Разное

Учимся разговаривать 4 года: Как научить ребенка говорить в домашних условиях: способы, игры и упражнения

Страничка логопеда — Тополек

ЧТО  НАДО  ЗНАТЬ  О РАЗВИТИИ  РЕЧИ  РЕБЁНКА

(Из книги Н.С.Жуковой «Учимся говорить правильно»)

 

 Новорожденный ребёнок криком выражает свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мать, ухаживая за ребёнком, разговаривает с ним. Нежный, протяжный тон материнской речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребёнком обязательно и на следующих этапах жизни: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на своё обращение.

  Ребёнку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребёнок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.

   К концу 2-го месяца у ребёнка в ответ на обращённые к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издаёт неопределённые звуки («о», «а» … и т.п.). В это же время у него появляются звуковые сочетания – гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т. п.

   В 3-4 месяца ребёнок всё чаще повторяет одни и те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребёнок улыбается, если строго – плачет. Ребёнок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издаёт какие-то пока ещё нечленораздельные звуки и тем самым упражняет свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребёнка.

   С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребёнка с окружающими его людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определёнными лицами и окружающими предметами. «Мяу» для него становится обозначением кошки, «му»- коровы и т.д. Причём матери в своём обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и. т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».

   Речь взрослых должна быть несколько замедленной, чёткой, что является особенно ценным для усвоения её малышом.

   Очень полезно петь ребёнку несложные детские песенки, в которых имеются повторения одних и тех же слов, например:

                                    Бай, бай, бай,

                                   Ты, собачка, не лай!

                                    Ладушки, ладушки,

                                   Где были? У бабушки… и т.д.

 

 

 Взрослые должны приучать ребёнка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: Дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т.д.

  На первых порах родителям, задавая вопрос ребёнку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришёл?» — «Папа пришёл». «Это кто? – «Киса».

  Если с ребёнком мало разговаривают и он растёт «один», его речевое развитие задерживается.

   Когда у ребёнка нет ещё слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит?( Показать ему игрушку – корову.) – Му», «Как собака лает? – Ав, ав» и т.д.

  Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребёнка. В этом случае у ребёнка значительно повышается восприятие. Следует учить ребёнка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?» «Где зайчик?» «Покажи, где кошечка?» и т.п. Всё это воспитывает у ребёнка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребёнка.

   К двум годам у ребёнка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы  стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.

   В процессе овладения речью у ребёнка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познаёт окружающий мир.

   С двух лет необходимо приучать ребёнка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребёнку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребёнка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Всё, что взрослыми  преподносится ребёнку в речи, должно быть ему понятно и доступно.

  В три года у ребёнка часто остаётся неправильным произношение некоторых звуков (С, З, Щ, Ж, Ч, Ц, Ш, Л, Р ), которые могут самостоятельно исправиться   к

четырём – пяти годам.

  Трёхлетним детям свойственна смягчённость звуков  речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо «шапка», «колёва» — корова). В это время особенно важно говорить с ребёнком, чётко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.

       Какими должны быть условия для правильного развития речи ребёнка?

    Прежде всего он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребёнка, задерживают нормальное развитие  речи.

 Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребёнка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования  речи.

 Родителям не следует говорить слишком быстро – скороговоркой, так как  дети усваивают темп речи старших.

 Ребёнок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.

 Если у ребёнка задерживается развитие речи или его речь неправильна ( с заиканием или с нарушением звукопроизношения) – необходима своевременная логопедическая помощь.

Консультация для родителей «Учимся говорить правильно»

Консультация для родителей

«Учимся говорить правильно»

Подготовила:

Воспитатель: Маркина Т.П.

«Детский сад №59 «Ягодка»

Г. Тамбов

Для чего надо красиво и
правильно говорить.

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у
ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь
чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее
нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на
состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его
будущей учебе в школе.

Умение говорить — главная составляющая успешного и счастливого
человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия
человека, — общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование
на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи
ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей

Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана
неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом
случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту
или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить
причину плохой речи.  Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов
формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных
процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых
факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь
логопеда.

Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден.
Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком
активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но
общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и
междометий, слов-паразитов — таких, как «значит», «это», «как бы» — и замена
слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают
подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы
лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших
школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в
неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ
текста может быть неполным и несвязным.

