Разное

Стереотипные движения у детей: Стереотипное поведение у детей с аутизмом

Стереотипное поведение у детей с аутизмом

Детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) привлекают однообразные, повторяющиеся действия — стереотипии. О том, как правильно выстраивать взаимодействие с ребенком в таких ситуациях, рассказывает Елена Баенская, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики.

И в горе, и в радости

Повторяемость и ограниченность действий и интересов ребенка — один из основных критериев для диагностики расстройств аутистического спектра. Стереотипное поведение, как правило, идет рука об руку с трудностями во взаимодействии с окружающими.

Стереотипность проявляется в стремлении к однообразию и постоянству, причем не только в собственных действиях ребенка. Он также настойчиво требует неизменности окружающего мира, плохо воспринимает новизну и перемены в привычных ритуалах взаимодействия с другими людьми.

Внешне в поведении самого ребенка чаще всего встречаются двигательные (моторные) стереотипии: бег по кругу, раскачивания, кружение, хождение и пробежки на цыпочках, взмахи руками и потряхивание ими перед глазами, верчение пальцами, прыжки на прямых ногах. Такие повторяющиеся движения становятся заметны уже в раннем возрасте и сохраняются в более старшем.

Стереотипные движения усиливаются в ситуациях тревоги, беспокойства или, напротив, радости — то есть при сильных негативных или позитивных переживаниях ребенка.

Интенсивность и частота таких движений зависит от глубины аутистического расстройства. В более легких случаях они могут возникать эпизодически или даже отсутствовать.

Ритуалы в играх и в повседневной жизни

Кроме моторных стереотипий, часто встречаются повторяющиеся действия с предметами, которые не имеют видимого практического или игрового смысла, но при этом захватывают ребенка, который стремится многократно получить и воспроизвести в неизменном виде одни и те же впечатления.

Это могут быть простые манипуляции неигровыми и игровыми предметами. Ребенок может ими трясти, перебирать, стучать, облизывать, подносить к носу или глазам, постоянно держать в руках одинаковые предметы (палочки, крышечки, мелкие игрушки), выстраивать ряды или другие однотипные конструкции. Монотонный характер приобретают и элементы игры: например, катание машинки и наблюдение под определенным ракурсом за вращением ее колес. Стереотипность может наблюдаться и в манипуляциях с пластилином, в рисунках (замазывание листа; бесконечное рисование полосок; заполнение листа одними и теми же цифрами, буквами, знаками, словами или рисунками).

Так же однообразно ребенок может повторять различные звуки, слова и фразы (цитаты или их обрывки из мультфильмов, песен, стихов, рекламы), стереотипные навязчивые вопросы, которые часто не связаны с конкретной ситуацией. Стереотипность в использовании речи проявляется и у хорошо говорящих детей, которые многократно повторяют одни и те же монологи.

Чрезмерная однообразность характеризует и особые пристрастия, интересы ребенка, которые могут сохраняться в неизменном виде довольно долго. Они тоже проявляются по-разному: «застревание» на ощущениях от бликов, движения, мелькания, переливания воды, звучания, фактуры поверхности; особый интерес к геометрическим формам, цветам, цифрам, календарям, картам, схемам; захваченность какой-то темой (например, стойкий интерес к бабочкам, динозаврам, роботам, транспорту, шахматным партиям, стихийным бедствиям). При этом ребенок сам накапливает знания по привлекающей его теме, но они остаются как коллекция, не используемая в реальной жизни.

Стереотипные действия и увлечения ребенка — это форма аутостимуляции (самостимуляции), с помощью которой он себя тонизирует и защищает от дискомфортных, непредсказуемых воздействий окружающего мира.

Захваченность ребенка какими-то избирательными впечатлениями, действиями может сменяться другими такими же стойкими пристрастиями. От них трудно отвлечься, ребенок может игнорировать попытки взрослого превратить их в игру или исследовательскую активность с какими-то новыми подробностями.

Отказ от нового в пользу привычного

Наряду со стремлением к постоянству другая сторона стереотипного поведения — протест против вариаций, новизны, стремление сохранить и поддержать в неизменном виде ближайшее окружение и сложившиеся ограниченные формы взаимодействия с ним (ритуалы бытовых навыков, общения с близкими, распорядка дня, последовательности привычных событий).

Это может проявляться избирательностью в еде, трудностями переодевания, нежеланием менять привычный маршрут прогулки, обстановку в квартире, отказом от поездок (например, на дачу и обратно).

При взаимодействии с близкими ребенок может болезненно переживать и не принимать малейшее изменение сложившихся ритуалов общения, требовать наличия привычных атрибутов и последовательности действий, одних и тех же формулировок и реплик взрослого.

Изменения вызывают у ребенка с РАС негативные переживания: нарастание тревожности и страха, выраженный дискомфорт, отчаяние, расстройство, гнев. Это приводит к срывам, агрессии и самоагрессии, проявлениям протеста, большему уходу от контакта и погружению в аутостимуляцию.

Чтобы этого не происходило, родителям важно поддерживать привычную обстановку и налаженные формы взаимодействия с ребенком. Через увеличение эмоциональной выносливости, заинтересованности и активности в контакте с близким взрослым он может постепенно осваивать и проживать новые впечатления, менять свои привычки, развивать гибкость в отношениях с окружающими.

  

Беседовал Игорь Александров

Фото: Pexels, Unsplash

Стереотипия: двигательная и речевая у детей и взрослых

Стереотипия — это состояние, при котором человек совершает бесцельные повторяющиеся движения, мешающие нормальной деятельности и иногда травмирующие его самого.

Действия при стереотипии могут быть простыми (раскачивание из стороны в сторону) и сложными (марширование), простые стереотипные движения более распространены. Также стереотипии могут быть речевыми или невербальными, направленными на предмет, объект или самого себя, затрагивать мелкую или крупную моторику.

Для стеореотипий типична манифестация в раннем детском возрасте, чаще всего они встречаются у детей с расстройством аутического спектра (РАС), умственной отсталостью, сенсорной депривацией, нарушениями зрения, однако могут проявляться и при нормальном развитии, сохраняясь во взрослом возрасте. Стереотипии также могут наблюдаться при психических расстройствах (шизофрения), генетических заболеваниях, дистониях, фокальной эпилепсии, лобно-височной деменции.

Повторения одних и тех же действий (стереотипии) могут быть двигательными (раскачивания, взмахи руками, подпрыгивания, ритмичные сгибания пальцев, кусание ногтей/губ, кивание головой), зрительными (частое моргание, длительное наблюдение за перемещающимися объектами — транспортом, каплями воды), речевыми (повторение слов, фраз, цитат, звуков), поведенческими (соблюдение неких ритуалов), ритмическими (скандирование стихотворений, выкладывание орнаментов из мелких предметов, игрушек, листание страниц книги), тактильными (частое мытье рук, потирание ладоней, царапанье кожи), самоагрессивными (щипание себя, укусы, удары об стену или пол) и др.

Стереотипии часто путают с тиками, но это не одно и то же. Стереотипии, как правило, начинают проявляться до 3 лет ребенка, могут длиться от нескольких секунд до нескольких минут и полностью отсутствуют во время сна, для них характерны поведенческие паттерны, в процесс вовлечены кисти рук, руки, голова, все тело, стереотипии ритмичны и продолжительны, быстро прекращаются, если ребенка отвлечь (например, окликнуть). Тики могут начать проявляться в 5–7 лет, чаще всего затрагивают глаза, лицо, голову, плечи, для тиков характерны предвестники (неприятные ощущения в теле, покалывание или зуд кожи, жжение в глазах, жжение в мышцах).

Причины стереотипии

Причины стереотипии окончательно не установлены, их патофизиология еще изучается, однако исследования показали, что примерно у 25% детей, склонных к повторению одних и тех же действий, в семейном анамнезе были двигательные или другие стереотипии, что, возможно, указывает на генетическую предрасположенность к этому состоянию. Кроме предположений о влиянии генетики, существуют и гипотезы о роли структурных аномалий мозга или нарушений его функции, нейрохимических и психологических факторов, факторов окружающей среды.

Точно известно, что стереотипии могут усугубляться или учащаться, если ребенок находится в состоянии стресса, беспокойства, возбуждения, устал или полностью поглощен какой-либо деятельностью. А, например, тяжесть и частота двигательных стереотипий при РАС коррелирует с тяжестью заболевания.

Когда при стереотипии необходимо обратиться к врачу?

К врачу необходимо обратиться при наличии признаков стереотипии: повторяющихся бесцельных движениях. При угрозе самоповреждения необходима срочная помощь.

На данный момент доказанно эффективного медикаментозного лечения стереотипии не существует. В ряде случаев снизить проявление этого симптома помогает когнитивно-поведенческая терапия. Однако она не подходит детям раннего возраста, поскольку требует активного включения ребенка в процесс лечения (понимания просьб или рекомендаций врача и следования им). Родителям предлагается обеспечить безопасность ребенка в домашних условиях, чтобы снизить риск получения травм.

К каким врачам обращаться по поводу стереотипии?

Для определения причин возникновения стереотипии, диагностики состояния и лечения необходимо обратиться к педиатру, психотерапевту, психиатру.

Автор:


Амеличева Алена Александровна

медицинский редактор

Дата публикации: 21 Октября 2022

Первичные (неаутичные) моторные стереотипы | Детская неврология Джона Хопкинса

Поиск Медицина Джона Хопкинса

 

Центр двигательных стереотипий Джона Хопкинса оценивает и лечит детей с первичными двигательными стереотипиями (которые возникают у детей, которые в остальном развиваются нормально). Хотя лекарств, которые эффективно лечили бы первичные двигательные стереотипы, не существует, было показано, что поведенческая терапия (реверсия привычки) может быть полезной. Под руководством доктора Харви Сингера наша команда также проводит клинические исследования, чтобы лучше понять причины и разработать новые методы лечения. До тех пор наш подход заключается в том, чтобы информировать семьи об этом расстройстве, которое вряд ли негативно повлияет на повседневную домашнюю, школьную или социальную жизнь ребенка.

Если у вашего ребенка наблюдаются стереотипные движения без других признаков отклонения в развитии, возможно, у него первичное двигательное стереотипное расстройство. Посетите педиатра, чтобы исключить другие причины. Если у вашего ребенка уже было диагностировано двигательное расстройство, наша команда может предложить второе мнение.

 

Запись на прием:

667-205-4285

 

О моторных стереотипах

Моторные стереотипии, также известные как стереотипное двигательное расстройство, представляют собой ритмичные, повторяющиеся, фиксированные, предсказуемые движения, возникающие у детей. Примерами первичных двигательных стереотипий являются взмахи и взмахи руками, взмахи руками, кивание головой и раскачивание вперед и назад. Обучающая поведенческая терапия, проводимая родителями, может помочь в лечении первичных двигательных стереотипий у детей.

Узнать больше

 

Исследования и клинические исследования

Было проведено небольшое количество исследований двигательных стереотипий у нормально развивающихся (неаутичных) детей. Наша исследовательская группа под руководством доктора Харви Сингера проводит несколько клинических исследований с участием детей и взрослых с первичными двигательными стереотипиями. Знания, полученные в результате этого исследования, позволят нам лучше понять причины и основной механизм расстройства, а также разработать новые методы лечения. Мы также надеемся предоставлять точную и актуальную информацию пациентам, семьям и лицам, осуществляющим уход, благодаря результатам исследований.

Наша команда благодарна Фонду Несбитта-МакМастера в Канаде за щедрый дар, благодаря которому это исследование стало возможным.

  • Цель исследования : Основная причина двигательных стереотипий неизвестна; однако положительный семейный анамнез выявляется у 20% пациентов. В этом исследовании мы используем тестирование всего экзома на ДНК, выделенной из слюны, для выявления возможных генетических аномалий. Это совместная работа с доктором Томасом Фернандесом, генетиком из Йельского университета.

    Право на участие : Участники могут быть любого возраста. Мы также ищем семьи, в которых есть более одного человека с первичными комплексными двигательными стереотипиями.

    Требования для участия:

    1. Ознакомительный телефонный скрининг – Скрининг проводится координатором исследования для подтверждения права на участие.
    2. Онлайн-формы. Перед предоставлением наборов слюны необходимо заполнить несколько онлайн-вопросников.
    3. Анализ слюны. Образцы берутся у обоих родителей и больного ребенка. Сбор образцов включает в себя сплев в предоставленную чашку и отправку по почте доктору Фернандесу (почтовые расходы предоставляются).
  • Цель исследования : Это исследование предназначено для оценки наличия сопутствующих заболеваний (СДВГ, ОКР, тревоги и т. д.) и качества жизни у взрослых со сложными двигательными стереотипиями.

    Право на участие : Участники должны быть старше 21 года и продолжать демонстрировать первичные сложные двигательные стереотипии.

    Требования к участию :

    1. Ознакомительный телефонный скрининг. Координатор исследования проверяет участника, чтобы определить, соответствует ли он критериям исследования.
    2. Онлайн-формы — различные анкеты предоставляются для заполнения онлайн — заполнение может занять до 90 минут
  • Если у вашего ребенка диагностированы или проявляются симптомы двигательных стереотипий, он или она может иметь право на участие в одном из наших клинических исследований. Участники получают бесплатное комплексное нейропсихологическое тестирование и небольшую стипендию.

    Исследования неинвазивны и требуют полдня, одного дня или двух дней, в зависимости от исследования.

    Для получения дополнительной информации отправьте электронное письмо по адресу [email protected].

  • Доктор Сингер является соавтором многочисленных исследовательских работ по двигательным стереотипиям и смежным темам.

    Посмотреть его исследование на PubMed.

кнопка возврата наверх

Моторные стереотипы | Johns Hopkins Medicine

Моторные стереотипы | Медицина Джона Хопкинса

Моторные стереотипии (также называемые стереотипными двигательными расстройствами)
ритмичные, фиксированные движения, которые как бы не имеют цели, но
предсказуемы по рисунку и расположению на теле.

Эти движения непроизвольны и обычно длятся от нескольких секунд до нескольких минут.
появляются несколько раз в день и связаны с периодами
поглощенность, волнение, стресс, усталость или скука. Эпизоды прекращаются, когда
человек отвлекается. Иногда их неправильно диагностируют как
обсессивно-компульсивные расстройства или тики.

Что тебе нужно знать

  • Стереотипы подразделяются на две группы: первичные и
    вторичной, в зависимости от наличия других поведенческих или
    неврологические находки.
  • Первичные двигательные стереотипии – это те, которые возникают у ребенка,
    в остальном развивается нормально.
  • Двигательные стереотипии, встречающиеся у детей с отклонениями в развитии.
    состояния, такие как аутизм, умственная отсталость или нарушение зрения или
    Нарушения слуха называются вторичными двигательными стереотипиями.

Типы двигательных стереотипий

Общий:
Эта категория не имеет четкого определения и может частично совпадать с очень распространенными
привычки у детей. Типичные двигательные стереотипии могут включать в себя такие действия, как
как сосание пальца, кусание ногтей или губ, закручивание волос, раскачивание тела,
самокусание, сжимание или скрежетание зубами и удары головой. Это поведение
обычно разрешаются в детстве, но некоторые могут сохраняться в молодом взрослом возрасте.

Кивание головой:
Дети с такой моторной стереотипией кивают головой из стороны в сторону.
в сторону (как бы сигнализируя «нет»), вверх-вниз («да») или плечом к плечу.
Кивание иногда сопровождается отклонением взгляда вверх или
движения рук или ног.

Сложные двигательные стереотипии (CMS):
Эти движения включают взмахи руками или ладонями, покачивание пальцами в
перед лицом, вращение или открытие и закрытие рук и пальцев
покачиваясь. Как правило, ребенок одновременно выполняет движение
билатерально (как с правой, так и с левой стороны). Движения часто
сопровождаются открыванием рта или позированием головы и часто выполняются
во время ходьбы или прыжков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *