Разное

Стихи для детей со звуком с: Стихотворения со звуком С —

Содержание

Звук С. Логопедические стихи, скороговорки и чистоговорки

Подборка материалов для развития речи со звуком С. Поможет сделать занятия с малышом увлекательными и веселыми, добавить игровой элемент.

Стихии

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.

Гусь искупался,
Но сухим остался.

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.

Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

Т.Ляхович

Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.

На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!

С осины осенней (С,Л)
Слетел лист последний.

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.

По А. Усачёву

Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

Стихи

для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Весеннее.(ц,с)

Цветут акации цветы,
И к солнцу тянуться листы.
Цветов так много на кустах,
Целует солнце их в уста.
Щебечут птицы звонко так,
Что сердце бьется песне в такт.
Птенцов выводят из яиц
И учат деток песням птиц.

Вернись, весна (с,сь,з,зь).

Весна, весна вернись скорей,-
Зима сурова для зверей.
Пусть снег сойдет, и злой мороз
Пусть не касается берез.

Весна в пути.(ж,ш,с)

Весна уж в пути – лежебока — снежок
Об солнечный лучик снежинки обжог.
От боли заплакал, ручьем убежал,
Подснежникам нежным он путь указал.
Весна уже ближе, уж скоро жара.
Ежихе с ежом вылезать уж пора.
Согрелся на солнце живот у ужа,
Жуки на лужайке жужжат и кружат.

Грозные грозы(з,зь,с).

Всем цветам грозятся грозы:
«Вас погубим мы с морозом».
И трясутся в страхе розы,
Хризантемы и мимозы.

Деревенская улица.(ц,с)

На улице солнце, мы смотрим в оконце,
Как ходит по улице пестрая курица,
Как умницы–овцы стоят у колодца
И льется водица у тонкого деревца.

Детский сад.(с,сь,ж,ш)

Листья кружат, листопад.
В сад сестру приводит брат.
И в дожди и в снегопад
Мамы в сад с детьми спешат.

Дождик.(ш,ж,с,сь)

Шлепал дождь по свежим лужам,
И сейчас сидит простужен.
Дождик ножки посуши
Где-нибудь в лесной глуши.

Дождливый день(ш,ж,с,сь)

Мокрая кошка на кресле лежит.
В будке промокшая Жучка дрожит.
Дождик, скорее все слезки пролей.
С солнышком нам и светлей и теплей.

Ежик.(ш,ж,с)

Жил на опушке лесной
Ежик под старой сосной.
Шишки ходил собирать,
Что бы с ежонком играть.

Ежик.(с,сь,ж,ш,з)

Спят и зайцы, спят и лисы,
Только ежик в лес пошел.
Красну ягодку и листик
На дорожке он нашел.
Дальше видит — что такое?-
В луже звездочка лежит.
Что за чудо голубое?
Надо листиком прикрыть.
Только утром под листочком
Ежик солнышко нашел.
Ничего-то он не понял,
Рассмеялся и ушел.

Желтый жук.(ж,ш,з,с,сь)

Желтый жук жужжит, бедняжка,
Что ему живется тяжко;
На березке, на осинке –
Западни из паутинки.

Жилет для журавля (ж,ш,с)

К журавлю пришла жена,
Мужу молвила она:
«Я свяжу тебе жилет,
Будешь греться много лет.
Даже в холод будет жарко,
Потому, что мне не жалко
Рыжей шерсти с желтой ниткой,
Что напрядена улиткой.
Живо будешь ты в жилете
Жаб ловить и мне ,и детям».

Жук и лягушка.(ш,ж,с)

Жук купил лягушке
Желтые подушки,
А жуку лягушка
Подарила сушки.
Спит теперь лягушка
На больших подушках,
А жучек и мушка
С медомсъели сушки

Зайка(с,з,ш)

Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Не нашел он ни волнушки,
Ни горькушки ни серушки,
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

Зебра (з,зь,с,сь).

Зебра ногу занозила:
На змею как наступила,
А змея-то рассердилась,
По земле-то зазмеилась.
Зебра сильно испугалась
Через заросли помчалась.
Много сучьев обломила
И занозу засадила.
Слезы капают на землю.
Кто поможетэтой зебре?

Котенок(ш,ж,с,сь)

Котенок – чуть больше наперстка,
На брюшке — пушистая шерстка,
И рыжие счерным полоски
Со спинки уходят на хвостик.

Кошка у кассы. (ш,ж,с,сь,з)

Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочектворожный.

Кошки.(с,сь,ш,ж)

На окошке свесив ножки,
Целый день болтали кошки,
Что у рыжих ,у котов
Больше пышных нет хвостов;
Что ушли куда-то мыши,
А куда- никто не слышал;
Что с утра на лужах лед-
Позже солнышко встает;
И что ножки бедных кошек
Очень мерзнут без колошек.
Тяжела кошачья жизнь-
Спи, мурлыкай , ешь, лежи.

Лиза(з,зь,с).

Лиза свитер довязала
И, надев его, сказала:
«Я вывязывала розы,
Чтоб не злились вы, морозы.
Раз морозы – дети зим,
Мы их розами сразим!»

Лисьи сказки (с,сь,з,зь,)

Раз проведала лиса,
Где свиная колбаса.
Старый сторож у сарая
Смотрит в лес, с тоски зевая.
Но не дремлет молодой –
Гонит в лес лису долой.
А лиса, хвостом играя,
С ходу сказку сочиняет,
Что танцуют в ста шагах
Сто красавиц в жемчугах.
Кто подсмотрит танцы эти,
Сможет вечно жить на свете…
Сторож ,позабыв посты,
Смело ринулся в кусты,
А лиса сквозь лес косматый
Колбасу несет лисятам!

Лягушка.(ш,с,сь)

Весною лягушка сидит в камышах,
За мошкою смотрит она ,чуть дыша.
И только кувшинки в озерной глуши
Лягушкины вздохи услышат втиши.

Мышь с мышонком.(ш,ж,с,сь,з)

Зашептала тихо мышь:
«Что ж, сыночек, ты не спишь?»
«Я дрожу,- сказал он мыши,-
Шум в лесу я страшный слышу».
«Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик»,- шепчет мышь.

Лягушка Маша.(ш,ж,с,з)

Еж с еженком Пашей
В гости шел к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ежиков встречает.

Лягушкино брюшко.(ш,ж,с)

В камыше желтело брюшко
У лягушки у квакушки.
В шестером решили мушки
Жить под носом у старушки.
Доживали эти мушки
В желтом брюшке у лягушки.

Новый год(с,сь,з,зь).

Новый год проспал под елкою
Лето, осень и весну,
Весь зарос ее иголками,
Закатился под сосну.
Дед Мороз порою зимнею
Еле соню отыскал,
Долго тряс и звал по имени,
Да на силу растолкал.
И по снегу по искристому
К ним идет сама Зима
И со звездами лучистыми
Новый год несет в дома.

Нож ежа(с,сь,ш,ж)

Затупился нож ежа,
Плачет ежик без ножа.
Поточить ежовый нож
Попросил колючий еж
Заточили старый ножик,
Очень радовался ежик.

Про мышей.(ш,с,з)

В тишине шептали мышки,
Что мышата больше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке,
А не бегать за мышами,
Не шуршать бы камышами.
Но от шепота мышей
Вся у кошки встала шерсть.
Шевелит она ушами:
«Не пора ли за мышами?»
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

Пастушок(с,ш)

Саша – лучший пастушок.
Он берет с собой рожок
Сумку из рогожки
С миской, сушкой, ложкой.

Пушок и снежок.(ш,ж,с)

Кот Пушок и пес Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пес -на солнышке лежал.

Рассвет(с,з)

Солнце ясноглазое
встало ото сна,
А навстречу Зоренька,
Да красным-красна.
Но в леса тенистые
не струится свет,
Робко разгорается
розовый рассвет.
Он румянит бледные
лица у берез,
И береста светится
от корней до кос.

Смешинка.(ш,с,сь,ц,з)

Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Все-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то не беда.

Сова (с,сь,з,зь)

Спит сова на старой ели –
Все в лесу ей надоели.
Снег засыпал стайку сосен –
Это вовсе вам не осень.
Знать зима в права вступила,
Вот сова и загрустила.

Совы.(ш,с,сь)

На макушке старой ели,
На сухом суку сидели
Две подружки, две совы,
Две большие головы.

Сон–трава(с,сь,з,зь).

Всех замучила зевота,
Песни петь нам не охота,
Спят и мысли и слова,-
Всех сморила сон-трава.

Сорока(с,сь,з).

Всем сорока сорок раз
Повторила свой рассказ,
Как гнездо в лесу свила,
Как яйцо в гнездо снесла.

Сороконожка(ш,ж,с,з,зь)

В «Пассаже» босоножки
Брала сороконожка-
На каждую на ножку
По желтой босоножке.
Еще взяла застежки
Детишкам на сапожки.
А нашей кошке Пушке –
Пуховые подушки.

Сосны (с).

Ласковым солнцем согреты,
В острые иглы одеты,
Сосны стоят у сколы,
Светятся глазки смолы.

Старый пес (с,сь,з,ц)

Старый пес сует свой нос
В подошедший сена воз.
Сохло сено на лугу –
Много запахов в стогу:
Запах солнца, запах роз,
Красных листьев и стрекоз.

Стрекоза(з,зь,с).

На березе стрекоза-
Изумленные глаза.
Тельце — словно бирюза,
Крылья – светлая слеза.
«Стрекоза, а стрекоза!
Ты с березы то слезай.
А не то придет гроза,
Забодает, как коза».

Три старушки(с,сь,з,ш,ж)

Вышел мишка на опушку,
Там волшебная избушка,
Три веселые старушки
В ней с утра пекут ватрушки.
Тут из леса вышли лоси-
Угостить ватрушкой просят,
А за ними волк с лисой,
Ежик, белка и косой.
И у всех лесных зверюшек
По гостинцу для старушек.
Еж – лукошечко волнушек,
Белка им грибочки сушит,
Мишка — дров, бересты — лось,
Волк с лисой – пушнины воз,
А зайчишка — серый хвост-
Шерстяную шаль принес.
В шаль старушка нарядилась-
И в девчушку превратилась.

Ужи и жабы.(ж,ш,с,сь)

Три доверчивых ужа
Пили чай у старых жаб.
Меж собой шептались жабы:
«Кабы съесть бы нам ужа бы!
Долго б сыты были мы,
И под кроною сосны
Мы б толстели, хорошели
И в густой траве кишели».
Их услышал старыйуж
И подумал: «Что за чушь?
Мы б давно всех жаб поели,
Если б дружбы не жалели
И обиделись ужи,
И отдельно стали жить.
Жабы долго извинялись,
Но ужи не возвращались.

Усы.(ш,ж,с,з)

У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

Шишки (ш,с,сь)

На опушке плачут шишки:
«Нас сшибают ребятишки:
И девчушки и мальчишки,
И сестренки, и братишки».

Щенок и птичка.(щь,чь,ж,ш,с,з)

Щебечет птичка для щенка.
И черный нос дрожит, пока
Звенит пичужкин голосок,
Так нежен, чист и так высок!
Щенок в восторге: для него
Звучит такое волшебство!
О, никогда не сможет он
Нарушить песни этой звон.
И птичка рада: повстречала
Она любителя вокала.

Чистоговорки

Ся-ся-ся — вот морковка вся.
Си-си-си — в тине караси.
Се-се-се — волк идёт к лисе.
Сё-сё-сё — вот и лето всё.
Ась-ась-ась — вот уплыл карась.
Ось-ось-ось — у болота лось.
Усь-усь-усь — я играть учусь.
Ись-ись-ись — ты играть учись.

Са-са-са — хитрая лиса.
Со-со-со — катим колесо.
Су-су-су — я коня пасу.
Сы-сы-сы — длинные усы.
Ас-ас-ас — мы купили квас.
Ос-ос-ос — любопытный нос.
Ус-ус-ус — у Лены много бус.
Ис-ис-ис — я играл на бис.

  • Стихи и сказки Корнея Чуковского для детей
  • Стихи и сказки Самуила Маршака для детей
  • Стихи С. Михалкова для малышей и школьников
  • Стихи Эдуарда Успенского для детей

Спасибо за чтение! Вам понравилось?

1 НРАВИТСЯ

512

Стихи для автоматизации звуков (Васина А.В.) | Картотека по логопедии (старшая группа) на тему:

Стихи на букву (звук) — Ж.

 

 

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Тут ежата у ежа. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Как-то уж пришёл к ежу.

жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне  ежаток  покажи. 

жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Уж  уходит от ежа.

 

жи-жи-жи, жи-жи-жи

В нашем доме этажи.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

жа-жа-жа,  жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

же-же-же,    же-же-же

На  каком я этаже?

Жадина

Жадину я ни о чём не прошу.

В гости я жадину не приглашу.                 

Не выйдет из жадины друга хорошего,

даже приятелем не назовёшь его.

 Я. Аким.

 

***

Жужелица прибежала,

На жужжалочку нажала.

Жужжалочка зажужжала –

Жужелица убежала.

 

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.

 

 ***

Раз шажок, два шажок,

левый, правый сапожок.

Я учу Алёшку

топать понемножку.

Г. Лагздынь.

 

***

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжёлый на жуке кожух.

Е. Благинина.

 

***

Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

Рыжебокая лисица

Тоже хочет поживиться.

Призадумалась кума:

У ежей иголок тьма.

Е. Сирота.

 

***

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот,

Может, миска подползет?

 

Семейка

Мышка в кружечке зелёной

наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось —

ни крупинки не осталось!

С. Маршак.

 

Стихи на букву (звук) — Ш.

 

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

 

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

 

***

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

 

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

 

***

Шепчет кошке петушок:

—   Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

—   Шаг шагнёшь — и откушу!

 

***

Школьник, школьник, ты силач:

шар земной несёшь, как мяч.

Мышонок и Мышь

Мышонку шепчет мышь:

— Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

А. Капралова.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

 

Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

—  Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка — хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Е. Петрищева.

 

Шарфик

Шёл я лесом и боялся…

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

— Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру.

 

***

Шорох, шептанье,

шумок под окном,

шлёпанье   лёгкое…  

Кто   это — гном?

Шшш! Там за шторами, возле окна

шустрым мышонком шуршит тишина.

В. Лунин.

 

Стихи на букву (звук) — Л.

*** 

лы-лы-лы, лы-лы-лы

забивали мы голы,

лу-лу-лу, лу-лу-лу

возле окон на полу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

не заметили стекла.

лу-лу-лу, лу-лу-лу

мы не били по стеклу,

ла-ла-ла, ла-ла-ла

только нет в окне стекла.

 

*** 

По глади оконной стекла

 тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

 и открыла один лепесток.

И. Беляков.

 

***

Белым-бело! Белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село

— белым-бело, белым-бело!

В. Лифшиц

* * *

Посадил дед лук,

отрастил лук чуб.

Увидал лук внук,

оборвал луку чуб.

Удивительная штука:

слёзы капают — у внука!

 

* * *

Вот иголки и булавки

выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

молока они хотят.

 

 Белый цвет.

Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И. Токмакова.

  

 ***

Мама песню напевала,

Одевала дочку.

Одевала −•надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка−

Тоненькая строчка.

 

Мама песенку тянула,

Обувала дочку.

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки.

 

Мама песенку допела,

Мама девочку одела:

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила−

В садик дочку нарядила!

 

Вот какая мама−

Золотая прямо!

 

***

Белые лебеди

Белые лебеди             

в небе живут,             

по небу лебеди          

плавно плывут.

Белые перышки

вьются слегка.

Здравствуйте, лебеди

ОБЛАКА.

Л. Кудрявская.

 

Стихи на букву (звук) — Р.

 

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

 

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Рыба, рынок, рыжик, рысь.

 

Радуга.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.   

С. Маршак.

 

Верочка с Егоркой.    

У костра под горкой

Верочка с Егоркой.

Верочка с Егоркой

Твердят скороговорки.

Разговор у них проворный,

Быстрый и скороговорный:

 «Марширует офицер,

 Рапортует инженер,

 Разгорается костер», —

 Рады Вера и Егор.

 

Ворона.

 — Кар! – кричит ворона. – Кража!

Караул!  Грабеж!  Пропажа!

 

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку.

 

* * *

Потерялась буква Р.

Где? В трамвае, например.

Или мы её вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:

 — Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

В. Творогова.

 

* * *

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Л. Ульяницкая

 

* * *

Ружье, заряженное пробкой,

Ёрш подарил рыбешке робкой.

С тех пор драчливый черный рак

Не затевает с нею драк.

 Г. Сапгир.

 

* * *

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

 В. Лунин.

 

Стихи на букву (звук) — Т.

 

***

На двоих одна лопата,

И опять она у брата.

Брат копает, я стою,

Больше брата устаю.

В. Мусатов.

 

Пылесос.

Старший брат его привез

И включил в розетку –

И ожил вдруг пылесос,

Зарычал на Светку.

Б. Новосельцев.

 

***

Однажды,

Точнее когда-то и где-то

С голодным котом

повстречалась котлета.

Б. Заходер.

 

***

Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет,

Вот она его и точит.

В. Берестов.

 

***

Очень нарядные куклы у Светы,

Куклы помыты, куклы одеты.

Куклам одежду сшить Света сумела.

Вот что на кукол Света надела:

Шорты — на Нюту, кофту на Тату,

Свитер — на Лиду, пальто — на Нату,

Боты — на Тоню, туфли — на Вету,

Тапки — на Таню, кеды — на Свету.

И. Лопухина.

 

***

Весит слон

Триста тонн.

Тонна – ушко,

Тонна – ножка.

Вот так крошка!

Г. Цыферов.

 

***

Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали

Да ноги-то оттопали.

 

Путаница.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

К. Чуковский.

 

Два кота.

Жили-были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой серые коты.

Поднялись у них трубой серые хвосты.

Бились днем и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

С. Маршак.

 

Стихи на букву (звук) — Д.

 

да-да-да, да-да-да

—  Не ходи, Вадим, туда!

ду-ду-ду, ду-ду-ду

— Всё равно туда пойду,

ди-ди-ди, ди-ди-ди

—  Ты ж одетый, не ходи!

да-да-да, да-да-да

—  Ой, холодная вода!

де-де-де, де-де-де

—  Вот беда! Вадим, ты где?

ды-ды-ды, ды-ды-ды, —

только слышно из воды.

 

Моя, семья

Задам тебе задачу я.

Послушай, вот моя семья:

дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок, лад.

И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому,

два папы, два сыночка,

сестра, невестка, дочка,

а самый младший — я.

Вот моя семья.

 

 

Голуби летели

Голуби летели, на дубы присели.

На каждом из дубков по паре голубков.

Глянули вбок — ещё стоит дубок.

Пусть каждому будет дубок для насеста;

нет, одному не хватило места.

Сколько дубков? Сколько голубков?

В. Витка

 

Дуду

Вдоль по улице иду я

и в большую дудку дую!

— Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

я по улице иду!

 

Дождик

Хлынул дождик что есть сил

и  лентяя  разбудил.

Ка-ак лентяй зевнул

— сразу утонул!   

Г. Виеру

 

Доктор

Доктора не бойтесь, дети.

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я:

это мамочка моя!

Г. Виеру

 

***

Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу.

Один медведь

без дела бродит,

За что ни возьмётся —

Ничего не выходит.

Стыдно, Медведь,

работать не уметь!

И. Холин

***

Дятел, Дятел — наш приятель

дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя Дятел,

Для скворцов построить дом.

Г. Сатир

 

***

Всё понятно: добрый дождик

должен воду раздавать,

должен кисти взять художник,

чтобы дождик рисовать.

Б. Ахмадулина

Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием

Библиографическое описание:

Каримова, Н. В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием / Н. В. Каримова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 29-32. — URL: https://moluch. ru/th/1/archive/34/848/ (дата обращения: 06.10.2022).



Мама мне сказала: «В среду мы поедем к логопеду.

Будем звуки изучать, язычок учить «рычать» «.

Я подумал: » Ой-ой-ой! Что же будет там со мной?

Может, мне дадут таблетку?

Нарисуют йодом сетку?

Как «рычать » я научусь?

Логопеда я боюсь».

Но в ответ сказала мама,

Чтоб сомнения прогнал я.

Логопед ребятам друг,

Он для них спасенья круг.

Он таблетками не лечит,

Учит он красивой речи! »

И тогда ответил я:

«С логопедом мы друзья!

Безусловно, в эту среду

К логопеду я ПОЕДУ! »

Автор стихотворения Каримова Н. В.

Ваш малыш растет и каждый день радует новыми успехами. Вот уже и «трудный» звук научился выговаривать. Но поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Одним из этапов является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен учитывать возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности. Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей. Часто логопеды и воспитатели используют стихи для закрепления определенных звуков. В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту:

 выбрать слова с определенным звуком, например, со звуком РЬ.

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

(автор Каримова Н. В.)

 угадать, какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении.

Чудак Чук чернику ел,

Черным стать он захотел.

(автор Каримова Н. В.)

 предложить ребенку закончить строку словом с нужным звуком.

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему…..(тапки)

(автор Каримова Н. В.)

На этапе дифференциации звуков логопед и воспитатель также могут использовать стихотворения. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить «озорные звуки», а затем повторить стихи правильно. Например:

Мышонок тащит в норку

Сухую хлебную горку (корку).

(автор Каримова Н. В.)

Лежит Антон на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Заучивание стихотворений помогает развивать у детей не только память, но и чувство ритма, формировать темповую организацию высказывания, работать над развитием интонационной выразительности речи. Поэтому логопед может предложить ребенку наряду с проговариванием отхлопывать или отстукивать ритм стихотворения, проговаривать фразы под медленную музыку, под маршировку, изменять интонацию в зависимости от содержания текста. В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.

Мы с подружками играем

И картинки называем:

Рак, ракета, раскладушка,

Роза, радуга, ракушка,

Рыба, робот, пирожок.

Повтори и ты, дружок.

Рис.1. Опорные картинки к стихотворению Каримовой Н. В. «Игра»

На более поздних этапах работы можно предложить ребенку на выбор любые картинки, по которым малыш вспоминает и рассказывает полюбившиеся стихотворения. Творческий подход в работе логопеда помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Для практикующих логопедов, а также воспитателей и родителей я предлагаю свои авторские стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Р-Л

Что, трусишка, загрустил? —

Я у заиньки спросил.

— Я от волка убегал

И морковку потерял.

Л— Р

Плыл на лодочке Платон,

В речку он крошил батон.

Рыбы съели полбатона,

Славный завтрак от Платона!

Ш-

У Петруши каша есть,

Он не смог ее доесть.

Поделился с кошкой Машей,

Рада Маша вкусной каше.

Р-

Мудрый ворон из Парижа

Не хотел, как все, картавить.

Пригласил он логопеда

«эр» французский ему править.

Х —

Хома похудеть хотел,

Хлеб, халву хомяк не ел.

-Я-

Я иду с сестрой гуляю,

Громко ямы я считаю:

«Яма, яма, яма….Ой!»

Я пойду теперь домой.

-Л-

Еле-еле ела Лена,

Елка вырасти успела.

Р— Л

Мы копали огород,

Помогал нам в этом крот.

Он проделал это ловко,

Вырастет у нас морковка.

-К-

У Кати кот был необычный,

Кот лакал компот клубничный.

Ш-

Гоша вышел из сторожки,

Чтоб набрать себе морошки.

Долго по лесу бродил,

Ягод он не находил.

А когда нашел морошку,

Крикнул: «Я забыл лукошко».

-Ч-

Рисовали девочки

Кофточки и ленточки,

Вазочки, цветочки,

Заколочки, платочки.

J— ЛЬ

Ежевику ела Лена,

Ей малина надоела.

З-

Тузик отморозил лапки,

Зоя сшила ему тапки.

Ч-

Черепаха чует носом-

Чай разносят на подносах.

Л-

Я клубнику посадила,

Я клубнику подрастила.

Сорвала, помыла,

Ладу угостила.

Ш-

У Паши жила кошка,

Играла на гармошке.

А пес его Тимошка

Хлопал ей в ладошки.

Ж —

Жаба жадною была,

Жаба жадиной слыла.

Комаров и мошек жаба

Никому не отдавала.

С-

Катит Соня самокат.

Самокат купил ей брат.

Самокат хорош у Сони,

Теперь Соня всех обгонит.

Ш-

Наша Маша сшила мишке

Шубу, шорты и штанишки.

Л-Р

Перед зеркалом вертелась

Оленька трехлетняя.

Она платье примеряла

Кларочкино летнее.

Ш— С-Ж-З

Заказал жук у ежа

Для жены галошки.

Ежик сшил им, не спеша,

Новые сапожки.

ЛЬ-

Лежит в коляске лялечка,

Назвали ее Алечка.

Все Алечку жалели

И песенки ей пели.

З-Ж

Я сижу, весь день тужу.

Со звуком «Ж» я не дружу.

Медом я язык намажу,

Может, зажужжу я сразу.

Р-

Рано утром встал Егор

Мастерить себе забор.

Ц-

Для певца и для певицы,

Для царя и для царицы,

Для цыгана и девицы

Свяжет Циля рукавицы.

Р-Л

Шла по улице матрешка

И заслушалась немножко,

Как на ветке соловей

Зазывал к себе гостей.

Ш-

Кошка позвала подружку,

Петушка загнать в клетушку.

Ч-ТЬ

Шарик наш — любитель чавкать

И на Тему громко тявкать.

Р-

Нес сырок на урок

Сообразительный сурок.

Но не съест сырок сурок,

Пока не кончится урок.

РЬ-

Подарю Андрюшке я

Три карманных фонаря.

А Андрюшка мне подарит

Вкусный маковый сухарик.

Р-Л

Тарики-барики,

Испекла лиса сухарики.

Зайку пригласила,

Прощенья попросила.

Л-ЛЬ

Любила Полинка лесную малинку,

А рыжий Тимошка любил есть морошку.

Ч-

Я «Растишку» уплетаю,

Вырасти большим мечтаю.

Космонавтом стать хочу-

На Луну я полечу.

Занимательный речевой материал по закреплению в речи правильного произношения звуков поможет сделать процесс автоматизации увлекательным и эффективным, развить речевые и творческие способности ребенка, его коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 222с.
  2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб., Издательство «Союз», 2000.
  3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, — 239 с.: ил

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, вкусный маковый сухарик, заучивание стихотворений, звук, Лена, ребенок, стихотворение.

65 стихов для детей — Стихотворения для детей

Дети могут не интересоваться механизмами и методами написания стихов. Однако есть эффективный способ заинтересовать их поэзией. Ключ в том, чтобы читать им много стихов, написанных для детей. Во многих детских стихах рассказывается о вещах, которые интересуют детей, о том, что их может коснуться, например, опоздание на школьный автобус или обед в столовой. Смешные стихи лучше всего мотивируют детей писать собственные материалы. Если стихотворение о нижнем белье или жуках вызывает у них смех, они, скорее всего, разовьют любовь к поэзии даже в раннем возрасте.

Все виды стихов для детей

Сортировать по