Общие рекомендации для родителей

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от
«сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию
правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие
называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать
правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии
его придется переучивать.

Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику
рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию
пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте
его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание
пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными
мелками.

Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка
говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме
соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда
ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы
сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте
ему обо всем, что ему интересно.

Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся
простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает
воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в
памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал
интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и
сделайте чтение частью режима дня ребенка.

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя
только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более
ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте
ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям
(4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой — маленький, холодный —
горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот.
Отлично развивает речевую активность игра «Кто кем будет”: яйцо цыпленком,
мука — хлебом, мальчик — мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу
типа: «Листья с деревьев облетели, потому что…”. Предложите ребенку
придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану,
можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала

Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с
умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который
ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький
ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что
он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если
слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится
слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на
собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение
медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было
интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок
сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно
и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с
выражением и без выражения.

Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает
окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: «Давай
потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И
не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают
сказанное». А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали
ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом,
школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда
ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он
обязательно станет успешным.

Техника «пустого стула» для робкого ребенка. Эту
технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время
работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в
общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила:
«Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и
поддерживают». Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу
слова: например, перчатки называют варежками, блюдца — тарелками и т.д. Чтобы
ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и
проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем
попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например,
пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный
анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое
упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и
напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие
картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста
понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию.
Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ:
скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о
системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых
«как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце
дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену
«слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить
ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо
больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно
помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев
напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать
небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами,
которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение
внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают.
Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла
курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не
было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка
сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать
внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять,
проговаривать их вместе.

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему
картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы,
предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы
называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в
сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», — отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба
что делала?» — «Кудахтала».

А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка,
и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То
есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя
существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала,
махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать
малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и
предложите помочь ему составить сказку правильно.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если
ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать
как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять
рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо
составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы
из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом
перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней
рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка
рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на
картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают
скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной
группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы
помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на
картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь
цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите
малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года,
что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или
щебетать, а если машина — то гудеть.

Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все
звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь
около 10 %.

Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно
срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для
занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек
младшей группы.

В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в
«Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив
только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с
помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть
какую-нибудь сказку.

Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или
пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются
руки и пальчики.

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать
карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный
карандаш. Ведь его можно держать только правильно — больше никак. Начинать
нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте
что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к
клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом
возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку
фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что
есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном
направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов.
Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно,
хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У
меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно
(кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок,
и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо
раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не
получается заниматься каждый день — хотя бы каждые выходные. И то прогресс
будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось
очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на
формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей.
Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие
твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных
мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много
зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное
звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами
педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте
их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить
недостатки будет проще.

Снежинки. (материал: несколько кусочков ваты или маленькие
бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинки»
с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

Бабочка, лети!  (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки,
каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка –
дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами,
чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком. 

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами
чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с
творогом. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

 

Учимся говорить от 3 до 5 лет

  1. от 1 до 2 лет

  2. от 2 до 3 лет

  3. от 3 до 5 лет

Маленьким детям нравится, когда вы болтаете, играете и читаете с ними, даже если вы думаете, что они слишком малы, чтобы понять.

Почти все можно превратить в игру. И каждая мелочь, которую вы делаете вместе, поможет им хорошо подготовиться к тому дню, когда они пойдут в школу.

Общайся, играй, читай!

Вот несколько советов и занятий, которые помогут вашему ребенку развить речевые навыки:

  • используйте вещи, которые интересуют вашего ребенка, для игры, следуйте его примеру и убедитесь, что вы физически находитесь на его уровне во время игры
  • , если вы заметили ваш ребенок смотрит или указывает на что-то, говорите с ним об этом, прежде чем он потеряет интерес к этому
  • книжки с картинками познакомят вашего ребенка с новыми вещами, которые он еще не видел в реальной жизни – попросите его рассказать вам историю или поговорить о что персонажи могут думать и чувствовать
  • сделайте чтение, пение и игры еще более увлекательными, используя множество движений и разных голосов
  • по очереди издавайте звуки или говорите — ваш ребенок сможет поддерживать более длительные разговоры, поэтому замедлите свою речь, дайте ему достаточно времени отвечать и внимательно слушать то, что он хочет сказать
  • говорить с ребенком короткими простыми предложениями, так ему будет легче понять вас и попытаться скопировать, когда он будет готов
  • попробовать использовать ту же книгу или петь одну и ту же песню, так как маленькие дети многому учатся от повторения

Идеи, которые помогут вашему ребенку учиться

Вот несколько идей, которые помогут вашему ребенку учиться, общаясь с ним, играя и читая.

Превратите ежедневные дела в удовольствие

  • Начинайте беседу, задавая вопросы с множеством вариантов ответов, например: «Какая твоя любимая игрушка?» и «Что ты хочешь делать завтра?»
  • побудить их решить проблему, например, «Ваша любимая шляпа пропала, что нам делать?»
  • когда вы вместе смотрите книжки с картинками, спросите ребенка, помнит ли он, что происходит, или может ли он догадаться, что произойдет дальше

Используйте музыку и звуки

  • болтать о словах, начинающихся с одного и того же звука, например, о словах, начинающихся с «р»
  • придумать как можно больше рифмующихся слов для разных объектов, которые вы видите

Играйте в притворные игры

  • попробуйте вместе поиграть в ролевые игры, например, в поход по магазинам – расставьте предметы на диване, дайте ребенку сумку и немного денег, и по очереди побудьте в роли продавца – сделайте ракету из картонной коробки, которую вы разукрасите вместе, или подушек, и сложите несколько игрушечных пассажиров
  • начните с ребенком простую игру, сочинив вместе историю о том, как его любимая игрушка отправляется на пляж, и предложите ребенку взять на себя инициативу
  • игра «Я шпион!»

Исследуйте снаружи

  • Интересный способ помочь ребенку слушать и учить новые слова — это создать полосу препятствий с помощью одеял и картонных коробок и ставить задачи, например «Залезть под одеяло» или «Сесть в коробку» — выполняйте их по очереди, чтобы они может практиковаться в даче инструкций

Учебные мероприятия

Ваш местный совет может предложить мероприятия, которые помогут вашему ребенку улучшить свои навыки общения, языка и грамотности.

Найдите местные обучающие мероприятия для вашего ребенка.

Изучение более чем 1 языка

Важно разговаривать с ребенком на языке или языках, которыми вы пользуетесь.

Ребенок, изучающий более одного языка, должен лепетать и произносить свои первые слова так же, как ребенок, изучающий один язык.

Важно не путать эту небольшую задержку с языковыми трудностями – большинство детей быстро наверстывают упущенное.

Чтобы получить дополнительную помощь по языкам, ознакомьтесь с вопросами родителей на веб-сайте Национального фонда грамотности.

Помощь и совет

Если ваш ребенок посещает детский сад, детский сад будет продолжать наблюдать за его развитием. Когда ваш ребенок пойдет в школу, ваша патронажная сестра проинформирует группу школьных медсестер о любой дополнительной поддержке, которую они получают.

Если вашему ребенку нужна дополнительная поддержка, вам может помочь патронажная сестра или школьная медсестра. Они могут порекомендовать вам логопеда и языкового терапевта, а также вам могут предложить поддержку.

Обращайтесь к своей патронажной сестре за поддержкой всякий раз, когда вам это нужно, они смогут дать советы и рекомендации.

Помните, дети учатся говорить в разном возрасте. Если вы обеспокоены, поговорите со своей патронажной сестрой или главным работником детского сада. Или обратитесь за консультацией в местную службу речевой и языковой терапии.

Чтобы узнать больше о том, как вы можете помочь своему ребенку, посетите:

  • Tiny Happy People
  • Королевский колледж логопедов: логопедия и речевая терапия
  • Speech and Language UK

Подпишитесь на электронные письма

Наши электронные письма содержат советы и поддержку, пользующиеся доверием NHS, с учетом вашего срока беременности или возраста ребенка.

Подпишитесь на электронные письма

Контрольный список речи для 4-летнего ребенка: этапы развития речи и языка

Перейти к содержимому

Контрольный список речи для 4-летнего ребенка: основные этапы развития речи и языка

Эта страница посвящена речевым и языковым навыкам 4-летнего ребенка. Имейте в виду, что эти вехи основаны на исследованиях типично развивающихся детей, но эта информация не предназначена для диагностики задержки речи или языка. Существует широкий диапазон «нормальных», и даже если у вашего ребенка небольшая задержка в некоторых из этих областей, это не обязательно означает, что у него задержка речи или языка. Если вас беспокоят речевые и языковые навыки вашего ребенка, обратитесь к логопеду для проведения скрининга.

Речевые и языковые упражнения

Планы для 39 наиболее распространенных навыков | 59,99 долл. США на TPT

Купить сейчас

Контрольный список речи для детей 4 лет (постановка звуков)

Вехи развития речи для детей 4 лет относятся конкретно к звукам, которые ребенок может произносить. Мы используем термин «речь» для обозначения того, как ребенок произносит слова, тогда как «язык» используется для описания того, как дети используют эти слова для создания предложений и общения с окружающими.

  • Разборчивость: Речь 4-летнего ребенка должна быть понята примерно в 75% случаев (источник: Hustad et. al, 2021)
  • Звуки речи правильные:  4-летний ребенок должен правильно произносить следующие звуки: /b/, /n/, /m/, /p/, /h/, /w/, /d/ , /ɡ/, /k/, /f/, /t/, «ng» и «y» (источник: Crowe & McLeod, 2020)
  • Фонологические процессы: 4-летний ребенок больше не должен использовать следующие модели речевых ошибок (фонологические процессы):
    • Велярная ассимиляция: Преобразование невелярных звуков в велярные, чтобы отразить другой звук в слове (kack вместо tack или guck вместо duck)
    • Носовая ассимиляция: Замена не носовых звуков на носовые, чтобы отразить другой носовой звук в слове (деньги вместо смешного или нянька вместо кролика)
    • Прекращение фрикативных звуков /f/, /s/, /z/ и /v/: Замена звуков /f/, /s/, /z/, /v/ стоповым (кратким) звуком типа /t /, /d/, /b/, /p/ (каламбур для развлечения или тройник для просмотра)
    • Удаление конечного согласного:  Удаление конечного согласного из слова (bu для автобуса или no для носа)
    • Передняя часть: Велярные звуки (задние звуки, такие как /k/ и /g/) заменены альвеолярными звуками (передние звуки, такие как /t/ и /d/)
    • Деаффрикация:  Аффрикативные звуки («ч», «ж») заменены фрикативными («ш» и «ж»)
    • Сокращение кластеров без /s/:  Кластеры согласных, сокращенные до одного согласного («keen» для «чистого» или «tin» для «двойного»)
    • Удаление слабого слога:  Сокращение многосложных слов путем пропуска слога («brella» вместо «зонтик»)
    • Источник: Страница ресурсов ASHA

4-летний контрольный список языковых навыков

4-летние языковые вехи относятся к тому, как ребенок может составлять слова для общения с окружающими. Многое зависит от языковых навыков. Вот список языковых достижений 4-летней давности:

  • Длина предложения: 4-летний ребенок должен говорить предложениями, длина которых в среднем составляет около 4 слов. Некоторые из них должны быть предложениями, а некоторые должны быть немного длиннее 4 слов. (Источник: Райс и др., 2010 г.)
    • Нажмите здесь, чтобы просмотреть наши ресурсы по увеличению длины предложения
      .
  • Грамматические маркеры:  Грамматические маркеры — это небольшие слова и окончания слов, которые помогают сделать наши предложения законченными и передать нюансы смысла. 4-летний ребенок должен правильно использовать большинство грамматических маркеров, хотя у него все еще могут быть проблемы с некоторыми развивающимися позже грамматическими маркерами, такими как глагол «быть» (например, «я», «мы»). , и «она») и неправильные формы 3-го лица единственного числа. (Источник: Пол и Алфорд, 19 лет.93)
    .
    • Вот список грамматических маркеров, которые ребенок должен уметь правильно использовать большую часть времени в возрасте 4 лет: настоящее прогрессирующее «-ing», существительные во множественном числе, «in» и «on», притяжательные, глаголы в прошедшем времени, глаголы в 3-м лице единственного числа (например, «he sings») и местоимения.
      .
    • Нажмите здесь, чтобы просмотреть все наши ресурсы для обучения грамматике
      .
  • Вопросы: Дети в возрасте 4 лет должны уметь задавать и отвечать на некоторые вопросы, если не на все типы вопросов. Вот несколько конкретных рекомендаций по навыкам ответов на вопросы для 4-летних детей:
    • Должен быть в состоянии ответить на простые вопросы, такие как «для чего нужно пальто» и «для чего нужен мелок» (Источник: CDC)
    • Должен уметь отвечать на простые вопросы «кто», «что» и «где» (Источник: ASHA)
    • Должен уметь задавать вопросы «почему», «когда» и «как» (Источник: ASHA)
      .
      Нажмите здесь, чтобы просмотреть наши ресурсы по обучению детей задавать вопросы и отвечать на них
      .
  • Словарный запас:  Четырехлетний ребенок уже должен знать много слов и постоянно учить новые слова. Это время активного роста словарного запаса детей. Повторное знакомство с новыми словами может помочь расширить словарный запас ребенка в этом возрасте. Вот несколько вех для словарного запаса в этом возрасте:
    • Должен понимать некоторые цветовые слова (например, «красный», «синий» и «зеленый») (Источник: ASHA)
    • Должен понимать слова, обозначающие некоторые фигуры (например, «круг» и «квадрат») (Источник: ASHA)
    • Должен понимать слова, обозначающие семью (например, «брат» и «бабушка») (Источник: ASHA)
      .
      Нажмите здесь, чтобы просмотреть наши ресурсы по увеличению словарного запаса
      .
  • Следование указаниям:  4-летний ребенок должен быть в состоянии следовать основным двухэтапным указаниям и должен начать следовать некоторым трехэтапным указаниям, особенно если они знакомы или являются частью его обычной жизни. 4-летнему ребенку все еще могут потребоваться повторения или напоминания, чтобы продолжать выполнение задания, особенно если направление ему незнакомо. Они также должны иметь возможность отвечать, когда вы звоните им из другой комнаты. (Источник: АША)
    .
    Щелкните здесь, чтобы просмотреть наши ресурсы, помогающие детям научиться следовать указаниям
    .
  • Грамотность:  Дети в возрасте 4 лет должны проявлять интерес к книгам. Чтение с 4-летним ребенком — один из лучших способов улучшить языковые навыки! В этом возрасте дети должны иметь следующие навыки грамотности:
    • Произносит несколько слов из песни, рассказа или детского стишка (Источник: CDC)
    • Рассказывает, что будет дальше в известной истории (Источник: CDC)
    • Произносит рифмующиеся слова, например «шляпа-кошка» (Источник: ASHA)
      .
      Нажмите здесь, чтобы просмотреть наши ресурсы по обучению дошкольников навыкам чтения

Контрольный список социальных навыков/взаимодействия для 4-летних детей

Еще одним аспектом языковых вех 4-летних детей является то, насколько хорошо они могут взаимодействовать с другими. Вот некоторые вехи, связанные с социальными навыками и взаимодействием.

4-летний ребенок должен уметь:

  • Во время игры притворяться кем-то другим (учителем, супергероем, собакой и т. д.) (Источник: CDC)
  • Попросите пойти поиграть с детьми, если их нет поблизости, например: «Можно мне пойти поиграть с Алексом?» (Источник: CDC)
  • Утешите других, которым больно или грустно, например, обнимите плачущего друга (Источник: CDC)
  • Избегает опасностей, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке (Источник: CDC)
  • Меняет поведение в зависимости от того, где она находится (библиотека или игровая площадка) (Источник: CDC)
  • Говорит по крайней мере об одном событии, произошедшем с ней в течение дня (Источник: CDC)
  • Вступает в более длинные диалоги и предвидит следующую очередь в разговоре (Источник: ASHA)
  • Восстанавливает разговор, когда его не понимают, и исправляет других (Источник: ASHA)

Для получения дополнительных ресурсов по обучению детей социальным навыкам щелкните здесь.

Занятия и идеи для развития языковых навыков у детей:

Если вы ищете терапевтические идеи или домашние занятия для улучшения языковых навыков ребенка, ознакомьтесь с нашей электронной книгой с планами уроков и упражнениями для обучения 39 различным речевым и языковым навыкам. Или ознакомьтесь с нашим курсом помощи детям в изучении синтаксиса и грамматики.

Речевые и языковые упражнения

Планы для 39 наиболее распространенных навыков | $59,99 на TPT

Купить сейчас

Курс синтаксиса и грамматики

2-часовой тренинг с терапевтическими материалами

Купить сейчас

Об авторе: Кэрри Кларк, MA CCC-SLP

Привет, Я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.

Забавный факт: Раньше мне нравилось играть на виолончели в школьном оркестре во время школьных мюзиклов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *