Разное

Стиль воспитания в семье: Стили воспитания | ЧОКНБ

Содержание

Стили воспитания | ЧОКНБ

Профессиональная наркологическая помощь при алкоголизме, наркомании,
токсикомании, табакокурении, игровой зависимости

 

Стиль семейного воспитания — 

это способ воспитания родителей своего ребенка, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

В современной психологии существуют 6 стилей семейного воспитания; гипоопека, гиперопека, непоследовательный стиль, по типу эмоционального отвержения, демократический, или гармоничный, авторитарный. Каждый из этих стилей оказывает разное влияние на психику и формирование личности ребенка.

 

Авторитарный стиль 

При таком стиле воспитания родители осуществляют строгий контроль за жизнедяетельностью ребенка. Контролируются желания, потребности, интересы, круг общения. При, таком стиле семейного воспитания родители используют физические наказания, принуждения, запреты. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок рос послушным и исполнительными. Дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, что сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Здесь возможна невротизация, соматические проблемы на фоне психологических переживаний, такие дети вырастают робкими, неуверенными в себе, неспособными постоять за себя, либо агрессивными, конфликтными. У таких детей затруднена социальная адаптация, появляются трудности в межличностном общении.

В подростковом возрасте, при авторитарном стиле семейного воспитания, возможен бунт со стороны ребенка, уходы их дома, враждебное отношение к окружающим. Такие подростки часто занимают оппозиционное отношение ко взрослым, демонстрируют протестные реакции.

 

Гипоопека (попустительский стиль)

При, таком стиле воспитания ребенок предоставлен сам себе, на него не обращают особого внимания. Воспитание строится на вседозволенности и низкой дисциплине. Для родителей с попустительским стилем воспитания характерна неспособность или нежелание руководить ребенком. При таком стиле семейного воспитания родители практически не осуществляют контроль за ребенком. Ребенок растет в ситуации безнадзорности и вседозволенности. Такие дети часто попадают в плохие компании, где и происходят первые пробы психоактивных веществ и правонарушения. Таким детям сложно разобраться, что такое хорошо и что, такое плохо. Привыкшие жить в ситуации бесконтрольности и вседозволенности, у таких детей отмечаются нарушения в поведении, что приводит к затруднению адаптации в социуме.

 

Гиперопека

При таком стиле семейного воспитания родители черезмерно опекают ребенка, лишая его самостоятельности и тем самым  замедляют личностное и интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте родители не признают взросление и продолжают опекать «взрослого ребенка». Такой ребенок лишен самостоятельности, не способен самостоятельно принимать решения, неуверен в себе, зависим от чужого мнения, тревожен. Такие дети всегда будут бояться сделать что то не так, ошибиться. При таком стиле семейного воспитания родители подавляют волю ребенка, его познавательную активность, инициативность. Воспитывают покорность, безволие, зависимость от чужого мнения. В подростковом возрасте ребенок захочет освободится от черезмерной опеки захочет иметь свое личное пространство. Здесь возможно проявление агрессии, обмана, как средство защиты от родительского контроля, что может привести к конфликтам и отчуждению.

 

Семейное воспитание по типу эмоционального отвержении

Здесь родители не принимают своего ребенка, демонстрируют безразличие  к нему. Родители не интересуются духовным миром ребенка,  его делами, избегают общения с ним. Родители живут своей жизнью – ребенок своей.

При, таком стиле ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, не имеет семейной поддержки. У таких детей часто бывает сниженное настроение, пропадает желание общаться, возможно формирование агрессивного отношения к людям. У подростков могут появляться суицидальные мысли.

 

Непоследовательный тип семейного воспитания

Этот стиль характеризуется отсутствием последовательности в системе воспитания.

Здесь отсутствуют четкие требования к ребенку, на почве разногласий между родителями в выборе дозволенного и не дозволенного для ребенка, в выборе воспитательных воздействий между родителями. Например – бабушка разрешает то, что в родительской семье делать нельзя, или папа разрешает делать то,  что мама категорически запрещает.

 Это нарушает социально – психологическую дезадаптацию у ребенка. Ребенку сложно маневрировать между требованием родителей, что может способствовать возникновению невротических реакций у ребенка, агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе и формированию социально – психологической дезадаптации. При, таком стиле у ребенка отсутствует стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Нет четких , конкретных ориентиров в оценках и  поведении. Такой стиль семейного воспитания формирует неуправляемую, импульсивную, неуверенную в себе, тревожную личность.

 

Гармоничный стиль семейного воспитания, или демократический

Здесь учитываются интересы, способности ребенка. Воспитание построено на обсуждении, рекомендациях и учете желаний и потребностей ребенка. Родители поощеряют любознательность, самостоятельность, осмысленное поведение ребенка. Помогаю ему разобраться в вопросах, которые его интересую. Отношения строятся на доверии  и уважении к ребенку, на компромиссах и эмоциональном принятии своего ребенка, при этом родители последовательны в воспитании, требовательны в соблюдении дисциплины. Отношения между родителями и детьми строятся на проявлении теплых чувств, заботы и поддержки.

Ребенок вырастает ответственным за свои поступки, инициативным, умеющим рассуждать, с чувством собственного достоинства. Такие дети, как правило, хорошо учатся, имеют собственное мнение, независимы от  оценок других людей. Семья дает детям хороший ресурс, дети знаю, что родители всегда окажут помощь. При таком стиле семейного воспитания формируется адаптивная, гармоничная личность.

 

Мед.психолог Т. А. Кашникова

 

Стили семейного воспитания

 

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стиль семейного воспитания— это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

 

 

Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

 

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Подростки часто имеют проблемы с законом.

Хаотический стиль семейного воспитания

 

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

4 типа стилей воспитания и их влияние на ребенка

| Теория стилей воспитания Дайаны Баумринд | Статистика | Определение и воздействие на детей | Самый эффективный стиль воспитания | Природа против воспитания | Другие стили воспитания | Инфографика |

Какие существуют 4 типа стилей воспитания?

В психологии обычно используются 4 стиля воспитания: авторитетный стиль воспитания, авторитарный стиль воспитания, снисходительный стиль воспитания и пренебрежительный стиль воспитания.

Они основаны на работе психолога развития Дайаны Баумринд из Калифорнийского университета в Беркли в 1960-х годах. Маккоби и Мартин также внесли свой вклад, уточнив модель в 1980-х годах.

Четыре типа стилей воспитания также известны как:

  • Авторитетное воспитание (демократический)
  • Авторитарное воспитание (дисциплинарное)
  • Снисходительное воспитание (снисходительное)
  • Пренебрежительное отношение к воспитанию детей (не вовлечённое)

Теория стилей воспитания Дианы Бомринд

Бомринд заметила, что дошкольники демонстрируют совершенно разные типы поведения. Каждый тип поведения был тесно связан с определенным типом воспитания.

Теория Баумринда утверждает, что существует тесная связь между типом стиля воспитания и поведением детей. Разные стили воспитания могут привести к разным результатам в развитии ребенка и его результатам.

Основываясь на обширных наблюдениях, интервью и анализе, она первоначально определила три стиля воспитания: авторитарное воспитание, авторитарное воспитание и снисходительное воспитание ​1​ .

кредит: wikipedia.com

Хотя Дайана Баумринд известна своей работой по классификации стилей воспитания, Маккоби и Мартин (1983) были теми, кто расширил эту модель трех стилей воспитания, используя двумерную структуру ​2​ .

Они добавили четвертый стиль и расширили разрешающий стиль воспитания Баумринда на два различных типа воспитания: разрешающий стиль (также известный как снисходительный стиль воспитания) и пренебрежительный стиль воспитания (также известный как невовлеченный стиль воспитания).

Эти четыре стиля воспитания иногда называют стилями воспитания Дианы Баумринд или стилями воспитания Маккоби и Мартина .

В США примерно 46% родителей используют авторитарный стиль воспитания, 26% авторитарный стиль воспитания, 18% разрешительный стиль воспитания и 10% пренебрежительный стиль воспитания ​3​ .

Распределение среди населения относительно стабильно, за исключением того, что родители европейско-американского происхождения примерно на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля. Для сравнения, родители азиатско-американского происхождения на 2% чаще придерживаются авторитарного стиля.

Определение стилей воспитания и их влияние на поведение детей

Стили воспитания классифицируются по двум параметрам поведения и стилей воспитания:

Требовательность относится к степени, в которой родители контролируют поведение своего ребенка или требуют от него зрелости.

Отзывчивость относится к степени, в которой родители принимают и чувствительны к эмоциональным потребностям и потребностям развития своих детей.

Вот влияние стилей воспитания на развитие ребенка.

1. Авторитетное воспитание

Высокая требовательность. Высокая отзывчивость.

Авторитетные родители возлагают большие надежды на достижения и зрелость, но они также сердечны и отзывчивы ​4​ .

Эти родители устанавливают правила и обеспечивают соблюдение границ, проводя открытые обсуждения, предоставляя рекомендации и аргументируя.

Эти родители аргументируют и объясняют свои действия своим детям. Объяснения дают детям чувство осведомленности и учат их ценностям, морали и целям.

Их дисциплинарные методы конфронтационные​5​, т. е. аргументированные, договорные, ориентированные на результат и связанные с регулированием поведения, а не с принуждением.

Авторитетные родители ласковы и благосклонны. Они уважают автономию своих детей, предоставляют им много свободы и поощряют независимость.

Они также обеспечивают двустороннюю связь. Этот стиль воспитания также известен как демократический стиль воспитания ​6​ .

Дети авторитетных родителей дорожат .

Согласно исследованию стилей воспитания, проведенному Баумриндом, дети авторитетных родителей, как правило, выглядят счастливыми и довольными.

  • Более независимы
  • Активнее ​8​ .
  • Достичь более высокой успеваемости ​8–10​ .
  • Развить хорошую самооценку ​11​ .
  • Взаимодействуйте со сверстниками, используя компетентные социальные навыки ​12​ .
  • Лучшее психическое здоровье — меньше депрессии, беспокойства, попыток самоубийства, правонарушений, употребления алкоголя и наркотиков ​13–15​ .
  • Проявите менее склонность к насилию ​16​ .
  • Надежно прикреплены.
  • Иметь хорошие отношения между родителями и детьми.
  • 2. Авторитарное воспитание

    Высокая требовательность. Низкая отзывчивость.

    Высокий уровень родительского контроля и низкий уровень родительской отзывчивости — две характеристики авторитарного стиля.

    Хотя авторитарное воспитание и авторитетный стиль воспитания имеют схожие названия, у них есть несколько важных различий в убеждениях, требованиях и подходах воспитания.

    В то время как оба стиля воспитания требуют высоких стандартов, авторитарные родители требуют слепого послушания, используя такие причины, как «, потому что я так сказал ». Они позволяют только одностороннее общение через строгие правила и приказы. Любые попытки урезонить их расцениваются как ответная реакция.

    Авторитарный родитель — дисциплинирующий родитель.

    Они считают себя авторитетными фигурами.

    Они применяют суровую дисциплину и часто применяют суровые наказания, такие как телесные наказания, как способ получить контроль над поведением. Их дисциплинарные стили являются принудительными ​5​ , т. е. произвольными, безапелляционными, властными и связанными с обозначением статусных различий.

    Авторитарные родители не реагируют на потребности своего ребенка и, как правило, не заботятся о нем. Обычно они оправдывают жестокое обращение, чтобы закалить своих детей.

    Дети, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания, могут быть

    • Несчастливыми.
    • Будьте менее независимыми.
    • Выглядит неуверенно.
    • Обладают низкой самооценкой.
    • Демонстрировать больше поведенческих проблем или проблем с поведением ​17​ .
    • Больше истерик.
    • Хуже в учебе.
    • Имеют более низкую социальную компетентность.
    • Быть более склонным к интернализации поведения и психическим проблемам ​18​ .
    • Повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами ​19​ .
    • Имеют худшие навыки выживания ​20​ .

    3. Попустительское воспитание (снисходительное или снисходительное воспитание)

    Низкая требовательность. Высокая отзывчивость

    Снисходительные родители, также известные как пассивные родители, устанавливают очень мало родительских правил и границ и неохотно соблюдают правила.

    Эти снисходительные родители приветливы и снисходительны, но они не любят отказывать или разочаровывать своих детей. Они практикуют пассивное воспитание.

    Дети снисходительных родителей, как правило, имеют худшие результаты:

    • Не могут следовать четким правилам.
    • Ухудшился самоконтроль.
    • Обладают эгоцентричными наклонностями.
    • Столкнетесь с большим количеством проблем в отношениях и социальных взаимодействиях.

    4. Пренебрежительное отношение к воспитанию (невовлеченное или невнимательное воспитание)

    Низкая требовательность. Низкая отзывчивость.

    Нерадивые родители не устанавливают жестких границ и высоких стандартов.

    Они безразличны к потребностям своих детей и не участвуют в их жизни.

    У этих невовлеченных родителей могут быть проблемы с психикой, такие как депрессия, физическое насилие или отсутствие заботы о детях, когда они были детьми.

    Дети нерадивых родителей:

    • Они более импульсивны.
    • Не может саморегулировать эмоции.
    • Столкнитесь с большим количеством делинквентного поведения и проблем с зависимостью.
    • Больше проблем с психикой — например, суицидальное поведение у подростков.

    Какой стиль воспитания наиболее эффективен?

    Десятилетия исследований в области воспитания детей показывают, что авторитетное воспитание постоянно связано с лучшими результатами у детей.

    Авторитетный стиль воспитания считается психологами и психиатрами лучшим стилем воспитания.

    Данная классификация стилей воспитания детей изучается более 25 лет в разных странах.

    Результаты обычно соответствуют ожиданиям для каждого стиля воспитания.

    Однако несоответствия и исключения в некоторых областях остаются.

    Вот несколько важных факторов, которые также могут играть роль в определении того, каким вырастет ребенок.

    Культурные и этнические различия

    Некоторые исследования показали, что авторитетный стиль не всегда связан с лучшими школьными достижениями в семьях с разными этническими (например, азиатами, чернокожими, латиноамериканцами) и социально-экономическим статусом (например, уровнем дохода, образование родителей, число активных родителей) ​21​ .

    Например, в ходе одного исследования исследователи обнаружили, что афроамериканские учащиеся с авторитетными родителями, но без поддержки сверстников, не добивались лучших результатов в учебе.

    Что касается азиатско-американских учащихся, согласно некоторым исследованиям, они лучше успевали в школе, когда у них были авторитарные родители и поддержка сверстников ​22​ .

    Исследование, проведенное в Испании, показало, что как снисходительный, так и авторитетный стиль воспитания связаны с положительными результатами ​23​ .

    Темперамент ребенка

    Собственное поведение детей может повлиять на выбор родителей и на результаты.

    Например, дети с более чувствительным темпераментом могут восприниматься как трудные, что заставляет родителей менять свой стиль воспитания в сторону более авторитарного.

    В исследовании также было обнаружено, что некоторые аспекты детского поведения, такие как общительное и агрессивное поведение, лучше коррелируют с темпераментом ребенка, чем со стилем воспитания их родителей.

    Похоже, стиль воспитания — не единственный определяющий фактор в результатах ребенка.

    Различия в социальном контексте и детских темпераментах также могут иметь значение.

    Но стоит отметить, что, несмотря на широкую огласку, не все результаты этих исследований были успешно воспроизведены другими исследователями.

    Кроме того, эти результаты также не соответствуют другим типам результатов, таким как поведение или проблемы с психическим здоровьем.

    Например, в то время как некоторые исследования показали, что использование авторитарного воспитания в китайско-американском населении было связано с лучшими академическими результатами ​24​ , другие обнаружили, что авторитарное воспитание лучше всего предсказывает успеваемость в школе ​25​ .

    На сегодняшний день ни одно исследование не опровергло окончательно преимущества авторитарного воспитания, в то время как многие другие постоянно демонстрировали его преимущества.

    Стили воспитания и конкретные методы воспитания

    Еще одним компонентом, который может повлиять на результат, является различие между стилем воспитания и практикой воспитания.

    Стиль воспитания – это эмоциональный климат и контроль, в которых родители воспитывают своих детей.

    Практика воспитания – это особые действия, которые родители применяют в своем воспитании.

    Даже родители с одним и тем же стилем воспитания могут выбирать разные способы или разные подходы к внедрению конкретных видов практики воспитания детей, которые повлияют на степени исходов.

    Ограничения и критика исследований по воспитанию детей

    При интерпретации результатов исследований по воспитанию важно отметить, что большинство этих исследований по воспитанию детей находят только связи между стилями воспитания и результатами.

    То есть результаты только корреляция и не причинно-следственная связь .

    Например, у теплых и отзывчивых родителей дети, как правило, менее склонны к поведенческим проблемам. Возникает соблазн сказать, что, таким образом, теплые и отзывчивые родители приводят к лучшему поведению детей.

    Но вы можете легко перевернуть это и сказать, что дети, которые ведут себя хорошо, заставляют своих родителей быть более теплыми и отзывчивыми.

    У разных детей разные темпераменты, и они, в свою очередь, могут влиять на поведение родителей.

    Это исследование воспитания не говорит нам, какая из них является правильной причинно-следственной связью.

    Так почему же большинство психологов и экспертов по-прежнему рекомендуют авторитетный стиль воспитания?

    Одна из причин заключается в том, что существует огромное количество исследований, последовательно демонстрирующих эти связи, включая лонгитюдные исследования ​26​ и связанные с вмешательством ​27​ .

    При выборе стиля воспитания родители должны учитывать свои цели воспитания и тип родителя, которым они хотят быть.

    Конечной целью большинства родителей является воспитать здорового, счастливого, доброго и ответственного человека, который будет любить их и их семью, когда они вырастут. И они также хотят наслаждаться родительским опытом.

    Трудно представить, что, будучи холодным и строгим (авторитарным), холодным и равнодушным (пренебрежительным) или теплым и снисходительным (снисходительным), можно достичь всех этих целей.

    Какой стиль воспитания наиболее популярен в современной Америке?

    Из четырех стилей воспитания Баумринда авторитетный стиль воспитания наиболее популярен в современном американском обществе.

    См. также: Воспитание Монтессори

    Природа против. Воспитание

    Природа против воспитания — один из старейших споров в истории психологии. Какой из них важнее?

    Недавнее исследование Квинслендского института мозга и Амстердамского университета VU разрешило споры о природе и воспитании. Было собрано и проанализировано 14,5 миллионов пар близнецов почти из каждого исследования близнецов, когда-либо проводившегося за последние 50 лет.0033 ​28​ .

    Исследователи обнаружили, что на поведение и черты характера человека примерно одинаково влияют генетика (природа) и окружающая среда (воспитание).

    Воспитание детей – одна из самых важных составляющих среды, в которой ребенок находится с рождения. Влияние хорошего воспитания на ребенка является значительным и неоспоримым.

    См. также: В каком возрасте лучше всего терять родителей , Воспитание детей

    Другие стили воспитания

    В последние годы появилось несколько новых форм воспитания, и эти идеи прекрасно описывают сегодняшние стили воспитания. Это некоторые из самых популярных общих стилей воспитания в Соединенных Штатах сегодня.

    Воспитание с привязанностью

    Воспитание с привязанностью — это стиль воспитания, направленный на оперативное удовлетворение эмоциональных потребностей младенцев посредством тесного физического контакта и эмоциональной настройки.

    Родители создают позитивную, теплую и безопасную среду, в которой их дети могут развивать доверие и близость. Они также дают своему ребенку достаточно времени, чтобы чувствовать себя комфортно и знакомиться с миром.

    В 1993 году книга Уильяма Сирса о воспитании детей с привязанностью популяризировала этот стиль воспитания. Методы воспитания, которые он рекомендует, основаны на теории привязанности, разработанной психиатром Джоном Боулби.

    В парадигме стиля воспитания Баумринда воспитание привязанности делает упор на отзывчивость. Поскольку в нем основное внимание уделяется ранним годам жизни ребенка, в нем нет упоминаний о требованиях родителей.

    У детей с отзывчивыми родителями, как правило, ​29​  

    • Более высокая когнитивная компетентность
    • Лучшее общение
    • Более здоровое социально-эмоциональное развитие

    Позитивное воспитание

    Позитивное воспитание направлено на позитивное развитие детей. Акцент делается на том, что ребенок делает правильно, а не на том, что он делает неправильно.

    Позитивная дисциплина не включает шлепки, крики или другие формы негативной дисциплины. Вместо этого позитивные родители используют положительное подкрепление и тайм-ауты, чтобы научить детей просоциальному поведению.

    Мягкое воспитание

    Мягкое воспитание характеризуется добротой, сочувствием и уважением к детям. Этот стиль противоположен авторитарному воспитанию, предполагающему строгие правила и наказания.

    Вместо того, чтобы наказывать своих детей, мягкие родители дисциплинируют их, позволяя им испытать естественные последствия своих действий и помогая им найти решения.

    Этот стиль воспитания также отличается от разрешающего воспитания, при котором у родителей мало правил или они не соблюдают их.

    Воспитание на вертолете

    Воспитание на вертолете — это термин, используемый для описания чрезмерной защиты и постоянного участия родителей в своих детях.

    Родитель-вертолет парит над своим ребенком, наблюдает и контролирует каждый аспект его жизни и вмешивается, когда возникает проблема. Они, как правило, контролируют окружающую среду и действия, в которых участвует ребенок, заставляя их соответствовать ожиданиям родителей и в то же время лишая их возможности учиться чему-то самостоятельно.

    Такой стиль воспитания часто мешает развитию ребенка и приводит к негативным результатам.

    Этот стиль воспитания не подходит ни под одну из категорий Баумринда.

    Родители-вертолетчики обычно нечувствительны к эмоциональным потребностям своего ребенка. Когда ребенок не оправдывает своих высоких ожиданий, эти родители бросаются ему на помощь. Поэтому такой стиль воспитания близок к авторитарному.

    Дети, воспитанные чрезмерной заботой о детях, как правило, имеют

    • Низкая самооценка ​30​
    • Страх неудачи
    • Повышенная вероятность развития таких расстройств, как тревога, депрессия и злоупотребление наркотиками ​31​
    • Плохие навыки преодоления стресса ​32​
    • Менее независимый

    Воспитание тигра

    Воспитание тигра — это строгий стиль воспитания. Утверждается, что это распространенный стиль воспитания среди китайско-американских семей, но исследования доказали обратное ​33​ .

    Характеризуется очень строгим и суровым сводом правил и норм.

    Родители-тигры создают очень жесткую среду, в которой у детей очень мало свободы или выбора. Эмоциональное насилие, такое как стыд и оскорбление, часто используется, чтобы заставить детей подчиниться.

    Стиль воспитания тигра является примером авторитарного стиля воспитания.

    У детей, воспитанных родителями-тиграми, более вероятно:

    • Более низкая успеваемость
    • Меньше чувства семейного долга
    • Другие симптомы депрессии

    Воспитание на свободном выгуле

    Воспитание на свободном выгуле — это практика, позволяющая детям быть более независимыми, чем это позволяет традиционное воспитание. Это полная противоположность вертолетному воспитанию.

    Родители, живущие на свободном выгуле, позволяют детям принимать решения и развивают сильное чувство ответственности за собственную жизнь. В домашнем хозяйстве на свободном выгуле меньше контроля, меньше надзора и больше свободы.

    Дети могут исследовать окружающую среду и стать независимыми взрослыми. Они делают выбор и учатся на последствиях своего выбора.

    Этот стиль воспитания подчеркивает право ребенка на принятие решений и был описан как естественный стиль воспитания, который подчеркивает самоуправление и уважение к потребностям ребенка.

    В Соединенных Штатах таких родителей иногда обвиняют в безнадзорности, хотя определение безнадзорности достаточно расплывчато.

    Согласно классификации родителей Баумринда, пренебрежительные родители холодны и невосприимчивы, у них нет никаких требований или ожиданий от своих детей.

    Тем не менее, родители на свободном выгуле действительно могут быть теплыми и отзывчивыми к своим детям, но просто считают, что детям нужно предоставить больше свободы и автономии ​34​ .

    См. также: Что делать, если родители не согласны с воспитанием детей

    Скачать Типы стилей воспитания (pdf)

    Ссылки

    1. 1.

      Баумринд Д. Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Genet Psychol Monogr . 1967;75(1):43-88. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6032134

    2. 2.

      Maccoby EE, Martin JA. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В: Справочник по детской психологии . Социализация, личность и социальное развитие. ; 1983:.

    3. 3.

      Понг Слинг, Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: взгляды из США и Тайваня. Международный журнал поведенческого развития . Опубликовано в Интернете 6 ноября 2009 г .: 62–72. дои: 10.1177/0165025409345073

    4. 4.

      Дарлинг Н., Стейнберг Л. Стиль воспитания как контекст: интегративная модель. Психологический бюллетень . 1993;113(39):487-496.

    5. 5.

      Баумринд Д. Различие между конфронтационными и принудительными видами родительской власти и дисциплинарными методами. Человеческое развитие . Опубликовано в Интернете 2012: 35-51. дои: 10.1159/000337962

    6. 6.

      Микликовска М., Хурме Х. Демократия начинается дома: демократическое воспитание и поддержка подростками демократических ценностей. Европейский журнал психологии развития . Опубликовано в сети 28 июня 2011 г.: 541-557. дои: 10.1080/17405629.2011.576856

    7. 7.

      Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532

    8. 8.

      Spera C. Обзор взаимосвязи между методами воспитания, стилями воспитания и школьной успеваемостью подростков. Educ Psychol Rev . Опубликовано в Интернете в июне 2005 г .: 125–146. doi: 10.1007/s10648-005-3950-1

    9. 9.

      Нярко К. Влияние авторитетного стиля воспитания на успеваемость подростков. АСМС . Опубликовано в Интернете в сентябре 2011 г .: 278–282. doi:10.5251/ajsms.2011.2.3.278.282

    10. 10.

      Стрейдж А, Брандт Т.С. Авторитетное воспитание и академическая адаптация и успех студентов. Журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете 1999: 146-156. дои: 10.1037/0022-0663.91.1.146

    11. 11.

      McClun LA, Merrell KW. Взаимосвязь воспринимаемых стилей воспитания, локуса ориентации на контроль и самооценки среди учащихся младших классов. Психологическое ШС . Опубликовано в Интернете в октябре 1998 г .: 381–390. https://psycnet.apa.org/record/1998-12495-009

    12. 12.

      Рэнкин Уильямс Л., Дегнан К.А., Перес-Эдгар К.Е. и др. Влияние поведенческого торможения и стиля воспитания на интернализацию и экстернализацию проблем с раннего детства до подросткового возраста. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете 12 июня 2009 г .: 1063–1075. doi: 10.1007/s10802-009-9331-3

    13. 13.

      Rothrauff TC, Cooney TM, An JS. Вспомнил стили воспитания и приспособления в среднем и позднем взрослом возрасте. Журналы геронтологии, серия B: психологические науки и социальные науки . Опубликовано в Интернете 1 января 2009 г .: 137–146. doi:10.1093/geronb/gbn008

    14. 14.

      Ньюман К., Харрисон Л., Дашифф С., Дэвис С. Взаимосвязь между стилями воспитания и рискованным поведением в отношении здоровья подростков: интегративный обзор литературы. Rev Latino-Am Enfermagem . Опубликовано в Интернете в феврале 2008 г .: 142–150. doi:10.1590/s0104-11692008000100022

    15. 15.

      Зейнали А., Шарифи Х., Энаяти М., Асгари П., Паша Г. Посреднический путь между стилями воспитания, стилями привязанности и саморегуляцией при склонности подростков к зависимости. J Res Med Sci . 2011;16(9):1105-1121. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22973379

    16. 16.

      Джексон С., Хенриксен Л., Фоши В.А. Индекс авторитетного воспитания: прогнозирование рискованного для здоровья поведения среди детей и подростков. Поведение в области санитарного просвещения . Опубликовано в Интернете в июне 1998 г .: 319–337. дои: 10.1177/10

      19802500307

    17. 17.

      Smith JD, Dishion TJ, Shaw DS, Wilson MN, Winter CC, Patterson GR. Принудительный семейный процесс и раннее начало проблем с поведением в возрасте от 2 лет до поступления в школу. Дев-психопат . Опубликовано в Интернете 2 апреля 2014 г .: 917–932. doi:10.1017/s0954579414000169

    18. 18.

      Мартин Г., Уэйт С. Родительская привязанность и уязвимость к подростковому самоубийству. Acta Psychiatr Scand . Опубликовано в Интернете, апрель 1994 г .: 246–254. doi:10.1111/j.1600-0447.1994.tb01509.x

    19. 19.

      Баумринд Д. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности . Опубликовано в Интернете, февраль 1991 г .: 56–95. дои: 10.1177/0272431691111004

    20. 20.

      Wolfradt U, Hempel S, Miles JNV. Воспринимаемые стили воспитания, деперсонализация, тревога и совладающее поведение у подростков. Личность и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в феврале 2003 г .: 521–532. doi:10.1016/s0191-8869(02)00092-2

    21. 21.

      Стейнберг Л., Дорнбуш С. Этнические различия в достижениях подростков: экологическая перспектива. Американский психолог . 1992;47(6):723-729.

    22. 22.

      Чао РК. За пределами родительского контроля и авторитарного стиля воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, август 1994 г .: 1111. дои: 10.2307/1131308

    23. 23.

      Гарсия Ф., Грасия Э. Всегда ли авторитетный стиль воспитания является оптимальным? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст . 2009;44(132):101.

    24. 24.

      Чао РК. Воспитание матерей-иммигрантов из Китая и европейского происхождения. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете, март 2000 г .: 233–248. дои: 10.1016/s0193-3973(99)00037-4

    25. 25.

      Чен С., Дун Ц., Чжоу Х. Практика авторитарного и авторитарного воспитания, социальная и школьная успеваемость китайских детей. Международный журнал поведенческого развития . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1997 г .: 855–873. дои: 10.1080/016502597384703

    26. 26.

      Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, октябрь 1992 г .: 1266. дои: 10.2307/1131532

    27. 27.

      Pratt MW, Kerig P, Cowan PA, Cowan CP. Матери и отцы, обучающие трехлетних детей: авторитетное воспитание и поддержка взрослых в обучении маленьких детей. Психология развития . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1988 г .: 832–839. дои: 10.1037/0012-1649.24.6.832

    28. 28.

      Polderman TJC, Benyamin B, de Leeuw CA, et al. Метаанализ наследуемости человеческих черт на основе пятидесятилетних исследований близнецов. Нат Жене . Опубликовано в Интернете 18 мая 2015 г .: 702–709. дои: 10.1038/ng.3285

    29. 29.

      Landry SH, Smith KE, Swank PR. Отзывчивое воспитание: создание ранних основ социальных, коммуникативных навыков и навыков самостоятельного решения проблем. Психология развития . Опубликовано в Интернете в июле 2006 г .: 627–642. дои: 10.1037/0012-1649.42.4.627

    30. 30.

      Локк Д.Ю., Кэмпбелл М.А., Кавана Д. Может ли родитель сделать слишком много для своего ребенка? Изучение профессионалами в области воспитания концепции чрезмерного воспитания. Aust j guid counts . Опубликовано в Интернете в декабре 2012 г.: 249-265. doi:10.1017/jgc.2012.29

    31. 31.

      ЛеМойн Т., Бьюкенен Т. ИМЕЕТ ЛИ ВАЖНОСТЬ «ВАРЕНИЕ»? ВЕРТОЛЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ. Социологический спектр . Опубликовано в Интернете в июле 2011 г .: 399–418. дои: 10.1080/02732173.2011.574038

    32. 32.

      Оденвеллер К.Г., Бут-Баттерфилд М., Вебер К. Исследование родительского воспитания, семейной среды и результатов отношений для миллениалов. Коммуникационные исследования . Опубликовано в Интернете 28 июля 2014 г .: 407–425. дои: 10.1080/10510974.2013.811434

    33. 33.

      Kim SY, Wang Y, Orozco-Lapray D, Shen Y, Murtuza M. Существует ли «тигровое воспитание»? Профили родителей американцев китайского происхождения и результаты развития подростков. Азиатско-американский журнал психологии . Опубликовано в Интернете 2013: 7-18. дои: 10.1037/a0030612

    34. 34.

      Пиментел Д. Преступное пренебрежение детьми и ребенок на свободном выгуле: чрезмерная забота родителей о новом стандарте ухода. Обзор законов штата Юта . 2012; 2012 (947). https://ssrn.com/abstract=2257332

    О Памеле Ли

    Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

    Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

    Страница не найдена — Parenting For Brain

    Мы не нашли сообщения для этого URL.

    Последние сообщения

    | Как разорвать цикл травмы | Как исцелиться от детской травмы | Что такое травматический цикл? Травматический цикл – это передача последствий детской травмы от поколения к поколению внутри семьи. Травмы вызваны неблагоприятным детским опытом (ДВС) и могут передаваться по наследству несколькими путями, в том числе …

    Подробнее о 7 советов, как разорвать порочный круг травм поколений

    | Как социальные сети влияют на самооценку подростков | Как защитить подростков | В развитых странах почти все подростки (94%) используют платформы социальных сетей, такие как Instagram, Snapchat и Facebook​1​. Это стало частью жизни подростков, и они проводят так много времени в социальных сетях каждый день. Многие родители подростков …

    Узнайте больше о том, как социальные сети влияют на самооценку подростков и как защитить своего ребенка

    | Экстренная помощь | Бесплатные услуги / Онлайн / Горячая линия | Бесплатная терапия государством | Мы нуждаемся в твоей помощи! Хотя получить информацию в Интернете легко, она не может полностью заменить профессиональную помощь. Терапия может быть дорогой, и многие люди могут думать, что они не могут себе ее позволить или не хотят нести расходы. Однако варианты …

    Подробнее о бесплатной терапии в США

    | Примеры детской травмы | Признаки детской травмы у взрослых | Другие признаки жестокого обращения с детьми | Долгосрочные эффекты | Что такое детская травма Детская травма относится к опасным переживаниям в детстве, которые превышают способности человека справляться с ситуацией и приводят к неадекватному поведению. Травма не ограничивается одним катастрофическим событием. Можно …

    Подробнее о 8 признаках детской травмы у взрослых

    | Причины | Эффекты | Что такое сдерживание эмоций Подавление или сдерживание эмоций — это подавление своих чувств, а не их открытое и честное выражение. Также известная как экспрессивное подавление (ES), это распространенная техника, используемая для регулирования сложных эмоций, таких как страх, гнев и печаль, или для сокрытия их от других. Это …

    Узнайте больше о причинах и следствиях накопления эмоций

    | Примеры | Причины | Эффекты | Как лечить | Что такое дезадаптивное совладание Неадаптивное совладание относится к стратегиям совладания или поведению, которые неэффективны, вредны или контрпродуктивны при преодолении стресса, невзгод или трудных ситуаций. В отличие от адаптивных копинг-стратегий, которые помогают людям эффективно справляться со стрессом и способствуют благополучию, неадаптивные копинг-стратегии …

    Подробнее о 21 примере неадекватного совладания и о том, как восстановиться

    | родитель с проблемами гнева | Влияние на детей | Препятствия управления гневом | Что делать | По своей сути гнев — нормальная эмоция, но он становится проблематичным, когда становится интенсивным, частым или, что наиболее важно, проявляется в поведении, таком как агрессия, избегание и отстранение.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *