Разное

Сухомлинский василий александрович педагогические идеи: Педагогические идеи в.А. Сухомлинского

Педагогические идеи в.А. Сухомлинского

В
50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой
Отечественной войны, постепенно
возвращалась к мирной жизни, одной из
проблем которой стала школа, поиски
оснований новых педагогических
устремлений. По сравнению с предыдущим
периодом для этого времени характерен
возврат ктрадициям
русской педагогики, основанной на любви,
уважении, свободе личности, на внимании
к ребенку, к его индивидуальным
особенностям и внутреннему миру. Примером
такой новой педагогики явилась концепция
В. А. Сухомлинского, оказавшая
значительное влияние на всю советскую
педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Сухомлинский
Василий Александрович окончив рабфак
и Полтавский пединститут, с 1944 г.
возглавлял Павлышскую среднюю школу в
Кировской области, которая стала
лабораторией для его творческих поисков.
Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным
учителем Украины, Героем Социалистического
Труда СССР. Сухомлинский – педагог
и мыслитель, стоял у истоков движения
учителей-новаторов, возрождения
обновленной педагогики сотрудничества,
восстановления в воспитании приоритета
общечеловеческих ценностей, что нашло
отражение в его работах «Павлышская
средняя школа», «Сердце отдаю детям»,
«Рождение гражданина», «Разговор с
молодым директором», «Три письма о
любви» Сухомлинским написано более 30
книг и 5000 статей, большая часть которых
известна не только на Родине, но и
переведена в Болгарии, Венгрии, Германии,
Китае, Польше, Японии, в других странах.
Сухомлинский одним из первых в советской
педагогике своего времени стал
разрабатывать гуманистические традиции
отечественной и мировой педагогической
мысли. В его работе «Проблемы воспитания
всесторонне развитой личности» он пишет
о том, что «каждый человек уже в годы
детства и особенно в отрочестве и ранней
юности должен постичь счастье полноты
своей духовной жизни, радость труда и
творчества» (Сухомлинский В. А.
Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности // История педагогики в
России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский не
устанавливал четких границ между
различными сторонами воспитания. В
любом деянии он выделял как необходимое
умственное развитие и труд, воспитание
нравственное, эстетическое, экологическое,
изучение и учет индивидуальных и
возрастных особенностей детей,
взаимоотношения семьи и школы,
педагогическое мастерство учителя.

Исходной
точкой педагогического мировоззрения
Сухомлинского была задача воспитания
у ребенка личного отношения к окружающей
действительности, понимание своего
дела и ответственности перед родными,
товарищами и обществом и, что главное,
перед собственной совестью. Василий
Александрович пишет, что задача школы
не просто передать знания, но «открыть
перед каждым, даже перед самым заурядным,
самым трудным в интеллектуальном
развитии питомцем те сферы развития
его духа, где он может достичь вершины,
проявить себя, заявить о своем Я, черпать
силы из источника человеческого
достоинства, чувствовать себя не
обделенным, а духовно богатым» (Там же).
Сферой развития духа является нравственное
воспитание. Воспитание гармонически
развитой личности может быть основано
лишь на коммунистической нравственности,
которая пронизывает все грани человеческой
личности, открывая перед каждым путь к
гражданским, идейным, творческим,
трудовым, эстетическим ценностям.
Современность, как считал Сухомлинский,
развитие советского государства наиболее
обеспечивает развитие гармоничной
личности. Поэтому тезис: «вход в тот
дворец, имя которому – знания,
образованность, приобщение к богатствам
человеческой культуры, мыслился и
переживался как величайшее благо нашего
строя, нашего общества. ..» (Там же. С. 374)
должен стать обязательным для любого
представителя молодого поколения нашей
страны.

Особая
проблема для теории и практики воспитания –
воспитание потребностей. Сложность
заключается в воспитании гармоничного
соотношения всех видов потребностей.
Сухомлинский утверждал, что необходимо
научить понимать «что» именно имеет
право, и в первую очередь – нравственное
право, желать каждый конкретный человек.
Поэтому «воспитание культуры желаний –
один из самых ярких оттенков той сложной
вещи, которую мы называем нравственным
смыслом школьной жизни» (Там же.
С. 374-375). Культура желаний есть обратная
сторона долженствования, то есть человек,
умеющий желать, понимает и чувствует,
что позволительно или непозволительно.
Воспитывая культуру желаний, мы
останавливаем развитие прихотей, которые
унижают человека. В связи с этим,
Сухомлинский пропагандировал правило:
«Воспитание культуры желаний в большей
мере определяется тем, насколько мудрая
гармония устанавливается в жизни
человека между удовлетворением
материальных потребностей и становлением,
развитием, удовлетворением потребностей
духовных» (Там же. С. 375). Проблемой
современной школы, образования и
воспитания, по мнению Сухомлинского
является то, что человек, получивший
хорошее образование не хочет участвовать
в процессе материального труда. Это
есть пережитки старого мира. Наше
общество, как указывает Василий
Александрович, наши учителя и воспитатели
должны понять, что функция образования
изменилась. Образование перестало быть
средством освобождения от труда.
Напротив, сегодня «надо воспитать не
просто готовность – практическую и
нравственную – к этому труду, но и
стремление, желание, влечение посвятить
ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).

Василий
Александрович считал, что в процессе
воспитания значимую роль играют
взаимоотношения учителя и ученика.
Поэтому они должны быть внимательными,
доброжелательными и заинтересованными.
Именно исходя из подобных установок в
школе Сухомлинского стали практиковаться
совместные походы, сочинения и чтение
стихов, слушание «музыки» леса, реки,
полей, воздуха. Например, он писал:
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к
добру, красоте и человечности» (Цит. по:
Лушников А. М. История педагогики.
Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через
подобные моменты формируется драгоценный
опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель
в первую очередь, как считал Сухомлинский,
должен уметь познавать духовный мир
ребенка, понимать в каждом ребенке
«личное». Как писал Сухомлинский: «Нет
в мире ничего сложнее и богаче человеческой
личности» (Там же). И именно к личности
обращен педагог в своей деятельности,
поэтому учитель – это человек, которые
не только овладел теорией педагогики,
он еще и практик, чувствующий ребенка,
он мыслитель, который соединяет теорию
и практику воедино.

Приоритет
в своей педагогической системе
Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали,
нравственному воспитанию, которое
должно базироваться на чувстве
справедливости: «Справедливость –
это основа доверия ребенка к воспитателю»
(Там же). При этом основным методом считал
слово, но не назидательное или подавляющее,
а доброжелательное и располагающее. Он
создал целую теорию слова и его воздействия
на сознание и поведение ребенка. Слово,
по мнению Василия Александровича, должно
быть содержательным, иметь глубокий
смысл, эмоциональное насыщение, должно
быть обращено к конкретному ученику и
отличаться правдивостью. Сухомлинский
называл слово «тончайшим прикосновением
к сердцу», которое способно сделать
человека счастливым и несчастным.
Большинство же – школьных конфликтов
происходит из-за неумения учителей
использовать дар слова или из-за боязни
«закрытых» тем, которые при правильном
подходе могут дать ребенку нравственные
нормы.

Новой
в теории Сухомлинского, вызвавшей
широкий отклик, была идея сближения
школы и семьи, как он это называл –
«содружество семьи и школы». В статье
«Слово к отцам», в других работах автор
пропагандировал идею возвращения
педагогической ответственности в семью.
Он писал, что не только школа воспитывает
и дает образование, но и семья, причем
с первого дня существования ребенка
она выполняет эти же функции. Поэтому
семья .и школа должны развиваться вместе.
Сухомлинский призывал к педагогическому
просвещению не только детей и учителей,
но и родителей. Сухомлинский по этому
вопросу писал: «Совершенствование,
углубление общественного воспитания
означает не умаление, а усиление роли
семьи. Гармоническое, всестороннее
развитие возможно только там, где два
воспитателя – школа и семья – не
только действуют заодно, ставя перед
детьми одни требования, но и являются
единомышленниками, разделяют одни
убеждения, всегда исходят из одних и
тех же принципов, не допускают никогда
расхождений ни в целях, ни в процессе,
ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А.
Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности. С. 377). Семья и школа вместе
должны развивать в ребенке чувство
долга и ответственности, правила жизни
в обществе. Это должно осуществляться
исходя из правила, что подлинное
человеколюбие есть высокая дисциплина
поступков, чувств, мыслей.

Гуманистические
идеи Сухомлинского нашли отклик у
современников и педагогов последующего
поколения. Например, мы можем видеть их
развитие в личностно-ориентированном
подходе в образовании, который получил
развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги
этого направления выступили против
авторитарной педагогики и школы, они
предложили свой подход для преобразования
отечественной школы. Мы можем в данном
случае обратиться к разработкам
В. В. Серикова, В. А. Петровского,
И. С. Якиманской, В. В. Зайцева,
А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской
(См.: Сериков В. В. Личностный подход
в образовании: концепция и технологии.
Волгоград, 1994).

Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского | Статья:

 Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского

 БУ ХМАО-ЮГРЫ  Нижневартовский строительный колледж

Преподаватель Короткова Л.В

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ученика  нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей. Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.
Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности

  1. Воспитание гражданственности
  2. Методика воспитания личности в коллективе
  3. Организация деятельности колледжа
  4. Развитие творчества
  5. Соотношение коллективного и индивидуального воздействия
  6. Организация работы педагогического коллектива колледжа
  7. Нравственность
  8. Долг
  9. Любовь

 На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей  с точки зрения гуманизма. Василий Александрович предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками.    Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами. Основные идеи Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение. Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты. Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности: нравственность; счастье; долг и другие. Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет. Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей. Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе. На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей. Уникальность методик Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.
Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания,  и педагоги России до сих пор живут этими принципами.  

Целостный подход к образованию

Наша школа в Павлыше описывает вдохновляющую работу, проводившуюся в Павлышской средней школе в центральной Украине в 1960-х годах. Для читателей Сухомлинского, учителей и директоров школ, слово «Павлыш» означало творческую мысль, вдохновение и надежду найти ответы на волнующие вопросы. Подняв свою школу из пепла Великой Отечественной войны, Сухомлинский создал систему образования, которая была глубоко укоренена в природной среде и воспитывала такие качества, как любознательность, эмпатия и творчество. Один из тысяч посетителей Павлыша, директор школы из Армении, писал:

‘Я провела всего один день в этой замечательной школе, где так много всего происходит, но приобрела столько же, сколько за четыре года в институте’.

Еще один заезжий директор написал:

‘СШ им. Павлыша надо переименовать в университет! Мы говорим об этом вполне ответственно: здесь чувство удивления и восхищения охватывает любого, кто хоть немного любит детей и школу».

Ученики, поступившие в школу Сухомлинского, стали частью динамичного образовательного сообщества, в котором учителя, родители, члены сообщества и сами ученики принимали участие в обучении друг друга. После школы действовали десятки кружков, большинство из которых посещали дети разного возраста, а старшие дети играли значительную роль в воспитании младших. Эти неформальные внеклассные мероприятия были чрезвычайно важны для развития талантов детей, повышения их самооценки и создания экспериментальной основы для формального обучения. В этой среде студенты стали автономными, учащимися на протяжении всей жизни.

Хотя Сухомлинский работал в Советской Украине, многие его опасения универсальны и актуальны для нас и сегодня. Темы, рассматриваемые в книге, включают:

• Осуществление профессионального развития учителей посредством долгосрочного наставничества и регулярных обсуждений с персоналом.
• Сосредоточение внимания на понимании психологии каждого отдельного учащегося и соответствующей корректировке образовательных методик.
• Обеспечение оптимального здоровья учащихся, чтобы обеспечить основу для всех других областей развития. Это было сделано посредством комплексного медицинского осмотра, включая проверку зрения и слуха; через общение с семьями; и сделать здоровье учащихся приоритетом номер один на протяжении всех лет обучения.
• Обучение учащихся стойкости и самодисциплине путем практического обучения выполнению распорядка дня, поддержания связи с семьями и постановки соответствующих сложных задач.
• Мотивация учащихся к учебе с помощью эмоций удивления и волнения, часто путем выведения учащихся на природу. Предоставление личного опыта как основы для развития речи и мышления (постепенный переход от конкретного к абстрактному).
• Обучение учащихся бережному отношению к окружающей среде и ответственным гражданам посредством практических мероприятий на свежем воздухе.
• Воспитание эмпатии и поддерживающих отношений между учащимися через личный пример и групповую деятельность.
• Снижение административной нагрузки, чтобы у преподавателей было достаточно свободного времени для отдыха, чтения и развития своих знаний.
• Использование внеклассных мероприятий и репетиторства для разновозрастных детей для содействия интеллектуальному и профессиональному развитию.
• Проведение обширных родительских программ для родителей в его школе, как способ объединения усилий школы и семьи. Занятия проводились два раза в месяц в группах в зависимости от возраста детей родителей и предлагали углубленные знания о развитии ребенка. Они также дали рекомендации родителям по диете и распорядку дня.

Подход Сухомлинского по-прежнему может вдохновлять педагогов двадцать первого века, когда мы сталкиваемся с проблемами антропоцена. Этот новый перевод является прекрасным дополнением к более раннему переводу Алана Кокерилла книги Сухомлинского «Мое сердце, которое я отдаю детям».

5 Интересные факты о книге:

1. Книги Сухомлинского прочитали миллионы педагогов по всему миру, но он остается относительно неизвестным в англоязычных странах. Эта книга никогда ранее не переводилась на английский язык. Перевод Алана Кокерилла является частью долгосрочной стратегии, направленной на то, чтобы сделать ключевые работы Сухомлинского доступными для англоязычных педагогов, поскольку мы верим, что целостный подход Сухомлинского очень актуален для наших текущих проблем.

2. Система образования, разработанная Сухомлинским в его комбинированной начальной и средней школе, была глубоко укоренена в природной среде. Студенты проводили много времени на свежем воздухе, наблюдая за природой и творчески взаимодействуя с ней. Сухомлинский и его сотрудники учили своих студентов быть ответственными хранителями окружающей среды, сажать деревья, защищать от эрозии, улучшать плодородие почвы и защищать растительность и дикую природу. За двадцать лет учащиеся Сухомлинского училища полностью преобразили территорию в 40 гектаров вокруг школы, сделав ее местом необыкновенной красоты.

3. Главным приоритетом Сухомлинского в воспитании своих учеников было их физическое и психическое здоровье. Отличное здоровье и жизненная сила послужили основой для любого личностного роста. За два года до поступления в школу проводились комплексные медицинские осмотры учащихся, а также поддерживались тесные контакты с семьями на протяжении всего обучения ребенка. Каждое мероприятие в школе, академическое или внеклассное, было организовано с учетом здоровья учащихся. (Например, самые интеллектуальные предметы, такие как математика, грамматика и естественные науки, были запрограммированы на раннее утро.) Психическое здоровье поддерживалось за счет развития поддерживающих отношений со сверстниками, а также за счет развития самодисциплины и здорового образа жизни.

4. Сухомлинский и его сотрудники проводили обширные родительские программы для родителей в своей школе, чтобы объединить усилия школы и семьи. Занятия проводились два раза в месяц в группах в зависимости от возраста детей родителей и предлагали углубленные знания о развитии ребенка. Они также дали рекомендации родителям по диете и распорядку дня.

5. Ключевой чертой подхода Сухомлинского к образованию было сознательное воспитание личностного качества эмпатии. Студентов учили читать по глазам и языку тела людей, а также оказывать друг другу взаимную поддержку. Их учили заботиться о растениях и животных и проявлять доброту к друзьям, семье и членам сообщества.

Об авторе:

Василий Сухомлинский (1918-1970) был директором комбинированной начальной и средней школы в украинском селе Павлыш с 1948 года до своей смерти в 1970 году. Вместе со своим преданным персоналом он создал целостную систему образования, которое затрагивало несколько аспектов развития ребенка: физическое, эмоциональное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и профессиональное. Сухомлинский много писал о своем опыте, и его вдохновляющие письма привлекли в его школу тысячи посетителей. Его работы переведены более чем на пятьдесят языков и прочитаны миллионами педагогов.

О переводчике:

Алан Кокерилл — преподаватель, переводчик и исследователь. Его докторское исследование образовательного наследия Василия Сухомлинского включало десятимесячное обучение в Москве в 1987 и 1988 годах, а также посещение школы Сухомлинского в Украине в 2009 году. две наиболее значимые работы Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» и «Наша школа в Павлыше: целостный подход к образованию». Он появился в программе ABC «Беседы», рассказывая о Сухомлинском с Ричардом Фидлером:

Название: Наша школа в Павлишу: целостный подход к образованию

Название автора: Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky

ISBN-10: 0648580040

: 0648580040

: 0648580040

9002 : 0648580040

ISBN-10: 0648580040

. Австралия, EJR Издание: 2021

Переплет: Мягкая обложка

Состояние книги: Новый

Кг: 1,00 кг

Тип: Книга

Категории:
Образование, Преподавание, Преподавание

Идентификатор продавца: 9780648580041

V.

A. A. Sukhomlinsky по образовательным идеям в современном образовательном процессе

E. A. Goliusova

Студент преподавательского факультета.

Белгород

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность педагогической системы В. А. Сухомлинского, ее основные положения и аспекты.

Ключевые слова: педагогическая система, воспитание, нравственность, воспитание, личность, средства обучения, методы, идеи, ценности.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог-новатор, писатель, основоположник народной педагогики. Он оказал значительное влияние на русскую педагогику в послевоенный период. Вернувшись к мирной жизни, люди столкнулись со многими проблемами. Война нанесла существенный удар по всем сферам жизни и, естественно, привела к падению уровня образования. 1950-е и 1960-е годы характеризовались возвратом к традициям русской педагогики, построенной на внимании к ребенку, нравственности, любви, патриотизме и уважении. Концепция В. А. Сухомлинского является образцом такой педагогики, дополнившей педагогическую науку ХХ века [1].

Василий Александрович Сухомлинский был выдающимся педагогом своего времени, внесшим большой вклад в педагогику. Экспериментальным полигоном для его педагогических открытий стала Павлышевская школа, где он проработал 23 года.

Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатый, неповторимый опыт в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

Основные проблемы воспитания детей разного возраста В. А. Сухомлинский подробно изложил в следующих произведениях: «Сердце отдаю детям» (1969 г.), «Письма к сыну» (1977 г.), «Рождение гражданина» (1970 г.). ). В произведениях ярко описано, как Василий Александрович решал задачи развития, формирования и воспитания, обучения и воспитания детей в единстве с потребностями общества.

Педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, была направлена ​​на воспитание всесторонне развитой личности. Среди составляющих этого процесса В. А. Сухомлинский называет умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание [4].

Педагогическая система В. А. Сухомлинского основана на принципах уважения личности ребенка, гуманизма, натуроподобия, творческой активности, единого коллектива педагогов и учащихся.

Идеи и методы воспитания В. А. Сухомлинского, несомненно, актуальны. Особенно в развитии нравственных качеств личности, ведь именно нравственная сфера «в педагогике В. А. Сухомлинского» является стержнем. В настоящее время усиливается роль нравственного воспитания, и согласно «Закону об образовании» и «Федеральному государственному стандарту общего образования» первостепенное значение имеют развитие духовных качеств и социализация воспитанников. Общество и государство прилагают все усилия для воспитания ответственного, духовно-нравственного, грамотного и активного гражданина России.

В книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский изложил сущность процесса нравственного воспитания. «Суть процесса нравственного воспитания состоит в том, что нравственные, политические представления становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения» [1].

Это идеи В. А. Сухомлинского, которые в современных условиях развития школы приобретают особое значение: создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; формирование специализированной подготовки; реализация в учебном процессе метода проектов, сочетающего самостоятельную деятельность учащихся, их активность, творческий поиск; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; Идея постепенности, последовательности в вопросах образования и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж. Ж. Руссо, пронизывает все компоненты педагогики В. А. Сухомлинского, последовавшего его совету: «Пусть в детях созревает детство».

Основным предметом в современной школе, как и в школе В. А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет вам понять человеческую психологию, факторы, определяющие поведение людей и отношения.

Для достижения эффективности обучения Сухомлинским В.А. разработана и внедрена система развивающего обучения, в основе которой лежат гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. А. являются: природа, книга, сказка, произведение [3].

В воспитании детского коллектива воспитатель использовала гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личного примера, этической беседы, дискуссии, методы самопознания, самовоспитания [5].

Очевидно, что все основные нравственные ценности и идеалы продолжают быть востребованными в современных условиях, поэтому, организуя систему нравственного воспитания, современные педагоги используют в этом вопросе богатый опыт советской педагогической мысли, в частности, прибегают к к произведениям В. А. Сухомлинского.

Подводя итоги, можно сказать, что первоочередной задачей школы является формирование нравственной, ценностной сферы жизни общеобразовательного учреждения в целом, так и отдельно каждой личности. Педагогическая система, разработанная В. А. Сухомлинским, в свое время обогатила педагогическую науку новаторскими идеями, внесла вклад в теорию и практику образования и воспитания. Идеи, предложенные когда-то учителем, остаются значимыми и используются на современном этапе развития педагогической мысли и практики.

Справочная информация:

1. Биография Василия Сухомлинского // Василий Сухомлинский. — URL.: http://nado.znate. ru/Сухомлинский Василий Александрович

2. Динчек Н. П. Линия жизни учителя, директора школы, ученого В. А. Сухомлинского // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3.

3. Лабичана М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974.

4. Мухина М.И. Педагогика гуманизма В.А.М.,1994.

5. Помелов В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *