возраста задержки речевого развития, следует незамедлительно начать заниматься развитием речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики уже в детском саду. Это поспособствует овладению произношением речевых единиц. Необходимо отдельно выделить такое нарушение речи, как заикание.
В этом случае речевую гимнастику следует начинать с упражнений, которые позволят расслабить мимические и артикуляторные мышцы. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что методика предполагает наличие нескольких функций, которые, в зависимости от уровня развития речевого аппарата каждого ребенка, а также его возрастных особенностей, решают следующие задачи:
- Профилактическую.
- Диагностическую.
- Коррекционную.
В формировании речи, соответствующей онтогенетическому развитию каждого ребенка, играет далеко не последнюю роль ранняя диагностика и коррекция звукопроизношения.
Как проводится артикуляционная гимнастика в детском саду.
Артикуляционная гимнастика в детском саду проводится педагогом в группах или микрогруппах, а также индивидуально. Групповые занятия следует проводить в утренние часы. Можно выделить следующие категории упражнений речевой гимнастики:
- Динамические. Способствуют развитию безошибочного переключения всех составляющих звукопроизношения.
- Статические. Обеспечивают формирование всей цепочки звукопроизношения различных фонем.
Подбор и постановка задач, решаемых в ходе занятий, зависят от цели, поставленной логопедом. Педагог должен подобрать комплекс упражнений с учетом особенностей развития детей конкретной возрастной группы. Затем можно приступать к работе над звуками, нуждающимися в коррекции и автоматизации прорабатываемых фонем.
Проведение упражнений подразумевает ознакомление детей с подробной инструкцией выполнения каждого движения, предъявляемого по образцу, и осуществление самостоятельной работы.
Основные положения правил проведения артикуляционной гимнастики в детском саду:
- Длительность занятий напрямую зависит от возраста. Максимально возможное время, должно составлять не более 10-15 минут.
- Необходимым элементом является зеркало. Оно необходимо самому ребенку для того, чтобы он мог контролировать свои движения.
- Все упражнения проводятся в игровом формате.
- Дети быстро утомляются, поэтому нагрузка должна быть дозированной.
- Применение на занятиях логопедических зондов.
- Все упражнения следует проводить в соответствии с возможным темпом ребенка.
Занятия следует проводить дважды в день. Необходимо понимать, что результативность методики напрямую связана с систематичностью выполнения упражнений. Также важно отметить, что любые занятия, связанные с формированием правильной речи ребенка, можно проводить только при здоровом соматическом состоянии.
Требования, предъявляемые к детям, связаны с их возрастными особенностями:
- К детям младшей группы: они ограничиваются необходимостью запоминания правильности выполнения упражнений.
- Дети, посещающие среднюю группу должны при выполнении соблюдать статичность и четкость языковых движений.
- В старшей и подготовительной группах требуется выполнение упражнений в достаточном ритме и дольше по времени.
Необходимым элементом успешного проведения занятий в младшей группе является наглядный материал, включающий в себя различные дидактические игры. Так как у детей данной возрастной категории мышцы речевого аппарата еще не очень развиты, упражнения даются им с огромным трудом. Зачастую уроки, связанные с ритмичностью или статическим напряжением, вызывают болезненные спазмы речевых мышц.
В младшей группе длительность занятий не должна превышать 5 – 7 минут. За это время можно провести около 4-5 простых упражнений, с повторением каждого по 2-3 раза. Упражнения на статику не должны превышать несколько секунд на каждое задание.
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Название упражнения | Описание упражнения | Стишок для проведения упражнения |
Улыбка | Естественно улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Зафиксировать губы в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны –От краев и до десны. |
Хобот | Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Зафиксировать их в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке «у-у-у». |
Домик открывается | Легкая улыбка, медленно открывать рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. |
Любопытный язычок | Улыбнуться, немного приоткрыть рот и сделать движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8–10 раз. | Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» —Удивляется народ. |
Лягушка | Ребёнок опускает нижнюю губу, так, чтобы было видно нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. |
Зайчик | Ребёнок поднимает верхнюю губу так, чтобы было видно верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. | Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. |
Горка | Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горочкой». Зафиксировать под счёт от 1 до 5–10. | Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит. |
Окошко | Зубы почти полностью сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5–10 секунд. | Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. |
Обезьянка | Слегка приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Фиксируем его в таком положении хотя бы 5 секунд. | За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. |
Чашечка | Улыбнуться, открыть рот и зафиксировать язык наверху в форме чашечки. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. |
Вкусное варенье | Легко улыбаемся, открываем рот, язык держим в форме чашечки и облизываем губу, делая движение сверху вниз. Так же выполняем фиксацию языка «чашечкой» с закрытым положением рта. | Как будто варенье лежит на губе, Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
Покусаем язычок | Легко покусываем сначала кончик языка, а затем и всю поверхность, удерживая при этом улыбку. Сопровождаем упражнение произношением: «та-та-та». | Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. |
Лопатка | Естественно улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Фиксируем его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. | Поперек улыбки лёг –Отдыхает язычок. |
Артикуляционная гимнастика в детском саду в зависимости от возраста детей
Артикуляционная гимнастика в младшей группе (2 года)
В период младшего дошкольного возраста необходимо делать самые простые упражнения из речевой гимнастики, их длительность не должна превышать 5-7 минут. Заинтересовать малышей можно с помощью забавного стишка, демонстрации красочных иллюстраций, а также личного примера.
Ниже предоставлен список примерных упражнений, которые можно применить на занятиях с детьми указанной возрастной категории.
- «Прятки».
- «Маятник».
- «Варенье».
- «Заборчик».
- «Лошадка».
- «Воздушный шарик».
- «Сытый хомячок».
- «Дом».
- «Воображули».
Артикуляционная гимнастика в дошкольном возрасте (3-4 года)
В этот возрастной период занятия с детьми переходят на новый уровень, который характеризуется усложнением поставленных задач. Длительность урока по-прежнему должна составлять не больше 10 минут. Наполняемость самих задач обязательно содержит в себе чередование статичных и динамичных упражнений. Ниже представлены некоторые упражнения для данной возрастной категории.
- «Змейка».
- «Блинчик».
- «Чистим зубы».
- «Качели».
- «Сытый хомячок».
- «Голодный хомячок».
- «Бегемотик».
- «Улыбка».
- «Трубочка».
Артикуляционная гимнастика в детском саду в дошкольных группах (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте речевой аппарат ребенка уже сформировался в достаточном объеме, необходимом для правильного произношения всех речевых единиц. Психофизиологические особенности в этом возрасте позволяют увеличить время проведения логопедических занятий. Дети уже способны достаточно долго выполнять статические задания, сменяя их динамичными движениями. В связи с этим все вышеперечисленные упражнения можно разбавить незначительным списком.
- «Заборчик»;
- «Чашечка»;
- «Парус»;
- «Маляр»;
- «Индюк».
Материалы для артикуляционной гимнастики в детском саду
Для проведения занятий применяются всевозможные яркие иллюстрации, кубики, игрушки и другие дидактические материалы, и специализированные пособия.
Педагог с творческим подходом к своей работе сможет найти применение различным игровым формам на любой группе упражнений. Задачи в рамках занятия следует распределить так, чтобы дети могли по очереди пользоваться одними и теми же пособиями, чередуя игровые упражнения в группе между собой.
Весь дидактический материал нужно адаптировать под каждую задачу, которая вытекает из непосредственно выполняемого упражнения.
Есть много различных логопедических и специализированных пособий, позволяющих сделать занятия не только развивающими, но и увлекательными. Но самым универсальным предметом, используемым практически на любом занятии, является игрушка. Дети любых возрастов активно реагируют на сказочного персонажа, который пришел к ним в гости.
Этому герою можно дать имя, постараться придумать для него вместе с детьми какие-то предметы, которые малыши смогут сделать своими руками. Таким образом, появится возможность с помощью игрушки решать множество задач: от воспитательных и организационных до коррекционных и образовательных.
[banner_services]
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить важность начала занятий по развитию и необходимой коррекции речевого аппарата детей в самом раннем онтогенезе. И незаменимым помощником в этом может стать артикуляционная гимнастика в детском саду.
Необходимо помнить о том, что все материалы, предъявляемые детям, должны быть содержательными, яркими, интересными и разнообразными.
Каждое занятие строится с учетом возрастных и психофизиологических особенностей любой возрастной группы малышей. Одним из основных правил является систематичность. Соблюдая его, вы сможете добиться поставленных целей и закрепить результат, который и станет основой красивой и правильной речи ребенка!
Материал основан на следующих источниках:
- Всероссийский педагогический портал
- Учительская газета
- Портал учителя РФ
- Воспитатели России
Рейтинг:
5
( голосов
1 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Картотека артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная
гимнастика
— это комплекс упражнений, одни из которых
помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и
силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для
произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения
для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного
звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься
артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые
дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними
начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень
полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых
говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Рекомендации к проведению упражнений:
— Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что
делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
— Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и
вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
— Занимаясь с ребенком 3-4 летнего
возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
— К ребенку 4-5 лет требования повышаются:
движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
— В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в
быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Как проверить подвижность органов
артикуляционного аппарата у ребенка?
Подвижность органов артикуляционного
аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые
движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об
этих движениях мы сейчас и поговорим. Сначала нужно выяснить, может ли ребенок
сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко
переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.
Ниже даны основные, базовые упражнения
артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов
артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также
сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.
Как оценивать выполнение артикуляционных
упражнений ребенком?
Артикуляционная гимнастика дает результат
только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными
переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для
галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной
гимнастики, нужно оценивать:
1. Плавность движений – движение
выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
2. Дифференцированность движений –
движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов
(губ, нижней челюсти).
3. Равномерность и симметричность движений
– движения выполняется симметрично влево и вправо.
4. Четкость – ребенок знает, как правильно
выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы,
как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
5. Точность – достижение результата
упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
6. Устойчивость – ребенок может удержать
достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает
от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно
увеличивается до десяти.
7. Переключаемость – умение быстро,
плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при
сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Обязательно говорите ребенку о его
достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже
лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать,
к чему стремиться.
Как лучше посадить ребенка рядом с собой
во время артикуляционной гимнастики?
Во время артикуляционной гимнастики
ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если
он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног
на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело
было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
Во время выполнения упражнений
артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно
проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой.
Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что
удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми
(группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью
зеркала.
Также ребенку должно быть хорошо видно
Ваше лицо, когда Вы показываете движения.
Когда и как часто нужно проводить артикуляционную
гимнастику с детьми?
Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так
как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны
закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и
лёгкими.
Время на артикуляционную гимнастику –
примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней
гимнастикой.
Раньше артикуляционная гимнастика проводилась
ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое
зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к
сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту
очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее
делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные!
Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!
Как проводить артикуляционную гимнастику с
детьми?
С детьми пяти лет уже артикуляционная
гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и
плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью
выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение
органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого).
Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе,
так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной
гимнастики
Сентябрь
1.«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед длинной
трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы,
способствует подвижности губ.
2.«Киска лакает молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке, и
широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика
развивает подвижность языка.
3.«Пыхтелка»
На щетку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький (еж) .
Дети произносят на активном выдохе слог
«пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.
4.«Зверек»
Словно рыженькая стрелка,
По деревьям скачет (белка)
Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю,
обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает
подвижность и укрепляет мышцы губ.
Октябрь
1.«Мишка вытягивает губы».
Не умеет песни петь,
Любит мед. Кто он? (Медведь) .
Вытягивают вперед сомкнутые губы,
удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение
вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы
губ, развивает их подвижность.
2.«Зайчик»
Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают,
обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и
вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
3.«Подуем на горячий чай»
Дети вытягивают губы вперед длинной
трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение
развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
4.«Очень вкусно»Дети приоткрывают рот и
облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает
подвижность языка.
Ноябрь
1.«Откусим пирожок»
Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать
язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.
2.«Птенчик»
Открывают широко рот, язык спокойно лежит
в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение
учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в
заданном положении.
3.«Пила»
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед.
Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или
передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном,
продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и
продолжительности выдоха.
4.«Топор»
Что за шум? Что за гром?
Я ударил топором.
Рот открыт, губы в улыбке. Широким
кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо
произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.
Декабрь
1.«Молоток»
Застучали молоточки,
Ударяют по гвоздочкам.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края
языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком
языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует
подвижности языка.
2.«Погреем руки»
Дети приоткрывают рот, положив широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А
посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно
дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.
3.«Рычание» Дети приподнимают
верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение
отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.
4.«Вой»
Вытягивают губы вперед трубочкой и
произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке
равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.
Артикуляционная гимнастика для
укрепления мышц языка
Январь
1. Слегка улыбаются, приоткрывают
рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении
3-5 секунд и убирают в рот.
2. Слегка улыбаются, приоткрывают
рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении
3-5 секунд и убирают в рот.
3. Открывают рот. Широким языком
облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.
1.«Трубочка»
Дети вытягивают губы вперед
трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет
мышцы языка.
2.«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не
показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Улыбка – трубочка»
Чередуют положение губ. Упражнение
развивает подвижность губ.
Артикуляционная гимнастика.
Дети покусывают нижнюю губу
верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения
верхней челюсти.
Дети покусывают верхнюю губу нижними
зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
Артикуляционная гимнастика.
Широко открывают рот, как при звуке
а и производят длительный выдох.
Растягивают губы в улыбку, как при
звуке и, и производдят длительный выдох.
Округляют губы, как при звуке о, и
производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению
жевательно-артикуляторных мышц.
Артикуляционная гимнастика
Дети беззвучно произносят гласные
А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет
жевательно – артикуляторные мышцы.
3.«Белка грызет орешки»
Двигают челюстями вправо – влево
при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
4.«Орешек»
Язык поочередно упирают то в оддну,
то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение
развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек
Февраль
Дети произносят шепотом звук о.
Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный
выдох.
1.«Чашечка»
Рот широко открыт. Передней и
боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит
удерживать губы и язык в заданном положении.
2.«Конфетка»
Рот закрыт, Напряженным языком
упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и
щек.
3.«Самовар
Иван Иваныч Самовар надувают обе
щеки и удерживают в таком
Был пузатый самовар, положении 3 -5
с.
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток, Поочередно
надувают правую и левую щеки,
Пыхтел паром кипяток, как бы
перегоняя воздух из одной щеки в
Разъяренный кипяток, другую.
Лился в чашку через кран, Сжимают
губы, надувают щеки, удержи-
Через дырку прямо в кран, хватают
воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,
Прямо в чашку через кран. произнося
«Пых!»
Слегка улыбнувшись, медленно открывают
рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно
закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот,
расслабляя мышцы языка.
4.«Ветерок»
Упражнение для формирования ровного
продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и
спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.
Март
1.«Индюк»
Упражнение для обучения подъему языка и
подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и
производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно
убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание
на то, что кончик языка должен загибаться кверху.
2.«Теленок пьет молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким
передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в
рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его
подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.
3.«Теленок улыбается»
Дети улыбаются так, чтобы были видны
передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1
до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы
губ и развивает их подвижностть.
4.«Теленок вытягивает язычок»
Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким
языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение
повторяется 3-5 разз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает
подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.
Апрель
Упражнение для укрепления
мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все
лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.
Упражнение для расслабления мышц языка,
улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот,
покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.
1.«Иголочка»
Дети открывают рот, высовывая язык как
можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком
положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать
его в таком положении.
2.«Катушка»
Дети улыбаются, открывают рот, кончик
языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в
глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает
подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.
3.«Хобот»
Упражнение отрабатывает движение губ
вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы
и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.
Упражнение укрепляет
жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и
закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.
4.«Любопытный язычок»
Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык
на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в
рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его
подвижность.
Май
1.«Язык здоровается с верхней губой».
Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот
и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с
и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а
нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх,
укрепляет его мышцы.
Улыбка – Трубочка.
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку,
при этом резцы должны быть обнажены (видны, то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения
артикуляционного упражнения:
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Затем попросите его сделать «трубочку».
Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при
переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Логопедических упражнений для детей каждый день. Артикуляционная гимнастика
Говорить со взрослым так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на машине, думая только о содержании речи. Звуки речи дети также усваивают бессознательно путем подражания, но в своей речи они еще не закреплены. Иногда этот процесс может быть нарушен. Что мешает ребенку произносить тот или иной звук или вообще говорить ясно и отчетливо?
Органы артикуляции
Это сложный двигательный акт. Он включает в себя дыхание, голос и артикуляцию, то есть произношение звуков. Последнее у нас интересное. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но за счет их расположения и формы произношение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. Активные — язык, губы, челюсть, мягкое небо с небольшим язычком. Основными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, являются язык и губы. Они состоят из множества мышц и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью речевых упражнений для четкой речи. Особенно важно развивать координацию их движений, формировать умение принимать положение языка и губ.
Нарушаются звуки
Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки — «чемпионы» нарушений: это шипящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ш, Ш, Ч) и р. Также может нарушаться и произношение звука Л. Эти звуки могут быть искажены — проще говоря , звук произносится с шепелявостью или картавостью. А у логопедов есть специальные термины. Например, W может быть стороной, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губной, похоже на фырканье. Также звук может быть проигнорирован или заменен на аналогичный. Например, часто R заменяется на L или W на S. В речи детей такая замена гораздо более разнообразна.
Рекомендуется
Почему новорожденные плохо спят? Советы молодым родителям
После рождения малыша практически вся семья начинает жить в том режиме, который он задает. Однако обычно новорожденный ребенок большую часть времени спит. При этом некоторые новоиспеченные родители сталкиваются с тем, что малыш плохо спит, отдыхает…
Что такое течка у собак? Частота и продолжительность явления
Течка у кобелей – это период, когда сука способна к зачатию. Это может происходить в определенные дни, с 7 по 21 день течки, но за собакой необходимо следить с первого до последнего дня. Она перестает слушаться через несколько дней после начала течки, а если. ..
Декоративная пленка для мебели. Сами клеим.
Пленка для мебели — простое и в то же время эффективное решение, когда нужно освежить внешний вид предметов интерьера или защитить их от внешних вредных воздействий. При этом обилие разнообразных цветовых решений позволяет…
Почему одни звуки сложнее других? Гласные не требуют сложных движений языка. Воздух при разговоре легко и свободно проходит через рот. Поэтому они, как правило, не нарушаются, а просто бывают смазанными и нечеткими в их произношении, особенно О и потому, что требуют растяжения губ. Среди согласных тоже немало звуков, которые нарушаются только в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.
Зарядка для языка
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, улучшает точность и координацию движений органов речи. Детям необходимо заниматься спортом. Все логопедические упражнения для детей, которые рассчитаны на формирование определенных поз и движений. Эти движения и позы затем лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить его, сделать более четким, ускорить его развитие, если он медленный, то необходимо сделать общеартикуляционные упражнения. Вреда от этого не будет. Но при нарушении отдельных звуков упор делается на те логопедические упражнения, которые развивают правильное движение языка.
Engage
Артикуляционные упражнения следует выполнять ежедневно. Вы можете уделять этому 3-5 минут в день. Лучше не делать этого сразу после еды, чтобы манипуляции с языком не вызывали рвотный рефлекс. Все речевые упражнения выполняйте перед зеркалом вместе со взрослым, который следит за правильностью выполнения и подсказывает ребенку, как нужно выполнять упражнения. Чтобы сделать процесс более интересным, в упражнения часто включают короткие стихотворения и иллюстрации.
Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.
Вкусное варенье
Улыбнуться, широко открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать их не нужно. Нам нужно обхватить губу.
Грибок
Улыбнись с широко открытым ртом. Язык зарядом к небу, растяжка уздечки. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – стройную ножку.
Художник
Улыбается, чтобы показать зубы. Язык водили к верхним зубам — вправо-влево, потом вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.
Забор
Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Держать до 5.
Трубка
Вытягивая губы вперед (примерно как в звуке), продержаться до 5.
Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Несколько раз повторить последовательность «забор-труба». Она учит ребенка переходить из одной позы в другую.
Бублик
То же самое, только губы чуть шире. Например, когда мы говорим о.
Блинчики
Улыбка, открытый рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.
Puslapiai язык губы и сказать «гой-гой-гой». Иногда это упражнение называют «Накажи непослушный язычок» и «Блинчики» — просто подержи язык за губой.
Помогает расслабить мышцы языка.
Дятел
Нужно ритмично и четко говорить д-д-д, подчеркивая языком в бугорке за верхними зубами. В норме этот звук произносится путем прикосновения языка к зубам, но обычно в постановке звука Р. используется упражнение, чтобы правильно его произнести, язык находится немного глубже во рту. Сначала нужно говорить медленно, затем ускоряясь.
Лошадь
Улыбка, открытый рот. Щелкнул языком (с зарядом его к небу, как в упражнении «Грибок» и резко оторвал). Нижняя челюсть не двигается, только язык. Если нет, вы можете нежно держать его за подбородок.
Часы
Улыбка, открытый рот. По очереди касаться узким кончиком языка уголков рта – правого-левого. Повторить 4-6 раз.
Обжора
Ее рот наполовину открыт. Языком поглаживают верхнюю губу вперед-назад и произносят звук. Получится что-то вроде «БЛ-БЛ-БЛ». Иногда дети сами издают эти звуки, когда мы балуемся и играем.
Чашка
Улыбка, открытый рот. Передний и боковой края языка приподняты, но не достигают неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с отверстием посередине, как это можно увидеть в зеркале. Продолжайте до 5.
Артикуляция звука Р
Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-разному. Французское r отличается от английского, а английский от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка той страны, в которой они живут и работают. Ведь гортанное Р — норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р с его мягкой парой ПТ (а логопеды и лингвисты это два разных звука) является единственным в русском языке, дрожащим, или иначе, вибрирующим. Когда мы говорим, что язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол бугорков, которые расположены во рту немного глубже верхних зубов. Этот звук является одним из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают им всю жизнь. Так что для занятий логопедической гимнастикой особенно нужны!
Звуки
Упражнения обычно используются логопедами на этапе подготовки к произнесению звуков. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам правильное положение, а потом уже можно ставить звук. Когда звук пришел, не достаточно. Правильный этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, например, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «Рыбка», а по старинке говорить «Картошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит простые, а затем более сложные слова с нужным звуком в разных позициях — в начале, в конце, в середине слова. Есть много игр, которые делают процесс повторения слов более интересным, от названий картинок до всевозможных бинго или составления предложений.
Выполнение логопедической гимнастики в домашних условиях и различных игр на автоматизацию звука является наиболее доступным для родителей. Постановка звука более всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому этим должен заниматься логопед. Однако при регулярных занятиях звук может появиться в речи самого ребенка. Если это надолго, а звукопроизношение сильно отстает от возрастных норм, то лучше обратиться к специалисту.
Упражнения на звук Р
Чтобы научиться рычать, пригодятся все упражнения, способствующие поднятию языка вверх. Для звуковых логопедических упражнений лучше всего подходят такие «Художник», «Грибок», «Конь».
И самое главное упражнение «Дятел». Вам нужно повторять это ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время тренировки почистить палец ребенка (ногти должны быть обрезаны), пошевелить языком из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Будет не сразу, это движение следует повторить. Есть ролики как ставить звуки, но не факт, что смогут освоить эту способность.
Упражнения на звук Ш
Звук ш характеризуется не только особым положением языка и изменением положения губ. Губы немного вытянуты вперед, поэтому здесь будут полезны упражнения «Трубочка», «Разметка», «Смайл-Тюбик», и особенно «Бублик». Это упражнение больше напоминает утрированную позу губ при звуке ш. Язык, когда произношение поднято вверх, края его прижаты к небу, но кончик касается зубов или неба и образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка «Вкусное варенье», «Грибок».0003
Также важны упражнения, которые помогают сделать язык широким и плоским. Особенно, если ребенок все время высовывает язык «иглой» и не может расплющить. Эти упражнения как Блин.
Самое главное для звука W — «Чашка». Это больше напоминает положение языка при произнесении звука. Что касается его постановок, то можно попробовать попросить ребенка прижать край чашки к небу, слегка округлить губы и подуть в чашку. Может получиться шипящий звук, очень похожий на ш. Логопедические упражнения требуют большого осознания и владения своим артикуляционным аппаратом. Не все дети доступны, поэтому логопеды часто помогают клиентам с помощью зонда или платка принять правильное положение языка и губ.
Кстати, если у ребенка нарушены все звуки шипения, то начинайте со звука ш, считающегося основным для этой группы, и у него ставьте все остальные звуки.
БЫТЬ: https://tostpost. com/be/dom-syam-ya/36250-lagapedychnyya-praktykavann-dlya-dzyacey-na-kozhny-dzen-artykulyacyyna.html
DE: https://tostpost.com/de/das-haus-und-die-familie/35914-logopedicheskie-bungen-f-r-kinder-f-r-jeden-tag-articulating-gymnastik.html
ЭП: https://tostpost.com/es/la-casa-y-la-familia/35749-logopedicheskie-ejercicios-para-ni-os-de-cada-d-a-cuas-gimnasia.html
КК: https://tostpost.com/kk/y-zh-ne-otbasy/36547-logopediyaly-zhatty-ular-balalardy-r-k-n-artikulyaciyaly-gimnastika.html
PL: https://tostpost.com/pl/dom-i-rodzina/37794-logopedicheskie-wiczenia-dla-dzieci-na-ka-dy-dzie-artikulyacionnaya-gi.html
PT: https://tostpost.com/pt/a-casa-e-a-fam-lia/37569-logopedicheskie-exerc-cios-para-crian-as-de-cada-dia-articula-o-gin-st. HTML
TR: https://tostpost.com/tr/ev-ve-aile/33029-logopedicheskie-ocuklar-i-in-egzersiz-her-g-n-artikulyacionnaya-jimnas.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/d-m-s-m-ya/36851-logopedichn-vpravi-dlya-d-tey-na-kozhen-den-artikulyac-yna-g-mnastika. html
Логопедические занятия для детей каждый день. Артикуляционная гимнастика
Говорить со взрослым так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на машине, думая только о содержании речи. Звуки речи дети также усваивают бессознательно путем подражания, но в своей речи они еще не закреплены. Иногда этот процесс может быть нарушен. Что мешает ребенку произносить тот или иной звук или вообще говорить ясно и отчетливо?
Органы артикуляции
Это сложный двигательный акт. Он включает в себя дыхание, голос и артикуляцию, то есть произношение звуков. Последнее у нас интересное. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но за счет их расположения и формы произношение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. Активные — язык, губы, челюсть, мягкое небо с небольшим язычком. Основными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, являются язык и губы. Они состоят из множества мышц и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью речевых упражнений для четкой речи. Особенно важно развивать координацию их движений, формировать умение принимать положение языка и губ.
Нарушаются звуки
Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки — «чемпионы» нарушений: это шипящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ш, Ш, Ч) и р. Также может нарушаться и произношение звука Л. Эти звуки могут быть искажены — проще говоря , звук произносится с шепелявостью или картавостью. А у логопедов есть специальные термины. Например, W может быть стороной, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губной, похоже на фырканье. Также звук может быть проигнорирован или заменен на аналогичный. Например, часто R заменяется на L или W на S. В речи детей такая замена гораздо более разнообразна.
Рекомендуется
Почему новорожденные плохо спят? Советы молодым родителям
После рождения малыша практически вся семья начинает жить в том режиме, который он задает. Однако обычно новорожденный ребенок большую часть времени спит. При этом некоторые новоиспеченные родители сталкиваются с тем, что малыш плохо спит, отдыхает…
Что такое течка у собак? Частота и продолжительность явления
Течка у кобелей – это период, когда сука способна к зачатию. Это может происходить в определенные дни, с 7 по 21 день течки, но за собакой необходимо следить с первого до последнего дня. Она перестает слушаться через несколько дней после начала течки, а если…
Декоративная пленка для мебели. Сами клеим.
Пленка для мебели — простое и в то же время эффективное решение, когда нужно освежить внешний вид предметов интерьера или защитить их от внешних вредных воздействий. При этом обилие разнообразных цветовых решений позволяет…
Почему одни звуки сложнее других? Гласные не требуют сложных движений языка. Воздух при разговоре легко и свободно проходит через рот. Поэтому они, как правило, не нарушаются, а просто бывают смазанными и нечеткими в их произношении, особенно О и потому, что требуют растяжения губ. Среди согласных тоже немало звуков, которые нарушаются только в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.
Зарядка для языка
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, улучшает точность и координацию движений органов речи. Детям необходимо заниматься спортом. Все логопедические упражнения для детей, которые рассчитаны на формирование определенных поз и движений. Эти движения и позы затем лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить его, сделать более четким, ускорить его развитие, если он медленный, то необходимо сделать общеартикуляционные упражнения. Вреда от этого не будет. Но при нарушении отдельных звуков упор делается на те логопедические упражнения, которые развивают правильное движение языка.
Engage
Артикуляционные упражнения следует выполнять ежедневно. Вы можете уделять этому 3-5 минут в день. Лучше не делать этого сразу после еды, чтобы манипуляции с языком не вызывали рвотный рефлекс. Все речевые упражнения выполняйте перед зеркалом вместе со взрослым, который следит за правильностью выполнения и подсказывает ребенку, как нужно выполнять упражнения. Чтобы сделать процесс более интересным, в упражнения часто включают короткие стихотворения и иллюстрации.
Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.
Вкусное варенье
Улыбнуться, широко открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать их не нужно. Нам нужно обхватить губу.
Грибок
Улыбнись с широко открытым ртом. Язык зарядом к небу, растяжка уздечки. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – стройную ножку.
Художник
Улыбается, чтобы показать зубы. Язык водили к верхним зубам — вправо-влево, потом вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.
Забор
Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Держать до 5.
Трубка
Вытягивая губы вперед (примерно как в звуке), продержаться до 5.
Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Несколько раз повторить последовательность «забор-труба». Она учит ребенка переходить из одной позы в другую.
Бублик
То же самое, только губы чуть шире. Например, когда мы говорим о.
Блинчики
Улыбка, открытый рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.
Puslapiai язык губы и сказать «гой-гой-гой». Иногда это упражнение называют «Накажи непослушный язычок» и «Блинчики» — просто подержи язык за губой.
Помогает расслабить мышцы языка.
Дятел
Нужно ритмично и четко говорить д-д-д, подчеркивая языком в бугорке за верхними зубами. В норме этот звук произносится путем прикосновения языка к зубам, но обычно в постановке звука Р. используется упражнение, чтобы правильно его произнести, язык находится немного глубже во рту. Сначала нужно говорить медленно, затем ускоряясь.
Лошадь
Улыбка, открытый рот. Щелкнул языком (с зарядом его к небу, как в упражнении «Грибок» и резко оторвал). Нижняя челюсть не двигается, только язык. Если нет, вы можете нежно держать его за подбородок.
Часы
Улыбка, открытый рот. По очереди касаться узким кончиком языка уголков рта – правого-левого. Повторить 4-6 раз.
Обжора
Ее рот наполовину открыт. Языком поглаживают верхнюю губу вперед-назад и произносят звук. Получится что-то вроде «БЛ-БЛ-БЛ». Иногда дети сами издают эти звуки, когда мы балуемся и играем.
Чашка
Улыбка, открытый рот. Передний и боковой края языка приподняты, но не достигают неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с отверстием посередине, как это можно увидеть в зеркале. Продолжайте до 5.
Артикуляция звука Р
Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-разному. Французское r отличается от английского, а английский от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка той страны, в которой они живут и работают. Ведь гортанное Р — норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р с его мягкой парой ПТ (а логопеды и лингвисты это два разных звука) является единственным в русском языке, дрожащим, или иначе, вибрирующим. Когда мы говорим, что язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол бугорков, которые расположены во рту немного глубже верхних зубов. Этот звук является одним из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают им всю жизнь. Так что для занятий логопедической гимнастикой особенно нужны!
Звуки
Упражнения обычно используются логопедами на этапе подготовки к произнесению звуков. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам правильное положение, а потом уже можно ставить звук. Когда звук пришел, не достаточно. Правильный этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, например, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «Рыбка», а по старинке говорить «Картошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит простые, а затем более сложные слова с нужным звуком в разных позициях — в начале, в конце, в середине слова. Есть много игр, которые делают процесс повторения слов более интересным, от названий картинок до всевозможных бинго или составления предложений.
Выполнение логопедической гимнастики в домашних условиях и различных игр на автоматизацию звука является наиболее доступным для родителей. Постановка звука более всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому этим должен заниматься логопед. Однако при регулярных занятиях звук может появиться в речи самого ребенка. Если это надолго, а звукопроизношение сильно отстает от возрастных норм, то лучше обратиться к специалисту.
Упражнения на звук Р
Чтобы научиться рычать, пригодятся все упражнения, способствующие поднятию языка вверх. Для звуковых логопедических упражнений лучше всего подходят такие «Художник», «Грибок», «Конь».
И самое главное упражнение «Дятел». Вам нужно повторять это ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время тренировки почистить палец ребенка (ногти должны быть обрезаны), пошевелить языком из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Будет не сразу, это движение следует повторить. Есть ролики как ставить звуки, но не факт, что смогут освоить эту способность.
Упражнения на звук Ш
Звук ш характеризуется не только особым положением языка и изменением положения губ. Губы немного вытянуты вперед, поэтому здесь будут полезны упражнения «Трубочка», «Разметка», «Смайл-Тюбик», и особенно «Бублик». Это упражнение больше напоминает утрированную позу губ при звуке ш. Язык, когда произношение поднято вверх, края его прижаты к небу, но кончик касается зубов или неба и образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка «Вкусное варенье», «Грибок».0003
Также важны упражнения, которые помогают сделать язык широким и плоским. Особенно, если ребенок все время высовывает язык «иглой» и не может расплющить. Эти упражнения как Блин.
Самое главное для звука W — «Чашка». Это больше напоминает положение языка при произнесении звука. Что касается его постановок, то можно попробовать попросить ребенка прижать край чашки к небу, слегка округлить губы и подуть в чашку. Может получиться шипящий звук, очень похожий на ш. Логопедические упражнения требуют большого осознания и владения своим артикуляционным аппаратом. Не все дети доступны, поэтому логопеды часто помогают клиентам с помощью зонда или платка принять правильное положение языка и губ.
Кстати, если у ребенка нарушены все звуки шипения, то начинайте со звука ш, считающегося основным для этой группы, и у него ставьте все остальные звуки.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/dom-syam-ya/36250-lagapedychnyya-praktykavann-dlya-dzyacey-na-kozhny-dzen-artykulyacyyna.html
DE: https://tostpost.com/de/das-haus-und-die-familie/35914-logopedicheskie-bungen-f-r-kinder-f-r-jeden-tag-articulating-gymnastik.html
ЭП: https://tostpost.com/es/la-casa-y-la-familia/35749-logopedicheskie-ejercicios-para-ni-os-de-cada-d-a-cuas-gimnasia.html
КК: https://tostpost.com/kk/y-zh-ne-otbasy/36547-logopediyaly-zhatty-ular-balalardy-r-k-n-artikulyaciyaly-gimnastika.html
PL: https://tostpost.com/pl/dom-i-rodzina/37794-logopedicheskie-wiczenia-dla-dzieci-na-ka-dy-dzie-artikulyacionnaya-gi.