Разное

Упражнение чашечка для языка: Упражнение Чашечка — артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика | Картотека по логопедии (старшая группа) по теме:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Общие правила выполнения упражнений:

  • Комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день, а в дни, когда ребенок не посещает занятия, — не реже 2-х раз в день.
  • Артикуляционные упражнения следует повторять 3 – 4 раза (а иногда 5 – 6 раз).
  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать указанную логопедом последовательность.
  • Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и др.).
  • Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи (что бывает довольно часто).
  • Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания.
  • Сопроводительный текст произносит взрослый.

Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее.

Упражнение «ЛОШАДКА»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Язычок трудился и устал,

На лошадке поскакал:

«Цок, цок, цок».

Упражнение «КОМАРИК»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).

Язычок я подниму,

За зубки спрячу, удержу

И комариком звенеть начну:

«Дз-з-з-з».

Упражнение «БАРАБАН»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см.

Язычок мы укрепляем –

В барабан играем:

«Д-д-д-д!»

Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)

Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска).

Волшебный ключик я возьму,

Язычок вверх подниму,

Ему немножко помогу

И моторчик заведу:

«Д-д-д, др-р-р-р!»

Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

В щеточку язык преврати.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Упражнение «СЧИТАЕМ  НИЖИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Язычок лопаткой побывал

И ямку выкопать мечтал.

Каждый зубик посчитал.

Упражнение «ЛЯГУШКА»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам –

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану,

И нисколько не устану.

Упражнение «ХОБОТОК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения «ЛЯГУШКА» — «ХОБОТОК»

На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

Улыбнусь я как лягушка –

Растяну свои губки к ушкам.

А теперь слоненок у меня –

Хоботком губки тяну я.

Упражнение «ЛОПАТКА»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язычок лопаткой положу.

И под счет его я так держу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язычок мы будем расслаблять!

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая.

Непослушный язычок

На губу ты положи,

«Пя-пя-пя» произнеси.

Хорошенько накажи.

Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Кошка на скамейке спала,

Шерстку на солнышке грела она.

Вдруг мышка прошла.

Кошка проснулась, спинку прогнула

И за мышкой пошла.

Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»

Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик встретился в пути,

Предложил нас подвезти.

Язычок наш согласился,

Широко всем улыбался,

Песню он в пути запел:

«Ие! Ие! Ие!»

Упражнение «ТРУБОЧКА»

Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».

Язычок сложили в «трубочку» —

Стали похожи на дудочку.

Сильно подули,

Даже пушинки все сдули.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть  в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Упражнение «БУБЛИК»

Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Упражнение «ФОКУС»

Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.

На носик – ватку,

Язычок – наверх.

Подуй хорошенько,

Развесели всех.

Упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упражнение «ПАРОХОД»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел?!

Упражнение «ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался – он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

«Ты – индюк!»

Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»

Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [л].

Кошка пошла на охоту:

Возле норки лежит –

Мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки,

А кошка ее хвать –

И поймает. Вот так.

Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

Упражнение «ОКОШКО»

На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто), на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).

Кто в домике сидит

И в окошечко глядит?

Это язычок сидит

И в окошечко глядит.

Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

Зубки в расческу вдруг превратились

И язычок хорошо причесали,

И тщательно его размяли.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Смотрит влево, смотрит вправо:

Все ли там в порядке?

Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»

Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

Воздух в ротик набираем,

Щечки сильно надуваем –

Толстячка изображаем.

Воздух держим, не отпускаем.

Упражнение «ХУДЫШКИ»

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

Толстыми щечки были.

Воздух вышел – ой, ой, ой!

Щечки быстро похудели

И худышку получили.

Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Язычок лопаточкой вверх потянем

И до носика достанем.

Упражнение «КАТУШКА»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.

Наш веселый язычок –

Он совсем не новичок.

В зубки упирается

И в катушку превращается.

Ты за ним понаблюдай

И все так же выполняй.

Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите.

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Упражнение «ГРИБОК»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Упражнение «ГАРМОШКА»

Положение языка как в упражнении «ГРИБОК», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю –

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнение «МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем –

Маляру мы помогаем.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Рот пошире открываю –

Я зарядку выполняю.

Язычок вверх – вниз поднимаю,

Будто качели я качаю.

Упражнение «Посчитаем верхние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Название артикуляционного упражнения

Техника выполнения артикуляционного упражнения

«УЛЫБКА»

Улыбайся широко.

Это делать так легко!

Растянуть губы в улыбке, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЗАБОРЧИК»

Если выйдешь ты во двор,

То увидишь там забор.

Растянуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубки, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Мы с утра не шутим шутки –

Аккуратно чистим зубки.

Рот открыть и растянуть губы в улыбке, «чистить» языком сначала верхние, а затем нижние зубки с внешней и внутренней строны.

«ГОРКА»

Видно нам издалека:

Эта горка высока.

Широко открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«КАТУШКА»

Язычок мы вниз опустим

И катушку там закрутим.

Рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубки, выгнуть спинку языка и прижать закрученный язык зубами. Удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

«ЛОПАТКА»

Мы лопатою копаем,

А устанем – отдыхаем.

Рот открыть. Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Мышцы языка расслабить.

«ВЕТЕРОК»

Ветерок был на лугу,

Дуть я тоже так могу.

Спрятать кончик языка за нижние зубки, улыбнуться, подуть на язычок.

Повторить 5 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Название артикуляционного упражнения

Техника выполнения артикуляционного упражнения

«РУПОР»

Словно рупор губки стали.

Подержали, не устали.

Сложить губы в форме рупора, зубы разжать, удерживать 5 сек.

Повторить 5 – 6 раз.

Артикуляционная гимнастика. Игры и упражнения. Детский сад №37 «Колокольчик»

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

—  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

—  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

—  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

—  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

— В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

 

Артикуляционная гимнастика

 

 

Чашечка

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

    Учимся делать упражнение «Чашечка».

Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

 

Маятник

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Артикуляционная гимнастика

«Овощи»      

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                    открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

 Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

 Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                        Втянуть щёки

 Здесь пузатый кабачок                                     щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                          плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

 Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                      «Язычок силач»

«Трубочка»

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Язычок силач»

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

«Качели»

улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

Артикуляционная гимнастика

 

«МАШИНА»

Класс! Машину я веду(«Улыбка»)

На электрическом ходу.(«Трубочка»)

Батарейки, проводочки -(«Иголка»)

Так и скачет через кочки. («Бульдог + Обезьяна»)

Рад машине несказанно,(«Улыбка»)

Не расстался с ней и в ванной.(«Парус»)

Кабы знать мне, что вода

Очень вредная среда.

От езды такой подводной(Надуть щёки)

Стала вдруг совсем негодной,(«Лопатка»)

И теперь обречена

На ручной режим она.

Е. Стеквашова

 

«УЛЫБКА». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«ТРУБОЧКА». Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

«ИГОЛОЧКА». Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«БУЛЬДОГ». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

«ОБЕЗЬЯНКА». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

«ПАРУС».  Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«ЛОПАТОЧКА». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

Артикуляционная гимнастика

«Зима»

Утром заинька проснулся,

Потянулся                                            (язык тянуть вверх),

улыбнулся                                            («Улыбка»)

Про зарядку не забыл,                        («Качели»)

Окна широко открыл.                         (открыть рот)

 Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт                             (языком по губам водить)

Ёлкам песенки поёт.                            (на выдохе У-У-У)

 Зайка чашечку достал                        («Чашечка»)

Чай с вареньем выпивал.                    («Вкусное варенье»)

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто.               («Лопаточка»)

 А потом он шёл гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу.              (втягивать и отпускать щёки)

 Дятел по стволу стучит,                    («Дятел»)

А в дупле бельчонок спит.                 («Лопаточка»)

Навестил своих друзей

И домой бежит скорей.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Качели».Улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

 «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме «чашечки», облизать верхнюю губу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Дятел». Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…».

Артикуляционная гимнастика

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙКИ»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто — чисто умывался.                    (Язычком облизывать губы)

 Открывал на окнах шторку,            (Открыть рот)

Делал влажную уборку.                   (Во рту водить языком)

Про зарядку не забыл,                      («Качели»)

Грызть морковку приступил.           (Изобразить как грызут)

 В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                   («Улыбка»)

Села на язык ей мушка.

 Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.               («Грибочек»)

Вот хомяк спешит домой              (Надуть щёки)

Набил щёки он едой.

 Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                   («Лошадка»)

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                (Жевательные движения, облизывать губы)

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.             («Чашечка»)

Окна двери закрывает,                (Открытый рот закрыть)

И в кроватке засыпает.                 («Лопаточка»)

 

«Качели». Улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Улыбка». Удердивать губы в улябке, зубы при этом не видны.

«Грибочек». Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

«Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

присосать широкий язык к нёбу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

Артикуляционная гимнастика

 

«ЗАБОРЧИК»
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«ГОРКА»

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока к верху устремляются.

(Кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята)

 

Артикуляционная гимнастика

 

«ГАРМОШКА»

 

На гармошке я играю, рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

 

Сделать «Грибок», рот открывать и закрывать, не отрывая язык.

Артикуляционная гимнастика

 

«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика(высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта).  Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Артикуляционная гимнастика

 

«ХОБОТОК». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

 

«ШМЕЛЬ». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

 

«КОМАРИК КУСАЕТ». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

 

«БАБОЧКА ЛЕТАЕТ ВОКРУГ ЦВЕТКА». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

 

«КУЗНЕЧИК». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

 

«ПЧЕЛА». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

 

Дата публикации:
Просмотров: 5879

Автор: Администратор сайта

Упражнения для оральной моторики «Поп-язык»

Опубликовано Деброй С. Лоуски, MS, CCC-SLP, 10 сентября 2013 г.

Похлопывание языком — мое любимое упражнение для оральной моторики. Это веселый и простой способ поработать над положением языка, оральным тоном, поднятием и контролем кончика языка, а также диссоциацией языка и челюсти (навыками, необходимыми для правильной речи, кормления и развития оральной моторики).

.

.

Способность управлять едой через рот требует гораздо большего мастерства, чем думает большинство людей. Попробуйте откусить что-нибудь прямо сейчас, обращая внимание на то, что делает ваш язык и как он манипулирует едой. Как только кусок полностью прожеван, ваш язык превратит его в шарик (болюс). Затем он поместит пищевой комок поверх середины языка, поднимет язык к небу, а затем прижмет его к задней части языка. Как только он попадает на заднюю часть языка, он вызывает глотание. Много всего происходит! Выполнение хлопков языком — отличный способ тренировать язык, повышать оральный тонус и практиковать контролируемые, скоординированные движения.

Похлопывания языком также работают над координацией, необходимой для правильной речи и артикуляции. Например, многие звуки речи требуют диссоциации языка и челюсти или способности языка работать независимо от челюсти. Например, попробуйте сказать «ля-ля-ля» прямо сейчас, обращая внимание на то, что делают ваш язык и челюсть. Кончик языка должен быть приподнят к альвеолярному отростку (сразу за верхними передними зубами), а челюсть должна быть устойчивой. Упражнения с выталкиванием языка помогут как приподнять кончик языка, так и научить его работать отдельно от челюсти. Они также воздействуют на задние края языка, заставляя их соприкасаться с верхними задними зубами. Благодаря этому контакту мы производим Р, Ш, Ч, ДЗ, С, З и другие звуки речи.

.


.

Чтобы сделать щелчок языком, попросите человека положить кончик языка на альвеолярный гребень (за верхними передними зубами). Затем втяните язык в небо, задержите его там на долю секунды, прежде чем опустить. Продемонстрируйте, сделав это самостоятельно и на кукле. Использование зеркала всегда помогает. Может пройти некоторое время, прежде чем они смогут издать хороший хлопающий звук, так что наберитесь терпения.

.

.

Если челюсть открывается слишком широко (как на видео выше) или скользит из стороны в сторону, используйте
Оральный двигательный зонд для стабилизации челюсти. Поместите его между премолярами и попросите человека прикусить и поддерживать укус, пока он высовывает язык. Это уменьшает движение челюсти, а также заставляет язык выполнять всю работу, двигаясь независимо, без помощи челюсти. Вы заметите на видео, что его челюсть все еще немного двигается, но мы работали над этим впервые. Челюсть станет сильнее и будет лучше контролироваться с практикой.

.


.

В видео выше мы используем
Y-Chew (вы также можете использовать Grabber), чтобы стабилизировать ее челюсть. Она тренировалась, и вы можете видеть, что ее челюсть почти не двигается!

.


.

В последнем видео выше показан вариант упражнения с выталкиванием языка. Попросите человека поместить язык в положение выталкивания языка, но не высовывать его. Попросите его удерживать его там, когда он опускает и поднимает челюсть. Попробуйте сами это орально-моторное упражнение — оно сложное! Это упражнение на диссоциацию языка и челюсти также развивает силу челюсти и контроль.

Всего наилучшего,

Дебби

Дебра С. Лоуски, MS, CCC-SLP

.

  • #жует
  • #кормление-терапия
  • #стабильность челюсти
  • #орально-моторный
  • #оральный тон
  • # язык-возвышение
  • # язык-челюсть-диссоциация
  • #видео

Советы, стратегии и рекомендации от Дебры С. Лоуски, самой ведущей компании ARK, MS, CCC-SLP

Top Posts

  • Почему дети отказываются от еды
  • Объяснение необходимости жевать
  • 75+ советов по кормлению
  • Защита полости рта
  • Пероральные стратегии при синдроме Дауна
  • 10 советов для детей, которым нужно жевать
  • Упражнения Z-Vibe

Категории

  • Кусание и жевание
  • Оральный двигатель
  • Кормовая терапия
  • Z-вибраторы
  • Сенсорный
  • Тонкий мотор
  • Логопедия
  • Видео

АВТОРСКИЕ ПРАВА © ARK THERAPEUTIC

Все права защищены. Ссылки / ссылки на этот сайт приветствуются, но следует отдать должное этому сайту.

Информация, содержащаяся в этом блоге, предоставляется добросовестно и представляет собой только текущее понимание автором лучших терапевтических практик. Пожалуйста, имейте в виду, что представленный здесь контент не является исчерпывающим и не должен рассматриваться как замена личному осмотру и лечению сертифицированным логопедом, эрготерапевтом или другим обученным специалистом. Любые идеи из этого блога следует обсудить с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы обеспечить их правильное использование.

Упражнения для поднятия кончика языка — ARK Therapeutic

Опубликовано Деброй С. Лоуски, MS, CCC-SLP, 26 июня 2016 г.

Поднятие кончика языка — это способность поднимать кончик языка до альвеолярного гребня (место сразу за верхними передними зубами). Для краткости мы часто называем это положение «на месте», например, «держи кончик языка на месте!»

Поднятие кончика языка — это навык оральной моторики, необходимый для произнесения определенных звуков речи (t, d, n, l, s и z). Это также то место, где должен находиться язык во время нормальной позы для отдыха во рту (когда вы не едите и не говорите).

.

.

Для детей, которым нужна помощь в развитии этого орально-моторного навыка, начните с объяснения им, где находится «на месте». Затем предложите им поставить кончик языка «на место». Продемонстрируйте, выполнив это самостоятельно с преувеличенным движением. При необходимости используйте куклу. Некоторым детям это поможет. Другим может понадобиться немного больше помощи, чтобы понять, куда именно должен двигаться их язык. Есть несколько различных способов, которыми вы можете помочь с упражнениями на поднятие кончика языка:

.

•   Попробуйте положить немного арахисового масла, нутеллы, йогурта и т. д. «на месте» и попросите их слизать их, чтобы получить вкусный стимул.

• Предъявите тренажер для языка и попросите ребенка поместить кончик языка в отверстие. Затем проведите его вверх и вниз, чтобы помочь понять концепцию поднятия языка (или вперед и назад для латерализации языка).

•   Возьмите
Зонд или proPreefer и коснитесь им альвеолярного гребня — это тактильный сигнал, чтобы физически показать им, куда должен двигаться кончик их языка. Затем выньте Зонд изо рта и попросите ребенка коснуться этого же места кончиком языка. Последующие звуки кончика языка /t/, /d/, /n/, /l/, /s/ или /z/.

.

.

Если требуется больше сенсорной информации, выполните последнее упражнение с
Вместо этого используйте Z-Vibe (как показано на изображениях выше с подсказкой Fine Tip). Вибрация от Z-Vibe помогает сосредоточить внимание и перейти на новый уровень осознания в этом конкретном месте.

Лучшей насадкой Z-Vibe для этого упражнения является
Тонкий наконечник — он сужается до небольшой точки, поэтому он идеально подходит для точного определения конкретного места. Но вместо этого вы также можете использовать Probe или Preefer Tip. Для наглядности посмотрите вторую половину этого видео:

.


.

•   В качестве варианта вышеприведенного упражнения наденьте хлопья на конец тонкой насадки, коснитесь тонкой насадкой альвеолярного отростка, затем попросите ребенка коснуться языком хлопьев. Чтобы усложнить задачу, попросите их подержать хлопья там после того, как вы выйдете изо рта.

• Делать
хлопки языком (одно из моих самых любимых орально-моторных упражнений).

.

Выполняя приведенные выше упражнения, обязательно следите за 
диссоциация языка и челюсти. Другими словами, язык должен двигаться независимо, в то время как челюсть остается на месте. Если челюсть двигается из стороны в сторону или вверх и вниз, поместите зонд, захват или Y-образный жевательный стержень между молярами с одной стороны и попросите ребенка прикусить, пока он будет практиковать поднятие языка. Это стабилизирует челюсть и гарантирует, что язык выполняет свою работу, так сказать, без помощи челюсти. Возможно, вам также потребуется выполнить некоторые упражнения для стабилизации челюсти.

Для получения информации о первой половине видео,
кликните сюда. А чтобы узнать больше об упражнениях для устной моторики, подобных приведенным выше, ознакомьтесь с Советами и методами для Z-Vibe.

.

Всего наилучшего,

Дебби

Дебра С. Лоуски, MS, CCC-SLP

.

  • #артикуляция
  • #стабильность челюсти
  • #орально-моторный
  • #речь
  • #Логопедия
  • # язык-возвышение
  • #видео
  • #z-вибрация

Советы, стратегии и советы от Дебры С. Лоуски, самой ведущей компании ARK, MS, CCC-SLP

Лучшие сообщения

  • Почему дети отказываются от еды
  • Объяснение необходимости жевать
  • 75+ советов по кормлению
  • Защита полости рта
  • Пероральные стратегии при синдроме Дауна
  • 10 советов для детей, которым нужно жевать
  • Упражнения Z-Vibe

Категории

  • Кусание и жевание
  • Оральный двигатель
  • Кормовая терапия
  • Z-вибраторы
  • Сенсорный
  • Тонкий мотор
  • Логопедия
  • Видео

АВТОРСКИЕ ПРАВА © ARK THERAPEUTIC

Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *