Упражнения артикуляционные для языка: К сожалению, что-то пошло не так
Артикуляционная гимнастика в картинках
Артикуляционная гимнастика в картинках
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети 5-7 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
Гимнастика для язычка
1. Язычок гуляет
Язычок гулять собрался открываем рот, показываем язык
Он умылся, расчесался провести языком по губам, по верхним зубкам несколько раз
На прохожих оглянулся круговое движение язычком
Вправо, влево оглянулся если вы лицом к ребенку, то при словах «вправо» – поворачиваете свой язык влево, чтобы ребенок показывал в правильную сторону
Вниз упал, наверх полез движения вверх-вниз
Раз — и в домике исчез! прячем язык
2. Качели.
Языком поочередно упираться то в верхние, то в нижние зубы:
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
3. Наш веселый язычок
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
4. Лягушки
(для губ — элемент артикуляционной гимнастики)
Вот понравится лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану. растягивать губы в широкой улыбке
5. Произнесение разных звуков (для тренировки артикуляционного аппарата):
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал — «Пх, пх, пх».
Птичка маленькая пела — «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
Хорошо еще цокать язычком, как лошадка, и т.п.
Полезно дуть на ватку, мыльные пузыри выдувать (развивается фразовое дыхание).
Логопедическая гимнастика преследует следующие цели:
- Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса
- Воспитание нижнего диафрагмального дыхания
- Дифференциация ротового и носового дыхания
- Активация работы мышц и мягкого неба и задней стенки глотки
- Работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка
- Уточнение артикуляции подготовленных звуков
- Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах
- Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия
Комплекс для свистящих звуков С, 3, Ц
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (участвуют кончик языка, боковые края языка, спичка языка), движение губ, нижний челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение: Загнать мяч в ворота»
Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.
Выполнение упражнения: вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания.
1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка.
Выполнение упражнения: чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки » пя — пя — пя «. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель упражнения: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, положить широкий передний край языка, на нижнюю губу и, как бы произнося длительно Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.
Комплекс для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка.
Выполнение упражнения: чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки » пя — пя — пя «. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и положение близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звуча «Ш»
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.
Упражнение «Фокус»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.
Упражнение «Присоси конфетку»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними зубами.
Упражнение «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении «улыбки». При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.
Комплекс для звука Л
Для произнесения звука Л требуются достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка.
Выполнение упражнения: чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки » пя — пя — пя «. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и положение близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука «Ш»
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.
Упражнение «Гудит пароход»
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Упражнение «Индюки»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед — назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки «бл — бл» (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед — назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Пощелкать кончиком языка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение «Присоси конфетку».
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь определить место его при произнесении звука Л.
Выполнение: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Комплекс для звука Р
Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и сильная выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнение «Пощелкать кончиком языка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение «Присоси конфетку».
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и положение близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука «Ш»
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не «не подсаживала» язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.
Упражнение «Индюки»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед — назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки «бл — бл» (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед — назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Упражнение «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.
Упражнение «Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Упражнение «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Комплекс для дифференциации свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж, ц-ч
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Насос»
Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука С.
Выполнение: предложить ребенку длительно произнести звук С так, как воздух свистит, когда выходит из насоса. Обратить его внимание на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Упражнение «Шар лопнул»
Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука Ш.
Выполнение: предложить ребенку длительно произнести звук Ш так, как воздух выходит из проколотой шины. Обратить внимание на то, что при произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Упражнение «Угадай, что это?»
Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении.
Выполнение: поочередно, не спеша, нужно произносить звуки С и Ш, а ребенок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук С), то на картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук Ш). Потом вы показываете то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет или звук С, или звук Ш.
Упражнение «Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»
Цель: научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах.
Выполнение: предложить ребенку повторить за вами попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: са — ша, со — шо, су — шу, сы — ши.
При повторении упражнения взрослый должен располагать слоги в ином порядке:
ша — са, шо — со, шу — су, ши — сы и т. д. Произносить звуки надо громко. При повторении упражнения взрослый прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу па расстоянии 15-20 см ото рта), чтобы ребенок не видел артикуляции этих звуков, а воспринимал их только на слух.
Упражнение «Если звук угадал, верно слово ты назвал»
Цель: показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.
Выполнение: предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка — каска, мишка — миска, крыша — крыса и др.
Упражнение «На картинку посмотри, ее верно назови»
Цель: научить ребенка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном и том же слове.
Выполнение: подберите картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки С и Ш и попросите ребёнка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторить эти слова за взрослыми.
Упражнение «Кто лучше придумает»
Цель: научить ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах.
Выполнение: по картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребенок, например со словом «шоссе» можно составить такую фразу: «Саша шла по тропинке вдоль шоссе».
Упражнение «Выучите с ребенком стихотворение»
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше:
— Не хочу я просто каши
Так — без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей,
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела — встала, «Спасибо» сказала.
Дифференциация последующих пар звуков з-ж, ц-ч, с-ш отрабатывается в том же порядке. При уточнении изолированных звуков используются звукоподражания.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Нижняя Тура»
28 сентября 2020 в 14:58
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения. Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой.
Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом.
youtube.com/embed/O1mtZy6Zhw8″>
Как заниматься артикуляционной гимнастикой (общие рекомендации):
1. Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
2. Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
4. Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
5. При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
6. Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
7. Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
8. Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
9. Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.
Посмотрите другие наши видео-занятия по развитию творческих способностей детей:
Упражнения для развития речевого дыхания
Русская народная сказка «Как собака друга искала»
Развивающее занятие «Веселый светофор»
Если у вас возникли проблемы в детско-родительских отношениях, обращайтесь к специалистам нашего учреждения.
Информацию предоставил: Грушина Е.А., заведующий
отделением реабилитации для детей и подростков
с ограниченными возможностями
языковых упражнений для речи | Strengthen Your Tongue
Subscribe
CategoriesAnatomyAudioBack PainBalanceBeginnersBreathingCalvesCancerCoreCyclingDancersDigestionEvents & TrainingsFace and JawFasciaFeet & AnklesFlexibility & StretchingForearmsGolfHands & WristsHeadaches & MigrainesHipsHips & GlutesInjuries & AccidentsInternal OrgansInterviewJill MillerKneesLegsMassage ToolsMeet the TeacherMindsetMobilityNeck & HeadPain SciencePelvic FloorPostnatalPosturePregnancyRecovery & AddictionRunningSciatic PainSelf-MassageShouldersSleepSpineStrength & ConditioningStress & TensionSurgeryTeaching TechniquesTeam SportsTennisTrauma & PTSDUncategorizedVideosWeight ManagementWomen’s Health
AuthorsAda-Reva SpaeAlex IgleciaAlexa KimAlexandra EllisAlexandra LariviereAli BellAlison PignoletAllison McCreadyAmalea FisherAmanda CrutcherAmanda JoyceAmanda MorleyAmanda TrippAmanda WinklerAmanda ZerbiniAmy DeguioAnnelie AlexanderAnnMerle FeldmanAriana RabinovitchAriel KileyBaylea MicheliBeth DammBo OConnorBonnie GoldenBrooke ThomasCaitlin VestalCari Devine BjelajacCathy FavelleChadd SchaeferChristina BroomeChristina MedinaChristina SummervilleChristine JablonskiClaiborne DavisClaire MillerCorey WrightDagmar KhanDawn AdamsDawn MauricioDawn McCroryDiane MarraDinneen ViggianoElaine JacksonElise FabricantElissa StruttonElizabeth WipffEmilie MikullaEmily PantaloneErin KintzingGenevieve HerzogGiancarla Griffith-BoyleGwen YeagerHeather LongoriaHeidi BroeckingHolli RabishawIlene CohenJamie LeighJasmine EllemoJason CampbellJeff LaneJeffrey LangJenni RawlingsJennie CohenJennifer LovelyJennifer WendeJessie DwigginsJill MillerJohn GreenhowJonathan McKinnaKate Duyn CariatiKate Hamm Kate KrumsiekKathy HotchkissKatie RuttererKayleigh MillerKeith WittensteinKendra ZanottoKevyn McAnlisKirsten TruedKristen ButeraKristin GardnerKristin MarvinKyoko JasperLana GoldbergLara WeithornLaurel BeversdorfLauren CapLaurie StreffLee-Anne HeronLeslie WrightLillee ChandraLindsay ClearyLindsay SmithLinh TaylorLisa FedericoLisa HebertLisa SansonLiz RobertsLouis JacksonLuke SniewskiLynda JaworskiMacala ShonMacklen MayseMandy PansingMaria VogelMarla BrackmanMatt SharpeMatthew CoeMax BayukMaya TalisaMelinda KausekMeredith AmannMeredith Hutter ChamorroMichelle PitmanMiriam RigneyMissy MoriartyMonica BrightNajla SaidNancy BellantoniNancy CochrenNicole QuibodeauxNicole RadziszewskiNicolette DavidNikki WongPamela FernerPamela ForthPatty WorthamRachel TaylorRebecca TammRenee DelloRhonda BraunRiannon ZornRobyn CapobiancoSamara AndradeSandy ByrneSandy GrossSara KaySara WolversonSarah CourtShakti RowanShari WilliamsShelley PiserSherry MatweSierra AleaSiewli StarkStephanie LegerSue McGurnSue Tay лорСюзанна КровиакТамара КоулТэмми ГруберТерри ЛиттлфилдТесс БоллТиа УкпеТиффани Чемберс-ГолдбергТиффани ХолмсТодд ЛавиктуарТрина АльтманTune Up Fitness TeamVia PageЯсмен МехтаЮМи ЧангИвонн Коун
Подписаться
Знаете ли вы, что трудности с произношением могут быть вызваны ленивым языком? Язык — это мышца, и, как и любые другие мышцы, он нуждается в регулярных тренировках, включающих в себя растяжку и укрепление. Сильный и гибкий язык также помогает улучшить способность ясно говорить на втором или третьем языке. Для тех из нас, кто интересуется некоторыми простыми упражнениями по укреплению языка для чистой и ясной речи, вот четыре простых упражнения, которые можно попробовать:
1) По часовой стрелке: проведите языком по полному кругу вокруг щечных стенок поперек передней части вашего верхние и нижние зубы. Повторить 3 раза.
2) Против часовой стрелки: Затем измените направление вращения. Повторить 3 раза.
2) Двигайтесь влево и вправо: Проведите языком как можно быстрее влево и вправо по верхним зубам. Повторить 10 раз.
4) Высунуть: высунуть язык как можно дальше, двигать им влево и вправо, а затем вверх и вниз. Повторить 3 раза.
Узнайте больше от этого автора
Посмотрите наши онлайн-видео QuickFix
Откройте для себя комплекты для настройки йоги и комбинированные пакеты
Линх Тейлор
Линх Тейлор является сертифицированным инструктором Yoga Tune Up® и сертифицированным инструктором йоги от Yoga Source, Лос-Гатос. Практикующая боевые искусства с восьми лет, Линь сочетает свои знания шаолиньского кунг-фу с новой любовью к исцелению тела и разума с помощью целеустремленных и разумных движений. Занятия йогой Лина нетрадиционны, они сочетают Виньяса Флоу с Yoga Tune Up® и манипуляциями с фасциями. Когда Линь не на коврике, ей нравится исследовать местные походы, ходить в походы и заниматься скалолазанием, а также планировать свои следующие приключения по всему миру. Она живет в Саннивейле со своим мужем и двумя красивыми кошками, Лайлой и Беатрикс.
Подписаться на обновления сообщений в блоге
Языковые упражнения для артикуляции речи у малышей
Posted on by Jennifer Davis
Часто наши дети говорят слова, которых мы не понимаем. Дети в возрасте до 4 лет часто не могут правильно произнести звук буквы, такой как k, c или l. Большинству детей не нужен логопед, и эти речевые проблемы решаются сами по себе. Вы можете помочь своему ребенку, поняв причину проблем с артикуляцией речи. А также, пробуя языковые упражнения и упражнения для развития их оральной моторики.
Задания на звук речи для малышей
Многие малыши не могут правильно произносить некоторые слова. Эти задачи включают в себя:
Замены
Они заменяют звуки одной буквы на другую. Это часто мешает родителям понять, что ребенок пытается сказать. Например, говоря «туп» вместо «чашка».
Пропуски
Дети с задержкой речи также пропускают или удаляют определенные звуки. Например, они могут называть «поезд» словом «тейн».
Пропущенные слоги
Когда ребенок с задержкой речи должен произнести громкое слово, например, «телефон», он может сказать «тефон».
Дополнения
Наряду с пропущенными слогами дети часто добавляют к слову дополнительный звук. Например, слово «слайд» может произноситься как «сухлиде».
Упражнения для языка и упражнения для артикуляции речи
Чтобы помочь вашему малышу улучшить артикуляцию речи, вы можете попробовать следующие упражнения и упражнения для языка:
Упражнения для развития силы языка
Чтобы улучшить силу языка, мы рекомендуем ребенку полностью двигать языком во рту. Для этого вы можете попробовать следующие упражнения:
- Нанесите немного арахисового масла или взбитых сливок на небо вашего ребенка. Попросите его попробовать облизать еду. Это позволяет вашему ребенку перемещать язык в верхнюю часть рта, открывая звуки, такие как т, д, н, л. Позже вы можете попробовать поместить то же самое за щеки вашего ребенка. Выберите еду, которая нравится вашему ребенку. Это будет стимулировать его лучше выполнять деятельность.
- Теперь нанесите на верхнюю губу то же самое арахисовое масло, или вы можете попробовать мед или кленовый сироп. Попросите ребенка облизать еду губами.
- Дайте ребенку небольшую конфету или хлопья хлопьев и попросите его переложить их из одной щеки в другую во рту. Вы также можете попросить его взять чипсы языком, положив их на тарелку перед собой.
- Спойте с ним «Лалалалала» и попробуйте, не двигая челюстью. Пропойте ее кончиком языка.
- Попробуй щелкнуть языком. Поместите язык в верхнюю часть рта, а затем высуньте его. Делайте 10-12 хлопков за раз.
Упражнения для укрепления губ
Эти упражнения для укрепления губ всегда пользуются успехом у маленьких детей. Я предлагаю вам сделать их самостоятельно и с удовольствием повторить действия вашего ребенка:
- Округлите губы и произнесите звуки «ооо», «эээ» и «оэээ»
- По-настоящему растяните губы. Расслабьтесь и повторите 10 раз.
- Сделай утиную мордочку. Сожмите губы. Переместите губы вправо, а затем влево.
- Напиток из соломинки. Выдувать пузыри в соломинку.
- Сожмите губы и причмокивайте.
Упражнения для укрепления челюстей
Попробуйте эти упражнения для укрепления челюстей:
- Открывайте и закрывайте рот как можно шире.
- Купите себе эти трубочки для жевания и укусов. Попросите ребенка сильно надавить зубами на трубки. Отпустите и повторите.
Как лучше всего выполнять упражнения на артикуляцию речи?
Несколько советов, которые помогут вам выполнить эти упражнения для языка с наименьшим сопротивлением для вашего ребенка:
- Выполните эти упражнения со своим ребенком. Дети любят подражать взрослым. Это делает все настолько захватывающим для них.
- Не пытайтесь выполнять все эти упражнения за один присест. Выполняйте эти упражнения по 5 минут в каждом приседании. Проведите их во время игры или даже во время ужина.
- Успокойся. Не расстраивайтесь, если это не произойдет в первые два или три раза. Продолжать идти. Это обязательно произойдет с третьей попытки.
Как всегда, я надеюсь, что эта статья поможет вам улучшить навыки общения у малышей . Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает затруднения, а эти стратегии не помогают, я буду рад помочь вам определить индивидуальные потребности вашего ребенка.