Цифровая образовательная среда: Что такое цифровая образовательная среда и как изменится образование
Что такое цифровая образовательная среда и как изменится образование
Анна Шильникова, руководитель партнёрского направления России и СНГ
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» — это программа, которая облегчит процесс обучения как для учеников, так и для учителей. В школах и вузах появятся платформы для онлайн-обучения, порталы для общения и обмена опытом, а также базы знаний и электронные учебники.
Такая цифровизация образования позволит снизить нагрузку на учеников и учителей, а также сделать учёбу интереснее и удобнее.
Сам процесс цифровизации образования в России начался ещё в девяностых, когда в школах стали появляться компьютеры, а бумажные учебники стали заменять электронными. Затем в нулевых появились прототипы первых образовательных платформ, тестирование на компьютерах, а также электронные дневники.
Сейчас, чтобы ускорить цифровизацию по всей стране, запустили программу цифровой образовательной среды.
Основные задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:
- Сделать качественное образование доступным для учеников даже в самых отдалённых уголках России.
- Провести высокоскоростной интернет и установить современное оборудование во все школы и вузы.
- Внедрить электронные форматы обучения и научить преподавателей создавать курсы, тренинги и видеоролики.
- Автоматизировать отчёты по обучению.
Благодаря проекту, к концу 2024 года в 30 000 школах и вузах России появятся современные компьютеры, мультимедийное и презентационное оборудование, а также ПО для обучения.
Что входит в проект «Цифровая образовательная среда»
Школы и вузы должны обзавестись многим: сайтом, электронными журналами, системой электронного документооборота и так далее.
Один из обязательных пунктов — появление системы онлайн-обучения. С её помощью школьники и студенты смогут учиться дистанционно, а учителя станут тратить меньше времени на рутину. Платформа будут автоматически назначать курсы ученикам и отслеживать, сколько времени они потратили на прохождение, а затем формировать отчёт о выполненных заданиях и направлять их преподавателю.
Что должно быть в учреждении | Какие проблемы решает |
---|---|
Официальный сайт | Позволяет публиковать электронные учебники, рассказывать о предстоящих мероприятиях, достижениях или важных изменениях в работе. |
Электронный журнал | Помогает отслеживать результаты учеников и просматривать домашние задания с любого устройства. |
Система электронного документооборота | Оптимизирует сбор, хранение и обработку документов. |
Система онлайн-обучения (LMS) | Позволяет учиться дистанционно, если ученик не может посещать занятия. Можно следить, какие темы даются ученикам легче, а какие — сложнее. Система будет автоматически собирать отчёт об изученных курсах и отправлять их преподавателю. |
Программа для создания курсов и контента | Даёт возможность создавать задания и тесты в электронном виде и переводить учебные материалы в онлайн-формат. |
Корпоративный портал | Помогает составлять учебные планы, расписание уроков. На портале можно создать библиотеку учебных материалов для преподавателей. |
Эти компоненты помогут разгрузить преподавателей, а также увеличить вовлечённость в обучение, дополнив задания доступными и интересными курсами.
В чём польза проекта
Успехи ребёнка в электронном дневнике. Теперь отговорка «Я потерял дневник» перестанет работать, ведь все успехи и неудачи ученика, домашние задания и расписание занятий будут фиксироваться в онлайн-формате.
Дистанционные занятия. LMS позволяет проводить занятия как для учеников в кабинете, так и для тех, кто по какой-то причине занимается из дома.
Индивидуальный подход к каждому ученику. Преуспевающим ученикам можно назначать более сложные курсы для освоения, а отстающим давать темы, с которыми у них возникают сложности.
Анализ образовательного процесса. LMS помогает отслеживать, насколько хорошо дети усваивают учебную программу, какие темы им были особенно интересны, а какие — нет. Онлайн-тестирование также помогает выявить скрытые таланты в классе.
Например, на платформе iSpring Learn можно отследить, какие материалы ученики уже усвоили, а какие ещё даже не смотрели
Создание собственных электронных учебных материалов. Цифровые технологии позволяют создавать школам собственные электронные учебники, собирая их из нескольких источников. Эта возможность будет особенно актуальна из-за изменений в образовательных программах.
Как iSpring помогает выполнить программу цифровой образовательной среды?
iSpring — это российская компания — разработчик ПО для дистанционного обучения. Более 20 лет мы помогаем вузам, школам и бизнесу оптимизировать обучение, переводить его в дистанционный формат и снижать стресс у учащихся.
За эти годы мы помогли запустить дистанционное обучение более чем в 150 образовательных учреждениях. Среди них есть РУДН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», СПбУТУиЭ, ВАВТ Минэкономразвития России и Первый Медицинский государственный университет имени И. М. Сеченова Минздрава России.
Мы хотим помочь вузам и школам выполнить программу цифровой образовательной среды в России: уменьшить нагрузку на преподавателей, увеличить вовлечённость учащихся и проанализировать успешность обучения. Для этого мы создали:
- платформу для онлайн-обучения iSpring Learn,
- конструктор онлайн-курсов iSpring Suite,
- конструктор электронных учебников и книг iSpring Page.
На платформе iSpring Learn можно организовать обучение для всех учеников школы. Достаточно отправить ученикам ссылки для саморегистрации и проверить корректность заполненных данных.
Инструменты iSpring позволяют выстроить процесс обучения даже неопытным пользователям буквально за несколько часов. Преподаватели, методисты и специалисты по обучению смогут самостоятельно настроить LMS, создать онлайн-курс и перевести учебники в электронный формат.
Открытая оргструктура позволит ученикам познакомиться с ребятами из параллели и их классным руководством
Всё это поможет снизить нагрузку на преподавателей и получать готовые отчёты в несколько кликов. Учителям не придётся часами проверять стопки тетрадей, если ученики будут выполнять задания в телефоне, ведь система онлайн-обучения автоматически сформирует подробный отчёт по пройденным темам и направит их учителю.
Платформа iSpring Learn позволяет отслеживать обученность команды: сколько учеников уже прошли назначенные курсы, а сколько даже не открывали платформу.
Для вузов и школ действует специальная цена. Если вам нужно выполнить программу по созданию цифровой образовательной среды в вашем учреждении, пишите нам. Мы расскажем подробнее, как реализовать проект в вашей организации.
Цифровая образовательная среда – Самарский Региональный Центр для Одаренных Детей
Цифровая образовательная среда – Самарский Региональный Центр для Одаренных Детей
Перейти к содержанию
Основной целью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Материалы с сайта Министерства просвещения Российской Федерации (смотреть)
Федеральный уровень
- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
- Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной цифровой образовательной среды».
- Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»).
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет».
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 «О перечне оборудования».
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 29.05.2020 № Р-48 «Об утверждении методических рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды».
Региональный уровень
- Паспорт региональной составляющей федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Распоряжение Правительства Самарской области №654-р от 04.07.2019г. «О реализации в Самарской области в 2020 — 2022 годах мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях»
Уровень образовательной организации
- Приказ
«Самарский региональный центр
для одаренных детей» © 2016 – 2023
+ 7 (846) 201-10-57
г. Самара, ул. Черемшанская, 70
Вверх
Что такое DLE? | Цифровая среда обучения (DLE)
Наша DLE — это , а не система управления обучением (LMS). Скорее, наш DLE представляет собой федеративную онлайн-среду, которая включает в себя услуги и инструменты, специально объединенные для удовлетворения потребностей преподавания и обучения во всех режимах (т. е. очном, смешанном/гибридном и полностью онлайн). Наша DLE бросает вызов традиционной роли системы управления обучением (LMS) как «платформы» для управления учебными документами, викторинами, видео и т. п. Сместив нашу точку зрения с платформы контента на основе LMS на «цифровую среду», которая создает информацию, с которой мы можем действовать, UW System может затем реализовать многие преимущества совместимого набора услуг и инструментов, которые позволяют нам максимизировать доступ студентов и успех.
На основе работы Брауна, Дехони и Милличапа в их техническом документе EDUCAUSE 2015 года о цифровой среде обучения нового поколения (NGDLE), 1 , пять ключевых характеристик UW System DLE (UWS DLE):
- Доступность и принципы универсального дизайна являются основополагающими, поэтому все учащиеся, независимо от способностей и предпочтений в обучении, могут добиться успеха во всех режимах обучения.
- Предоставляет платформу для поддержки обучения и администрирования аналитика , оценка готовности и обучения, картирование прогресса, консультирование и «ранние оповещения» для инициирования вмешательств для обеспечения успеха учащихся.
- Сотрудничество ожидается, поощряется и поддерживается как внутри учреждения, так и за его пределами.
- Компоненты совместимы ; это означает, что они основаны на стандартах и работают вместе без проблем, а не скрепляются вместе, чтобы сидеть бок о бок.
- Среда ориентирована на учащихся и позволяет получить персонализированный опыт для учащегося в отношении как содержания, так и путей.
Эти пять характеристик стали определяющими факторами при разработке UWS DLE. Результаты проектов по анализу потребностей и сбору требований, проведенных UW System в 2015-2016 гг., хорошо согласуются с концепцией NGLDE. Исследовательская работа UW System показала, что студенты искали стандартизированный способ доступа к инструментам и услугам, которые им необходимы для выполнения курсовой работы, а также возможность легко переходить от курса к курсу — независимо от того, какое учебное заведение предлагало курс. Преподаватели сообщили, что инструменты становятся слишком сложными и громоздкими, и что они требуют более простых способов взаимодействия со студентами в Интернете и предоставления обратной связи в различных формах. Администраторы были разочарованы отсутствием полезных данных, которые могли бы помочь в их работе.
Система UW System DLE (UWS DLE) разработана на фиксированной/гибкой основе, которая обеспечивает фиксированные, согласованные процессы, опыт учащихся и управление данными. UWS DLE обеспечивает гибкость, позволяющую педагогике (а не технологиям) стимулировать внедрение технологий для поддержки институциональных потребностей в преподавании и обучении. Фиксированная/гибкая структура применяется ко всем инструментам и службам в рамках UWS DLE и предоставляет средства для снижения технологических барьеров и барьеров доступа между учреждениями и поддерживает возможность обогащения и дальнейшего развития межучрежденческих концепций.
DLE способствует следующим улучшениям для наших трех групп заинтересованных сторон:
- Инструкторы — расширение сотрудничества и обмен опытом и ресурсами между инструкторами, тем самым сокращая избыточность и стимулируя инновации
- Учащиеся — универсальная ресурсная среда облегчает несопоставимый характер доступа к инструментам и услугам преподавания и обучения, тем самым повышая уровень удержания и улучшая результаты обучения учащихся
- Администрирование — сокращает и стандартизирует инфраструктуру, улучшает поддержку и предоставляет межучрежденческие возможности для общих практик, тем самым высвобождая ресурсы для инноваций в преподавании и обучении
UWS DLE позволяет нам предоставить нашим заинтересованным сторонам — студентам, преподавателям и администрации — среду, необходимую для процветания в любом будущем, которое может развиваться. МЫ, а не поставщики «разрозненных» продуктов и услуг или эксклюзивных групп, являемся «архитекторами», активно проектирующими и создающими UWS DLE и планирующими его будущее. Прочтите «Проектирование цифровой среды обучения для системы Университета Висконсина», чтобы узнать больше.
_________________________________
1 Браун, Малькольм и др. «Цифровая среда обучения следующего поколения: отчет об исследовании». Инициатива «Цифровая среда обучения нового поколения», EDUCAUSE, апрель 2015 г., https://library.educause.edu/~/media/files/library/2015/4/eli3035-pdf.
Введение в цифровую среду обучения
Введение в цифровую среду обучения |
Преимущества | Недостатки |
Доступен онлайн в любом месте- 900 13 благодаря возможностям Интернета доступ к VLE можно получить в учебной среде или дома. I облегчает доступ к информации | Зависит от источника питания/интернета- Хотя информацию легко получить через интернет-источник, для нее действительно нужен интернет. Некоторые пользователи могут не иметь к нему доступа. |
Может быть интерактивным — цифровое обучение дает нам возможность использовать ПК для создания более креативного контента. Например, вы можете создавать викторины и перетаскивать элементы, чтобы вовлечь пользователя в процесс обучения. | Невозможно эффективно запросить — Если учащийся находится вне класса, может быть трудно попросить подсказки у преподавателя. Пользователь может не понять определенный раздел, в котором было бы легче находиться в области обучения и задавать вопросы. |
Репетитор не требуется — этому методу обучения не обязательно преподавать репетитор. Его можно забрать и использовать на досуге пользователей. Иногда это лучше, потому что не каждый пользователь может читать лекции по предмету и воспринимать всю информацию. Если информация хранится для доступа, они могут просматривать ее и учиться в своем собственном темпе. | обратная связь ограничивается викторинами и обзорами продукта и не может быть точно измерена- вместо возможности связаться с пользователем при отметке физической работы. Репетитор получает ограниченную обратную связь по результатам опроса или викторины. |
Можно использовать различные типы носителей — Использование ПК или планшета дает пользователю возможность использовать различные типы носителей. Это могут быть типы изображений, такие как JPEG, PNG и вектор, или могут быть видеоформаты, такие как AVI и MPEG, а также типы аудио, такие как MP3 и WAV. Использование этого типа медиа дает пользователю возможность видеть и делать. Благодаря этому методу VLE пользователь с большей вероятностью запомнит то, что он видел и делал. |